Заседание № 204

30.09.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об общих принципах организации территориального общественного самоуправления".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5338 по 5961 из 6512
Уважаемые депутаты, приступаем к пункту 15 повестки дня: о проекте              
федерального закона "Об общих принципах организации территориального            
общественного самоуправления". Доклад Виктора Григорьевича Вишнякова,           
содоклад Михаила Владимировича Фильшина.                                        
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Григорьевич.                                                 
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Уважаемые депутаты, первый вопрос, который возникает при          
концептуальном рассмотрении любого законопроекта, - это предмет правового       
регулирования, и второй вопрос - насколько актуальна сейчас проблема            
регулирования тех общественных отношений, которые составляют этот предмет.      
                                                                                
Я хотел бы сослаться прежде всего на письмо, которое было распространено        
среди вас Российской ассоциацией территориального общественного                 
самоуправления. Его подписали 28 руководителей комитетов общественного          
самоуправления Москвы и Московской области. В своем письме они отмечают, что    
в настоящее время происходит процесс отчуждения населения от решения            
вопросов, которые были очерчены в Законе "Об общих принципах организации        
местного самоуправления", что происходит сосредоточение функций местного        
самоуправления в районах и городах, а они далеки от жителей хуторов,            
деревень, микрорайонов, отдельных домов, поэтому население не участвует в       
решении тех вопросов, которые его волнуют. И третий момент - это то, что        
жители территорий поставлены в полную зависимость от местных властей.           
                                                                                
На основании этих фактов делается предложение принять законопроект в первом     
чтении. Думается, что это очень важный документ для практических работников.    
                                                                                
В Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему "Правовое      
регулирование органов территориального общественного самоуправления             
федеральным законодательством", на которых тоже фиксировалось, что интересы     
граждан и населения дома, микрорайона, поселка, хутора и других территорий,     
как правило, не учитываются в процедуре принятия решений по использованию       
местных ресурсов, земельных участков и другой муниципальной собственности на    
данной территории. Использование местных ресурсов без учета интересов           
социальной защиты населения данной территории, а зачастую и вопреки этим        
интересам является одной из основных причин социальных проблем общества:        
жилищных, нарушения законности, занятости населения, высокого уровня            
преступности, резкого имущественного расслоения.                                
                                                                                
Я делаю на основании этих и других выводов важные для вас принципиальные        
замечания о том, что глава 8 - "Местное самоуправление" - Конституции           
Российской Федерации, в которой говорится об обеспечении самостоятельности      
населения в решении вопросов местного значения, а также вопросов владения,      
пользования и распоряжения муниципальной собственностью, об участии населения   
в решении вопросов бюджета, налогов и так далее, - по существу, не              
реализуется. Этот вывод не мой, - он сделан еще в постановлении                 
Государственной Думы "Об обеспечении конституционных прав населения на          
местное самоуправление в нормативно-правовых актах субъектов Российской         
Федерации", принятом еще 10 июня 1994 года. Это довольно пространный            
документ, который был разработан Комитетом Государственной Думы по вопросам     
местного самоуправления. Им же представлялись также аналитические записки и     
другие документы, которые говорят о том, что, к сожалению, органы местного      
самоуправления не обеспечили привлечение граждан к решению местных вопросов.    
Так что актуальность проекта закона является, я думаю, бесспорной. И            
возникает затем второй вопрос: а на каком уровне должен приниматься закон,      
который мы сейчас обсуждаем?                                                    
                                                                                
К сожалению, статья 27 закона "Об общих принципах организации местного          
самоуправления в Российской Федерации" содержит нечеткость в вопросе о том,     
на каком уровне должны решаться вопросы территориального общественного          
самоуправления. В этой статье говорится, что порядок организации и              
осуществления территориального общественного самоуправления определяется        
уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта           
Российской Федерации. Но я хотел бы обратить ваше внимание на понятие           
"порядок организации". Если мы возьмем Конституцию, статью 72, которая          
относит к совместному ведению как Российской Федерации, так и субъектов         
Федерации определение общих принципов организации и деятельности органов        
самоуправления, можно сделать вывод, что порядок организации и принцип          
организации - это две разные вещи. Принципы организации определяют порядок      
организации. И насколько актуально это различие, свидетельствует анализ         
конституции республик, уставов областей и краев.                                
                                                                                
