Заседание № 233

10.04.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99005886-2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" (изменение редакции ряда статей в связи с принятием Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2255 по 2335 из 3303
Подошел докладчик, уважаемые коллеги, по пункту 15 повестки дня. Это            
законопроект второго чтения "О внесении изменений и дополнений в Федеральный    
закон "О континентальном шельфе Российской Федерации". Доклад члена Комитета    
по проблемам Севера и Дальнего Востока Николая Леонидовича Пискуна.             
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон Николаю Леонидовичу.                             
                                                                                
ПИСКУН Н. Л., депутатская группа "Народный депутат".                            
                                                                                
Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Законопроект был внесен в    
Государственную Думу в январе 1999 года и принят в первом чтении 21 сентября    
1999 года. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению были выявлены      
серьезные недостатки правового и концептуального характера.                     
                                                                                
В официальном отзыве Правительства Российской Федерации отмечается, что         
неправомерно связывать необходимость принятия данного законопроекта с           
принятием Федерального закона "Об исключительной экономической зоне             
Российской Федерации", так как правовые режимы континентального шельфа и        
исключительной экономической зоны различны. Во многих случаях нельзя            
пользоваться континентальным шельфом, не используя морские пространства         
исключительной экономической зоны, однако в этих случаях непосредственно        
применяются нормы Федерального закона "Об исключительной экономической зоне     
Российской Федерации", поэтому неверны попытки распространения режима           
исключительной экономической зоны на континентальный шельф. Проект охватывает   
только определенный круг вопросов, касающихся, например, использования живых    
ресурсов. В то же время нормы, относящиеся к использованию неживых ресурсов в   
научных исследованиях, охране и защите природной среды, не затрагиваются.       
                                                                                
Необходимо также подчеркнуть, что с момента внесения законопроекта - январь     
1999 года - прошло более трех лет. За это время принято много новых             
федеральных законов, по-иному регулирующих отношения в рассматриваемой сфере.   
Таким образом, большей частью положений проект вторгается в область             
компетенции Президента, Правительства Российской Федерации и противоречит       
действующему законодательству.                                                  
                                                                                
С учетом изложенного, того, что концепция данного законопроекта в настоящее     
время не отвечает содержанию законотворческой деятельности, комитет считает     
нецелесообразной дальнейшую работу над ним, рекомендует возвратить его к        
процедуре первого чтения и отклонить.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Доклад закончили? Спасибо.                                
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. Кто за то, чтобы согласиться с      
предложением комитета о возвращении законопроекта в первое чтение?              
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Булаев - за.                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              303 чел.             67,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    3 чел.              0,7%                        
Голосовало                    306 чел.                                          
Не голосовало                 144 чел.             32,0%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Согласились с предложением комитета.                                            
                                                                                
Ставится на голосование предложение о принятии законопроекта в первом чтении.   
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Комитет предлагает его отклонить. Кто за то, чтобы его принять?                 
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за                3 чел.              0,7%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                      3 чел.                                          
Не голосовало                 447 чел.             99,3%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклонен законопроект.                                                          
                                                                                

Заседание № 282

21.09.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в связи с принятием Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3027 по 3229 из 5871
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, идем дальше по повестке дня. У нас проекты       
постановлений назначены на фиксированное время, их пока пропускаем. Пункт 12    
- законопроект первого чтения. Докладчик придет в 16 часов. Переходим к         
пункту 13 повестки дня. Евгений Викторович Бученков здесь, в зале.              
Пожалуйста, докладывайте ваш проект федерального закона о внесении изменений    
в закон "О континентальном шельфе..." Прошу взять документы, относящиеся к      
пункту 13 повестки дня.                                                         
                                                                                
БУЧЕНКОВ Е.В. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты, настоящий     
законопроект разработан рабочей группой Комитета Государственной Думы по        
вопросам геополитики в связи с принятием Федерального закона "Об                
исключительной экономической зоне Российской Федерации", который подписан       
Президентом и действует. В состав рабочей группы вошли представители            
Федеральной пограничной службы, Федеральной службы безопасности, Министерства   
обороны, Министерства иностранных дел, Миннауки, Минприроды, Минфина,           
Госкомэкологии, Госкомитета по рыболовству, Государственного таможенного        
комитета. В разработке приняли участие все заинтересованные стороны.            
                                                                                
При разработке законопроекта было учтено, что Федеральный закон "О              
континентальном шельфе Российской Федерации" принимался в 1995 году, то есть    
когда Конвенция ООН 1982 года по морскому праву еще не была ратифицирована      
Российской Федерацией. И поэтому ряд правовых норм был сформулирован не в       
точном соответствии с правовыми нормами конвенции, они вошли в противоречие с   
нормами международного права. А это сказывается на их применении органами и     
войсками Федеральной пограничной службы.                                        
                                                                                
