Заседание № 265
02.06.1999
Вопрос:
О проекте федерального закона "О мобилизационных мощностях в промышленности Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3051 по 3772 из 6331
Рассматриваем пункт 13 повестки дня. По ведению - Тихонов Георгий Иванович. ТИХОНОВ Г.И. Геннадий Николаевич, просьба к залу проголосовать: вернуться к вопросу о банкротстве по энергетическим предприятиям, как мы говорили в первой половине дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Георгий Иванович, мы уже проголосовали решение, чтобы рассмотреть его в пятницу. В пятницу проголосуем. Но сначала давайте доведем все до ума, чтобы снять те вопросы, которые есть у крупных фракций, иначе закон будет провален. Сулакшин Степан Степанович, пожалуйста. Пункт 13: о проекте закона "О мобилизационных мощностях в промышленности Российской Федерации". СУЛАКШИН С.С., депутатская группа "Народовластие". Уважаемые депутаты, законопроект "О мобилизационных мощностях в промышленности Российской Федерации". В значительной степени обсуждение этой проблемы только что состоялось, у нас, в общем, нет сомнения в нашем общем подходе к этим проблемам. В связи с чем родилась необходимость в этом законе, учитывая то, что существует определенная законодательная база по этому вопросу? Дело в том, что жизнь идет вперед, изменились отношения собственности, образовались предприятия и организации различных форм собственности, но в учредительных и уставных документах большинства из них не определены вопросы создания, сохранения и поддержания мобилизационных мощностей. Многие предприятия и организации (более 40 процентов предприятий оборонного комплекса) перешли в собственность иностранных юридических и физических лиц, в результате чего содержание мобилизационных мощностей и заданий стало достоянием спецслужб соответствующих государств. Очень важно, что проблемы финансирования мобилизационных мощностей промышленных предприятий и тяжелы для государства, и требуют упорядочения в современной обстановке и для самих предприятий. Когда говоришь с ответственными руководителями, директорами предприятий, то самый яркий образ, который возникает, на тему мобилизационных мощностей - это гиря на ногах, которая сейчас топит экономику предприятий. И не решать государству эти вопросы - это значит содействовать тому, что большая часть высококлассных пока еще, технологически оснащенных, наукоемких производств оборонного комплекса будет безвозвратно утрачена для Российского государства. По 1997-1998 годам на содержание мобилизационных мощностей из федерального бюджета выделяется от 1 до 5 процентов от потребностей предприятий. Закон, который действует сегодня, нами же принятый, - "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" - сыграл свою роль, но он в основном регламентирует процедуры, мероприятия, отношения применительно к развертыванию спецмероприятий в особый период, в период мобилизационного развертывания. Он фактически не решает вопросов сохранения, создания, содержания, ликвидации, реорганизации мобилизационных мощностей в промышленности Российской Федерации. Нам часто задают вопрос: а зачем, кому нужен этот закон? Нам часто говорят, что он не нужен. Но вот факт: жизнь этого законопроекта начиналась с совещания, которое в стенах Государственной Думы профильные комитеты, занимающиеся оборонной промышленностью, конверсией и высокими технологиями, оборонными вопросами, провели с оборонными предприятиями. Я очень коротко, очень небольшую часть затрону. Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют" просит ускорить принятие этого закона. Лига содействия оборонным предприятиям (это коллективное волеизъявление и требование к нам, законодателям, со стороны практически всего оборонно-промышленного комплекса России): этот закон существенно облегчит взаимодействие предприятий с федеральными и местными органами управления, этот закон требуется как можно скорее принимать. Федеральный научно-технический центр "Информхиммаш", директор Комаров, просит ускорить. Генеральный директор ЦКБ "Алмаз" (известнейшая в мире фирма) ввиду важности закона просит ускорить его принятие. Если систематизировать цели, которые ставятся в этом законе, то это звучит таким образом: защита оборонных интересов государства. Если еще десять лет назад развертывание мощностей на особый период означало их увеличение в пять-шесть раз, то после всего того, что мы уже сегодня с вами знаем и о чем сегодня же говорили, это развертывание требует увеличения от 30 до 100 раз. Вот насколько возросла важность того, как содержатся, как