Заседание № 287
01.10.1999
Вопрос:
О проекте федерального закона "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1633 по 2066 из 5017
Переходим к пунктам 5.1 и 5.2. из блока ратификации: о проекте федерального закона "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней" и о проекте федерального закона "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней". Доклад один по этим двум законопроектам - официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - первого заместителя министра юстиции Российской Федерации Геннадия Николаевича Батанова. Подготовиться Юрию Павловичу Иванову. Пожалуйста, Геннадий Николаевич. БАТАНОВ Г.Н., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - первый заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение представляются проекты федеральных законов "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней" и "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней". Европейская конвенция о выдаче была принята 13 декабря 1957 года, Дополнительный протокол к ней - 15 октября 1975 года и Второй дополнительный протокол к ней - 17 марта 1978 года. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам принята 20 апреля 1959 года, Дополнительный протокол к ней - 17 марта 1978 года. Эти международные правовые документы подписаны от имени Российской Федерации в Страсбурге 7 ноября 1996 года Игорем Сергеевичем Ивановым, тогда первым заместителем министра иностранных дел Российской Федерации. Согласно указанным европейским конвенциям и дополнительным протоколам к ним перед их вступлением в силу они подлежат ратификации. Процесс подписания Россией упомянутых конвенций и подготовки материалов по их ратификации был весьма не простым и занял значительный период времени. Подписанию конвенций с дополнительными протоколами к ним предшествовала длительная и серьезная работа, в которой участвовали Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, а также ученые Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Особо хотел бы сказать о том, что большой вклад в работу по подготовке к ратификации этих конвенций и дополнительных протоколов к ним внесли Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе и Комитет Государственной Думы по международным делам, которые возглавляют Анатолий Иванович Лукьянов и Владимир Петрович Лукин. Хотел бы отметить, что большую работу по подготовке этих конвенций к ратификации провел экспертно-консультативный совет по международному праву при Председателе Государственной Думы. Хочу сказать, что большой вклад в подготовку конвенций к ратификации внесло Правовое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Более того, в соответствии с решением руководства Государственной Думы Правовое управление Аппарата Государственной Думы по этому вопросу провело специальный семинар в Санкт-Петербурге с приглашением ученых, практиков, экспертов Совета Европы. Хотелось бы отметить, что большую работу по подготовке к ратификации данных конвенций провело Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации и Аппарат Правительства Российской Федерации. Конвенции и дополнительные протоколы к ним отвечают интересам российской правоприменительной практики, соответствуют международно-правовым стандартам в данной сфере и вписываются в общее направление правовых реформ в России. Они дают нашей стране необходимую международно-правовую базу сотрудничества по вопросам правовой помощи по уголовным делам и выдачи со многими членами Совета Европы, с которыми у Российской Федерации нет соответствующих двусторонних договоров, что, безусловно, будет способствовать дальнейшей интеграции России в европейское и мировое сообщество. Эти конвенции взаимно дополняют друг друга и нацелены на борьбу с преступностью совместными усилиями многих государств, пресечение преступных деяний и наказание лиц, их совершивших. В результате ратификации конвенций и дополнительных протоколов к ним Российская Федерация получит возможность запрашивать у государств - участников конвенций выдачу лиц, совершивших преступления, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение, а также осуществлять силами и средствами этих государств процессуальные действия в наших интересах на их территории, такие, например, как обыск, выемка, розыск, допрос свидетелей, и так далее. Кратко остановлюсь на основных моментах, характеризующих суть конвенций. Европейская конвенция о выдаче 1957 года, Дополнительный протокол к ней 1975 года и Второй дополнительный протокол к ней 1978 года. В соответствии с конвенцией договаривающиеся стороны с соблюдением положений и условий, изложенных в ней, обязуются выдавать друг другу лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей стороны осуществляют уголовное преследование в связи с преступлением или которые разыскиваются указанными органами для приведения приговора в исполнение. Выдача осуществляется в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающей стороны и запрашиваемой стороны лишением свободы на срок не менее одного года. Конвенция предусматривает случаи, когда выдача не производится. В частности, не допускается выдача лиц, являющихся гражданами запрашиваемой стороны, либо если запрашиваемая сторона имеет существенные основания полагать, что запрос о выдаче был сделан с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями, а также за воинские преступления, которые не считаются преступлениями согласно обычному общему уголовному праву. Кроме того, запрашиваемая сторона может отказать в выдаче лица в