Заседание № 50

13.10.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (о порядке представления Генеральным прокурором Российской Федерации кандидатуры на должность прокурора субъекта Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5296 по 5599 из 6861
Уважаемые депутаты, мы с вами проголосовали за то, чтобы сейчас рассмотреть     
законопроект под номером 31: проект федерального закона "О внесении изменений   
в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Доклад                
представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Игоря Павловича        
Михайлова.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Павлович.                                                     
                                                                                
Я попрошу депутатов присесть. Коллеги, Владимир Николаевич, присаживайтесь,     
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИХАЙЛОВ И. П., представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.       
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемый представитель Президента, уважаемый    
представитель Правительства Российской Федерации! После вступительного слова    
Виктора Ивановича, наверное, мне необходимо принести некоторые извинения за     
такую затяжку, но поверьте, она была обусловлена объективными причинами.        
                                                                                
Теперь позвольте выразить свои мысли по рассматриваемому вопросу.               
Предлагаемый вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений   
в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливает          
порядок назначений на должность прокуроров субъектов Российской Федерации,      
которые согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона "О прокуратуре          
Российской Федерации" производятся Генеральным прокурором Российской            
Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов           
Федерации. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" в             
существующей редакции не устанавливает порядок внесения представлений           
Генеральным прокурором Российской Федерации кандидатуры на должность            
прокурора субъекта Федерации в случае, если предложенная ранее кандидатура не   
получила согласования органов государственной власти данного субъекта           
Федерации. Настоящий законопроект, предлагаемый вашему вниманию, устраняет      
этот пробел в правовом регулировании порядка назначения на должность            
прокурора субъекта Федерации; устанавливает срок для представления              
Генеральным прокурором Российской Федерации новой кандидатуры в случае, если    
предложенная ранее кандидатура не получила согласования; ограничивает           
возможность повторного представления одной и той же кандидатуры (не более       
двух раз); запрещает назначение исполняющим обязанности прокурора субъекта      
Федерации кандидата, не получившего согласования в органах государственной      
власти субъекта Федерации.                                                      
                                                                                
Следует сразу сказать, что Федеральный закон "О прокуратуре Российской          
Федерации" в статье 12 регулирует вопрос исполнения обязанностей Генерального   
прокурора Российской Федерации в случае его отсутствия. Статья же 13 этого      
закона, в свою очередь, никак не рассматривает и не объясняет вопрос            
исполнения обязанностей прокурора субъекта Федерации, то есть существует        
просто пробел: откуда берется исполняющий обязанности прокурора субъекта        
Федерации в случае его отсутствия? Полагаю, что эта проблема нуждается в        
правовом регулировании. И с учетом именно этого обстоятельства следует          
рассматривать законодательную инициативу Законодательного Собрания              
Санкт-Петербурга.                                                               
                                                                                
Предполагаю, что прокуратура Российской Федерации может иметь возражение по     
существу предлагаемых изменений, опираясь на статью 4 Федерального закона "О    
прокуратуре Российской Федерации", где в абзаце первом пункта 2 сказано, что    
прокурор осуществляет свои полномочия независимо от федеральных органов         
государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и    
далее по тексту. В частности, именно такое возражение в своем обращении к       
Законодательному Собранию Санкт-Петербурга привел прокурор Санкт-Петербурга     
Иван Иванович Седорук. Необходимо по этому поводу напомнить простые,            
очевидные вещи. Статья 72, пункт "л", Конституции Российской Федерации          
относит кадры судебных и правоохранительных органов к совместному ведению       
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статья 129, часть 5,     
Конституции России говорит: "Полномочия, организация и порядок деятельности     
прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом". И           
наконец, статья 105, часть 1, Конституции России говорит о том, что             
федеральные законы принимаются Государственной Думой. Иными словами,            
независимость деятельности прокуратуры в рамках исполнения ее служебных         
обязанностей от органов государственной власти никак нашей законодательной      
инициативой не затрагивается. Речь идет только о реализации Государственной     
Думой своего права принятия законов, обозначенного в Конституции.               
                                                                                