регулируются, как управляются в новых условиях мобилизационные мощности предприятий. Второе - это защита интересов предприятия, обеспеченность кадрами, структура контрактов, страхование и банкротство, о чем уже говорилось, защищенность расходов на мобилизационные мощности и ответственность за них, налоговый режим, проблемы собственности и приватизации, деприватизация, содержание мобмощностей на предприятиях смешанной формы собственности, разбронирование, аренда, договора о содержании, расчеты за содержание этих мобилизационных мощностей. Основные положения, как вытекает из перечисляемых нами целей законопроекта, касаются вопросов создания, сохранения, развития и ликвидации мобмощностей, особенностей совершения сделок с имуществом, отнесенным к мобилизационным мощностям. Ведь простой вопрос: частный собственник на частном предприятии, которое при приватизации сохранило мобилизационные мощности, - сейчас никто не может сказать, а чьи они, а что с ними делать, а что с ними будет, когда собственник будет перепродавать это предприятие. Таким образом, это вопросы особенностей сделок с имуществом, приватизации и конверсии предприятий, имеющих мобмощности, заключения контрактов, ответственности предприятий, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления в области мобилизационных мощностей. Естественно, возникает ответственный вопрос - о финансовой стороне деятельности, которую затрагивает этот законопроект, и вообще обо всей сфере отношений, связанных с мобилизационными мощностями. Цифры таковы: традиционно в федеральном бюджете по разделу "Мобилизационная подготовка экономики" закладывается всего лишь 0,1-0,2 процента от расходной части федерального бюджета, или только 5 процентов от потребности на содержание мобмощностей. Фактическое финансирование составляет не больше 50 процентов даже от этих бюджетных назначений, и большая часть, как правило, выделяется (это около 80 процентов) на мероприятия по мобилизационной подготовке промышленности и направляется прежде всего туда, где физический и моральный износ оборудования наиболее высок. Здесь не требуется решение вопроса о дополнительных расходах, потому что, вы видите, это уже регламентированная бюджетная процедура. Сколько в бюджете мы с вами, согласовав с проектом, внесенным Правительством, напишем, столько на эти цели и будет расходоваться, но одну цифру я все-таки должен обозначить. Если этот законопроект не принимать, если не будут упорядочены все перечисленные отношения в этой сфере, то утрата уникальных и необходимых для обороны страны мощностей может привести к тому, что на их восстановление, как мы это видим в югославском контексте (задача может оказаться весьма актуальной для нашей страны), потребуется более 45 миллиардов рублей. Так вот, цена вопроса: отрегулируем, сохраним, и не потребуется потом чесать в затылке и изыскивать неизвестно где такие громадные суммы. Цена вопроса вот в этом. И последнее. Заключение Правительства есть. Я должен сказать, что, конечно, есть тонкости в этом документе, но, к счастью, в рабочей группе специалисты-эксперты, которые в деталях вычищали этот законопроект и которые учли 157 предложений от субъектов Федерации, от субъектов права законодательной инициативы, от промышленных предприятий, были и из Минэкономики, и из Минобороны. И если я не ошибаюсь, представители Минэкономики готовы высказать свое мнение сегодня из правительственной ложи по этому законопроекту. Я цитирую часть заключения Правительства: принятие федерального закона (который мы обсуждаем) позволит дополнить и конкретизировать отдельные положения закона о мобподготовке и мобилизации в части создания, развития, сохранения мобмощностей в промышленности, а его реализация не потребует дополнительных, не предусмотренных действующим законодательством финансовых средств на эти цели. Вместе с тем истины ради скажу, что в этом противоречивом заключении Правительства есть и замечания, которые мы готовы преодолеть, подчистить законопроект во втором чтении. Такова позиция авторов, представляющих ключевые, профильные комитеты Государственной Думы, такова позиция оборонного комплекса, который просит нас с вами поддержать законопроект. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Б.Ю.Кузнецов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все, Степан Степанович? СУЛАКШИН С.С. Я закончил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо вам за доклад. Законопроект первого чтения. Пожалуйста, какие вопросы? Макашов Альберт Михайлович, пожалуйста, ваш вопрос. МАКАШОВ А.