Заседание № 292
15.04.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 986415-6 "О признании утратившей силу части 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части продления сроков приватизации жилых помещений; внесён депутатами Государственной Думы Я. Е. Ниловым, В. В. Сысоевым, членом Совета Федерации И. Н. Чернышёвым).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6060 по 6455 из 7012
Коллеги, давайте обозначим программу до конца рабочего дня: нам предстоит рассмотреть ещё три альтернативных законопроекта и шесть законопроектов по сокращённой процедуре, а также два протокольных поручения. Вопрос 31.1, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"...". Докладывает Антон Юрьевич Морозов. МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, проект федерального закона разработан с целью защитить права граждан, которые многие годы трудились на государственных и муниципальных предприятиях и в учреждениях, приехали по призыву из других регионов России ввиду нехватки рабочей силы в крупных городах, отдали молодость и здоровье работе на предприятиях и в учреждениях. Как молодым специалистам, им были предоставлены жилые помещения в общежитиях, многие из них обзавелись семьями, у них появились дети, и они продолжают жить в этих общежитиях. А теперь, из-за того что федеральным законодательством не до конца урегулирован вопрос о приватизации помещений, которые они занимают, над ними нависла угроза остаться без жилья, так как нет эффективной возможности отстоять свои жилищные права и приватизировать жилые помещения. С этой проблемой мы сталкиваемся во многих регионах, в том числе в Новгородской области, а также в крупных городах - в Москве, в Санкт-Петербурге, - где много общежитий (в Москве, к примеру, их около шестисот и проживает в них более миллиона граждан). Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" прекращена приватизация занимаемых гражданами жилых помещений, находившихся в ведении государственных или муниципальных предприятий либо государственных или муниципальных учреждений, использовавшихся ими в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления. Эта норма вызвала в муниципальных образованиях регионов Российской Федерации напряжённую ситуацию в связи с оформлением приватизационных документов, а также способствовала росту коррупции и увеличению количества граждан, решивших в спешном порядке приватизировать жилые помещения, что привело к образованию огромных очередей в регистрирующих организациях. Исполнительные органы муниципальных образований также испытывают трудности с возросшей нагрузкой. В абзаце первом статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлен запрет на приватизацию жилых помещений, предоставленных гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебных жилых помещений, за исключением жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. Предлагаемый законопроект предусматривает внесение соответствующих изменений в преамбулу, в статьи 2, 4 и 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающих предоставление гражданам права на приватизацию жилых помещений в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления. Одновременно аналогичные изменения вносятся в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", они предусматривают включение отдельного абзаца о приватизации жилых помещений в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо учреждениям, которые использовались в качестве общежитий и были переданы в ведение органов местного самоуправления в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". В законопроекте предлагается дополнить Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" правовой нормой о том, что гражданам предоставляется возможность приватизации не только жилых помещений, занимаемых на условиях социального найма, но и жилых помещений в тех домах, которые использовались в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления. В заключении профильного комитета - Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству - говорится о том, что отсутствие договора социального найма, а также решение органов местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствуют осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. На основании этого комитет считает, что внесение изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" является излишним. Однако, уважаемые коллеги, практика показывает, что данный законопроект касается наиболее социально уязвимых категорий наших избирателей. Депутаты ЛДПР различных уровней постоянно сталкиваются с подобными обращениями. На практике это приводит, по сути, к необходимости длительных судебных разбирательств для восстановления гражданами своих прав, что, на наш взгляд, неприемлемо и требует того, чтобы мы это отрегулировали в федеральном законодательстве. Необходимо упростить эту процедуру и не втягивать наших избирателей в длительные судебные разбирательства по вопросам реализации своих жилищных прав, это право конституционное, и мы должны его обеспечить в первую очередь. В связи с этим просим всех поддержать данный законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пункт 31.2, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"..." Докладывает Оксана Генриховна Дмитриева. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! У меня тоже вопрос к профильному комитету: почему данный законопроект, о продлении приватизации жилья на два года, до 2018 года, который был внесён своевременно, не был рассмотрен одновременно с законопроектом правительства как аналогичный? И почему сейчас он рассматривается как альтернативный с законопроектом, у которого несколько иная концепция? Теперь что касается истории моих законопроектов о продлении приватизации. Дело в том, что в 2013 году, когда истекал срок приватизации, мною и моими коллегами был внесён законопроект о продлении приватизации до 2018 года. Вначале на него вообще было отрицательное заключение и правительства, и комитета, но потом, когда по этому поводу высказался Президент Российской Федерации, срочно был внесён законопроект не то правительством, не то ещё кем-то, я уже не помню, и наш законопроект был отклонён. Тогда приватизация была продлена лишь на два года, до 2015 года, а по нашему законопроекту предлагалось продлить приватизацию до 2018 года. Когда пришёл срок, 2015 год, естественно, вопросы приватизации не были решены у целого ряда категорий населения. Собственно говоря, необходимость продления срока приватизации в 2015 году была точно такая же, как и в 2013 году. Мы с коллегами опять внесли законопроект и опять предложили продлить приватизацию до 2018 года - тогда закон был принят, но во втором чтении была принята поправка: продлить приватизацию только на год, то есть до 2016 года. Теперь опять встаёт вопрос о продлении приватизации, опять внесён законопроект с тем же содержанием, что я вносила в 2013 году, - продлить до 2018 года, потому что и сейчас продление приватизации до 2017 года, на год, ничего не решит, поскольку до сих пор, вот на данный момент, нет никакой концепции, что делать с приватизацией после 2017 года. Если на данный момент никаких идей, никаких концепций нет, ничего инструментального в этом плане не обсуждается, то очевидно, что в течение года решение принято не будет. И вообще, вызывает недоумение, почему с самого начала, ещё в 2013 году, наиболее концептуально правильный законопроект о продлении приватизации до 2018 года не был принят! Вот эта лихорадка, ежегодное принятие закона о продлении на год - это и нашим гражданам не даёт возможности выстроить какую-то определённую стратегию, и нам не даёт возможности, собственно говоря, подготовить систему к концептуальному решению: то ли приватизация бессрочная, то ли не бессрочная, а если не бессрочная, то для каких конкретно категорий населения. Я предлагаю поддержать наш законопроект, чтобы потом не возвращаться - лихорадочно, как показывает практика, - в феврале или марте 2017 года снова к продлению на год. Лучше решить этот вопрос сейчас, и все будут готовиться к чему-то более долгосрочному. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пункт 31.3, проект федерального закона "О признании утратившей силу части 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Я очень коротко: суть внесённого фракцией ЛДПР законопроекта заключается в том, чтобы вообще отменить срок приватизации. Понятие срока приватизации вообще должно исчезнуть из нашего законодательства, до тех пор пока последним гражданином не будет реализовано право бесплатной приватизации жилого помещения. Каждый год Государственная Дума продлевает этот срок на один год. Это всё ненужная возня, топтание на месте: бумаги, голосования, работа Аппарата, Правового управления, администрации президента, Совета Федерации, президент подписывает - и так каждый год! Зачем мы сами создаём ненужные проблемы, когда очевидно, что на следующий год мы опять будем принимать закон о продлении срока с 2017 года до 2018 года?! Мы уже в этом созыве специально внесём проект закона о продлении срока до 2018 года, чтобы в следующем году новым депутатам было стыдно за депутатов этого, нашего созыва, что мы вовремя не создали нормальные условия, понимая, что всё равно придётся продлевать срок бесплатной приватизации. Мы предлагаем пойти радикальным, но правильным путём: когда все проблемы будут решены, когда все реализуют свои права, когда из последней деревяшки уедет последний житель, когда полностью завершится программа переселения из ветхого аварийного жилья - вот тогда можно будет бессрочную приватизацию приостановить, прекратить. А пока каждый год продлеваем и сами себя ставим под удар, просто даём возможность сомневаться в нашей компетентности и прозорливости. Просим поддержать нашу инициативу, фракции ЛДПР. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. С содокладом по трём законопроектам выступает Александр Геннадьевич Сидякин. СИДЯКИН А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Авторы трёх альтернативных законопроектов подробно изложили свои доводы. Я тоже не могу не остановиться на общеисторических аспектах приватизации. Вы знаете, что уже двадцать один год идёт приватизация, четыре раза мы её продлевали, и на сегодняшний день 70 процентов жилья от всего, которое теоретически могло быть приватизировано, находится в собственности граждан - этот показатель в процентном соотношении у нас выше, чем в любой другой стране, 74 на 26, если быть точным. Почему я эти цифры привожу? Чтобы доказать, что все, кто хотел воспользоваться этим правом, им воспользовались. Мы четыре раза продлевали, два раза - только в этом созыве Государственной Думы, но для этого тоже были свои причины. Если вы помните, мы продлевали срок приватизации, поскольку к нам присоединились Крым и Севастополь и нужно было дать возможность жителям этих двух регионов поучаствовать в приватизации, мы не могли не обеспечить гарантии их прав в этой части, этим были обусловлены два последних продления сроков приватизации. Могу вам сказать, что, когда мы в последний раз устанавливали срок приватизации, никаких очередей не возникло, а это означает, что, в общем-то, вопрос для себя граждане решили: кто хотел приватизировать, тот приватизировал. Мы понимаем, что когда-то процесс приватизации должен быть завершён, и на эту тему высказывался в том числе и Конституционный Суд России: прекращение приватизации на каком-то определённом этапе служит цели сохранения и пополнения жилищного фонда социального использования, такие обязанности существуют у публично-правовых образований, они зафиксированы в Жилищном кодексе, поэтому, с точки зрения их исполнения, когда-то приватизация должна быть прекращена. Что касается отдельных доводов, позволю себе остановиться на том, о чём говорили коллеги. Антон Юрьевич, нужно понимать, что общежития, которые на сегодняшний день находятся в собственности государства или каких-то юридических лиц, не предназначены для приватизации. Никогда не будут приватизированы помещения в студенческих общежитиях, общежитиях ФСБ, Минобороны - это ведомственные и служебные общежития, которые используются по договорам исключительно для этих целей. Сложно себе представить, что каждый студент, заезжая в общежитие, будет сразу претендовать на приватизацию помещения. Это первое. Второе. Те общежития, которые находились в ведомственном подчинении и до сих пор не переданы, например, в органы местного самоуправления, могут быть приватизированы даже без соответствующего решения органов местного самоуправления. И я вам здесь порекомендую обратиться к определению Верховного Суда от 17 декабря 2013 года, в котором Верховный Суд чётко указал, что даже если нет решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома (общежития) из специализированного жилищного фонда, но это общежитие находится в фонде, который когда-то принадлежал каким-то советским предприятиям или находился в чьём-то ведомственном подчинении, то такие помещения всё равно можно приватизировать, и в этом смысле статус, который мы распространяем на эти помещения, идентичен статусу жилищных помещений, подлежащих приватизации. По докладу Оксаны Генриховны. Вы говорите, что нет концепции, - концепция есть на самом деле, и она состоит в том, что приватизацию нужно закончить, но продлить сроки её только для определённых категорий. Вот это и есть концепция. Для того чтобы мы развивали инструменты строительства жилья для некоммерческого найма, жилья, которое используется для обеспечения обязательств публично-правовых образований, приватизацию мы должны прекратить, оставив её лишь для определённых категорий. Какие это будут категории - это нам с вами, коллеги, ещё предстоит решить, всё подсчитав, но это точно будут не все граждане, которые захотят приватизировать жилые помещения. Это, наверное, будут дети-сироты, ветераны Великой Отечественной войны - это мы с вами обсудим отдельно. Ну и, Ярослав Евгеньевич, при всём уважении к вам, нельзя согласиться с тем, что приватизация должна быть бессрочной. Повторю, что этот тезис был проверен и Конституционным Судом. У нас есть ряд программ, которые мы с вами зафиксировали, с тем чтобы у нас появился манёвренный фонд, фонд социального использования, чтобы появилось жильё для некоммерческого найма. Рано или поздно, но нам нужно поставить точку, иначе мы никогда не запустим эти институты: государство будет финансировать строительство жилья для