Заседание № 49

11.10.2000
Вопрос:

О Федеральном законе "Об особенностях несостоятельности (банкротства) организаций оборонной промышленности" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 694 по 701 из 7173
КОСТИН Г. В., Агропромышленная депутатская группа.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, я предлагаю снять с рассмотрения сегодня пункт 4 (это       
рассмотрение закона о порядке банкротства предприятий оборонного комплекса) и   
передать ведение этого закона в комитет по промышленности, потому что Комитет   
по собственности ни разу не собирал комиссию и не занимался этим вопросом, а    
теперь предлагает его снять. Я считаю это вообще непонятным.                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1126 по 1241 из 7173
Депутат Костин, пожалуйста, ваша аргументация о снятии пункта 4 с повестки      
дня.                                                                            
                                                                                
КОСТИН Г. В. Уважаемые депутаты, в конце прошлого года был принят закон о       
порядке проведения процедуры банкротства предприятий оборонной отрасли. Закон   
был принят, отклонен Советом Федерации. После этого работала согласительная     
комиссия, и в редакции этой комиссии, в том числе с одобрения Правительства,    
закон был отдан на подпись Президенту. В последний день был отклонен            
Президентом. В апреле Государственная Дума приняла решение создать комиссию     
(персонально была такая комиссия утверждена) и на базе Комитета по              
собственности еще раз рассмотреть этот закон. За это время было больше сотни    
обращений наших важнейших предприятий об актуальности этого закона.             
                                                                                
Комитет по собственности ни разу комиссию не собирал, вопрос не                 
рассматривался, и неожиданно обратился в Совет Думы с предложением снять этот   
закон с рассмотрения. Мы в комитете по промышленности посмотрели и              
предлагаем: если Комитет по собственности не хочет заниматься законом,          
передать его в ведение комитета по промышленности. И комиссия, которая          
создана, должна отчитаться о своей работе. Поэтому предлагается на этом и       
остановиться.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Докладчик по этому закону - депутат Томчин.               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТОМЧИН Г. А., фракция "Союз Правых Сил".                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, еще раз напомню, что закон был принят в трех чтениях        
прошлым составом Государственной Думы. После большой работы с Советом           
Федерации он все-таки был отклонен Президентом. (Следует учитывать, что         
Президент и по первой редакции закона дал отрицательное заключение, еще по      
первому чтению.) После этого Думой было принято решение о создании              
специальной комиссии, но подобной комиссии имеет смысл работать только тогда,   
когда там есть представитель Президента. В противном случае у комиссии нет      
предмета рассмотрения, поскольку комиссия занимается согласованием данного      
вопроса с Президентом.                                                          
                                                                                
Представитель Президента не был направлен в комиссию до последнего времени.     
Почему мы выносим этот вопрос? От представителя Президента поступило письмо,    
в котором представитель Президента предлагает снять закон с рассмотрения,       
поскольку предмета для работы согласительной комиссии нет, так как Президент    
не согласен концептуально с данным законом. Также Президент и Правительство     
предлагают новые поправки, поправки к основному закону, которые обещают         
внести в течение месяца.                                                        
                                                                                
У нас согласно Регламенту есть два выхода. Это либо поставить на голосование    
для преодоления вето по закону, что сейчас, как мы знаем, бессмысленно,         
исходя из соотношения сил в Думе, либо снять закон с рассмотрения, поскольку    
фиктивная комиссия (без представителя Президента) работать не может. Поэтому    
мы сегодня по предложению Президента и присоединившегося к нему комитета        
выносим этот вопрос - о снятии с рассмотрения данного законопроекта в связи с   
тем, что должен поступить иной законопроект, а комиссия без представителя       
Президента работать не может в соответствии с Регламентом.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Депутат Костин предложил проголосовать, чтобы       
передать закон другому комитету, да? (Выкрики из зала.) Нет. Снять с повестки   
дня и передать другому комитету для дальнейшей работы?                          
                                                                                
Пожалуйста, Геннадий Иванович Райков.                                           
                                                                                
РАЙКОВ Г. И., председатель депутатской группы "Народный депутат".               
                                                                                
Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Мы же вчера обсуждали этот вопрос.     
Вынес комитет, и закон числится за комитетом. Если есть желание у другого       
комитета позаниматься этим законом, то после принятия решения на палате они     
могут забрать, дорабатывать и выносить новый закон.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, это правильное замечание. Тем более, что на Совете    
вчера решался вопрос об этом законе.                                            
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков.                                      
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в     
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Это     
ваше право - назначать ответственный комитет, менять ответственный комитет,     
но я хотел бы сказать, что в соответствующем письме Президента Российской       
Федерации, в соответствующем моем письме вам указано на то, что Президент не    
хочет дорабатывать этот закон. Он концептуально с ним не согласен и             
предлагает внести ряд поправок в основной закон - "О несостоятельности          
(банкротстве)". С этим и Правительство согласно, и согласен Президент. Смысл    
передавать в другой комитет совершенно отсутствует. Возьмем другой комитет -    
и что он предложит? Он предложит снова Президенту создать согласительную        
комиссию - Президент вновь откажется. И какой в этом смысл, кроме затяжки       
времени?                                                                        
                                                                                
Мы предлагаем согласиться с профильным комитетом, отклонить данный закон и      
работать над поправками к закону "О несостоятельности (банкротстве)". С этим    
согласны, как я сказал, и Правительство, и Президент.                           
                                                                                
Более того, по имеющейся у меня информации, Правительство в ближайшее время     
внесет проект закона о внесении изменений в закон "О несостоятельности          
(банкротстве)", касающихся банкротства оборонных предприятий.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Костин, вы настаиваете на голосовании?            
                                                                                
КОСТИН Г. В. Настаиваю на голосовании.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за то, чтобы исключить из повестки дня пункт 4?       
Депутат Костин внес это предложение. Пожалуйста, голосуйте.                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              126 чел.             28,0%                        
Проголосовало против           95 чел.             21,1%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    221 чел.                                          
Не голосовало                 229 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Закон в повестке дня остается.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1524 по 1609 из 7173
Уважаемые депутаты, по четвертому отклоненному закону - "Об особенностях        
несостоятельности (банкротства) организаций оборонной промышленности" -         
выступает заместитель председателя Комитета по собственности Григорий           
Алексеевич Томчин.                                                              
                                                                                
ТОМЧИН Г. А. Уважаемые коллеги, я не буду долго отвлекать ваше внимание.        
Практически все, что я должен был сказать, уже было сказано при обсуждении      
постановки этого вопроса в повестку дня.                                        
                                                                                