Прошу поддержать законодательную инициативу Законодательного Собрания           
Санкт-Петербурга, поскольку, на наш взгляд, эти изменения позволят внести       
ясность в организацию работы прокуратуры Российской Федерации.                  
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                  В. П. Лукин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вы пока сядьте.                                  
                                                                                
Или, Виктор Иванович, вы будете с трибуны выступать? Тогда, пожалуйста...       
                                                                                
Содокладчиком является председатель подкомитета Комитета по безопасности        
Виктор Иванович Илюхин.                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Уважаемые коллеги, данный законопроект неоднократно обсуждался в   
Комитете по безопасности. Прежний состав Комитета по безопасности               
Государственной Думы второго созыва дал положительное заключение на данный      
законопроект. Но я не случайно уже говорил о том, что мы здесь пытаемся         
рассмотреть законопроект вот уже более года и какого-либо логического           
завершения нет. За это время достаточно серьезно изменилась ситуация в          
стране. Мы приняли ряд новых законопроектов, с которыми согласился Президент.   
Президент сам издал ряд указов, касающихся структуры органов государственной    
власти. Достаточно вам напомнить, что образовано семь федеральных округов и,    
по сути дела, сегодня прокурорский надзор строится с учетом образования этих    
семи федеральных округов.                                                       
                                                                                
Вчера на заседании Комитета по безопасности данная проблема снова была          
поднята, и Комитет по безопасности с учетом тех изменений, о которых я          
говорил, пришел к убеждению о невозможности принятия данного законопроекта      
даже в первом чтении. Мы считаем, что сама процедура согласования не может      
так жестко регламентироваться, как это делается в этом законопроекте. Что       
такое согласование? Это согласование может выражаться в постоянном общении      
Генерального прокурора с представителями законодательных собраний субъектов     
Федерации, а также с руководителями исполнительной власти субъектов             
Федерации. Такое согласование может быть начато и за полгода, и за год. Такое   
согласование может вестись как индивидуально с руководителями того или иного    
органа, так и с коллегиальными структурами законодательной власти в субъектах   
Федерации. Это один момент.                                                     
                                                                                
Второй момент. Мы говорим о том, что недопустима такая жесткая регламентация,   
когда отклоненная кандидатура из числа уже работающих прокурорских работников   
субъектов Федерации не может быть назначена на должность исполняющего           
обязанности прокурора субъекта Федерации. Это прямое противоречие статье 7      
закона "О прокуратуре Российской Федерации".                                    
                                                                                
И еще момент, о котором вчера мы говорили достаточно подробно на заседании      
Комитета по безопасности. Предлагаемая процедура, по сути дела, лишит           
возможности Генерального прокурора действительно назначать ту кандидатуру,      
которую он считает в профессиональном плане более подготовленной, более         
необходимой, то есть фигуру, которая будет действительно отстаивать интересы    
всей Федерации, а не субъекта Федерации.                                        
                                                                                
Вот с учетом этого Комитет по безопасности рекомендует вам отклонить данный     
законопроект.                                                                   
                                                                                
Еще раз говорю: сегодня прокурорский надзор оказался под определенным и, я бы   
сказал, существенным давлением власти субъектов Федерации, исходящих из той     
записи, которая есть в статье 129 Конституции Российской Федерации.             
                                                                                
Прокуратура должна быть строго централизована. И было бы правильно, когда бы    
Генеральный прокурор назначал бы всех прокуроров независимо от согласия или     
желания власти субъектов Федерации, то есть местных влияний. Но есть            
Конституция, ее приходится соблюдать. Но тот порядок, который предложен, мы     
считаем сегодня неприемлемым. Просили бы отклонить данный законопроект.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович. Вопросы есть к докладчику и     
содокладчику?                                                                   
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет вопросов, да? Нет вопросов. Пожалуйста, есть ли       
желающие выступить по данному законопроекту?                                    
                                                                                
Представитель Правительства? Нет.                                               
                                                                                
