Заседание № 109
О проекте федерального закона № 99013560-2 "О продовольственной безопасности Российской Федерации" (принят в первом чтении 16 июня 1999 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 12. Проект федерального закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации". Это блок законопроектов, принятых в первом чтении и предлагаемых к отклонению. Доклад заместителя председателя Комитета по безопасности Виктора Ивановича Илюхина. Пожалуйста. ИЛЮХИН В. И. Уважаемые коллеги, Комитет по безопасности предлагает вернуть данный законопроект снова в первое чтение и отклонить его. Я напомню вам, что в первом чтении законопроект "О продовольственной безопасности Российской Федерации" был принят 16 июня 1999 года. Через четыре года, 15 октября 2003 года, при рассмотрении законопроекта во втором чтении Государственной Думой было принято решение вернуть его на доработку в Комитет по безопасности. Я могу сказать, что в течение всего этого срока мы пытались найти понимание у Правительства Российской Федерации, у Администрации Президента Российской Федерации, но не нашли, а те поправки, которые были предложены правительством, носят концептуальный характер. И в этой ситуации Комитет по безопасности принял решение дальше над законопроектом не работать и предложить новый текст законопроекта "О продовольственной безопасности Российской Федерации", ну, может быть, с несколько другим названием. Вот такое у нас к вам предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович. В соответствии с Регламентом мы выслушали ваш доклад, присаживайтесь. Будет ли выступать полномочный представитель президента? Полномочный представитель правительства? Нет. Есть ли желание выступить у представителей депутатских объединений? Есть, от фракции КПРФ и от фракции "Родина". Кто от КПРФ? Кашин Владимир Иванович. Пожалуйста. КАШИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые товарищи! КПРФ считает, что вопрос продовольственной безопасности и принятие соответствующего закона - это один из самых серьезных вопросов, которые обязана решить именно Государственная Дума четвертого созыва. В разных странах мира такой закон существует, он определяет количество сельскохозяйственного продовольствия, которое необходимо производить в стране, чтобы обеспечивать население в достаточном количестве продуктами питания. Если посмотреть, как обстоит дело в Америке, во Франции, в Германии, мы увидим, что такие законы предусматривают производство от 98 до 100 процентов собственной продукции, и мы не раз на эту тему говорили. Мы считаем, что то, что сегодня правительство в лице Грефа со товарищи и слышать не хочет об этом законе, - это спланированная система действий, которые приводят нашу страну к ситуации, когда десятки тысяч деревень исчезают с лица земли, когда с помощью такой экономики сельского хозяйства проводится спланированный геноцид и напрямую изымаются средства из агропромышленного комплекса. Сегодня, по существу, продовольственная безопасность России потеряна, и это значит, что и национальная безопасность правительство не волнует. Когда мы работали над проектом закона "О развитии сельского хозяйства...", мы увидели, как относятся Греф и его управления, департаменты к самому понятию "продовольственная безопасность". Они говорили: мы не хотим слышать эти слова, уберите это понятие! Уважаемые коллеги, последние совещания по селу с участием министра Гордеева, проведенные в Калмыкии и Смоленске буквально в последние десять дней, еще раз вскрыли всю глубину той пропасти, в которой оказались сельские жители и в целом наша страна. Мы считаем, что принятие сегодня решения о прекращении работы над законопроектом, по существу отказ от закона о продовольственной безопасности - это преступление, и за это преступление надо будет отвечать по всей строгости действующих законов исходя из последствий такого решения. Посмотрите, более 40 процентов продовольствия сегодня завозится из-за рубежа. Сегодня в поисках килограмма мяса мясокомбинаты нашей страны сбиваются с ног. Начиная от Владимирской области и кончая Краснодарским краем - везде повырезали скот, уничтожаются сельскохозяйственные посевы. Наша страна становится настолько уязвимой, что не то что упоминавшаяся сегодня Венгрия, не то что Германия - скоро Прибалтика будет диктовать нам свои условия или Финляндия! И мы видим это: кому нужен Темрюк, кому - Пыталовский район, кому - Дальний Восток, кому уже сочинское побережье понадобилось... Поэтому, уважаемый Борис Вячеславович, я не первый раз уже выступаю по этой проблеме, которая тревожит всю нашу страну, я говорю еще раз лично о вашей ответственности и депутатов из "Единой России". В конце концов, опомнитесь! Ситуация настолько тревожная, что люди всё равно спросят с нас, с этой Думы спросят и с тех депутатов, которые голосуют все эти годы против своего народа, против сельского хозяйства, а это значит против нашей безопасности, против нашей Родины. Поэтому мы не принимаем ту постановку вопроса, с которой выступил комитет, предложив снять этот законопроект, перевести его в первое чтение. Мы сегодня как минимум должны тогда определиться со сроками и обязательно до вхождения в ВТО принять этот закон, потому что вступление в ВТО без его защитительной роли приведет к разорению агропромышленного комплекса и уничтожению отечественного сельского хозяйства. Здесь недавно выступал Владимир Вольфович Жириновский, он говорил, какую продукцию сегодня нам завозят из-за рубежа, и мы сами хорошо знаем, что сюда идет третьесортная продукция, генно-модифицированная продукция, мы знаем, что есть отравления, есть страшные последствия от завоза этой продукции. И это сейчас, когда у нас еще произодится своя продукция, а когда у нас ее не останется, понятно, чем будут кормить господа из НАТО наше население. Я еще и еще раз хочу сказать: если мы сегодня не договоримся по этому закону, я убежден, что, несмотря на обещания принять в осеннюю сессию закон "О развитии сельского хозяйства...", в нем не будет тех принципиальных глав, разделов и статей, которые определяют продовольственную безопасность. Давайте принципиально договоримся тогда: если мы отклоним сегодня этот законопроект, то важнейший предметный блок из него будет в том законе, Борис Вячеславович, который, как вы не так давно заверяли, мы обязательно примем в осеннюю сессию. Но еще раз хочу сказать: если вступление в ВТО пройдет раньше и этот закон не будет иметь прямого действия и верховенства перед соглашением с ВТО, заверяю вас, что отечественного сельхозтоваропроизводителя мы сбросим в пропасть. А это, я еще раз хочу сказать, просто преступление! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "Родина" - Савельев Юрий Петрович. Пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Ю. П., фракция "Родина". Спасибо, Борис Вячеславович. Фракция "Родина" будет голосовать против снятия этого закона. Мотивация основная и самая главная - отсутствие сегодня этого закона в составе Свода законов Российской Федерации препятствует нашей стране обрести действительно независимость. Все остальные законы, которые есть, разруха, которая сегодня существует во всех без исключения сферах того, что называлось раньше народным хозяйством, - это всё поправимо, и поправимо в какие-то считанные годы. Вот непоправима именно наша зависимость от мирового сообщества с точки зрения поставки нам сюда продовольствия и продуктов питания. Мы превзошли тот барьер национальной безопасности в части поставки продовольствия и продуктов питания в страну, который, как общепринято, ограничивается нормой - не более 15 процентов импорта. У нас эта цифра значительно больше, по Москве и Санкт-Петербургу она на уровне 65-70 процентов, а в среднем по России уже приближается к 40 процентам. Это недопустимо. Это первое. Второе. Конечно, отсутствие такого закона препятствует формированию государственного заказа, регионального заказа производителям сельхозпродукции. Именно этот закон предусматривает, что, например, администрация Санкт-Петербурга формировала бы государственный заказ на поставку сельхозпродукции из Ленинградской области, для чего, собственно, в свое время и было проведено разделение Ленинградской области и города Санкт-Петербурга. Это было сделано для того, чтобы рынок продовольствия Санкт-Петербурга наполнить необходимыми продовольственными запасами. И только тогда, когда такой заказ не может быть выполнен, не выполнен при надлежащем финансировании, Правительству Российской Федерации разрешается по заявкам руководителей субъектов Федерации делать закупки определенных видов продовольствия за рубежом. Это тоже очень важно. Это сегодня "ножки Буша" и прочую дребедень, никого не спрашивая, правительство закупает. Это второе. Третье. Конечно, отсутствие такого закона воспрещает нам дотировать сельскохозяйственных производителей. Я напоминаю, что Европа сегодня дотирует сельскохозяйственное производство на сумму больше 30 миллиардов долларов, весь мир дотирует его на сумму более 300 миллиардов долларов, а нам это запрещено. Этот закон предусматривает дотацию, списание определенного рода долгов. И наконец, четвертое. Отсутствие такого закона - это, конечно, делает нас полностью уязвимыми, ставит в зависимость от европейского сообщества при вступлении в ВТО. Именно сейчас, пока не поздно, нужно сформировать кодекс и региональных законов, и федеральных законов - в их числе и вот этот закон, - который ввел бы ограничения на поставку зарубежной продукции в нашу страну, в наши регионы. С этими условиями мы могли бы тогда входить в ВТО, и они были бы приняты. Отсутствие этого закона ставит нас в тяжелое положение. Фракция "Родина" будет голосовать против предложенного перевода его в первое чтение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От "Единой России" - Воронин Павел Юрьевич. Пожалуйста. ВОРОНИН П. Ю., фракция "Единая Россия". Спасибо, Борис Вячеславович. Я хотел бы ответить. Я десять лет руководил крупной сельскохозяйственной компанией и хочу вам сказать... Владимир Иванович, вы заблуждаетесь, нет законов о продовольственной безопасности. Это нонсенс, ни в одной стране мира такого закона нет. Может быть, в какой-нибудь, я не знаю там, в стране дремучей демократии, в каких-нибудь там Зимбабве или Габоне... В нормальных странах таких законов нет, есть законы о поддержке, причем каждая страна поддерживает ту отрасль сельского хозяйства, в которой она лидирует. Есть замечательное выражение: одна страна не может производить всё самое лучшее, но одна страна может производить что-то лучше других. Вот мы всегда, традиционно были зерновой страной. От цен на зерно пляшут и цены на говядину, и цены на свинину, и цены на курятину. Мы производим примерно 80 миллионов тонн зерна в год, 40 - потребляем, 10 - идет в стратегический запас, 30... У нас нет системы скупки этих 30. Вот достаточно заложить примерно 3 миллиарда долларов и выкупать излишки, чтобы стабилизировать весь рынок сельского хозяйства. Евросоюз, тут выступал представитель "Родины"... Он тоже не поддерживает сельхозпроизводителя во всех странах, в Евросоюзе узурпировали власть только две страны - Франция и Испания. Разрешено поддерживать только два типа продуктов - это "зеленая корзина" и "желтая корзина". "Зеленая корзина" - это общие продукты, которые производят все страны, и "желтая корзина" - это продукты, которые производятся страной и являются ее национальным достоянием, как, предположим, в Италии твердые сорта сыра, в Испании и во Франции - вина. Вот их разрешено дотировать за счет собственных бюджетов. Всё остальное нет. Есть рынок общих дотаций и помощи, но опять же, подчеркну, в какой-то конкретной отрасли. Вот вы предлагаете... Когда я работал, ко мне приходили вот такие, как вы, руководители и говорили: "Давайте сеять подсолнечник". Я говорю: "Ребята, а сколько у вас в том году выросло?" Они говорят: "Пять центнеров с гектара". Я говорю: "А зачем его сеять, когда он убыточен? Лучше давайте вообще не будем работать, посидим немножко и подумаем, может быть, пшеницу посеем, или горох, или еще что-то, но не будем заниматься ерундой". Работа ради работы - это, знаете, вот как раньше было: нам хлеба не надо, а работу давай. Встали и пошли на работу - а что произвели? Пять килограммов посеяли - три собрали, зато работали. Отчитались, что выполнили сто десять замесов в смену. Абсолютно ненужный закон, никому не нужный в таком виде! Проблема есть, бесспорно, и она требует решения. Естественно, вхождение в ВТО приведет, наверное, к тому же, что и в Польше: останется порядка 10 процентов рентабельных хозяйств, порядка 15 - самодостаточных, а остальные... они уже у нас сейчас в таком состоянии. И я подчеркиваю: никакой помощи крестьянам не нужно, им нужно не мешать, нужно ограничить, может быть, основную составляющую - цены на топливо, может быть, ввести какое-то льготное налогообложение в отношении сельхозтоплива, и всё. В таком виде, конечно, закон... идея хорошая, но воплощение, к сожалению, оставляет желать лучшего. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочным представителям правительства, президента? Нет. Есть необходимость выступить докладчику с заключительным словом? Нет необходимости. Уважаемые коллеги... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, уже все выступления были. Если это касается ведения, то пожалуйста, если это касается... Владимир Иванович, вы уже выступили. Уважаемые коллеги, все процедуры в соответствии с Регламентом мы выполнили, теперь надо переходить к голосованию. Кто за то, чтобы принять постановление об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 21 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3% Проголосовало против 83 чел.18,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2% Результат: принято Принимается.