Повторю: данный закон был принят прошлым составом Государственной Думы при      
отрицательной реакции Президента уже на первое чтение данного закона, то есть   
на концепцию. После этого закон был отклонен Советом Федерации.                 
Согласительная комиссия доработала часть этого закона, и Советом Федерации      
закон был принят. Тем не менее концепция, не одобренная Президентом,            
оставалась, и в декабре Президент наложил вето на принятие данного закона.      
                                                                                
После этого мы с вами создали специальную комиссию. Однако по Регламенту        
специальная комиссия должна работать вместе с представителями Президента,       
чтобы прийти к какому-то согласованному тексту. Президент не направил           
никакого официального представителя в данную комиссию. Поэтому комиссия не      
могла начать свою работу. Мы несколько раз обращались к Президенту с            
предложением каким-то образом этот вопрос решить.                               
                                                                                
11 сентября было получено письмо от полномочного представителя Президента       
Российской Федерации в Государственной Думе господина Котенкова, который        
писал, что Президент не будет никого направлять в эту комиссию, поскольку не    
согласен с концепцией данного законопроекта. Вместе с тем, понимая важность     
данного вопроса, Президент предлагает внести изменения в общий закон о          
банкротстве, включив туда определенные главы. По этому поводу есть и            
поручение Правительству, и Правительство согласно с тем, что необходимо         
внести ряд глав в основной закон - "О несостоятельности (банкротстве)", что и   
будет сделано в ближайшее время.                                                
                                                                                
Ввиду бессмысленности работы комиссии и бессмысленности того, что данный        
закон продолжает числиться в проходящих в Государственной Думе, предлагается    
снять его с рассмотрения.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Григорий Алексеевич, мы также ваше предложение выносим на "час голосования",    
который предусмотрен у нас сегодня.                                             
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Викторович Логинов.                                          
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон представителю Правительства.                     
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Эта          
проблема действительно занимает Правительство. И я хочу сказать, что в июле     
этого года было поручение Клебанова. Поручение было направлено в адрес          
Минэкономразвития, а также российских агентств по отраслям оборонной            
промышленности. И задачей этого поручения было разработать предложения о        
внесении дополнений в закон "О несостоятельности (банкротстве)",                
предусматривающих введение особенностей применения процедур банкротства в       
отношении предприятий оборонно-промышленного комплекса на базе законопроекта,   
который был отклонен (в смысле задач, которые ставил перед собой                
законопроект) Президентом Российской Федерации.                                 
                                                                                
Эта работа была проведена Минэкономразвития, но в процессе согласования         
столкнулись с рядом сложностей. В частности, в развитие юридической схемы       
возникла необходимость принимать в пакете с законопроектом о внесении           
изменений и дополнений в закон "О несостоятельности (банкротстве)" и проект     
федерального закона о внесении дополнений в закон о мобилизационной             
подготовке и мобилизации в Российской Федерации. Этот законопроект также был    
разработан Минэкономразвития.                                                   
                                                                                
В конце сентября Минэкономразвития доложило о своих результатах, доложило о     
том, что есть необходимость согласования этой позиции. Таким образом,           
Правительство подчеркивает, что работа в этом направлении ведется, и самая      
активная и серьезная. Поэтому мы предлагаем данный закон снять сегодня с        
рассмотрения в соответствии с предложением Президента Российской Федерации, а   
депутатов из комитетов, в том числе из комитета по промышленности, мы           
приглашаем к активному участию в доработке этих сюжетов вместе с                
Минэкономразвития и тем кругом российских оборонных агентств, которые           
принимают сегодня участие в этой работе.                                        
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Валентин Степанович, вы сможете выступить по мотивам, перед голосованием, да.   
На "час голосования"...                                                         
                                                                                
Георгий Иванович, то же самое. По мотивам выступите, когда будет обсуждаться    
на "часе голосования".                                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2136 по 2215 из 7173
Пункт 4: о Федеральном законе "Об особенностях несостоятельности                
(банкротства) организаций оборонной промышленности". Докладывал Григорий        
Алексеевич Томчин. Были желающие выступить по мотивам.                          
                                                                                
Пожалуйста, Валентин Степанович Романов и Георгий Иванович Тихонов. Валентин    
Степанович Романов - по мотивам.                                                
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемые депутаты, сегодня остается только поблагодарить представителя         
Президента за то, что он от имени Президента нам напомнил, что в отличие от     
Президента Ельцина, который подписывал базовый закон, Президент Путин           
признает несовершенство базового закона, с чем мы сталкиваемся в каждом         
регионе, масса примеров. Это несовершенство закона дорого обходится стране.     
Применительно к оборонным предприятиям оно служит, к сожалению, нередко         
рычагом уничтожения остатков оборонного комплекса, без которого невозможна      
национально-государственная самостоятельность России.                           
                                                                                
С этой точки зрения мне представляется, что и Правительство, и комитет,         
который ранее возглавлял господин Бунич, могли бы параллельно вести работу. И   
если дело ведут к тому, чтобы данный закон похоронить, то было бы логично       
ожидать, что комитет одновременно внес бы на рассмотрение депутатов вариант     
вот тех поправок к базовому закону.                                             
                                                                                
С этой точки зрения по формальному признаку предлагаю проголосовать против      
предложения о снятии закона, с тем чтобы остающийся как бы нерешенным этот      
вопрос подталкивал и Правительство, и комитет соответствующий к более           
энергичной работе над проектом федерального закона, поправкой к базовому        
закону о банкротстве, который чрезвычайно ждут промышленники-оборонщики.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Георгий Иванович Тихонов - по мотивам.   
                                                                                
ТИХОНОВ Г. И. Я полностью поддерживаю предыдущее выступление - Романова, но     
хочу только добавить одно, уважаемые коллеги. Вы помните, мы приняли похожие    
поправки к закону, по запрету банкротства предприятий энергетики. Несмотря на   
это, продолжаются банкротства предприятий, даже эти поправки к закону никто     
не принимает.                                                                   
                                                                                
Поэтому я считаю, все-таки надо остановиться и разрабатывать новый закон. Не    
снимать этот закон, пока не будет предложен новый. Сегодня отклонить надо.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, заключительное слово. Томчин просит,     
коллеги, и будем голосовать.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Григорий Алексеевич.                                                
                                                                                