Я просмотрел все эти уставы. Здесь полный разнобой при определении статуса      
органов территориального общественного самоуправления. Ни в одном уставе и ни   
в одной конституции нет общего подхода к решению этого вопроса. В одном         
случае различается орган территориального общественного самоуправления, от      
органа общественного самоуправления. В другом случае местное самоуправление     
выступает формой реализации как территориального общественного                  
самоуправления, так и местного самоуправления. Или - являются ли эти две        
системы - самоуправления параллельно действующими, либо органы общественного    
территориального самоуправления входят в систему органов местного               
самоуправления? Во многих документах вообще не говорится о территориальном      
общественном самоуправлении. А в ряде конституций и уставов отсутствует даже    
само понятие местного самоуправления. То есть, в данной сфере господствуют      
полный произвол, зависимость от усмотрения отдельных лиц, то есть исходные,     
закрепленные в законе, принципы отсутствуют. И не случайно во многих уставах    
речь идет о регулировании порядка организации, органов самоуправления, но       
подчеркивается важность общих принципов, которые должны разрабатываться на      
уровне федерального законодательства. А они-то и отсутствуют.                   
                                                                                
Я думаю, что мы должны восполнить этот пробел, порождающий неразбериху и        
разнобой в регулировании правового статуса органов территориального             
общественного самоуправления.                                                   
                                                                                
К сожалению, документ, который мы сейчас обсуждаем, вносит, я сказал бы,        
элементы нечеткости в определение правового статуса общественного объединения   
и правового статуса и места в системе местного самоуправления органов           
территориального общественного самоуправления. И те понятия, которые даются в   
законопроекте, исходят из того, что общественное объединение граждан - это      
организация, состоящая из членов этой организации, которые внутри этой          
организации регулируют свои отношения на основе устава, принимаемого съездом,   
конференцией и другими органами этих общественных организаций. То есть эта      
организация не выходит на территорию, она не имеет по отношению к этой          
территории, по отношению к населению, проживающему на этой территории,          
никаких прав.                                                                   
                                                                                
К сожалению, закон об общественных объединениях, да и Гражданский кодекс,       
допустил неточность, когда включил в понятие "общественные организации"         
органы общественной самодеятельности и наделил эти органы, которые не имеют     
членства, полномочиями по решению различных социальных проблем, возникающих у   
граждан по месту жительства. Вот здесь сказалась нечеткость в понимании         
общественного объединения граждан, которая, в общем-то, дала разработчикам      
этого закона повод поставить вопрос об исключении органов общественной          
самодеятельности из этого закона, и попытаться отрегулировать их деятельность   
и принципы организации в рассматриваемом нами законе.                           
                                                                                
Но, к сожалению, в самом тексте закона между этими двумя видами общественных    
объединений - общественных объединений граждан и территориальными               
объединениями населения - четкость все-таки отсутствует. В результате и         
возникли различного рода коллизии при обсуждении этого вопроса. Я думаю, что    
в основе этого документа лежит регулирование деятельности территориальных       
органов общественного самоуправления. По существу, именно эти органы наделены   
той компетенцией, которая вытекает из Закона об общих принципах организации     
самоуправления. И если разработчики этого документа учтут многочисленные        
замечания, предложенные (а они здесь изложены) субъектами Федерации, и будут    
развивать именно эту сторону, увязывая систему территориально-общественного     
самоуправления с общей системой местного самоуправления и налаживая тесное      
взаимодействие между ними, тогда, я думаю, мы этот законопроект сможем          
выправить. Если же будет дальнейшая, я сказал бы, конфронтация между двумя      
комитетами, попытка за основу этого документа взять общественные объединения    
граждан, прежде всего общественные организации (партии, движения, либо еще      
что-то), и в то же время навязывать им функции территориально-общественного     
самоуправления, то я в этом случае не вижу конструктивного выхода из данной     
ситуации.                                                                       
                                                                                
Что хотелось бы в связи с этим сказать? Мы видим, что в целом, в основе         
своей, законопроект написан правильно. Но если мы в ходе его доработки          
согласимся с тем, чтобы выбросить некоторые статьи, которые не нужны, и более   
четко определим статус органов территориального общественного самоуправления,   
то мы можем сегодня проголосовать за принятие этого законопроекта в первом      
чтении.                                                                         
                                                                                
