Заседание № 68
21.01.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 98614-5 "О признании утратившим силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4200 по 4512 из 7093
Пункт 13, проект федерального закона "О признании утратившим силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации". Доклад представителя Законодательного Собрания Ростовской области Владимира Васильевича Золотых. Пожалуйста, Владимир Васильевич. ЗОЛОТЫХ В. В., представитель Законодательного Собрания Ростовской области. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Почему возникает необходимость исключить пункт 4 из статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации"? Потому что норма, содержащаяся в данном пункте, является препятствием к эффективному использованию имеющегося в каждом субъекте Федерации общего числа мировых судей, она же является препятствием к обеспечению равного доступа граждан к правосудию. Эффективной можно признать такую организацию работы мировых судей, при которой обеспечивается равномерная служебная нагрузка среди всех мировых судей субъектов Федерации. Пункт 4 статьи 4 названного закона, как известно, содержит положения, определяющие условия распределения общего числа мировых судей, установленного для каждого субъекта Федерации, а именно из расчёта численности населения на судебном участке от пятнадцати до двадцати трёх тысяч человек. При таком положении судьи распределяются по территории субъекта Федерации не в зависимости от служебной нагрузки, то есть количества судебных дел в том или ином административно-территориальном образовании, а в зависимости от численности населения в этих образованиях. К чему это приводит, вы можете судить по приведённым в пояснительной записке сведениям о диспропорции служебной нагрузки, с которой работают, например, мировые судьи в городах и сельских районах. Диспропорция в их служебной нагрузке достигает соотношения 1:64. При этом следует отметить, что положение, при котором отдельные мировые судьи работают с нагрузкой, в десятки раз превышающей нагрузку своих коллег, создаёт проблемы не только и не столько для самих мировых судей, сколько для граждан, вынужденных стоять в очереди за правосудием. Такие проблемы мы имеем с мировыми судьями, работающими с чрезмерной нагрузкой, а с мировыми судьями, работающими с недостаточной нагрузкой, мы имеем проблему неоправданного расходования денежных и материально-технических средств. Такое положение и раньше нельзя было признать оправданным, в настоящее же время вынуждать субъекты Федерации затрачивать средства на сотрудников аппаратов мировых судей и на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, выполняющих десятую часть объёма работ, просто недопустимо. Ответственный комитет предлагает данный законопроект отклонить, при этом указывает несколько оснований. В частности, комитет полагает, что предлагаемое рассматриваемым законопроектом изменение повлечёт отмену положения пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях...", согласно которому общее число мировых судей субъекта определяется федеральным законом по инициативе субъекта Федерации, согласованной с Верховным Судом, либо по инициативе Верховного Суда, согласованной с субъектом Федерации. Сложно разделить данные опасения комитета. Как будет разрешаться данный вопрос в случае принятия рассматриваемого сегодня законопроекта? В случае необходимости увеличения общего числа мировых судей в каком-либо регионе либо субъект Федерации, либо Верховный Суд на основании пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях..." обратится с соответствующей законодательной инициативой, а Государственная Дума рассмотрит данный законопроект с учётом различных критериев - и численности населения, и судебной нагрузки, и особенностей территории региона. Будет работать, по сути, та же технология, которая в настоящее время применяется в случаях необходимости увеличения количества федеральных судей в том или ином субъекте Федерации. Комитет также полагает, что субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать нагрузку на мировых судей путём изменения границ судебных участков. Должен заверить вас, что в настоящее время это невозможно. Как, извините, можно регулировать судебную нагрузку, если, например, в одном из центральных районов Ростова, где проживает шестьдесят три тысячи человек, мы не можем создать более четырёх участков (и, значит, там будет четыре должности мировых судей), а в другом районе с населением двести тысяч человек не можем образовать менее девяти судебных участков, и это при том, что общее количество судебных дел в этих районах примерно одинаково? В заключение хотелось бы напомнить, что рассматриваемая сегодня проблема - это некие исторические грабли, на которые мы наступаем уже второй раз. Первый раз это было в дореволюционной России. Правда, в то время быстро поправили закон, который первоначально также предусматривал для образования судебных участков один критерий - численность населения. Закон поправили, наряду с численностью населения стали также учитывать другие критерии, а именно число дел на участке и его территорию. Я прошу поддержать внесённый законопроект и принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. По ведению - депутат Шлегель. ШЛЕГЕЛЬ Р. А. Я не по указанному законопроекту. Прошу техническую службу отметить, что по пункту 7 повестки дня, второе чтение, как и по всему закону, Корендясев, Чижов, Шлегель и Острягин голосовали за. Произошёл сбой, видимо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по данному законопроекту от комитета сделает Рамиль Кабирович Искужин. Пожалуйста. ИСКУЖИН Р. К. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В настоящее время вся деятельность мировых судей регламентируется законом "О мировых судьях в Российской Федерации" исходя из расчёта численности населения на одном участке от пятнадцати до двадцати трёх тысяч человек, а в административно-территориальных образованиях с численностью населения менее пятнадцати тысяч человек создаётся один судебный участок. Представленным законопроектом предусматривается изменение порядка создания судебных участков путём исключения установленного действующим законодательством численного критерия формирования судебных участков. Авторы законопроекта объясняют своё предложение неравномерной служебной нагрузкой мировых судей по рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел. Прежде всего необходимо отметить, что данная диспропорция в служебной нагрузке носит динамичный, а не постоянный характер. С целью решения задачи уменьшения нагрузки на мировых судей было внесено изменение в закон, вступившее в силу с 1 января 2007 года, согласно которому уменьшена максимальная нагрузка: численность населения, из расчёта которой создаётся один участок, снижена с тридцати до двадцати трёх тысяч человек. Это было обусловлено необходимостью пересмотра установленного числа мировых судей в субъектах Российской Федерации. В настоящее время число мировых судей в регионах увеличено на восемьсот семьдесят семь единиц. Таким образом, штатная численность мировых судей составляет семь тысяч четыреста тридцать пять единиц. Также в соответствии с пунктом 3 статьи 4 данного федерального закона субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать нагрузку на мировых судей путём изменения границ судебных участков. Помимо этого в настоящее время вступил в силу федеральный закон, предусматривающий исключение из компетенции мировых судей некоторых категорий гражданских дел, имеющих более длительный характер рассмотрения. Вы помните, мы недавно приняли этот закон, в соответствии с которым большая часть этих гражданских дел переведена в ведение федеральных судей. Комитет отмечает, что передача права субъектам Российской Федерации своими законами устанавливать порядок образования судебных участков и определять критерии, которыми при этом следует руководствоваться, может привести к многообразию данных критериев, что затруднит порядок определения общего числа судей. Кроме того, данный проект закона вступает в противоречие с пунктом 2 статьи 4 указанного закона, который устанавливает единый и правильный порядок образования судебных участков и определения количества мировых судей, их нагрузки, определяет единый, стандартный порядок, в соответствии с которым определяется всё судопроизводство и который напрямую действует на порядок и качество рассмотрения всех категорий дел, а также обеспечивает потребность граждан в судебной защите. Комитет полагает, что отсутствие чёткости в правовом регулировании построения судебных участков создаст проблему единства правоприменительной практики субъектов Российской Федерации. С учётом изложенных доводов Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует представленный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть один вопрос, у Николая Васильевича Коломейцева. Включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Рамиль Кабирович, вы, наверное, как и Владимир Васильевич, всю свою жизнь посвятили судебной деятельности. Я считаю, мы были не очень объективны, когда затраты на содержание мировых судов разделили, а полномочия все отдали Федерации. Почему? Ну, наверное, местным органам власти лучше видно, где у них перегруз, а где недогруз. Почему мы боимся отдать им полномочия, которые в принципе, с моей точки зрения, несущественны, но могут принести пользу, чтобы в одном месте в шестьдесят четыре раза больше не было нагрузки на судью, чем в другом, как сказал Владимир Васильевич? Вот мне лично непонятно, почему комитет не идёт навстречу в очевидном вопросе. Докладчик очень конкретно сказал: в шестьдесят четыре раза больше нагрузка на одного судью, чем на другого. И мы противимся, чтобы не дать возможности назначить ему двух помощников вместо одного. Тут же другого вопроса нет: финансирование федеральное, то есть региональное, аппарата. Спасибо. ИСКУЖИН Р. К. Спасибо, Николай Васильевич, за вопрос. Я хотел бы ответить исходя из своей практики и из анализа законопроекта. Действующий закон "О мировых судьях..." однозначно обеспечивает систему деятельности мировых судей. Речь идёт о нагрузке только на мировых судей, других вопросов нет. Порядок формирования количества судебных участков и числа судей на территориях тех или иных субъектов Федерации относится к ведению и самих субъектов, но за базовый взят стандарт от пятнадцати до двадцати трёх тысяч населения на одном участке. Но я однозначно сказал, что вопрос стоит не о постоянной нагрузке, динамичной, а о возникающей. Эта нагрузка может быть в каком-то месяце больше, а в каком-то, наоборот, меньше на данном судебном участке. Поэтому говорить, что и этот вопрос надо отдать в ведение субъектов Российской Федерации, чтобы органы местной власти по-своему интерпретировали... определяли, что на территории, например, центрального района какого-то субъекта, где расположены все органы власти, вместо одного участка и конкретного мирового судьи, который, может быть, не устраивает органы власти, будет два мировых судьи, один из которых отвечает интересам законности, а