М. В свое время я проводил закон о мобилизации и мобилизационной подготовке, в котором говорится (он до сих пор действует) о том, что нельзя ликвидировать мобилизационные мощности. Если я не ослышался, вы сейчас сказали, что часть устарела, переход собственности и прочее. В чем же отличие вашего законопроекта от того закона, который сегодня еще действует? Как вы предлагаете ликвидировать - в зависимости от форм собственности или по просьбе директоров, которым крайне не нужна мобилизационная гиря на ногах? Вот в чем разница? Пожалуйста. СУЛАКШИН С.С. Если есть в жизни явление и если мы с ним не согласны, то нельзя закрывать глаза, надо регулировать это явление. Наш подход такой, что предприятие не имеет права самостоятельно ликвидировать мобилизационные мощности без разрешения на то компетентных государственных органов. В частности, в первую очередь это относится к предприятиям, ставшим негосударственными. С другой стороны, стоя на стороне интересов предприятий в условиях, когда, скажем, техника ушла вперед, когда пошел новый расчетный год, когда выданы новые мобилизационные планы, когда есть уже новые задания, содержать устаревшие мощности, которые не соответствуют интересам обороны страны, дальше смысла нет. И порядок вот этого как бы обновления, в том числе и ликвидации каких-то мощностей, этим законопроектом и устанавливается. Если эти нормы мы опять-таки в жизнь не введем, то будет продолжаться то, что имеет место сейчас: приходишь с контрольной инспекцией, а там уже ничего нет, все растащили и ликвидировали. Поэтому этот законопроект исходит из той же концепции, что и упомянутый вами закон, но регулирует в деталях систему отношений в этих вопросах применительно к предприятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, еще вопросы. Турусин Анатолий Афанасьевич, потом - депутат Цику. ТУРУСИН А.А., Аграрная депутатская группа. Степан Степанович, скажите, пожалуйста: каким образом будем восстанавливать те мобилизационные мощности, которые на сегодняшний день уже, так сказать, перестали существовать? Как мы будем регулировать этим законом восстановление? СУЛАКШИН С.С. Создание новых мобилизационных мощностей или восстановление утраченных - это вопрос, естественно, государственных расходов. Вторая сторона этого вопроса: если эти мощности утрачены в нарушение действующего законодательства, то определяется мера ответственности тех виновных, которые совершили подобные действия, в том числе с возмещением материального и финансового ущерба, понесенного государством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Цику Казбек Асланбечевич, потом - Райков Геннадий Иванович. ЦИКУ К.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Степан Степанович, в результате проведенной приватизации бывшие технически оснащенные военные предприятия полностью разрушены, полностью вывезено оборудование, продано как металлолом в другие страны. Как в этом случае быть? Какая мобилизационная мощность может быть, допустим, на майкопском заводе "Точрадиомаш", где остались только одни станины? Станки, машины, оборудование (по последнему слову технику это предприятие было оборудовано) - все сняли, вывезли в Турцию, продали как металлолом. Как можно, так сказать, мобилизовать того человека, который все это сделал? Под дулом пистолета его не заставишь что-то вернуть, поставить туда. И мы говорим о мобилизационных мощностях... Вот завод "Энергия" (я был на этом заводе, который производил чехлы для атомных бомб, корпуса производил) сегодня практически производит сепараторы... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Заканчивайте свой вопрос. ЦИКУ К.А. Молока нет, нечего перерабатывать, а сепараторы они выпускают. Загружены цеха этого предприятия. Каким образом можно сделать так, чтобы это предприятие могло работать, а коллектив каким угодно способом смог сохранить директор предприятия? И они готовы работать, но государственного заказа в данном случае нет. СУЛАКШИН С.С. Да, разработчики законопроекта исходили из позиций, которые вы озвучили. Я сокращал свой доклад, чтобы особенно на этом остановиться. Ответы на эти вопросы, связанные с явлениями, нежелательными для обороноспособности страны, содержатся в статье 6 "Особенности приватизации организаций, имеющих мобилизационные мощности". Здесь используются следующие меры. В государственной или муниципальной собственности закрепляется пакет акций или используется специальная "Золотая акция", чтобы право частной собственности в данном случае (при наличии мобмощностей) не превращалось в абсолютное, ничем не ограниченное. Второе. Организации, которые образуются в результате приватизации, обязаны сохранить установленные мобилизационные задания. И третье. Включение организаций, имеющих мобмощности, в программы приватизации осуществляется только по согласованию с государственным заказчиком. Произвола здесь больше не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Райков Геннадий Иванович. Следующий - депутат Коломейцев. РАЙКОВ Г.