Заседание № 117
08.10.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 98677-6 "О внесении изменений в статью 96-11 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5873 по 6592 из 6831
Пункт 34 повестки дня, проект федерального закона № 98677-6 "О внесении изменений в статью 96-11 Бюджетного кодекса Российской Федерации". С докладом выступает депутат Государственной Думы Олег Анатольевич Нилов. Прошу. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, разрешите мне поблагодарить вас за то, что вы в завершение нашего рабочего дня сейчас выслушаете в очередной раз с этой трибуны, ну, серьёзный спич о главном... во всяком случае я считаю, что это главный закон. Главный закон, который принимается в Государственной Думе, в любом законодательном собрании - это бюджет, согласитесь, потому что там все приоритеты чётко закладываются, контролируется, исполняются они или не исполняются, прежде всего законодателями, контрольными органами, если необходимо - прокуратурой, и вот есть такая часть бюджета, которая посвящена совокупному объёму средств Фонда национального благосостояния и совокупному объёму средств Резервного фонда Российской Федерации. Да, мы с вами принимаем решения, вот сейчас опять готовимся принять вместе с бюджетом и это решение: на сегодняшний день это порядка 170 миллиардов долларов. Вот такую сумму представьте себе, пожалуйста, и сравните с бюджетами своих регионов, посчитайте, у кого сколько бюджетов войдёт в этот объём: у кого-то, может быть, двадцать, у кого-то - тридцать, у кого-то - сто, а у кого-то, может быть, и сто семьдесят, есть такие регионы и города, где бюджет составляет всего миллиард долларов. Вот поэтому принимать решение только о том, чтобы направить эти деньги, извините за выражение, в кубышку, а потом предоставить право Центробанку - да, уважаемой структуре, да, с профессиональными людьми, но без решения Государственной Думы, без официального решения Министерства финансов и без решения президента - отправлять эти деньги куда-то дальше, тем более за границу, тем более размещать неэффективно, - вот я с этим не согласен, поэтому я выхожу в очередной раз с законодательной инициативой. Здесь говорили об этом до меня, я уверен, будут говорить ещё много раз после меня, но вода камень точит. Я призываю вас не соглашаться с предложенной схемой, тем более неэффективной - мы слышим официальные оценки: 0,7 процента доходности по этому году. Это говорит о чём? О том, что никакого дохода от этих колоссальных денег мы не получаем. Мы слышим только одно: наша главная задача - сберечь. Зачем? На всякий случай, на чёрный день. Это не годится, не годится для нас самих - мы и сами понимаем, что так нельзя, и тем более невозможно ответить нашим избирателям на вопрос: это что же за эффективное государство, правительство, финансисты, которые не могут по этим деньгам получить ну хотя бы 5 процентов или 10 процентов? Я уж не говорю про 12 процентов, как это делают финансисты, скажем, в Норвегии, со средствами такого же, аналогичного фонда. Здесь напрашиваются другие какие-то выводы, и я думаю, коллеги, не нужно скрывать, нужно прямо говорить: не исключаю возможность того, что огромная часть этих денег, которые уходят под 0,7 процента, возвращается через цепочку посредников к нам же, к нашим банкирам уже под 7 процентов, а потом нашему малому и среднему бизнесу предлагается под 15-20 процентов. Вот если кого-то такая схема устраивает, конечно, можно закрыть глаза и продолжать делать вид, что это годится. Я предлагаю в своём законопроекте простую вещь - распределять эти средства таким же образом, как мы поступаем со всеми бюджетными средствами. Чем отличается рубль в бюджете от рубля в этом фонде? Ничем! Но только там три чтения, прозрачность, контроль, подписи депутатов, потому что, принимая, голосуя за бюджет, мы подписываемся и берём на себя ответственность, а вот за эти деньги, получается, мы не хотим брать на себя ответственность! Я предлагаю изменить эту неэффективную схему, во всяком случае до тех пор, пока вот такая тяжёлая ситуация. Что ещё могу сказать? Действительно, рассказывают сказку - я это именно так называю, - что на чёрный день мы должны иметь вот там, особенно подчеркну, в зарубежных банках значительные средства. Для чего? Отвечают: а вдруг нам нечем будет платить пенсии и зарплаты бюджетникам? Лукавство! Нашим пенсионерам и бюджетникам эти деньги, эти фантики на чёрный день, если, не дай Бог, он случится, не нужны будут, им нужны будут продукты, им нужны будут лекарства, так? Так! А в чёрный день, возможно, даже получив эти деньги, они не смогут купить ни продукты, ни лекарства, тем более не у нас, а у тех господ, которые не моргнув глазом принимают эти деньги под 0,7 процента и не кашляют, постоянно нас поучают по всем другим моментам, что морально, а что аморально, но здесь молчат, хоть и видят, что происходит действительно неэффективное, мягко говоря, использование бюджетных средств в России. Опять-таки, на чёрный день деньги не хранят у