Заседание № 238

24.04.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99030509-2 "О государственном регулировании деятельности по структурному реформированию оборонного промышленного комплекса Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1736 по 1794 из 4805
Пункт 11: законопроект "О государственном регулировании деятельности по         
структурному реформированию оборонного промышленного комплекса Российской       
Федерации". Пожалуйста, Мартин Люцианович.                                      
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему         
вниманию предлагается проект федерального закона "О государственном             
регулировании деятельности по структурному реформированию оборонного            
промышленного комплекса Российской Федерации". Он внесен в Государственную      
Думу депутатами Костиным, Поморовым, Сайфуллиным и другими. Законопроект        
принят в первом чтении 17 сентября 1999 года. Данный законопроект получил       
отрицательное заключение Правительства. Целый ряд положений законопроекта       
дублирует нормы действующих федеральных законов "О государственном оборонном    
заказе", "Об обороне", "О поставках продукции для федеральных государственных   
нужд" и других.                                                                 
                                                                                
Кроме того, установление особого режима налогообложения оборонного              
промышленного комплекса, предусматриваемое законопроектом, может                
регулироваться только в рамках Налогового кодекса Российской Федерации.         
                                                                                
Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям рекомендует   
вернуть законопроект к процедуре первого чтения и отклонить его.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы согласиться с мнением           
комитета и вернуть данный законопроект к процедуре первого чтения? Прошу        
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              266 чел.             59,1%                        
Проголосовало против           37 чел.              8,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    303 чел.                                          
Не голосовало                 147 чел.             32,7%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вернули к процедуре первого чтения.                                             
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу    
проголосовать. Мнение комитета - отклонить.                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за               21 чел.              4,7%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                     25 чел.                                          
Не голосовало                 425 чел.             94,4%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                

Заседание № 281

17.09.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О государственном регулировании деятельности по структурному реформированию оборонного промышленного комплекса Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3178 по 3439 из 4638
Возвращаемся к пункту 7 повестки дня. Вячеслав Андреевич Бойко докладывает      
законопроект "О государственном регулировании деятельности по структурному      
реформированию оборонного промышленного комплекса Российской Федерации".        
                                                                                
Пожалуйста, Вячеслав Андреевич, на трибуну, ваш доклад.                         
                                                                                
БОЙКО В.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.               
                                                                                
Уважаемые коллеги, известно, что основной научно-технический потенциал          
Российской Федерации сосредоточен в отраслях оборонного промышленного           
комплекса. Его переориентация на нужды всей экономики была и остается           
принципиально важной задачей государственной экономической политики. Однако     
практическая деятельность предприятий оборонного комплекса и государственная    
политика их реформирования в последние годы шли различными путями. В            
результате мы имеем известное всем критическое положение в отраслях ВПК.        
                                                                                
Темпы роста объема производства в 1998 году по сравнению с 1997 годом           
снизились на 4,4 процента. Из 1700 предприятий оборонного комплекса 400         
признаны неплатежеспособными. Их кредиторская задолженность возросла до 105,6   
миллиарда рублей. На 20 процентов снизились инвестиции в оборонный              
промышленный комплекс. Задолженность федерального бюджета перед исполнителями   
оборонного заказа составила на конец 1998 года 25,5 миллиарда рублей.           
                                                                                
Причин этого состояния много. Среди них ориентация на                           
формально-административные процедуры реформирования оборонного промышленного    
комплекса, а также затратная, оторванная от потребностей экономики финансовая   
составляющая этого реформирования.                                              
                                                                                
Учитывая это, в Комитете Государственной Думы по конверсии и наукоемким         
технологиям был подготовлен проект федерального закона "О государственном       
регулировании деятельности по структурному реформированию оборонного            
промышленного комплекса Российской Федерации". Он направлен в первую очередь    
на закрепление тех механизмов государственного регулирования реформирования     
оборонного промышленного комплекса, которые адекватны условиям рыночных         
отношений. При этом важная роль отводится стимулированию производства,          
основанного на платежеспособном спросе на продукцию этих предприятий.           
                                                                                
В соответствии с законопроектом центральным звеном государственной политики     
реформирования оборонного промышленного комплекса предлагается сделать          
политику государственного стимулирования спроса на его продукцию. Это           
касается как стимулирования деятельности организаций оборонной промышленности   
в области военно-технического сотрудничества России с иностранными              
государствами, так и стимулирования спроса на их конверсионную продукцию,       
работу и услуги.                                                                
                                                                                