ТОМЧИН Г. А. Я, конечно, понимаю, что можно оставить в рассмотрении закон для   
того, чтобы подтолкнуть комитет. В комитете на сегодняшний день было порядка    
24 законопроектов по поправкам к основному, базовому, закону. Сейчас ведется    
работа по тексту вместе с Правительством, вообще по тексту нового               
законопроекта. Оставлять сегодня вот это бессмысленно и с точки зрения          
техники работы парламента, поскольку мы оставляем это комиссии, которая не      
может собраться, не имеет права собраться. В этом случае мы должны, наверное,   
тогда, если снятие закона с рассмотрения не пройдет, поставить на голосование   
вопрос о преодолении вето, которого не будет. В противном случае мы ничего не   
делаем, просто висит, и всё.                                                    
                                                                                
Поэтому предлагается снять с рассмотрения, а комитет не только ускорит - он     
вместе с Правительством уже работает над текстом нового полного                 
законопроекта, где будут учтены все особенности. Приглашаем все комитеты        
участвовать в этом.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, все высказались. Я ставлю на голосование:         
принять постановление о снятии этого закона с дальнейшего рассмотрения.         
Пожалуйста, голосуйте. Это пункт 4.                                             
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              242 чел.             53,8%                        
Проголосовало против          125 чел.             27,8%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    367 чел.                                          
Не голосовало                  83 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 13

29.03.2000
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "Об особенностях несостоятельности (банкротства) организаций оборонной промышленности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1232 по 1295 из 6831
Так, вопрос 5: о проекте постановления Государственной Думы "О создании         
специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации     
Федерального закона "Об особенностях несостоятельности (банкротства)            
организаций оборонной промышленности". Доклад члена Комитета по собственности   
Юрия Геннадьевича Курина.                                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон. (Выкрики из зала.)                               
                                                                                
Да? Так, пожалуйста, депутат Томчин. Я прошу извинить.                          
                                                                                
Включите депутату Томчину микрофон.                                             
                                                                                
ТОМЧИН Г. А., фракция "Союз Правых Сил".                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, вам представлено постановление о создании специальной       
комиссии. Анализ отклоненного Президентом закона показал, что в ходе            
согласительных процедур можно преодолеть разногласия. Документы представлены,   
прошу поддержать создание и состав данной комиссии.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу вас определиться голосованием. Кто за то, чтобы       
принять постановление?..                                                        
                                                                                
Так, пожалуйста, депутату Гайнуллиной включите микрофон.                        
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Отечество - Вся Россия".                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! У нас есть предложение от   
фракции: включить в состав этой специальной комиссии Опекунова, если не         
возражают коллеги.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас мы еще раз дадим слово Томчину.                    
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ТОМЧИН Г. А. Эти комиссии по процедуре имеют определенный численный состав от   
Государственной Думы. Численность там четыре человека. И здесь два              
комитета... Принцип формирования комитетский: два комитета приняли решение.     
Это комитеты по собственности и по промышленности. Прошу поддержать это         
решение.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Давайте переходить к голосованию. Уважаемые депутаты, прошу вас проголосовать   
проект постановления "О создании специальной комиссии в связи с отклонением     
Президентом Российской Федерации Федерального закона "Об особенностях           
несостоятельности (банкротства) организаций оборонной промышленности".          
                                                                                
Прошу включить систему голосования.                                             
                                                                                
Без карточки есть у нас депутаты?                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              335 чел.             74,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    336 чел.                                          
Не голосовало                 114 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается. Спасибо.                                                           

Заседание № 296

17.11.1999
Вопрос:

О Федеральном законе "Об особенностях несостоятельности (банкротства) организаций оборонной промышленности" (в связи с отклонением Советом Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1971 по 1992 из 7144
Рассматривается пункт 2.16 повестки дня: о Федеральном законе "Об               
особенностях несостоятельности (банкротства) организаций оборонной              
промышленности". Отклонялся Советом Федерации, работала согласительная          
комиссия. После работы согласительной комиссии наша палата провела обсуждение   
закона, он готов к голосованию.                                                 
                                                                                
Кто за то, чтобы указанный закон принять? Прошу проголосовать.                  
                                                                                
Кто без карточки? Таких нет.                                                    
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              308 чел.             68,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    308 чел.                                          
Не голосовало                 142 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 295

16.11.1999
Вопрос:

О Федеральном законе "Об особенностях несостоятельности (банкротства) организаций оборонной промышленности" (в связи с отклонением Советом Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного СФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1315 по 1392 из 6806
Пункт 11 повестки дня. Докладчик - Владимир Ермолаевич Ларицкий.                
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на его рабочем месте.                             
                                                                                
ЛАРИЦКИЙ В.Е. Уважаемые коллеги, мы с вами 25 июня приняли закон "Об            
особенностях несостоятельности (банкротства) организаций оборонной              
промышленности" в третьем чтении. Затем Совет Федерации его отклонил. Была      
создана рабочая комиссия. В комиссию от Государственной Думы были определены    
я и Костин. Комиссия провела заседание 27 октября и проработала вопросы. В      
результате заседания уточнен текст федерального закона. У вас он сейчас есть.   
Изменения, которые произошли, тоже вы видите.                                   
                                                                                
Комиссия единогласно приняла решение: принять закон с учетом дополнений,        
которые внес Совет Федерации.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Доклад окончен. Есть ли у депутатов по протоколу          
согласительной комиссии какие-либо вопросы, замечания, предложения? Нет.        
                                                                                
Пожалуйста, депутат Арефьев Николай Васильевич. По протоколу только,            
обсуждается протокол согласительной комиссии.                                   
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н.В. Владимир Ермолаевич, мы с Пузановским вносили поправку о том,      
чтобы запретить и естественным монополиям, и предприятиям ВПК инициировать      
процедуру банкротства. Вы там сослались на статью Конституции о равенстве       
прав субъектов экономических отношений. Но в таком случае и сам этот закон      
противоречит той же статье Конституции и ставит в иное совершенно положение     
по сравнению с другими предприятиями предприятия естественных монополий и       
предприятия ВПК. Я бы просил все-таки объяснить, почему наша поправка была      
убрана. Это чревато тем, что сейчас огражденные от банкротства предприятия      
начнут сами банкротить всех подряд и, таким образом, нарушится баланс в         
экономике.                                                                      
                                                                                