соседа, который постоянно угрожает то бойкотом, то, не дай бог, войной. Это неразумно - хранить такие средства где-то там, за бугром, тем более когда есть угрозы. Моё предложение, если бы мы обсуждали здесь вопрос использования этих средств, было бы примерно следующим. Да, конечно, значительная часть средств должна находиться в резерве, но почему нельзя часть средств отдать нашему предпринимателю, нашему производителю под стопроцентный залог? Я уверен, что есть такой бизнес в России, который предоставит, прогарантирует и вернёт эти деньги, если наступит чёрный, не дай бог, день, и под 0 процентов, и под 1 процент. Ну согласитесь, найдутся такие предприниматели, но нет, мы не доверяем своему предпринимателю, мы всё туда отгружаем, отгружаем и не говорим даже об этом. Вторая позиция. Действительно, нужно создавать свои сельскохозяйственные производства, свои перерабатывающие производства, чтобы мы больше не зависели ни от кого и чтобы этот чёрный день никогда не настал. Сегодня уже говорили, что огромные территории, миллионы гектаров, не обрабатываются, пропадают, а это колоссальные деньги, колоссальные резервы, - так почему на эти деньги мы не приобретём, например, современные, суперсовременные сельскохозяйственные предприятия под ключ и не начнём производить свои овощи, своё мясо, своё яйцо? Я не понимаю. Вот на эти деньги, один раз вложенные, можно получить такой запас прочности, что больше на эту тему даже и не придётся говорить! Следующее - фармацевтическое производство: почему на эти деньги нельзя создать суперсовременные фармацевтические производства и забыть про зависимость? Это, пожалуй, самое главное для того, чтобы не беспокоилось наше старшее поколение, пенсионеры особенно, чтобы были свои качественные и дешёвые лекарства, и тогда никакой кризис не выведет наших людей на улицы - вот это, надеюсь, всем понятно. Ну и конечно, рабочие места: в любой кризис самая большая проблема - рабочие места. Дорог нет, строить дороги надо - вот и будут рабочие места, почему этим мы не пользуемся, я не понимаю. Поэтому предлагаю, для того чтобы обсуждение этих вопросов проходило не в кулуарах где-то, а публично, открыто, впредь проводить его вместе с обсуждением всех остальных бюджетных позиций. На случай, если вдруг правительство - как я предлагаю, именно правительство должно выходить с такой инициативой - будет предлагать разместить эти средства в какие-то ценные бумаги, в какие-то акции, пусть они приходят сюда, и мы во внеочередном порядке всегда найдём возможность собраться, если нужно, в течение двух-трёх дней, даже одного дня примем в трёх чтениях этих поправки. Такие примеры Государственная Дума уже демонстрировала - всегда откликалась на предложения в особом порядке рассмотреть вопрос. Все остальные отговорки, я считаю, в пользу бедных, но в данном случае бедным оказывается российский гражданин и российский предприниматель, и поэтому здесь такой каламбур получается: не в пользу, а во вред вот этому самому бедному гражданину российскому. Моё предложение - поддержать именно идею, именно концепцию. Я соглашусь, если сейчас выступающие или задающие вопросы скажут о наличии технических нестыковок, нюансов, с этим я уже заранее соглашаюсь, я просто прошу поддержать идею: 170 миллиардов долларов - это огромные средства, каждый из нас, проголосовав, должен отвечать за них, и тем более отвечать за ту политику, которую невозможно осуществлять без денег. Надеюсь, ведь капля камень точит, что рано или поздно мы вернёмся к тому, что распределение всех средств бюджета будет проходить при участии и по решению депутатов Государственной Думы, правительства и президента, а не отдельно избранным и назначенным руководством Центробанка. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Надежды Сергеевны Максимовой. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, Комитет по бюджету и налогам неоднократно рассматривал эту тему, эту проблему - размещение средств Резервного фонда, вы знаете, что мы к ней возвращаемся постоянно, тем не менее, как правильно Олег Анатольевич сказал, эта его идея не облечена в нормальную, в достаточно правильную форму, такую, которую можно было бы принять в виде закона. Мы обращаем внимание депутатов на то, что федеральный бюджет сегодня действительно регулирует определённое отношение к Резервному фонду: во-первых, законом о федеральном бюджете определяется абсолютный размер средств Резервного фонда; во-вторых, мы обязательно определяем, в каких объёмах средства Резервного фонда могут быть использованы на погашение государственного долга Российской Федерации и на покрытие дефицита федерального бюджета. Эти два направления тоже планируются федеральным бюджетом, и это именно те показатели, которые влияют и на параметры, и на валюту бюджета, и мы настаиваем на том, чтобы в основном бюджет регулировал именно эти направления. Что же касается отношений, которые связаны с управлением средствами этих суверенных фондов, то это не законом о федеральным бюджете регулируется, а