Заседание № 309

22.07.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 985175-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" (в части уточнения понятия экстремистской деятельности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4834 по 4970 из 6887
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1         
Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".            
                                                                                
Василий Иванович Пискарёв.                                                      
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и    
противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предложенный вашему          
вниманию законопроект принят нами во втором чтении вчера, 21 июля сего года.    
Напомню, что законопроект содержит правовой механизм, обеспечивающий            
реализацию конституционных положений о том, что Россия защищает свой            
суверенитет и территориальную целостность. Все попытки посягать на              
территорию, отчуждение территории будут признаваться экстремистской             
деятельностью со всеми вытекающими для этого правовыми последствиями для        
виновных лиц.                                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект полностью подготовлен для его принятия в        
третьем чтении, прошёл все необходимые экспертизы. Замечаний по нему не         
имеется. Просьба поддержать инициативу и проголосовать за законопроект в        
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Есть.     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, это важный законопроект, во всяком случае он преподносится   
как некое продолжение вот этих конституционных поправок, которые позволят       
привлекать к ответственности лиц, не признающих территориальную целостность.    
                                                                                
Я сразу скажу от фракции, что фракция КПРФ выступает категорически за           
территориальную целостность и, естественно, против любых призывов к её          
расчленению.                                                                    
                                                                                
Что меняется законопроектом? Законопроектом меняются слова "целостности         
Российской Федерации" на слова "территориальной целостности Российской          
Федерации... за исключением..." - и вот здесь, конечно, основной вопрос и       
возник - "...за исключением делимитации, демаркации, редемаркации". То есть,    
простым языком говоря, если вы призываете отдать Японии Курилы, просто          
призываете, значит, вы экстремист и вас можно привлекать к ответственности, а   
если вы призываете отдать Курилы в рамках заключения международного договора,   
как это уже было неоднократно (мы примеры приводили), значит, вы не             
экстремист, вы государственный деятель. Единственным механизмом, препятствием   
отчуждению территории Российской Федерации в рамках делимитации становится      
парламент Российской Федерации, на который, к большому сожалению, надежды       
нет. Можно вспомнить 2011 год и переданные 86 тысяч квадратных километров       
Норвегии - решение принималось в этом зале, можно вспомнить пенсионную          
реформу, которую до сих пор вспоминают наши граждане, костеря парламент         
Российской Федерации, и, может быть, правильно делают.                          
                                                                                
Ещё раз повторяю: механизм, который сегодня предлагается, он не абсолютный,     
он не позволяет гарантировать нашим гражданам неприкосновенность наших          
границ. И не зря во втором чтении мы внесли соответствующие поправки: мы        
предложили внести изменения в закон о референдуме и проводить обязательный      
референдум Российской Федерации в случае, если в результате делимитации и       
последующей демаркации или редемаркации отчуждается какая-то часть Российской   
Федерации, не важно какая - 10 квадратных километров, 20 или 1000 квадратных    
километров. Вынесите закон не только на обсуждение в парламенте, но и на        
обсуждение всего народа - если люди поддержат такое решение (в чём я сильно     
сомневаюсь), тогда оно вступает в силу. В противном случае мы не ограждены на   
будущее от таких ситуаций, как те, которые возникли в Хабаровском крае в 2004   
году и в 2011 году в Баренцевом море, от потери территорий Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
Мы внесём соответствующий законопроект - о внесении изменений в закон "О        
референдуме Российской Федерации", несмотря на то что профильный комитет        
отверг наши поправки во втором чтении. Мы надеемся, что все те, кто             
действительно является патриотом, кто действительно ратует за территориальную   
целостность Российской Федерации, за этот законопроект проголосуют.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Крашенинников Павел Владимирович, пожалуйста.             
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по              
государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Спасибо большое, особенно коллеге Куринному - всё-таки так меня не пустили бы   
на трибуну, а я вот этим воспользовался и хочу обратить внимание всех на то,    
что это первый закон, который прямо вытекает из Конституции Российской          
Федерации, точнее, из поправки, которую мы все, кстати, вносили.                
                                                                                