ЛАРИЦКИЙ В.Е. Я ничего другого не могу сказать, кроме того, что вы сказали,     
то есть данные положения статей 4 и 5 федерального закона не соответствуют      
части 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации, положениям Гражданского      
кодекса Российской Федерации, устанавливающим равенство прав участников         
гражданского оборота на территории Российской Федерации. По этим причинам       
Совет Федерации явно снова будет против и опять не утвердит. И по этим же       
причинам не будет подписан закон Президентом. Поэтому вот это - один из         
основных пунктов... Собственно, много разговоров было по всем остальным         
пунктам, но принципиальный вопрос - вот этот пункт. Если этот пункт оставлять   
в том виде, какой есть, значит, надо преодолевать тогда вето Совета Федерации   
и дальше идти на преодоление вето Президента. Это значит, что закон не будет    
принят. Другого доказательства у меня нет.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще по протоколу согласительной комиссии Думы и Совета    
Федерации есть вопросы?                                                         
                                                                                
Депутат Пузановский, пожалуйста.                                                
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемые депутаты, я по поводу только что прозвучавшего       
выступления, по поправке, которая была внесена в отношении стратегических       
объектов и предприятий естественных монополий. Без этой поправки принятие       
закона не имеет смысла. Я прошу депутатов учесть это при голосовании завтра.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще есть вопросы у депутатов?                             
                                                                                
Пожалуйста, депутат Овченков Вячеслав Иванович.                                 
                                                                                
ОВЧЕНКОВ В.И., фракция "Наш дом - Россия".                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, я напоминаю о том, что, когда проходил законопроект о        
банкротстве естественных монополий, предприятий ТЭК, действительно у нас        
условие было, что должна быть принята вот эта поправка. Я так же, как мой       
коллега Адриан Георгиевич, напоминаю об этом факте.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, больше выступающих нет.                              
                                                                                
Владимир Ермолаевич, что-то еще хотите сказать? Вы снимаете ваше предложение    
о голосовании завтра в редакции согласительной комиссии в связи с               
выступлениями депутатов или мы все-таки оставляем это решение?                  
                                                                                
ЛАРИЦКИЙ В.Е. Нет, надо ставить на голосование, потому что надо принимать       
решение.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Итак, пункт 11 повестки дня обсужден. Завтра он   
выносится на "час голосования" для проведения голосования.                      
                                                                                

Заседание № 283

22.09.1999
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "Об особенностях несостоятельности (банкротства) организаций оборонной промышленности".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1129 по 1161 из 7663
Пункт 9 повестки дня. Владимир Ермолаевич Ларицкий также с места докладывает    
проект постановления о согласительной комиссии.                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛАРИЦКИЙ В.Е., депутатская группа "Российские регионы".                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы с вами 25 июня 1999 года приняли закон "Об особенностях   
несостоятельности (банкротства) организаций оборонной промышленности". К        
сожалению, Совет Федерации без каких-либо оснований или каких-то конкретных     
предложений закон отклонил и предложил создать согласительную комиссию.         
Проект постановления у вас есть. Предлагается согласительную комиссию в том     
составе, который указан, проголосовать.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть какие-либо вопросы по этому проекту постановления?   
Не вижу поднятых рук. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы проект            
постановления о согласительной комиссии, доложенный Ларицким, принять? Прошу    
проголосовать. Идет голосование пункта 9 повестки дня - постановления о         
создании согласительной комиссии. Повнимательнее будьте.                        
                                                                                
Кто без карточки? Таких нет.                                                    
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              248 чел.             55,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    249 чел.                                          
Не голосовало                 201 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Постановление принято.                                                          

Заседание № 277

25.06.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об особенностях несостоятельности (банкротства) организаций оборонной промышленности" (принят в первом чтении 2 июня 1999 года с названием "Об особенностях признаков несостоятельности (банкротства) и порядка применения процедур несостоятельности (банкротства) к организациям оборонной промышленности").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4952 по 5018 из 6768
Пункт 20. Пожалуйста, Владимир Ермолаевич Ларицкий. А, Бунич Павел              
Григорьевич вместо Ларицкого...                                                 
                                                                                
БУНИЧ П.Г., председатель Комитета Государственной Думы по собственности,        
приватизации и хозяйственной деятельности, фракция "Наш дом - Россия".          
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Пункт 20: о проекте           
федерального закона "Об особенностях несостоятельности (банкротства)            
организаций оборонной промышленности". Мы, вообще, этого вопроса касались, не   
только приняли в первом чтении, но и касались в связи с законом об              
особенностях банкротства предприятий топливно-энергетического комплекса. Там    
кое-что запретительное было вычеркнуто для того, чтобы это отразить здесь.      
Может быть, все помнят, что не имеют права обанкротить ни предприятия ТЭК       
стратегические предприятия, ни стратегические предприятия, в свою очередь,      
предприятия ТЭКа.                                                               
                                                                                
Собственно, вот таких здесь две поправки. Кроме того, имеется еще одна          
поправка. Раз мы приравниваем предприятия оборонной промышленности к            
градообразующим, то, следовательно, в этом деле тем более должны принимать      
участие и федеральные, и местные органы, которые, так сказать, находятся на     
этой территории или на этой территории в целом располагаются. Имеется всего     
четыре поправки, мы все четыре поправки одобрили, со всеми четырьмя             
согласились, две из них просто одинаковые, и мы их слили, они абсолютно были    
одинаковые, две остальные отразили в тексте. Отрицательных, так сказать,        
предложений никаких не поступило.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые представители фракций и депутатских групп,      
есть ли вопросы? У депутатов? Есть. У депутата Мизулиной есть вопрос.           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Павел Григорьевич, я обнаружила несоответствие, может быть, я     
ошибаюсь, между частью 4 статьи 1 и законом, который мы принимали               
относительно перечня предприятий, имеющих стратегическое значение. В вашем      
законопроекте, который мы сейчас рассматриваем, в части 4, сказано, что         
перечень таких акционерных обществ утверждается Правительством. Но мы-то в      
Государственной Думе приняли другую концепцию - о том, чтобы утверждать такие   
перечни законом. И приняли такой законопроект. Поэтому надо как-то устранить    
это противоречие. Что же, мы утверждаем законом и в то же время указываем,      
что Правительство может утверждать такой перечень? Или я что-то...              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Григорьевич.                            
                                                                                