нормами Бюджетного кодекса, и в Бюджетном кодексе прописано, что средствами Фонда национального благосостояния управляет Министерство финансов, частично Центральный банк. Он, вы знаете, получил функции мегарегулятора, посмотрим, как он будет с ними справляться уже в новом своём качестве. Участвуют также в управлении средствами и специализированные организации, причём они управляют этими средствами по договорам с Министерством финансов, находятся под контролем нашего правительства. Почему принят такой порядок? Потому что вы сами прекрасно понимаете, насколько переменчива мировая конъюнктура, насколько непредсказуемо ведёт себя фондовый рынок. Ну вот, условно говоря, вчера праздновали "медведи", обвалив весь рынок, а сегодня торжествуют "быки". Правильно? И никто не может предсказать, как будет себя вести этот фондовый рынок. Если мы будем только через закон о бюджете пропускать соответствующие поправки, то что тогда будет с нашими средствами, размещёнными в ценные бумаги, в активы иностранных государств? Я хочу сказать, что мы обращаем ваше внимание не только на то, что это предложение Олега Анатольевича повлечёт за собой снижение оперативности принятия решений, но, самое главное, это приведёт к замораживанию средств, и наше пожелание, чтобы они лучше работали и больше зарабатывали, приведёт ровно к обратной ситуации, потому что мы с вами вносим изменения в закон редко. Вот вы вспомните, мы в мае внесли поправки в федеральный бюджет, теперь будем, дай бог, вносить в ноябре только, - значит, пять-шесть месяцев средства будут лежать без управления, без возможности их разместить в какие-то достойные ценные бумаги. С этой точки зрения, мы считаем, что законопроект недостаточно проработан, обоснован и нецелесообразно его принимать. Ну и ещё, поскольку время есть, я хочу сказать, что мы же с вами не относимся равнодушно к этой теме: мы с вами в этом году приняли закон "О парламентском контроле", а это значит, что депутаты сейчас получили возможность осуществлять контроль на всех стадиях исполнения бюджета; мы с вами приняли закон "О Счётной палате Российской Федерации" и оперативно, ежеквартально получаем от Счётной палаты отчёт об исполнении бюджета, и в обязательном порядке там приводятся фактические данные о том, как формируются, управляются и используются средства этих фондов. Кроме того, мы с вами приняли норму Бюджетного кодекса о том, что Министерство финансов с 1 января 2014 года ежемесячно будет размещать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным, на своём сайте в Интернете сведения о величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчётного месяца, сколько средств зачислено в течение этого месяца в эти фонды, как они размещены и как использованы в отчётном месяце. Ну, коллеги, мы столько приняли сейчас решений, что имеем возможность по-новому управлять и отслеживать, как работают средства этих фондов, давайте поработаем в этих новых условиях! То есть мы с вами получили дополнительные возможности - возможность анализировать состояние фондов, своевременно реагировать на те решения, которые принимают Минфин, Банк России, правительство. Комитет всё-таки считает целесообразным отклонить указанный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Перед записью на вопросы я хотел бы посоветоваться: сейчас уже больше 18 часов, и нам нужно определиться, продлевать заседание или закончить рассмотрение текущего вопроса, на этом завершив пленарное заседание. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё. Тогда продолжаем рассмотрение вопроса и на этом заканчиваем. Все согласны? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться на вопросы. Прошу показать список. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемая Надежда Сергеевна, разрешите вам напомнить об оперативности: в кудринские времена мы до шести раз вносили поправки в бюджет на текущий год. Может быть, я даже ошибаюсь, может, не всё помню, тогда чуть ли не каждый месяц это делали - так что с оперативностью всё в порядке. Мы как-то себя не очень уважаем, по-моему, если отдаём свои полномочия полностью правительству и говорим, что это они должны бороться с кризисом, а мы в этом никак не участвуем. Но я о другом хочу спросить. Мы ещё не рассмотрели бюджет, мы ещё даже в комитете его, по-моему, не рассматривали ни разу, но нас уже сильно запугали следующим бюджетом, снижением, усечением и так далее, и так далее. Так, может, наступил этот чёрный день, может, не надо копить, отчислять в Резервный фонд? Может, давайте откажемся от этой процедуры отсечки, распределим все имеющиеся доходы в доходную часть и воспользуемся этим инструментом?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу, Надежда Сергеевна, с места. