Заседание № 76

14.02.2001
Вопрос:

О Федеральном законе "О дополнительных мерах по защите основ конституционного строя, прав и законных интересов граждан на территории Ставропольского края" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 504 по 513 из 6221
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ивер Василий Михайлович, пожалуйста.                      
                                                                                
ИВЕР В. М., Агропромышленная депутатская группа.                                
                                                                                
Я прошу снять пункт 4 - "О дополнительных мерах по защите основ                 
конституционного строя, прав и законных интересов граждан на территории         
Ставропольского края". Аргументация - при голосовании.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 801 по 870 из 6221
Так, депутат Ивер предлагает исключить из повестки дня пункт 4.                 
                                                                                
Пожалуйста, Василию Михайловичу Иверу включите микрофон.                        
                                                                                
ИВЕР В. М. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Вы помните, как    
мы в прошлом созыве Государственной Думы обсуждали данный законопроект, все     
пришли к единому мнению о том, что он крайне необходим. С этим согласились и    
представитель Президента, и представитель Правительства, Государственная Дума   
проголосовала, Совет Федерации. И к сожалению, на излете Борис Николаевич       
отклонил данный законопроект. Я хотел бы сказать, что ситуация в                
Ставропольском крае на сегодняшний день не изменилась, а может быть, даже       
усугубилась. Поэтому этот закон крайне необходим.                               
                                                                                
Некоторые пытаются говорить, что сегодня рассматривается закон о чрезвычайном   
положении, внесенный Президентом Российской Федерации. Но наш закон не будет    
противоречить и тому закону. Здесь в статье 5 говорится о том, что если         
возникает необходимость, то губернатор Ставропольского края обращается к        
Президенту с обоснованием необходимости введения чрезвычайного положения. Но    
данный закон позволит урегулировать ситуацию с десятками тысяч беженцев, с      
десятками тысяч тех, кто сегодня незаконно находится на территории              
Ставропольского края. Поверьте, что на инфраструктуру края падает очень         
большая нагрузка и средства, которые поступают из федерального бюджета,         
сегодня не компенсируют того, что там происходит. Сегодня, вы знаете,           
терроризм широко распространился на Северном Кавказе и коснулся                 
Ставропольского края.                                                           
                                                                                
Я прошу этот пункт снять с рассмотрения сегодня и поставить закон на            
преодоление вето Президента. Убедительно прошу всех поддержать закон, и         
осознать, что если мы хотим через несколько лет получить такую же ситуацию,     
как в Косово, то давайте и не будем предпринимать необходимых мер... Но мы      
должны сделать все для того, чтобы защитить интересы не только                  
Ставропольского края, не только жителей Ставропольского края, но и в целом      
России, ее государственность.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Иванович Илюхин, пожалуйста. Докладчик по          
данному закону.                                                                 
                                                                                
ИЛЮХИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, конечно, можно было бы согласиться с доводами Владимира      
Михайловича, но есть, как говорится, регламентные нормы, которые нам вряд ли    
позволят выполнить то, что он нам предлагает.                                   
                                                                                
Во-первых, Президент отклонил закон, не предложив создать какую-либо            
согласительную комиссию, и закон отвергнут в целом. Во-вторых, я убежден, что   
мы с вами просто не преодолеем вето, о чем мы говорили подробно на заседании    
Комитета по безопасности.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Я ставлю на голосование предложение депутата Ивера, аргументация комитета       
прозвучала. Василий Михайлович Ивер предложил исключить из повестки дня пункт   
4. Кто за это предложение? Прошу проголосовать: исключить из повестки дня       
пункт 4.                                                                        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 25 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              218 чел.             48,4%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    219 чел.                                          
Не голосовало                 231 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
В повестке дня остается. При обсуждении, потом, Виктор Иванович будет           
приводить аргументы.                                                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1052 по 1134 из 6221
ИВЕР В. М. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я попросил бы      
вернуться вновь к вопросу 4. Несколько депутатов ко мне подошли и сказали,      
что они не успели проголосовать. Дело в том, что многие фракции поддержали      
снятие данного вопроса с повестки дня. И еще я переговорил с губернатором       
Ставропольского края. Он готов выйти вновь на Президента Российской             
Федерации, на Администрацию Президента, с тем чтобы дополнительно               
переговорить по данному вопросу. Поэтому я убедительно прошу вернуться вновь    
к голосованию и снять данный вопрос с повестки дня.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Александр Алексеевич, вы бы дали комментарий по этому закону. Четвертый         
вопрос имеется в виду. Пожалуйста.                                              
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в     
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!         
Данный законопроект не имеет, к сожалению, права на существование как           
противоречащий Конституции и ряду законов Российской Федерации. Я понимаю       
прекрасно руководителя Ставропольского края. В тот момент, когда они вносили    
этот законопроект... Но сейчас ситуация в Чеченской Республике кардинально      
изменилась, и ставить этот вопрос нецелесообразно, подчеркиваю, и не только     
по юридическим, но уже и по политическим мотивам. Более того, у вас на          
рассмотрении находится законопроект о чрезвычайном положении, принятие          
которого в случае необходимости как раз и позволит путем введения               
чрезвычайного положения в приграничных районах Ставропольского края решить те   
проблемы, которые ставит перед нами руководство Ставропольского края, но        
строго в рамках Конституции и закона. Поэтому данный закон подлежит снятию с    
рассмотрения.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василий Михайлович, вы еще раз хотите выступить?          
Пожалуйста, Ивер.                                                               
                                                                                
ИВЕР В. М. Уважаемые коллеги, вместе с Александром Алексеевичем мы правили      
тот закон и на тот момент у него не было никаких претензий по части             
несоблюдения Конституции. Это первое. Второе. Закон о чрезвычайном положении    
потребует достаточно много времени, чтобы он был принят. И третье. Когда этот   
закон будет принят, я уверен, что Совет Европы и все остальные не дадут нам     
возможности ввести чрезвычайное положение на территории Чеченской Республики.   
Вы это все прекрасно понимаете. Ну и с другой стороны, ситуация ни в коей       
мере, еще раз я подчеркиваю, не изменилась в лучшую сторону, в том числе для    
Ставропольского края. Поэтому этот закон сегодня крайне необходим.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: вернуться к голосованию по         
данному вопросу.                                                                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              153 чел.             63,8%                        
Проголосовало против           86 чел.             35,8%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,4%                        
Голосовало                    240 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вернулись к голосованию.                                                        
                                                                                