Депутат Бугера. Пожалуйста.                                                     
                                                                                
БУГЕРА М. Е. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Вопрос           
действительно не новый, он стоял в повестке и, в общем-то, был готов к          
рассмотрению еще весной. Виктор Иванович помнит, что у нас в депутатской        
группе "Регионы России..." он выступал и тогда позиция у комитета была          
поддержать данный законопроект. И большинство депутатской группы "Регионы       
России..." тогда выразили мнение, что данный законопроект действительно можно   
поддержать. Но сейчас вот, как было доложено, что-то изменилось. Я, правда,     
не знаю, что так уж сильно изменилось. То ли исчезло само понятие "прокурор     
субъекта Российской Федерации", то ли из Конституции исчезло положение о том,   
что необходимо согласование с субъектом Федерации, но прозвучал в конце         
выступления Виктора Ивановича удивительный тезис: Конституция вот есть,         
поэтому ее необходимо, к сожалению, соблюдать, но порядок - порядок             
согласования - принять, оказывается, нецелесообразно, невозможно. То есть       
пусть и дальше в данной сфере, в сфере согласования, царит беспорядок.          
Поскольку неизвестно, с каким органом субъекта Федерации должно проводиться     
согласование, какова должна быть его процедура и так далее. То есть,            
поскольку Конституция есть, ладно уж, так тому и быть, но пусть в этой сфере    
царит полный беспорядок и отсутствует всяческая регламентация. Вот, в           
общем-то, то, как можно (ну, может быть, не совсем точно) интерпретировать      
мысль, высказанную в содокладе комитета.                                        
                                                                                
Уж если определенное полномочие записано в Конституции, то, на мой взгляд,      
оно должно быть четко регламентировано. Иначе это уже не полномочие, а          
действительно пустая декларация. И если мы хотим действительно соблюдать        
Конституцию, то такая регламентация должна быть.                                
                                                                                
И кстати уж, если на то пошло, весной почему-то комитет считал, что, невзирая   
ни на какие другие привходящие условия, та регламентация, которая предложена    
Законодательным собранием Санкт-Петербурга, вполне приемлема и вписывается в    
букву и дух федерального законодательства.                                      
                                                                                
Поэтому я думаю, что данный законопроект, который не противоречит ничему,       
вполне может быть поддержан. Спасибо за внимание.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще желающие выступить?                                                 
                                                                                
Представитель Правительства. Пожалуйста.                                        
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты!                
Правительство рассматривало этот законопроект и направило на него               
отрицательный отзыв. Хотелось бы дополнить содержание этого отзыва следующими   
соображениями.                                                                  
                                                                                
Законопроект пытается установить, предпринимает попытку уточнить порядок        
представления кандидатуры на должность прокурора субъекта Российской            
Федерации, но, однако, далеко не полностью определяет все возможные правовые    
последствия данной процедуры. В частности, в представленном законопроекте не    
предусмотрено ограничение общего числа кандидатур, предлагаемых Генеральным     
прокурором Российской Федерации. И этот пробел, по нашему мнению, может         
привести к затягиванию процедуры согласования кандидатур прокурора в            
субъектах и тем самым практически дестабилизировать деятельность прокуратуры    
в субъектах Российской Федерации.                                               
                                                                                
Также хотелось бы отметить еще внутренние противоречия, которые содержит        
данный законопроект в части содержания абзаца первого и абзаца второго. В       
первом абзаце содержится положение о том, что при несогласии органа             
государственной власти субъекта на назначение представленной кандидатуры на     
должность прокурора Генеральный прокурор представляет новую кандидатуру, а в    
то же время в абзаце втором указан запрет на представление кандидатуры на       
должность более двух раз. Это явная нестыковка, которая, в общем-то, в силу     
как бы незначительности самих вот этих предложений не позволяет их применять    
на практике.                                                                    
                                                                                
