Заседание № 104

09.06.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99006201-2 "О дополнительных мерах по налогообложению производства и оборота изделий из табака" (введение дополнительного налогообложения производства и оборота табачной продукции).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5902 по 6507 из 7872
Пункт 16 повестки дня. Проект федерального закона "О дополнительных мерах по    
налогообложению производства и оборота изделий из табака". Доклад Владимира     
Вольфовича Жириновского. Пожалуйста, Владимир Вольфович.                        
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Данный законопроект был внесен шесть лет назад,               
необоснованно пролежал, так сказать, в комитете, в разных комитетах.            
                                                                                
Законопроект "О дополнительных мерах по налогообложению производства и          
оборота изделий из табака" очень краткий. Статья 1: "Установить                 
государственную монополию на производство, реализацию и оборот изделий из       
табака". В статье 2 указаны соответствующие акцизы за одну тысячу               
отечественных сигарет с фильтром и без фильтра и таможенная пошлина. Статья 3   
- это самое главное: "Ввести государственное лицензирование производства        
табачных изделий". И статья 4: "Создать централизованную государственную        
оптовую сеть продаж изделий из табака".                                         
                                                                                
Чем была вызвана необходимость данного законопроекта? Это дополнительные        
деньги в бюджет нашей страны, и кроме того, он учитывает рекомендации           
Всемирной организации здравоохранения, которая настаивает на специальном        
налогообложении табачных изделий. Во всех странах ЕЭС налогообложение сигарет   
состоит из трех элементов: НДС, то, что у нас есть тоже, - налог на             
добавленную стоимость, налог в абсолютном значении и налог в процентном         
соотношении. Вот здесь мы запаздываем. Если первые два налога мы ввели, и они   
действуют, то налог в процентном соотношении у нас составляет приблизительно    
1,5 ЭКЮ. В Дании, например, он составляет 6,48 ЭКЮ, получается, в четыре раза   
больше - значит, маленькая страна Дания заботится о своем населении и о своих   
доходах, а большая и богатая страна Россия не хочет. В этом смысле у нас было   
до сих пор не развито налогообложение вот такое специальное. При этом мы        
опасаемся, как бы повышение налогообложения табачных изделий не привело к       
общему снижению налоговых сборов по данной статье. Опять же пример -            
Великобритания: в течение двадцати лет они проводили увеличение                 
налогообложения, это было связано с собираемостью налогов, и налоги росли       
прямо пропорционально. То есть если увеличивается цена на сигареты, то          
увеличивается и сумма собранных налогов. Если бы мы это сделали своевременно,   
повысили бы налоги на импортируемые сигареты и папиросы, это привело бы к       
росту производства сигарет у нас в стране, соответственно, к увеличению числа   
рабочих мест. Иностранные табачные компании, которым не хотелось бы терять      
наш рынок, вынуждены были бы вкладывать деньги в нашу табачную                  
промышленность.                                                                 
                                                                                
Еще одна цель законопроекта - это необходимость усиления мер по борьбе с        
табакокурением, то, чего у нас нет до сих пор. Мы и деньги теряем ввиду         
отсутствия госмонополии на табак, и вообще табакокурение вредно влияет на       
здоровье наших граждан.                                                         
                                                                                
Правительство еще в лице Щербака, заместителя председателя правительства,       
которого уже давно там нет, много лет назад дало отрицательное заключение на    
наш законопроект, исходя из того, что невозможно ввести госмонополию,           
поскольку практически все организации, которые занимаются производством         
табака, являются частными. Тогда вопрос правительству: а зачем вы передали в    
частные руки всё, что связано с табаком в нашей стране? Сначала передали, а     
потом нам же говорят, что сейчас трудно ввести госмонополию! Наверное, как      
передали, так можно и обратно выкупить, то есть приватизация и национализация   
- это два сопутствующих процесса. В заключении они писали, что более 50         
процентов табачных изделий производится на предприятиях, связанных с            
иностранным капиталом, якобы вложения иностранного капитала составляет около    
900 миллионов долларов. А сколько прибыли выкачали иностранные компании,        
вывезли за рубеж? Об этом правительство забывает. И правительство согласно с    
тем, что для введения госмонополии нужна национализация всех предприятий,       
производящих табачные изделия, и соответственно создание сети предприятий       
оптовой и розничной торговли уже на федеральном уровне. Нас как бы пытаются     
укорить, отмечая, что это связано с вопросами налогообложения и желательно      
было бы вносить поправку в соответствующий закон - "Об акцизах". Но наш закон   
более широкий, он не только устанавливает новые ставки налогообложения, но      
главная его суть - это госмонополия на табак, и это в ряду тех законов,         
которые фракция ЛДПР вносила, предлагая ввести госмонополию на производство и   
сбыт алкоголя.                                                                  
                                                                                
