Заседание № 99

15.02.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 987567-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка голосования на выборах и референдуме в Российской Федерации и положений об административной ответственности за нарушения избирательного законодательства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3009 по 3346 из 7167
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые        
законодательные акты Российской Федерации". Доклад депутата Государственной     
Думы Сергея Владимировича Иванова.                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, во-первых, хочу выразить огромную               
благодарность тем из вас, кто, зная, что сегодня больше ни один законопроект    
принят не будет - все шпаргалки имеют на руках, - всё-таки сидит в зале и       
вынужден выслушивать оппозицию, которая со своими глупыми, по вашему мнению     
(вернее, не по вашему, а по мнению тех, кто принимает решения), инициативами    
отнимает у вас время. Я не хочу отнимать у вас время, я просто хочу             
рассказать историю этого законопроекта в том числе тем гражданам России, у      
которых есть время и которые смотрят это заседание Государственной Думы.        
                                                                                
Так вот, уважаемые коллеги, данный законопроект посвящён выборам, выборному     
законодательству. Конечно, это не такая актуальная тема, как повышение          
заработной платы или там... ну, материальные вещи, которые очень многих наших   
граждан интересуют, тем не менее мы же вроде как хотим, чтобы у нас все было    
цивилизованно и хорошо, поэтому и выборы у нас должны проходить так, как        
проходят, грубо говоря, в цивилизованных государствах (я не говорю, что         
Россия нецивилизованная, но тем не менее). То есть в восемь часов вечера        
закончилось голосование, в девять часов вечера предварительные итоги подвели    
или уже экзитполы опубликовали, в десять часов центризбирком дал примерные      
результаты, в одиннадцать все друг друга поздравили с выборами, с победой или   
с поражением, не важно. И всё. У нас такого, к сожалению, нет и, наверное,      
никогда не будет - не будет в том числе потому, что существует вот такое вот    
выборное законодательство.                                                      
                                                                                
Вспомните 2011 год. В 2011 году партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - я не про вас говорю,   
а просто, не принимайте на свой счёт - выборы с треском проиграла, получив 49   
процентов голосов, но в результате перераспределения голосов тех партий,        
которые не получили 5 процентов голосов избирателей, но за них тем не менее     
проголосовали, вы получили, с большой натяжкой 50 процентов. Кстати, после      
этого один из депутатов, очень известный, зло так мне сказал: ну вот хрен       
вам, больше такого не будет, в следующий раз будет конституционное              
большинство! Что мы имеем? 343 голоса у "ЕДИНОЙ РОССИИ" в этом созыве. Не       
расходятся его слова с делом! Так вот, после тех выборов, как вы помните, на    
площади Маяковского были массовые беспорядки, ну не то чтобы беспорядки, но     
люди дико протестовали против итогов выборов, потому что всё действительно      
было проведено из рук вон плохо. Я, честно говоря, не очень хорошо помню, в     
каком районе Москвы, по-моему в Раменском, я был в районной избирательной       
комиссии, ну и у нас дошло до простого: прекратили подсчёт голосов и сказали,   
мол, всё, идите отдыхайте, товарищи наблюдатели, мы ничего подсчитывать         
больше не будем. То же самое, кстати, было и в Московской городской             
избирательной комиссии, после чего мы предлагали товарища председателя вообще   
с должности убрать, но, разумеется, вы такими кадрами не разбрасываетесь,       
поэтому человек до сих пор исполняет свои обязанности.                          
                                                                                
Так вот после этого, как вы помните, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - не знаю, кто     
вам порекомендовал, - внесла законопроект о сильном-сильном ужесточении         
ответственности за нарушения при проведении массовых акций, ну, чуть ли не до   
расстрела, 300 тысяч рублей штраф, если на газон зашёл или ещё что-то. Как вы   
помните - если кто-то помнит, - потом была "итальянская забастовка": мы не      
очень хотели принимать и до самого вечера рассматривали.                        
                                                                                