второй действует по усмотрению местной власти, наверное, будет не совсем объективно и правильно. Нарушение этой системы приведёт к снижению качества рассмотрения, решений, приговоров мировых судей, к их субъективизму. Комитет полагает, что ныне действующий закон, регламентирующий количество судебных участков и число мировых судей, деятельность судов в целом, в корне отвечает всем потребностям населения, которое там проживает. Более того, если мы беспокоимся о нагрузке, я уже сказал, что эта нагрузка может быть и сейчас местными органами власти субъектов изменена. Если мировой судья ушёл в отпуск, его нагрузка перекрывается соседним мировым судьёй, как показала практика, или привлекается мировой или федеральный судья, который находится в отставке. Если население на участке превышает норму в двадцать три тысячи человек, скажем, на пятьсот, шестьсот или тысячу человек, там органы власти субъекта могут образовать два участка, и это будет в соответствии с законом. Более того, мы сами были участниками того, когда, учитывая нагрузку, сняли часть гражданских дел, которые были подведомственны мировым судьям, и передали их в компетенцию федеральных судов. То есть государство в нашем лице этот процесс регулирует, тем самым обеспечиваются единообразие и законность рассмотрения всех категорий дел этими институтами судебной власти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос был только один. Пожалуйста, присаживайтесь, Рамиль Кабирович. Есть ли желающие выступить? Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, родоначальник парламента и первых законов Солон говорил, что закон должен быть прост и понятен и ремесленнику, и землепашцу, и аристократу. В данной ситуации, конечно, вопрос более глубокий, но мне кажется, что автор поправки очень доходчиво пояснил, что как раз ныне действующая система - комитет настаивал, что она якобы объективна и справедливо регулирует, - привела к тому, что разница в нагрузке двух судей - в шестьдесят четыре раза. Вы вдумайтесь: это же не в один, не в два, а в шестьдесят четыре раза! Второе. Я думаю, те, кто проводит приёмы граждан, наверное, видят динамику: спальный район - это одна специфика вопросов, район частных подворий - совсем другая специфика вопросов, и там, как правило, мировые судьи будут загружены по межевым спорам в первую очередь во много раз больше. Третье. Мы с вами должны учитывать и то, где больше зарегистрировано коммерческих организаций и юридических лиц, а где - частных предпринимателей. И мне кажется, что мы здесь упорствуем понапрасну. Почему? Потому что, ещё раз подчёркиваю, система мировых судей финансируется по двум каналам. С другой стороны, мы должны понимать, что система судебная в принципе у нас единая, и я уверен, что ни один субъект Федерации без предложения областного, республиканского суда не принимает решение о том, чтобы произвольно где-то нарезать, где-то урезать, всегда это идёт, как правило, при прямом участии или судебного департамента, или областного суда. Поэтому мне кажется, что нам всё-таки надо внимательнее прислушиваться и в этой части к инициативам субъектов. Точно так же, как когда мы с вами упраздняем или организовываем новые участки по предложению субъектов, надо и здесь - просто критерии расширить. Но если у нас перегруз идёт... Я вот по Ростову-на-Дону знаю: есть самый большой район, в котором более двухсот тысяч жителей, Ворошиловский, но это спальный район, там всего пять предприятий, и всё, и есть Кировский район, в котором все административные здания, но он частный по своей сути - там ветхое жильё, дурдом, "ромашка", там по двенадцать семей прописано в каждой квартире. Поэтому я предложил бы поддержать этот законопроект, а в систему критериев расчёта нагрузки ввести и количество рассматриваемых судебных дел в интервале пяти или трёх лет, срока, на который мы назначаем мирового судью. Мы будем поддерживать эту инициативу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не хотели бы высказаться? Есть ли желание выступить с заключительным словом у докладчика и содокладчика? Пожалуйста, несколько минут у вас есть. ЗОЛОТЫХ В. В. Я хотел бы отреагировать на те замечания, которые содокладчиком были здесь изложены относительно того, что была снята проблема с нагрузкой, когда был снижен критерий с тридцати до двадцати трёх тысяч. Проблему это не решило, наоборот, увеличило диспропорцию. Почему? У нас в Ростовской области было пять районов с численностью населения от двадцати трёх до двадцати шести тысяч. Там работал один мировой судья, ему хватало работы. Когда критерий стал от пятнадцати до двадцати трёх тысяч, нужно было по два участка сделать в этих районах, где одному было работы достаточно, и стало по двое судей там. И вот в этих пяти районах на десять мировых судей ложится такая же нагрузка, какая ложится на одного мирового судью в Ростове. Почему говорят о том, что будут какие-то субъективные критерии подхода к образованию судебных участков и должностей мировых судей, которые, мол, будут работать как-то вне закона? Это обоснование совершенно мне непонятно. Я ещё раз хочу обратиться с просьбой внимательно рассмотреть наш законопроект и наши доводы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание высказаться у представителей президента и правительства? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 00 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9% Проголосовало против 12 чел.2,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 71 чел. Не голосовало 379 чел.84,2% Результат: не принято Не принято.