Если бы мы еще ввели госмонополию на производство и сбыт всех сахарных          
изделий, то мы бы имели регулярно, каждый год, наполняемость бюджета до 40      
процентов, это была бы зарплата всей бюджетной сферы. То есть не надо было бы   
ориентироваться на нефтяной рынок, ибо алкоголь, табак, сахар - самые           
потребляемые продукты, ежедневно потребляются в каждой семье, к сожалению,      
потому что все три вида продукта наносят вред здоровью наших граждан. Но        
отучить население и полностью исключить употребление алкоголя, табака и         
сахара невозможно. Данный законопроект касается только табачных изделий.        
                                                                                
Наш комитет тоже с опозданием дает свое отрицательное заключение и при этом     
еще пытается сказать, что по ряду предлагаемых позиций законопроект утратил     
актуальность. Это вообще издевательство над авторами законопроекта,             
поскольку, когда мы внесли законопроект, шесть лет назад, не было никаких       
изменений федерального закона от 8 августа 2001 года, в 1999 году не было       
этих изменений. Естественно, пока наш проект закона валяется где-то в           
комитетах, другие законы могли влиять на эту сферу, но здесь нет вины авторов   
законопроекта. Надо было своевременно рассмотреть наш законопроект, принять     
его, и за истекшие шесть лет мы бы получили огромное количество                 
дополнительных денег в доход бюджета, они были бы направлены на борьбу с        
курением в нашей стране, ибо мы здесь тоже запаздываем. Во многих странах       
мира большинство населения уже не курит, у нас, наоборот, 70 процентов мужчин   
курят, половина женщин курят (в этом смысле женщины пытаются догнать в правах   
мужчин), и треть школьников, кстати, несовершеннолетних. И на борьбу с          
курением у правительства тоже нет денег. В этом смысле позиция правительства    
и нашего комитета непонятна. Мы спрашиваем, где взять деньги, как бороться с    
курением в стране, как заставить инвестировать в экономику страны               
дополнительные деньги иностранных юридических лиц, а нам правительство и наш    
собственный комитет говорят: нельзя, не надо, нежелательно, не получится...     
Вот это одна из причин, почему хромает в целом наша экономика: мы запаздываем   
с принятием нужных законов. Комитет и Госдума идут на поводу у правительства.   
                                                                                
Я был бы согласен еще... сегодняшняя ситуация могла бы быть оправданна, когда   
есть реальное большинство и это вроде бы его правительство, но отрицательное    
заключение правительства датировано 1999 годом, когда не было партии "Единая    
Россия" здесь, в Государственной Думе, и было другое правительство. Значит,     
тенденция сохраняется: не важно, какие партии, какое количество мандатов,       
какое правительство и кто его возглавляет (вы уже забыли фамилию этого          
заместителя председателя правительства - Щербака), одна линия - мешать          
развитию России. То есть здесь просматривается политическая составляющая: не    
хотят в определенных центрах в нашей стране добиться экономического успеха,     
связанного со стабильными доходами, которые позволят выплачивать зарплату       
бюджетникам и планомерно вести борьбу с курением. Если бы мы эти законы         
своевременно приняли, то за истекшие шесть лет огромное количество денег        
дополнительно было бы получено бюджетом нашей страны и, наверное, несколько     
миллионов человек под влиянием пропаганды, которая была бы оплачена из этих     
доходов, бросили бы курить. Поэтому ответственность за то, что нету             
дополнительных денег в бюджете и нет должной борьбы за здоровье наших           
граждан, лежит на всех правительствах России. С тех пор как был внесен данный   
проект, у нас уже поменялось, наверное, три или четыре премьер-министра. Но     
независимо от того, что меняются члены правительства и состав Государственной   
Думы, всё равно подобные законы почему-то не находят поддержки у депутатского   
корпуса. Я считаю это очень плохим показателем, отрицательным фактором,         
потому что это влияет на положение дел в стране. И они даже пугают, говорят,    
что, если повысим цены на наши сигареты, могут быть социальные потрясения.      
Никаких социальных потрясений не было бы, потому что сократился бы ввоз чужих   
сигарет и полученные деньги можно было бы направить на обеспечение наших        
граждан теми сигаретами и табачными изделиями, в которых они нуждаются. А так   
практически весь табачный рынок занят импортом. Наши табачные фабрики имеют     
маленький сектор на российском рынке, и мы позволяем развивать чужую табачную   
промышленность и не позволяем собрать деньги для того, чтобы направить их на    
улучшение жизни наших граждан.                                                  
                                                                                