Почему я настаиваю на том, чтобы уже сегодня принять законопроект в первом      
чтении? Меня, как человека, живущего на территории дома (а не на даче), где     
проживают четыре тысячи человек, вопросы взаимодействия жителей дома с          
рыночными структурами, с так называемыми "крутыми", "новыми" русскими,          
которые теснят "обычное" население, не считаются с ними, глубоко задевает.      
Этот так называемый нарождающийся "новый" класс презирает простых, рядовых      
граждан. Они строят на территории, где я проживаю, подземные гаражи,            
используя для этого бывшие атомные убежища. И они там такое производят, что     
отравляет ядовитым газом воздух, всю окружающую среду! И ничего не может        
сделать население. Жалуются мне. А я объясняю, что у меня нет никаких прав      
для того, чтобы унять эту наглеющую часть населения, которая, по существу, и    
делает все для того, чтобы нарастала социальная напряженность на территории     
микрорайона.                                                                    
                                                                                
И поэтому я хочу вас призвать к тому, чтобы сейчас с учетом тех замечаний,      
которые сделаны, и с учетом того, что 62 процента законодательных органов на    
местах поддержали этот закон и 86 процентов администраций тоже высказались за   
то, чтобы он был принят в первом чтении, проголосовать за него. Я обещаю, что   
я лично, если меня подключат к этому уважаемые господа Фильшин и Поляков,       
буду участвовать в этой работе. Для юриста здесь несложная работа. Если бы      
мне дали два-три часа, вместе с опытными практиками мы бы устранили все эти     
несогласованности, которые существуют в этом законе. И я от имени 150           
миллионов людей, проживающих на территории нашей России, обращаюсь к вам,       
лоббируя их интересы: не отвергайте этот закон, он отражает коренные интересы   
людей, которые не могут сейчас участвовать в решении своих судеб, в решении     
тех вопросов, с которыми они сталкиваются, - и вопросов жилья, и занятости, и   
вопросов размещения магазинов, обслуживающих эти территории, и так далее.       
                                                                                
Я призываю не увеличивать здесь расхождение или конфронтацию, которая может     
возникнуть. Я обращаюсь к уважаемой мною группу "Народовластие", и к            
уважаемому председателю депутатской группы Николая Ивановича Рыжкова: это ваш   
закон, вы должны его поддержать. И я надеюсь, что мы сегодня снимем те          
возражения, с которыми вы выступили в начале пленарного заседания.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Григорьевич.                              
                                                                                
Михаил Владимирович Фильшин, Комитет по делам общественных объединений и        
религиозных организаций. Подготовиться Андрею Александровичу Полякову.          
                                                                                
ФИЛЬШИН М.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Законопроект внесен в        
Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы - 12           
депутатами Государственной Думы, представителями всех ее депутатских            
объединений. Комитет по делам общественных объединений и религиозных            
организаций как ответственный за подготовку законопроекта обеспечил эту         
подготовку в соответствии с Регламентом Государственной Думы. В частности,      
были организованы и проведены межрегиональная научно-практическая конференция   
и парламентские слушания, материалы которых опубликованы в изданиях             
Государственной Думы: в "Думском вестнике" в 1996 году и в двух частях          
сборника "Проблемы органов территориально-общественного самоуправления" и       
"Проблемы гражданского общества". Обе части сборника доведены до депутатов      
буквально месяц назад.                                                          
                                                                                
Понимая важность и сложность проблемы, комитет особое внимание уделил оценке    
предложений, концепции законопроекта со стороны практически всех                
заинтересованных участников регулируемых отношений: органов территориального    
общественного самоуправления, представительных органов и администраций          
местного самоуправления, а также законодательных органов субъектов Российской   
Федерации. Органы территориального общественного самоуправления активно         
участвовали в разработке законопроекта. А в целом в разработке и рассмотрении   
законопроекта приняли участие 158 комитетов и советов самоуправления из 10      
субъектов Российской Федерации. Наиболее активно представлены комитеты и        
советы самоуправления из Санкт-Петербурга, Москвы, Ставропольского края,        
Московской, Пермской, Воронежской и Нижегородской областей.                     
                                                                                
На имя Председателя Государственной Думы, в адрес Комитета по делам             
общественных объединений и религиозных организаций и в мой адрес поступили      
также многочисленные обращения комитетов и советов самоуправления в поддержку   
законопроекта. Интересы органов территориального общественного самоуправления   
как участников регулируемых правоотношений представлены как согласованные       
практически всеми 158 органами общественного самоуправления.                    
                                                                                
