Заседание № 233

10.04.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99028792-2 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (в части, касающейся предотвращения насилия в семье).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1748 по 1805 из 3303
Пункт 17 - проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в      
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях". С докладом выступает         
заместитель председателя Комитета по государственному строительству Николай     
Иванович Шаклеин.                                                               
                                                                                
Пожалуйста, с места. Может быть, Николай Иванович, вы сразу по трем доложите?   
Пожалуйста. Потому что они на одну тему.                                        
                                                                                
ШАКЛЕИН Н. И., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых             
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Да, да.                                                                         
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Все три законопроекта,        
обозначенные под номерами 17, 18 и 19, имеют один и тот же предмет. Эти         
проекты предлагают внесение изменений в уже отмененный, старый Кодекс об        
административных правонарушениях. Они в первом чтении были приняты в            
1997-1999 годах. Новый кодекс учел в основном все те предложения, которые       
содержались в этих проектах. Поэтому Комитет по государственному                
строительству, рассмотрев эти законопроекты, предлагает вернуть их к            
процедуре первого чтения и отклонить.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли вопросы к докладчику? Нет вопросов,     
да? Тогда давайте голосование проведем. Начнем с 17-го...                       
                                                                                
Кто за то, чтобы данный законопроект вернуть к процедуре первого чтения?        
Пожалуйста, голосуйте.                                                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              276 чел.             61,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    276 чел.                                          
Не голосовало                 174 чел.             38,7%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вернули к процедуре первого чтения.                                             
                                                                                
Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Комитет против.   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.              0,0%                        
Проголосовало против            7 чел.              1,6%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                      7 чел.                                          
Не голосовало                 443 чел.             98,4%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 281

17.09.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (в части предотвращения насилия в семье).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1808 по 2008 из 4638
Пожалуйста, Любовь Никитична, второй закон.                                     
                                                                                
ШВЕЦ Л.Н. Второй закон - "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об   
административных правонарушениях". В кодекс вносятся дополнения, которые        
направлены на усиление ответственности взрослых за распространение пьянства     
среди несовершеннолетних.                                                       
                                                                                
Во-первых, кодекс дополняется новой статьей - 147-1, - предусматривающей        
административную ответственность за продажу спиртных напитков заведомо          
несовершеннолетним. Привлечению к административной ответственности в этих       
случаях подлежат не только работники торговли и общественного питания, но и     
частные лица, продавцы различных ларьков, палаток, торговцы с рук и так         
далее.                                                                          
                                                                                
Статью 163, об ответственности родителей и иных взрослых лиц за доведение       
несовершеннолетних до состояния опьянения, предлагается дополнить положением    
об ответственности за употребление этими лицами спиртных напитков совместно с   
детьми.                                                                         
                                                                                
Собственно говоря, я должна сказать, что на этот закон тоже получили            
положительные отзывы. Но вот от комитета по законодательству мы получили        
замечания только вчера, где-то к концу дня. Ко второму чтению мы все            
замечания эти учтем, с комитетом согласовали, нет противоречий, которые могли   
бы послужить причиной непринятия этого закона.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчице? Есть.                       
                                                                                
Плетнева Тамара Васильевна.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЕВА Т.В. Я сегодня выступаю как эксперт, извините. Но дело в том, что      
этот закон касается напрямую не просто детей, но еще учителей и воспитателей.   
                                                                                
Любовь Никитична, ко второму чтению и я внесу поправки и думаю, что вы,         
комитет, с этим должны согласиться. Нельзя... Вот в статье вы пишете: за то,    
что воспитатель или педагог, который якобы знал о том, что в семье - насилие,   
и не сообщил, он подвергается штрафу. Вы знаете, много конфликтов бывает        
между детьми и учителями, и, если мы будем в такое привилегированное, я бы      
сказала, положение ставить родителей, они могут из-за любой недомолвки          
вынести такое обвинение учителю.                                                
                                                                                