Непонятно, что это за правительство, что это за депутаты Государственной        
Думы, которые много лет не хотят принять важный и нужный закон, тем более в     
других странах - а нам всё время рекомендуют больше брать пример с Евросоюза    
- это всё сделано. Если там делают, почему же мы не хотим у себя сделать,       
хотя могли бы, несмотря ни на какие примеры, проводить собственную политику в   
этом вопросе. Но ничего этого нет - не хотим ни собственную линию проводить в   
области увеличения доходов бюджета, ни брать пример с других стран. И это       
вызывает, конечно, неприятные ощущения. Это говорит о том, что нет истинных     
специалистов в правительстве, там есть специалисты по блокированию развития     
российской экономики, и нет хороших специалистов среди депутатского корпуса,    
которые хотели бы принять жесткие, решительные меры, позволяющие навести        
нужный финансовый порядок в сфере производства и сбыта табачных изделий.        
                                                                                
И мы видим, что на импортных, американских сигаретах прямо написано: не для     
потребления в США. Они не только держат монополию на мировом табачном рынке,    
но еще отдельно делают сигареты: для своей страны, для "золотого миллиарда",    
для господ, - высокого качества, а для нас, для третьего, отсталого, мира -     
на других табачных фабриках, из другого табака. И при этом мы с вами платим     
за их здоровье, то есть американцы бросают курить, а наши граждане курят        
американские сигареты, изготовленные из отходов, из табачного мусора. И         
кстати, они не являются американскими, это турецкий табак, фасуется и           
упаковывается в нашей стране. И очень часто там работают нерусские рабочие.     
Из российского бюджета лишь забирают деньги за марку "Мальборо", "Филип         
Моррис" и все остальные. А американцы даже и не знают, где кто и как            
производит эти "американские" сигареты, - их интересуют деньги. Эти деньги      
огромным потоком идут в США, поэтому их экономика развивается, у них на всё     
есть деньги, а у нас ни на что их не хватает. При советской власти только в     
"Интуристе" можно было приобрести эти иностранные сигареты, их из-за рубежа     
привозили, как и все остальные табачные изделия. Была монополия, и это давало   
большие доходы.                                                                 
                                                                                
Поэтому, ломая ту экономику, надо было сохранить монополию на табак,            
сохранить табачные фабрики, не пускать туда иностранцев, не переводить          
производство на выпуск иностранных сигарет. Даже морально неприятно нашим       
гражданам, что в основном все табачные киоски забиты импортными табачными       
изделиями. А в Америке этих сигарет вы не увидите.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Присаживайтесь,              
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Бэллы Леонидовны Паниной.          
Пожалуйста, Бэлла Леонидовна.                                                   
                                                                                
ПАНИНА Б. Л., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты! Комитет по бюджету и        
налогам рассмотрел данный законопроект и предлагает его отклонить по            
следующим основаниям.                                                           
                                                                                