Василий Михайлович Ивер предложил проголосовать, чтобы данный закон снять       
сегодня с повестки дня?                                                         
                                                                                
Да, Василий Михайлович? Так?                                                    
                                                                                
Снять с повестки дня. Мнение комитета и представителя Президента: оставить в    
повестке дня и отклонить. Пожалуйста, голосуйте.                                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              160 чел.             35,6%                        
Проголосовало против           78 чел.             17,3%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    238 чел.                                          
Не голосовало                 212 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Вопрос остается в повестке дня.                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1293 по 1327 из 6221
Пункт 4: Федеральный закон "О дополнительных мерах по защите основ              
конституционного строя, прав и законных интересов граждан на территории         
Ставропольского края". Докладывает председатель подкомитета Комитета по         
безопасности Виктор Иванович Илюхин.                                            
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Иванович.                                                    
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Уважаемые коллеги, данный закон был принят Государственной Думой   
второго созыва. После первого принятия данного закона он не был поддержан       
Советом Федерации и был отклонен. Затем мы работали в согласительном режиме,    
выработали, кажется, законопроект, который удовлетворял и Совет Федерации, и    
Государственную Думу. Закон потом был принят Федеральным Собранием, но          
Президент Российской Федерации его отклонил, и отклонил, не предложив           
дальнейшую работу над этим законом согласительной комиссии. Комитет по          
безопасности внимательно изучил закон и пришел вот к такому выводу:             
дальнейшую работу над ним прекратить. Чем мы мотивируем?                        
                                                                                
Во-первых, есть уязвимое место у данного закона - то, что он регулирует         
деятельность только лишь в одном субъекте Российской Федерации - в              
Ставропольском крае. Были предложения о том, чтобы закон регулировал            
отношения хотя бы во всем Северо-Кавказском регионе, о чем мы сегодня и         
думаем.                                                                         
                                                                                
Второй довод - то, что мы с вами приняли в первом чтении проект                 
конституционного закона "О чрезвычайном положении" и многие позиции             
обсуждаемого нами сегодня закона нашли отражение в том законопроекте.           
                                                                                
Поэтому мы и предлагаем снять с дальнейшего рассмотрения данный закон.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович.                                 
                                                                                
Решение вопроса о снятии переносим на "час голосования".                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1545 по 1565 из 6221
Пункт 4 - Федеральный закон "О дополнительных мерах по защите основ             
конституционного строя, прав и законных интересов граждан на территории         
Ставропольского края". Кто за то, чтобы согласиться с мотивами Президента       
Российской Федерации и снять указанный федеральный закон с дальнейшего          
рассмотрения Государственной Думой? Прошу определиться голосованием. Кто за     
это предложение? Прошу проголосовать.                                           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              237 чел.             52,7%                        
Проголосовало против          115 чел.             25,6%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    352 чел.                                          
Не голосовало                  98 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон снимается с дальнейшего рассмотрения.                                     
                                                                                

Заседание № 303

01.12.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О дополнительных мерах по защите основ конституционного строя, прав и законных интересов граждан на территории Ставропольского края".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1400 по 1416 из 8027
Пункт 2.7: о проекте федерального закона "О дополнительных мерах по защите      
основ конституционного строя, прав и законных интересов граждан на территории   
Ставропольского края". Ставлю на голосование.                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 28 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.             70,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    316 чел.                                          
Не голосовало                 134 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 302

30.11.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О дополнительных мерах по защите основ конституционного строя, прав и законных интересов граждан на территории Ставропольского края".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1842 по 1857 из 6767
Рассматриваем пункт 7 повестки дня. Докладывает Виктор Иванович Илюхин.         
                                                                                
Виктор Иванович, по законопроекту третьего чтения, пункт 7 повестки дня,        
пожалуйста, сделайте доклад. И по пункту 8 - ваш доклад.                        
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги, сразу докладываю по обоим законопроектам. Все    
технико-юридические правки законы прошли. Каких-либо замечаний у Правового      
управления нет. И я бы просил поддержать их в третьем чтении.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений. Решение считается принятым.               
Законопроект, пункт 7 повестки дня, ставится на завтра в "час голосования",     
для того чтобы провести процедуру голосования. То же самое решение мы           
принимаем по пункту 8. Законопроект третьего чтения, законопроект готов, как    
говорит председатель комитета, и он отвечает за свои слова.                     
                                                                                
Пункт 7 и 8 ставятся в повестку дня на завтра в "час голосования".              

Заседание № 300

26.11.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О дополнительных мерах по защите основ конституционного строя, прав и законных интересов граждан на территории Ставропольского края" (принят в первом чтении 24 июня 1999 года с названием "О дополнительных мерах по обеспечению общественной безопасности в Ставропольском крае").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3386 по 3566 из 7469
Пункт 18. Виктор Иванович, пожалуйста.                                          
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Проект федерального закона "О дополнительных мерах по защите        
основ конституционного строя, прав и законных интересов граждан на территории   
Ставропольского края". Законопроект предлагается принять во втором чтении. На   
законопроект поступила 21 поправка. Все поправки мы рекомендуем к принятию. И   
сегодня в зале дополнительно роздана поправка депутата Ивера. Я хочу сказать,   
что законопроект в субъектах Федерации не вызвал какого-либо отторжения. Все    
отзывы на данный законопроект пока положительные. Отклоненных поправок нет,     
но с учетом поправки, внесенной депутатом Ивером, которая сегодня роздана в     
зале, я бы просил мою поправку 13 из таблицы поправок, рекомендованных к        
принятию, изъять и также проголосовать отдельно, как настаивает на своей        
поправке Василий Михайлович Ивер. Если мы примем мою поправку, голосовать по    
поправке Василия Михайловича будет просто бессмысленно, они исключают друг      
друга. Поэтому я просил бы проголосовать таблицу поправок, рекомендованных к    
принятию, без моей поправки, она стоит под номером 13.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А с поправками Ивера... их тут несколько все-таки.        
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. А поправку Ивера проголосовать отдельно. Если поправка Ивера        
проходит, я свою поправку просто снимаю с рассмотрения.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть сейчас ее вместе с таблицей как принятую не       
голосовать.                                                                     
                                                                                