Законопроект высылался на рассмотрение в представительные органы местного       
самоуправления всех административных центров субъектов Российской Федерации.    
Получены замечания и предложения из 15 республиканских, краевых и областных     
центров. Как видно из розданной депутатам справки, обобщенная оценка            
администрациями и представительными органами местного самоуправления            
административных центров субъектов Российской Федерации концепции               
законопроекта, а также замечания и предложения были представлены                
непосредственно представительными органами местного самоуправления, местными    
администрациями и департаментами образования и науки.                           
                                                                                
По данной разработке 15 органов местного самоуправления административных        
центров субъектов Российской Федерации в своем абсолютном большинстве           
поддержали законопроект. Поступившие замечания и предложения по законопроекту   
от органов местного самоуправления также находятся у меня, и желающие могут с   
ними ознакомиться.                                                              
                                                                                
С учетом рекомендаций депутатской группы "Народовластие" особое внимание было   
уделено выявлению отношения к законопроекту со стороны законодательных          
органов субъектов Российской Федерации. С целью возможно более широкого         
привлечения к рассмотрению законопроекта учреждений общественных объединений    
законодательным органам был предложен значительный период времени для           
рассмотрения концепции законопроекта. По состоянию на 25 сентября от 25         
законодательных органов субъектов Российской Федерации были получены            
замечания и предложения (замечания и предложения продолжают поступать).         
Обобщенная оценка ими концепции законопроекта представлена в справке,           
имеющейся на руках у депутатов.                                                 
                                                                                
Кроме того, концептуальные замечания, предложения по законопроекту приведены    
в соответствующей таблице, также розданной депутатам. Как видно из данной       
справки, из 25 законодательных органов субъектов Российской Федерации           
концепцию законопроекта поддерживает 62 процента, не поддерживает только 16,    
а 12 затрудняется определить свое отношение.                                    
                                                                                
Как следует из таблицы, глубокое рассмотрение концепции законопроекта           
Государственной думой Ставропольского края и Амурским областным Советом         
народных депутатов на своих пленарных заседаниях позволяет сформулировать       
предмет и концепцию регулирования закона субъекта Российской Федерации,         
вытекающего из данного федерального законопроекта, как общего принципа          
организации территориального общественного самоуправления. Практически этими    
субъектами Федерации сформулирован предмет регулирования модельного закона      
субъекта Российской Федерации по территориальному общественному                 
самоуправлению. В данной ситуации была бы эффективной процедура совместной      
подготовки федерального законопроекта и модельного закона субъекта Российской   
Федерации.                                                                      
                                                                                
Реализация замечаний и предложений, приведенных в таблице, не меняет            
концепцию рассматриваемого законопроекта, и они могут быть учтены при           
подготовке законопроекта ко второму чтению.                                     
                                                                                
Обобщенная оценка комитетами Государственной Думы, Правовым управлением и       
отдельными депутатами концепции законопроекта приведена в справке, которая      
имеется на руках у депутатов. Из справки видно, что девять комитетов            
Государственной Думы и Правовое управление рекомендуют Государственной Думе     
принять законопроект в первом чтении. Комитет по вопросам местного              
самоуправления и некоторые его члены предлагают отклонить законопроект в        
первом чтении. В общем, правовыми основаниями решения не поддерживать           
законопроект выступают следующие.                                               
                                                                                
Первое: закрепление в статье 27 Федерального закона "Об общих принципах         
организации местного самоуправления в Российской Федерации" принципа            
отнесения регулирования территориального общественного самоуправления к         
уставу муниципального образования и законодательству субъекта Российской        
Федерации. И второе: выдвижение принципа невозможности передачи                 
специфическому общественному объединению органа территориального                
общественного самоуправления, имеющему представительный характер, отдельных     
властных полномочий органа местного самоуправления. Оценка несостоятельности    
этих оснований была изложена только что в докладе Виктора Григорьевича          
Вишнякова.                                                                      
                                                                                
То обстоятельство, что 12 процентов законодательных органов субъектов           
Российской Федерации, которые не сумели определить свое отношение к             
законопроекту, а также то, что Президент и Правительство Российской Федерации   
не представили заключение по законопроекту, обуславливают необходимость         
проведения парламентских слушаний, или научной конференции, или нового          
подобного мероприятия при подготовке второй редакции законопроекта, конечно,    
при условии, что он будет принят в первой редакции.                             
                                                                                