И. Степан Степанович, такой вопрос. Не секрет, что на предприятиях оборонной промышленности (на двух-трех предприятиях) производилась одна и та же продукция с целью рассредоточения, дублирования этой продукции. Ну, к примеру, тот же названный вами завод "Салют", Тюменское моторостроительное объединение, которое когда-то я возглавлял, и Омское моторостроительное объединение имени Баранова делали одни и те же двигатели для "МиГ-29", но в определенных количествах. В итоге на всех трех заводах имеются мобмощности, которые консервируются при определенных обстоятельствах. Таким образом, на трех заводах замораживаются основные фонды. Так вот, как законопроект регулирует эти взаимоотношения, чтобы дать двум заводам, допустим, работать, а на третьем на определенное количество двигателей сократить мобилизационные фонды? СУЛАКШИН С.С. Да, эта проблема выходит уже немножко за рамки закона. Он в этом смысле сопрягается с законом о государственном оборонном заказе, с уже действующей программой, которая утверждена Правительством, о конверсии (кстати, закон о конверсии тут действует), реструктуризации оборонных отраслей промышленности. Ну, не секрет, что идет сокращение производственных мощностей. Это как бы адаптирует экономику страны, ее бюджетные возможности к существующей в мире обстановке. Скажем, доктрина ведения одновременной войны с ведущими государствами мира заменена сейчас другой военной доктриной, и под это подстраивается оборонная промышленность страны. Это означает, что под действия, так сказать, этого закона и других перечисленных законов Верховный Главнокомандующий, федеральные органы исполнительной власти составляют соответствующие программы мероприятий с целью укрупнения производства, интегрирования, распределения заказа. В этом смысле этот законопроект также помогает упорядочению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Коломейцев Николай Васильевич. Следующий - депутат Гуськов. КОЛОМЕЙЦЕВ Н.В. Степан Степанович, вы в докладе сказали о значительном снижении объемов производства, но не сказали о том, что за последние пять лет мы в том числе в бюджете фактически не предусматривали средств (для компенсации) на содержание мобмощностей. Скажите, пожалуйста, предусматривается ли законом ответственность государства, бюджета, Правительства за невосполнение средств по содержанию мобмощностей? СУЛАКШИН С.С. Да, предусматривается. Больше того, здесь есть также требуемая жизнью такая неординарная мера, как компенсация расходов предприятия в неденежной форме, в том числе в виде ценных бумаг и федеральных акций, находящихся в федеральной собственности. Мы исходим из того, что рано или поздно из кризиса мы выйдем, у нас уже есть видение, как выходить из этого экономического кризиса. Но сейчас, даже используя такие меры, государство должно нести ответственность перед промышленными предприятиями, чтобы сохранились и мощности, и кадры, и технологии. Законопроект отвечает на этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гуськов Юрий Александрович. Следующий - депутат Мартюшов, потом - депутат Котков. ГУСЬКОВ Ю.А. Уважаемый Степан Степанович, ну все мы, оборонщики, конечно, с болью смотрим, как разрушаются оборонные мощности в стране, и мобилизационные в том числе. Я хотел бы задать вопрос следующего содержания. Если уровень мобилизационных мощностей 1989 года взять за 100 процентов, то с принятием этого закона на каком уровне мобилизационные мощности нам удастся удержать? СУЛАКШИН С.С. Да я, знаете, как реалист, сказал бы: дай Бог удержать их на сегодняшнем уровне и предотвратить дальнейшее разрушение, чтобы не было необходимости вот в той колоссальной сумме затрат, о которой я говорил, - 45 миллиардов рублей. К сожалению, многие разрушительные процессы в предыдущие годы свершились - это факт. И на мой взгляд, этот факт как раз сейчас заставляет нас безотлагательно принимать меры, чтобы эти процессы прекратились. Этому и служит закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мартюшов, пожалуйста. Следующий - депутат Котков. МАРТЮШОВ С.