Нормы статей 1 и 4 законопроекта носят декларативный характер и не содержат     
механизмов реализации. Докладчик уже затрагивал проблему национализации. Я не   
хочу сейчас оценивать, хорошо это или плохо, но факт остается фактом: в         
основном предприятия, которые производят табачные изделия, являются частными.   
В соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции принудительное отчуждение       
имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии    
предварительного и равноценного возмещения. В законе не предусмотрен механизм   
такого возмещения, в бюджетах не предусмотрены деньги на выкуп данных           
предприятий и организацию государственной монополии на розничный оборот         
табачных изделий.                                                               
                                                                                
Пункт 2 статьи 2 законопроекта не соответствует принципам разграничения сфер    
законодательного регулирования, это не может быть нормой рассматриваемого       
законопроекта, поскольку импортные пошлины на табачные изделия у нас            
устанавливаются постановлением правительства, ставки акцизов на табак у нас     
являются нормой Налогового кодекса, то есть должны быть внесены поправки в      
соответствующие законодательные акты. Кроме того, действующие ставки акциза     
на табак уже превышают те ставки, которые предложены в законопроекте. В         
настоящее время правительство внесло предложение по ежегодной индексации        
ставок акциза на табачные изделия. Так что, в общем-то, сейчас уже ставки       
превышают то, что предлагается в законопроекте. Ну и по лицензированию          
производства изделий из табака сейчас тоже вопросы решаются в отдельном         
законопроекте, который рассматривался вчера на пленарном заседании. Таким       
образом, комитет не может поддержать данный законопроект ни по одному из        
пунктов.                                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Подождите, не уходите, пожалуйста, Бэлла         
Леонидовна.                                                                     
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам? Есть, вижу, три, четыре... Понятно. Может        
быть, действительно по одному от фракции?                                       
                                                                                
По ведению, пожалуйста, Гайнуллиной включите микрофон.                          
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Единая Россия".                                      
                                                                                
Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Я предлагаю по одному        
вопросу от фракции, в таком количестве.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за данное предложение? Прошу голосовать.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              288 чел.88,1%                                     
Проголосовало против           39 чел.11,9%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    327 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
По ведению - Малышкин Олег Александрович. Пожалуйста.                           
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. А у меня вопрос содокладчику. А ну-ка скажите мне...             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по ведению.                                        
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. ...вот частное предприятие...                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отключите микрофон, пожалуйста.                           
                                                                                
От фракции КПРФ, я так понимаю, Гришуков Владимир Витальевич, да? Пожалуйста,   
ваш вопрос.                                                                     
                                                                                
ГРИШУКОВ В. В. Вопрос представителю бюджетного комитета.                        
                                                                                
Учитывая, что вы сейчас сказали, будто нет денег в федеральном бюджете и        
поэтому нельзя и что есть, как говорят, действительно подход принципиальный     
со стороны федеральной власти, вопрос такой: а поддержит ли бюджетный комитет   
в принципе постановку вопроса о национализации того, что связано с табачными    
изделиями, винно-водочными изделиями, о чем было сказано в основном докладе,    
или нет? Ваше личное мнение на этот счет.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ПАНИНА Б. Л. Или я невнятно говорила, или вы невнимательно слушали. Я не        
сказала, что денег мало, я сказала, что они по факту не предусмотрены в         
законе о бюджете. Если будут внесены такие предложения, комитет рассмотрит. Я   
сейчас не могу говорить за весь комитет.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции ЛДПР кто будет задавать вопрос? Пожалуйста, Иванов Сергей            
Владимирович.                                                                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемая Бэлла Леонидовна, скажите, пожалуйста, а есть ли у вас   
информация, за какие копейки приватизировали все наши табачные комбинаты? Мы    
можем запросто отдать все эти мелочи, копеечки...                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Да, и причем всё это принадлежит, между прочим, уже ведь           
абсолютно не стране, это уже всё иностранные компании.                          
                                                                                
И у меня второй вопрос. Вы меня извините, вот у нас сейчас распространено       
письмо. Здесь генеральный прокурор пишет на имя президента о                    
национализации... объявлении государственной монополии на производство и        
оборот спирта. И президент, который любит пиво, согласен с этим. Неужели вы     
думаете, что он, как человек некурящий, не поддержит подобное предложение в     
отношении табачных компаний?                                                    
                                                                                