связи с преступлением, которое в соответствии с ее законом считается совершенным полностью или частично на ее территории. Запрашиваемая сторона также может отказать в выдаче лица, если ее компетентные органы осуществляют в его отношении уголовное преследование и в связи с преступлением, по поводу которого запрашивается выдача. В выдаче может быть отказано, если преступление, в связи с которым она испрашивается, наказуемо по законодательству запрашивающей стороны смертной казнью. Российская Федерация оставляет за собой право отказать в выдаче, если выдача запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом, или в порядке упрощенного судопроизводства, то есть когда обвиняемому не могут быть обеспечены все те права, которые обеспечиваются ему судом в обычных условиях; если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания или что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьями 2, 3, 4 Протокола № 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья. Российская Федерация оставляет за собой право не выдавать лиц, если такая выдача может повлечь за собой ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам государства. Конвенция о выдаче содержит требования, предъявляемые к запросу о выдаче и прилагаемым к нему документам, положение о порядке предоставления дополнительной информации, выдачи лиц третьим государствам, временного задержания, рассмотрения конкурирующих запросов. В конвенции регламентирован механизм передачи лиц, подлежащих выдаче, отсроченной передачи или передачи с условиями, передачи конфискованного имущества, транзита и так далее. Теперь о Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года и Дополнительном протоколе к ней 1978 года. В соответствии с конвенцией договаривающиеся стороны обязуются оказывать друг другу взаимную правовую помощь в расследовании, уголовном преследовании и производстве по уголовным делам в отношении преступлений, наказания за которые на момент направления запроса о помощи подпадают под юрисдикцию запрашивающей стороны. Конвенция не применяется к задержанию, исполнению приговоров, а также к воинским преступлениям, которые не являются таковыми согласно обычному уголовному праву. Российская Федерация оставляет за собой право отказать в оказании правовой помощи в случаях: а) если лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правонарушения, находится под судом либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, либо если в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о помощи; б) если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Глава II конвенции посвящена запросам об оказании помощи, к которым относятся запросы о получении свидетельских показаний или передаче вещественных доказательств, материалов или документов. Здесь Российская Федерация оставляет за собой право не исполнять запросы о получении свидетельских показаний, если соответствующие лица воспользовались предоставленным им законодательством Российской Федерации правом отказаться от дачи показаний вообще или по данному делу. Глава III конвенции затрагивает вопросы вручения повесток и судебных постановлений, явки свидетелей, экспертов и обвиняемых. В ней подробно описан порядок вручения повесток, подтверждения их вручения и говорится о сроках вручения, приводятся положения о неприменении санкций в случае, если свидетель или эксперт не ответил на повестку о вручении, о возмещении расходов свидетелям и экспертам. Данная глава также охватывает вопросы об обеспечении явки лиц, содержащихся под стражей, и гарантиях неприкосновенности свидетелей и экспертов. В главе V конвенции разработана процедура оказания правовой помощи по уголовным делам, подробно указаны реквизиты запросов о помощи, порядок сношений, необходимость обоснования отказа в оказании помощи. Глава VI конвенции посвящена вопросам предоставления информации в связи с судебным разбирательством, а глава VII - вопросам обмена информацией из судебных материалов. В конвенции также предусмотрено право любой из договаривающихся сторон сделать оговорку в отношении любого из ее положений во время подписания конвенции или сдачи на хранение ратификационной грамоты либо документа о присоединении. Подобные оговорки распространяются также и на Дополнительный протокол к конвенции. Следует отметить, что обе европейские конвенции с дополнительными протоколами к ним не содержат положений иных, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, и их ратификация не потребует внесения каких-либо значительных изменений и дополнений в законодательство. После ратификации названные конвенции могут послужить основой для заключения двусторонних договоров между Российской Федерацией и другими государствами - участниками в данной сфере. Таким образом, представленные проекты федеральных законов о ратификации европейских конвенций с дополнительными протоколами к ним полностью отвечают интересам Российской Федерации, и, по нашему мнению, Федеральное Собрание имеет все основания для их принятия. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Б.Ю.