Теперь давайте вспомним про Конституцию, и не только про российскую. Что        
решает основной закон в любой стране? Он решает вопросы власти,                 
собственности, суверенитета и прав человека. Вот в данном случае это первый     
закон, который касается суверенитета. И конечно, в данном случае речь идёт о    
невозможности отчуждения российской территории. Мы можем очень много            
говорить, приводить различные примеры из нашей истории, когда действительно     
отчуждалась наша территория, - это происходило и в советское время, это         
происходило и в российское время, совсем недавно, это происходило и в период    
Российской империи. И я хочу сказать, что именно вот эта норма, которую мы      
сегодня принимаем, как и норма Конституции, это как раз запрещает. Вот те       
примеры, которые вы приводили, можно по-разному оценивать, но я хочу сказать,   
что в принципе здесь достаточно чётко об этом говорится.                        
                                                                                
Теперь что касается делимитации, демаркации, редемаркации. Это технические      
вопросы, и я, к сожалению... Вот даже показывают* - посмотрите! Мы специально   
написали, что такое делимитация: это определение положения и направления        
линии государственной границы в соответствии с соглашением. Дальше, мы вот      
предложили - покажите слайд, - что демаркацией является установление линии      
государственной границы на местности путём обозначения её пограничными          
знаками. И следующий слайд, пожалуйста, - редемаркация. Посмотрите, что это     
такое.                                                                          
                                                                                
Я думаю, что на самом деле говорю об этом только одному человеку, а все мы,     
остальные, конечно же, этот закон поддержим.                                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, все желающие выступить по мотивам высказались, ставится на             
голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1         
Федерального закона "О противодействии экстремисткой деятельности", пункт 14    
повестки дня.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              391 чел.86,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в третьем чтении.                                                   