В целях реализации этой политики предусмотрены механизмы финансирования         
целевых закупок, работ и услуг организаций оборонного комплекса. Здесь есть     
новые, нетрадиционные подходы. Так, в законопроекте предусмотрено, что          
финансирование целевых закупок может осуществляться в форме инвестиционного     
налогового кредита, реструктуризации задолженности покупателя по обязательным   
платежам в федеральный бюджет и федеральные внебюджетные фонды, кредита,        
предоставляемого кредитной организацией за счет денежных средств, полученных    
путем учета, переучета векселя покупателя продукции организаций оборонной       
промышленности в Банке России.                                                  
                                                                                
Считаем, что именно формирование и стимулирование платежеспособного спроса на   
гражданскую продукцию в настоящее время являются основой восстановления         
производственного и финансового потенциала предприятий оборонной                
промышленности.                                                                 
                                                                                
Законопроект в качестве самостоятельного набора мер предусматривает также и     
ряд решений по стимулированию деятельности организаций оборонной                
промышленности в области военно-технического сотрудничества с иностранными      
государствами.                                                                  
                                                                                
Законопроект предусматривает и иные конкретные механизмы государственной        
поддержки оборонного комплекса, его реструктуризации и конверсии. Среди них -   
механизмы финансирования расходов на проведение организациями оборонной         
промышленности НИОКРов гражданского назначения, проводимых в соответствии с     
утвержденными программами конверсии, порядок предоставления средств на          
финансирование инвестиционных программ конверсии и расходов на осуществление    
проектов реструктуризации оборонного производства.                              
                                                                                
Законопроект предусматривает не только набор механизмов государственной         
поддержки. Он, по существу, впервые фиксирует комплекс организационных и        
финансовых решений, направленных на государственную поддержку оборонного        
промышленного комплекса и его реструктуризацию. Именно отсутствие единой        
организационной составляющей является сегодня узким местом.                     
                                                                                
Для обеспечения первоочередных мер государственной поддержки оборонной          
промышленности, ее реструктуризации, а также для концентрации финансовых        
возможностей государства предусмотрено образование целевого бюджетного          
государственного фонда реструктуризации и конверсии оборонной промышленности.   
Этот фонд предлагается создать в составе федерального бюджета.                  
                                                                                
В законопроекте также определены источники формирования фонда, направление      
его средств на цели реализации государственной политики в сфере оборонной       
промышленности. Таким образом, четкое соблюдение действующего                   
законодательства в области конверсии, в первую очередь своевременное и полное   
финансирование процесса конверсии и принятие предлагаемых законодательных мер   
в области реформирования оборонного промышленного комплекса, позволит более     
эффективно решать вопрос о реструктуризации и конверсии оборонной               
промышленности.                                                                 
                                                                                
Доклад закончен. Спасибо.                                                       
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику?                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Плетнева Тамара Васильевна.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЕВА Т.В. Будьте добры, ответьте: вы сказали, что будет создан фонд для     
реализации государственной поддержки оборонного комплекса. Каковы источники     
наполнения этого фонда? Это первый вопрос.                                      
                                                                                
И второй вопрос. Мы сегодня знаем, что... Вот у нас в Тамбовской области,       
например, очень много предприятий оборонной промышленности, и почти все они     
должны участвовать в тендерах, выиграть их, и только тогда они могут получить   
какой-то кредит или заказ. Так вот, основная масса этих предприятий не может    
выиграть тендер. Каковы условия, вот по данному закону, для получения           
кредитов, так как это одна из возможностей по выходу из кризиса для этих        
предприятий?                                                                    
                                                                                
БОЙКО В.А. Ну, собственно говоря, речь идет вот о чем. Мы, прежде всего,        
предусматривали в этом законе возможность концентрации тех средств, которые     
сейчас имеются на промышленных предприятиях. Это первое.                        
                                                                                
И второе. Мы ведь предполагаем, что будем задействовать механизмы... Скажем     
так, инвестиционный налоговый кредит, который предоставляется покупателю        
конверсионной продукции целевым назначением для закупки конверсионной           
продукции. Кроме того, это зачеты, перезачеты векселей и другие механизмы,      
которые сейчас используются при расчетах покупателей. Это, собственно говоря,   
закон, который предполагает облегчить взаимоотношения предприятий в нынешней    
ситуации.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Овченков Вячеслав Иванович, ваш вопрос.                   
                                                                                
ОВЧЕНКОВ В.И., фракция "Наш дом - Россия".                                      
                                                                                
Вячеслав Андреевич, в заключении, подписанном Маслюковым от имени               
Правительства, есть много замечаний. Нашли ли они отражение в той редакции,     
которую вы нам представили? Это первое.                                         
                                                                                