ПАНИНА Б. Л. Первый вопрос - по поводу того, за какие копейки. Не могу вам      
сказать, за какие копейки, я не участвовала в приватизации предприятий          
табачной отрасли. Я вам предлагаю рассматривать данный конкретный               
законопроект. Если вы внимательно его почитаете, то убедитесь, что это в        
принципе не законопроект, а некая декларация, которая не содержит никаких       
механизмов реализации. Я вам говорила, что не призываю сейчас рассматривать,    
хорошо это или плохо, данный текст законопроекта конкретных механизмов не       
содержит и носит декларативный характер. Вот в таком виде его принимать         
нельзя. Если фракция ЛДПР разработает закон с конкретными механизмами и с       
какими-то предложениями заложить деньги в бюджет, ради бога, будем              
рассматривать.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, фракция "Родина". Есть вопросы у фракции? Пожалуйста, Крутов        
Александр Николаевич, ваш вопрос.                                               
                                                                                
КРУТОВ А. Н., фракция "Родина".                                                 
                                                                                
Бэлла Леонидовна, скажите, пожалуйста, а в бюджетном комитете кого больше,      
курящих или некурящих? Спасибо.                                                 
                                                                                
ПАНИНА Б. Л. Я не в курсе, но я курю, если вас интересует.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фракция "Единая Россия". Нет вопросов.                                          
                                                                                
Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста, Бэлла Леонидовна.                          
                                                                                
По ведению - Малышкин Олег Александрович. Второй раз вам даю слово по           
ведению. Пожалуйста.                                                            
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. Что мы сидим обсуждаем?! От алкоголя, от табака пять бюджетов    
можно насобирать! Детские пособия, все вот эти надбавки... Ну чего вы сидите    
обсуждаете?! Нет, снова, давай вот это делать! Ну ведь оттуда же идет, вот      
давайте делать государственную монополию. Ну президент написал уже, ну          
давайте по табаку чуть-чуть вперед сработаем, вас же похвалят, вас же           
похвалят и погладят. Ну чего вы мучаетесь-то?!                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я так понимаю, что запись на           
выступления будет примерно такой же, да? Может быть, тоже тогда по одному       
выступлению от фракции. Нет возражений? Ставится на голосование данное          
предложение.                                                                    
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              296 чел.94,0%                                     
Проголосовало против           19 чел.6,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Пожалуйста, фракция КПРФ, будете выступать? Нет. Фракция ЛДПР? Митрофанов,      
да? Пожалуйста, до пяти минут, Алексей Валентинонович.                          
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, мы обсуждаем важнейший вопрос. И то, что   
шесть лет уже на полке лежал этот законопроект, показывает, вообще, как         
тяжело идут серьезные вопросы в Думе, все заняты шоу "Дом-2", но при этом       
серьезные вопросы предпочитают не обсуждать.                                    
                                                                                
Фактически табачную промышленность в середине 90-х годов мы отдали              
иностранцам. Реальность такова, что свыше 70 процентов продукции сейчас         
производится тремя крупными западными концернами: "Филип Моррис", "Би-Эй-Ти"    
и "Джи-Ти-ай" (японская компания). Это крупнейшие гиганты, которые потихоньку   
собрали все фабрики, поджали их, засекретили производство. Хочу вам сказать,    
что там засекречено производство, и никто не знает состав той продукции,        
которая выпускается. Но по некоторым нашим разведданным, две-три мешки          
табака допускается при выпуске всех этих так называемых модных сигарет, а на    
Западе - семь-восемь. То есть выпускают под тем же брендом совсем другой        
продукт, совсем другой. Надо было бы написать "Мальборо - Москва", "Мальборо    
- Россия", а не обманывать, потому что это не тот "Мальборо", который           
известен на весь мир.                                                           
                                                                                
Табачные компании очень уверенно здесь чувствуют себя: никаких исков судебных   
в отличие от Соединённых Штатов. Единственный иск подавал я несколько лет       
назад и проиграл его в Кунцевском суде. И могу вам сказать, какая сила на       
меня обрушилась, как двадцать высокооплачиваемых юристов трех табачных          
компаний доказывали, что всё у них нормально, что они не нарушают Закон "О      
защите прав потребителей".                                                      
                                                                                
