Заседание № 19
13.01.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 986520-6 "О внесении изменений в статью 207 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2703 по 3015 из 6242
Коллеги, переходим к рассмотрению 6-го пункта повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 207 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Александра Сергеевича Старовойтова. Пожалуйста, Александр Сергеевич. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, приятно было бы, выходя на эту трибуну, каждый раз близко видеть чистые, незапятнанные прокурорские погоны, но, увы, Наталья Поклонская уже переоделась, а так это нам постоянно напоминало бы, что у нас основная масса сотрудников прокуратуры всё-таки честные, замечательные люди, без которых мы не справлялись бы со своей деятельностью. Данный законопроект, наверное, напрямую касается всех, кто носит погоны, - сотрудников прокуратуры и Министерства внутренних дел, сотрудников Федеральной службы безопасности. Суть законопроекта заключается в усилении ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма. С этой целью предлагается увеличить предусмотренные санкциями части первой и части второй статьи 207 Уголовного кодекса Российской Федерации верхние пределы наказания в виде лишения свободы с трёх до пяти лет и с пяти до семи лет соответственно. Уважаемые друзья, наверное, абсолютно ни для кого не секрет, что наша страна сейчас в сложном геополитическом положении, мы в состоянии войны - войны со злом XXI века, со злом, которое называется одним всем известным словом - "терроризм". Вместе с тем достаточное количество граждан без должной ответственности, без должного понимания относятся к этому серьёзному проявлению и до сих пор играют в игрушки, пытаясь сорвать, возможно, какие-то недоученные уроки, сорвать экзамены в высшем учебном заведении или, выражусь, извините, непарламентским словом, подгадить, испортить жизнь какому-то из своих работодателей или, возможно, конкуренту. Верховный Суд, что немаловажно, поддерживает концепцию законопроекта. Законопроект вносился, по-моему, в конце 2015 года, поэтому, увы, я не располагаю статистикой за 2016 год, но, по данным Верховного Суда, каждый год таких происшествий, таких ЧП у нас насчитывается порядка нескольких сотен. И какую ответственность за 2014 год понесли люди? Порядка 602 физических лиц было осуждено, 33 процентам из них назначено наказание в виде штрафа, 20 процентам - наказание в виде обязательных работ, 12,5 процента - исправительные работы, 7,5 процента - ограничение свободы, условное осуждение к лишению свободы и иные виды наказания - примерно 15 процентам лиц. Наказание в виде лишения свободы на определённый срок, то есть реальное наказание, назначено 11,6 процента осуждённых, при этом лишение свободы на срок свыше двух лет судами не назначалось. Поэтому, предлагая такие изменения в соответствующую статью Уголовного кодекса, мы всё-таки считаем, что и суды должны относиться к этому вопросу гораздо серьёзнее, понимая, какие огромные силы и средства тратятся в случае ложного сообщения об акте терроризма. А ведь всё это, давайте не забывать, происходит за счёт народных денег - привлекаются сотрудники МВД, ФСБ, прокуратуры! К тому же это наносит достаточно серьёзный моральный вред всем нашим гражданам - представляете, какой психологический стресс испытывают граждане?! Наверное, всё-таки надо понимать важность и ответственность вносимых, предлагаемых нами изменений. Именно поэтому прошу поддержать законопроект, ведь каждый раз, когда мы переключаем телевизионные каналы - "Первый...", "НТВ", "Россию...", - мы видим, что происходит в России, мы видим, что происходит в Украине, и мы понимаем, должны понимать, осознавать, какую опасность представляет сейчас для нашей страны террористическая угроза. Надеюсь на вашу поддержку. Спасибо большое. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. С содокладом выступает Рафаэль Мирхатимович Марданшин, заместитель председателя Комитета по государственному строительству и законодательству. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект, как было сказано, направлен на усиление ответственности за заведомо ложные сообщения об акте терроризма. Предлагается внести изменения в статью 207 Уголовного кодекса Российской Федерации в части увеличения сроков лишения свободы: в части первой данной статьи предлагается срок лишения свободы увеличить с трёх до пяти лет, в части второй - с пяти до семи лет. Комитет считает необходимым отметить, что часть вторая статьи 207 Уголовного кодекса Российской Федерации была введена федеральным законом только в 2014 году. В связи с этим представляется преждевременным внесение изменений в данную норму, поскольку правоприменительная практика пока не сформировалась и нет оснований полагать, что норма неэффективна. Кроме того, как уже было сказано, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, судами Российской Федерации по статье 207 Уголовного кодекса Российской Федерации в 2014 году по основной квалификации было осуждено 602 лица, из них 88,5 процента, то есть 532 лица, - это те, кому было назначено наказание в виде штрафа, в виде обязательных работ, исправительных работ, и только 11,5 процента осуждённых, то есть 70 человек, - это те, к кому было применено наказание в виде лишения свободы, они получили реальный срок, при этом лишение свободы на срок свыше двух лет судами