Кузнецов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Николаевич. Пожалуйста, Юрий Павлович Иванов, пройдите на трибуну... Юрий Павлович, прошу у вас извинения, я хочу сделать объявление. Уважаемые депутаты, все депутаты, которые находятся в стенах Государственной Думы! Просьба к вам пройти сейчас в зал заседаний. После обсуждения этих ратификационных законопроектов мы назначим и проведем "час голосования" (вернее, назначение "часа голосования" уже состоялось на Совете Думы вчера). Мы будем проводить голосование, и нам нужно обеспечить на "часе голосования" максимальное число депутатов. Я еще раз прошу всех депутатов, которые находятся в здании Государственной Думы, пройти в зал для участия в голосовании. Юрий Павлович Иванов, заместитель председателя комитета, ваш содоклад. Юрий Михайлович Тен, пожалуйста, совещание проведите как-то по-другому, не стоя в проходе. Пожалуйста, Юрий Павлович. ИВАНОВ Ю.П., Аграрная депутатская группа. Уважаемые коллеги, мой предшественник подробно проанализировал обе конвенции, и я себе позволю только дополнить его выступление рядом пояснений. Вообще, принятие этих конвенций, как ни странно, продемонстрировало возможность нормальной взаимной работы исполнительной власти с законодательной. Надо сказать, что полтора года тому назад Президент впервые вошел в Думу с этой конвенцией, но после того, как три комитета - по безопасности, по международным делам и по законодательству - высказали свою позицию о неприемлемости ряда положений этого законопроекта, президентская сторона отозвала свой законопроект, и в течение полутора лет велась работа всевозможных комиссий по согласованию, которая в конечном итоге закончилась той редакцией, на которой, собственно, первоначально и настаивала Дума. Я позволю себе вычленить только два момента, потому что конвенции многослойные, они сложны, может быть, для понимания, много споров могут вызвать юридико-технические моменты. И чтобы каждый депутат в округе мог пояснить своим избирателям суть этих конвенций, мне думается, правильнее было бы остановиться на двух существенных новеллах. Первое. В законе о правовой помощи вводится очень важный элемент. До сих пор правосношения с зарубежными организациями по вопросам оказания правовой помощи были монополией Генеральной прокуратуры. Этим законом мы вводим ряд других структур, которые приобретают такое право: МВД - по делам, которые находятся у него в дознании и в расследовании; налоговая полиция - по делам, относящимся к ее компетенции, и ФСБ. Вот этот вопрос как раз и вызывал существенные споры прежде всего между Государственной Думой, я бы так вычленил, и Генпрокуратурой. Мы знаем, что ведомства часто не любят отдавать свои полномочия, но мы все-таки встали на позицию расширения перечня органов, которые могут осуществлять сношения с зарубежными партнерами. Ну, посудите сами. Сегодня налоговый полицейский в городе Шуе Ивановской области по возбужденному делу, если его интересует информация, например, о регистрации какой-то фирмы в Зальцбурге, об участии там российских граждан, должен не просто пойти и написать письмо, получить согласие и визу руководителя налоговой полиции области, но затем еще приехать и смотивировать, так сказать, весь этот вопрос в федеральной налоговой полиции. Затем федеральная налоговая полиция обратится в Генпрокуратуру, потом Генпрокуратура рассмотрит проект этого письма, после чего она нередко спускает материал в областную прокуратуру, для того чтобы последняя дала заключение по вопросу о целесообразности направления такого поручения. В конечном итоге за подписью Генерального прокурора или его заместителя этот запрос направляется за рубеж. Мы знаем по целому ряду дел, с которыми мы лично знакомились или когда участвовали в семинарах, допустим сотрудников налоговой полиции, что выполнение этих поручений часто растягивается от шести месяцев до года. Теряется оперативная острота вопроса. Поэтому мы единогласно решили, что дополнительная надстройка в виде Генпрокуратуры для переписки по правовым вопросам этим инстанциям не нужна - они обладают и достаточным опытом, и знанием составления этих писем, у них есть и переводчики. Поэтому мы не видим здесь проблемы. В этой части я могу сказать, что конвенция о правовой помощи прежде всего ввела вот эту очень важную, существенную новеллу. Надо сказать, что было еще одно очень интересное предложение Комитета по безопасности. В частности, возник спор о приоритетности действующего законодательства и принимаемых конвенций. В частности, вы знаете, что у России есть договора, допустим с Болгарией, Венгрией, где подробно расписаны все детали, связанные с оказанием правовой помощи. Было предложение: указать специально при ратификации этой конвенции, что эти договора остаются в силе и имеют приоритет над нормами принимаемой конвенции. Мы на это не пошли. У нас констатируется, что нормы конвенции приоритетны. Мы пошли по этому пути, так как все другие страны: Венгрия, Польша, Болгария и прочие страны - этой оговорки также не сделали, и сегодня практические работники могут пользоваться нормами как специальных договоров, заключенных, допустим, с Венгрией и Болгарией, так и конвенции. При этом мы имеем в виду, что нормы конвенции приоритетны. Вот, пожалуй, основной, стержневой, узловой вопрос по конвенции о правовой помощи. С конвенцией о выдаче все проще. В конвенции о выдаче суть спора наших трех комитетов с Президентом сводилась к следующему вопросу. Вы знаете, что прокуратура, допустим, задерживала иностранного гражданина и впоследствии самостоятельно решала вопрос о его выдаче. Дума стояла на позиции, что в этой ситуации необходимо предоставить этому задержанному право на обжалование решения следственных органов в судебном порядке. Я думаю, что тут тоже не может возникнуть вопросов. Права человека - это тот, скажем так, куст вопросов, вокруг которого часто смыкаются и правовые нормы различных конвенций. Я думаю, что в Думе у нас нет противников подобного