Ведь западные компании здесь не пишут... Возьмите пачку сигарет, возьмите       
любую пачку: нигде не указана фабрика, нигде не указана                         
фабрика-производитель, адрес ее. Написано: "Изготовлено под контролем           
компании "Филип Моррис", Швейцария" и так далее, и мелко - "Сделано в           
России". Нигде не написано, что это произведено на фабрике, условно говоря, в   
Моршанске, потому что понятно: потребитель, увидев адрес российской фабрики     
(улица Коммунистическая, дом 7), конечно, поймет, что это не тот "Мальборо".    
Фактически идет обман и нарушение Закона "О защите прав потребителей".          
                                                                                
Но огромна сила и мягкость русской души. Тогда как в Америке ободрали           
табачные компании исками, двухметровые негры так накинулись, так начали рвать   
на части табачников при поддержке еврейских организаций, что всё получается     
нормально, их на миллиарды долларов там наказывают, у нас - доброта. Две        
добрые страны - Россия и Китай: ничего не происходит, никаких исков. В          
Америке уже курят буквально считанные проценты населения, у нас - до 70         
процентов.                                                                      
                                                                                
Продолжается реклама табака, но реклама не в электронных средствах, и все       
думают, что запрет рекламы табака в электронных средствах был большим благом    
и победой над табачными компаниями. Ерунда! Они пять лет проводили              
интенсивную рекламную кампанию, после чего, чтобы не допустить новых            
конкурентов на рынок, спокойно согласились на запрет рекламы в электронных      
средствах информации. Им хватает сейчас рекламы в газетах, журналах, на         
перетяжках, растяжках, они уже на рынке стоят нормально, всё, люди их знают.    
Они пять лет морочили нам голову в самый благоприятный период, когда реклама    
дешево стоила.                                                                  
                                                                                
Поэтому нет никакого другого выхода, кроме национализации. Никаких              
договоренностей с ними не может быть, никаких, только национализация! По        
самому доброму образцу, Бэлла Леонидовна, приватизация, то есть                 
национализация в обмен на свободу и возможность их свободного выезда из         
страны. Вот это, я считаю, самая достойная формула. Никакого                    
высокотехнологического производства табачные фабрики собой не представляют.     
Мы можем закупить и производить то же самое, это всё, вообще, не вопрос.        
Качество сигарет тоже другое. Бренды можем раскручивать свои национальные,      
например, возродить сигареты "Космос", еще что-нибудь такое, популярные         
политики могут тоже свое имя дать. Не так плохо это будет, вовсе не             
обязательно, чтобы были "Мальборо", "Ротманс" или что-то подобное. Процесс      
этот можно очень быстро наладить.                                               
                                                                                
Дальше... (Микрофон отключен.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "Родина" не будут выступать.                                         
                                                                                
Фракция "Единая Россия"? Бурыкина Наталья Викторовна просит слова.              
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, по мотивам голосования я хотела бы выступить. То, что        
законопроект лежал шесть лет в бюджетном комитете, не говорит о том, что не     
было желания его рассматривать. Просто законопроект был настолько незрело       
подготовлен, настолько непрофессионально, что на самом деле даже трудно было    
к нему подступиться. То есть непонятно было, чего авторы хотят. В конце         
концов, когда мы с этим вопросом разобрались, то по содержательным моментам     
мы приняли решение его не поддерживать.                                         
                                                                                
Пункт 1, которым предлагается ввести государственную монополию, - это на        
самом деле пункт, ведущий, по сути, к возврату к тем же очередям, которые у     
нас были в 1993-1994 годах. С этой точки зрения поддерживать госмонополию,      
чтобы вернуться к очередям, к талонам, к спекуляции сигаретами, естественно,    
мы не могли.                                                                    
                                                                                
Что касается лицензирования, то этот вопрос уже утратил свою актуальность.      
Лицензирование производства табачных изделий есть, поэтому эта проблема,        
затронутая в законопроекте, уже давно решена.                                   
                                                                                