Коллеги, по таблицам поправок есть вопросы, замечания, предложения? Нет.        
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и таблицу       
поправок 1, которую комитет рекомендует к принятию, за исключением поправки     
номер 13, утвердить? Прошу голосовать. Идет голосование по таблице принятых     
поправок без 13-й.                                                              
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              264 чел.             58,7%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    265 чел.                                          
Не голосовало                 185 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принята.                                                                
                                                                                
Теперь по 13-й, пожалуйста, Виктор Иванович.                                    
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги, я бы просил поставить на голосование поправку    
депутата Ивера, ибо она в правовом смысле более выверенная, согласована с       
представителем Президента. В этой поправке записано, что в случае               
необходимости введения чрезвычайного положения на территории Ставропольского    
края или на части его территории губернатор Ставропольского края обращается     
по этому поводу к Президенту Российской Федерации. Поправка Ивера как раз,      
может быть, и сохраняет смысл принятия этого закона, и я бы просил эту          
поправку поддержать.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ивер, пожалуйста.                                         
                                                                                
Включите микрофон. (Шум в зале.)                                                
                                                                                
Сейчас Ивер выступит, потом вы.                                                 
                                                                                
ИВЕР В.М., депутатская группа "Народовластие".                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, я убедительно прошу вас поддержать эту поправку, поскольку   
она существенно дополняет закон и реально позволяет властям в Ставропольском    
крае принимать меры по наведению порядка.                                       
                                                                                
Я хотел бы отметить еще такую деталь. По техническим причинам здесь выпало      
несколько фраз, но они существуют ныне в проекте закона, который находится      
перед вами. Я оглашу эту часть: "В случае, если органы государственной власти   
Ставропольского края не могут самостоятельно предотвратить угрозу основам       
конституционного", и дальше выпали слова "строя, правам и законным              
интересам".                                                                     
                                                                                
С учетом этих замечаний я просил бы проголосовать за данную поправку. Эти       
слова, или часть этих слов, выпали и в тексте законопроекта с учетом            
поправки.                                                                       
                                                                                
И здесь есть рукописная добавка со словами "на территории Ставропольского       
края или на части его территории". Эта формулировка согласована с               
представителем Президента Российской Федерации. Имеется в виду, что эта часть   
вставлена и в текст законопроекта с учетом поправки, в пятой колонке.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мизулина Елена Борисовна - по карточке Мисника.           
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Я не оспариваю       
возможный порядок введения чрезвычайного положения, который предлагает          
Василий Михайлович Ивер, но у меня серьезные сомнения относительно              
конституционности включения такой нормы в федеральный закон. Конституция        
совершенно жестко определяет: порядок введения чрезвычайного положения, то      
есть весь механизм, начиная от того, кто может выступить этим инициатором, в    
том числе из субъекта Федерации, устанавливается только федеральным             
конституционным законом. Мне бы не хотелось подвергать сомнению принятие        
федерального закона, который предлагает сейчас Виктор Иванович Илюхин, только   
из-за этой неконституционной нормы.                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Иванович.                              
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Я хочу отметить, уважаемая Елена Борисовна, что закон о             
чрезвычайном положении у нас есть, но вы знаете, что он достаточно устарел, и   
нам надо принимать новый закон о чрезвычайном положении. Но и с учетом того,    
что у нас уже есть в действующем законодательстве, чрезвычайное положение       
опять-таки вводится Президентом Российской Федерации (да, я абсолютно с вами    
согласен в этом) с согласия Совета Федерации. Но здесь-то ведь запись идет о    
том, что в случае невозможности обращаемся к Президенту, а Президент входит     
(я абсолютно согласен с этим) в соответствии с Конституцией в Совет             
Федерации. Тогда он имеет право.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Уважаемые депутаты, было предложено поправку депутата...                        
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Здесь мы предлагаем только возбуждать ходатайство перед             
Президентом. А далее Президент действует в соответствии с нашим                 
законодательством.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я ставлю на голосование: поддержать поправку депутата     
Ивера. Пожалуйста, определяйтесь.                                               
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. За, ребята, я - за.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто без карточки?                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              255 чел.             56,7%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    256 чел.                                          
Не голосовало                 194 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Виктор Иванович, все поправки, да?                                              
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги, поправку 13, свою поправку, я снимаю с           
обсуждения и прошу принять проект закона с учетом того, что отклоненных         
поправок нет, в той редакции, как вот предлагается принять, с учетом уже        
одобренных Комитетом по безопасности поправок.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть принять во втором чтении. Вы свою поправку        
сняли.                                                                          
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Я снимаю.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: принять проект закона во втором    
чтении.                                                                         
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              285 чел.             63,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    285 чел.                                          
Не голосовало                 165 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается.                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Иванович.                                                    
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги, я бы просил вас включить в "час голосования"     
данный законопроект, потому что все, как говорится, технико-юридические         
процедуры он прошел, за исключением одной. Но я хочу сказать, сегодня мы уже    
все это отразили.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, Виктор Иванович, ставим на вторник в третьем          
чтении, к которому должно быть все учтено, чтобы не выпадали слова. На среду    
тогда - на голосование.                                                         

Заседание № 276

24.06.1999
Вопрос:

Проект ФЗ "О дополнительных мерах по обеспечению общественной безопасности в Ставропольском крае"

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 869 по 888 из 6856
Депутат Илюхин: законопроект по Ставропольскому краю, который поддерживается    
многими депутатами. Просят его из пункта 69 перенести на 36-е место, но         
сегодня обязательно рассмотреть. На 16 часов было предложение, на               
фиксированное время. По Ставрополью. Положительное заключение Правительства,    
судя по тому, что сказал представитель Правительства, есть.                     
                                                                                
Ставлю на голосование: рассмотреть его в 16 часов. (Шум в зале.) По             
Ставрополью.                                                                    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 25 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              248 чел.             99,6%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,4%                        
Голосовало                    249 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4618 по 5208 из 6856
Уважаемые коллеги, как мы и договаривались, на фиксированное время, на 16       
часов, мы поставили голосованием пункт 69 - о проекте федерального закона "О    
дополнительных мерах по обеспечению общественной безопасности в                 
Ставропольском крае". Слово для доклада предоставляется Виктору Ивановичу       
Илюхину - председателю Комитета по безопасности.                                
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Иванович.                                                    
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги, настоящий законопроект "О дополнительных мерах   
по обеспечению общественной безопасности в Ставропольском крае" вносится        
совместно Государственной Думой Ставропольского края, депутатами                
Государственной Думы - Говорухиным и Илюхиным и членами Совета Федерации -      
Шияновым и Черногоровым.                                                        
                                                                                