Заседание № 260
О проекте федерального закона № 99013560-2 "О продовольственной безопасности Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые депутаты, переходим к пункту 5 повестки дня: о проекте федерального закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации", второе чтение. Докладчик также Павел Тимофеевич Бурдуков. БУРДУКОВ П. Т. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется закон "О продовольственной безопасности Российской Федерации", подготовленный Комитетом по безопасности ко второму чтению. В первом чтении законопроект был принят 16 июня 1999 года. До этого шла напряженная работа комитета и рабочей группы над данным законопроектом. Наконец-то нам удалось согласовать в рабочей группе практически все моменты. Поскольку достаточно много времени прошло после принятия законопроекта в первом чтении, я скажу несколько слов и о содержании концепции данного законопроекта. Ну, в качестве вступления: 16 октября, завтра, Всемирный день продовольствия, а 17 октября, послезавтра, Международный день борьбы за искоренение нищеты. Случилось так, что именно накануне этих событий нам предстоит определить позицию российского парламента по законопроекту "О продовольственной безопасности...", а по сути, выразить свое согласие или несогласие войти во всемирную коалицию государств, приступивших к практическому решению проблемы с продовольственным обеспечением своих граждан. В ближайшие сорок лет, по оценкам зарубежных специалистов, проблема нехватки продовольствия выйдет на первое место в мире, отодвинув с этих позиций проблемы разоружения. Так, сегодня в мире, по данным ФАО, - это Всемирная продовольственная организация - 900 миллионов человек страдают от голода, недоедания, а 200 миллионов умирают именно по этой причине, от голода. В России проблема продовольственной безопасности по факту давно заняла центральное место в политической, экономической и социальной жизни и находится в одном ряду с проблемами обороны, экономической и национальной безопасности. Необходимость принятия данного законопроекта диктуется положениями международных документов универсального характера. Это Международный билль о правах человека, резолюция 217 Генеральной Ассамблеи ООН, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, резолюция 2200 Генеральной Ассамблеи, Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания, резолюция 3348 Генеральной Ассамблеи. Конституция Российской Федерации провозгласила (статья 17, пункт 1), что "в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией". Из этих документов следует, что основное право человека - это право на жизнь, священное право, и что обеспечивает это право в первую очередь питание. Поэтому всемирный римский саммит, в котором участвовали главы государств всего мира, участвовала в том числе и Россия, провозгласил, что обязанность каждого государства - производить продукты питания в больших объемах и добиться справедливого их распределения. Рабочая группа по подготовке данного законопроекта о продовольственной безопасности изучила почти все законопроекты других государств по этой тематике. Особенно нам подходит законодательство Федеративной Республики Германии. Закон "О продовольственной безопасности Российской Федерации" - это закон не о сельском хозяйстве, как некоторые думают, это закон о компетенции Правительства Российской Федерации, которое обязано отслеживать уровень производства жизненно важных продуктов питания и влиять на него. К сожалению, многие повторяют термин "продовольственная безопасность", в том числе и президент его часто употреблял, но у нас нигде не зафиксировано, что такое продовольственная безопасность, и именно этот пробел ликвидирует данный законопроект. Главное достоинство законопроекта - в нем дается определение продовольственной безопасности как состояния экономики Российской Федерации, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации и гарантируется доступность пищевых продуктов. Продовольственная независимость определяется как состояние экономики Российской Федерации, при котором в случае прекращения ввоза на территорию Российской Федерации пищевых продуктов не возникнет продовольственного кризиса и производство жизненно важных продуктов за год составляет не менее 80 процентов годовой потребности населения в этих пищевых продуктах в соответствии с физиологическими нормами питания. В законе дан критерий продовольственной безопасности, который определяется как соотношение между фактическим уровнем производства пищевых продуктов и необходимым уровнем производства пищевых продуктов, который рассчитывается исходя из физиологических норм каждого человека. В случае, если это соотношение не соответствует более чем на 20 процентов (это принято как концепция при первом чтении), по отдельным жизненно важным пищевым продуктам правительство должно составлять программы для выравнивания фактического и необходимого уровней. То есть у нас в законе "О продовольственной безопасности Российской Федерации" есть всё - есть определения, есть критерии и есть механизмы реализации проблемы снабжения населения продовольствием. Комитет по безопасности просит поддержать данный законопроект и утвердить таблицу 1, принятых поправок. Прошу проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у вас на руках есть таблицы поправок, принятых и отклоненных. Будут ли замечания по таблице поправок, которые комитет рекомендует принять? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части принятия поправок? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 07 сек.) Проголосовало за 257 чел. 57,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 257 чел. Не голосовало 193 чел. 42,9% Результат: принято Принимается. Будут ли у депутатов замечания по таблице поправок, которые комитет рекомендует к отклонению? Я не вижу. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части отклонения поправок? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 52 сек.) Проголосовало за 310 чел. 68,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел. 31,1% Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять во втором чтении? Идет голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 25 сек.) Проголосовало за 130 чел. 28,9% Проголосовало против 6 чел. 1,3% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 136 чел. Не голосовало 314 чел. 69,8% Результат: не принято Не принимается. Вам всё понятно, Павел Тимофеевич? БУРДУКОВ П. Т. Мне всё понятно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот так, присаживайтесь.