Таким образом, обстоятельства поддержки концепции законопроекта практически     
100 процентами органов территориального общественного самоуправления, 86        
процентами органов местного самоуправления административных центров субъектов   
Российской Федерации, 62 процентами законодательных органов субъектов           
Российской Федерации, а также поступившие положительные заключения девяти       
комитетов Государственной Думы и Правового управления определили позицию        
Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, который   
как ответственный комитет Государственной Думы рекомендует Государственной      
Думе принять проект федерального закона "Об общих принципах организации         
территориального общественного самоуправления" в первом чтении.                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Александрович Поляков, пожалуйста.                                       
                                                                                
ПОЛЯКОВ А.А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного   
самоуправления, фракция "Наш дом - Россия".                                     
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Законопроект "Об общих        
принципах организации территориального общественного самоуправления" уже        
вносился на рассмотрение Государственной Думы. В декабре 1997 года он был       
отклонен. В июне этого года законопроект снова вносился для рассмотрения        
Государственной Думой. Во время обсуждения повестки дня члены нашего комитета   
поставили вопрос об исключении законопроекта из повестки, поскольку при его     
внесении были допущены нарушения Регламента Государственной Думы. Однако мы     
снова возвращаемся к рассмотрению этого законопроекта. Такова техническая       
сторона прохождения законопроекта в Государственной Думе. Разработчики          
законопроекта, пытаясь обосновать необходимость регулирования деятельности      
органов общественного самоуправления на федеральном уровне, в пояснительной     
записке пишут, что деятельность этих органов является реализацией прав          
граждан на объединение и собрания и поэтому в соответствии с пунктом "в"        
статьи 71 Конституции Российской Федерации относится к ведению Российской       
Федерации. По их мнению, статья 27 Федерального закона "Об общих принципах      
организации местного самоуправления в Российской Федерации" якобы допускает     
неоднозначность цели объединения граждан в форме органа территориального        
общественного самоуправления и неверно относит вопрос регламентации указанных   
органов к компетенции субъектов Российской Федерации. Однако если обратиться    
непосредственно к указанному федеральному закону, то сразу становится ясной     
необоснованность такого утверждения. В статье 27 четко закреплено, что          
территориальным общественным самоуправлением является "самоорганизация          
граждан по месту их жительства на части территории муниципального               
образования... для самостоятельного и под свою ответственность осуществления    
собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением   
или через создаваемые им органы территориального общественного                  
самоуправления". То есть это одна из форм осуществления местного                
самоуправления, и ее регламентирование относится к вопросам совместного         
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно,   
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в     
Российской Федерации" совершенно правомерно относит определение порядка         
организации и осуществления территориального общественного самоуправления к     
компетенции закона субъекта Российской Федерации и принимаемого в               
соответствии с этим устава муниципального образования.                          
                                                                                
Как трактует понятие территориального общественного самоуправления              
представленный законопроект?                                                    
                                                                                
В статье 1 говорится, что территориальное общественное самоуправление - это     
форма реализации конституционных прав граждан на собрания и объединение. При    
этом не раскрывается, что понимается под объединением, а под собранием          
понимается опять же собрание. Таким образом, с точки зрения права четкого       
разграничения, четкого понятия территориального общественного самоуправления    
нет вообще.                                                                     
                                                                                
Законопроект связывает право граждан на участие в формировании и деятельности   
органов территориального общественного самоуправления с гражданством            
Российской Федерации и наличием избирательного права. Такая норма прямо         
противоречит статье 30 Конституции Российской Федерации, согласно которой       
каждый имеет право на объединение.                                              
                                                                                
Согласно законопроекту инициаторами проведения собрания могут быть граждане     
Российской Федерации, обладающие избирательным правом, что является             
нарушением Конституции Российской Федерации (статья 31). Установление такой     
зависимости участия населения в территориальном общественном самоуправлении     
от наличия избирательного права означает попытку придания органам               
территориального общественного самоуправления властных полномочий.              
                                                                                
Эта линия прослеживается в статье 16 законопроекта, которая, в частности,       
предоставляет этим органам право (я хотел бы обратить ваше внимание)            
выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории,         
коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного         
фонда, объектов социальной инфраструктуры. При этом предусматривается           
использование ими средств местных бюджетов.                                     
                                                                                
Наделены органы территориального общественного самоуправления также и           
полномочиями по осуществлению государственного и муниципального заказов.        
                                                                                
В соответствии со статьей 16 законопроекта органы территориального              
общественного самоуправления вправе организовывать и проводить экспертизу       
проектов объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта            
размещаемых или находящихся на их территории объектов производственного,        
социального и культурного назначения на соответствие санитарным нормам и        
правовым процессуальным нормам. То есть речь идет о присвоении                  
государственных полномочий.                                                     
                                                                                