Наверное, нет необходимости докладывать достаточно пространно о той сложной,    
я бы сказал, и политической, и социально-экономической ситуации, которая        
сегодня сложилась в Ставрополье в связи с событиями, произошедшими в            
Чеченской Республике, вокруг Чеченской Республики и происходящими до            
сегодняшнего дня.                                                               
                                                                                
Наверное, свежи еще в памяти известные трагические события в Буденновске,       
террористический акт на железнодорожном вокзале города Пятигорска и в ряде      
других регионов. Надо сказать, что, к сожалению, не прекращаются захваты        
заложников, убийства на территории Ставропольского края и Чеченской             
Республики, угон скота с территории Ставропольского края в Чечню. По сути       
дела, я бы сказал так: открытый разбой, открытая, по сути дела, работорговля,   
ставшая уже обыденным явлением для этого края в современной ситуации.           
                                                                                
Надо сказать, что федеральное Правительство и Президент предпринимали           
определенные шаги для того, чтобы действительно навести порядок в этом          
регионе и укрепить законность, обеспечить охрану общественного порядка. Но      
тех мер, которые принимались по линии Президента и Правительства, при           
использовании административно-правовых мер, оказалось недостаточно.             
                                                                                
Сегодня мы считаем, что законодатель должен пойти на существенный шаг:          
расширить полномочия законодательного собрания Ставропольского края, а также    
дать дополнительные полномочия, по сути дела, губернатору Ставропольского       
края, администрации Ставропольского края по наведению порядка в этом регионе,   
по обеспечению общественной безопасности.                                       
                                                                                
Надо сказать, что делаются определенные исключения из тех законодательных       
актов, которые мы с вами приняли. Хотя эти исключения, опять-таки я напомню,    
основаны на соблюдении Конституции Российской Федерации, и в частности статей   
74, 78, 76, и они также идут в развитие закона "Об оружии" и ряда других        
нормативных актов.                                                              
                                                                                
Что предлагается? В главе II данного законопроекта в статье 5 предусмотрены     
дополнительные меры или предлагаются дополнительные меры по обеспечению         
общественной безопасности в Ставропольском крае.                                
                                                                                
Первое. Контроль за пересечением административной границы физическими лицами;   
контроль пребывания и проживания граждан на территории края; контроль за        
проездом автомобильного транспорта по территории; создание зон таможенного      
контроля; усиление охраны объектов авиационного, железнодорожного,              
путепроводного транспорта и других особо важных объектов; выдворение граждан,   
незаконно проживающих на территории Ставропольского края.                       
                                                                                
Предлагается в этом смысле создание специальных мобильных милицейских           
подразделений, поисковых оперативных групп при контрольных постах милиции,      
стационарных постов милиции. Предлагается ввести специальные маршруты           
движения транспорта и пункты его досмотра.                                      
                                                                                
Если вы одобрите данный законопроект, то в соответствии с ним в                 
Ставропольском крае могут создаваться из населения, в том числе казачества,     
специальные отряды и другие формирования самообеспечения, самообороны, охраны   
общественной безопасности в соответствии с законодательством Ставропольского    
края и в соответствии с законодательством Российской Федерации.                 
                                                                                
В статье 8, можно сказать, неординарные предлагаются меры. Но я опять-таки      
говорю, что они соответствуют части 2 статьи 74 Конституции. Предлагается       
ввести на территории Ставропольского края некоторые ограничения: на             
осуществление экономической деятельности, свободное перемещение товаров,        
услуг и финансовых средств, на осуществление сделок с объектами недвижимости,   
на установление, обеспечение особого порядка въезда и выезда на территорию      
Ставропольского края, пребывание и проживание граждан на территории, в данном   
регионе.                                                                        
                                                                                
Речь идет о том, что сегодня в Ставропольском крае фактически находится более   
400 тысяч, условно говоря, мигрантов. И такое количество лиц, прибывших из      
других регионов Российской Федерации, и не только из регионов Российской        
Федерации, дестабилизирует всю ситуацию в крае: не хватает школ, не хватает     
медицинского обслуживания. Поэтому и предлагается введение определенных         
ограничений. Я бы хотел напомнить вам и еще один момент.                        
                                                                                
Если не поставить под контроль вот такой приток и не взять под контроль         
вообще миграционный поток граждан, то мы можем получить ту же ситуацию,         
которую получили в свое время в Косово, когда коренное население стало          
составлять меньшинство, а прибывшие в течение нескольких лет оказались в        
большинстве и ставят вопрос о создании независимого государства. Здесь может    
быть поставлен вопрос о создании независимого или нового субъекта Российской    
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по безопасности внимательно изучил данный            
законопроект. Мы не согласились с первым вариантом законопроекта и дали на      
него отрицательный ответ. Наши замечания вместе с замечаниями Главного          
государственно-правового управления были учтены разработчиками данного          
законопроекта. И по сути дела, сегодня каких-либо серьезных возражений нет у    
Комитета по безопасности. Серьезных возражений нет и у Правового управления     
Аппарата Государственной Думы.                                                  
                                                                                
В комитет поступили положительные отзывы от соседей, по сути дела: из           
Ставропольского края, от законодательных собраний и органов исполнительной      
власти Дагестана, Осетии, Ростова, Краснодарского края.                         
                                                                                
Каких-либо серьезных замечаний к данному законопроекту нет и у Правительства.   
Правительство дало положительное заключение, с удовлетворением отметив, что     
прежние его замечания при подготовке нового варианта законопроекта учтены.      
                                                                                
Учитывая исключительно важную особенность данного региона, мы, Комитет по       
безопасности, просили бы поддержать данный законопроект в первом чтении.        
                                                                                
Я вам сразу скажу, что нам есть над чем поработать во втором чтении. Мы         
готовы выслушать все ваши предложения, конструктивные предложения, и с учетом   
их доработать данный законопроект.                                              
                                                                                