не назначалось. По статистике, за первую половину 2015 года за заведомо ложное сообщение об акте терроризма сохранялась та же структура назначения наказаний. По части второй статьи 207 Уголовного кодекса Российской Федерации за рассматриваемый период не было осуждено ни одно лицо. На законопроект поступил отрицательный отзыв правительства. Принимая во внимание изложенное, Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Сергеевич, у меня к вам вопрос, хотя не принципиально, докладчику он или содокладчику. Насколько я помню, данная статья не предусматривает конфискации, возмещения ущерба и так далее. Может быть, есть смысл и необходимость вернуться к вопросу об усилении данной статьи в части конфискации имущества? Вы правильно сказали, что достаточно большое количество сил и средств различных подразделений и структур силового блока задействуется при проведении в том числе оперативно-розыскных и других мероприятий по предотвращению терактов, по выявлению лиц, которые этим занимаются. Может быть, вернуться, повторяю, к вопросу об усилении ответственности в части конфискации имущества, а также возмещения материального ущерба - расходов на бензин и других затрат? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Старовойтову включите микрофон. СТАРОВОЙТОВ А. С. Большое спасибо за вопрос. Вы знаете, чтобы принять предложение, которое вы сейчас сделали, наверное, нужно всё-таки, чтобы и Правительство Российской Федерации, и профильный комитет концептуально согласились с необходимостью усиливать ответственность. Я считаю, что логика в вашем предложении есть, вы абсолютно правильно мыслите. Действительно, огромные силы и средства, как я докладывал, расходуются - кто должен это компенсировать, за чей счёт это должно происходить? Безусловно, за счёт тех, кто допускает данные правонарушения. Я готов был бы доработать законопроект с учётом данного предложения, но для начала, ещё раз подчёркиваю, нужно принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М. Я хотел бы добавить, что в части второй статьи 207 говорится, что если данные деяния привели к причинению крупного ущерба, свыше 1 миллиона рублей, то наступает ответственность в виде штрафа в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от восемнадцати месяцев до трёх лет. Так что и материальное наказание данной статьёй предусмотрено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Афонский Владимир Игорьевич. АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Благодарю вас, Иван Иванович. Уважаемый Александр Сергеевич, вам вопрос. Действительно, закон недавно принят и нормы вступили в силу не так давно. Скажите, пожалуйста, почему вы считаете, что именно на два года необходимо увеличивать срок лишения свободы злоумышленников? Может быть, действительно имеет смысл подождать, посмотреть, как будут развиваться события, а после этого уже внести концептуально иной законопроект касательно усиления или изменения формы ответственности? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Старовойтову включите микрофон. СТАРОВОЙТОВ А. С. Спасибо за вопрос, Владимир Игорьевич. Наверное, вы помните, в своём докладе я сообщил, что законопроект вносился в конце 2015 года, собственно говоря, как раз после очередной серии такого рода происшествий. Наверное, всё-таки все помнят, что в 2014 году начались серьёзные, глобальные потрясения, которые сейчас испытывает Российская Федерация, в виде санкций, а также в виде террористической угрозы, с которой сейчас борется наша страна. Так если мы действительно боремся с терроризмом - а этот факт, наверное, никем не оспаривается, - коллеги, давайте со всей ответственностью подходить и к данному законопроекту, потому что, ещё раз подчёркиваю, именно с этого периода всё-таки начались довольно серьёзные потрясения, которые происходят и в настоящее время. Мы должны привлекать граждан, повышать уровень их ответственности, надо, чтобы они понимали, что это не просто срыв каких-то занятий, не просто срыв каких-то экзаменов - наша страна находится в состоянии войны! Штраф в размере миллиона, о котором сейчас сказал мой коллега... Вы простите, пожалуйста, но давайте посчитаем, сколько сил и средств используется, сколько ресурсов привлекается, - я думаю, что миллионом здесь не обойтись. Если провести параллель с чёрными списками для авиационных компаний, о которых фракция ЛДПР говорит уже несколько лет... Да, предусмотрены штрафы, но есть ещё определённые издержки, и вот эти издержки миллионом точно не покрываются. Давайте всё-таки люди будут платить по счетам, если они находят возможным нарушать закон в части, касающейся этой статьи Уголовного кодекса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Юрий Петрович Синельщиков, пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, мы, я имею в виду фракция, понимаем, что побуждения Александра Сергеевича, автора законопроекта, самые благие, он, видимо, предполагает, что это послужит делу профилактики данного вида преступлений, тем не менее фракция не поддерживает этот законопроект, и вот почему. Конечно же, в данном случае дело не в суровости наказания, а в его неотвратимости, в неотвратимости ответственности. А вот что касается суровости, статистику уже привели: 90 процентов наказаний суды назначают без лишения свободы - и какой же смысл ещё ужесточать наказание, когда в 90 процентах случаев не используется возможность лишать свободы? Ну и