Заседание № 23
О проекте федерального закона № 986111-7 "О внесении изменений в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 3 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 16-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 3 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Александра Евсеевича Хинштейна. Пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается подготовленный к третьему чтению законопроект, который вносит изменения в законы об информации. Этот закон направлен на наведение порядка в сети "Интернет". Он дополняет существующие сегодня возможности досудебной блокировки запрещённой информации такими важными новеллами, как блокировка сайтов, на которых распространяются и предлагаются к продаже подложные и поддельные документы - паспорта, военные билеты, водительские удостоверения и, что для сегодняшнего времени очень важно, поддельные ковид-справки. Кроме того, законопроект, подготовленный к третьему чтению, также вносит ряд изменений в законодательство, связанное с единой биометрической системой. Я хотел бы ответить коллегам, которые увидели в этой инициативе попытку "большого брата" взять под контроль всё происходящее в государстве, что все внесённые изменения, которые мы предложили, реализуются во исполнение поручения Президента Российской Федерации. И все они направлены на то, чтобы максимально защитить биометрические данные граждан Российской Федерации и их персональные данные - эта задача является одной из приоритетных для работы комитета по информационной политике, которую мы, безусловно, продолжим в следующем году. Коллеги, комитет просит вас эту очень важную инициативу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, кто хотел бы по мотивам от фракции высказаться? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Боярский Сергей Михайлович. Подготовиться Матвееву Михаилу Николаевичу. БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Александр Евсеевич очень подробно доложил. Конечно, закон нужно принимать. Я хочу ещё раз остановиться на очень важном моменте. Нам всем поступают сигналы о том, что в Интернете предлагается купить QR-код, купить справку о вакцинации и другие документы, освобождающие от обязанностей и предоставляющие права. В данной правовой конструкции у нас, точнее, у Генеральной прокуратуры будет возможность внесудебно, досудебно блокировать такие сообщения, и в этом смысле нам больше всего нужна скорость принятия решений. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Матвеев Михаил Николаевич. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, у нас наведение порядка в Интернете зачастую происходит путём внесения в законодательство таких обтекаемых норм, под которые можно подтянуть сразу всё. Смотрите, в данном законопроекте говорится об информации, содержащей обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, и об организации, деятельность которой запрещена. Что это значит? Правильно ли я понимаю, что если завтра какая-нибудь организация, которая квалифицируется у нас как запрещённая и специализируется на расследованиях про дворцы различных чиновников, выпустит очередной фильм и гражданин поставит лайк, что можно назвать словом "нравится", то это уже будет оправданием соответственно экстремистской деятельности? Далее. Мы говорим о том, что у нас биометрические данные будут защищены, но мы создаём единую биометрическую систему, которая будет заниматься сбором, обработкой и передачей уже биометрических данных граждан, а не просто персональных данных различным организациям, включая силовой блок. Вот вчера я в магазине стоял и женщина на кассе возмущалась ростом цен перед Новым годом. Продавец - пожилой нерусский мужчина, возможно узбек. Она ему говорит: "Ну ничего, Новый год закончится - цены упадут". На что он ей отвечает: "Нет, не упадут, они упадут только тогда, когда Сталин придёт". Помолчал немножко и говорит: "А он придёт". Вот, Александр Евсеевич и остальные коллеги, я призываю вас задуматься над тем, почему этот человек думает, что Сталин придёт, и что это означает в плане понимания людьми вот той ситуации, того, что происходит у нас в стране. Сегодня лайк под расследованием о коррупционных каких-то приобретениях наших чиновников будет считаться экстремисткой деятельностью, а завтра вот такое высказывание будет считаться экстремизмом. Фракция КПРФ данный закон поддерживать не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Николаевич. Переходим к голосованию. Ставится на голосование законопроект, 16-й вопрос повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 24 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 16 чел.3,6 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 22
