Заседание № 77
27.02.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 98592-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за нарушение срока и порядка рассмотрения обращений граждан).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3174 по 3384 из 5014
Переходим к обсуждению пункта 19 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад депутата Государственной Думы Виктора Алексеевича Казакова. Пожалуйста, Виктор Алексеевич. Включите микрофон. КАЗАКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект предполагает внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает ответственность за нарушения государственным органом, органом местного самоуправления или соответствующим должностным лицом конституционного права граждан Российской Федерации на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также за нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" лица, виновные в нарушении данного федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Вместе с тем действующее законодательство Российской Федерации не содержит норм, устанавливающих ответственность за нарушения государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица именно в сфере реализации гражданами Российской Федерации права на обращение в указанные органы. В связи с этим представляется целесообразным дополнить главу 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьёй 5.57, предусматривающей административную ответственность за нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Прошу принять данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Алексеевич. Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые депутаты! Мы абсолютно согласны с важностью поднимаемой автором темы, так как право граждан на обращение имеет конституционный статус и в действующей Конституции имеется по этому поводу отдельная статья. Кроме того, действует в настоящее время и Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а принятый нами ещё в 2002 году новый Гражданский процессуальный кодекс не только инкорпорировал ранее наработанные нормы в этом вопросе, но и весьма существенно их развил в специальной главе - главе 25. Также необходимо отметить, что в 2007 году постановлением Правительства Российской Федерации были внесены изменения в Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и в Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Постановлением уточнены административные процедуры по работе с обращениями граждан, более чётко прописаны процедуры продления сроков рассмотрения обращений (сейчас это отнесено к полномочиям руководителя, а не его заместителя). Сегодня мы отмечаем, что органы власти стали включать нормы, регулирующие работу с обращениями граждан, в инструкции по делопроизводству, и большинство федеральных органов совершенно правильно относят рассмотрение обращений граждан к государственной функции. И конечно, всё это будет во многом способствовать формированию эффективной демократической системы исполнительной власти. Многие органы государственной власти настолько продвинулись в этом направлении, что включают в свои регламенты и положения, регулирующие аналитическую работу с обращениями граждан. Но что при всём при этом я бы ещё отметил? Политические права в целом и право на обращение в частности являются средством реализации народовластия, поэтому можно выделить четыре компонента понимания права на обращение: правозащитное, правообеспечительное, социально-психологическое и публично-властное. И исходя из этого вытекают три функции, которые выполняет институт обращений: правозащитная, информационная и коммуникационная. Вы вполне резонно можете спросить меня: зачем я всё это говорю? А для того, уважаемые коллеги, чтобы отразить, что работа с обращениями граждан - это не механический процесс: направил, получил, отправил. Это крайне сложный и тонкий процесс. Исходя из компонента понимания и вида функции должны определяться и задачи тех или иных органов власти, управления и должностных лиц. Мы ведь уже достаточно чётко понимаем, что при развитом правопорядке каналы поступления обращений граждан в органы госвласти выстраиваются по отраслевому принципу, а если правопорядок не развит, то большая часть обращений направляется лицу, которое, по мнению граждан, обладает возможностью принимать решения, то есть, образно говоря, правителю. И многие граждане пока ещё довольно широко понимают полномочия высших должностных лиц и членов парламента, в том числе депутатов Государственной Думы, направляя им обращения практически по всему тематическому спектру, даже по вопросам, к примеру, касающимся решений судов. Полагаю, изложенного уже достаточно, чтобы утвердиться во мнении, что одиночное и одностороннее воздействие на решение этого вопроса не будет состоятельным, тем более что предлагаемый законопроектом вариант, по сути, создаёт ситуацию "жалоба на жалобу" и тем самым происходит лишь эскалация напряжения, а не решение самого вопроса. В связи с этим нет надобности в установлении предлагаемой ответственности, её и так немало - от дисциплинарной до уголовной. А вообще-то, лучше всего, конечно, работать с кадрами, как следует работать, а не формировать режим грубого воздействия, который, к сожалению, на стратегический результат не работает. С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует вам, уважаемые депутаты, рассматриваемый законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Есть ли у депутатов вопросы к докладчику и содокладчику? Пока вижу одного желающего. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Виктор Алексеевич, вот вы, как автор законопроекта, ответьте, пожалуйста. Если в администрацию президента или к губернатору поступила жалоба, - а, как вы знаете, подавляющую часть этих жалоб в глаза не видят ни губернатор, ни президент, отвечает чиновник, - кто в данной ситуации ответчик: президент или руководитель отдела по работе с письмами? Аналогичная система не только у губернатора, но и мэра и других. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, Виктору Алексеевичу Казакову микрофон. КАЗАКОВ В. А. К сожалению, сложилась такая система, когда действительно первые руководители зачастую не видят этих обращений и их автоматически готовят руководители отделов писем и подписывают замы. Я полностью удовлетворён тем перечнем прав руководителей муниципальных образований, государственных органов, которые они могут применить к своим подчинённым, недобросовестно выполняющим эту работу, но меня не удовлетворяет то, что этими правами слишком редко пользуются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Больше вопросов нет, присаживайтесь, Александр Петрович. Есть ли желающие выступить? Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. Включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я, с вашего позволения, с места. Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! На самом деле поднятая проблема сегодня актуальна, как никогда. Почему? Потому что, к сожалению, высшие должностные лица не выполняют даже вот тот усечённый закон о работе с письмами и обращениями: они, как правило, отвечают формально или отвечает, так сказать, восьмая вода на киселе. Поэтому мне кажется, что правильнее бы было принять поправку не в административный кодекс, а в закон о работе с письмами и обращениями граждан, там прописать в специальном разделе ответственность за невыполнение работы с обращениями граждан. Возьмём для примера наши депутатские запросы. Я убеждён, что многие в этом зале, те, кто работает по обращениям граждан и посылает запросы, зачастую удивляются или полученным ответам, или тому, кто их подписал. Сегодня вот такая практика в правительстве (с административной реформой поборолись, так сказать, вместо одного заместителя, коим был Жуков у Фрадкова, сейчас семь заместителей, из которых два первых): пишешь первому заместителю, а получаешь ответ от руководителя департамента непонятного, который в принципе комплексно не может эту проблему даже воспринять, не говоря о том, чтобы по существу ответить. Мне кажется, что это в первую очередь связано с разрушением вообще отраслевого управления в правительстве. У нас сегодня многие министерства представляют из себя мини-правительство, здесь за каждую отрасль отвечают три - пять человек, зачастую не работавших ни дня в отрасли в качестве министра. Я думаю, что эта же ситуация - у нас ведь всегда смотрят наверх, а наверху так безответственно относятся к работе с обращениями - проецируется на регион и тем более на муниципалитет и поселение. Поэтому мы поддерживаем эту инициативу, хотя считаем, что ко второму чтению её надо конкретизировать и ужесточить меры наказания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик и содокладчик просят слова? Пожалуйста, Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Николай Васильевич, вы говорите об ответственности высших должностных лиц и разрушении отраслевого управления. К сожалению, это инерционный подход к решению этой проблемы. Он связан с той информацией, которую несла в своё время статья 6 Конституции, когда была направляющая и руководящая сила, которая, так сказать, воспринимала весь объём обращений граждан по любым вопросам, и по правоохранительной системе, и по судебной системе, и по работе отраслей народного хозяйства. Сегодня вся беда как раз в том, что мы совершенно не понимаем, - даже мы, депутаты Государственной Думы, не говоря о других, - что должны работать по коммуникационной схеме. И если бы мы об этом задумались, тогда таких запросов и поручений, которые мы сегодня готовим в правительство, министрам, просто не было бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Представители президента, правительства? Нет. Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять рассматриваемый законопроект в первом чтении? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 36 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 92 чел. Не голосовало 358 чел.79,6% Результат: не принято Законопроект отклонён в первом чтении.