Пункт 1 статьи 12 определяет круг лиц, обладающих правом на инициативу по       
проведению собрания. При этом наряду с должностными лицами органов              
государственной власти и органов местного самоуправления указываются            
должностные лица территориального общественного самоуправления, хотя по         
правовой природе в общественных органах нет должностных лиц.                    
                                                                                
Статья 18 законопроекта предусматривает возможность совместной компетенции      
органов местного самоуправления и органов территориального общественного        
самоуправления. Однако Федеральный закон "Об общих принципах организации        
местного самоуправления..." нормы такой совместной компетенции не содержит.     
                                                                                
Таким образом, в законопроекте просматривается попытка законодательно           
закрепить создание общественной организации, наделенной определенными           
властными полномочиями. Однако Конституция Российской Федерации не              
предусматривает общественной публичной власти.                                  
                                                                                
В статье 3 говорится, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а     
также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.     
Остается неясной цель включения в законопроект главы о собраниях. Из нее        
непонятно, какая связь осуществляется между органами территориального           
общественного самоуправления и собраниями, поскольку согласно законопроекту     
результатом проведения собрания может быть только принятие обращения в органы   
государственной власти и органы местного самоуправления. При этом               
законопроект очень подробно регулирует порядок проведения собраний, указывает   
даже, что необходимо избрание председателя и секретаря собрания, а само         
собрание может проходить в помещении или на открытой местности.                 
                                                                                
Все вышеизложенные замечания позволяют сделать вывод о том, что проект          
федерального закона "Об общих принципах организации территориального            
общественного самоуправления" не соответствует Конституции Российской           
Федерации и нет необходимости в регулировании предметов ее ведения на           
федеральном уровне.                                                             
                                                                                
В заключение следует отметить, что цель законопроекта - заменить органы         
власти на местах параллельно функционирующими органами территориального         
общественного самоуправления и наделить их на федеральном уровне властными      
полномочиями с передачей материальных и финансовых ресурсов. Это приведет к     
дальнейшему ослаблению функционирования органов власти, к безответственности    
при расходовании соответствующих ресурсов. Опасность заключается в том, что     
никакой ответственности лица, допустившие это, нести не будут, поскольку в      
действующем законодательстве предусмотрена ответственность только должностных   
лиц.                                                                            
                                                                                
На этом я хотел бы завершить выступление и сказать о том, что комитет           
неоднократно рассматривал этот законопроект и мы настаиваем на его              
отклонении. Были ссылки на так называемую российскую ассоциацию                 
территориального общественного самоуправления. Вот передо мной два документа,   
которые говорят (это Минюст и Московская регистрационная палата), что не        
существует такого, это самозванное объединение. Мы знаем, кто за ним стоит. Я   
с уважением и с вниманием прослушал и доклад, и содоклад, но, к сожалению,      
говорить о том, что все субъекты Федерации это поддерживают... Мягко говоря,    
не выдерживает никакой критики, когда за то, чтобы принять этот документ, из    
25 субъектов Федерации их поддерживает 7. И остальные вроде поддерживают с      
замечаниями. Они могут у себя в субъектах Федерации принять эти законы - об     
органах общественного самоуправления.                                           
                                                                                
Комитет против принятия законопроекта и считает вредным его принятие. Это       
дальнейшее дробление органов управления и увеличение количества людей,          
прикасающихся к бюджетным средствам. По-моему, нам хватит и тех органов,        
которые есть. Нужно принимать другие законы - законы о финансировании, законы   
о муниципальных землях, другие законы, которые позволят органам местной         
власти нормально функционировать и выполнять все те функции, о которых          
говорили оба докладчика.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Есть.   
Пройдите тогда, Виктор Григорьевич, на трибуну, а остальные будут выступать     
от микрофонов.                                                                  
                                                                                
Депутат Кибирев, ваш вопрос.                                                    
                                                                                
КИБИРЕВ Б.Г. У меня вопрос к депутату Вишнякову. Уважаемый Виктор               
Григорьевич, вы очень убедительно в своем докладе раскрыли необходимость        
общественной защиты интересов населения. И в этой части, конечно,               
существование такого закона совершенно правомерно.                              
                                                                                