О проекте федерального закона № 986111-7 "О внесении изменений в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 3 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Рассматривается 31-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 3 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Александра Евсеевича Хинштейна. Пожалуйста, Александр Евсеевич. С места. Микрофон у вас работает, просто вы его спрятали. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается подготовленный ко второму чтению законопроект № 986111-7 "О внесении изменений в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 3 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законопроект был принят в первом чтении 9 марта текущего года с наименованием "О внесении изменения в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Законопроектом предлагается расширить перечень информации, доступ к которой может быть ограничен на основании решений генерального прокурора или его заместителей, добавив информацию, содержащую обоснование или оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую. К законопроекту поступило пять поправок, все они рекомендуются комитетом к принятию. Механизм ограничения доступа к информации дополняется также случаями ложных сообщений об актах терроризма, случаями распространения предложений о приобретении поддельных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей. Кроме того, предлагаются к принятию поправки, которые направлены на реализацию указания президента и предусматривают ряд новаций, связанных с функционированием единой биометрической системы. На основании изложенного, уважаемые коллеги, комитет предлагает утвердить таблицу поправок № 1 и рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором чтении и в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Евсеевич. Уважаемые коллеги, есть замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 23 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 14 чел.3,1 % Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Ставится на голосование законопроект, вопрос 31. Второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 56 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 15 чел.3,3 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Александр Евсеевич, вы будете предлагать рассмотреть законопроект в третьем чтении? Включите микрофон Хинштейну. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, комитет просит включить третье чтение законопроекта в завтрашнюю работу палаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений в отношении предложения завтра рассмотреть в процедуре третьего чтения законопроект? Нет возражений. Поддерживается предложение, Александр Евсеевич.
Заседание № 343
О проекте федерального закона № 986111-7 "О внесении изменения в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Докладывает Андрей Геннадьевич Альшевских. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект, который мы сейчас будем обсуждать в первом чтении, разработан нашей Комиссией по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. Хочу обратить ваше внимание на то, что под данной законодательной инициативой подписались представители всех четырёх фракций, которые присутствуют в этом зале. В настоящее время в статье 15-3 Федерального закона "Об информации..." уже предусмотрен механизм, по которому Генпрокуратура вместе с Роскомнадзором оперативно ограничивает доступ к материалам, содержащим призывы к экстремизму и терроризму. Своей же инициативой мы фактически совершенствуем меры по борьбе с противозаконными публикациями. В случае если вы поддержите данный законопроект, руководство Генпрокуратуры, генпрокурор и его заместители смогут быстро, оперативно добиваться блокировки информации, которая содержит не только призывы, но и оправдание экстремизма и терроризма, что немаловажно. Сейчас, чтобы запретить такого рода материалы, требуется в среднем два месяца (от суда до внесения в соответствующий список). Объясняя актуальность инициативы, сошлюсь на данные непосредственно Роскомнадзора. Так, летом прошлого года руководитель ведомства Андрей Липов встречался с президентом и в своём выступлении отметил, что за 2019 год среди запрещённых материалов печально лидировали именно сведения экстремистского толка. Обратите, пожалуйста, особое внимание на показательные цифры: всего за 2019 год было выявлено 530 тысяч запрещённых материалов, 208 тысяч из них были экстремистского и террористического толка. Наша комиссия неоднократно находила подтверждения тому, что к подобным материалам прикладывали руку представители иностранных государств и в первую очередь своей аудиторией они выбирали молодое поколение, навязывая им свою картину мира. Статистика неумолимо подтверждает мои слова. По данным Генпрокуратуры, 449 человек за 2019 год совершили преступления экстремистской направленности и половина из них, а именно 230 человек, младше 30 лет, есть даже подростки. За примерами далеко ходить не надо: иностранные СМИ неоднократно выпускали материалы о незаконных публичных мероприятиях, оправдывали деятельность одной из сект и многое другое. Противодействовать подобным деструктивным силам - наша прямая задача как законодателей, поэтому наш законопроект направлен не только на повышение безопасности информационного пространства, но и на предотвращение радикализации несовершеннолетних. Добавлю, что данный законопроект полностью отвечает целям Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утверждённой указом президента. Его концепцию поддерживает Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в Российской Федерации. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Геннадьевич. С содокладом выступает Сергей Михайлович Боярский. БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Андрей Геннадьевич очень подробно изложил суть предлагаемых изменений. Вопрос вроде бы технический, но по сути он очень важный. Мы в комитете внимательным образом инициативу рассмотрели и считаем, что оправдание и обоснование экстремистской деятельности - это деяние не менее опасное и деструктивное, чем призывы к ней, которые уже можно блокировать во внесудебном порядке. Поэтому авторы и предлагают дополнить этот перечень, что мы считаем важным и правильным. Комитет предлагает поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Скруг Валерий Степанович, пожалуйста. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Андрей Геннадьевич, уважаемый Сергей Михайлович! Очень правильный законопроект, особенно в части повышения безопасности информационного пространства для несовершеннолетних, которые являются наиболее уязвимой частью нашего населения. Законопроект предусматривает блокировку интернет-ресурсов, которые распространяют подобную информацию. Скажите, а можем мы в законопроекте предусмотреть и уголовную ответственность, и экономическую ответственность для физических лиц, которые распространяют такую информацию, в том числе и через порталы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Альшевских включите микрофон. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Спасибо за вопрос. Мы, как говорится, можем, имеем право выходить с законодательной инициативой. Если такое предложение будет, то при подготовке ко второму чтению мы можем его рассмотреть, но я хотел бы сказать, что это предмет другого законопроекта. Ваше предложение имеет право быть, и если оно будет, то мы с удовольствием его рассмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Зайцев Максим Сергеевич. ЗАЙЦЕВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Андрей Геннадьевич, одной из основных проблем при применении дистанционных электронных технологий в дистанционном обучении школьников стало появление контента в Интернете в так называемых всплывающих окнах, там проходила информация и о совершённых преступлениях, и реклама казино, групп смерти, ну и так далее. Будет ли такой контент блокироваться в соответствии с принимаемым законом? И подпадут ли под действие предлагаемых норм паблики в мессенджерах типа "WhatsApp", "Telegram" и других? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Геннадьевич Альшевских, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Максим Сергеевич, спасибо за вопрос. Я хотел бы обратить ваше внимание, что у нас уже подробно расписано, какие материалы подвергаются блокировке и удалению. Я хотел бы обратить ваше внимание, что это не совсем предмет данного законопроекта. Почему? Потому что данным законопроектом мы всего лишь даём возможность генпрокурору и его заместителям быстро, оперативно реагировать на появление запрещённой информации. Эта информация всё равно будет удалена, но либо её удалят через два месяца, либо её удалят сразу. Как говорится, дорога ложка к обеду, и чем меньше эта информация будет, извините за выражение, болтаться в Интернете, находиться на интернет-ресурсах, на страничках в Интернете, тем будет лучше. То есть мы всего лишь даём возможность быстро, оперативно реагировать. А то, о чём вы сказали, это точно так же мы готовы рассмотреть, если появится законодательная инициатива или предложение ко второму чтению. Готовы рассмотреть и обсудить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня к Андрею Геннадьевичу вопрос. Уважаемый Андрей Геннадьевич, дело в том, что обоснование, оправдание экстремистской деятельности - это, по сути, экстремистский материал. Нам же предлагается дать право прокурору до вынесения решения суда о признании материала экстремистским блокировать его. Чем будет руководствоваться прокурор, в данном случае генеральный прокурор, точнее, его замы? Хватит ли у них ресурсов, потому что мы всё больше и больше их нагружаем разного рода правами по внесудебному ограничению? Ну и самое главное: что будет, если потом, в итоге этот материал не будет признан экстремистским? Какую ответственность понесёт, например, прокурор или его заместитель? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Альшевских включите микрофон. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Алексей Владимирович, сначала хотел бы обратить ваше внимание на то, что есть заключения на данный законопроект, в том числе и Генпрокуратура его поддержала. Это на предмет того, справится ли Генпрокуратура с новыми полномочиями. Это первое. Второе, по поводу случая, если, как вы говорите, будет принято ошибочное решение. Уважаемые коллеги, выскажу сугубо своё мнение. Я думаю, неправильно, когда мы в этом зале, рассматривая законодательные инициативы и полномочия или дополнительные полномочия государственного органа власти, априори пытаемся обвинять в неправильности рассмотрения и принятия того или иного решения. А что касается ответственности, ну, будут с вашей стороны предложения - давайте вносите, и будем обсуждать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Я не вижу. Нет желающих выступить. Тогда нет и необходимости в заключительном слове. Законопроект ставится на голосование, это пункт 18 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 19 сек.) Проголосовало за 365 чел.81,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.