Заседание № 37
06.04.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 99018-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части минимизации последствий недружественных действий иностранных государств и оказания мер поддержки заказчикам и участникам закупок).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2640 по 3252 из 6451
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра финансов Алексей Михайлович Лавров. ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект содержит десять новаций в сфере закупок, направленных на повышение устойчивости экономики в условиях санкционного давления. Первое. В рамках 223-го федерального закона впервые на законодательном уровне закрепляются возможности закупок в сфере строительства объектов под ключ, то есть одновременно проектирование, строительство и оснащение оборудованием. Такой механизм действует в рамках 44-го федерального закона с 2020 года и себя оправдывает. Только на федеральном уровне в настоящее время реализуется в его рамках строительство более 40 объектов, а в регионах речь идёт о сотнях таких объектов. Законопроектом предлагается упростить ещё больше этот порядок, в частности исключить ведение отдельных, специальных перечней таких объектов правительством и расширить возможности комбинации проектирования, стройки и оснащения оборудованием. Эти новации позволят существенно упростить и ускорить всё строительство как за счёт бюджетных денег, так и субъектами 223-го федерального закона. Второе. Предельный срок оплаты товаров, работ и услуг предлагается установить не более 7 дней после подписания акта сдачи-приёмки. В рамках 44-го закона сейчас установлен срок 10 дней для малого бизнеса, 15 дней для всех остальных, с 1 января следующего года этот срок уже сокращается, будет от 7 до 10 дней. Законопроектом предлагается приблизить эту дату, установить даты 1 мая и 1 июля для федеральных заказчиков и для региональных заказчиков соответственно, при этом установить один срок - 7 рабочих дней. Для 223-го федерального закона такие сроки сейчас установлены в постановлении правительства только для малого бизнеса, и 21 марта они уже были сокращены с 15 до 7 рабочих дней. Законопроект впервые вводит ограничение сроков оплаты по 223-му закону для всех остальных поставщиков, и также предлагается установить срок не более 7 дней, предоставив при этом заказчикам право при необходимости определить в своих положениях о закупке случаи, когда этот срок может быть более длительным. Третье. Заказчикам по 44-му закону предоставляется право не требовать предоставления банковской гарантии, нулевую сделать, если нет аванса. Здесь можно добавить, что в постановлении правительства уже предоставлено право увеличить размер аванса до 50 процентов, а для крупных контрактов, которые находятся на казначейском сопровождении, установлена обязанность сделать аванс от 50 до 90 процентов, при этом авансы, хочу подчеркнуть, не входят в состав обеспечения, то есть на них не нужно брать обеспечение, поскольку они на казначейском сопровождении. Аналогичные меры рекомендованы субъектам Федерации. Таким образом, две эти меры - сокращение срока оплаты и освобождение от обеспечения - в совокупности существенно снизят финансовую нагрузку на поставщиков в рамках обоих федеральных законов. Четвёртое. В рамках 44-го закона предлагается дать возможность обосновывать цену контракта, не дожидаясь представления трёх коммерческих предложений, как это делается сейчас. Ну, ситуация понятная, поставщики не всегда владеют информацией об уровне цен, который будет меняться. Используя общедоступную информацию, в текущих условиях заказчики вполне в состоянии правильно определить уровень цен. При этом запрещается использовать привязку цены к иностранной валюте. Пятое. Снимается ограничение по объёму и расширяется сфера применения для контрактов жизнеобеспечения граждан. В них предлагается добавить - сейчас уже есть лекарства - медицинские изделия и средства реабилитации. В совокупности это позволит существенно ускорить и упростить закупку этих приоритетных для граждан товаров. Шестое. Дополнительно регулируется доступ к информации о закупках. Предоставляется возможность проведения закупок по 44-му закону в закрытой форме для заказчиков, в отношении которых введены санкции, как это в настоящее время сделано в отношении силовых министерств, которые уже давно находятся под санкциями. Контракты, заключаемые в текущем, 2022 году с единственными поставщиками на уровне субъектов и муниципалитетов, предлагается также не размещать в открытой части ЕИС, с тем чтобы не давать лишней, избыточной информации. При этом важно подчеркнуть, что абсолютно вся информация остаётся в ЕИС, она доступна для мониторинга, доступна для контроля и доступна для всех контрольных