БУНИЧ П.Г. Тот закон, который мы тогда принимали, о стратегических              
предприятиях, к сожалению, не утвержден, и, к сожалению, он получил вето.       
Если мы будем на него ссылаться здесь, то, следовательно, будем ссылаться на    
неутвержденный закон. Когда он будет утвержден, мы внесем соответствующую       
поправку сюда. А мы хотим, чтобы этот был немедленно введен в действие.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Больше вопросов нет?                              
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок: согласиться с предложением комитета в   
части принятия поправок.                                                        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 09 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              278 чел.             61,8%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    5 чел.              1,1%                        
Голосовало                    284 чел.                                          
Не голосовало                 166 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5223 по 5291 из 6768
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, исчерпали этот инцидент.                         
                                                                                
Коллеги, мы должны вернуться к пункту 20 повестки дня. В связи с тем что мы     
очень как бы торопливо вели заседание, мы не проголосовали законопроект,        
который докладывал Павел Григорьевич Бунич, во втором чтении. Проголосовали     
только таблицы поправок, а сам законопроект проголосован не был. Группа         
электронного голосования сделала нам такое замечание. И чтобы исправить эту     
недоработку, ставлю на голосование: пункт 20 повестки дня, который докладывал   
Бунич, о проекте федерального закона "Об особенностях несостоятельности         
(банкротства) организаций оборонной промышленности", принять во втором          
чтении. Прошу голосовать. Исправим нашу же ошибку. Пожалуйста, голосуйте.       
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              287 чел.             63,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    5 чел.              1,1%                        
Голосовало                    292 чел.                                          
Не голосовало                 158 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении.                                           
                                                                                
Пункт 20. Павел Григорьевич Бунич, пожалуйста.                                  
                                                                                
БУНИЧ П.Г. Большая просьба ко всем принять в третьем чтении, потому что иначе   
он не вступает в действие, и тот закон о топливном комплексе может банкротить   
кого угодно в это время.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражающих против того, чтобы поставить...           
                                                                                
Депутат Мизулина Елена Борисовна.                                               
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Я воздержалась во    
втором чтении, а сейчас вообще буду голосовать против, потому что в этом        
законопроекте, в каждой статье, гигантские полномочия у Правительства. Когда    
мы ссылаемся на то, что имеет место произвол в отношении ситуации,              
складывающейся в топливно-энергетическом комплексе... Я хочу заметить, что на   
основании этого закона мы опять же создаем ситуацию, при которой будет          
произвол со стороны правительственных органов. Все статьи подряд, до одной,     
откройте, пожалуйста. Механизм исполнения закона, порядок, сроки                
представления кандидатуры арбитражного управляющего, порядок определения        
имущества, которое подлежит продаже, выставляется на конкурс и так далее        
определяется. Правительством. Это закон, который порождает коррупцию. Я буду    
против.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По предложению комитета (председатель комитета - на       
трибуне) я ставлю на голосование (при возражении, которое только что            
прозвучало): принять указанный законопроект в третьем чтении. Прошу             
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Идет голосование по пункту 20 повестки дня.                                     
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              292 чел.             64,9%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    4 чел.              0,9%                        
Голосовало                    300 чел.                                          
Не голосовало                 150 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в третьем чтении.                                           

Заседание № 265

02.06.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об особенностях признаков несостоятельности (банкротства) и порядка применения процедур несостоятельности (банкротства) к организациям оборонной промышленности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2597 по 3049 из 6331
Уважаемые коллеги, будем ли мы рассматривать пункт 18 сейчас? Предложение       
поступало, поэтому я ставлю на голосование: рассмотреть сейчас вопрос пункта    
18. Пожалуйста, голосуйте. Давайте решим голосованием, поскольку нам надо       
постараться сегодня по максимуму пройти законы.                                 
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 33 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              195 чел.             92,0%                        
Проголосовало против           17 чел.              8,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    212 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, депутат Ларицкий, доложите нам проект закона "Об особенностях       
признаков несостоятельности (банкротства) и порядка применения процедур         
несостоятельности (банкротства) к организациям оборонной промышленности".       
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Ермолаевич.                                                
                                                                                
ЛАРИЦКИЙ В.Е. Уважаемые коллеги, проект федерального закона "Об особенностях    
признаков несостоятельности (банкротства) и порядка применения процедур         
несостоятельности (банкротства) к организациям оборонной промышленности"        
разработан в целях обеспечения национальной и экономической безопасности        
государства, предотвращения неприемлемого ущерба государственным интересам      
при реализации процедур несостоятельности (банкротства) в отношении             
организаций, обеспечивающих федеральные государственные нужды в области         
поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.             
                                                                                
Законопроектом устанавливаются признаки банкротства, отличные от определенных   
в действующем законодательстве. Учитывая длительность производственных циклов   
и высокий удельный вес имущества мобилизационного назначения в активах          
организаций высокотехнологичных отраслей промышленности, в законопроекте срок   
исполнения обязательств увеличивается в два раза, а кредиторская                
задолженность оценивается относительно балансовой стоимости имущества за        
вычетом 50 процентов балансовой стоимости имущества мобилизационного            
назначения. Введение предложенных признаков позволит значительно затруднить     
применение процедур банкротства к предприятиям, обладающим высоким удельным     
весом имущества мобилизационного назначения в активах предприятия.              
                                                                                
Законопроектом устанавливаются дополнительные требования к арбитражным          
управляющим, назначаемым в организации. Помимо лицензии он обязан иметь         
сертификат на право управления предприятием оборонной промышленности,           
выдаваемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим            
регулирование деятельности соответствующей отрасли промышленности.              
                                                                                
Необходимость ужесточения требований к арбитражным управляющим объясняется      
особым характером организаций. Аналогичная норма установлена статьей 6          
Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных                
организаций". Кроме того, повышается роль и ответственность соответствующих     
федеральных органов исполнительной власти, вносящих предложения по              
кандидатуре арбитражного управляющего. Учитывая особое значение организаций,    
законопроект устанавливает приоритетность иных процедур взыскания               
задолженности, нежели установлены законодательством о банкротстве.              
Законопроектом предлагается при рассмотрении дел о банкротстве организаций      
оборонной промышленности применять правила о банкротстве градообразующих        
предприятий, позволяющие продлить сроки внешнего правления до 10 лет.           
                                                                                