Что касается 100 процентов пошлины от декларируемой стоимости товара, то, по    
сути, пошлин не будет. На самом деле законопроект, ну, просто ни в какие        
ворота не входит, поэтому просьба большая его не поддерживать.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У представителя правительства, представителя президента есть желание            
выступить? Нет. Есть ли необходимость в заключительном слове? Есть.             
Пожалуйста, Владимир Вольфович Жириновский. Заключительное слово.               
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Налицо нежелание, по существу, закон принять, и это           
переходит в нежелание и обсуждать. Во всех парламентах мира подобные законы,    
связанные со здоровьем граждан и с доходами бюджета, обсуждаются неделями,      
годами, десятилетиями, и поэтому там здоровая обстановка, а мы даже обсуждать   
не хотим. Посмотрите: пустой зал, сидит, наверное, четвертая часть депутатов.   
И из этой четвертой части депутатов девяносто процентов тоже не хотят           
обсуждать. То есть депутаты на работе вот так: скорее бы шесть часов - и уйти   
домой.                                                                          
                                                                                
Я абсолютно не хочу согласиться с мнением комитета по бюджету. Даже             
правительство не пошло на такую крамолу, чтобы говорить о том, что нет          
механизма и что, допустим, проект носит декларативный характер. Что значит      
декларативный характер? В пункте 1 четко написано: "Установить                  
государственную монополию на производство, реализацию и оборот изделий из       
табака". Вам что еще нужно, чтобы мы здесь расписали, в каком городе, в какое   
время мы предъявим иски, так сказать, какая организация будет этим              
заниматься?!                                                                    
                                                                                
Я не знаю, что это за специалисты, которые вот сейчас выступали. Четкая         
позиция закона, и, если он принимается, закон, то соответствующие ведомства     
начинают процедуру национализации всех табачных фабрик и киосков по продаже     
табачных изделий. Какой еще нужен, так сказать, механизм воплощения? Когда      
объявили приватизацию, разве нам механизм объяснили? Нас внаглую обманули,      
выпустив, так сказать, обезличенные приватизационные чеки, хотя было решение    
парламента об именных приватизационных чеках. Тогда, в том парламенте,          
почему-то не нашлось депутатов, которые сказали бы о декларативности. Поэтому   
я отметаю всю позицию, так сказать, о непринятии закона, высказанную            
комитетом. Даже правительство заняло более мягкую линию, оно понимает, что      
всё это зависит от него, что у тех, кто сегодня держит монополию на табак,      
очень много денег, чтобы не допустить национализацию предприятий.               
                                                                                
И самое главное, что мы не хотим заботиться о здоровье наших граждан. Нам       
сбросили специально все старые табачные фабрики США за копейки, они здесь все   
работают, эти линии, с тем чтобы как можно больше... У нас выкуривают в год     
миллиарды сигарет - вдумайтесь в эту цифру! - и тысячи людей умирают от рака    
легких и других органов, на которые влияет курение. А нам председатель          
комитета говорит: не надо, ничего не надо, декларативность. Ну идите и          
посчитайте, сколько гробов ежегодно вот от этой декларативности в нашей         
стране. Потому-то наш народ и не любит нашу власть и нас с вами, что мы         
ничего не делаем для него. Забросали его вредными сигаретами, вредным           
алкоголем и дурацкими фильмами со всех экранов. Посмотрите на наши города -     
везде табачная реклама. В любой город въезжаешь - "Затянись "Мальборо". На      
ночь легкие сигареты там, красивые девушки, так сказать, - постоянно реклама    
бьет. Если во всем мире взрослые бросили курить, то у нас дети, наоборот,       
начинают. Уже чуть ли не до десятилетнего возраста опустился возраст тех, кто   
начинает курить. Ну что это такое?!                                             
                                                                                
И хотя бы здесь как-то извинились, сказали: извините, депутаты фракции ЛДПР,    
шесть лет комитет... Тем более вы не были в том комитете, чего же вы за тот     
комитет-то говорите? Того состава комитета - их нет уже давно здесь. Вы         
должны были за них извиниться, за то, что они шесть лет держали законопроект.   
Что же вы нарушаете наш Регламент? По Регламенту нужно рассматривать в          
течение определенного времени. Разве у нас есть в Регламенте норма              
безграничного держания законопроекта без рассмотрения? Норма есть               
определенная - с момента внесения сколько должно пройти времени, для того       
чтобы вынести на заседание палаты. Значит, вы грубо нарушили наши права, а      
вместе мы грубо нарушаем права наших граждан и тем самым лишний раз даем        
повод для критики нашей страны как внутри, так и за рубежом.                    
                                                                                