Госдума, кстати, после всего этого создала комиссию по расследованию            
нарушений на выборах, в которую входил и я. Она была создана на паритетных      
началах, но, поскольку фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" практически не имела             
большинства, ей помогли, как ни противно это говорить, товарищи из фракции      
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и мы не смогли даже председателя выбрать, потому что     
фракция ЛДПР и коммунисты мою кандидатуру выдвигали, а "эсэры" и фракция        
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживали кандидатуру... у Плигина заместитель был, забыл    
фамилию... ну не важно, был депутат, сейчас не помню, к сожалению, фамилию. И   
в итоге комиссия так и не смогла начать работу. Тем не менее, подытожив,        
проанализировав все нарушения на выборах, которые были, мы сказали: ребята,     
давайте не будем никого штрафовать, давайте просто-напросто сделаем так,        
чтобы впредь все выборы были нормальными и честными, поэтому давайте сделаем    
всё так, чтобы комар носа не подточил и никто к нам не подходил и не говорил,   
мол, у вас нечестные выборы, вы не пустили наблюдателей, вы подтасовали         
итоги, вы бюллетеней понакидали...                                              
                                                                                
И вот всё, что мы предлагали, вылилось в данный законопроект. Потом             
изменилось законодательство о выборах, и мы законопроект перевнесли, поэтому    
сейчас дата его внесения - 2016 год, если кто-то будет это вспоминать. Тем не   
менее хорошие вещи в этом законопроекте есть: чтобы не было "каруселей" и       
прочего, поставим человеку печать в паспорт, что он бюллетень получил,          
проголосовал,  - и хорошо, в паспорте страниц очень много. Чтобы не было        
претензий к наблюдателям, мы предлагаем установить норму, в соответствии с      
которой в случае выезда на дом, для голосования на дому, в обязательном         
порядке должны присутствовать представители не только правящей партии, но и     
других партий, участвующих в выборах. Мы пытаемся сделать так, чтобы списки     
избирателей были прозрачными: не по алфавиту, а как раньше было - по улицам,    
по квартирам, чтобы человек понимал, что в его квартире не прописаны,           
допустим, гости откуда-то или абсолютно левые избиратели. В общем, кому         
интересно, возьмите законопроект и прочитайте, поскольку время заканчивается,   
я не хочу долго на этом акцентировать внимание. То есть всё нормально, можно    
было бы в принципе принять, но проблема-то в том, что вам это, к сожалению,     
не нужно, понимаете?                                                            
                                                                                
Сами подумайте, ведь мы же, когда выбираем, например, в Интернете какой-то      
приборчик или ещё что-то, всегда смотрим, по каким критериям надо выбирать,     
то есть примерно представляем, что нам нужно, как и где это купить. Та же       
самая ситуация в обществе уже давно опробована - есть экзамены, конкурсы,       
тесты и так далее, но только в нашей стране выборная система такая, что...      
Вот представьте, приходит Ломоносов поступать в университет, а ему говорят:     
"Есть у тебя, Михаил Васильевич, 400 миллионов?" (400 миллионов - это           
максимальный размер избирательного фонда.) "Нет." - "Всё, до свидания, иди      
дальше рыбой торгуй, как твой папа, в Архангельске". И всё.                     
                                                                                
И у нас такая же ситуация. Но если мы с вами заинтересованы в том, чтобы        
действительно избирали, чтобы на выборные места попадали хорошие,               
квалифицированные специалисты, давайте сделаем такую выборную систему, в        
результате которой придёт именно хороший специалист, а не чей-то родственник,   
не тот, у кого много денег, неизвестно откуда взявшихся, - тогда наша страна    
будет нормально развиваться. Я не против трудовых династий, но, к сожалению,    
как правило, бывает так, что специалисты просто-напросто не могут попасть на    
ту должность, которая действительно по праву им принадлежит, и в выборной       
системе такая же ситуация.                                                      
                                                                                