Поэтому я подтверждаю отрицательный отзыв, отрицательную позицию                
Правительства по данному законопроекту.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Президента Александр Алексеевич Котенков.   
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                
Государственной Думы! Я не буду аргументировать позицию Президента, скажу       
лишь, что Президент Российской Федерации не поддерживает данный законопроект,   
но я прошу предоставить слово заместителю Генерального прокурора Кехлерову      
Сабиру Гаджиметовичу.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КЕХЛЕРОВ С. Г., заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.        
                                                                                
Уважаемые депутаты, я хотел бы напомнить вам, что законопроект родился в 1998   
году в Санкт-Петербурге. После этого в феврале 1999 года Государственной        
Думой принят закон о внесении изменения в Федеральный закон "О прокуратуре      
Российской Федерации", в котором депутаты, чтобы обеспечить независимость       
прокуроров субъектов Федерации, отказались от назначения их на конкретный       
срок. Теперь же депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга нам         
предлагают: в каждом случае, пока Генеральный прокурор не получит согласия      
субъекта Федерации, кандидатура в прокуроры субъекта Федерации непроходима.     
                                                                                
Что же тогда получается? То есть профессиональные, деловые качества будут в     
ряде случаев отброшены в сторону, а будут превалировать другие качества         
кандидата на эту должность. Я уж не говорю о том, что этот законопроект         
внутренне противоречив, об этом сказал представитель Правительства. Поэтому     
мы считаем, что законопроект подлежит отклонению.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, выступить с заключительным словом хотел бы           
докладчик?                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Павлович Михайлов.                                            
                                                                                
МИХАЙЛОВ И. П. Уважаемые коллеги, на мой взгляд, очень субъективный подход к    
оценке чьих-либо профессиональных качеств, кто бы это ни делал - 50 депутатов   
Санкт-Петербурга или Генеральный прокурор Российской Федерации. Субъективизм    
в этом вопросе будет налицо, и вы это прекрасно понимаете. Другое дело, что в   
законе и в Конституции сказано: по согласованию с органами власти субъектов     
Федерации. После первой попытки согласования (в Петербурге такой прецедент      
был) Генеральный прокурор совершенно спокойно назначает эту кандидатуру         
исполняющим обязанности, и она может исполнять обязанности до скончания века.   
Тогда, получается, для чего это слово - "согласование"? С какой целью? Зачем    
устраивать профанацию вокруг этой процедуры согласования? Уберите слово         
"согласование" из Конституции, у вас есть такое право, и тогда все встанет на   
свои места. Но если мы сохраняем слово "согласование" в Конституции, то тогда   
давайте двигаться по этому пути дальше и давайте процедуру согласования         
назначать и определять. Потому что в административном праве - а в данном        
случае имеет место именно этот аспект - моменты процедуры всегда были слабы и   
именно они ослабляли административное право.                                    
                                                                                
Поэтому я предлагаю этот законопроект все-таки вам принять за основу. И в       
качестве предложения, поскольку было правильно отмечено, что законодательная    
инициатива имеет двухлетний срок, следующий момент: почему бы этим законом не   
дать право Генеральному прокурору до начала момента согласования кандидатур     
назначить исполняющего обязанности? И будет работать прокуратура, и             
профессиональные качества этого исполняющего обязанности определит              
Генеральный прокурор, а потом давайте согласовывать. Давайте определим, что     
это будет не больше двух раз, как мы предлагаем, или будут какие-то еще         
другие предложения, устанавливающие четкий, а не жесткий порядок процедуры.     
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Виктор Иванович Илюхин, не будете выступать с заключительным словом?            
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять              
законопроект в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте.                            
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за               28 чел.              6,2%                        
Проголосовало против           94 чел.             20,9%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    124 чел.                                          
Не голосовало                 326 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 6

16.02.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (о порядке представления Генеральным прокурором Российской Федерации кандидатуры на должность прокурора субъекта Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1863 по 1866 из 4022
Уважаемые коллеги, мне сказали, что по пункту 16 нет основного докладчика       
Виталия Анатольевича Калинина, он не приехал. Поэтому мы переносим данный       
закон.