Заседание № 254
О проекте федерального закона № 99013560-2 "О продовольственной безопасности Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ИЛЮХИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, в связи с тем что Павел Тимофеевич Бурдуков находится в служебной командировке, мы просим пункт 5 повестки дня сегодняшнего заседания - проект закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации", второе чтение, - перенести на октябрь. Без него докладывать просто сложно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перенести на октябрь из-за отсутствия докладчика.
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция Либерально-демократической партии России. Меня смущает вот то, что пункт 5 переносится. Во-первых, непонятно, почему данный комитет занимается проблемой продовольственной безопасности. Тогда чем у нас занимается аграрный комитет? Комитет по безопасности пускай занимается преступностью в стране. У нас каждый день расстреливают у подъездов собственных домов сто пятьдесят человек, каждый день! А Комитет Государственной Думы по безопасности ничего не делает в плане уменьшения накала преступности, при этом занимается продовольствием. Тогда чем занимается аграрный комитет? Он чем будет заниматься, дождевыми червями? Я считаю, что неправильное распределение законопроектов между комитетами.
Заседание № 248
О проекте федерального закона № 99013560-2 "О продовольственной безопасности Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
БУРДУКОВ П. Т., Агропромышленная депутатская группа. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В связи с тем что Совет Федерации проводит в понедельник, 23-го числа, парламентские слушания по продовольственной безопасности, я прошу снять вопрос 20 - законопроект "О продовольственной безопасности...", так как нам хочется учесть мнение Совета Федерации и мнение... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Тимофеевич, перенести с сегодняшнего заседания? БУРДУКОВ П. Т. Да, перенести на сентябрь. Спасибо.
Депутат Бурдуков просит перенести пункт 20 на осень. Мы принимаем во внимание его предложение.
Заседание № 271
О проекте федерального закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к законопроектам первого чтения. Мы с вами проголосовали, что первым будет рассмотрен пункт 25. Павел Тимофеевич Бурдуков, пожалуйста, на трибуну. Проект федерального закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации". Законопроект первого чтения. Пожалуйста. БУРДУКОВ П.Т. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги, уважаемые представители Президента и Правительства! Поскольку законопроект "О продовольственной безопасности Российской Федерации" раздавался в начале апреля и не все помнят его содержание и концепцию, я расскажу несколько подробнее. В настоящее время проблема продовольственной безопасности заняла приоритетное место в системе безопасности Российской Федерации. Совет Безопасности Российской Федерации в настоящее время работает над доктриной продовольственной безопасности. Само понятие "продовольственная безопасность" все чаще и чаще произносится с высокой трибуны. Однако пока сам термин "продовольственная безопасность" ни законодательно, ни юридически не определен. Поэтому, употребляя его, каждый вкладывает в это понятие свой смысл, и разный причем. Одни понимают это как качество и безопасность пищевых продуктов, другие - как соотношение импорта и экспорта продуктов питания. В проекте закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации" дано следующее определение продовольственной безопасности: "...состояние экономики Российской Федерации, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни". Продовольственная независимость определяется как производство определенного объема продукции. 80 процентов необходимого объема продукции должны выпускать отечественные товаропроизводители. Однако, пока идут споры между политиками, наше общество начинает ощущать реальность - что жизненных продуктов питания в стране недостаточно либо они недоступны. К сожалению, это осознание пришло с большим опозданием, когда обеспечение населения продовольствием достигло недопустимо низкого уровня, а продовольственная независимость страны фактически оказалась утраченной. При суточной норме потребления 3000 килокалорий один житель России потребляет в среднем чуть более 2000 килокалорий в день, что примерно равно энергетической ценности рациона бывших японских военнопленных. Обстоятельством, резко обостряющим эту проблему, безусловно, становится и внешнеполитический фактор. Для России это выражается в том, что сохраняется тенденция роста доли импорта продовольственных товаров из стран, входящих в Североатлантический блок (НАТО). К сожалению, глубинная суть и агрессивность военно-политического блока НАТО в Югославии не оставляют сомнений в том, что продовольственная зависимость других стран имеет для Соединенных Штатов Америки и НАТО не только политическое, но и прежде всего военно-стратегическое значение и достаточно давно рассматривается как продовольственное оружие. Более того, прямая военная агрессия является лишь элементом более масштабной операции, реализуемой в ходе глобальной информационно-экономической войны против суверенных государств, цель которой - полный захват их внутреннего рынка, в том числе и продовольственного. Демпинговая экспансия сельскохозяйственных производителей Западной Европы и Соединенных Штатов в бывшие соцстраны Восточной Европы, и особенно в Россию, уже увенчалась успехом. Ее результат - свертывание производства сельскохозяйственной продукции и разорение неконкурентоспособных хозяйств, завоевание рынков продовольствия иностранными производителями. В течение десяти дней после вступления в НАТО Республики Польши вокруг Варшавы как грибы выросли продовольственные супермаркеты французского, немецкого, испанского происхождения с дешевой продукцией, вытеснив польских производителей. Успешно реализуемый план роста зависимости России от импорта продовольствия также имеет признаки военной операции, и широко известные методы информационного воздействия на сознание населения, как всегда, решают задачу: сделать цель этой операции скрытой, неявной. Главной причиной продовольственной экспансии против России со стороны стран Запада, безусловно, является наш достаточно просторный потребительский рынок, и несомненно, огромный сельскохозяйственный потенциал, способный при наличии необходимых условий качественно решить проблему обеспечения продовольствием не только своего населения. Встала задача незамедлительного приведения российского законодательства в