Сразу же отвечу на те вопросы, которые звучали на заседаниях комитета. А        
почему не закон по всему Северному Кавказу, почему оставлен без внимания,       
допустим, такой важный регион, как Дагестан, где ситуация тоже достаточно       
сложная? Могу ответить, что надо сказать спасибо представителям,                
руководителям Ставропольского края, что они проявили такую инициативу. Писать   
в Москве законопроект о ситуации в Дагестане, наверное, очень сложно. Если      
поступят предложения, Комитет по безопасности готов их рассмотреть. Вместе с    
этим я не исключаю, что действие данного законопроекта в случае его принятия    
можно будет распространить и на другие субъекты Российской Федерации, которые   
находятся на Северном Кавказе.                                                  
                                                                                
Спасибо. Готов отвечать на вопросы.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, поскольку это законопроект первого чтения, я спрашиваю:      
есть ли вопросы к докладчику? Есть вопросы.                                     
                                                                                
Пожалуйста, депутат Аскерханов.                                                 
                                                                                
АСКЕРХАНОВ Г.Р., фракция "Наш дом - Россия".                                    
                                                                                
Виктор Иванович, вы уже ответили (я сам из Дагестана депутат), правда, я не     
удовлетворен вашим ответом в отношении других республик, граничащих с           
Чеченской Республикой.                                                          
                                                                                
Вопрос такой: статья 5, подпункты "а", "б" и "ж", и статья 8 нарушают           
Конституцию. Как вот на этот вопрос отвечать?                                   
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Я бы, уважаемый мой коллега, с вами не согласился и привлек бы      
ваше внимание к части 2 статьи 74 Конституции. Часть 1 данной статьи говорит    
о том, что "на территории Российской Федерации не допускается установление      
таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для             
свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств". Но в то же время   
обратите внимание на часть 2 данной статьи. "Ограничения перемещения товаров    
и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это          
необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей,         
охраны природы и культурных ценностей". Вот часть 2 этой статьи дает нам        
основания и возможность, как говорится, предлагать законопроект в том           
варианте, в котором он внесен для вашего рассмотрения.                          
                                                                                
Я не буду ссылаться на статью 55 Конституции, в которой также говорится, что    
права граждан могут быть ограничены, если это ограничение действительно         
вынужденное и его необходимо применить в интересах обеспечения безопасности,    
защиты интересов, прав и свобод большинства граждан. В данном случае мы и       
здесь не противоречим положениям Конституции.                                   
                                                                                
Что касается Дагестана, я все понимаю, но некоторые положения в какой-то мере   
противоречат той ситуации, которая складывается в Дагестане. Мы, например,      
здесь предлагаем использование казачьих формирований, что в Дагестане           
недопустимо, наверное, будет. Мы не можем согласиться с тем, чтобы, например,   
на Чечено-Ингушской границе поставить очень жесткий контроль. Ингушский народ   
будет протестовать против этого. Здесь тоже надо учитывать свои особенности.    
Поэтому пока и предлагается законопроект по Ставрополью.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мартюшов Сергей Николаевич.                               
                                                                                
МАРТЮШОВ С.Н. Уважаемый докладчик, уважаемые коллеги! Статья 7. С точки         
зрения чисто юридической, с точки зрения закона в чем отличие формирований,     
которые создаются законодательством Ставропольского края, наделяются оружием    
и которым разрешается использовать это оружие, от бандформирований на           
территории Чеченской Республики? Это первый вопрос.                             
                                                                                
И второй, по статье 8. Временное ограничение на проживание граждан на           
территории Ставропольского края. Если в законопроекте сказано "временное        
ограничение", то, наверное, требуется расшифровка, на какой период времени. И   
куда девать граждан, на проживание которых накладываются ограничения, обратно   
в Чечню?                                                                        
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Уважаемый мой коллега, наверное, все-таки некорректно сравнение     
тех отрядов специального назначения, которые мы предлагаем здесь                
законодательно, с бандформированиями Чечни. Вот с целью создания...             
Юридически, да, юридически, я вам говорю, потому что цель определяет иногда     
наличие или отсутствие состава преступления. Там формирования создаются с       
целью разбоя, с целью совершения преступления, здесь - в целях самообороны,     
защиты населения и территории. Это первое.                                      
                                                                                
Что касается временного ограничения проживания, вы знаете, все будет зависеть   
от того, как будет складываться в дальнейшем ситуация в этом крае. Все будет    
зависеть от этого. И я сегодня, предлагая вам этот закон, не могу сказать, на   
год, на два или на пять...                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы к Виктору Ивановичу, уважаемые        
коллеги? Нет вопросов, да?                                                      
                                                                                
Спасибо, Виктор Иванович, присаживайтесь.                                       
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Я бы единственное, что, уважаемые коллеги, вас просил бы,           
несколько, может быть, отклониться от Регламента, здесь представитель           
Государственной Думы Ставропольского края присутствует, Юрий Гонтарь. Он        
заместитель председателя. Может быть, полторы минуты дать ему, дать             
возможность рассказать о той ситуации в развитие темы? Если вы сочтете          
нужным.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы проголосуем, это процедурный вопрос.                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить от фракций и депутатских групп?   
Пожалуйста, Ивер Василий Михайлович. Затем - Анатолий Иванович Лукьянов.        
                                                                                
ИВЕР В.М. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые коллеги, я много говорить      
тоже не буду. Все прекрасно знают ситуацию на Северном Кавказе, и в             
Ставропольском крае в частности.                                                
                                                                                
Я подчеркну только, что сегодня я распространил в зале заседаний обращение      
ветеранов Ставропольского краевого совета ветеранов войны, труда, Вооруженных   
Сил. В этом обращении выплеснута вся боль и горечь от происходящего в           
Ставропольском крае, там мнение населения всего Ставропольского края. Я прошу   
внимательно ознакомиться с этим обращением, оно лежит у каждого на столе.       
                                                                                
Я хотел бы сказать о том, что на сегодняшний день население (особенно           
население пострадавших районов Ставропольского края) буквально в                
ультимативной форме перед федеральными органами власти, перед местными          
органами власти ставит задачу решить проблему Ставропольского края и            
Северного Кавказа. В противном случае мы можем получить взрыв, который          
приведет к непредсказуемым последствиям. Это и отряды, которые будут сами       
вооружаться, совершать походы в Чечню и сами проводить разбирательства по тем   
или иным фактам бандитизма. Мы можем получить и вооруженное казачество,         
которое готово сегодня решительно защищать интересы Ставропольского края и      
населения.                                                                      
                                                                                