И второе. Каково заключение бюджетного комитета?                                
                                                                                
БОЙКО В.А. Что касается замечаний Маслюкова, в большинстве своем эти            
замечания учтены. После того как мы разослали этот законопроект, мы получили    
более 60 замечаний. Должен вам сказать, что в основном они все учтены, за       
исключением тех, которые мы готовы ко второму чтению включить и учесть в        
законопроекте. Концептуальных-то, собственно говоря, не было возражений.        
                                                                                
Что касается бюджетного комитета, пока отрицательного заключения от             
бюджетного комитета нет.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тягунов Александр Александрович, ваш          
вопрос.                                                                         
                                                                                
ТЯГУНОВ А.А. Постановка вопроса, который вы излагаете, для меня приемлема. Я    
бы голосовал, поддержав вас. Но я хотел спросить: в законе о бюджете            
(наверное, многие из нас соглашаются с тем, что он плохой) предложено           
ликвидировать различные фонды, которые стали для многих министерств и           
ведомств карманными, мы знаем, как они используются и для чего создаются.       
Можно ли вас попросить найти решение, чтобы вот то, что вы сказали о фондах     
для конверсионной деятельности... Чтобы этого понятия там не было и нашлась     
бы другая развязка?                                                             
                                                                                
БОЙКО В.А. Я думаю, что при втором чтении мы можем учесть это ваше замечание    
и устранить вообще понятие фонда. Наверное, мы имеем в виду несколько другое.   
Я думаю, мы найдем решение этого вопроса.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, есть ли еще вопросы? Вопросов больше     
нет.                                                                            
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Вячеслав Андреевич.                                 
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Представитель Правительства.                        
                                                                                
Пожалуйста, Геннадий Николаевич.                                                
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемый докладчик, уважаемые      
депутаты! У вас на руках имеется заключение Правительства Российской            
Федерации, и я хотел бы на некоторых положениях этого заключения                
сосредоточить ваше внимание.                                                    
                                                                                
Первое. Правительство Российской Федерации отмечает, что целый ряд положений    
представленного на ваше рассмотрение законопроекта дублирует нормы              
действующих федеральных законов, в частности законов "О государственном         
оборонном заказе", "Об обороне", "О поставках продукции для федеральных         
государственных нужд", "О военно-техническом сотрудничестве Российской          
Федерации с иностранными государствами", "О конверсии оборонной                 
промышленности" и так далее. Нормы представленного законопроекта просто         
дублируют названные мною действующие федеральные законы.                        
                                                                                
Далее. Не позже как на прошлом заседании, когда мы с вами рассматривали         
законопроект "О государственной поддержке судостроительной                      
промышленности...", наверное, впервые за многие годы создатели законопроекта    
с пониманием отнеслись к формированию норм, связанных с налоговым               
законодательством, когда в том законопроекте были предложены к внесению         
изменения в налоговое законодательство.                                         
                                                                                
Недавно вступил в силу (мы с вами его приняли) Налоговый кодекс Российской      
Федерации. Так вот, представленный законопроект совершенно противоречит         
Налоговому кодексу Российской Федерации. Мы здесь устанавливаем льготы по       
налогообложению предприятий оборонной промышленности. Делать, как вы            
понимаете, этого нельзя. Нельзя. Поэтому представленный проект (Правительство   
подчеркивает это) нуждается в существенной доработке и, мне кажется, в данной   
редакции принят быть не может.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Нет желающих больше? Ставлю на голосование:         
принять законопроект в первом чтении.                                           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              213 чел.             47,3%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    217 чел.                                          
Не голосовало                 233 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Тягунов Александр Александрович предлагает вернуться к голосованию. Ставлю на   
голосование: вернуться к голосованию.                                           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              193 чел.             99,0%                        
Проголосовало против            2 чел.              1,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    195 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вернулись к голосованию.                                                        
                                                                                
Ивер - по мотивам. Пожалуйста, Василий Михайлович.                              
                                                                                
ИВЕР В.М. Уважаемые коллеги, вспомните: когда мы утверждали нового              
Председателя Правительства, он сказал, что окажет всяческую поддержку           
предприятиям оборонного комплекса. Это касалось и налогового бремени, и         
реструктуризации долга и так далее, и так далее. Поэтому (те недостатки,        
которые несомненно есть в каждом проекте закона, принимаемом в первом чтении,   
будут устранены ко второму чтению) я прошу всех депутатов поддержать принятие   
данного законопроекта. Спасибо.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: принять проект закона в первом     
чтении.                                                                         
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              242 чел.             53,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    243 чел.                                          
Не голосовало                 207 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.