Н. Степан Степанович, надо отметить, что в законопроекте решен основной вопрос - освобождение от налогов на имущество и на землю неиспользованных мобилизационных мощностей. Это совершенно правильный подход. Вопрос конкретный. Вот в пункте 1 статьи 3 сказано, что мобилизационные мощности создаются на основании мобилизационных заданий, разрабатываемых Правительством и органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Означает ли это, что субъекты Российской Федерации имеют свою оборонную политику, свои военные доктрины и в соответствии с этим свои мобилизационные программы? Первый вопрос. И второй вопрос. Вот в пункте 3 статьи 3 сказано, что в мирное время разрабатываются мероприятия по обеспечению организаций производственно-промышленным персоналом. Означает ли это, что предприятия должны будут на средства неизвестно из каких источников содержать персонал для обслуживания этих мобилизационных мощностей? Из каких источников фонд оплаты труда этого персонала должен финансироваться? СУЛАКШИН С.С. Хорошо, спасибо. По первому вопросу. Нет, конечно, не означает, потому что нам всем хорошо известно, что вопросы вооружения - это вопросы федеральной собственности, федерального ведения. Есть по Конституции сферы совместного ведения, совместной ответственности. Так, например, мы уже неоднократно применяем с вами такую конструкцию, когда понимаем, что предприятие, исполняющее государственный заказ, тем не менее расположено на территории субъекта Федерации. Обеспечение социальной сферы этого предприятия, рекреационных возможностей, обеспечение рабочей силой - это вопросы, в значительной степени входящие в компетенцию субъектов Федерации и даже иногда органов местного самоуправления. Мы иногда применяем даже такую формулу, что потери, вернее, расходы местных бюджетов, бюджетов субъектов Федерации, затраченные на поддержание федеральных программ, компенсируются из федерального бюджета. Эта система межбюджетных взаимоотношений постоянно нами с вами совершенствуется по мере совершенствования государственного устройства, называемого федерализмом. Третий пункт - то же самое. Здесь не идет речь о специальном содержании за счет местных бюджетов кадрового корпуса - прочитайте внимательно. Они только лишь разрабатывают мероприятия по обеспечению организаций производственно-промышленным персоналом. Представьте себе крупнейшее оборонное предприятие, скажем, в Приморье. Местные профессионально-технические училища, как мы их раньше называли, находятся в ведении субъекта Федерации, но готовят специалистов по специальностям, необходимым именно для этого завода. Вот об этом идет речь, и это, как вы видите, точно соответствует объемам компетенции Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления. Вмешательства или перекрестных передач полномочий здесь абсолютно, конечно, нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Последний вопрос. Депутат Котков. КОТКОВ А.С., депутатская группа "Российские регионы". Скажите, пожалуйста, когда разрабатывался этот законопроект, просчитывалось, насколько снизится себестоимость продукции таких оборонных предприятий за счет того, что с них сбросят мобилизационные мощности? Какие-то примеры есть? СУЛАКШИН С.С. Ну, нет, конечно. Это уже называется микроэкономикой, эти вещи исключительно индивидуальны, специфичны для видов производства, для отдельных предприятий, и на самом деле они не являются необходимыми для оценки общего финансового фона, в котором будет действовать этот законопроект, и того, так сказать, как он на него повлияет. Мы с вами даем оценки, как вы знаете, дополнительных бюджетных расходов, если они необходимы, такова процедура. Более детальные вещи - этим занимаются специалисты, это касается планирования производства на отдельных предприятиях по отдельным федеральным программам. Этот закон практически не зависит от деталей, упомянутых вами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Агафонов настойчиво держит руку. Пожалуйста, выступайте. На этом мы закончим. АГАФОНОВ В.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! У меня как раз предложение: прекратить вопросы и перейти к голосованию. Степан Степанович довольно подробно осветил концепцию закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Вопросов больше нет. Спасибо, Степан Степанович, вам за то, что вы ответили на вопросы. Кто хотел бы выступить по этому вопросу? Депутат Макашов - первый, представитель Правительства следующий просит слова. Пожалуйста, депутаты, обозначьтесь. Альберт Михайлович, выступайте. МАКАШОВ А.