Заседание № 51

18.10.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (в части реабилитации российских граждан, репрессированных за пределами Российской Федерации на территории бывших республик СССР и в отношении которых нет законодательных актов об их реабилитации).

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2399 по 2633 из 7385
Уважаемые депутаты, переходим к пункту 19 повестки дня: о проекте               
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской       
Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". С докладом выступает   
заместитель председателя Комитета по делам национальностей Валентин Иванович    
Никитин.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Валентин Иванович.                                                  
                                                                                
НИКИТИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Данный законопроект уже рассматривался Государственной Думой прошлого созыва.   
Состоялось обсуждение, однако после выступления представителя Правительства     
комитет наш отозвал этот законопроект, для того чтобы его потом повторно        
внести для голосования. Мы доработали этот законопроект с учетом замечаний ,    
высказанных тогда в ходе обсуждения. Сегодня этот доработанный законопроект     
предлагается.                                                                   
                                                                                
Суть его в следующем. Я думаю, к каждому из нас обращаются граждане             
Российской Федерации, которые были в свое время репрессированы. Прежде всего    
это касается тех, кто был репрессирован на территориях бывших союзных           
республик, ну, например, в Крыму. Сегодня с 1946 года они являются гражданами   
Российской Федерации. К сожалению, по действующему на сегодняшний день закону   
эти граждане не получают тех компенсаций за политические репрессии, которым     
они были подвергнуты в те годы. Это вот первая категория граждан, которую и     
предлагается данным законопроектом включить.                                    
                                                                                
Особо хотел бы оговорить следующее. Данный законопроект не касается возврата    
имущества. Это уже предмет международных договоров, которыми следует нашей      
Российской Федерации с другими вновь образованными государствами на             
территории Советского Союза решать эти вопросы. Поэтому сегодня сумма,          
которая предлагается в части компенсации жертвам политических репрессий,        
значительно ниже, чем гражданам Российской Федерации, которые были              
репрессированы на территории Российской Федерации.                              
                                                                                
Вторая группа - это дети репрессированных, которые фактически сами были         
подвергнуты репрессиям в связи с репрессиями их родителей и лиц, заменявших     
их. На основании постановления Конституционного Суда Российской Федерации в     
1995 году был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в     
Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий",       
которым был расширен контингент лиц, подвергшихся политическим репрессиям и     
подлежащих реабилитации, за счет детей, находящихся вместе с родителями в       
местах лишения свободы, в ссылке, на высылке, на спецпоселении.                 
                                                                                
Уже прошедшее время, после того как мы приняли эти поправки в закон, и          
действие этого закона доказывают недоработанность и несовершенство              
действующих сегодня законов. Так, например, 19 января этого года Президиум      
Верховного Суда Российской Федерации принял постановление по конкретному        
делу. Хотел бы привести выписку из этого постановления. В нем говорится, что    
статья 1 (имеется в виду закон от 4 ноября 1995 года) лишь фиксирует            
достаточные признаки: если ребенок находился с матерью в местах лишения         
свободы или ссылке, то этого достаточно для реабилитации. Однако закон вовсе    
не исключает других возможных ситуаций, когда ребенок будет иметь право на      
реабилитацию в соответствии с другими статьями данного закона.                  
                                                                                
При этом суд констатирует, что надо рассматривать ребенка репрессированных      
родителей как гражданина, к которому в несовершеннолетнем возрасте были         
применены репрессии в виде выселения с занимаемой площади, помещения его в      
спецприемник НКВД, а затем в детский дом, то есть подвергшегося иному           
ограничению прав и свобод. С учетом этих разъяснений наш комитет, депутаты -    
авторы законопроекта решили и уточнить перечень лиц, которые в связи с          
репрессиями подпадают под признаки иного ограничения прав и свобод, так как     
люди по каждому случаю не должны ходить по судам.                               
                                                                                
Такая же концепция исходит из определения Конституционного Суда Российской      
Федерации от 18 апреля этого года по жалобе гражданина Пинхасика, пункт 1       
которого гласит: "Положение части первой статьи 2.1 Закона Российской           
Федерации от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических            
репрессий", относящее детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без       
попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по         
политическим мотивам, к пострадавшим от политических репрессий, а не к          
репрессированным, с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом   
Российской Федерации в Постановлении от 23 мая 1995 года по делу о проверке     
конституционности статей 2.1 и 16 Закона РСФСР от 18 октября 1991 года "О       
реабилитации жертв политических репрессий", подлежит отмене в установленном     
порядке и не может применяться судами, другими органами и должностными          
лицами".                                                                        
                                                                                