соответствие, а точнее, в равновесие с нормами и требованиями зарубежного и международного права, поскольку в обозримой перспективе внутренняя продовольственная политика Российской Федерации будет определяться в основном внешними факторами. К сожалению, Россия находится в хвосте процесса развития международной правовой системы и вынуждена догонять и приспосабливаться к постоянно усложняющимся условиям международных отношений. Информационно-правовое давление на Россию как субъект международных юридических отношений - это отдельная проблема, но российский продовольственный рынок оказался абсолютно не защищенным от чужих посягательств во многом из-за отсутствия законодательной базы, адекватной сложившимся в мире отношениям. Само понятие продовольственной безопасности как элемента национальной безопасности любого западного государства можно безошибочно трактовать как стратегию продвижения на чужие рынки. Настойчивая и последовательная позиция Государственной Думы и Совета Федерации в отношении ликвидации угрозы голода и устранения продовольственной зависимости, выраженная в разрабатываемом проекте федерального закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации", может создать основу для принятия Правительством Российской Федерации экстренных мер в этом направлении. Однако первый законопроект, одобренный Советом Федерации 25 декабря 1997 года, был отклонен Президентом без рассмотрения по формальным основаниям. В связи с ростом проблемы голода и недоедания Комитет Государственной Думы по безопасности вместе с Комитетом по аграрным вопросам приняли решение вынести на рассмотрение депутатов новую редакцию законопроекта "О продовольственной безопасности Российской Федерации", сделав небольшие уточнения в его понятийном аппарате, устранив все положения, которые могли бы расцениваться как предусматривающие расходы из федерального бюджета, а также приведя законопроект в соответствие с нормами международного права. Усиливается ответственность правительств перед международным сообществом, в частности, в обеспечении прав граждан своей страны на свободу от голода и недоедания. Основополагающим международным документом в этой области является принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году Всеобщая декларация прав человека. Документом универсального характера считается Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания, принятая 17 декабря 1974 года. Обращаю ваше внимание на отдельные положения этого документа. Первое. Каждый мужчина, женщина и ребенок обладают неотъемлемым правом быть свободными от голода и недоедания для полного развития и сохранения своих физических и умственных способностей. Второе. Основной обязанностью правительств, подчеркиваю, является совместная работа в направлении увеличения производства продовольствия, а также более справедливого и эффективного распределения продовольствия между странами и внутри их. Правительства должны незамедлительно приступить к более согласованным действиям против хронического недоедания и заболеваний, имеющих место среди наиболее бедных и уязвимых групп населения. В целях обеспечения соответствующего питания для всех правительства должны разрабатывать соответствующую политику в области продовольствия и питания, интегрированную в общие планы социально-экономического и сельскохозяйственного развития, основывающиеся на соответствующей информации в отношении наличного и потенциального продовольствия. Третье. Продовольственные проблемы должны рассматриваться в ходе подготовки и осуществления национальных планов и программ экономического и социального развития с упором на их гуманные аспекты. Четвертое. Обязанностью каждого заинтересованного государства в соответствии с его суверенными соображениями и внутренним законодательством является устранение препятствий на пути производства продовольствия. Наиболее значительным современным документом в области продовольственной безопасности стала римская декларация, принятая во время всемирной встречи на высшем уровне в ноябре 1996 года, в которой главы и правительства заявили: мы подтверждаем нашу политическую волю и наше общее национальное обязательство по достижению продовольственной безопасности для всех и продолжению усилий по искоренению голода во всех странах, намереваясь не позднее чем к 2015 году вдвое снизить число недоедающих по сравнению с нынешним уровнем. Хочу заметить, что если темпы сокращения населения России сохранятся, то к 2015 году мы можем потерять еще 40 миллионов человек. В этом смысле число недоедающих, наверное, действительно может снизиться, если сохранится, конечно, объем продовольствия на том уровне, который сейчас есть. В докладе Верховного комиссара по правам человека 15 января 1998 года речь идет о необходимости уточнения прав человека на питание как сохраняющих человеческое достоинство и о необходимости расширения правозащитных рамок такими положениями: первое - права человека имеют для государств обязательный характер; второе - утверждение прав человека на международном уровне должно сопровождаться созданием соответствующей правовой базы в государствах. (Я еще раз подчеркиваю: как раз данный наш закон служит этому.) Права предполагают подотчетность как внутри страны, так и на международном уровне. Теперь хотелось бы процитировать отдельные положения нашей Конституции. Глава 2 "Права и свободы человека и гражданина", статья 17: "1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Статья 18: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". В подавляющем большинстве законодательств других государств вопросы продовольственной независимости и безопасности, а также защиты населения от голода очень тщательно отрегулированы, особенно законодательством ФРГ, Франции, Соединенных Штатов Америки и других. К сожалению, на протяжении всего периода начиная с 1991 года Президент и Правительство Российской Федерации игнорируют как международное законодательство, так и Конституцию Российской Федерации, противодействуя принятию федерального закона, который обязывает Правительство принимать меры по обеспечению продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны, что и является концепцией закона. Начиная с 1994 года ни в одном из посланий Президента Федеральному Собранию ни слова не говорится об уровне питания населения страны - главного условия жизни населения. Кто сегодня отвечает за снабжение населения России продовольствием? На федеральном уровне - никто. Гарант Конституции гарантирует своему народу только права, но не продовольствие. В 1998 году страна собрала всего 47 миллионов тонн зерна, то есть по 