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, вы совершенно правы, мы ещё не приступили к рассмотрению бюджета, который внесён сегодня. Мы с вами, наш комитет, 10-го числа только получим заключения от соответствующих профильных комитетов, и бюджетный комитет приступит к рассмотрению бюджета. Но в нулевом чтении, конечно, мы работали с этим бюджетом, рассматривали его, и я вам хочу сказать: вы увидите, что у нас в принципе на 2014 год, по крайней мере в проектировках, заложено так, что определённая часть средств фондов будет направляться на инфраструктурные проекты, что мы запланировали уже наполнение Резервного фонда в меньших объёмах, чем это было в 2013-м, в том бюджете, который действует сегодня. А что касается нашего участия, то вот сейчас, формируя бюджет, мы, конечно, будем участвовать в определении того, каким образом средства Резервного фонда будут направляться на финансирование дефицита федерального бюджета, во-первых, а во-вторых, на покрытие госдолга, в зависимости от этого мы будем строить свою долговую политику, политику внешних и внутренних заимствований. Поэтому сейчас, конечно, мы все вместе, депутаты, будем непосредственно участвовать и принимать решения по этому фонду. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Олег Анатольевич, вы были правы, конечно, говоря о том, что сейчас средства суверенных фондов вкладываются в соответствии с консервативной инвестиционной декларацией, то есть в высоколиквидные активы, имеющие высокую надёжность и низкую доходность; вы были правы, говоря, что эффективность управления - это 0,65 процента по 2012 году в валюте, но не стоит забывать о том, что эта традиция пошла ещё из древности - вспомните библейский сюжет, когда в Египте семь тучных лет сменили семь тощих лет, и там полные закрома спасли, собственно говоря, народ. Так вот, что вы конкретно предлагаете? Мы поняли, что есть, так сказать, агрессивная стратегия - разместить средства в строительство производств, но тогда нужно предусмотреть себе в любом случае подушку безопасности! Может быть, стоит перераспределить золотовалютные резервы в сторону как раз золота и драгоценных металлов в сейфах Центрального банка? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич, прошу. НИЛОВ О. А. Ну, честно признаюсь, главная моя мысль - это действительно усложнить и минимизировать отправку наших российских денег за рубеж, хоть об этом и сложно говорить прямо. Я вот пытаюсь и говорю, что благодаря этому закону это станет, во-первых, прозрачным и понятным, и делать это будет непросто, нелегко. А во-вторых, я уверен, что если придут сюда коллеги и скажут: а давайте под 0 процентов... Вы правильно сказали, что 0,7 или 0,65 - это средняя цифра, и, значит, где-то есть 2, 3, может быть, 5 процентов, а где-то, получается, и минус 2-3 процента. Вот я не понимаю, каким нужно быть банкиром, специалистом, чтобы под 0 процентов отдавать деньги. Ведь чудес не бывает: если средняя цифра 0,65, значит, точно есть какая-то тёмная сторона у этого процесса, и я, во-первых, хочу её знать, а во-вторых, я хочу лично нажать "против", чтобы моя совесть была чиста. Так же как и многие из вас, я хочу отвечать моим избирателям прямо, глядя в глаза, потому что я им доверять хочу больше, чем любому западному, пусть и более профессиональному бизнесмену, банкиру. Я уверен, что если мы оставим эти деньги здесь, то и по году будет больше результат, и в конечном итоге он будет в десятки раз больше. В этом принципиальное отличие того решения, которое сегодня принимают политики и финансисты, от того предложения, которое я считаю более правильным. Вот в этом мы принципиально расходимся: я говорю, что деньги нужно оставлять здесь, нужно давать их своему бизнесу под наименьший процент, под гарантии, и прежде всего нужно использовать их для того, чтобы построить здесь, ещё раз повторю, и сельскохозяйственную, и фармацевтическую промышленность, потому что это нужно для борьбы с любым чёрным днём, с любым кризисом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Надежда Сергеевна, ну, вы профессионал и знаете больше, чем многие в зале, а может, и больше всех в зале, но не кажется ли вам странным, что сначала мы под диктовку Америки создали закон о ФНБ и Резервном фонде, потом под диктовку Америки же создали закон о бюджетном правиле и опять изымаем недостающие ресурсы под сказки о том, что наступит чёрный день? Ну вот сейчас, раз у нас дефицит бюджета и отказываются финансировать даже заявленные программы, может, настала пора отказаться от бюджетного правила и деньги ФНБ и Резервного фонда всё-таки направить, наконец, на развитие страны, которая находится в глубочайшей яме? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна, прошу. МАКСИМОВА Н. С. Коллеги, просто хочу обратить ваше внимание, вот мы всё время говорим о том, что надо использовать эти средства, но давайте всё-таки вспомним 2008 год. Говорят, что никто ничего не получил, но тем не менее мы поддержали банковскую систему. Вот если сравнить с 98-м годом, когда вообще вся банковская система обрушилась и наши граждане полностью лишились своих накоплений, - вы знаете, сколько мы сейчас прилагаем усилий, для того чтобы как-то их восстановить, и, может быть, копейки, но возвращаем из федерального бюджета за эти утраченные вклады, - то в 2008 году этого не произошло именно по той причине, что мы создали подушку безопасности и прежде всего не дали развалиться своей банковской системе. А вы тоже помните, откуда выросли ноги этого мирового кризиса? С кого пошло? С "Меррилл Линч" - помните прекрасно, а Николай Васильевич тем более, у него память прекрасная на этот счёт. Я вам хочу сказать, что мы с вами сейчас, формируя бюджет, ещё раз вернёмся к этому вопросу, и, я повторяю, вы посмотрите, какие инфраструктурные проекты будут осуществляться. Может быть, мы с ними и не согласимся, но это наша задача сейчас - принять решение о том, как средства фондов будут использоваться в течение следующих трёх лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ищенко Антон Анатольевич. ИЩЕНКО А. А. Уважаемая Надежда Сергеевна, с 2014 года мы переходим на формирование бюджета по программно-целевому принципу, вопрос управления средствами Фонда национального благосостояния относится к государственной программе управления государственными финансами, и мне хотелось бы узнать ваше личное мнение: насколько полно прописаны целевые ориентиры по Фонду национального благосостояния и позволят ли те ориентиры, которые в этой программе всё-таки есть, эффективно управлять средствами Фонда национального благосостояния и получать ту доходность, на которую могли бы претендовать наши избиратели? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежда Сергеевна, прошу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включён. МАКСИМОВА Н. С. По Фонду национального благосостояния. Вы знаете, что в основном он у нас имеет социальную направленность: и материнский капитал за счёт этого фонда формируется, и пенсионные фонды, накопления. Сейчас мы, кстати говоря, будем менять, реформировать Пенсионный фонд, вот и посмотрим, каким образом в связи с этим у нас изменится отношение к средствам, которые аккумулируются в Фонде национального благосостояния, и какую он получит направленность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все вопросы заданы. Есть ли желающие выступить? Кроме коллеги Коломейцева есть желающие? Есть. Прошу записаться на выступления. Прошу показать список. Зубов Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я думаю, что на сегодняшний день в финансовой сфере нет более острого вопроса, чем тот, который поднял мой коллега Нилов. Я лично призываю вас к тому, чтобы проголосовать в первом чтении за этот законопроект, хотя во втором чтении у нас могут быть различные подходы, и более того, я укажу на один момент, по которому я поспорил бы с коллегой Ниловым. Ну, в принципе надо принять вот какую формулу. После принятия законопроекта в первом чтении нам всё-таки надо создавать отдельно - как угодно это будет называться - комитет, группу, наблюдательный совет над этими нашими фондами благосостояния. Почему? Не 170 миллиардов, а одна треть федерального бюджета - вот цена вопроса. Это первое. Второе, более важное. Очень сложно сегодня инвестировать туда, куда хочется. Все развитые экономики мира находятся либо в состоянии, так сказать, плоского развития, а не экономического роста, либо в состоянии очень небольшого экономического роста, как в Америке, либо в состоянии падения, как во многих странах Европы, и поэтому политика инвестирования средств наших суверенных фондов в суверенные бумаги этих стран заведомо убыточна. В результате у нас и получается на выходе 2,7 процента в 2012 году и менее 1 процента в этом году. Так куда инвестировать? Это важный вопрос, и о чём я хотел бы предупредить, поскольку уже делаются заявления на самом высоком уровне, как будут инвестироваться деньги Фонда национального благосостояния. Так вот, туда, куда предлагается инвестировать, инвестировать категорически нельзя! В первую очередь предлагается в "РЖД" - им, с одной стороны, ограничили тарифы, с другой стороны, дают вот такую дотацию. Но руководитель "РЖД" публично неоднократно заявлял, что те проекты, под которые пойдут деньги, - Транссиб, БАМ - убыточные, так как же вы хотите вернуть деньги в Фонд национального благосостояния, деньги наших потенциальных пенсионеров, инвестировав в убыточные проекты?! Здесь, в Государственной Думе, были слушания по скоростным магистралям, по проектам "РЖД", и руководители "РЖД" с трибуны - посмотрите стенограмму - ни на один вопрос о том, как они собираются вернуть деньги, которые получат из бюджета, не смогли ответить. Что это за псевдодотация?! Поэтому разговор, который здесь начал коллега Нилов, очень серьёзный, его надо продолжать, законопроект надо принимать в первом чтении и внимательно смотреть, почему действительно деньги наших суверенных фондов приносят такой плохой доход. В мире огромное количество экономик, которые могут приносить большой доход, и у нас есть сектора, которые могут приносить доход. Если правительство с этим не справляется, надо создавать спецкомитет специально по одной трети бюджета и следить за своими деньгами. Законопроект предлагаю в первом чтении принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, выступление от фракции. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Действительно, Олег Анатольевич выполнил черновую работу тех, кто здесь всё время спорит, когда поднимается вопрос, с какой стати мы профукали двенадцать лет золотовалютного нефтяного дождя и все полученные сверхдоходы с подачи американцев вывели. Вы вдумайтесь, золотовалютные резервы, 47 процентов, в долларовых активах. Я вам напомню, "Фэнни Мэй" и "Фредди Мак"... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Ну "Фанни...", пусть будет "Фанни..." - как ни называй, но 110 миллиардов этих "фани-мани" нет, их нет, понимаете?! 41 процент находится, вообще-то, в евровых активах. Вот вы можете каждый день смотреть "РБК", там, по-моему, четыре раза в день показывают, какой курс на сегодня в ЕЦБ, какой в ФРС, какова безработица. А вы никогда не задумывались, почему у них там Обама, правительство миллион работников отпустили и требуют... уже им 17 триллионов мало, надо добавить, чтобы 17 с половиной было. А вы спросите: а за чей счёт? А это за счёт нас с вами! Вот нам тут сказки рассказывают, лапшу на уши вешают, рассказывают, что бюджет рассчитывается исходя из 95 долларов за баррель (ещё тут Оксана Генриховна пререкалась с представителем Минфина), а на самом деле средняя цена какая? 115 долларов. Я его спрашиваю: а куда 20 долларов делись? В Резервный фонд. А почему? Почему не в сельское хозяйство? Мы с вами вот здесь, в этом зале, в апреле приняли решение 38 миллиардов отдать селу как компенсацию за вступление в ВТО - дулю с маком получило сельское хозяйство! Ни одной копейки не получило, понимаете или нет?! А вы тут дальше нам сказки рассказываете. Дальше, бюджетное правило. Да это же вторая удавка тех же американцев через наших чиновников и тех, кто голосует за эти бюджетные правила! С какой стати мы должны отсекать свои сверхдоходы опять же непонятно куда при колоссальном дефиците финансовых средств? Ну подумайте, ну как же так можно?! У нас уже деревня... В этом году вот этот новый министр тут хвастался с этой трибуны, обещал 95 миллионов тонн зерна - он, вероятно, не знает, что у нас половина урожая не убрана сегодня, потому что в одних местах залило дождём, в других высохло, в третьих даже не проросло. Вы знаете, что у нас сорвана осенняя посевная? У нас сегодня в подавляющей части зерносеющих регионов фактически не посеяны озимые. Вы знаете, почему не сделали? Потому что сегодня американцы определяют через все биржи цены на товары и продовольствие - вы этого не знаете? Я вам с этой трибуны говорил, что шесть транснациональных корпораций имеют пятьдесят "дочек" на зерновом рынке и в нужный момент всё обрушивают, а в нужный момент и голод тут организуют. Вы что, этого не знаете? А вы продолжаете упорствовать и дальше стричь и без того уже без шерсти, без шкуры овцу. Ну нельзя же этого делать! С моей точки зрения, мы с вами должны к этому ответственно отнестись и создать парламентскую комиссию, которая должна заслушать всех этих "великих" финансистов, банкиров, которые довели страну до такой ситуации. Почему у нас банковская система сегодня превратилась в жесточайшего рантье, который вытягивает последние соки из экономики страны? У нас ведь сегодня все дети Гайдара, его братья и сёстры на всех высочайших должностях - вы что, этого не знаете? Или ассистенты, аспиранты Ясина - великого либерала. Но я вам напомню: адепт либерализма Джефферсон говорил, что развитие страны возможно, если есть деятельная промышленность (где она в России? Развитое сельское хозяйство - где оно в России?) и свобода перемещения людей и товаров. А для этого нужен водный транспорт, который похоронили и который в своё время был самым дешёвым, нужна железная дорога, железнодорожный транспорт. У нас же коэффициент использования подвижного состава уменьшился за время деятельности вот этого руководства в два с половиной раза, сегодня у нас потеряны целые составы, десятки составов, потому что управляемость комплекса нарушена в связи с необоснованной, глупой, навязанной приватизацией и организацией на одной железнодорожной ветке шести компаний, где шесть генеральных директоров, или президентов, пятнадцать заместителей, у пятнадцати заместителей ещё по пятнадцать заместителей с огромной зарплатой, отсюда и разрушение инфраструктуры и обслуживания. Мы всё это проходили. Мне кажется, что нам нельзя дальше поддаваться вот этому искусству навешивания либеральной лапши, а пора уже задуматься: мы находимся на дне глубочайшей пропасти, и кроме нас с вами никто не будет беспокоиться о выходе. Посмотрите, инвалид Рузвельт принял страну в кризисном состоянии - что он первое сделал? Первое - собрал умных людей, которые ему сказали: "Посмотри, мы ведь кушаем то, что получаем из Австралии, из Мексики, из Европы, а у нас земли больше всех, давай поднимать сельское хозяйство!" - стали поднимать сельское хозяйство. Затем дороги: вот например, большинство дорог в Америке построено именно во времена Великой