Коллеги, если вы заинтересованы в том, чтобы у нас проходили честные выборы,    
чтобы нам никто не говорил, что мы мухлюем (а то постоянно... даже на этих      
выборах уже говорят, что не вовремя фильм показывают, не там разместили         
плакат и кандидат этот ещё не зарегистрирован), то, пожалуйста, поддержите      
данный законопроект. Хотя, конечно, что я прошу - у вас же всё равно написано   
"против"... Извините.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Рафаэля Мирхатимовича Марданшина.                                      
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хотя докладчик, Сергей       
Владимирович, в своём выступлении и сказал, что вынужден отвлекать наше         
внимание своими глупыми законодательными инициативами, но я хотел бы            
отметить, что наш комитет к законопроекту отнёсся очень внимательно, он его     
изучил, рассмотрел, и я в своём содокладе хотел бы как раз сказать по           
существу данного законопроекта.                                                 
                                                                                
В этом законопроекте предлагается внести изменения в несколько федеральных      
законов, касающихся избирательной системы, а именно: в федеральные законы "Об   
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме          
граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации",     
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской      
Федерации", а также в Кодекс об административных правонарушениях. И этими       
поправками предлагается изменить порядок составления списков избирателей,       
участников референдума, провести корректировку порядка голосования              
избирателей как на избирательном участке, так и вне помещения для               
голосования, а также усилить административную ответственность и установить      
новые составы административных правонарушений.                                  
                                                                                
Первое. В законопроекте предусматривается проведение процедуры голосования      
вне помещения для голосования одним членом участковой комиссии с правом         
решающего голоса с обязательным присутствием не менее двух членов               
избирательной комиссии с правом совещательного голоса или наблюдателей.         
Возможность проведения голосования вне помещения для голосования двумя          
членами участковой комиссии с правом решающего голоса предусматривается лишь    
в случае отсутствия указанных лиц на избирательном участке либо наличия их      
письменного отказа от участия в проведении голосования вне помещения для        
голосования. При этом проектируемыми нормами не предусматриваются основания     
для отказа указанных лиц от делегируемой им обязанности, что создаёт            
возможность произвольного толкования этих норм и злоупотребления участниками    
избирательных процедур предоставленными им правами.                             
                                                                                
В то же время федеральными законами уже предусмотрено право членов              
избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей             
присутствовать при процедуре проведения голосования вне помещения для           
голосования, которую в обязательном порядке проводят не менее двух членов       
участковой комиссии с правом решающего голоса. Также предусмотрено, что в       
случае если при проведении голосования вне помещения для голосования            
присутствует не менее двух членов избирательной комиссии с правом               
совещательного голоса, наблюдателей, голосование вне помещения для              
голосования может проводить один член участковой комиссии с правом решающего    
голоса. Таким образом, установленная действующим законодательством о выборах    
и референдуме процедура проведения голосования вне помещения для голосования    
подробно регламентирована, обеспечивает законность и прозрачность               
избирательных процедур и гарантирует членам избирательных комиссий с правом     
совещательного голоса и наблюдателям реализацию предоставленных им прав.        
                                                                                
Вторая новация законопроекта. Предлагается изменить унифицированный принцип     
формирования списков избирателей, заменив его исключительно адресным            
принципом составления списков избирателей на всех уровнях выборов. Согласно     
действующему законодательству список избирателей, участников референдума        
составляется в двух экземплярах, в списке сведения о них располагаются в        
алфавитном или ином порядке (по населённым пунктам, улицам, домам,              
квартирам). По мнению комитета, изменение принципов формирования списков        
избирателей в предложенной автором законопроекта редакции не учитывает всего    
многообразия форм проживания граждан на всей территории Российской Федерации.   
                                                                                
Третье. Проектируемая норма об обязательном внесении в паспорт избирателя       
отметок о факте выдачи избирательного бюллетеня для голосования, на наш         
взгляд, лишает права на получение бюллетеня и права на участие в голосовании    
тех граждан Российской Федерации, которые предъявляют документ, заменяющий      
паспорт гражданина Российской Федерации.                                        
                                                                                
И четвёртое. Предлагаемое ужесточение мер административной ответственности по   
ряду статей административного кодекса, на наш взгляд, не представляется         
достаточно обоснованным и соответствующим принципу соразмерности                
административного наказания совершённым административным правонарушениям...     
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты.                                       
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. ...и предложенные нормы, предусматривающие административную     
ответственность, будут конкурировать с нормами статей Уголовного кодекса,       
устанавливающими уголовную ответственность за совершение преступлений,          
связанных с воспрепятствованием осуществлению избирательных прав.               
                                                                                