Но у меня возникают вопросы вот какого свойства. Зачем нам на базе вот этих     
органов общественного самоуправления создавать новые политические партии?       
Потому что законопроект наделяет эти органы правом участия в избирательных      
кампаниях. Зачем этим органам собственность, земля, финансы, налоговые          
льготы, право создания кооперативов, штаты, право выступать заказчиком на       
строительные работы? И кто им это все даст?                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хотеть-то можно, да кто же даст, да...                    
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Уважаемые депутаты, те вопросы, которые были поставлены, во       
многом характеризуют нечеткость правового статуса органов местного              
самоуправления, который сформулирован в Конституции Российской Федерации. Я     
считаю, что статьи 130-133 Конституции - самые туманные, непроработанные. И     
вот мы сейчас сталкиваемся с этой недоработкой уже в процессе практической      
реализации этих норм.                                                           
                                                                                
Ведь какая была идеология создания органов местного самоуправления? Поскольку   
они не являются составной частью органов государственной власти (это записано   
уже в начале Конституции), они являются как бы частью гражданского общества.    
Есть же на Востоке такие органы, обладающие общественной властью на местном     
уровне (как, например, махалля, в Узбекистане)... Они решают, по существу,      
весь спектр вопросов, возникающих по месту жительства населения. Все вопросы,   
связанные с жизнедеятельностью - начиная с рождения и кончая смертью, даже      
вопросы, связанные с выборами старосты или председателя махалли, и тысячу       
других вопросов. Это исторически сложилось. Да, это общественная власть, а не   
публичная. Публичная власть начинается тогда, когда государство назначает       
либо организует выборы должностного лица. Это лицо является на определенной     
части государственной территории властным, действующим органом, издает          
нормативные акты, имеющие обязательную силу, отвечает не только за              
общественные вопросы, но и за охрану общественного порядка, опираясь на         
правоохранительные органы, решает вопросы, связанные с регулированием           
государственных интересов, и так далее.                                         
                                                                                
Мы решили от этого отойти, но что получилось на практике? Возродилась система   
государственного управления на уровне районного звена и уровня города. А есть   
города - миллионники, Тверь - миллион населения, а там, оказывается, орган      
местного самоуправления. 10 миллионов в Москве, а, оказывается, здесь на        
уровне города - орган местного самоуправления городской. Видите, какая          
возникла несуразица в результате вот такого нечеткого разграничения органов     
государственной власти и органов общественной власти. И мы из этой ситуации     
будем выходить путем расширения общественной власти органов самоуправления.     
Да, это общественная власть. Да, она опирается на непосредственное              
волеизъявление народа. И поэтому в органах местного самоуправления сейчас       
(что мы пытаемся отрегулировать этим законом) нет властных, обязательных для    
исполнения полномочий, опирающихся на санкцию, на принуждение и на другие       
признаки органа государственной власти. И поэтому, когда мне говорят: а         
почему вы на основе этого местного самоуправления решаете еще и вопросы         
политических партий, - это недоразумение. Я еще раз повторяю, - и это был       
лейтмотив моего выступления: общественные объединения в лице прежде всего       
движений, партий и так далее - это совершенно самостоятельные статьи            
Конституции. И никто не собирается на основе органа территориального            
самоуправления создавать какие-то еще и общественные объединения.               
                                                                                
Есть некоторая путаница в законопроекте, но, я еще раз повторяю, ее можно       
легко устранить. Это же не проблема - взять и отсечь вот эти все неосторожные   
и ненужные формулировки. Предположим, есть статья о государственной             
регистрации органов общественного территориального самоуправления. Да о какой   
государственной регистрации идет речь, если этот орган создан путем выборов?    
Это не какая-то организация, возникающая на базе...                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Григорьевич, вы по существу вопроса не ответили,   
но уже говорите 10 минут. Если так будем отвечать, так сколько же мы будем      
вопрос обсуждать?                                                               
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнева, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЕВА Т.В. Виктор Григорьевич, я думаю, что мы с вами едины в том, что       
хотим видеть сильным свое государство. Государство, как известно, сильно        
прежде всего своей структурой власти, четко выстроенной, с определенными        
функциями и ответственностью перед законом. Вот в данном случае вы обращались   
к группе "Народовластие" и говорили, что этот закон позволит расширить права    
наших избирателей, нашего народа.                                               
                                                                                
