Заседание № 143
О проекте федерального закона № 98787-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части введения запрета на стимулирование продажи алкогольной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 12-му вопросу повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Доклад Владимира Владимировича Сысоева. Пожалуйста, Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект о внесении поправки в статью 16, которая регулирует особые требования к розничной продаже алкогольной продукции. В Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года Президент России отметил, что "к концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в клуб стран "80 плюс", где продолжительность жизни превышает 80 лет". Эта задача невыполнима без решения проблемы алкоголизации населения, в первую очередь молодёжи и лиц детородного возраста. Социальная значимость здоровья людей обусловлена тем, что они представляют собой интеллектуальный, экономический, социальный, политический и культурный резерв государства, именно поэтому сбережение здоровья нации является важнейшей задачей и основой успешного будущего государства. На фоне общей политики государства, направленной на оздоровление нации, одной из наиболее значимых проблем остаётся проблема алкоголизации населения. К настоящему времени негативные последствия употребления алкоголя остаются фактором, угрожающим физическому, психическому и социальному здоровью населения. Законопроектом предлагается дополнить статью 16 пунктом 2-1 следующего содержания, я вам его зачитаю: "не допускается стимулирование продажи алкогольной продукции, в том числе распространение алкогольной продукции среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков; применение скидок с цены алкогольной продукции любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов". Приведу немного статистики. По последним данным Роспотребнадзора, количество лиц, больных алкоголизмом, в России превысило отметку в 5 миллионов человек - это 3,4 процента всего населения страны, при этом на учёте состоит всего около 2 процентов больных алкоголизмом. Вред алкоголизации населения очевиден. По данным экспертов, в России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти около полумиллиона человек ежегодно, будучи причиной смерти около 30 процентов мужчин и 15 процентов женщин; 90 процентов детей с психическими расстройствами рождается от пьющих родителей; почти 100 процентов осуждённых за хулиганство совершили проступки в пьяном виде. Хроническая алкогольная интоксикация сокращает жизнь в среднем на 20 лет. Кроме того, рост алкоголизма и преступности в России тесно связаны: по статистике, в 2016 году в состоянии алкогольного опьянения было совершено 55 процентов краж, 80 процентов грабежей, 70 процентов разбойных нападений, 80 процентов убийств и 80 процентов изнасилований. Очевидно, что сокращение употребления алкоголя является важной и актуальной задачей государства в целях сбережения и развития нации. Сегодня доступная цена алкоголя также является одной из причин алкоголизма в России, при этом проводимые торговыми сетями скидочные акции - хочу подчеркнуть, что сегодня основные торговые сети, к сожалению, не являются российскими, они принадлежат иностранным владельцам, - служат дополнительным стимулом для приобретения алкогольной продукции. Скидки, которые порой достигают 40-50 процентов, подталкивают людей к формированию запасов алкоголя и к росту его потребления. Именно поэтому данным законопроектом предлагается ввести такую ограничительную меру, как запрет на стимулирование продажи алкогольной продукции, в том числе запрет на установление скидок на алкогольную продукцию. Основная цель законопроекта - не просто запретить что-то, не сделать алкоголь дороже, а жизнь человека неудобной, а защитить людей от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей, направленных на повышение покупательского спроса на алкоголь. Мы с вами прекрасно понимаем, что зачастую именно скидки и акции являются чисто психологическим ходом: цены фактически остаются на прежнем уровне, а эффект скидки достигается путём указания на ценнике заведомо завышенной первоначальной цены - таким образом, при формировании излишнего спроса на алкоголь даже не происходит реального снижения цены на товар. Показательно, как сработали ограничительные меры на примере антитабачного закона, какую показали эффективность: согласно статистике Минздрава России за два года после вступления в законную силу запрета курения табака в общественных местах стали курить на 17 процентов меньше россиян. Поэтому я считаю, что снижение потребления алкоголя путём законодательного установления ограничительных мер, направленных на формирование устойчивого снижения покупательского спроса на алкогольную продукцию, станет очередным шагом в направлении оздоровления нации. Хочу привести в поддержку законопроекта также слова