Заседание № 352
14.04.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 985268-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения косвенной продажи недвижимости посредством иностранных компаний".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3216 по 3539 из 4311
26-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения косвенной продажи недвижимости посредством иностранных компаний", приоритетный законопроект фракции КПРФ. Доклад Михаила Викторовича Щапова. Пожалуйста. ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я начну с того, что процитирую один популярный интернет-ресурс юридической компании, где клиентам обещают помочь в продаже российской недвижимости через офшоры. Вот что там пишут: "Оформление недвижимости через офшорную компанию очень популярно как для бизнес-проектов, так и для частных лиц. Во-первых, при помощи офшора владеть объектом недвижимости можно анонимно, и не нужно будет объяснять органам налоговой службы, откуда взялись деньги. Во-вторых, когда активами владеет иностранная фирма, никто не сможет отжать, рейдерские атаки не будут иметь успеха, и не важно, это частный дом или завод. Ну и в-третьих, приятный бонус - это оптимизация налогов при продаже недвижимости или сдаче объектов в аренду". То есть мы имеем дело с общепринятой схемой, в которой основной целью является сохранение анонимности владельцев, а приятным бонусом - уклонение от налогов. Предложенный законопроект направлен на то, чтобы лишить хотя бы какую-то часть продавцов и покупателей указанного "приятного бонуса". Цель законопроекта - дальнейшая деофшоризация экономики, повышение контроля за сделками с недвижимостью и увеличение доходной части бюджета за счёт налогообложения тех операций, которые проводятся уже сейчас, но мы их не видим. Его задача - ввести в легальное поле и подвести под налогообложение практику, когда продаётся не имущество, а владеющая им иностранная компания, находящаяся зачастую в ошфоре. В результате таких сделок, как было сказано, наша страна теряет налоговые поступления, так как продажа акций иностранной, как правило, офшорной компании другой такой же компании зачастую не облагается налогами на офшорной территории. Сделка по продаже акций иностранной компании не влечёт за собой необходимости регистрации смены собственника, подобные сделки, как правило, регулируются иностранным законодательством, их рассмотрение относится к юрисдикции иностранных судов, об этом также говорится в приведённом мною объявлении. Кроме того, фактический переход контроля над недвижимым имуществом от одного лица другому происходит скрыто, поскольку реальный собственник приобретаемого имущества, бенефициар офшорной компании, не фигурирует в документах купли-продажи данного имущества, и, как мы видим, для многих это главное преимущество. Мы с вами прекрасно понимаем, что такие сделки проводятся в том числе для того, чтобы скрыть коррупцию и взяточничество. Согласно действующему законодательству доходы, полученные от продажи акций организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, расположенного в России, должны облагаться налогом на прибыль по ставке 20 процентов, однако налог должен уплачиваться только в случае, если покупателем акций такой российской организации является другая российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в России через постоянное представительство. В случае если покупателем акции является нерезидент, не имеющий постоянного представительства в России, взыскать налог в настоящее время невозможно. Таким образом, сейчас в законодательстве проблема уклонения от налогов при совершении таких сделок решена лишь частично. Для того чтобы полностью исключить возможность такого уклонения, мы предлагаем пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса дополнить подпунктом 3 о том, что налогом облагается в этих случаях недвижимое имущество, находящееся на территории России, которым владеет иностранная организация. При этом предлагаем установить, что, когда покупателем акций или долей таких организаций выступает иностранная организация, не имеющая представительства в нашей стране, налог удерживается за счёт стоимости продажи недвижимого имущества. В результате осуществления сделок по такой форме происходит фактическое установление контроля над недвижимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации, и появляется необходимость выплатить налог 20 процентов в соответствии с законодательством России в федеральный бюджет. Мы изучили замечания правительства, Счётной палаты, комитета и готовы поработать над ними ко второму чтению. Предлагаю поддержать данный законопроект в первом чтении и лишить "приятного бонуса" и анонимности хотя бы какую-то часть налоговых уклонистов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Айрата Закиевича Фаррахова. Пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Михаил Юрьевич очень подробно изложил концепцию, законопроект направлен на решение проблемы, касающейся косвенной продажи недвижимости и возникающей в международной практике налогообложения. Комитет по бюджету и налогам рассмотрел представленный проект федерального закона. Его концепция не поддерживается по следующим основаниям. Предполагается