Вот те две проблемы, которые вынудили, будем говорить так, депутатов            
Государственной Думы - авторов этого законопроекта подготовить                  
соответствующий законопроект и вынести на ваше обсуждение. Я хотел бы           
обратиться к вам с просьбой поддержать наш законопроект.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Иванович.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику по данному законопроекту?      
                                                                                
Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев, вопрос ваш.                          
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Валентин Иванович, вы знаете, наверное, что в        
бывших республиках Советского Союза зачастую бывшие националисты, полицаи,      
даже военнослужащие СС признаны пострадавшими от политических репрессий, и      
сегодня согласно их законам, республиканским, они являются как раз              
пострадавшими. Не повлечет ли принятие этого закона решения через гаагский      
суд вопроса о выплате нами компенсаций людям, которые наносили вред нашему      
государству, по всей Прибалтике, Украине, Казахстану и всем прочим?             
                                                                                
НИКИТИН В. И. Нет, не повлечет. Это касается только граждан Российской          
Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Нет, мы    
это проверяли. Нет. Еще раз говорю: ни бандеровцев, ни полицаев, ни             
пособников фашистов этот закон не касается. Хотел бы уточнить, что по           
действующему сегодня Закону "О реабилитации жертв политических репрессий"       
ведь установлено, кто признается жертвами политических репрессий, поэтому       
этот закон их не касается.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы?                                                            
                                                                                
Пожалуйста, депутат Бурдуков...                                                 
                                                                                
Может быть, мы запишемся, если есть еще желающие? Поднимите руки.               
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим записи. Покажите список записавшихся.               
                                                                                
Пожалуйста, депутат Дорогин, ваш вопрос.                                        
                                                                                
ДОРОГИН В. Ф., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых             
депутатов)".                                                                    
                                                                                
У меня вопрос: есть ли у вас экономическое обоснование? Это первый.             
                                                                                
И второй вопрос: сколько примерно вы относите к таким жертвам политических      
репрессий?..                                                                    
                                                                                
НИКИТИН В. И. Да, экономическое обоснование есть у нас. Мы относим чуть более   
56 тысяч. Что касается детей, то их всего чуть более 2 тысяч. Что касается      
реабилитации, здесь 31 миллион рублей нужен.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Бурдуков, ваш вопрос.                                                   
                                                                                
БУРДУКОВ П. Т. Спасибо, мой вопрос задали.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Апатенко, ваш вопрос.                             
                                                                                
АПАТЕНКО С. Н., фракция "Единство".                                             
                                                                                
Ну, во-первых, это не совсем вопрос.                                            
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я считаю, что принятие      
этого законопроекта восполнило бы тот пробел, который существует в нашем        
законодательстве сейчас. Ко мне тоже обращались граждане, которые пострадали    
от репрессий, в том числе и на территории Крыма.                                
                                                                                
Но хочу сказать, что в этом законопроекте есть и ряд недостатков, которые, я    
думаю, будут устранены ко второму чтению. Я считаю, что в первом чтении надо    
этот законопроект принимать.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это уже выступление.                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет?   
Представитель Правительства?                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Викторович.                                                  
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, вы знакомы с официальным отзывом               
Правительства на этот законопроект, он отрицательный, поскольку согласно        
статье 129 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год"              
"законодательные и иные нормативные правовые акты, влекущие дополнительные      
расходы за счет средств федерального бюджета на 2000 год, а также сокращающие   
его доходную базу, реализуются и применяются только при наличии                 
соответствующих источников дополнительных поступлений в федеральный бюджет и    
(или) при сокращении расходов по конкретным статьям федерального бюджета на     
2000 год...".                                                                   
                                                                                
По финансово-экономическому обоснованию, представленному разработчиками         
законопроекта, предусматривается выплата компенсаций 56 тысячам человек.        
Сумма в финансово-экономическом обосновании была определена в 31 миллион        
рублей. Минфин пересчитал эту сумму с учетом действующих нормативов, и эта      
сумма составила 69 миллионов рублей. Это официальные данные Министерства        
финансов. Таким образом, стоимость закона не 31 миллион рублей. Он нам          
обойдется практически на 38 миллионов рублей дороже.                            
                                                                                