руководителя Роспотребнадзора, которая сочла данное предложение целесообразным: "Скидочные акции должны рассматриваться как и любая другая рекламная кампания и должны быть запрещены". Прошу поддержать данный законопроект. Позиция ЛДПР вам всем известна, изначально понятна: ЛДПР выступала и выступает за государственное регулирование в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Алексея Владимировича Балыбердина, члена комитета по экономической политике. БАЛЫБЕРДИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается установить запрет стимулирования продажи алкогольной продукции путём распространения данной продукции бесплатно - в виде подарков, применения скидок, издания купонов и талонов. Комитет полностью разделяет мнение авторов и поддерживает предложение о необходимости выполнения Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации, но вместе с тем комитет отмечает следующее. Понятие "стимулирование продажи алкогольной продукции" требует уточнения, так как в действующем законодательстве оно не используется; данный термин также не определён и в предлагаемом законопроекте. Также комитет отмечает, что действия по стимулированию продажи алкогольной продукции, предлагаемые в проектируемом пункте статьи федерального закона № 171-ФЗ, по своей сути представляют собой именно рекламные акции, соответственно, они должны регулироваться законодательством Российской Федерации о рекламе. Особенности рекламы алкогольной продукции установлены в статье 21 закона № 38-ФЗ "О рекламе", а именно: "Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается... только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы". С учётом изложенного Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает Государственной Думе отклонить данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к основному докладчику. Скажите, распространяется ли действие этого закона - или, может быть, вы собираетесь рассмотреть такой запрет в качестве поправок при дальнейшем рассмотрении - на рекламу напитков, так скажем, безалкогольных, которые по своему внешнему виду, по брендам один в один соответствуют, ну, не знаю, пиву определённой марки, водке определённой марки? Мы сплошь и рядом видим рекламу, в том числе на телеэкранах, когда рекламируется вроде то же самое, но безалкогольное, вместо водки - под таким же брендом вода. Как вы к этому относитесь? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Владимирович, пожалуйста. СЫСОЕВ В. В. Олег Анатольевич, вы очень важную тему подняли. На мой взгляд, вообще кощунственно выглядит, когда крупные производители алкоголя пытаются обойти федеральный закон. Понимаю, что часто мы, законодатели, не успеваем этому активно противодействовать. Есть реклама того же безалкогольного пива, которое напоминает алкогольное пиво, потому что фактически всё полностью соответствует: та же самая этикетка, тот же самый вид бутылки - это, конечно, категорически неправильно. В данном случае мы вносим поправки именно в закон об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, поэтому, если данный законопроект будет поддержан, в рамках его рассмотрения ко второму чтению можно было бы посмотреть поправки, с тем чтобы запретить рекламу вот такого вида продукции, о которой только что вы сказали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Милонов Виталий Валентинович. МИЛОНОВ В. В. Большое спасибо. У меня вопрос к содокладчику. Алексей Владимирович, эксперты, которые высказывали своё мнение в рамках работы вашего комитета, видимо, лукаво умолчали. У меня нет вопросов к Владимиру Владимировичу, потому что к Владимиру Владимировичу вообще не может быть вопросов. Сократ мне друг, но самый большой мой друг - истина. Понятно, что это вопрос о запрете пропаганды алкоголизма среди населения, и всё алкогольное лобби будет вам нашёптывать, подползая, как змея Нагайна, что не надо принимать, что другой закон... Вопрос-то стоит по существу: разрешить или не разрешить? Давайте мы примем решение: запретить раздавать водку, рекламировать её вот таким образом. Дело ведь не в рекламе, дело как раз в государственном регулировании, в государственном распространении алкогольной продукции - так что правильное изменение, надо подсказать. А пиво вообще не подходит, потому что то, о чём вы говорите, Олег Анатольевич, - это, вообще, не пиво, а химическое пойло! БАЛЫБЕРДИН А. В. Спасибо за вопрос. Попытаюсь так же ярко ответить, как и был задан вопрос. Я думаю, в этом зале нет ни одного человека, который не был бы озабочен проблемой алкоголизации нашего населения, но, уважаемые коллеги, давайте всё-таки решать эту проблему в рамках действующего законодательства, не дублируя те нормы, которые уже существуют. Если речь идёт о рекламных акциях, то это должно регулироваться законом "О рекламе". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Алексей Владимирович, вы сказали в своём выступлении, что комитет, в общем-то, также озабочен и поддерживает идею понижения алкоголизации населения. Возможно, здесь нам нужно идти в том числе по аналогии с решением проблемы на табачном рынке? В начале года Минздраву было предложено размещать на этикетках алкогольной продукции, по аналогии с табачными изделиями, страшные изображения последствий алкоголизма. На курильщиков это действительно влияет, как статистика показывает. Может быть, здесь по этому же пути надо идти? Прокомментируйте, пожалуйста. БАЛЫБЕРДИН А. В. Спасибо за вопрос, Дмитрий Иванович. Вы знаете, сам не курю, но допускаю, что страшные фотографии, которые печатают на пачках сигарет, могут влиять на курильщиков. Если есть предложение печатать на этикетках подобные страшные фотографии последствий алкоголизма - вносите, будем рассматривать, но это не является предметом данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект, как и многие другие, направленные на решение главной задачи, поставленной перед властями всех уровней на ближайшие годы, десятилетия, - задачи сбережения и приумножения нашего народа. И если нужны какие-то доказательства того, что от наркотиков, от алкоголя погибают миллионы наших граждан... ну, я не знаю, думаю, что это для всех очевидно. А самые страшные фотографии - это кладбища наши! Посмотрите, сколько на этих кладбищах лежит безвременно усопших, в том числе и по причине злоупотребления алкоголем! Уважаемые коллеги, я считаю, что, выходя на эту трибуну с очередным законопроектом - это постоянно делают разные оппозиционные фракции, - невозможно достучаться, добиться истины! У меня одно предложение, конкретное, к коллегам - к Владимиру Владимировичу, к коллегам из КПРФ: давайте другую тактику использовать! Мне кажется, нужно выходить сюда с проектом постановления Государственной Думы, в котором будет изложено техническое задание на разработку законопроекта, ограничивающего, запрещающего пропаганду какого-то зла. Может быть, вот по такому пути пойдём? А то комитет, который у нас всегда сверху, выходит с заявлениями: знаете, идея нормальная, но не в тот закон изменения, или в тот закон, но не теми словами - вот такое издевательство постоянно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента желает выступить? Нет. Правительства? Нет. Докладчик? Включите микрофон Сысоеву. СЫСОЕВ В. В. Уважаемые депутаты, конечно, когда речь идёт о здровьесбережении российской нации, мы все должны понимать, что на повестке дня стоит вопрос национальной безопасности. Я соглашусь с депутатом Милоновым: правильно, надо прекращать уже поить население "химическим пойлом"! А чтобы это "химическое пойло" в стране продавалось, чтобы пили его как можно больше, придумали скидочные акции на алкоголь. Мы понимаем, что человек приходит в магазин и ведётся на эти акции, покупает больше алкоголя, делает запасы, а потом, соответственно, в большем количестве его употребляет. И мы все понимаем, что в основном эти скидочные акции проводят торговые сети, которые принадлежат иностранцам. С производителями алкоголя ситуация точно такая же - большинство из них, особенно пивные компании, принадлежат иностранцам. Да, конечно, они платят налоги в российский бюджет, но мы понимаем, что на эти деньги не вылечить наших граждан, не уберечь от тех продуктов, которые им пытаются навязать. Поэтому прошу вас ещё раз подумать и поддержать данный законопроект. В принципе руководитель Роспотребнадзора высказалась о целесообразности принятия этого закона, но я понимаю, что у Правительства России, у правящей фракции, наверное, другое мнение, хотя вы все также говорите, что для нас крайне важно здоровьесбережение нации. Так вот этот законопроект как раз направлен на то, чтобы сберечь здоровье российской нации. Ещё раз прошу его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", пункт 12 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 02 сек.) Проголосовало за 86 чел.19,1 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 88 чел. Не голосовало 362 чел.80,4 % Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 131
О проекте федерального закона № 98787-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части введения запрета на стимулирование продажи алкогольной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прошу 14-й вопрос, по возможности, перенести на завтрашнее заседание по просьбе автора. Вопрос 29 прошу перенести на следующую неделю в связи с командировкой докладчика. Также в связи с командировкой докладчика прошу перенести на следующую неделю рассмотрение вопросов 33, 39, 40 и 41.
Перенос вопросов 33, 39, 40 и 41 на следующую неделю - коллеги, нет возражений? Нет возражений. Но акцентируем, что шесть законопроектов депутатов фракции ЛДПР мы могли рассмотреть сегодня, но не будем рассматривать по причине того, что либо нет докладчиков, либо кто-то не подготовлен. Коллеги, принимаем решение? Принимаем решение, хорошо.