Кроме того, вот вы здесь пишете, что те, кто унижает человеческое               
достоинство, тоже подвергаются штрафу. А что такое "унижение человеческого      
достоинства", как это определить? Это опять будет работать против наших         
педагогов, которые сегодня и так в очень сложных условиях трудятся. Вы          
знаете, что такое нынешние дети и как трудно с ними сегодня работать. И любая   
вспышка, допустим, со стороны педагога может расцениваться родителями с их      
амбициями... (Микрофон отключен.)                                               
                                                                                
ШВЕЦ Л.Н. Очень дельный вопрос, и я рада, что вы поддерживаете педагогов. Как   
раз по поводу первого замечания хочу сказать, что именно комитет по             
законодательству поддерживает вот этот пункт, потому что очень часто бывает     
так: учителям известно, что семья неблагополучная, что ребенок                  
продолжительное время терпит насилие со стороны и матери, и отца, и они         
умалчивают об этой проблеме, доводя до крайности. Я сказала: эта крайность -    
смерть от побоев или самоубийство ребенка. Очень много у нас такой              
статистики. Поэтому мы вынуждены принимать меры, и нас поддерживает в этом      
плане комитет по законодательству.                                              
                                                                                
Что касается ваших замечаний относительно понятий, что такое моральное          
унижение и так далее, - эти замечания ваши тоже совпадают с мнением комитета    
по законодательству. Ко второму чтению мы внесем отдельно расшифровку этих      
понятий и все выровняем.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? У вас вопрос, Геннадий Николаевич?   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Уважаемые депутаты, вопрос вот такого характера. Статья 147        
КОАПа посвящена этой же проблеме. Нельзя ли вмонтировать все то, что написано   
в статье 147-1, в статью 147? Почему сделали отдельную статью?                  
                                                                                
ШВЕЦ Л.Н. Дело в том, что в статье 147 дана очень общая формулировка, как бы    
определено условие ответственности за продажу спиртных напитков. Но речь идет   
о серьезном вопросе - речь идет о продаже спиртных напитков детям. И мы сочли   
необходимым ввести дополнительную статью и очертить это, чтобы каждому было     
видно и никто не проходил мимо нее. Так что, мне кажется, это не противоречит   
кодексу, работающему сегодня.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Нет вопросов. Кто хотел бы           
выступить?                                                                      
                                                                                
Анатолий Иванович Лукьянов, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемые депутаты, дело в том, что как раз этот закон наиболее   
сложный. Он связан с установлением административной ответственности, это        
существенно. И существенно то, что надо, конечно, в одной статье                
кодифицированной, а не в статье 147-1 решать вопрос продажи спиртных напитков   
лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Но дело не только в этом, дело в       
том, что нам приходится вписывать эти статьи в уже действующий кодекс,          
латаный-перелатаный, там больше 60 изменений внесено. У нас на подходе новый    
административный кодекс, он уже готов, и там эти статьи урегулированы.          
Поэтому нам казалось, что... В любом случае, если мы принимаем этот закон в     
первом чтении и с этим связана задержка, с нашими замечаниями, то, будьте       
добры, в постановлении запишите, что это поручается комитету по                 
законодательству, который занимается административным кодексом уже в течение    
шести лет. А здесь комитета вообще нет. И не случайно. Потому что не в первый   
раз комитет, который занимается этими вопросами, не хочет согласовывать         
вопросы, связанные с Уголовным, Уголовно-процессуальным и административным      
кодексами, с теми, кто занимается этими кодексами непосредственно. Поэтому у    
меня предложение такое.                                                         
                                                                                
Во-первых, в пункте 3 постановления нужно записать поручение комитету по        
законодательству. Иначе мы не будем участвовать в этом деле.                    
                                                                                
Во-вторых, есть очень существенные замечания, которые близки к концепции        
этого закона. И нам придется действительно во втором чтении очень существенно   
менять этот законопроект, если мы хотим, чтобы закон действовал эффективно. И   
не только в сравнении со старым кодексом, ныне действующим, но и по отношению   
к новому кодексу об административных правонарушениях.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лахова Екатерина Филипповна. Потом - Филимонов Вадим      
Донатович.                                                                      
                                                                                