И еще один момент, который, по большому счету, стирает грань в обеспечении      
той самой справедливости, социальной защищенности, которая необходима для       
всех граждан, подвергшихся репрессиям в годы правления тоталитарных режимов.    
Эти тоталитарные режимы существовали не только на территории Союза Советских    
Социалистических Республик, но также и на территории стран Варшавского          
Договора, других государств. И не вправе ли мы поставить вопрос о том, чтобы    
граждане, которые проживают сегодня на территории Российской Федерации, но      
пострадали от репрессий в той же Польше, в той же Чехословакии, в той же        
Югославии, также имели право на такую компенсацию. Но это вопрос уже            
риторический.                                                                   
                                                                                
И еще маленькое соображение. У нас законы и обязательства государства по        
отношению к гражданам, подвергшимся политическим репрессиям,                    
реабилитированным гражданам, достаточно тяжелы. Как вы знаете, сегодня бюджет   
не позволяет выполнить их в полном объеме. Тем не менее министерство труда и    
социальной защиты (здесь присутствует заместитель министра, который готов       
подтвердить, прокомментировать мое выступление) делает все, что в его           
возможностях. Нет необходимости сегодня в дополнительной нагрузке на их         
усилия. Давайте будем выполнять те обязательства, которые мы на сегодняшний     
день уже взяли. Спасибо.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Президента, есть ли у вас желание           
выступить? Нет? С заключительным словом будете выступать?                       
                                                                                
НИКИТИН В. И. Я как раз хотел, товарищ, уважаемый депутат, обратиться к вам.    
Этот закон восстанавливает справедливость в отношении лиц, которые были         
подвергнуты репрессиям и являются гражданами Российской Федерации. А то на      
одних - распространяется, на других - не распространяется. Это первое, что      
хотел бы подчеркнуть еще раз.                                                   
                                                                                
Во-вторых, хотел бы сказать следующее о средствах, о которых сегодня            
представитель Правительства говорил. Во-первых, закон вступает в силу только    
с 1 января 2001 года, но никак не раньше. Поэтому когда мы говорим о 2000       
годе... Он не касается этого, естественно, года.                                
                                                                                
Второй момент. Я бы хотел еще раз подчеркнуть: даже в проекте бюджета на 2001   
год Правительство само предлагает увеличить сумму, которая требуется для        
выплат компенсаций репрессированным нашим гражданам. Да, есть трудности, есть   
проблемы, но справедливость, наверное, все-таки выше. Я думаю, сообща, вместе   
с Правительством, мы найдем необходимые средства для реализации этого           
законопроекта. Прошу поддержать этот закон.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Иванович.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, на голосование ставится проект федерального закона "О       
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О реабилитации    
жертв политических репрессий". Принять данный законопроект в первом чтении.     
Прошу вас определиться голосованием.                                            
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              131 чел.             29,1%                        
Проголосовало против           94 чел.             20,9%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    227 чел.                                          
Не голосовало                 223 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принят законопроект.                                                         
                                                                                

Заседание № 288

19.10.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (в части реабилитации российских граждан, репрессированных за пределами Российской Федерации на территории бывших республик СССР и в отношении которых нет законодательных актов об их реабилитации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5360 по 5690 из 6206
Пункт 23 повестки дня: проект федерального закона "О внесении изменений и       
дополнений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических      
репрессий".                                                                     
                                                                                
Владимир Юрьевич Зорин, пожалуйста.                                             
                                                                                
ЗОРИН В.Ю. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Закон "О           
реабилитации жертв политических репрессий" был принят в октябре 1991 года.      
Это был документ исторического значения, так как впервые государство признало   
себя ответственным за репрессии прошлых лет против личности и обязалось         
морально и материально возместить ущерб жертвам.                                
                                                                                
Естественно, что такой основополагающий закон не мог за один раз охватить       
сразу все аспекты данной проблемы. Практика применения закона свидетельствует   
о том, что он не был лишен некоторых недостатков, на которые, в частности,      
указал Конституционный Суд в своем специальном постановлении. С другой          
стороны, сама жизнь, ее бурное течение в последнее время потребовали внести     
изменения в закон. И не случайно за короткое время, которое прошло после его    
принятия, так много внесено изменений и дополнений. Это, наверное, признак не   
столько недостатков, сколько важности, актуальности решаемой им проблемы.       
                                                                                