органов. Аналогичный порядок предусмотрен для субъектов 223-го федерального закона - мы это делаем впервые, - в отношении которых введены санкции. Сейчас они вообще не размещают информацию в ЕИС, предлагается размещать её с 1 апреля следующего года, но при этом только в закрытой части с использованием специальных электронных площадок без малейшей возможности утечки информации, что позволит, сохраняя всю информацию в ЕИС, защитить интересы и заказчиков, и особенно, я подчеркну, поставщиков. Потому что любой контракт с санкционным заказчиком для поставщика чреват тем, что он может оказаться следующим в очереди, тоже может оказаться под санкциями, так что нам нужно оберегать их от таких нежелательных последствий. Седьмое. Дополнительно защищаются интересы таких заказчиков под санкциями: если поставщик отказывается исполнять контракт, то попадает в специальную группу - в реестр недобросовестных поставщиков с лишением возможности дальнейшего участия в закупках. Тем самым мы пресекаем необоснованные случаи расторжения контрактов, при этом, конечно, сохраняются все возможности либо по согласованию сторон расторгнуть контракт, либо внести в него изменения. Восьмое. К закупкам по 44-му федеральному закону не будут допускаться юридические лица, которые зарегистрированы не только в офшорах (в понимании Налогового кодекса), но и в более широком круге юрисдикций - на так называемых территориях промежуточного владения активами. Таких территорий много, ведётся специальный реестр в Министерстве финансов. По сути, перечень таких территорий пополняется несколькими значимыми государствами и юрисдикциями, юридические лица из которых не смогут принимать участие в закупках, как это уже сделано в отношении их же в Бюджетном кодексе, где они лишены права получать государственную поддержку в виде субсидий и инвестиций. Девятое. Устраняется пробел в правовом регулировании в отношении возможности закупки у единственного поставщика для муниципальных нужд. Об этом просят все субъекты Федерации, просят все муниципалитеты. Это очень срочная и нужная поправка. И десятое, предлагается у единственного поставщика разрешить закупать "Роскосмосу". Это давно разрабатываемая поправка. "Роскосмос" сейчас под санкциями, и это также необходимо. Также законопроект содержит ряд юридико-технических поправок... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ЛАВРОВ А. М. Буквально десять секунд. В законопроекте есть поправка о продлении особого порядка заключения контрактов в Крыму и Севастополе, но она сопровождает поправки в федеральный конституционный закон о вступлении этих субъектов в Российскую Федерацию. Поскольку базовый закон пока не рассмотрен, мы предлагаем ко второму чтению эту поправку из этого законопроекта исключить и перенести в один из следующих законопроектов. Уважаемые депутаты, с учётом важности и срочности этих поправок правительство просит поддержать законопроект в первом чтении и по возможности ускорить его рассмотрение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Игорь Николаевич Игошин, первый заместитель председателя Комитета по защите конкуренции. ИГОШИН И. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Алексей Михайлович очень чётко и предметно прошёлся по всем пунктам законопроекта. Законопроект антисанкционный, требующий от нас срочного принятия, срочной реакции, регулирующий ответ на санкции, в случае поддержки он вступит в силу с момента опубликования. И это законопроект, который позволит субъектам, работающим по 223-му федеральному закону и по 44-му федеральному закону, оперативно корректировать свою деятельность с поправкой на те внешние факторы, о которых мы все знаем. И здесь Алексей Михайлович упомянул... Я коснусь только тех пунктов, которые отдельно обсуждались на заседании комитета в контексте ограничения потенциальной конкуренции. Например, это такие моменты (наряду с шагом к потребителю, к поставщику услуги в виде сокращения сроков оплаты), как укрупнение лотов, укрупнение всего процесса, который будет торговаться, идти и по 223-му закону, сейчас уже идёт по 44-му федеральному закону. Да, есть определённый опыт - правительство ссылается на этот опыт, - он накоплен и говорит о том, что по 44-му федеральному закону это даёт положительный результат и не ограничивает конкуренцию. Если в перспективе это будет ограничивать конкуренцию, мы всегда можем к этому вернуться, но в текущем режиме для эффективной работы государственной системы и эффективной реализации государственных задач, конечно, и по 223-му закону это предложение надо поддерживать. Комитет считает правильным поддержать. Здесь также нам надо обратить внимание на то, что при обсуждении звучал вопрос об ограничении потенциальной конкуренции, связанном с закрытостью информации. Мы разобрали это на заседании комитета: информация по-настоящему не закрывается, просто всем субъектам, которые желают эту информацию получить, нужно пройти определённую процедуру, как сегодня они проходят подобную процедуру для торгов, просто процедура более длительная и нужно получить ту же самую секретность. Но все, кто желает, могут в этом участвовать, по сути дела, конкуренция не ограничивается. 