распространение юрисдикции Российской Федерации в сфере налогообложения на совершаемые на территории иностранных государств сделки с акциями (долями) российских организаций, являющихся собственниками находящегося в Российской Федерации недвижимого имущества. Источником выплаты дохода признаётся иностранная организация, получившая доход от реализации акций (долей), при этом устанавливается, что удержание налога будет производиться за счёт доходов от реализации недвижимого имущества, однако в законопроекте не определён правовой механизм взыскания и реализации имущества, указанного в законопроекте, в случае если уплаты не происходит. Кроме того, поскольку в случае заключения сделки по реализации акций российских организаций между иностранными юридическими лицами в иностранной юрисдикции источник выплаты дохода на территории Российской Федерации не создаётся, удержание налога в этой ситуации российскими налоговыми органами не представляется возможным. Налогообложение в этом случае может предусматриваться в рамках соответствующих договоров, международных соглашений о налогообложении, в заключении которых в последнее время мы принимаем участие очень и очень часто. Также хотелось бы отметить, что обязанность по уплате налога на имущество организаций холдинговые, субхолдинговые иностранные организации несут в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, а налог на имущество - это императивная норма Налогового кодекса - поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации. Исходя из изложенного и с учётом того, что Правительство Российской Федерации и Счётная палата, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не поддерживают представленную редакцию, концепцию данного проекта федерального закона, Комитет по бюджету и налогам предлагает его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Айрат Закиевич, странно слышать из ваших уст, что вы против того, чтобы дополнить доходную часть бюджета законным способом. Вот не могли бы вы привести пример ещё одной страны, где существуют такие же преференции нерезидентам? ФАРРАХОВ А. З. Глубокоуважаемый Николай Васильевич, хочу ещё раз подчеркнуть, что Комитет по бюджету и налогам в своём заключении высказал позицию в отношении концепции, того, каким образом вы предлагаете изымать эти доходы. Мы не согласны с концепцией и считаем, что это невозможно. Что касается другого, в том числе вашего вопроса, это не относится к заключению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Айрат Закиевич, ну понятно, что эти изменения затронут в том числе иностранные компании, непосредственно владеющие российской недвижимостью, когда непосредственно там зарубежные владельцы меняются и так далее. Но ведь сегодняшняя налоговая система позволяет нам всё это внимательно изучить, чтобы под раздачу, как говорится, не попали те компании, о которых вы тут говорили в своём выступлении. И нельзя ли нам всё-таки поправить этот законопроект ко второму чтению, если у вас есть такие опасения (а я как-то не заметила, чтобы они были обоснованными, эти опасения), и всё-таки принять этот закон? Сегодня, вы сами понимаете, очень серьёзная проблема с уходом от налогов, и в данном случае мы как раз эту ситуацию можем исправить этим законопроектом. ФАРРАХОВ А. З. Глубокоуважаемая Вера Анатольевна, я, как и весь комитет по бюджету, безусловно, очень много делаем, работаем над повышением уровня доходов. И самый главный вопрос непосредственно по концепции, которая была представлена коллегой Щаповым, состоит именно в том, что не определён правовой механизм взыскания и реализации имущества в случае неуплаты налогов. На наш взгляд, данное направление необходимо развивать, и оно активно развивается в части международных соглашений о налогообложении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый Айрат Закиевич, мне кажется, вот мы и подошли к сути той дискуссии, которая возникла с утра, о чиновнике и его имуществе за рубежом, хотя я могу и ошибаться. У меня следующий вопрос. Вот действия - а я бы назвал их махинациями, - которые происходят с недвижимостью в данном случае, где чаще всего совершаются? На Кипре, в Испании - или кто-то в Монголии хочет купить себе побольше недвижимости? Вот какая страна охотно идёт с Россией на подобные сделки? ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Игорь Юрьевич, ваш вопрос не касается обсуждаемого законопроекта. Если вы настаиваете, я подготовлю справку по вашему вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скруг Валерий Степанович. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Михаил Викторович, вот сегодня хорошо ответил Айрат Закиевич о том, что нет механизма, и мы это в комитете рассматривали. Но вот скажите, какой механизм вы предлагаете для компаний, которые вышли на IPO? Как вы сможете, когда свободно котируются акции, их ограничить или как-то их налогом обложить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Щапову включите микрофон. ЩАПОВ М. В. Спасибо за вопрос. В данном случае, я думаю, здесь правоприменители, в частности налоговые органы, должны выработать механизм, который не повредит компаниям и даст возможность всё-таки взыскать те налоги, которые должны платиться в бюджет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!.. Уважаемый Айрат Закиевич, я вас уважаю, как высокого профессионала, но в данном случае вы выступили адвокатом не тех людей, с моей точки зрения. У меня уже есть такая справочка, и вам могу дать: 96 крупнейших акционерных компаний России за год вывозят только дивидендов 3,2 триллиона рублей. Получается, что у нас большая часть вертикально интегрированных структур по факту не являются российскими, добывая здесь, перерабатывая здесь и не уплачивая здесь большей части налогов, платя мизерную заработную плату, понимаете? И в данной ситуации вы же, как человек, который понимает, о чём говорит, прекрасно знаете, что во втором чтении, если мы с вами захотим, мы можем любой механизм отработать. Я вам могу привести примеры, когда во втором чтении толщина законопроекта увеличивалась в 10 раз или вносили проект на 17 страницах, а в итоге получалось 340. Поэтому, с моей точки зрения, аргумент, что там какого-то механизма нет, не выдерживает никакой критики. Это первое. Второе. Вы не ответили на мой второй вопрос. Вы не сможете в Евросоюзе - ни во Франции, ни в Германии, - в Великобритании тем более или в США делать то же, что делают с нами. Не сможете, потому что вы не сможете без заземления на территорию осуществлять деятельность, понимаете? Мы вам первые маленькие шажочки предлагаем, а вы говорите: невозможно. Почему? Потому что у нас, к сожалению, всё законодательство, вопреки указу президента о деофшоризации, сегодня работает на людей офшорного мышления, в том числе в этом зале, и, к сожалению, получается, что идёт защита офшорной олигархии, вместо того чтобы ущемить её аппетиты или хотя бы заставить вернуть капиталы и работать в России. И неправильно отвергать чью-то серьёзную проработку, не предложив своей. Я согласился бы, если бы вы пришли и сказали: у вас неправильное, сырое, недоработанное, а мы, вот смотрите, какое хорошее предложили. Но вы же ничего не предлагаете, говорите, что всё это неправильно, плохо и что мы не услышали на заседании комитета чего-то. Да на заседании комитета мы многого не слышим, но для этого есть два первых чтения, по Регламенту мы можем два раза проводить первое чтение; более того, после первого чтения можем даже референдум объявить - многие этого не знают, но в Регламенте это записано. После первого чтения мы с вами можем провести "круглые столы", парламентские слушания для углубления, расширения понимания, привлечь широкий круг людей, сведущих в этом вопросе. Мне кажется, аргументы комитета не выдерживают критики. Если вы за деофшоризацию, то, чтобы перед посланием президента хоть один пунктик выполнить, я предлагаю поддержать законопроект товарища Щапова. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ооржак Мерген Дадар-оолович, пожалуйста. ООРЖАК М. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Многоуважаемый Александр Дмитриевич, прошу прощения, не сработала кнопка "Выступление". От фракции. Комитет по бюджету и налогам достаточно подробно рассмотрел данный вопрос, и хотелось бы отметить, что, помимо того что не предложен механизм реализации положений данного законопроекта, органы государственной власти субъектов Российской Федерации также не поддерживают принятие рассматриваемого проекта федерального закона. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Нет. Правительства? Нет. Докладчик? Пожалуйста, Щапову включите микрофон. ЩАПОВ М. В. Уважаемые коллеги, хочу поблагодарить за дискуссию по данному законопроекту. Многие высказанные замечания можно отработать в рамках второго чтения, в частности отработать с налоговыми органами механизм взыскания, они у нас довольно-таки успешно взыскивают подобные налоги. Но главное, что показала эта дискуссия, мы все настроены на то, чтобы деофшоризация экономики носила реальный характер и работала на благо страны. Мы сегодня не услышали веских аргументов в пользу того, что представленный законопроект работает на какую-то иную цель, кроме как на повышение надёжности нашей экономической системы и на защиту наших национальных интересов, на укрепление нашего государства. Поэтому прошу коллег-депутатов проголосовать за этот законопроект, чтобы продолжить над ним работать в рамках второго чтения. Мы готовы это сделать как в сотрудничестве с депутатами других фракций, так и совместно с налоговой службой и иными заинтересованными органами власти. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Фаррахову включите микрофон. ФАРРАХОВ А. З. Комитет по бюджету и налогам отмечает концептуальную проблему, которая есть в представленном варианте регулирования. Очень большая работа проводилась и проводится совместно с правительством в рамках законодательства о контролируемых иностранных организациях и о стратегии деофшоризации, о которой уже было сказано, поэтому мы не поддерживаем данную концепцию и считаем, что в ней нет принципиального решения поставленного вопроса. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения косвенной продажи недвижимости посредством иностранных компаний", пункт 26. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 21 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 105 чел. Не голосовало 345 чел.76,7 % Результат: не принято Не принимается.