Сегодня мы предлагаем очередные назревшие изменения. Их немного, они на одной   
страничке. Предлагаемые нами изменения и дополнения призваны в основном         
исправить ошибку в отношении наших российских, я подчеркиваю, только            
российских граждан, недостатки законодательства наших коллег из государств -    
бывших республик СССР, которые не приняли, как мы предполагали раньше,          
соответствующих актов.                                                          
                                                                                
О ком здесь идет речь? Здесь речь идет о гражданах России, о двух категориях.   
Первая - граждане России, репрессированные за пределами Российской Федерации    
в союзных республиках бывшего СССР и не реабилитированные по законам,           
нормативным актам этих государств, бывших республик. И вторая - это дети        
реабилитированных родителей, которые находились вместе с ними в трудармии в     
1942-1945 годах, в рабочих колоннах НКВД, это те, которые там родились и        
затем по тем или иным причинам не оказались вместе с ними на спецпоселении, а   
также те, которые ограничивались в правах из-за политических репрессий в        
отношении их родителей. То есть в целом этот законопроект затрагивает           
интересы не более 50 тысяч человек.                                             
                                                                                
Я должен сказать, что этот законопроект существенно развивает принятый нами с   
такими сложностями в этом году закон "О государственной политике Российской     
Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Получил он исключительно   
положительные отзывы. Но я должен отметить, что зампредседателя Правительства   
Валентина Ивановна Матвиенко представила отрицательное заключение в связи с     
дефицитом федерального бюджета. Мне хотелось бы подчеркнуть, что с учетом       
того, что принимается этот закон и существуют льготы при достижении             
пенсионного возраста или при получении инвалидности, речь идет о сумме около    
50 миллионов рублей на семь лет, или 6 миллионов рублей в год.                  
                                                                                
Исходя из этого и с учетом того, что бюджет еще формируется, Комитет по делам   
национальностей вносит данный законопроект на ваше рассмотрение и просит        
поддержать.                                                                     
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Б.Ю.Кузнецов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Доклад окончен. Есть ли вопросы к Владимиру Юрьевичу      
Зорину?                                                                         
                                                                                
Депутат Макашов.                                                                
                                                                                
МАКАШОВ А.М. Скажите, входят ли в это число бандеровцы, власовцы, дети          
чеченцев, поднявших в тылу Красной Армии восстание, лица, входившие в           
калмыкские отряды в степях, и крымские татары? Входят ли они сюда и             
называются ли они репрессированными?                                            
                                                                                
И второй вопрос. Сколько же этим детям лет, которые там пострадали? Они         
старше меня или моложе?                                                         
                                                                                
ЗОРИН В.Ю. Я вам докладываю, что общее количество этих детей, о которых вы      
спрашиваете, несколько сотен - 100 или 200 человек, по нашим данным. А кого     
это касается?.. Это, конечно, депортированные народы, как и было. Я             
перечислить могу: это крымские татары, российские немцы, греки, болгары, еще    
раз хочу подчеркнуть, молдаване и другие. Это те наши российские граждане, в    
отношении которых в новых государствах СНГ соответствующие законы не приняты.   
И получается, что на одних это распространяется, а другие, которые находятся    
в таком же положении, под этот закон не подпадают.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос депутата Ждакаева. Пожалуйста, Иван Андреевич.     
                                                                                
ЖДАКАЕВ И.А., депутатская группа "Народовластие".                               
                                                                                
Владимир Юрьевич, у меня вопрос такого порядка. Может быть, нам лучше было бы   
включить в список репрессированных тех, кого сегодня репрессируют новые         
деятели таких государств, как Литва, Латвия, Эстония, Грузия, говорить не о     
том, что было, а о том, что сегодня происходит с российскими гражданами?        
                                                                                
ЗОРИН В.Ю. Спасибо за вопрос, я с вами абсолютно согласен, но это тема          
другого законопроекта. Мы сейчас не новый закон принимаем, а принимаем          
дополнение к уже действующему с октября 1991 года закону, я сказал об этом. А   
это уже следующая тема, и давайте над ней вместе работать, в том числе и в      
новом составе Государственной Думы.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос задает депутат Бурдуков. Пожалуйста, Павел         
Тимофеевич.                                                                     
                                                                                
БУРДУКОВ П.Т., Аграрная депутатская группа.                                     
                                                                                