Законопроект возлагает на арбитражного управляющего ряд дополнительных          
обязанностей по согласованию с соответствующим органом федеральной              
исполнительной власти своих действий, направленных на сохранение имущества      
мобилизационного назначения организаций и единого технологического комплекса.   
Предусмотренный законопроектом порядок распоряжения имуществом                  
мобилизационного назначения направлен на сохранение данного имущества и         
обеспечение выполнения мобилизационного задания (заказа). Согласно              
законопроекту имущество мобилизационного назначения, которое предлагалось к     
продаже, но не было реализовано в ходе конкурсного производства, отчуждается    
в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом           
Правительством Российской Федерации должен быть установлен порядок              
взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при решении о          
закреплении указанного имущества за иными хозяйственными субъектами или о       
передаче данного имущества в государственную собственность и о его дальнейшем   
использовании.                                                                  
                                                                                
Учитывая существенное повышение роли федеральных органов исполнительной         
власти, осуществляющих регулирование деятельности соответствующей отрасли       
промышленности, законопроект предусматривает их участие в делах о банкротстве   
организаций. В целом законопроект направлен на значительное усиление роли       
государства в вопросах сохранения и поддержания на необходимом уровне           
оборонно-промышленного потенциала страны.                                       
                                                                                
Ну, и должен сделать особую отметку к пункту 2 статьи 1, где написано, что      
принадлежность должника к организациям, указанным в абзаце первом (а абзац      
первый, еще раз повторяю, это: настоящий федеральный закон устанавливает        
особенности признания и проведения процедур банкротства в отношении             
организаций оборонной, ракетно-космической промышленности, а также              
организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно         
опасные производства и объекты)... так вот, принадлежность должника к этим      
организациям должна быть подтверждена заключением федерального органа           
исполнительной власти, осуществляющего регулирование деятельности в             
соответствующих отраслях промышленности.                                        
                                                                                
У меня все.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, законопроект в первом чтении, поэтому какие есть вопросы    
к докладчику? Так, есть вопрос.                                                 
                                                                                
Пузановский Адриан Георгиевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый Владимир Ермолаевич, будут два связанных вопроса.    
                                                                                
Первый. Законопроект внесен Правительством, так?                                
                                                                                
ЛАРИЦКИЙ В.Е. Нет, законопроект вносится депутатами Буничем, Костиным,          
Ларицким, Савельевым...                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Большая группа депутатов...                               
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Большой группой депутатов всех фракций?                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да.                                                       
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Второй вопрос, в отношении пункта 1. В нем идет речь только    
в отраслевом разрезе или предполагается подготовка перечня предприятий,         
которые будут подпадать под регулирование этого закона?                         
                                                                                
ЛАРИЦКИЙ В.Е. Перечень предприятий (на что я обратил внимание) определяется     
Правительством. То есть на основании нашего закона перечень предприятий         
определяется Правительством. Поэтому здесь могут быть и предприятия... Ну, вы   
знаете, у нас есть предприятия, где 70 процентов оборонки, и есть, где,         
допустим, 30-40 процентов. Но если даже в 30 процентов входит производство,     
которое является достаточно серьезным с точки зрения безопасности страны,       
естественно, Правительство обязано как бы внести его в список.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, еще вопрос? Давайте уж по одному вопросу.      
Есть ли еще вопросы у депутатов? Есть.                                          
                                                                                
Депутат Мартюшов, пожалуйста.                                                   
                                                                                
МАРТЮШОВ С.Н., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
У меня по тексту два вопроса.                                                   
                                                                                
Во-первых, в статье 2, в пункте 1, указаны мобилизационные задания,             
определяемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.     
Означает ли это, что у субъектов Российской Федерации должна быть какая-то      
своя оборонная политика, свои мобилизационные задания, программы и мощности?    
Это первый вопрос.                                                              
                                                                                
И сразу - второй, по пункту 3. В мирное время разрабатываются мероприятия по    
обеспечению организаций производственным и промышленным персоналом. Означает    
ли это, что предприятия, имеющие мобилизационные мощности, будут обязаны        
содержать также дополнительных работников, рабочую силу? Тогда из каких         
статей оплачиваться будет вот этот производственный персонал?                   
                                                                                
ЛАРИЦКИЙ В.Е. Второй вопрос требует проработки. А по первому однозначно - да.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Овченков.                             
                                                                                
ОВЧЕНКОВ В.И. Уважаемый Владимир Ермолаевич, высказывалось ли со стороны        
Правительства положительное отношение к этому законопроекту? Насколько я        
помню, даже Президент вроде бы предлагал внести этот законопроект в Думу...     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЛАРИЦКИЙ В.Е. В заключении Правительства и в заключении Маслюкова на данный     
законопроект в свое время были определенные... В целом - да, но были            
определенные замечания, которые были учтены в процессе проработки проекта еще   
в первом чтении.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы у депутатов?                          
                                                                                
Пожалуйста, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить?                         
                                                                                
Пожалуйста, Альберт Михайлович Макашов.                                         
                                                                                
МАКАШОВ А.М. Мы с вами все помним впечатление от докладов на закрытом           
заседании председателя Комитета по обороне и начальника Генерального штаба. В   
тот момент мог пройти любой законопроект о повышении обороноспособности         
России. Сегодня положение действительно страшное.                               
                                                                                
Я предлагаю поддержать, проголосовать за этот законопроект, внести настоящие    
изменения, которые помогли бы сохранить остатки обороноспособности.             
Заключение Правительства, на удивление, отрицательное. Некто, господин по       
фамилии Таль, пишет, что закон вообще не нужен.                                 
                                                                                
Я предлагаю вопреки Талю проголосовать за.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принять.                                                  
                                                                                
Так, уважаемые коллеги, есть ли еще желающие выступить? Законопроект первого    
чтения. (Шум в зале.) Подождите. От Правительства, пожалуйста, кто?             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САЙКИН В.Т., председатель комитета правительства Москвы по делам о              
несостоятельности (банкротстве), директор территориального агентства            
Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по городу   
Москве.                                                                         
                                                                                
Я хотел бы немножко прояснить ситуацию в данном вопросе. В целом закон имеет    
огромное значение для обороноспособности страны. Сильное государство должно     
иметь высокоразвитую оборонную промышленность и сильную армию. Такая            
промышленность в начале 80-х годов у нас была. Однако сейчас, когда оборонный   
заказ в большинстве случаев не превышает 10-15 процентов, многие оборонные      
предприятия находятся на грани банкротства.                                     
                                                                                
Очевидно, что оборонный комплекс должен быть реформирован с учетом наших        
возможностей, возможностей государства. Основа реформирования - доктрина        
оборонной достаточности с соответствующими политическими решениями.             
                                                                                