320 килограммов на душу населения, а для нормального развития страны необходимо не менее чем по 800 килограммов на человека (Соединенные Штаты Америки получают по 1200 килограммов на человека). Производство молока упало с 380 литров на человека в 1990 году до 220 литров в 1998 году, и производство его продолжает падать. Производство мяса сократилось почти на порядок, то есть в 10 раз. Какие же выводы сделали Правительство и Президент из результатов своей деятельности? Страна не имеет продовольственного баланса, который должен отражать соотношение между "сколько нужно" и "сколько произвели". Только после составления такого документа мы можем сделать вывод о сегодняшнем положении. Пока же мы идем к голоду с завязанными глазами. Что касается заключения Правового управления, которое говорит о том, что на данный законопроект необходимо финансово-экономическое заключение, можно сказать, что финансово-экономическое обоснование фактически на этот закон нельзя составить. Этот закон - рамочный, он определяет только компетенцию Правительства. Цитирую статью 5: "Правительство Российской Федерации... разрабатывает и реализует федеральные целевые программы обеспечения продовольственной безопасности". Это только после того, как будет сделан баланс. Мы определяем последовательность решения данной задачи: составление баланса, анализ этого баланса, и только после того, как Правительство выяснит, по какому виду продуктов у нас особенно провальное положение или нормальное положение, только после этого Правительство составляет свои программы. Именно закон определяет в этой части компетенцию Правительства. Уважаемые депутаты, принятие федерального закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации" позволит привести законодательство Российской Федерации в соответствие с потребностями сегодняшнего дня, а также нормами и практикой международного права. Текст законопроекта вам роздан, и я убедительно прошу всех коллег поддержать его. Только, когда будете принимать сегодняшнее постановление, прошу учесть, что данное постановление раздавалось еще в апреле, и прошу внести в него корректив - что поправки и предложения после первого чтения вносить до 1 сентября 1999 года. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Тимофеевич. Павел Тимофеевич, а заключения Правительства нет, вы к этому как относитесь? БУРДУКОВ П.Т. Правительство прислало замечания к данному законопроекту. Заключения на финансово-экономическое обоснование нет, потому что самого финансово-экономического обоснования нет. Закон его не требует, да и невозможно составить финансово-экономическое обоснование, поскольку закон только определяет компетенцию Правительства. Что можно еще добавить к этому? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. БУРДУКОВ П.Т. Поэтому все требования о финансово-экономическом заключении я считаю не чем иным, как оттяжкой принятия законопроекта и волокитой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть заключения Правительства нет и вы его не ожидаете. Бывают случаи, когда оно вот-вот подойдет и так далее. БУРДУКОВ П.Т. А как можно составить заключение, если нет самого финансово-экономического обоснования? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно-понятно, заключения Правительства нет. Коллеги, законопроект первого чтения. Есть ли вопросы к докладчику? Пожалуйста, Никитчук Иван Игнатьевич. Потом - Райков. НИКИТЧУК И.И. Спасибо, Борис Юрьевич. Уважаемый Павел Тимофеевич, я хочу сказать, что действительно это капитальный закон, фундаментальный и он заслуживает всяческой поддержки. Но тем не менее хочу задать вопрос, уточняя ваш ответ, только что прозвучавший: все-таки известна позиция Правительства по этому законопроекту? БУРДУКОВ П.Т. Правительство прислало свое заключение, в котором говорится, что данный законопроект не имеет... извините, сейчас я просто процитирую, потому что лучше не придумаешь: проект в представленной редакции, по оценке Минюста России, не имеет самостоятельного предмета правового регулирования, носит в основном декларативный характер. Я считаю, что данное заключение мало назвать некомпетентным, понимаете? И люди, которые его писали, то ли не понимают проблему, то ли сознательно от нее уходят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Райков Геннадий Иванович, ваш вопрос. РАЙКОВ Г.И. Павел Тимофеевич, как известно, закон был отклонен Президентом. В общем-то, он не претерпел никакого изменения и сегодня снова пошел в первом чтении. Как вы понимаете, судьба этого закона - снова три чтения и снова возвращение Президентом обратно. БУРДУКОВ П.Т. Во-первых, Геннадий Иванович, спасибо за вопрос. Закон претерпел существенные изменения. Мы ввели совершенно новое понятие баланса, ввели понятие необходимого объема производства жизненно важных продуктов и фактического, то есть он претерпел очень большие изменения. Но то, что у нас Президент подписал данное заключение... я считаю, что будем доказывать команде Президента несостоятельность его аргументов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мартюшов Сергей Николаевич, ваш вопрос. МАРТЮШОВ С.Н., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемый докладчик, у вас в статье 8 сказано, что ведется государственный контроль за производством, хранением, реализацией во всех организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В статье 10 декларируется контроль движения оптовых партий продовольствия от его производства или ввоза до поставок потребителям. И некоторые другие моменты по статьям... БУРДУКОВ П.Т. Пожалуйста, говорите повнятнее, я не слышу вашего вопроса. МАРТЮШОВ С.Н. Я его еще не сформулировал. Это огромная работа - все оптовые партии во всей стране контролировать от ввоза до доставки и потребления. Кем и за счет каких средств будет оплачиваться эта работа? Какими органами она будет производиться? Как же вы говорите, что не требуется финансового обоснования, когда здесь тотальный контроль за всем продовольствием на всей территории страны будет осуществляться? БУРДУКОВ П.Т. Эта работа будет, так сказать, отслеживаться и контролироваться только после того, как составится баланс, при необходимости. Если действительно мы находимся ниже уровня требований, то после этого начинает действовать этот механизм. Это уже дело Правительства, какой механизм оно предложит для контроля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросов больше нет? Депутат Вишняков. Пожалуйста. ВИШНЯКОВ В.