На данный законопроект поступил отрицательный отзыв Правительства Российской    
Федерации.                                                                      
                                                                                
Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает         
данный законопроект отклонить.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть.                                    
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Андрейченко Андрей Валерьевич.                                                  
                                                                                
АНДРЕЙЧЕНКО А. В. У меня вопрос к содокладчику.                                 
                                                                                
Видимо, времени не хватило, не понятен контраргумент по поводу отмены           
алфавитного списка. Было сказано, что это "не учитывает всего многообразия".    
Можно пояснить подробнее - просто этот контраргумент не понятен до конца, -     
что имеется в виду?                                                             
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Да, могу пояснить. К примеру, у нас есть населённые пункты,     
особенно в сельских поселениях, где название улицы, номер дома, номер           
квартиры определить не представляется возможным, следовательно,                 
предусматривается выбор наиболее удобной формы включения сведений об            
избирателях. В связи с этим и существует такой смешанный вариант, когда в       
зависимости от территории участковые комиссии могут составлять такие списки     
или в алфавитном порядке, или по названию улиц, номерам домов. Мы считаем,      
что это наиболее правильный вариант составления списков, он наиболее подходит   
для нашей страны.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Рафаэль Мирхатимович, хочу заметить, что Сергей Владимирович не       
говорил, что он внёс глупую инициативу, с моей точки зрения, вы его             
оскорбили. Он просто из лишней скромности и застенчивости таким образом дал     
понять, что вы её не хотите рассматривать.                                      
                                                                                
Но вопрос мой о другом. Скажем, в странах ЕС фальсификация на выборах           
считается уголовным преступлением. Почему вы считаете, что усиление             
административной ответственности является избыточной мерой? Это первое.         
                                                                                
Второй вопрос. У нас по адресному принципу до недавнего времени, вообще-то,     
формировали списки, а сейчас это отдаётся на усмотрение комиссии: одна          
комиссия делает по алфавиту, другая - по адресам. Мне кажется, комитет          
недостаточно глубоко изучил инициативу и аргументация довольно слабая.          
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Николай Васильевич, хотел бы сказать, что на самом    
деле у нас есть населённые пункты - я сам там был и видел, - где есть улицы,    
есть дома, но нет названий улиц и даже нет номеров домов. Как в таких случаях   
составлять списки, если отменить алфавитный порядок? Просто не получится это    
сделать! Это по первому вопросу.                                                
                                                                                
Второй вопрос. Вы говорите, что в других странах есть уголовная                 
ответственность за фальсификацию на выборах. У нас она тоже есть, в Уголовном   
кодексе предусмотрены соответствующие нормы: есть статья 141                    
"Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных   
комиссий", статья 141-1 "Нарушение порядка финансирования избирательной         
кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной       
группы...". Так что у нас есть уголовная ответственность, предусматриваются     
санкции, начиная от штрафа до 80 тысяч рублей и заканчивая лишением свободы     
на срок до четырёх лет за более тяжкие преступления.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич.                                 
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю. Сергей Владимирович, вы человек очень опытный, пережили не       
одну предвыборную кампанию, поэтому я задам вам чисто практический вопрос.      
Ведь есть такие адреса, по которым проживает не одна сотня человек, например    
в общежитиях. Как, по-вашему, там должны формироваться списки людей, которые    
пойдут голосовать?                                                              
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Большое спасибо за вопрос. В принципе так же, как и раньше         
формировались. Я сам жил в общежитии, будучи студентом, - город Томск, улица    
Фёдора Лыткина, 16. Там действительно списки формируются в алфавитном           
порядке, номера комнат не указываются. Но если применять данную норму, тогда    
просто-напросто комендант составит списки именно по комнатам, и будет указан    
номер комнаты, потому что номера комнат в общежитии проставляют. Всё будет      
очень просто.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванову включите микрофон ещё раз.            
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Всё-таки хотелось бы, чтобы вы уточнили, Рафаэль Мирхатимович. В   
заключении комитета в качестве одного из контраргументов по поводу инициативы   
проставлять штамп в паспорте указано, что это противоречит постановлению        
правительства, где сказано, что наличие посторонних записей в паспорте делает   
его недействительным. Вот мне непонятно, на каком основании комитет считает,    
что подзаконный акт мешает принятию федерального закона?                        
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. У нас на самом деле есть норма - я сейчас хотел её как раз      
найти - о том, что если в паспорте ставятся какие-то отметки, не                
предусмотренные положением о паспорте гражданина Российской Федерации, то       
такой паспорт является недействительным. И если принять те нормы, которые       
прописаны в этом законопроекте, то нам нужно будет утверждать новую форму       
паспорта и изготавливать новые бланки паспортов, а также менять положение о     
паспорте, что, конечно же, потребует дополнительного финансирования из          
бюджета.                                                                        
                                                                                