Поэтому будет правильно, если сегодня мы поддержим этот проект закона, и все    
у нас будет проходить в законодательном русле. Население Ставропольского края   
справедливо говорит о том, что на сегодняшний день Президент Российской         
Федерации, Правительство Российской Федерации не используют в полной мере те    
права и возможности, которые предоставлены им Конституцией.                     
                                                                                
Я хотел подчеркнуть и другое. Сегодня мы примем этот проект федерального        
закона, но есть еще одна ситуация, которая не решается в рамках этого закона,   
- это те войска, которые выведены на территорию Ставропольского края из         
Чеченской Республики. Сегодня необходимо внимание Правительства, Президента к   
этим войскам. Грядет очередная зима, надо посмотреть, в каких условиях живут    
наши солдаты. Не всегда хватает питания, нет отопления, не решен целый ряд      
других социально-бытовых вопросов. И все эти задачи обеспечения войск ложатся   
тяжким бременем на инфраструктуру Ставропольского края.                         
                                                                                
Многомиллионная задолженность военных перед предприятиями Ставропольского       
края ставит их в очень невыгодное положение и подводит к банкротству. Это       
тоже один из факторов социальной нестабильности и напряженности в               
Ставропольском крае.                                                            
                                                                                
Я хотел бы обратить внимание депутатов Государственной Думы, представителей     
Президента и Правительства на то, что все те постановления и решения, которые   
принимались Президентом, Правительством, Государственной Думой, должны в этом   
году в обязательном плане выполняться.                                          
                                                                                
И в завершение я призываю от депутатской группы "Народовластие" поддержать      
принятие данного законопроекта.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Иванович Лукьянов.                               
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые депутаты! Фракция          
тщательно рассмотрела этот вопрос, и мы рассмотрели этот вопрос в комитете по   
законодательству. Действительно, первый вариант этого проекта не очень нас      
удовлетворил, потому что там были нарушения закона. Второй вариант сделан       
гораздо чище, и, надо сказать, он полностью соответствует статье 55 и статье    
74 Конституции. Здесь нам беспокоиться не следует.                              
                                                                                
Я с уверенностью могу сказать, что в первом чтении такой проект необходимо      
принять.                                                                        
                                                                                
Кроме того, распространение этого проекта сейчас на другие территории на        
Северном Кавказе невозможно, потому что надо учитывать каждый раз специфику     
региона. Но многие из норм этого законопроекта могут быть использованы при      
решении вопросов, связанных с границами и Дагестана, и Ингушетии, и других      
мест здесь, на Кавказе.                                                         
                                                                                
Поэтому фракция (и комитет это подтверждает) спокойно может предложить          
депутатам проголосовать за этот законопроект.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.                                          
                                                                                
Аскерханов Гамид Рашидович.                                                     
                                                                                
АСКЕРХАНОВ Г.Р. Фракция "Наш дом - Россия" разделяет озабоченность              
ухудшающейся обстановкой в приграничных районах Ставропольского края, но в то   
же время не может согласиться с выборочным подходом к обеспечению               
безопасности в различных субъектах Российской Федерации, так как ситуация в     
Дагестане и Ингушетии отнюдь не лучше, а может быть, и более тревожная. Тем     
более, что протяженность границы с Чеченской Республикой у Дагестана больше     
примерно в три раза, чем у Ставрополья, и составляет около 600 километров.      
                                                                                
Мы считаем, что законопроект должен пройти предварительную экспертизу и         
детальное обсуждение во всех субъектах Российской Федерации, граничащих со      
Ставропольским краем, так как на сегодняшний день у Республики Дагестан         
единственная авто- и железнодорожная магистраль проходит через Ставропольский   
край.                                                                           
                                                                                
Принятие законопроекта резко отразится на перемещении товаров и грузов из       
Дагестана, что, безусловно, скажется на экономике республики и развитии         
среднего и мелкого бизнеса.                                                     
                                                                                
Кроме того, законопроект противоречит нескольким статьям Конституции            
Российской Федерации в подпунктах "а" и "б" статьи 5, не соответствует части    
1 статьи 27 Конституции. Подпункт "ж" статьи 5 предусматривает насильственные   
действия в отношении граждан Российской Федерации. Статья 8 приостанавливает    
экономические взаимоотношения между субъектами Российской Федерации.            
                                                                                
Фракция "Наш дом - Россия" считает, что данный законопроект необходимо          
принять для всех субъектов, граничащих с Чечней, не подогревая сепаратистские   
настроения в этом регионе.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лоторев Александр Николаевич.                                                   
                                                                                
ЛОТОРЕВ А.Н., депутатская группа "Российские регионы".                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, в очередной раз, к сожалению, наше государство забыло об     
одной из своих важнейших функций - защите и охране внутреннего порядка на       
собственной территории. Мы очень много времени посвящали и много часов своего   
рабочего времени отдали, обсуждая проблему Югославии. Но к сожалению, с         
опозданием возвращаемся к такой тоже чрезвычайно острой и больной теме, как     
ситуация на Северном Кавказе. Ведь идет фактически война. Давайте признаем,     
что каждый день совершаются провокации, каждый день гибнут люди. И наверное,    
задача государства, и прежде всего парламента, заключается в том, чтобы не      
допустить несанкционированных выступлений со стороны мирных граждан, которые    
просто вынуждены будут взяться за оружие, искать какие-то формы и методы        
борьбы с тем, что на сегодняшний день имеется там.                              
                                                                                
Я думаю, мы будем поддерживать этот законопроект в первом чтении, но нас тоже   
настораживают, скажем, отдельные положения этого законопроекта. Наверное,       
было бы разумно посмотреть, чтобы все-таки отдельные моменты этого              
законопроекта были бы унифицированы, могли применяться, скажем, на территории   
других субъектов Российской Федерации, ведь писать законы по каждому субъекту   
- и по Дагестану, и по Ингушетии, и по Краснодару, и так далее - это довольно   
сложная процедура. И инициатива здесь все-таки должна исходить от самих         
субъектов Российской Федерации. Но поскольку это федеральный закон, отдельные   
положения его, на наш взгляд, могли бы быть применимы, скажем, и к тем          
законопроектам, которые могут появиться в ближайшем будущем.                    
                                                                                