М. Я имел честь представлять в палате закон о мобилизации, мобилизационной подготовке в Российской Федерации. По действующему на сегодняшний день закону предприятия, подчеркиваю, независимо от формы собственности, обязаны содержать мобилизационные мощности и отвечать за это. В действующем сегодня законе есть льготы, и в бюджете государства есть строка о выделении средств на поддержание мобилизационных мощностей. Разворовали, пропили или сознательно уничтожили, и сегодня нам предлагается задним числом освободить безответственных начальников, директоров от содеянного, предлагается избавиться от гирь, как сказал уважаемый мною Степан Степанович. Так надо заставить действовать сегодняшний закон. А если мы (должен сказать, что я внимательно выслушал сегодняшнего докладчика) позволим поступать в зависимости от того, что произошло (нам говорят, что надо реально смотреть на вещи), то буквально каждый директор будет избавляться от всего, что ему мешает получать прибыль, в том числе и в собственный карман. Давайте возьмем любую европейскую страну, Францию ли, Германию, Италию, по закону там частные предприятия обязаны содержать мобилизационные мощности, получая, конечно, какую-то дотацию от государства. Если мы сегодня по просьбе директорского корпуса, который желает получать прибыль (а предприятия уже стали частными, находятся в их руках), проголосуем за этот законопроект, мы не будем иметь даже того, что имеем. Вот когда, Степан Степанович, ликвидируется НАТО, когда не будет реальной угрозы России, мой внук проголосует за ваш законопроект. Я предлагаю депутатам внимательно посмотреть на сегодняшний законопроект. Если группе разработчиков что-то хотелось, они могли внести изменения в действующий закон, но не менять концепцию существующего, уже действующего закона. Все. Председательствует Председатель Государственной Думы Г.Н.Селезнев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы еще выступить? Нет, да? Представитель Правительства, пожалуйста. Замминистра экономики Российской Федерации Вячеслав Федорович Мозгалев. Пожалуйста. МОЗГАЛЕВ В.Ф., заместитель министра экономики Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Для того чтобы как-то смягчить обстановку вокруг этого закона, который очень нужен, я могу доложить вам, что Правительство Российской Федерации закончило разработку очередного мобилизационного плана для экономики страны, так называемый расчетный 1995 год, и отменило 1986 год. Вот перед вами первоисточник, который досконально знает план расчетного 1995 года. Мобилизационный план разработан согласно всем заданиям Генерального штаба, все задания приняты, а также впервые в стране сделаны мобилизационные планы территорий субъектов Российской Федерации. Все они утверждены и представлены в Правительство. Во время разработки законопроекта, который сегодня рассматривается, мы чувствовали, что он нужен для того, чтобы уточнить основной закон - закон о мобилизации и мобилизационной подготовке. Поэтому его надо принимать. Что касается средств, мы их просчитали. За прошлый год за счет освобождения от налогов, которые составляют 2,5 миллиарда рублей, получили освобождение и предприятия. Не в таком уж все критическом положении, как здесь это представляется. Да, есть недостатки, недостатки возникают из-за того, что не хватает средств на поддержание мобилизационных мощностей. Но заверяю вас, что все директора заводов, которым были направлены федеральные задания, разместили их на своих заводах. В настоящее время идет утверждение развернутых мобилизационных планов предприятий и организаций по всей Российской Федерации. Таких планов около 9 тысяч. Единственный недостаток в этом проекте закона - это то, с чем мы столкнулись: часть предприятий передается в собственность иностранным юридическим и физическим лицам, а этот проект закона не отвечает на этот вопрос. Здесь дается возможность Правительству определить порядок. Но это будет подзаконный акт, который противоречит закону о приватизации. Поэтому я считаю, что в этом законопроекте все нормально, кроме указанного пункта. Его надо дорабатывать, конкретизировать, облегчить решение этой проблемы. Мы вынуждены были с тех предприятий, которые уже перешли в руки иностранных юридических или физических лиц, снимать мощности и переносить на те предприятия, которые еще остаются в собственности Российской Федерации. Но этот процесс идет, его, так сказать, не остановить, он идет постоянно. Поэтому нужен такой закон, чтобы при приватизации обязательно учитывали значимость предприятия для обороны страны. В целом поддерживаем этот законопроект, но надо доработать этот пункт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно, спасибо. МАКАШОВ А.