толкования вопроса о правах человека. Мы все понимаем, что права человека, самая лучшая им гарантия - это расширение подсудности. Чем руководствовались те или иные наши депутаты? Допустим, депутаты от "ЯБЛОКА" исходили из своего концептуального понимания прав человека. У депутатов от оппозиции свежо было воспоминание о Хонеккере, которого больным, с раковой опухолью, с помощью фальсифицированного заключения врачей, фамилий которых мы не знаем до сих пор, тайно, можно сказать, вышвырнули за рубеж, отдали немцам, которые через месяц отпустили его умирать и даже освободили из-под стражи. Мне кажется, что во избежание подобных позорных для любого россиянина случаев Дума и стояла жестко на своей позиции: предоставить такому лицу возможность судебного обжалования и лишь после рассмотрения дела в суде осуществлять выдачу. Надо сказать, что президентская сторона с этим согласилась. Сегодня эта норма имплементирована в закон о ратификации. Поэтому я думаю, что это как бы ситуация с хорошим концом. Комитет по законодательству единогласно, все 16 его членов, проголосовали за ратификацию. Правовое управление дало положительное заключение, Комитет по международным делам, от которого профессор Вишняков с нами постоянно полтора года работал и оказал нам огромное содействие по этому вопросу, также в принципе поддерживает, хотя там есть определенные детальные моменты. Комитет по безопасности в целом также поддерживает это предложение. Я думаю, что сегодня, когда нарастает волна международной преступности, когда мы пытаемся как бы установить нормы помощи нашим правоохранительным органам, принятие этой конвенции будет иметь немалое значение, в частности, еще и по одной причине. Вот последний, свежий пример. Вы обратите внимание на ситуацию с "Бэнк оф Нью-Йорк". О ней можно сколько угодно и что угодно говорить, но есть констатирующая часть: из России ушло 4,2 миллиарда долларов. Можно говорить, отмывание это или просто утекание капитала, серое оно или белое, но посмотрите, как государственные органы сегодня решают этот вопрос? Президентская сторона формирует какую-то комиссию из представителей разных министерств и ведомств, которые едут в Нью-Йорк, осуществляют там какие-то переговоры и возвращаются сюда, давая какие-то, с моей точки зрения, не очень вразумительные объяснения. На наш взгляд, весь этот институт спецпредставителей Президента антиконституционен. Действовать и работать должны те органы, на которые подобные функции возлагаются действующим законом. Поэтому в этой ситуации, допустим, если поступит информация, по действующей конвенции налоговая полиция, Генпрокуратура должны будут осуществлять соответствующие сношения, а не какие-то группы людей, которые будут выезжать и как-то субъективно оценивать отдельные факты. Комитет по законодательству просит вас, уважаемые коллеги, поддержать принятие этих двух конвенций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Павлович. Останьтесь на трибуне. Обсуждение законопроектов о ратификации производится в обычном порядке. Есть ли вопросы к докладчикам? Вопросов нет. Спасибо, Юрий Павлович, присаживайтесь. Кто желает выступить по этим законопроектам? Желающих выступить не вижу. Тогда, коллеги, заключительное слово произносить нет необходимости? Батанов Геннадий Николаевич, коротко. БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Что касается конвенций, я полностью согласен с содокладчиком. Мы согласны и призываем вас проголосовать, принять законы о ратификации и тем самым подвести черту под трехлетней работой. Второе. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Эти документы на выходе. Законы принимаются в одном чтении. Я, как официальный представитель по данным законопроектам, не могу вам не напомнить: надо 226 голосов; если 58 заявлений и число присутствующих соединить, мы можем не набрать необходимого количества голосов и нарушить процедуру. Если вы не возражаете, может, перенесем на "час голосования" после ваших каникул? ИЗ ЗАЛА. Нет! Нет! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, я хотел бы услышать реакцию депутатов на это предложение. Голосовать предлагают. Коллеги, итак, в связи с тем что мы внесли поправки в Регламент, решением Совета Государственной Думы сегодня проводится "час голосования". Объявляю о начале этого "часа голосования" и предстоящем голосовании. Еще раз убедительно прошу всех депутатов, кто близко и кто в Думе находится, пройдите, пожалуйста, в зал заседаний для участия в голосовании. Ставлю на голосование пункт 5.1 повестки дня. Законопроект будет приниматься в целом, если нет других предложений. Кто за то, чтобы проект федерального закона "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней" принять в целом? Прошу голосовать. Идет голосование пункта 5.1. Прошу быть внимательными. Кто без карточки или не успел проголосовать? Таких нет. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 49 сек.) Проголосовало за 382 чел. 84,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел. Результат: принято 382 голоса. Законопроект принят. Ставлю на голосование пункт 5.2 повестки дня: о проекте федерального закона "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней". Кто за то, чтобы принять этот законопроект в целом? Прошу голосовать. Кто без карточки или не успел проголосовать? Таких нет. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 43 сек.) Проголосовало за 379 чел. 84,2% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел. Результат: принято Законопроект принят в целом.