с неотвратимостью здесь, к сожалению, не всё ладно. Прежде всего я должен отметить, что ежегодно органы внутренних дел регистрируют примерно полторы тысячи преступлений такого вида, при этом значительное число этих преступлений остаётся скрытым от учёта. Сколько - мы не знаем, но, видимо, очень много, возможно, намного больше, чем регистрируется. Я обращаю внимание, что прокуратура ежегодно отменяет примерно 300 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по этим статьям и по инициативе прокуратуры примерно 100 преступлений ежегодно восстанавливается на учёт. И далее я должен отметить, что из числа зарегистрированных преступлений значительное число не раскрывается; по официальной статистике, не раскрывается больше половины преступлений. Таким образом, проблема, конечно, в том, что надо не усиливать ответственность, а обеспечить дисциплину прежде всего при регистрации преступлений и высокую раскрываемость этих преступлений, это тогда и сыграет профилактическую роль. Что же касается имущественных санкций, о которых здесь говорилось, они совершенно свободно могут применяться - в любом уголовном деле может быть предъявлен иск. Прокуроры такие иски в интересах государства по таким уголовным делам предъявляют, и это всё работает там, где это должно работать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Николай Гаврилович Брыкин. Пожалуйста, Николай Гаврилович. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Мы все понимаем, что сообщение о готовящемся теракте создаёт экстремальную ситуацию, конечно, приходится останавливать работу предприятий и организаций, всех эвакуировать. Более того, информационное сообщение о проверке очередного звонка лжетеррориста - источник переживаний и негативных эмоций для всех нормальных людей. Таким образом, подобное деяние нагнетает социальную напряжённость в обществе, а самое главное, оказывает негативное морально-психологическое воздействие на людей, и, конечно, необходимо уделять пристальное внимание данной проблеме и принимать превентивные меры для борьбы с подобным общественно опасным поведением. В этом я всецело поддерживаю автора законопроекта Александра Сергеевича Старовойтова. Однако, как уже было сказано, статистические данные Верховного Суда Российской Федерации свидетельствуют, что увеличением максимальных сроков наказания данную проблему мы не решим. Напомню, - вот уже докладчик и содокладчик отмечали и Юрий Петрович говорил, - что по части первой статьи 207 к реальному лишению свободы приговорено чуть более 10 процентов осуждённых, из них 60 процентов приговорены к лишению свободы на срок до одного года, остальные - на срок от одного года до двух лет, при этом по части второй статьи 207 вообще никто не был осуждён. В подобной ситуации, на мой взгляд, для решения проблемы сокращения общественно опасных деяний, предусмотренных статьёй 207 Уголовного кодекса, необходимо провести более детальный анализ правоприменения данной нормы, действующей сейчас, с целью определения метода воздействия на группу лиц, склонных к совершению данного преступления, тогда будет понятно, как дальше действовать. На основании изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Гаврилович. Александр Сергеевич, будете выступать с заключительным словом? Депутату Старовойтову включите микрофон. СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Нельзя не согласиться с доводами, которые вы приводите в пользу своих слов, не поддерживая данный законопроект, но ещё раз подчёркиваю: либо государство в полной мере показывает серьёзное отношение ко всему, что соприкасается и каким-то образом касается слова "терроризм", либо, собственно говоря, государство, мы в данной ситуации (ещё раз подчёркиваю), продолжает показывать, что это не столь важно, не столь существенно. Я с вами абсолютно согласен - по части второй этой статьи очень малое количество людей было привлечено - и ещё раз подчёркиваю, в своём докладе я сказал, что помимо тех изменений, которые предлагаем мы, судам Российской Федерации необходимо всё-таки более детально подходить к этому вопросу и чаще применять именно вторую часть. Штрафами мы не отделаемся, надо усиливать ответственность, ведь в данной ситуации, я думаю, те, кто совершает вот эти правонарушения, всё-таки интересуются, о чём говорится в Уголовном кодексе, и лишний раз задумаются, стоит это делать или не стоит, если увидят, какая ответственность предусмотрена этой статьёй. Если мы повысим ответственность, я думаю, это кого-то остановит и не будет нанесена травма гражданам, которые вынуждены отвлекаться от работы, вынуждены испытывать серьёзный стресс, мы всё-таки сохраним их покой. Просьба поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Рафаэль Мирхатимович, не будете выступать? Содокладчик не будет выступать с заключительным словом. Коллеги, в соответствии с Регламентом законопроекты, которые комитетом рекомендуются к отклонению, мы будем голосовать в 17 часов.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5510 по 5526 из 6242
6-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 207 Уголовного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Ускоренный режим включите, пожалуйста. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 44 мин. 56 сек.) Проголосовало за 41 чел.9,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 45 чел. Не голосовало 405 чел.90,0 % Результат: не принято Не принимается.