своего манёвренного фонда, для фонда некоммерческого использования, а гражданин, вселяясь в него, естественно, будет сразу претендовать на приватизацию, и это будет бесконечный процесс, но это строительство не может и не должно постоянно финансироваться за счёт государства. Исходя из изложенного, коллеги, все три предлагаемых законопроекта комитет предлагает отклонить, и мы призываем к этому Государственную Думу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, сделаны подробные доклады и содоклад - остались ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Моисеев, пожалуйста, вопрос. МОИСЕЕВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я Александру Геннадьевичу хочу задать вопрос. Вот есть такая категория, как военнослужащие Вооружённых Сил, пограничной службы, внутренних войск, ФСБ и так далее. У них сегодня служебное жильё, а когда двадцать пять лет человек отслужил, он имеет полное право получить квартиру в том месте, которое он выбрал, - и что, он не имеет права приватизировать эту квартиру? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сидякину включите микрофон. СИДЯКИН А. Г. Михаил Алексеевич, ну, по общему правилу сейчас в Жилищном кодексе заложено служебное жильё, и если оно именно служебное, то оно не приватизируется. Если работодатель принимает решение о том, что тот или иной дом, та или иная квартира, тот или иной объект исключается из перечня, из категории служебного жилья, тогда это решение на них распространяется, и все, кто получил это служебное жильё, имеют право его приватизировать. Но служебное жильё как отдельный вид жилых помещений не приватизируется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Юрьевич Морозов. МОРОЗОВ А. Ю. Я хотел бы, чтобы Александр Геннадьевич уточнил, что он имел в виду, когда говорил о том, что мы якобы утверждаем, что речь идёт об общежитиях, находящихся в ведении государственных учреждений, МВД, ФСБ. В нашем законопроекте чётко написано, что речь идёт о тех помещениях, которые использовались в качестве общежитий и в настоящее время переданы в ведение органов местного самоуправления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сидякину включите микрофон. СИДЯКИН А. Г. Ответ на ваш вопрос очень простой: тот же самый правовой режим, который распространяется на любую муниципальную собственность, действует и в отношении этих общежитий. Просто, насколько я понял, вы сказали, что цель законопроекта - защитить права граждан, которые не до конца гарантированы существующей системой законодательства. Я вам говорю, что по общему правилу, заложенному на сегодняшний день в статье 2, любое муниципальное помещение и государственное помещение может быть приватизировано, но есть проблемы по общежитиям, которые до сих пор не переданы формально в государственную или муниципальную собственность, - по ним невозможно принять решение о приватизации, но их всё равно можно приватизировать, если они раньше были в ведомственном подчинении. На эту тему высказался Верховный Суд, и я вам указал на конкретное определение - используйте его в работе, через механизмы судебной защиты эти индивидуальные случаи можно разбирать, но дополнительного законодательного регулирования здесь не требуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Нет. Настаивает ли кто-то на заключительном слове? Тоже нет. Тогда ставлю на голосование законопроект под пунктом 31.1. Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Спасибо. Ставится на голосование законопроект под пунктом 31.2. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Ставится на голосование законопроект под пунктом 31.3. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Покажите результаты голосования по пункту 31.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 28 сек.) Проголосовало за 143 чел.31,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 143 чел. Не голосовало 307 чел.68,2 % За - сто сорок три. Покажите результаты голосования по пункту 31.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 49 сек.) Проголосовало за 195 чел.43,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 195 чел. Не голосовало 255 чел.56,7 % За - сто девяносто пять. И покажите результаты голосования по пункту 31.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 10 сек.) Проголосовало за 191 чел.42,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 193 чел. Не голосовало 257 чел.57,1 % За - сто девяносто один. Таким образом, законопроекты, обозначенные под пунктами 31.1 и 31.3, отклоняются. Ставлю ещё раз на голосование законопроект под пунктом 31.2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 58 сек.) Проголосовало за 192 чел.42,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 193 чел. Не голосовало 257 чел.57,1 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.