М. Геннадий Николаевич, вопрос к Правительству можно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, задайте вопрос. МАКАШОВ А.М. Скажите мне, вы по какой военной доктрине разработали вот этот... МОЗГАЛЕВ В.Ф. Не имея четкой доктрины, не имея четкого плана развертывания Вооруженных Сил, мы разработали на максимально возможное, что можно взять в стране... МАКАШОВ А.М. На сегодняшний день, господа и товарищи депутаты, действует доктрина (шум в зале) Грачева, по которой у нас нет внешних врагов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альберт Михайлович! МАКАШОВ А.М. Пришло НАТО вот сюда, а они продолжают говорить, что нет их! Вот вам... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альберт Михайлович, присаживайтесь, пожалуйста. Уважаемые коллеги, есть еще желающие выступить? Нет. Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении. (Шум в зале.) А? Вообще-то, после представителя Правительства не выступают, это я задал... Пожалуйста, Валентин Степанович. Надо было раньше. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, скажет еще. (Шум в зале.) Тише, тише! Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В.С. Уважаемые депутаты, сложное отношение к этому законопроекту. Многие из нас имеют дело с оборонными предприятиями на местах, в том числе и с обращениями директоров в связи с неясным положением с мобилизационными мощностями, трудностями финансово-экономической ситуации. В то же время, секрета нет, многие из нас знают, что часть директората давно уже сползла от защиты государственных интересов... То есть это сложный комплекс вопросов. И вот даже то, что Правительство сегодня признает, что идет очень опасное для национальной безопасности вторжение иностранного капитала иногда через подставные фигуры, через юридические и физические лица... Я бы внес предложение (как посмотрят депутат Сулакшин и его коллеги по комитету): может быть, было бы правильным сейчас не ставить вопрос на голосование. Возьмите короткую паузу, внесите туда четкие положения хотя бы с учетом замечаний депутата Макашова и того, что Правительство говорит про опасность иностранного перехвата и уничтожения оборонных мощностей под названием, так сказать, законопроекта "О мобилизационных...". Мне кажется, это было бы наиболее правильно. Если комитет не может на это согласиться, я вынужден голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Степан Степанович Сулакшин, ваше заключительное слово. СУЛАКШИН С.С. Уважаемые коллеги, Альберт Михайлович! Ну, ей-Богу, это принцип: бей своих, чтобы чужие боялись. Я зачитываю совершенно четкие положения законопроекта, которые просто вашими словами написаны. Статья 4 (пункт 1): независимо от форм собственности организация обязана сохранять мобилизационные мощности в готовности к выполнению установленных мобилизационных заданий. Статья 9 (пункт 2): организация, независимо от форм собственности, не вправе отказаться от заключения контрактов на выполнение работ по созданию, развитию и сохранению мобилизационных мощностей. Самое главное, статья 10 (пункт 5): утрата мобилизационных мощностей является подрывом обороноспособности Российской Федерации. Должностные лица органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководители организаций (те самые директора, о которых вы говорили) независимо от форм собственности (генеральный директор, директор - даже до такой мы детализации дошли), допустившие утрату мобилизационных мощностей, несут персональную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нет никакого противоречия вашей позиции, действующему закону о мобилизационной подготовке. И, соглашаясь с дополнительным замечанием Правительства, Минэкономики, мы совершенно четко вам докладываем: во втором чтении эту поправку проведем совместными усилиями. Но если сейчас, как вы говорите, брать паузы, - это пауза на каникулы, это пауза до осени. А вот американцы в Югославии пауз не берут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении. В первом чтении. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 11 сек.) Проголосовало за 214 чел. 47,6% Проголосовало против 6 чел. 1,3% Воздержалось 3 чел. 0,7% Голосовало 223 чел. Не голосовало 227 чел. Результат: не принято Законопроект не принимается. Так, пункт 14. О службе в таможенных органах. ИЗ ЗАЛА. Вернуться, вернуться к голосованию! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: вернуться к голосованию. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 54 сек.) Проголосовало за 175 чел. 68,1% Проголосовало против 82 чел. 31,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 257 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Вернулись. По мотивам, пожалуйста, Альберт Михайлович. МАКАШОВ А.М. Степан Степанович и уважаемые коллеги! Я же не из-за того, что я стоял, так сказать, под вашей критикой на трибуне, когда проводил действующий сегодня закон. Действующий закон можно заставить работать, нужно заставить работать, или внести какие-то изменения. Но маленькие такие концептуальные дополнения о том, что если хочется, то все-таки можно избавиться от гирь мобилизационной... задач мобилизационной подготовки, лишат нас возможности хоть как-то сопротивляться этому НАТО и прочее, прочее. И когда говорится, что кто-то в Правительстве что-то там сделает, вот как Уринсон в свое время делал (я много с ним по этим вопросам говорил), - ничего у нас скоро не останется. Степан Степанович, снимите! Давайте поговорим вместе, давайте что-то такое... Но спешка в таком вопросе лишит, повторяю, Россию возможности хоть как-то сопротивляться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, депутат Котков - по мотивам. Пожалуйста, Анатолий Степанович. КОТКОВ А.С. Я считаю, что вообще такой закон, конечно, нужен. Даже само название этого закона необходимо сегодня оборонному комплексу. Сегодня действительно оборонные мощности висят, как гири на ногах оборонных предприятий, и государство не платит денег на содержание этих мобилизационных мощностей, и нет у нас военной доктрины, и мы не знаем, какое количество нужно этих мобилизационных мощностей. Но я считаю, что, коль сегодня такой законопроект появился, его обязательно нужно принять и совместными усилиями действительно его дорабатывать. Но закон крайне нужен! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Безбородов, генерал... не генерал, а депутат. БЕЗБОРОДОВ Н.М., депутатская группа "Народовластие". Уважаемый Председатель, уважаемые коллеги! Депутатская группа "Народовластие" не проявляет поспешности в принятии этого закона и будет голосовать за, поскольку мы вчера подробнейшим образом рассматривали этот законопроект и считаем, что он как раз препятствует тем процессам, о которых говорил сегодня Альберт Михайлович. Он препятствует этим процессам разрушительным. Поэтому я убедительно прошу проголосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, кто, коллеги, от фракций? Я просто спрашиваю. Мизулина Елена Борисовна, пожалуйста. МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Этот законопроект, во-первых, дискредитирует Государственную Думу, поскольку он вносит дополнительные противоречия по отношению к действующему закону, он не улучшает ситуацию. Во-вторых, если мы действительно хотим обеспечить мобилизационные мощности, то лучше сделать так, как предлагает депутат Макашов: внести в действующий закон в той части, где он не работает, не срабатывает, соответствующие поправки, которые заставляли бы на предприятиях сохранять или восстанавливать мобилизационные мощности. Тот законопроект, который предложен нам, только лишь создаст дополнительные противоречия. Какого свойства? Когда, ссылаясь на разные законы, ссылаясь на противоречия между ними, из закона можно брать то, что выгодно. Не сомневаюсь, что прежде всего из этого закона будет взято то, что выгодно, а именно льготы по налогообложению. Что же касается судьбы мобилизационных мощностей - сомневаюсь, что они появятся на основании этого закона. И третье. Мне не понятно, почему еще ряд министерств и ведомств, которые непосредственно завязаны на то, чтобы обороноспособность России, в том числе и через мобмощности, была достаточной, не задействованы в обсуждении этого законопроекта (я посмотрела и пояснительную записку), в частности Госкомрезерв. Поэтому я полагаю, что лучший способ для того, чтобы нам достигать тех целей, которые мы ставим (в данном случае это обороноспособность России), - все-таки исходить из действующих законов и устранения коллизий, противоречий в действующих законах. Число законов ситуацию не изменит, а вот сложности с этой ситуацией создаст. Я буду голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Хорошо. Всё, от фракций высказались? Ставлю на голосование... Мы уже приняли решение вернуться к голосованию, да? Ставлю на голосование: принять в первом чтении. Пожалуйста, голосуйте. (Выкрики из зала.) Свободно. Кто без карточки? Нет таких. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 22 сек.) Проголосовало за 220 чел. 48,9% Проголосовало против 18 чел. 4,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел. Результат: не принято Не принимается.