Для защиты национальных богатств страны в законодательном порядке правовые      
нормы, связанные с охраной континентального шельфа, должны быть                 
сформулированы точно в соответствии с нормами международного права. При         
принятии Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской   
Федерации", который разрабатывался длительное время, в течение пяти лет,        
максимально учтены и получили дальнейшее развитие все правовые нормы            
конвенции. Интересы субъектов Федерации были учтены, как учтены и федеральные   
интересы нашей России. Поэтому появилась необходимость прежде всего уточнить    
правовые нормы статей 10-15, которые регламентируют выдачу лицензий, право на   
использование живых ресурсов, порядок и условия представления заявок на         
получение лицензий, их выдачи, а также права и обязанности иностранных          
лицензиатов, ведущих промысел живых ресурсов.                                   
                                                                                
Во вносимых изменениях и дополнениях учтено разграничение полномочий            
федерального органа исполнительной власти по рыболовству и федерального         
органа исполнительной власти по пограничной службе, а также их обязанности по   
контролю за вывозом живых ресурсов. Внесены дополнения о полномочиях            
федерального органа исполнительной власти по обороне, а также федерального      
органа исполнительной власти по таможенному делу, который должен                
контролировать отлов живых ресурсов, их перегрузку на другие суда, выгрузку и   
перегрузку в иностранных портах.                                                
                                                                                
Мы учли мнение Минфина, Министерства по налогам и сборам при уточнении          
правовых норм статьи 40 - по вопросам системы платежей за пользование живыми    
и минеральными ресурсами континентального шельфа.                               
                                                                                
Значительные изменения внесены в статью 43, в которой установлены права         
должностных лиц органов охраны по приостановлению деятельности лицензиатов и    
нарушителей: задерживать нарушителей, задерживать суда, доставлять              
суда-нарушители в порты Российской Федерации, преследовать нарушителей по       
горячим следам, останавливать суда и применять оружие против нарушителей для    
отражения их нападения и прекращения сопротивления.                             
                                                                                
Некоторые из этих вопросов нашли дальнейшее развитие в Федеральном законе "Об   
исключительной экономической зоне Российской Федерации", поэтому они нами       
должны быть учтены в Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской    
Федерации". Остальные изменения и дополнения носят больше технический           
характер, редакционный характер, уточняют названия федеральных органов          
исполнительной власти или отдельные правовые нормы по морским научным           
исследованиям.                                                                  
                                                                                
Правительство Российской Федерации направило нам конкретные замечания и         
предложения, которые мы в большинстве своем учли. Значительную помощь в         
доработке правовых норм законопроекта нам оказало наше Правовое управление.     
Оно дало нам положительное заключение.                                          
                                                                                
С принятием федеральных законов "О континентальном шельфе Российской            
Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"        
Россия впервые получила возможность в соответствии с Конвенцией по морскому     
праву 1982 года осуществлять хозяйственную деятельность на континентальном      
шельфе и в исключительной экономической зоне в интересах сохранения богатств    
нашей страны, нашего народа, обеспечения экономической независимости и          
суверенитета.                                                                   
                                                                                
Принятие данного закона не потребует дополнительных финансовых затрат,          
создания новых федеральных органов исполнительной власти или изменения          
существующего налогового законодательства.                                      
                                                                                
Представитель Правительства и представитель Президента согласны с принятием     
этого важного для России закона. Поэтому я прошу вас проголосовать за данный    
закон в первом чтении, чтобы мы получили возможность доработать его ко          
второму чтению в самом надежном виде, в хорошем виде.                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Доклад окончен. Есть ли вопросы? Есть.                    
                                                                                
Депутат Чехоев Анатолий Георгиевич, пожалуйста.                                 
                                                                                
ЧЕХОЕВ А.Г. Вопрос такой. 1 июня 1990 года тогдашним министром Шеварднадзе и    
Бейкером было подписано соглашение о разграничении водных пространств. Этот     
договор в режиме временного применения использовался практически до 1997        
года. По этому договору мы отдавали порядка 50 тысяч квадратных километров      
нашего шельфа, шельфа Берингова моря, Соединенным Штатам Америки, и там         
вылавливалось ежегодно до 150 тысяч тонн ценных пород рыб. Государственная      
Дума Российской Федерации отказала в ратификации данного договора. Вы           
ознакомились с этим договором? Там есть потери для Российской Федерации,        
потому что по сей день там ловят рыбу американцы... (Микрофон отключен.)        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Заканчивайте.                             
                                                                                