Ко второму чтению можно было бы учесть эти замечания. Мы предлагаем             
проголосовать, поддержать законопроект.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Сергей Викторович Иваненко.                                                     
                                                                                
ИВАНЕНКО С.В. Уважаемые депутаты, фракция "ЯБЛОКО" полагает, что принятие       
этого закона - это как раз тот случай, когда лекарство может оказаться хуже     
болезни. Законопроект сделан с очень большим перебором. На самом деле,          
безусловно, нужно очень срочно и всем ветвям власти заниматься проблемой        
Северного Кавказа, крайне обострившейся ситуацией там в последнее время.        
                                                                                
С нашей точки зрения, для этого необходимо решить две задачи. Первая - это      
максимально укрепить границу и перекрыть ее для всех бандитских формирований.   
Вторая задача - это сформировать отряды самообороны и дать им соответствующие   
полномочия.                                                                     
                                                                                
Если говорить о специфике различных республик Северного Кавказа, которые        
граничат с Чечней, то здесь нет никакой специфики. И то и другое нужно делать   
федеральным законом и распространять на всю территорию Российской Федерации.    
Однако в этот законопроект, к сожалению, попали нормы, которые, с нашей точки   
зрения, очень опасны. Такие нормы, как ограничение прав собственности,          
ограничение прав передвижения различных людей, вплоть до выдворения их, очень   
и очень опасны. История человечества знает примеры, когда под флагом борьбы с   
бандитизмом создавались очень опасные режимы. Поэтому, с нашей точки зрения,    
этот законопроект в этом виде принимать пока нельзя. Необходимо действительно   
предпринимать серьезные усилия и делать серьезный закон по всей ситуации на     
Северном Кавказе.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше поднятых рук я не вижу. У представителя            
Правительства есть желание высказаться?                                         
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые депутаты, уважаемый         
Виктор Иванович, докладчик! По данному законопроекту. Правительство             
Российской Федерации считает актуальным принятие данного законопроекта и        
поддерживает его. Вместе с тем оно не может не отметить, как справедливо        
здесь подчеркивалось некоторыми депутатами, что отдельные статьи                
законопроекта противоречат Конституции Российской Федерации, Федеральному       
закону "Об оружии" в части использования оружия членами специальных отрядов     
(статья 7 законопроекта), Закону Российской Федерации "О праве граждан          
Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и         
жительства в пределах Российской Федерации" в части установления квот (статья   
6 законопроекта).                                                               
                                                                                
Правительство Российской Федерации отмечает, что реализация законопроекта       
потребует серьезных расходов из федерального бюджета и обращается к             
разработчикам законопроекта с просьбой еще раз представить более, ну, скажем,   
серьезное, проработанное финансово-экономическое обоснование в Правительство    
Российской Федерации, с тем чтобы можно было посчитать все расходы.             
                                                                                
Правительство Российской Федерации также отмечает, что статью 12                
законопроекта необходимо исключить с юридико-технической точки зрения:          
федеральные законы отменяются только федеральными законами, вы это прекрасно    
знаете, а не какими-то представлениями в Федеральное Собрание Российской        
Федерации.                                                                      
                                                                                
Заканчиваю. Правительство Российской Федерации считает принятие законопроекта   
актуальным, поддерживает работу над ним и предлагает ко второму чтению          
создать совместную рабочую группу.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У представителя Президента?..                             
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые депутаты Государственной   
Думы! Безусловно признавая актуальность поднятой проблемы, тем не менее мы      
считаем, что, во-первых, это не решает всех проблем вокруг Чеченской            
Республики. Здесь правильно говорилось о том, что в Дагестане положение не      
лучше. Не лучше положение и в Ингушетии. То есть проблему надо решать           
комплексно. Это во-первых.                                                      
                                                                                
Во-вторых. Действительно, чтобы не создавать прецедентов изданием подобных      
законов, видимо, проще в рамках действующего законодательства ввести            
чрезвычайное положение в отдельных местностях Ставропольского края вдоль        
границы с Чеченской Республикой, применив при этом не все меры,                 
предусмотренные законом "О чрезвычайном положении", а лишь те, которые          
изложены в данном законопроекте. Тогда это, с одной стороны, соответствовало    
бы действующему законодательству, не создавало бы прецедентов подобных          
законов и, с другой стороны, без принятия специальных законов позволяло бы в    
случае необходимости распространять действие этого указа и на другие            
местности субъектов Федерации, граничащих с Чеченской Республикой.              
                                                                                
Вам решать - принимать или не принимать данный закон. Я изложил точку зрения,   
скажем, более законную и более оперативную, нежели предложенная                 
Государственной Думой Ставропольского края. В зависимости от того, как будет    
решена судьба этого законопроекта, я предложил бы вам обратиться к Президенту   
с предложением решить эту проблему так, как я изложил.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, но было предложение Виктора           
Ивановича Илюхина предоставить до трех минут заместителю председателя           
законодательного собрания Ставропольского края Гонтарю Юрию Афанасьевичу.       
                                                                                
Давайте я поставлю на голосование: до трех минут. Кто за то, чтобы              
предоставить возможность выступить? Пожалуйста, определитесь голосованием.      
Это процедурный вопрос.                                                         
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 31 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              268 чел.            100,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    268 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Афанасьевич Гонтарь, вам - слово. На трибуну. До трех минут.   
                                                                                
ГОНТАРЬ Ю.А., заместитель председателя Государственной Думы Ставропольского     
края.                                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, Ставропольский край привела на эту трибуну далее            
нетерпимая чрезвычайная ситуация, которая у нас сложилась. Я позволю себе       
напомнить вам, что на территории края произошли и происходят до сегодняшнего    
дня происшествия, которые потрясли не только Россию, но на сегодня являются     
беспрецедентными и во всем мире.                                                
                                                                                
С 1995 года это третий законопроект. После того как Басаев ушел из              
Буденновска, Государственная Дума Ставропольского края представила проект уже   
через полтора месяца. И он рыбкинским составом не был принят. Мы разработали    
второй законопроект - об обеспечении общественной безопасности в крае - на      
стыке вашего созыва и прошлого. И опять он был отклонен.                        
                                                                                