У меня вопрос, Владимир Юрьевич, к вам, касающийся уточнения того вопроса,      
который задал Альберт Михайлович. Насколько я понял, этот закон нисколько не    
расширяет категорию лиц, а только относит к ним тех, которые находятся за       
пределами России?                                                               
                                                                                
ЗОРИН В.Ю. Нет, это относится к гражданам Российской Федерации, которые         
находились в момент репрессий в ныне независимых государствах СНГ. Жили они в   
СССР. Но так как в этих государствах (это, в частности, Украина, Молдавия и     
так далее, я могу их перечислить) не были приняты соответствующие законы, то    
эти люди, сегодня проживая на территории Российской Федерации, не подпадают     
под этот закон. Мы не расширяем этот перечень, ни о каких бандеровцах           
разговора и быть не может.                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЗОРИН В.Ю. Ни в коем случае!                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросов больше нет. Спасибо, Владимир Юрьевич,           
присаживайтесь. Владимир Юрьевич, спасибо, вопросов больше нет.                 
                                                                                
Кто желает выступить по этому законопроекту?                                    
                                                                                
Депутат Макашов выступает. Пожалуйста.                                          
                                                                                
МАКАШОВ А.М. Мы часто критикуем или осуждаем то жесткое, может быть, даже       
жестокое время. Да, время было предвоенное, да, время было военное. Мы часто    
берем пример с чистой демократии. Но почему в Америке не осуждают Рузвельта,    
как у нас Сталина, который после Перл-Харбора в 1941 года переселил с           
побережья Тихого океана не только японцев, а всех, у кого разрез глаз был,      
ну, неевропейский? Это были не сотни, а миллионы людей, и они были в            
концлагерях. И Америка чего-то никому не выплачивает. Почему мой отец,          
который прошел финскую кампанию, Великую Отечественную войну... он воевал за    
советскую власть, за русскую землю. За что его репрессировать?..                
                                                                                
Почему сегодня я должен голосовать за бандеровца, за власовца или за тех,       
которые... Этот разговор можно долго и долго продолжать. Но, мне кажется,       
сегодня у нас - жертвы экономических репрессий! Что творится?! Жертвы среди     
русского населения, которое преследуется в Прибалтике и во всех странах СНГ!    
Мне кажется, если эти деньги у нас лишние, то их надо направить нашему          
населению, потомкам наших людей, а не бывшим или сегодняшним врагам.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто еще желает выступить?                                 
                                                                                
Депутат Вишняков Виктор Григорьевич.                                            
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Спасибо, уважаемый председательствующий.                          
                                                                                
В заключении Правительства говорится, что в настоящее время в связи с           
дефицитом бюджета не в полной мере удается профинансировать уже                 
предусмотренные действующим законодательством компенсационные выплаты. Более    
того, здесь сложилась довольно удручающая ситуация. На 810 миллионов рублей     
не выполнены обязательства Правительства по этому закону о политических         
репрессиях! Это только за два года - 1997 и 1998 годы. И поэтому те цифры,      
которые указаны были Зориным, не отражают и реальных задолженностей по          
бюджету, и того, что запланировано реально на 1999 год. В связи с этим и        
вопрос возникает: где же взять деньги на дополнительные льготы, на расширение   
круга субъектов отношений, связанных с политическими репрессиями в далеком      
прошлом? Это 42-й, 43-й, 45-й года. Здесь уважаемый Макашов говорил уже о       
том, сколько лет этим людям. Ведь прошло с тех пор уже 50 лет.                  
                                                                                
Поэтому исходя из реальных возможностей бюджета, я думаю, не стоит сейчас       
возвращаться к дополнительному расширению круга лиц, субъектов, которые будут   
получать дополнительные льготы. Надо посмотреть реально. А реально эта норма    
не будет выполняться. Поэтому я за то, чтобы отложить. После первого чтения     
подумать об этом, а может быть, сузить и круг этих субъектов - жертв            
политических репрессий.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступает депутат Садчиков. Следующий - Мисник.           
                                                                                
САДЧИКОВ Г.М., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемый Альберт Михайлович, я снова обращаюсь к вам и прошу учесть, что нет   
жестокого времени, есть жестокие люди, делающие время жестоким. Это огромное    
различие с Рузвельтом, который, добиваясь в интересах безопасности              
переселения людей, не убивал их. Мы, переселяя людей, одновременно их           
убивали. Это очень существенная поправка. (Шум в зале, выкрики.) Убивали,       
убивали. Еще как убивали.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы закончили свое выступление?                            
                                                                                