Г. Вопросов у меня много. В частности, по статье 6, часть четвертая, посмотрите, пожалуйста. Здесь говорится, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации "координируют деятельность государственных органов и служб, обеспечивающих продовольственную безопасность Российской Федерации, функционирующих на территориях субъектов Российской Федерации". Перечислите, пожалуйста, мне все эти государственные органы и службы, которые обеспечивают эту продовольственную безопасность. БУРДУКОВ П.Т. Ну, трудно перечислить все. Например, ветеринарные службы, эпизоотические службы и прочие. Вот примерно эти службы, которые находятся в субъектах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все вопросы? Спасибо, Павел Тимофеевич, садитесь пока. Кто желает выступить по этому законопроекту? Депутат Илюхин Виктор Иванович, пожалуйста. ИЛЮХИН В.И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности, фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, я хотел бы вам напомнить о том, что действительно данный закон или закон с данным названием мы с вами уже принимали, и с ним согласился Совет Федерации. Каких-либо серьезных возражений у губернаторов, тех людей, которые непосредственно отвечают за продовольственную безопасность, он не вызвал. Закон действительно нужен. Но ведь тогда, когда Президент отклонял его, была сделана только лишь одна ссылка - что мы заложили один момент: продовольственная безопасность находится на критическом уровне, если мы потребляем более 20 процентов импортного продукта. Вот это насторожило Президента: дескать, в нынешних условиях мы не сможем обеспечить своими продуктами, как говорится, в достатке наше население. Тем не менее я хочу еще раз сказать: да, законопроект (можно назвать его рамочным) абсолютно необходим, потому что он ориентирует именно на национального производителя. Он как раз и ставит вопросы о независимости Российской Федерации, потому что продовольственная безопасность сегодня выходит на первое место среди всех видов безопасности, среди всех видов безопасного существования нас с вами. Говорят: нет предмета регулирования. Но, простите меня, видимо, люди глубоко не вникли в этот законопроект. А есть ли предмет регулирования у законопроекта, представленного здесь Правительством, о политическом экстремизме? Вообще понятия такого - "политический экстремизм" - в правовой науке нет, но тем не менее такой законопроект предлагают. Здесь же предлагается конкретная мера, программа и так далее. По поводу экономического обоснования. Давайте внимательно читать статью 104. Да, закон не может быть принят, если существенно воздействует на исполнение бюджета. Но ведь этот закон принимается с перспективой. Когда будут выработаны программы Правительством?.. Это вопрос тоже долгий. Разработать сегодня экономическое обоснование под те программы, которые могут приниматься через два, три, пять лет, очень сложно. Поэтому я бы хотел сказать: надо поддержать этот законопроект, для того чтобы привлечь внимание еще раз и законодателя, и Правительства, и Президента к той проблеме, которая стучится, как говорится, во все окна нашего большого дома. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще депутаты, желающие выступить? Да, много. Депутат Вишняков. Потом - депутат Шевелуха, потом - депутат Агафонов. ВИШНЯКОВ В.Г. Виктор Иванович, все-таки я вернусь к определению предмета правового регулирования, потому что закон для того и принимают, чтобы что-то урегулировать, какие-то конкретные общественные отношения. В этом законопроекте даны основные понятия, в частности понятие "продовольственная безопасность Российской Федерации". Это "состояние экономики Российской Федерации, при котором обеспечивается продовольственная независимость" и так далее, то есть состояние экономики. Но ведь состояние экономики регулируется всей системой управления. Подробно расписываются полномочия всех органов исполнительной власти, а также, кстати, и представительной власти, и президентской власти, и вся их деятельность, и все функции так или иначе направлены на то, чтобы обеспечить... Я не знаю, в каком состоянии экономика, потому что там термин "состояние экономики" не определен. Попытка расписать все новые полномочия Правительства Российской Федерации в обеспечении продовольственной безопасности и полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении продовольственной безопасности исходя из этого критерия - "состояние экономики", по существу, ломает всю сложившуюся систему распределения функций, полномочий между теми органами, которые уже действуют, и по-новому определяет эти функции и полномочия. Вот это у меня вызывает некоторое сомнение в том, что это будет по-настоящему действенным механизмом регулирования этого очень важного спектра, а именно продовольственной безопасности. Поэтому либо этот закон останется чисто декларативным (да, он может определять какие-то принципы, основные направления), либо попытка сформулировать полномочия органов, систем органов государственной власти в целом на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации повлечет за собой значительный пересмотр этой схемы распределения полномочий, включая и конституционный уровень. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шевелуха Виктор Степанович, потом - депутат Агафонов. ШЕВЕЛУХА В.С. Безопасность в плане обеспечения страны продовольствием - это первая обязанность всех правовых, управленческих, исполнительных, президентских структур. И я поддерживаю постановку такой проблемы не только потому, что она остро назрела в России, но и потому, что она в принципе дает впервые на уровне законодательного собрания, на уровне Государственной Думы правовую базу для регулирования. Я только хотел обратить внимание Павла Тимофеевича на то, что он в своем докладе больше обратил внимания на политическую ситуацию, связанную с этой острой проблемой. Поэтому ко второму чтению, естественно, части, касающиеся причин разрушения отрасли, причин создания условий для потери продовольственной безопасности, надо узаконить на основе норм права. Я прежде всего считаю, что надо было бы четко еще раз прописать и ответственность, и права всех государственных структур по восстановлению сельского хозяйства и продовольственной безопасности страны. Вот с этим пожеланием я полностью поддерживаю и буду голосовать за этот проект закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Агафонов Валентин Алексеевич. АГАФОНОВ В.