К сожалению, мы до сих пор не имеем четкой концепции реструктуризации           
оборонного комплекса. Не секрет, что немало предприятий комплекса в             
значительной степени устарели, утратили свой производственный и научный         
потенциал. Другие просто не нужны из-за сокращения выпуска вооружений.          
По-видимому, следует разделить все предприятия, определяющие основу             
обороноспособности, на две большие группы, и необходимо поддерживать их всеми   
доступными сейчас мерами. Есть предприятия, с которых можно снять оборонный     
заказ, передать его на родственные заводы. Часть таких предприятий можно        
перевести на выпуск гражданской продукции, а часть, может быть, и               
ликвидировать. Именно с этого надо начинать, имея в виду, что закон о           
банкротстве оборонных предприятий - лишь выражение принятых концептуальных      
решений. Они должны быть следующими.                                            
                                                                                
В законе должна быть четко выражена роль государства. Правительство должно      
обладать рычагами влияния на процесс банкротства отдельного предприятия и       
контролировать процесс в целом. Судебная процедура - основное орудие            
Правительства в реализации его решений в отношении банкротства оборонных        
предприятий. Рассматривая представленный законопроект, я думаю, что мы          
бросаемся из крайности в крайность. Действующий сейчас Федеральный закон "О     
несостоятельности (банкротстве)" до такой степени принижает роль государства,   
что любой мелкий кредитор может подать в суд на гиганта оборонной               
промышленности. Всем памятно дело о банкротстве вертолетного завода Миля и      
другие факты. Государство вынуждено просто наблюдать за стремительным ростом    
числа дел о банкротстве.                                                        
                                                                                
В предлагаемом законопроекте есть и другая крайность. Кредитор должен           
согласовывать исковое заявление с отраслевой правительственной структурой, в    
том числе с Минэкономики. Там же должна быть утверждена кандидатура             
арбитражного управляющего. Как показывает практика работы Московского           
комитета по делам о несостоятельности, не было ни одного случая                 
конструктивного подхода со стороны федеральных органов к нашим усилиям по       
ликвидации изживших себя оборонных предприятий. И примеров тому немало. Это     
завод "Криптон", московский завод "Электромеханизм", Московский приборный       
завод и другие. Иного подхода от них ожидать и в будущем не придется.           
                                                                                
Более того, вводя в качестве одного из критериев несостоятельности              
требование, чтобы сумма кредиторской задолженности превышала балансовую         
стоимость имущества, проект закона втягивает суд в финансовые тонкости,         
неуместные в зале суда. Перед возбуждением дела о банкротстве ставится          
непреодолимый шлагбаум. Балансовая стоимость предприятия настолько велика,      
что ни одно из них обанкротить не удастся, а рыночная стоимость их - нулевая,   
поскольку неработающие предприятия практически ничего не стоят.                 
                                                                                
С другой стороны, поскольку возбужденные судебные процедуры становятся очень    
сложными, кредиторы будут стремиться получить свое путем обращения взысканий    
на имущество через судебных приставов. В результате положение оборонных         
предприятий может стать еще хуже, чем до принятия рассматриваемого              
законопроекта. Их просто начнут растаскивать.                                   
                                                                                
Уместно привести еще одно положение законопроекта, препятствующее               
реформированию оборонного комплекса. При рассмотрении дела о банкротстве        
организаций оборонной промышленности предлагается применять правила,            
предусмотренные действующим федеральным законом для градообразующих             
предприятий. Это, как известно, дает возможность продлить срок внешнего         
управления до десяти лет. У нерадивого директора предприятия появляется         
возможность в течение всего этого срока практически бесконтрольно               
использовать чужие материальные ресурсы, нанося ущерб кредиторам, в том числе   
государству, требования которых находятся под мораторием.                       
                                                                                
Помимо этих и других серьезных замечаний предполагаемый законопроект имеет      
некоторые расхождения с Гражданским кодексом и с действующим                    
законодательством. Общее заключение по проекту передано нами в Правительство.   
Напрашивается вывод, что в целом закон нужен, необходим, но в него надо         
внести некоторые изменения. Принимая во внимание то значение, которое имеет     
предложенный законопроект для оборонной промышленности, по нашему мнению, не    
следует торопиться с его принятием сейчас, его надо еще раз посмотреть с        
точки зрения тех замечаний, которые есть.                                       
                                                                                
Необходимо также включить в него статьи, предусматривающие ответственность      
директоров предприятий и руководителей соответствующих отраслевых структур за   
препятствия, чинимые информированию предприятий и рассмотрению в судебном       
порядке их платежеспособности. Закон должен позволить произвести долгожданную   
реструктуризацию комплекса с целью оптимизации объемов производства. Для        
этого необходим специальный орган, чтобы он всерьез занялся разгребанием        
завалов в оборонной промышленности.                                             
                                                                                
Кроме того, по нашему мнению, закон должен содержать поручение Правительству    
Российской Федерации по разработке в соответствии с Федеральным законом "О      
несостоятельности (банкротстве)" специального раздела программы                 
государственной промышленной политики, определяющего критерии, сроки и          
порядок преобразования оборонных предприятий, имеющих стратегическое значение   
для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности России, в        
государственные казенные предприятия, которые... Одним словом, данным законом   
надо увеличить влияние государства на реструктуризацию оборонной                
промышленности, спасать тех и помогать тем, кто сегодня работает хорошо, а      
тех, которые не нужны, надо, по существу, перепрофилировать.                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ко второму чтению как раз и надо бы все          
учесть.                                                                         
                                                                                
Валентин Степанович Романов, пожалуйста.                                        
                                                                                
РОМАНОВ В.С. Уважаемые депутаты, еще раз вспомним, что судьба этого             
законопроекта первого чтения в немалой мере может повлиять на то, что мы        
сегодня обсуждали по топливно-энергетическому комплексу. Если это далеко        
откладывать, то тогда что делать с тем?                                         
                                                                                
Второе. Мы понимаем, что сегодня мы принимаем вынужденные меры в критической    
ситуации в экономике оборонных предприятий. Она рождена не ими, она рождена     
гибельной макроэкономической политикой, либерализацией цен, приватизацией. У    
нас в Самарской области авиационный завод был славой и гордостью оборонной      
промышленности, там работало 30 тысяч человек, сейчас - 1,5 тысячи. У нас       
завод имени Масленникова объявлен банкротом. Шесть лет шло разворовывание       
предприятия и так далее, сейчас честный директор что-то пытается делать.        
Тысячи примеров по всей стране!                                                 
                                                                                