Выступает депутат Мисник Борис Григорьевич. Следующий - Мартюшов.               
                                                                                
МИСНИК Б.Г. Уважаемые господа депутаты и товарищи, уважаемый Борис Юрьевич! Я   
тоже хотел бы сказать Альберту Михайловичу Макашову о том, что мой отец тоже    
воевал - и финскую войну полностью, и Отечественную войну полностью. На         
Крайнем Севере был ранен, получил орден, а потом умер в возрасте 47 лет.        
Потому что воевал и служил именно на Новой Земле, где создавалось оружие для    
защиты нашей Родины. Моя мать была дочерью расстрелянного в 38-м году           
беломорского рыбака, простого рыбака. А моя теща была дочерью                   
репрессированного карела, которого выслали из приграничной зоны на лесоповал    
на Кольский полуостров. Я там родился и жил всю свою жизнь. Надо иметь в виду   
и то и другое. Сейчас моей теще, дочери репрессированного, 80 лет. Она жива.    
Она больна, ходит на костылях. И она не требует, кстати говоря, какой-либо      
помощи от государства, потому что... Мы работаем в этом плане. Поэтому          
отрицать это - значит отрицать одну сторону истории и начисто забывать о том,   
что жестокие уроки должны быть уроками для нас, и мы не должны повторять это    
в дальнейшем. Поэтому закон, который носит гуманный характер и который не       
несет больших финансовых затрат для государства, именно в гуманных целях        
должен быть принят.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мартюшов, пожалуйста.                             
                                                                                
МАРТЮШОВ С.Н. Сейчас у нас некоторые деятели однозначно окрашивают весь         
период советской истории в черный цвет, абсолютно однозначно. Но я хотел бы     
сказать коллегам из коммунистической фракции, что политические репрессии        
осудила сама Коммунистическая партия на своих съездах - XX и XXII. Почему мы    
должны повторять, что сама Компартия осудила эти репрессии?                     
                                                                                
Мне не хочется вступать в полемику с господином Макашовым. Мне хочется          
все-таки... Я считаю, что ниже нашего, депутатов Государственной Думы,          
достоинства снова возвращаться к тому, что давно осуждено всем нашим народом,   
к тому, что однозначно трактуется всеми нашими избирателями.                    
                                                                                
И второй момент по существу - о реальности выплат. Поскольку действующий        
закон предусматривает эти выплаты для тех, кто был репрессирован на             
территории Российской Федерации, а новый законопроект только предусматривает    
расширение - все эти льготы для тех, кто был репрессирован на территории        
Советского Союза, за территорией Российской Федерации, то, конечно, надо        
все-таки иметь в виду, что у нас была общая история, и делить                   
репрессированных на тех, кто был репрессирован на территории Российской         
Федерации, и на тех, кто был репрессирован на территории бывших союзных         
республик, совершенно несправедливо. И я считаю, что невозможно рассматривать   
этот вопрос с точки зрения реальности и экономической целесообразности. Это     
полное социальное неравенство, и мы не можем это объяснить нашим избирателям.   
Почему люди, которые были репрессированы в Белоруссии или на Украине, не        
получают эти льготы, а люди, которые были репрессированы на территории          
России, будут получать эти льготы?                                              
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все депутаты, которые записались, выступили?              
                                                                                
Пожалуйста, Илюхин Виктор Иванович.                                             
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги, я нисколько не хочу оспорить гуманность          
данного законопроекта. Действительно, если были искажения в истории, надо их    
исправлять. Но я хотел бы обратить внимание вот на что. Мы готовы все сейчас,   
как говорится, компенсировать, все, что было до 1990 года. Ну а вот я вам       
хочу сказать, что после распада Советского Союза на территории бывшего          
Советского Союза появилось 12 миллионов беженцев. Это молодые люди, это дети,   
которые сегодня нуждаются, которых действительно надо поддержать, надо          
подкрепить.                                                                     
                                                                                
Вот сегодня у нас, по сути дела, 200 тысяч беженцев из Чеченской Республики,    
русские люди. Они умирают на наших глазах. Где же наша гуманность тогда? Я      
почему так говорю? Потому, что сегодня законопроект направлен фактически на     
восстановление причиненного ущерба лицам, которые проживают на территории       
других государств, бывших союзных республик. А то, что творится в нашем         
собственном доме, - почему мы об этом не подумали? Это один момент.             
                                                                                