ЧЕХОЕВ А.Г. Я прошу прощения, это очень важно.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, пожалуйста.                                   
                                                                                
ЧЕХОЕВ А.Г. Дело в том, что сегодня американцы нас туда не пускают, несмотря    
на то что Государственная Дума не ратифицировала, отказала в ратификации.       
                                                                                
Предусматривает ли данный закон восстановление нашего континентального          
шельфа?                                                                         
                                                                                
БУЧЕНКОВ Е.В. Спасибо большое за очень серьезный, глубокий вопрос, который      
связан с отстаиванием наших национальных интересов, да и нашей экономической    
безопасности, будем говорить.                                                   
                                                                                
Дело в том, что разграничение линий раздела в Северном море до сих пор не       
завершено нашим Правительством. Тот треугольник в Охотском море, который был    
передан компенсационно в счет отведения равнозначных по территории морских      
пространств в Ледовитом океане, конечно, не компенсирует нам тех, будем         
говорить, стратегических ресурсов, которые заложены под морским дном на         
континентальном шельфе. Этот вопрос - тоже, как говорят, дело будущего. Мы не   
ратифицировали этот договор, но мы и не отменили его. Поэтому в этом законе     
просто приводятся... Ну, конечно, он еще в такой подвешенной стадии. В этом     
законе, который мы представляем, мы просто приводим закон "О континентальном    
шельфе..." в соответствие с законом "Об исключительной экономической            
зоне...". Вопросов, связанных с тем, о чем вы говорили, Анатолий Георгиевич,    
мы не касались.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы?                                      
                                                                                
Чехоеву еще раз включите микрофон, он продолжит свой вопрос.                    
                                                                                
ЧЕХОЕВ А.Г. Вы знаете, я сразу скажу, что у меня закон уже вызывает сомнение.   
Дело в том, что по закону "О международных договорах Российской Федерации"      
(статья 11, пункт 4) если международное соглашение не ратифицируется            
Государственной Думой, то договор считается прекращенным, восстанавливается     
статус-кво. Вы уже сейчас, говоря о том, что мы там не решили... Извините,      
это у меня вызывает большие сомнения уже в данном законе.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Викторович, ответ.                                
                                                                                
БУЧЕНКОВ Е.В. Сомневаться в законе не следует. Я еще раз могу повторить, что    
он приводится в соответствие с законом, который мы приняли и который            
действует в Российской Федерации. И о континентальном шельфе действует, и об    
исключительной экономической зоне. Надо вот что иметь в виду (я знаю, что вы    
очень грамотный в этих вопросах человек). Исключительная экономическая зона -   
это не территория нашей страны, это территория мирового сообщества, где нам     
предоставляется исключительное право пользоваться, распоряжаться как живыми,    
так и неживыми ресурсами. Исключительная экономическая зона в отдельных         
районах не совпадает по протяженности с континентальным шельфом.                
Экономическая зона - это 200 морских миль от нашей границы или                  
территориального моря, а протяженность шельфа зависит от перехода дна в ложе    
Мирового океана. Поэтому тут никаких противоречий, Анатолий Георгиевич, нет.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще вопросы к докладчику есть?                            
                                                                                
Спасибо, Евгений Викторович. Присаживайтесь.                                    
                                                                                
Кто желает выступить по этому законопроекту?                                    
                                                                                
Представитель Правительства, желаете по этому законопроекту выступить?          
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемый докладчик, уважаемые            
депутаты! Правительство Российской Федерации представило Государственной Думе   
развернутый официальный отзыв, в том числе там сформулированы поправки и        
предложения в предлагаемый проект закона. Я полагаю, что они будут учтены и     
при втором чтении еще будут обсуждаться.                                        
                                                                                
Вместе с тем, уважаемый докладчик, я хотел бы сказать, что статья 40,           
устанавливающая платежи, относится все-таки к безвозмездным налогам, и в        
соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации эти вопросы   
могут регулироваться только налоговым законодательством. Хотел бы, чтобы вы     
имели это в виду, готовя законопроект ко второму чтению.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочный представитель Президента? Нет.                                      
                                                                                
Евгений Викторович, в заключение еще хотите что-то сказать? Нет.                
                                                                                
Ставлю на голосование: принять в первом чтении законопроект об изменениях в     
закон "О континентальном шельфе Российской Федерации". Прошу голосовать. Идет   
голосование по пункту 13 повестки дня.                                          
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Депутат Мисник - за.                 
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              254 чел.             56,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    255 чел.                                          
Не голосовало                 195 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.