ЛАХОВА Е.Ф., депутатская группа "Российские регионы".                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, когда рассматривали в пятой Государственной Думе (фракция   
"Женщины России" вносила) изменения в административный кодекс, вопрос тоже      
касался насилия в отношении женщин. Одним из аргументов было то, что вносится   
новый кодекс. И нам тогда заблокировали внесение всех поправок.                 
                                                                                
Я вас очень прошу все-таки принять в первом чтении законопроект, который        
представляет комитет. А поручение, которое комитет просил внести в              
постановление, Анатолий Иванович Лукьянов, надо внести, и все. Давайте          
голосовать за законопроект.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Филимонов Вадим Донатович.                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, вы будете в конце выступать с заключительным         
словом. Это не ответы на вопросы, это выступления.                              
                                                                                
Пожалуйста, Вадим Донатович.                                                    
                                                                                
ФИЛИМОНОВ В.Д., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемые коллеги, в общем-то, конечно, законопроект, представленный нам,       
заслуживает одобрения. Но статья 164-5, которую предлагают ввести авторы        
законопроекта, у меня вызывает очень серьезные сомнения. Здесь говорится о      
несообщении о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними. Идея,           
конечно, как будто бы хорошая. Но я должен обратить внимание на то, что,        
например, в Уголовном кодексе вообще от ответственности за недоносительство     
отказались. Нынешний Уголовный кодекс уголовной ответственности за              
недонесение даже о тяжких преступлениях не предусматривает, а                   
административный кодекс будет предусматривать. Какая-то здесь нестыковка.       
                                                                                
Дальше. В этой статье почему-то говорится о несообщении только органам          
внутренних дел. А что, если сообщу прокуратуре, это разве не снимает            
ответственности? Мне кажется, что нужно еще очень хорошо подумать над тем,      
оставлять ли эту статью в законопроекте. И если оставлять, то в каком виде?     
                                                                                
Ну вот, например, еще один момент. Здесь сказано, что ответственность несут     
лица, выполняющие обязанности по воспитанию, образованию, содержанию ребенка.   
Но применительно к Уголовному кодексу даже при укрывательстве освобождение от   
ответственности установлено для близких родственников. А здесь получается, в    
административном кодексе, что за недонесение, за менее опасный вид              
преступления, будет установлена ответственность даже ближайших родственников    
виновного человека. Я думаю, что нужно очень серьезно подумать над этой         
статьей, стоит ли ее сохранять. При всем моем желании поддержать идею как       
можно лучше охранять здоровье несовершеннолетних.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я больше не вижу поднятых рук, поэтому,          
пожалуйста, Любовь Никитична, - заключительное слово, и будем голосовать.       
                                                                                
ШВЕЦ Л.Н. Я хочу многоуважаемому Анатолию Ивановичу ответить следующим          
образом. Мы поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации и                  
Уголовно-процессуальный как раз передали в комитет по законодательству, с тем   
чтобы нам совместно работать над решением этой проблемы. Поэтому упрек в том,   
что мы как бы пренебрегаем комитетом по законодательству, я сегодня от вас,     
Анатолий Иванович, все же не принимаю, при всем моем уважении к вам. Это не     
совсем справедливо.                                                             
                                                                                
Что же касается статьи, в которой мы говорим о том, чтобы ставить в             
известность представителей Министерства внутренних дел, и где отсутствует       
прокуратура, - здесь нельзя не согласиться, но ко второму чтению мы эти         
уточнения можем внести вместе. Шесть месяцев этот закон находился в работе,     
и, к сожалению, только вот сегодня и вчера вечером поступили от такого          
важного комитета, как законодательный, замечания. Поэтому давайте во втором     
чтении уже будем согласовывать, что же теперь... Проблема существует, ее надо   
решать, и думаю, что мы ее совместно будем решать. Есть еще возможность.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении. Ну, с учетом       
предложения Лукьянова Анатолия Ивановича по третьему пункту, что комитет по     
законодательству, естественно, участвует в доработке данного закона. У нас,     
вообще, по распределению обязанностей это должен быть закон этого комитета.     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              280 чел.             62,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    282 чел.                                          
Не голосовало                 168 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.