Кроме всего прочего, у нас есть тайна голосования: гражданин не обязан как-то   
отчитываться, иметь отметку о том, голосовал он, не голосовал и как             
голосовал. А в случае, если будет отметка в паспорте, другой человек, в том     
числе работодатель, сможет фиксировать, голосовал он или не голосовал,          
поэтому я считаю, что такая норма не должна присутствовать у нас в выборном     
законодательстве.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель            
президента? Нет. Представитель правительства? Нет.                              
                                                                                
Докладчик, пожалуйста.                                                          
                                                                                
Иванову включите микрофон.                                                      
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Большое спасибо за дискуссию, коллеги. Надеюсь, мы с вами          
всё-таки доживём до того времени, когда у нас... Знаете, в странах Востока -    
сам не видел, но так говорят - можно оставить кошёлек и никто его не возьмёт,   
поскольку за это руки отрубали, вот так и у нас когда-нибудь на вопрос "У вас   
есть фальсификации?" будут отвечать: "Вы что, у нас за это гражданства          
лишают!"                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик желает выступить? Нет.                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
некоторые законодательные акты Российской Федерации".                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за               91 чел.20,2 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     93 чел.                                          
Не голосовало                 357 чел.79,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 95

26.01.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 987567-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка голосования на выборах и референдуме в Российской Федерации и положений об административной ответственности за нарушения избирательного законодательства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 630 по 637 из 5635
Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Просьба перенести рассмотрение вопроса 40 на следующее пленарное заседание.     
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 662 по 665 из 5635
Ярослав Евгеньевич Нилов предлагает рассмотрение законопроекта под пунктом 40   
перенести на следующее заседание. Нет возражений? Нет возражений.               
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 77

16.11.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 987567-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка голосования на выборах и референдуме в Российской Федерации и положений об административной ответственности за нарушения избирательного законодательства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1241 по 1256 из 8187
ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Профильный комитет всё-таки   
посчитал необходимым высказать свою позицию по предложению коллеги Синенко:     
комитет поддерживает внесённое с голоса предложение. Это первое.                
                                                                                
И второе. Просьба пункты 120, 122 и 140 проекта повестки дня перенести на 22    
ноября в связи с отъездом докладчика. Всё оформлено.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На какое вы предлагаете перенести - на 22-е?              
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. На 22-е или можно чуть позже, в зависимости от того, как будет    
повестка складываться.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1341 по 1343 из 8187
Коллега Лысаков предлагает перенести рассмотрение вопросов 120, 122 и 140 на    
22 ноября. Нет возражений? Нет. Принимается.                                    
                                                                                

Заседание № 36

07.04.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 987567-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка голосования на выборах и референдуме в Российской Федерации и положений об административной ответственности за нарушения избирательного законодательства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1675 по 1679 из 6877
ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному      
устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.                    
                                                                                
Рассмотрение вопросов 18, 20 и 25 по просьбе авторов предлагаем перенести.      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1742 по 1744 из 6877
Диденко просит перенести рассмотрение 18, 20 и 25-го вопросов на следующее      
заседание. Нет возражений? Нет.