депрессии, понимаете? Потом ему говорят: "Посмотри, во что мы одеваемся!" - опять же со всей округи средства вложили в лёгкую промышленность. Ну почему мы, если своих мозгов не хватает, не учимся на чужом опыте?! Мы полагаем, что инициативу Олега Анатольевича надо принять и ко второму чтению доработать, но всё же я считаю, что в постановлении надо записать о создании специальной думской комиссии. Давайте не словом, а делом докажем, что Дума вообще-то влияет на то, какой бюджет будет принят, хоть раз возьмите на себя ответственность, заставьте правительство поднапрячься, оно же обнаглело уже, ноги о вас вытирает, вы что, этого не видите?! Раньше можно было хоть поправку какую-то существенную внести, а сейчас вообще никого из вас не слушают, зачем же вы поддаётесь на всё это?! Надо создать специальную группу. Вы говорите: в 2008 году... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Полминутки, завершаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полминуты. (Шум в зале.) КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вы можете уходить, а я полминутки поговорю. Я о чём вам хочу сказать? Вы поймите, сегодня ситуация складывается таким образом, что дальше, может, уже не парламент Российской Федерации будет утверждать бюджет, - нам ведь уже диктуют всё! По нашему имуществу кто принимает решения? Нью-йоркский, стокгольмский, парижский, лондонский суды! Понимаете? Поэтому предлагаю поддержать инициативу Нилова, ко второму чтению доработать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, о чём данный законопроект? Суть его можно сформулировать так: автор пытается прописать правила, по которым мы будем распоряжаться бюджетными деньгами, - всё-таки это бюджетные средства, потому что, сколько бы мы ни говорили о том, что это фонды, которые находятся за пределами расходов, это средства, которые поступают в Резервный фонд и в Фонд национального благосостояния из наших нефтегазовых доходов. Если мы будем утверждать распределение этих фондов здесь, в парламенте, это будет прозрачнее? Наверное, будет. Это будет легитимнее? Будет. И наверное, самое главное, это позволит разделить ответственность - ответственность между парламентом и правительством, то есть разделить ответственность между ветвями власти. Вот с этой точки зрения, я считаю, проект можно поддержать, потому что всё, что в нём предлагается, ни в коем случае не умаляет наши права, права представителей народа. Я хотел бы обратить внимание, что мы очень легко отдаём свои полномочия, свои права, а фактически представителем народа является не правительство, а мы, депутаты. Это один момент, на который я хотел обратить внимание. Другой момент, который тоже требует обсуждения. Мы уже несколько раз вносили изменения в закон о том, как использовать Резервный фонд. Как вы помните, первоначально то, что было сверх нефтегазового трансферта, шло на пополнение Резервного фонда, потом мы это отменили, а сейчас всё это уходит на бюджетные расходы. Но мы, посмотрите, пошли ещё дальше: сейчас создаётся уже акционерное общество, "РФА", которое будет этими средствами распоряжаться. Я хотел сказать: вот коллега говорил, что это 3,5 триллиона, - нет, по тому закону, вы почитайте, туда по предложению Минфина добавляются займы и управление свободными федеральными средствами - 8,5 триллиона. Ну, ребята, эта сумма уже сопоставима с самим бюджетом! Поэтому логики в отказе от этого управления вообще никакой не видно. Понять власть в принципе можно: если мы посмотрим, сколько вообще до нас добирается нефтегазовых доходов, то обнаружим, что каждый год уходит практически ровно столько же, поэтому понятно, что хочет сделать правительство. Мне непонятна позиция Минфина - ведь, собственно, по закону именно Минфин должен распоряжаться этими ресурсами, а он, ссылаясь на то, что у него нет компетентных специалистов и нет ресурсов (дословно), вынужден поручить это... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. КАТАСОНОВ С. М. Да, минутку, наверное. ...поручить это специальной коммерческой структуре. Вообще-то, на мой взгляд, это позор! Если Минфин расписывается в том, что у него нет специалистов, то тогда, наверное, нужно менять весь этот Минфин целиком. Далее, в заключениях комитета по бюджету и правительства указываются три причины, почему они не хотят принимать этот законопроект. Первая - это потребность в оперативности. Здесь очень много было выступлений, и я вам хочу сказать, что любой нормальный, скажем так, собственник свободных средств кладёт их в разные корзины. Да не будет такого, не понадобится какие-то акции откуда-то отзывать, снимать и что-то перепродавать! Вы посмотрите, как пользовались этим фондом! Поэтому это точно не подходит в качестве аргумента против. Кроме того, если есть необходимость, мы можем в принципе собраться, мы практически каждый день собираемся. Это первое. Вторая причина. Сегодня говорили о том, что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Я думаю, позиция ясна. Есть ли у представителей президента и правительства желание высказаться? Нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну не было заявлено от фракции выступление, как это было у Коломейцева, а сейчас уже поздно: закончилось обсуждение. Я предлагаю не начинать дискуссию. Ставится на голосование в первом чтении... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, да, прошу высказаться от комитета. Пожалуйста. Включите микрофон Максимовой. МАКСИМОВА Н. С. Коллеги, действительно, в выступлениях чувствовалась сильная озабоченность тем, как происходит управление средствами этих фондов, и мы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", тоже, естественно, разделяем эту озабоченность, но я ещё раз обращаю ваше внимание на то, что в этом году мы сделали несколько шагов, ориентированных именно на получение большего доступа к влиянию на управление этими фондами. Во-первых, хочу обратить ваше внимание: никакого специализированного финансового агентства по управлению фондами пока мы не одобрили, вы знаете, что мы пока не приняли этот закон. Такое агентство не создаётся, потому что правительство не сумело нас убедить в том, что это агентство будет управлять средствами фондов лучше, чем Минфин и Центральный банк. И мы с вами как раз обращали внимание на то, что Минфин должен принять меры, соответствующим образом укрепить свои кадры, чтобы нормально работать с этими фондами и нормально размещать их средства. Это первое. Второе. Я уже сказала, что мы с вами 7 мая приняли закон № 141-ФЗ, которым обязали Министерство финансов ежемесячно нас информировать о состоянии этих фондов. Мы с вами раньше никакого доступа к этой информации не имели, могли её проанализировать только после 1 февраля года, следующего за отчётным, когда мы с вами получали информацию, сколько денег перечислено в эти фонды, как средства были размещены и сколько мы получили процентов, а сейчас такую информацию мы ежемесячно будем получать, будем иметь возможность влиять на позиции, как размещать средства этих фондов. Следующее. Вот вы говорите: ну как, оперативное управление... Обязательно нужно, чтобы управление было оперативным. Я ещё раз повторяю: мы сейчас свою озабоченность высказываем, говорим обо всём, только не о законе. А в законе о чём говорится? О том, что ни копейки не смей трогать, не смей размещать выгодно или невыгодно активы, пока не будут внесены изменения в закон о бюджете. Анатолий Евгеньевич сказал, что мы несколько лет назад и шесть раз, и больше раз вносили изменения и поправки, но мы идём по пути сокращения затрат и всё время требуем от правительства, чтобы они нам приносили сбалансированные и хорошо просчитанные законы, и поэтому в этом году мы с вами вносили только одну поправку. До конца года мы, может быть, ещё одну поправку внесём, и то только ради того, чтобы сэкономленные средства, которые сложились по результатам исполнения бюджета, направить на помощь региональным бюджетам, на их сбалансирование отдать деньги, - вот только в этом отношении будет поправка. Замораживать деньги на полгода и больше - это, наверное, совсем нелогично, это как раз идёт вразрез с тем, о чём мы с вами говорим: что нужно оперативно и эффективно управлять этими фондами, вы обратите внимание именно на то, о чём говорится в законопроекте. И сегодня комитет по бюджету поэтому и говорит: не будет оперативного управления - не будет той доходности, о которой мы сегодня с вами говорим и рассчитываем. Комитет и фракция считают, что за этот законопроект голосовать не следует, - кстати говоря, Олег Анатольевич и сам так считает, - а работать над этой темой, безусловно, мы с вами все вместе должны обязательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов, автор, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Одну минуту. Я скажу, что я призываю всех голосовать и сам буду голосовать за - за идею, за концепцию, изложенную в законопроекте. А идея, концепция, заключается в том, что мы прежде всего должны доверять свои деньги своим гражданам и своим предпринимателям, должны спрашивать и должны нести ответственность за их эффективное либо неэффективное использование. В предложенном сегодня варианте этого нет, поэтому я категорически против сегодняшней модели, а вот такую модель давайте мы усовершенствуем и во втором, в третьем чтениях. И я поздравляю коллег с тем, что благодаря именно нашей работе и нашей борьбе создание упомянутого ранее росфинагентства сегодня заморожено, и я считаю и уверен, что навсегда заморожено. Не было бы нашей борьбы, сопротивления - возможно, уже кто-то там пировал бы с этими миллиардами и триллионами. Поэтому, коллеги, всех благодарю и предлагаю продолжить нашу работу и борьбу в этом направлении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона № 98677-6 "О внесении изменений в статью 9611 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 34 мин. 33 сек.) Проголосовало за 196 чел.43,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 196 чел. Не голосовало 254 чел.56,4% Результат: не принято Законопроект отклоняется.