44-й федеральный закон - здесь очень важный шаг (может быть, Алексею Михайловичу не хватило немного времени на это в докладе): по сути дела, это первое ограничение валютных поправок, валютных оговорок. Теперь субъект, который выставляет и оценивает процедуру, не имеет права ссылаться на какие-то иностранные биржи, на иностранные котировки. Теперь мы начинаем смотреть на себестоимость оказания услуг. Это очень важное дело. Я думаю, что мы в рамках работы комитета в ближайшее время этот момент постараемся провести в нашем законодательстве в целом, во всех остальных сферах, и добиться того, чтобы ссылок на иностранные биржевые котировки и прочие вещи у нас просто больше не было и для того же государства мы смотрели реальную себестоимость процесса, нашу внутреннюю, рублёвую. Комитет поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. Комитет - соисполнитель по законопроекту, Комитет по экономической политике, также поддерживает данный законопроект. Предлагаю поддержать в первом чтении и прошу обратить внимание и на просьбу представителя правительства, и на просьбу комитета рассмотреть возможность (скажем, дав полчаса на сбор поправок ко второму чтению с учётом важности оперативного принятия данного закона), чтобы доложили во втором чтении данный законопроект сегодня. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Михайлович, может, настала пора всё-таки в Крым и Севастополь вернуть федеральные банки? Это первое. И второе. Не считаете ли вы правильным во втором чтении исключить не только то, о чём говорил Игошин, но и все рейтинговые, консалтинговые, аудиторские иностранные компании, как оказалось, из недружественных стран, которые фикцию в принципе дают? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Николай Васильевич, эти предложения не имеют непосредственного отношения к законопроекту. Деятельность банков регулируется другим законодательством. Были, конечно, проблемы, когда приход в Крым тут же вызывал наложение на банк санкций, но вот сейчас ситуация начинает меняться: санкции наложены на банки вне зависимости от того, где они работают, поэтому уже пошёл процесс прихода банков в Республику Крым и в Севастополь. Что касается закупок услуг у всевозможных аудиторских компаний - постановлением правительства уже и так практически ограничена возможность иностранных компаний участвовать в этих процедурах. Для этого не требуется менять закон, такие полномочия у правительства уже есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к Алексею Михайловичу. Алексей Михайлович, ну, вследствие вносимых поправок будет несколько ограничен общественный контроль, который был достаточно эффективным методом, скажем так, контроля за начальной (максимальной) ценой контракта, за качеством товара. Сейчас мы его исключаем. Что предлагает правительство взамен? Будет ли создана какая-то чрезвычайная комиссия, какая-то отдельная контрольная группа, которая будет заниматься именно закрытой частью, которая теперь не будет попадать в общественное поле? Это первое. И второй момент, это касается начальной (максимальной) цены для новых контрактов полного цикла по капремонту, по строительству новых зданий, по укомплектованию их оборудованием. Сегодня вы даёте право и регионам это реализовывать. Вот как часто возникают ошибки? К сожалению, сегодня качество проектирования не очень хорошее в целом по стране, вот не будет ли передача этого на региональный уровень сопровождаться большим количеством ошибок, когда вроде отторгуются, а потом оказывается, что проект стоит гораздо дороже? Это приводит к дополнительным каким-то процедурам, а возможно, даже и к расторжению контракта. По опыту, который сегодня сложился, какова ситуация? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Алексей Владимирович, уважаемые депутаты! Я хотел бы подчеркнуть, что речь идёт исключительно об информации для санкционных заказчиков. Они и так имеют право ничего не размещать в ЕИС по действующему регулированию в рамках закона № 223-ФЗ. Мы говорим следующее: размещать нужно, но в закрытой части, как раз именно для того, чтобы все контролёры имели возможность эту информацию проверять. Для этого не надо создавать никаких специальных рабочих групп, у нас контрольных органов очень много, они все имеют доступ в установленном порядке к этой информации. Поэтому здесь как раз не создаётся абсолютно никакой дополнительной закрытости или исключения - наоборот, возможности контроля усиливаются. Передачи полномочий на региональный уровень нет, они уже сейчас у регионов есть - закупать полностью под ключ. Действительно, есть такое право: в случае если проектирование показало увеличение предварительно определённой цены, то решением правительства соответствующего уровня можно увеличить до 30 процентов. Специально сделано это ограничение, чтобы была реалистичность. Правда, в этом году есть возможность увеличить даже больше, но это особые условия только текущего года. А по общему правилу региональные и местные администрации, проводя закупки под ключ, должны иметь определённые резервы, для того чтобы в случае необходимости найти средства для продолжения реализации проекта. Никаких жалоб или нареканий от субъектов не поступает. Напротив, все оценки, которые мы имеем от губернаторов, от мэров, сугубо положительные, потому что на самом деле, представляете, один контракт вместо трёх, да ещё они связаны друг с другом и каждый отвечает за конечный результат - всё в совокупности, а не так, что вот я спроектировал, а потом не могу построить, а потом не могу в больнице оборудование установить. Конечно, это огромное ускорение и повышение качества строительных работ. Ну а конкуренция, конечно, должна обеспечиваться, здесь всё проводится по электронным процедурам в открытом режиме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мажуга Александр Георгиевич. МАЖУГА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, Иван Иванович. Глубокоуважаемый Алексей Михайлович, вопрос связан с "Роскосмосом" и 44-м федеральным законом. В 93-й статье речь идёт о поставщике. Какие критерии использовались при принятии такого решения и на какой срок устанавливается такое решение в отношении "Роскосмоса"? Вы знаете, что мой вопрос связан также с тем, что мы сейчас разрабатываем аналогичную меру для сектора исследований и разработок и для образовательных организаций. ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Александр Георгиевич, уважаемые депутаты! Ну, здесь два критерия: один сущностный, один правовой. Сущностный состоит в том, что закупки космической техники, обеспечение космических полётов, подготовка космонавтов - это, конечно, совершенно неконкурентный, уникальный рынок, на котором нет никакого бизнеса, ни малого, ни среднего, ни даже крупного, здесь просто нет возможности проводить какие-либо конкурентные процедуры. Реально это всё так и существует - только через сложные процедуры у единственного поставщика, плюс ещё секретность. Нет здесь рынка. Как раз поэтому очень сильно отличается это предложение от всех других предложений по расширению сферы единственного поставщика, на которое, на наш взгляд, идти не нужно: все полномочия у правительства на этот год есть, чтобы делать возможными закупки у единственного поставщика. Расширять и закреплять это на постоянной основе не нужно. Второе, тоже очень важное обстоятельство. В отличие от многих других предложений по единственному поставщику это вводится на постоянной основе. Почему? Потому что есть аналогичные нормы в протоколе Евразийского экономического союза, где написано, что закупки для нужд космоса можно делать у единственного поставщика, если это установлено национальным законодательством, что мы и предлагаем сделать. Поправка давно предлагалась, разрабатывалась "Роскосмосом", она была бы принята вне зависимости от условий, но актуальность её, как я уже сказал, стала ещё больше, поскольку "Роскосмос" попал под санкции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Михайлович, я понимаю, что этим законом вы хотите частично разбюрократизировать процедуру в отношении подсанкционных организаций. Но у меня вопрос вот какой. Я наблюдаю в своём регионе, как мучаются те, кто строит школы при софинансировании из федерального бюджета, иногда проваливаются эти проекты, вместе с тем я наблюдаю, как менее чем за год построены военными строителями новые корпуса для кадетского корпуса. Думаю, что по 44-му закону строили бы несколько лет. Мой вопрос: не хотите ли вы не этим законом, а уже следующими законами дать гражданским строителям те же права, которые сейчас имеют строители военные, хотя бы в такой ситуации, как сейчас? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Олег Николаевич, уважаемые депутаты! Мы считаем, что и принятые в 2019 году поправки (первый оптимизационный пакет), и принятые в прошлом году (второй оптимизационный), и вот эти поправки, которые упрощают, ускоряют все процедуры, наделяют строителей всеми необходимыми полномочиями. При этом, безусловно, сейчас идёт большая специальная работа по общей оптимизации всего проекта, начиная от Градостроительного кодекса и заканчивая всевозможными лицензиями, контролем и так далее. Вот если мы вместе пройдём по всему бизнес-процессу, то выясним, что основные затыки не в закупках, а именно в сопутствующем, окружающем законодательстве, и сейчас они планомерно устраняются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Алексей Михайлович, несколько вопросов. Рассматривается ли вопрос о повышении (и на сколько) предела стоимости закупки, которая может осуществляться без тендера? Это первый. Второй: рассматриваете ли вы возможность распространить принцип закупки у единственного поставщика на различные программы импортозамещения? Третий: когда в критериях выбора при тендерах и конкурсах точно будет отдан приоритет отечественному производителю? И наконец, четвёртый, по НИОКР: насколько предполагается изменить систему закупок по НИОКР? ЛАВРОВ А. М. Уважаемая Оксана Генриховна, уважаемые депутаты! Общий объём так называемых малых закупок действительно ограничен долей от годового объёма закупок и в абсолютном размере 50 миллионами или 30 миллионами (для разных типов организаций), единичная закупка - 600 тысяч. Напомню, что в 2019 году мы в 2 раза подняли эти пороги, накопившиеся изменения отразили, поэтому в настоящее время мы не видим никакой необходимости их увеличивать. Ведь малые закупки - это непрозрачность, это единственный поставщик, это отсутствие информации в ЕИС. И в общем случае, мы считаем, делать этого не следует. Вопрос ещё по НИОКР. Мы сделали также исключение по НИОКР: при реализации таких контрактов можно в них вносить изменения, как и по контрактам на строительство, в пределах 30 процентов. Полагаем, что на данный момент этих особенностей достаточно. С точки зрения импортозамещения у нас действует широкий набор инструментов для любого способа закупок, не только для конкурсов и аукционов, но и для запроса котировок, для всего. Во-первых, большое количество иностранной продукции просто запрещено, просто запрет в списке. Во-вторых, второй или третий лишние: если представлены один или два российских продукта как два конкурента, иностранный автоматически снимается, конкуренция идёт только между российскими. Плюс ценовая преференция в 15 процентов для любых конкурсных и аукционных процедур, то есть, чтобы победить, иностранец должен предложить продукцию на 15 процентов дешевле, чем российский участник. Таким образом, никаких дополнительных специальных мер, по нашему мнению, не требуется. Всё и так обеспечивается через импортозамещение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марков Евгений Владимирович, пожалуйста. МАРКОВ Е. В., фракция ЛДПР. Алексей Михайлович, за последнее время вы, как куратор госзакупок, провели очень много правильных и давным-давно назревших изменений, собственно говоря. Я думаю, что весь тот пакет, который сегодня представляется... ну, по крайней мере фракция ЛДПР этот проект поддержит. У меня вопрос вот какого плана. У нас есть институт офсетных контрактов в рамках закона № 44-ФЗ. Я знаю, что вы ведёте достаточно большую работу по определённой корректировке, которая должна придать некий новый импульс работе по этому направлению. Скажите, пожалуйста, как вы считаете, насколько было бы правильно, уместно и полезно в сегодняшней макроэкономической ситуации такую же норму погрузить в закон № 223-ФЗ? На мой взгляд и на наш взгляд, это позволит более интенсивно развивать промышленность внутри страны. ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Евгений Владимирович, уважаемые депутаты! Действительно, офсетные контракты становятся ещё более актуальными, такой пункт есть в программе действий правительства, и в правительстве уже рассматривается законопроект о снижении планки для офсетных контрактов в рамках 44-го федерального закона - надеюсь, очень скоро мы уже сможем его здесь детально обсудить. Что касается закона № 223-ФЗ, там вообще нет никаких ограничений по заключению таких контрактов - пишите положение о закупках и заключайте любой контракт с любыми встречными обязательствами. На наш взгляд, на данный момент законодательного регулирования этот вопрос не требует, но если будут возникать конкретные вопросы у правоохранительных органов, как это случилось, например, с контрактами под ключ, мы готовы рассмотреть вопросы о дополнительном регулировании и этого механизма тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. Если есть вопрос, задавайте. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Я прошу прощения, не нажал кнопку вовремя. Уважаемый Алексей Михайлович, я обнаружил, что здесь из критериев для заказчика, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства, убран критерий регистрации в иностранном государстве, вот для такого субъекта. Я правильно понимаю, что мы в рублёвую зону хотим перевести отношения и поэтому сняли вот это требование? Если это так, то поясните, пожалуйста. В то же время мы именно для этих компаний оставляем возможность заключения договоров в иностранной валюте, то есть таких, где условия устанавливаются в иностранной валюте. Поясните, пожалуйста, по какой причине убрали этот критерий? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Андрей Анатольевич, уважаемые депутаты! В текущих условиях не все заказчики, которые ведут деятельность за рубежом, имеют возможность там зарегистрироваться, но закупать продукцию им надо. Ну, не хотелось бы углубляться в детали, но, надеюсь, вы понимаете, что это вопрос, с одной стороны, чисто технический, с другой стороны, просто-напросто расширяет возможности закупки за рубежом той продукции, которая необходима в данных конкретных условиях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Николаевич, спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Пожалуйста, покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы на заседании комитета очень подробно всё обсудили. Мало того, Алексей Михайлович дал исчерпывающие ответы, даже, на мой взгляд, иногда излишне исчерпывающие, подробные - из уважения к депутатам. И собственно говоря, это тот самый редкий случай, когда мне его упрекнуть не в чем, поэтому я предлагаю поддержать законопроект. Вместе с тем есть два момента, на которые мы обращали внимание при обсуждении в комитете. Первый - это осуществление комплексной закупки. Ну, скажем так, есть ли там риски ограничения конкуренции? Есть. Но, вы знаете, очень часто заказчику приходится стоять перед непростым выбором: получить вообще готовый объект или всё-таки увязнуть в процедурах? Например, он может провести выбор проектировщика, проектировщик спроектирует, выполнит своё задание, потом придёт строитель, он по этому заданию построить не сможет, а потом не смогут ещё и завезти туда оборудование - вроде как всё соблюдено, везде, скажем так, затраты минимизировали, но объекта как не было, так и нет, а деньги потрачены. Вот надо, чтобы у заказчика был выбор делать и так, и так и чтобы ответственность он брал на себя. Не всегда у заказчика есть компетенции по отбору тех или иных, скажем так, участников закупки, не все компетенции имеются, тогда он комплексно размещает закупку, ну и потом уже с генподрядчика за всё спрашивает, за готовый объект. И второй момент - это закрытие перечня участников закупок. Ну, мы понимаем, в каких мы условиях находимся, мы тоже этот вопрос сняли на заседании комитета. Действительно, потенциально это может нести риски ограничения конкуренции, но мы сочли, что в этих условиях иногда это просто единственный вариант, как вообще осуществить закупку. Поэтому просим поддержать. И наша фракция, естественно, поддержит этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Топилин Максим Анатольевич, пожалуйста. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Комитет по экономической политике является соисполнителем по данному законопроекту. Мы вчера вместе с комитетом по антимонопольной деятельности, с Валерием Карловичем Гартунгом и его коллегами, внимательно рассмотрели законопроект. Я хотел бы обратить внимание на то, что часть новаций данного законопроекта касается системных изменений, это не только антисанкционные действия, это связано с комплексной закупкой по 223-му закону и соответственно введением впервые в российском законодательстве ограничений по срокам исполнения и оплаты контрактов - этого в законодательстве не было. На наш взгляд, это очень серьёзным образом упорядочит и дисциплину исполнения контрактов, и оборот денежных средств, это системное изменение. Также уменьшаются сроки по 44-му закону. Кроме того, комплексная застройка с закупкой по 223-му закону - то, о чём также было сказано. Ряд позиций, которые требуют срочного принятия, связаны с нашими антисанкционными действиями, связаны с обеспечением прав в части проведения закупок в Российской Федерации, в том числе, я просил бы обратить на это особое внимание, обеспечением муниципальных закупок, в связи с тем что сейчас в законодательстве есть некоторые неточности. Законопроект эту проблему снимает, потому что пошли вопросы - мы вчера это обсуждали - из регионов, когда мы регионам предоставили право делать закупку у единственного поставщика, а муниципалитетам не предоставили такого права. В связи с изложенным комитет просит поддержать данный законопроект, он очень важен, его необходимо принять в кратчайшие сроки. И я хотел бы поддержать предложение, которое Игорь Николаевич Игошин озвучил, - чтобы мы сегодня после очень быстрого рассмотрения поправок смогли принять этот законопроект окончательно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Анатольевич. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, уважаемый Алексей Михайлович! Я полностью поддерживаю данный законопроект, все меры, которые там прописаны, абсолютно правильные, но вопрос о корректировке 44-го и 223-го законов - это сейчас вообще принципиальный вопрос, для того чтобы обеспечить гибкость, скорость и реальное заполнение всех тех ниш, которые образовались в связи с разрывом кооперационных и технологических цепочек. В связи с этим что необходимо делать дальше? Безусловно, нужно поднимать барьер, предел по закупкам без проведения конкурсов и тендеров. Можно это делать, может быть, дифференцированно по отраслям, но если мы действительно хотим быструю переориентацию на новых поставщиков и закрытие тех ниш, которые образовались в связи с санкциями, то, конечно, вся эта дорогостоящая по времени процедура тендеров будет только мешать, поэтому предел, безусловно, нужно повышать. Это первое. Второе. Среди критериев, безусловно, должен быть закреплён такой критерий, как степень локализации, степень локализации по отечественным производителям. Нужно подумать, как это сделать, но это должно быть одним из критериев. Плюс критерий цены, ну и различные другие критерии, которые при закупках учитываются. Следующий момент - закупки у единственного поставщика. По всем программам импортозамещения, по всей технологической цепочке должны быть обеспечены в принципе аналогичные, такие же условия, как сейчас сделаны для "Роскосмоса", потому что сейчас перед страной стоит не вопрос развития конкуренции, а вопрос воссоздания и развития тех отраслей и тех производств, которые утеряны и которые нужно создать, это главный вопрос, поэтому для этого выделяются сейчас ресурсы, разрабатываются программы. Ну вот представьте себе, есть инвестиционная программа по созданию комплектующих, допустим, для авиастроения, мы вложили средства и потом посылаем эти же производства на конкурс, на тендер - это неправильно. Здесь должна быть единая цепочка, чтобы, когда будут вложены и государственные средства, и частные средства, была уверенность, что будут закупать и сегодня, и завтра, и послезавтра, и через несколько лет. И наконец, по НИОКР. Если мы хотим, вообще, развить отрасли науки, подотрасли науки (кстати говоря, тоже утерянные), если мы хотим закрепить научные, конструкторские... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте. ДМИТРИЕВА О. Г. ...и технологические кадры, которые сейчас вслед за айтишниками тоже, в общем-то, на низком старте, то здесь соответственно тоже должны быть долгосрочные контракты, чтобы можно было создать научную, технологическую, конструкторскую школу, чтобы люди знали, что у них будет контракт и сегодня, и завтра, и послезавтра. То есть должна быть долгосрочная стратегия. Здесь нужны, безусловно, кардинальные изменения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Михайлович, вы можете выступить с заключительным словом. Нет необходимости. Игорь Николаевич? Тоже нет необходимости. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 48 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Просьба: профильный комитет, Валерий Карлович, готовьте законопроект ко второму чтению, никто не возражал. Мы его сегодня рассмотрим во втором чтении. Если у кого-то есть поправки, в соответствии с просьбой докладчика в течение 30 минут, пожалуйста, обговорите эти поправки с профильным комитетом. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4393 по 4482 из 6451
Мне доложили, что готовы материалы для рассмотрения во втором чтении и в третьем проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 21-го пункта нашей повестки. Пожалуйста, Игорь Николаевич Игошин. ИГОШИН И. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как сегодня в содокладе звучало и как звучало в докладе представителя правительства, есть ряд юридико-технических и лингвистических правок, а также правок, которые требуют более внимательного рассмотрения, через процедуру рассмотрения конституционных законов, - они выведены в отдельный процесс. Всего поправок ко второму чтению: в таблице № 1, за, - семь, в таблице № 2, против, - одна. Просьба поддержать таблицы поправок, сформированные комитетом, и законопроект во втором чтении. И потом, если палата поддержит, будем просить сегодня в третьем чтении также поддержать - законопроект готов к рассмотрению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице № 1? Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 26 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 52 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 17 мин. 17 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3 % Результат: принято Принимается единогласно. Комитет предлагает рассмотреть законопроект в третьем чтении. Не будет возражений? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 17 мин. 51 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо комитету за оперативную работу.