Поэтому обязательно нужна монополия на всю табачную промышленность, и на        
производство, и на сбыт. Это даст и огромные деньги, и возможность бороться с   
табакокурением. Если бы правительство сказало, что они готовят закон... А       
ссылки на то, что нет денег в данном бюджете... Если бы мы приняли во втором    
чтении, он бы вступил в силу с 1 января 2006 года.                              
                                                                                
Поэтому все ссылки, которые делали представители комитета, и письменный отзыв   
правительства мы не можем принять, считаем это всё необоснованным, и всё это    
идет в рамках той линии, которая прослеживается с апреля 1985 года, - громить   
страну, ее экономику, здоровье граждан! И статистика неумолимо об этом          
свидетельствует: всё больше людей гибнет в нашей стране, и всё больше у нас     
безработных за пределами Москвы, и всё ниже уровень жизни, а депутаты не        
хотят принять законы, которые могли бы остановить вот такие отрицательные,      
негативные явления... (Микрофон отключен.)                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению... Прошу прощения, будет заключительное        
слово представителя комитета? Пожалуйста, заключительное слово представителя    
комитета.                                                                       
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста, Бэлле Леонидовне Паниной.                        
                                                                                
ПАНИНА Б. Л. Спасибо.                                                           
                                                                                
Я хотела извиниться перед Владимиром Вольфовичем Жириновским за депутатов       
Государственной Думы второго созыва - членов бюджетного комитета, которые не    
рассмотрели данный законопроект в регламентные сроки, но хочу сказать вам,      
Владимир Вольфович, что, сколько ни говори: "Халва, халва", во рту слаще не     
станет. Мне очень жаль, что вы не знаете, что такое механизм реализации         
закона.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Иванов Сергей Владимирович. Пожалуйста.      
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Я обращаю       
ваше внимание на фразу Натальи Викторовны, которая сказала, что законопроект    
в комитете пролежал шесть лет не потому, что его никто не хотел                 
рассматривать, а потому, что они никак не могли взять в толк, что хотят         
авторы законопроекта. Но надо тогда подойти и спросить, что же хотели авторы    
законопроекта. Это недопустимо просто-напросто.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Митрофанов Алексей Валентинович.             
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Я по выступлению депутата Бурыкиной. Она всё говорит, что      
государственная монополия - это всегда очереди, талоны. Это всё ерунда, могут   
быть две государственные организации назначены, они и будут конкурировать       
между собой, не беспокойтесь. У Сталина было восемь КБ авиационных, и все они   
конкурировали между собой и делали лучшие самолеты. Так что есть способы        
конкуренции внутри государства очень эффективные.                               
                                                                                
А с табаком истории, так сказать, всегда делали, когда хотели в стране          
создать недовольство. Перед тем как решить какие-то политические вопросы,       
сначала хлеб исчезал, потом сигареты. Так что и при демократах так будет.       
Когда этот режим будет меняться, сначала исчезнут сигареты, потом хлеб, потом   
палатки будут ставить на улице. Подождите, технология везде одинаковая. Либо    
отключат свет, между прочим, для начала. Так что это технология политической    
борьбы.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свет недавно отключали уже.                               
                                                                                
По ведению - Малышкин Олег Александрович. Пожалуйста.                           
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. Значит, все хотящие, курящие, на поименное голосование прошу     
поставить вопрос.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет возражений против поименного голосования, да? Ставится на голосование:      
принять в первом чтении данный законопроект. Комитет по бюджету рекомендует     
его отклонить.                                                                  
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто за то, чтобы его принять? Голосование поименное.                            
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 53 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за               95 чел.21,1%                                     
Проголосовало против           92 чел.20,4%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    187 чел.                                          
Не голосовало                 263 чел.58,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается законопроект.