У меня при знакомстве с законопроектом сложилось такое мнение, что однажды мы   
допустили уже одну ошибку, приняв закон о местном самоуправлении, а теперь      
допускаем еще одну ошибку, расширяем еще больше, создаем структуру              
общественных организаций на местах, что приведет вообще к хаосу. Ведь           
управление народа может быть не только через непосредственное участие в         
какой-то организации - это его волеизъявление, это право избирать, быть         
избранным в структуры различные власти. Может быть, я не права? Пожалуйста,     
поясните.                                                                       
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Ну, тогда я опираюсь на практику как высший критерий истины.      
Тех людей, которые подписали бумагу, о которой я говорил, я прекрасно знаю.     
Еще 10 лет назад... Практика сама выработала форму территориального             
общественного самоуправления. Вы хотя бы ознакомились с тем, что они реально    
делают! Они строят жилищные молодежные комплексы, они заказывают и регулируют   
то, что нужно построить на территории микрорайона. Они имеют деньги, они        
являются юридическими лицами. Они имеют дело с крупными ассигнованиями на       
началах долевого участия тех, кто проживает на территории. Ну ознакомьтесь с    
жизнью, с уже реально отработанными моделями! А вы говорите о том, что вроде    
все это не пойдет, это все надуманное. Давайте опираться на уже конкретно       
действующие комитеты общественного самоуправления, которые дали блестящие       
результаты. И вот на основе этого давайте дальше развивать теорию, на основе    
того, что уже реально достигнуто.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Митрохин.                                         
                                                                                
МИТРОХИН С.С. Уважаемый Виктор Григорьевич, в вашем законопроекте комитетам     
общественного самоуправления предоставляются такие права, как использование     
бюджетных средств местных бюджетов, кооперирование средств населения, участие   
собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных            
учреждений, то есть банков (надо называть вещи своими именами), кроме того,     
иметь в собственности здания, земельные участки, производственные объекты и     
так далее. Не кажется ли вам, что комбинация всех этих четырех положений        
законопроекта открывает безграничные возможности для финансовых мошенничеств?   
Ну что помешает, например, людям, которые мобилизуют население (а нам           
известно, каким доверчивым бывает население), получить бюджетные средства от    
знакомого мэра или родственника, который в мэрии находится, "скооперировать"    
на добровольной основе, то есть собрать с населения деньги, потом учредить      
банк, войти в уставный капитал этого банка с собственной недвижимостью,         
которая у них в собственности?                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Я был в Соединенных Штатах, и нам показали образец местного       
самоуправления. На общественных началах регулируются все вопросы, связанные и   
со школами, и с лечебницами, и с дорожным строительством, и со всем прочим.     
Вы не доверяете нашему народу! Вы говорите, что вот этот контроль, это          
участие населения в управлении не пресекут появления во главе этих КОСов или    
других общественных организаций махинаторов, как вы говорите. Но тогда,         
извините, тогда вообще нельзя верить в силы и участие общественных              
организаций в решении вопросов, которые они могут решать, используя бюджетные   
и другие средства, которые переданы им в соответствии с принципами передачи     
государственных полномочий и которые в рамках этих полномочий контролирует      
государство, то есть использование этих средств. Больше надо верить народу!     
Больше надо верить, что они проконтролируют, снимут, выберут и привлекут к      
судебной ответственности тех, которые будут использовать те права, которые      
есть у комитетов общественного самоуправления, в целях наживы. Если же не       
верить в народ, мы вообще не сдвинемся в сторону общественного                  
самоуправления.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, может быть, достаточно вопросов?       
Достаточно. Присаживайтесь, пожалуйста, Виктор Григорьевич.                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, будем открывать прения? (Выкрики из зала.) Нет.             
Достаточно уже? Коллеги, тогда я ставлю на голосование: принять законопроект    
в первом чтении. (Выкрики из зала.) Нет, давайте так, я выяснил. Жаль, что      
нам не сказали, что Федотов - помощник депутата Фильшина. Создавать             
прецеденты, когда на парламентской трибуне начнут выступать помощники,          
совершенно ни к чему. Рыжков с утра говорил. К сожалению, Геннадий Иванович     
Райков нам об этом не сказал. Таких фокусов не надо вытворять. На               
парламентских слушаниях - пожалуйста, хоть помощники, хоть адъютанты, хоть      
кто угодно выступать может, но в палате выступают депутаты или те, кто пришел   
на обсуждение законопроекта, члены Правительства.                               
                                                                                
Ставлю на голосование: принять в первом чтении.                                 
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за               92 чел.             20,4%                        
Проголосовало против           65 чел.             14,4%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    158 чел.                                          
Не голосовало                 292 чел.                                          
Результат: не принято