Да, в этом законе (можно согласиться с тем, что прозвучало) есть проблемы,      
вопросы, которые ко второму чтению надо обязательно учесть, в том числе и       
вопрос об ответственности директора. Хотя я поражаюсь, как можно говорить,      
что директор оборонного завода, принадлежащего государству, 10 лет будет        
распоряжаться чужим имуществом! Полагаю, что законопроект сегодня надо          
принимать - большинство депутатов понимают крайнюю актуальность этого           
документа, - установить жесткие сроки (скажем, две недели) для внесения         
поправок и ко второму чтению подшлифовать его. Но ни в коем случае не           
откладывать сегодня!                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Овченков Вячеслав Иванович.                   
                                                                                
Потом - депутат Райков.                                                         
                                                                                
ОВЧЕНКОВ В.И. Исходя из вышесказанного - то, что сказал и Романов, и другие     
депутаты, - учитывая особую значимость предприятий военно-промышленного         
комплекса и то, что они сегодня оказались в такой ситуации не по своей воле,    
фракция "Наш дом - Россия" будет голосовать за принятие этого законопроекта.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Геннадий Иванович Райков. Потом - депутат Мартюшов.                             
                                                                                
РАЙКОВ Г.И. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Буквально два    
слова. Дело в том, что вот выступал товарищ из московского комитета, как он     
представился...                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, это Федеральная служба России по делам о             
несостоятельности и финансовому оздоровлению, Валерий Тимофеевич Сайкин.        
                                                                                
РАЙКОВ Г.И. Сайкин. Вот товарищ Сайкин выступал и говорил, такие примеры        
приводил, что ряд предприятий оборонной промышленности надо закрыть.            
                                                                                
Что сегодня происходит на самом деле? Сегодня наша армия ввиду того, что у      
нее нет бюджета, не заказывает даже современные виды оборонной продукции,       
которые производятся на предприятии. В итоге доля этого оборонного              
промышленного предприятия становится маленькой. Достаточно привести пример.     
На Ижевском заводе (вот мы рассматривали в Комитете по безопасности) в          
прошлом году наша армия заказала всего два автомата Калашникова. Вот таким      
образом можно проиллюстрировать то, что процента оборонного заказа нет.         
Поэтому цепь такая: сначала не платит бюджет армии, армия не может заказать     
технику, а потом стратегическое оборонное предприятие становится как бы уже и   
ненужным, как будто бы у него уже оборонная часть исчезла. Вот если так         
воспринимать его выступление, под это дело подводить, - да, тогда можно         
ликвидировать все оборонные предприятия.                                        
                                                                                
Поэтому закон этот нужен. Закон нужен для того, чтобы ограничить подведение     
под банкротство оборонных предприятий, что сегодня делается. Поэтому есть       
предложение его поддержать.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Георгий Иванович Тихонов, пожалуйста.                     
                                                                                
Потом - депутат Пузановский, и, наверное, достаточно. (Шум в зале.) А,          
Мартюшова я назвал.                                                             
                                                                                
Простите, пожалуйста.                                                           
                                                                                
Сначала - депутат Мартюшов. Потом - Георгий Иванович Тихонов.                   
                                                                                
МАРТЮШОВ С.Н. Фракция "ЯБЛОКО" считает, что данный законопроект                 
своевременный. Вопросы, которые он поднимает, необходимо, конечно,              
рассмотреть. Концепция законопроекта в целом правильная. Меры, которые здесь    
указаны, - они есть... Замечания, которые мы предлагаем, должны быть учтены     
ко второму чтению. Необходимо рассмотреть вопрос о допуске внешнего             
временного конкурсного управляющего на соответственных стадиях дела о           
банкротстве к делам оборонных предприятий. Это вопрос допуска. И второе - это   
вопрос о проведении предварительной ревизии на предварительной стадии в         
соответствии с законом о банкротстве, тоже вопросы допуска к делам оборонных    
предприятий.                                                                    
                                                                                
Вот эти моменты должны быть, по нашему мнению, ко второму чтению уточнены. А    
в целом мы поддерживаем законопроект.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тихонов Георгий Иванович.                                                       
                                                                                
Подготовиться Пузановскому Адриану Георгиевичу.                                 
                                                                                
ТИХОНОВ Г.И. Уважаемые коллеги, по-моему, сегодня уже мы все поняли, что,       
приняв тот старый закон о банкротстве, который был плохо проработан, мы         
столько навредили в народном хозяйстве, что сегодня в спешном порядке           
принимаем и по энергетике, и по оборонке. Нам надо немедленно принимать этот    
закон, так же как и закон о банкротстве энергетических объектов, запретить      
это банкротство. И обращаемся к вам: если можно, сегодня провести, ну           
буквально сегодня, в трех чтениях.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К сожалению, не имеем права.                              
                                                                                
Пожалуйста, Пузановский Адриан Георгиевич.                                      
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Ввиду       
того что мы форсированно рассматриваем этот законопроект в связи с              
особенностями несостоятельности естественных монополий, просьба: позиция,       
которая была вычеркнута в законе "Об особенностях несостоятельности             
(банкротства) субъектов естественных монополий...", обсуждаемом сегодня,        
должна быть перенесена в процессе подготовки ко второму чтению в                
рассматриваемый законопроект. То есть кредиторы предприятий естественных        
монополий не вправе предъявлять иски о банкротстве в отношении предприятий      
стратегического назначения. С учетом этой оговорки можно голосовать сейчас.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гусев Владимир Кузьмич.                       
                                                                                
ГУСЕВ В.К., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности,       
строительству, транспорту и энергетике, фракция Либерально-демократической      
партии России.                                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, уважаемый Геннадий Николаевич! Я обращаюсь ко всем          
депутатам. Этот законопроект - спасительный. Мы должны выиграть время. Все      
остальное - это будет насмешка над нами. Поэтому нужно голосовать за этот       
законопроект.                                                                   
                                                                                
И вторая моя просьба: нужно, сохраняя уважение к процедуре, но не позже чем     
за неделю, за 10 дней, ко второму и третьему чтениям подготовить этот           
законопроект с учетом предложений, я считаю, Адриана Георгиевича, принять и     
поставить барьер тем людям, которые хотят дограбить наше с вами богатство и     
состояние.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли такие, кто выступает против    
законопроекта? Нет.                                                             
                                                                                
Позвольте поставить на голосование: принять законопроект в первом чтении.       
Пожалуйста, голосуйте.                                                          
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              378 чел.             84,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    378 чел.                                          
Не голосовало                  72 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.