Ситуация продолжает накаляться до такой степени, что сегодня жители находятся   
в синдроме ожидания: утром люди не знают, что будет вечером - вечером не        
знают, что будет утром. Сегодня всерьез рассматриваются вопросы минирования     
подходов к приграничным населенным пунктам, разрушения мостов. Население        
приграничных районов готовится к ответным мерам, о которых говорили уважаемые   
депутаты.                                                                       
                                                                                
Далее. 400 тысяч мигрантов. Ведь ни один субъект не нагружен таким              
количеством людей, неконтролируемой миграцией. Федеральный центр за             
пять-шесть лет не сделал никаких хотя бы приблизительно адекватных мер по       
стабилизации ситуации. Люди зарываются, как собаки, в землю, не получают        
элементарной помощи.                                                            
                                                                                
И сегодня в этом законопроекте речь не идет о каких-то особых требованиях       
субъекта. Ведь речь идет об элементарном: дать нам возможность ввести           
дополнительные меры контроля за пересечением границы, прибыванием,              
проживанием, миграцией. Вот о чем сегодня идет речь.                            
                                                                                
Задали здесь вопрос: "А вот отряды местной самообороны не будут ли уподоблены   
тем, которые сегодня убивают наших людей?"                                      
                                                                                
Я думаю, что вопрос, мягко говоря, не совсем уместен. На Ставрополье не         
успевают вывешивать траурные флаги. Каждые две недели мы хороним людей!         
Последние беспрецедентные события (я только что приехал сюда с похорон со       
Ставрополья, это Курской район, вы знаете) - мало того, что убийства,           
глумление над убитыми... И люди сказали мне (это было буквально три дня         
назад): "Юрий Афанасьевич, ты будешь там, в Думе, скажи, что мы не получаем     
зарплату, мы не получаем детские... Бог с ними, пусть не платят! Но пусть       
примут решение, при котором мы не будем подвергаться тому, что сегодня у нас    
происходит".                                                                    
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги... Я немного волнуюсь... Я прошу вас отнестись к     
этому вопросу с пониманием, иначе жители начнут устраивать самосуды.            
                                                                                
Ко мне только что подходил ваш коллега, депутат из Ингушетии, он спросил:       
"Юрий Афанасьевич, а правда, что сегодня жители громят чеченские семьи?" Я      
ему сказал: "Нет!" Но это близко, если сегодня не будут приняты хотя бы эти     
элементарные меры, о которых мы сегодня в этом законопроекте просим. Я          
рассчитываю на то, что депутаты поддержат нас. Экстремизма и сепаратизма        
здесь нет.                                                                      
                                                                                
С тем, что сказал представитель Президента, я и мои коллеги целиком             
солидарны. Нужно давно вводить в приграничных районах, и не только в            
Ставропольском крае (здесь я поддерживаю коллегу из Дагестана) эти меры         
ограничения. Пожалуйста, пусть Президент действует.                             
                                                                                
Еще раз прошу вас. Спасибо.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Иванович Илюхин, вам - трибуна для заключительного слова.                
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги, спасибо за те конструктивные предложения,        
которые вы высказали, за те пожелания. Несомненно, мы их учтем при доработке    
данного законопроекта. Но вместе с этим мне хотелось бы ответить на некоторые   
моменты.                                                                        
                                                                                
Вот поступило предложение, что, мол, надо законопроет направить во все          
субъекты Российской Федерации, прилегающие к Ставрополью. Я могу сказать:       
дважды направляли. Дважды направляли! Первый раз направлял сам Комитет по       
безопасности, второй раз - через Совет Государственной Думы.                    
                                                                                
И я еще раз повторяю, что мы получили положительные отзывы от представителей    
власти из Дагестана, Северной Осетии, Краснодарского края, Ростовской           
области, потому что там озабочены такой же ситуацией, которая сегодня           
складывается на Ставрополье. Мне непонятно, например, сегодняшнее               
высказывание о том, что этот закон нарушает все права граждан, но в то же       
время требуют унифицированного закона. Ну а если закон будет унифицирован? Он   
ведь точно так же будет нарушать, если мы сохраним эти полномочия (то есть      
эти предложения, которые есть в законопроекте). Здесь нет логики. Я еще раз     
отмечаю, что мы законопроект выписали так, что он действительно не              
противоречит ни статье 74, ни статье 55 Конституции Российской Федерации.       
                                                                                
Что касается несоответствия закону "Об оружии". Уважаемый представитель         
Правительства, не могу с вами согласиться как автор этого закона. Те            
формирования, которые предлагается создать, будут действовать в составе         
милицейских подразделений. Об этом в первую очередь речь идет.                  
                                                                                
Предлагается укрепить максимально границу. Уважаемые коллеги, а как ее,         
административную границу, укреплять максимально? Возводить государственную      
границу? Мы на это не можем пойти. А на что можем пойти, в этом законе как      
раз это и есть - укрепление административной границы.                           
                                                                                
И, уважаемый Александр Алексеевич, вы сегодня меня немножко удивляете. Что,     
Президент не знает, какая ситуация на Северном Кавказе, на Ставрополье? Вы      
предлагаете нам обратиться к нему, чтобы мы попросили ввести чрезвычайное       
положение. Это что за позиция Президента, исполнительной власти? Это один       
момент. Но вам, как никому, известно, что Закон Российской Федерации "О         
чрезвычайном положении", принятый до образования Государственной Думы, вошел    
в серьезнейшее противоречие с ныне действующей Конституцией Российской          
Федерации и фактически неприменим.                                              
                                                                                
И последний момент, о чем я хотел бы сказать, отвечая господину Иваненко.       
Нарушаются права собственника... Но, наверное, это кредо фракции, коли на       
первое место права собственника, а не право человека на жизнь ставятся. Не      
нарушаются права собственника. А через некоторые ограничения ставится вопрос    
о сохранении жизни тех людей, которые там проживают.                            
                                                                                
Спасибо. Я просил бы еще раз от имени комитета поддержать данный                
законопроект.                                                                   
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, можем приступить к голосованию, да? Все          
высказались? Я ставлю на голосование: кто за то, чтобы принять законопроект в   
первом чтении? Пожалуйста.                                                      
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              279 чел.             62,0%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    283 чел.                                          
Не голосовало                 167 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается в первом чтении. Пожалуйста, дальнейшую процедуру      
проведите.