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! На заседании аграрного комитета мы довольно подробно обсуждали рассматриваемый сегодня проект закона "О продовольственной безопасности..." и единогласно приняли решение просить Государственную Думу о том, чтобы такой закон принять. Необходимость принятия его особенно очевидна в последние годы, когда (мы с вами это знаем) интервенция импортного продовольствия достигла более 50 процентов, в то время как возможности своего агропромышленного комплекса в силу ряда объективных, а может быть, больше субъективных причин далеко не используются. Обеспечение страны продовольствием в текущем году, да и в последующие годы за счет собственного товаропроизводителя под большим вопросом. Поэтому, конечно же, обязательно нужна правовая база, законодательная база, которая гарантировала бы населению страны ежегодно продовольственную безопасность путем обеспечения в первую очередь теми продуктами питания, которые у нас выращиваются и возделываются. Концепция законопроекта, который мы рассматриваем сегодня в первом чтении, не претерпела изменений по сравнению с законом, который был возвращен Президентом. Тем не менее существенные содержательные изменения в ряде статей очевидны, о чем доложил сегодня докладчик. Сегодня перед нами два вопроса, два направления: или мы продолжаем дальше работать, принимая сегодня этот законопроект в первом чтении, совершенствуя содержательную часть отдельных статей, рассматривая те поправки, которые, безусловно, будут и должны быть внесены при подготовке этого законопроекта ко второму чтению, доводим его, как говорится, до соответствующего правового уровня и принимаем в дальнейшем; или же вообще отказываемся от него, остаемся в том положении, в котором сегодня находится страна, не имея этого закона, не имея правовой базы, не имея со стороны исполнительной власти каких-либо гарантий по отношению к своему населению, своему народу по обеспечению его продовольствием. Я обращаюсь ко всем депутатам с убедительной просьбой поддержать сегодня законопроект, принять его в первом чтении, дать возможность над ним активно поработать, подготовить его ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Алексеевич. Представитель Правительства желает выступить? Нет. Представитель Президента? Нет. Заключительное слово - докладчику. Пожалуйста, Павел Тимофеевич. БУРДУКОВ П.Т. Уважаемые депутаты, к сожалению, отсутствие представителя Президента и представителя Правительства тоже является определенным знаком. Я благодарен тем коллегам, которые высказали замечания. Я считаю, что они могут быть учтены. Уважаемый Виктор Григорьевич, как мы понимаем состояние экономики? Состояние экономики мы понимаем как способность страны кормить свой народ. Только так нужно это понимать, и это записано во всех международных документах, это понятие. Второе. Мы считаем, что полномочий новых никаких мы не вводим. Все в соответствии с нашей Конституцией, в соответствии с международным законодательством, где четко сказано, что правительство каждой страны обязано принимать меры к наращиванию производства продуктов питания и справедливому их распределению. Все остальные замечания мы учтем при подготовке ко второму чтению. Срок у нас довольно солидный - два месяца. Просьба подавать замечания. И спасибо вам. Еще раз обращаюсь к депутатам с просьбой поддержать закон. Действительно, закон для нашей страны очень важный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: кто за то, чтобы принять указанный законопроект в первом чтении? Прошу голосовать. Пункт 25 повестки дня, первое чтение. Идет голосование. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Таких нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 16 сек.) Проголосовало за 292 чел. 64,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 293 чел. Не голосовало 157 чел. Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.
Заседание № 270
О проекте федерального закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации".
БУРДУКОВ П.Т., Аграрная депутатская группа. Спасибо. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Юрьевич! Закон о продовольственной безопасности - один из очень важных законов. В апреле, 21, 22, 23-го числа, он не был рассмотрен из-за того, что стоял очень далеко в повестке дня, не рассмотрен он был и вчера. Я прошу сегодня проголосовать, чтобы его поставить первым в числе законопроектов, которые рассматриваются в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой номер сейчас у него?
Заседание № 258
Вопрос о законопроекте по продовольственной безопасности
Пожалуйста, Павел Тимофеевич Бурдуков - в отношении законопроекта о продовольственной безопасности. Вчера на Совете Думы мы запутались, есть или нет заключение. БУРДУКОВ П.Т. Спасибо. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Мы получили от Правительства следующее предложение. Сейчас, одну минуту, я зачитаю только один абзац: проектом предусматривается гарантированное Правительством Российской Федерации обеспечение граждан полноценным питанием на уровне физиологических норм питания, что не учитывает сложившуюся экономическую ситуацию и прогнозируемые на ближайшую перспективу тенденции. Я хочу доложить уважаемым коллегам, что законопроект только устанавливает критерии, он обязывает Правительство в первую очередь сделать анализ, в какой ситуации находится в стране обеспечение населения продовольствием. И только на втором этапе - составлять мероприятия. Действительно, мероприятия повлекут за собой материальные, так сказать, экономические издержки, но это будет уже постановление Правительства, и они должны быть включены в федеральный бюджет Российской Федерации. Поэтому данный законопроект не содержит затратных статей. Прошу поддержать и включить в повестку, поставить на одно из первых мест. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, хорошо, сейчас. Уважаемые депутаты, пожалуйста, присядьте. Мнение Правительства? Нет мнения. Пожалуйста, Геннадий Николаевич. БАТАНОВ Г.Н., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Просьба все-таки иметь в виду, что, даже если это постановление Правительства (и даже вы сами говорите, что нужно включать в федеральный бюджет на год), необходимо серьезное заключение Правительства на эту тему. Есть предложение: давайте мы поработаем и на одном из ближайших заседаний рассмотрим этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Иванович Илюхин, каково ваше мнение? Все-таки вы председатель комитета. Можно это как-то решить, без конфликта? ИЛЮХИН В.И. Уважаемые депутаты, ну давайте сегодня (и я Павла Тимофеевича прошу) не включать. Я тоже согласен с Павлом Тимофеевичем, что никакого заключения на этот законопроект не нужно. Но мы хотим тогда уж убедить Правительство в этом, и я буду просить в ближайшее время включить в повестку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, через неделю мы его рассмотрим. Хорошо, спасибо.