Второй момент. Давайте обратимся еще к удивительному историческому факту: как   
сегодня трактуют понятие политических репрессий в бывших союзных республиках?   
Вот возьмите Прибалтику. Ведь все эсэсовцы, все немецкие пособники сегодня      
реабилитированы. Они были признаны политическими... то есть                     
репрессированными. Не получится ли так, что вот те, как говорится, подходы к    
политическим репрессиям будут перенесены на наш с вами закон после того, как    
мы его примем? То же самое в Прибалтике, то же самое на Западной Украине.       
                                                                                
Вот исходя из того, что сегодня надо думать о том, чтобы народ не умирал...     
Вот те молодые люди - это будущее наше. Я здесь подумал бы, надо ли,            
целесообразно ли принимать данный закон. При этом я еще раз подчеркиваю: мы     
за гуманизм.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, представитель Правительства, Валерий Александрович   
Кирпичников, хотел бы выступить? Пожалуйста.                                    
                                                                                
КИРПИЧНИКОВ В.А., первый заместитель министра по делам федерации и              
национальностей Российской Федерации.                                           
                                                                                
Правительство действительно представило 17 августа заключение на данный         
законопроект и хорошо понимает, что это законопроект не столько                 
экономический, сколько нравственный.                                            
                                                                                
Отрицательное заключение, про которое сказал Владимир Юрьевич, обосновано       
было прежде всего тем, что на 1 января этого года долг по исполнению            
основного закона, как уже говорили, достиг 810 миллионов рублей. И, к           
сожалению, в течение 1999 года этот долг увеличивается, потому что бюджетная    
сумма этого года составляет половину потребности.                               
                                                                                
Ну а поскольку это вопрос действительно серьезный, Правительство вернулось к    
рассмотрению данного законопроекта, это произошло всего 10 дней назад. В        
данной ситуации головным соисполнителем по заключению определено Министерство   
по делам Федерации и национальностей. И, поддерживая суть проекта закона, мы    
тем не менее предлагаем все-таки вместе с комитетом еще раз детально            
рассмотреть возможность реализации этого закона, с тем чтобы основной закон     
не попал под дискредитацию, что у нас часто бывает, и мы не завалили наши       
основные обязанности. Вот это наше предложение - посчитать, посмотреть и с      
учетом заложенных в бюджете 2000 года цифр предложить уже более согласованную   
позицию.                                                                        
                                                                                
Кроме того, есть некоторые технические проблемы, которые требуют уточнения, в   
частности требуется расшифровать, что это такое - другие ограничения в правах   
и свободах в связи с политическими репрессиями их родителей (это касается       
детей прошлых лет). Иначе, если мы не уточним эти формулировки в законе, мы     
потом при его исполнении получим очень много спорных ситуаций, в которых        
погрязнем.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Наше предложение: не похоронить этот закон, а еще раз внимательно вместе с      
Правительством и Государственной Думой его просчитать.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово - Зорину. Пожалуйста, Владимир Юрьевич.                    
                                                                                
ЗОРИН В.Ю. Уважаемые коллеги, полностью разделяю все беспокойство, которое      
было выражено в отношении современного положения и положения наших              
соотечественников за рубежом. Хочу еще раз подчеркнуть, что это тема другого    
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Виктор Иванович, никакого разговора о гражданах не СССР нет. А гражданин,       
живший в эти годы на территории Украины, в том числе и русский по               
национальности, сегодня возвращается на свою историческую родину и не           
подпадает под этот закон.                                                       
                                                                                
Речь идет не о расширении перечня - мы ни одной категории не добавляем, мы      
просто ведем речь о тех наших гражданах Российской Федерации, которые в         
момент репрессий были не на территории России. Все!                             
                                                                                
Я, разъяснив эту точку зрения, поддерживаю предложение Кирпичникова. Давайте    
еще поработаем и дней через десять выйдем с этим законопроектом.                
                                                                                
А Альберту Михайловичу я представлю все расчеты по каждой национальности и по   
каждой статье, если это его интересует.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы предлагаете отложить его по предложению        
Правительства?                                                                  
                                                                                
ЗОРИН В.Ю. Да.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, откладываем.