Заседание № 308

21.07.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 985175-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" (в части уточнения понятия экстремистской деятельности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4311 по 4489 из 9050
35-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 1     
Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".            
Докладывает Василий Иванович Пискарёв.                                          
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Иван Иванович, коллеги! При подготовке законопроекта   
к рассмотрению во втором чтении поступило три поправки. Комитет рекомендует     
их отклонить, основания мы приводили в ходе разбирательств на заседании         
комитета. Соответственно, имеется одна таблица поправок № 2, которые мы         
рекомендуем отклонить, других предложений, замечаний и поправок не имеется.     
Просим поддержать решение профильного комитета, утвердить таблицу поправок и    
принять законопроект во втором чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович.                                
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть.                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Я прошу вынести на отдельное голосование все три поправки из     
таблицы № 2.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, других поправок в таблице нет, поэтому сразу     
переходим к рассмотрению поправок, вынесенных на отдельное голосование.         
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Куринному Алексею Владимировичу.         
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ категорически за                 
территориальную целостность нашей страны, однако мы считаем, что ряд            
положений данного законопроекта размывает как раз вот этот вопрос. В            
частности, поправкой 1 предлагается убрать исключения, то есть слова: "за       
исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы       
Российской Федерации с сопредельными государствами", - только в этих случаях    
не наступает ответственность по соответствующей статье. Мы считаем, что         
исключение вот этой нормы позволит сделать более чётким и понятным, что в       
Российской Федерации недопустимы никакие варианты отчуждения территорий.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По очереди рассматриваем поправки, Алексей                
Владимирович?                                                                   
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Да, по очереди.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.                              
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Неприемлемая         
поправка, поскольку в тексте законопроекта приводятся нормы, взятые из          
Конституции, - такие мероприятия, как делимитация, демаркация, редемаркация,    
являются разрешёнными мероприятиями, иное означало бы нарушение Конституции.    
Уважаемые коллеги, статья 15 Конституции предусматривает, что все законы,       
которые принимаются, должны строго соответствовать Конституции Российской       
Федерации. Таким образом, предложение влечёт за собой нарушение                 
основополагающего документа.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование поправка 1. Комитет против.                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за               51 чел.11,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     51 чел.                                          
Не голосовало                 399 чел.88,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Поправка 2 - пожалуйста, Алексей Владимирович.                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо. По поправкам 2 и 3 сразу, Иван Иванович.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Для того чтобы не допустить потери территорий Российской         
Федерации (как это произошло, например, в 2004 году в Хабаровском крае или      
как это произошло в 2011 году в Баренцевом море), когда на основании            
международного договора производится делимитация границ, последующая            
демаркация и, собственно, только голосами в данном случае парламента            
Российской Федерации утверждается это решение, предлагается внести              
соответствующие изменения в закон о референдуме: в случае если процесс          
делимитации и последующей демаркации будет сопровождаться территориальными      
потерями, по такому нормативному акту не только голосуют депутаты               
Государственной Думы и сенаторы Совета Федерации, он выносится на               
общероссийский референдум. Есть территориальные потери - выносится на           
референдум, дают люди, всё население Российской Федерации, добро на             
отчуждение территории - оно происходит. На наш взгляд, это более чёткая         
защита, чем просто доверие подобного рода функции парламенту Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета, Василий Иванович.            
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Иван Иванович, коллеги! Поправки 2 и 3 также           
неприемлемы, поскольку предлагается одной поправкой внести изменения сразу в    
два закона: в один закон - федеральный, это закон "О противодействии            
экстремистской деятельности", и в другой - в Федеральный конституционный        
закон "О референдуме Российской Федерации". Напоминаю, коллеги, что             
предлагается внести изменения в два закона, голосование по которым              
осуществляется по различным процедурам: если для принятия федерального закона   
требуется обычное большинство голосов (это статья 105 Конституции), то          
федеральный конституционный закон одобряется квалифицированным большинством,    
то есть двумя третями депутатов и тремя четвертями сенаторов Совета             
Федерации. В соответствии с Регламентом каждое голосование оформляется          
отдельным постановлением, невозможно одним голосованием оформить сразу два      
постановления. Фактически речь идёт о нарушении Регламента, нашего              
Регламента, а, как известно, Регламент является основой для формирования        
качественных законопроектов. Поэтому депутатам, которые вышли с поправкой,      
предлагается выйти непосредственно с отдельным законопроектом о внесении        
изменений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской         
Федерации". Собственно, это и было предложено во время рассмотрения данного     
законопроекта и поправок на заседании Комитета по безопасности и                
противодействию коррупции. В связи с этим, коллеги, просим поддержать решение   
профильного комитета и данные поправки также отклонить.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Переходим к голосованию.                                                        
                                                                                
Ставится на голосование поправка 2. Комитет против.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за               42 чел.9,3 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     42 чел.                                          
Не голосовало                 408 чел.90,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Ставится на голосование поправка 3. Комитет против.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за               38 чел.8,4 %                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     39 чел.                                          
Не голосовало                 411 чел.91,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Коллеги, все поправки рассмотрены, ставлю на голосование: принять               
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              377 чел.83,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    378 чел.                                          
Не голосовало                  72 чел.16,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении законопроект.                                      
                                                                                
Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                                      
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Просьба включить рассмотрение данного законопроекта в третьем    
чтении в порядок работы на завтра.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.                

Заседание № 306

14.07.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 985175-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" (в части уточнения понятия экстремистской деятельности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1798 по 2667 из 4488
20-й вопрос нашей повестки, проект федерального закона "О внесении изменения    
в статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской                
деятельности" (в части уточнения понятия экстремистской деятельности). Доклад   
Павла Владимировича Крашенинникова.                                             
                                                                                
Пожалуйста, Павел Владимирович.                                                 
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по              
государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! 4 июля вступили в силу        
поправки в Конституцию Российской Федерации, одобренные гражданами на           
общероссийском голосовании. Сегодня мы рассматриваем первый законопроект во     
исполнение обновлённой Конституции. Данный проект закона направлен на           
развитие важнейшей конституционной нормы о защите территориальной целостности   
нашей страны и запрете отчуждения территорий.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, это первый из сотни законопроектов, направленных на          
обеспечение новых конституционных положений, которые нам предстоит              
рассматривать. По поручению Президента Российской Федерации рабочая группа по   
подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию продолжает свою        
работу, в её задачи теперь входит мониторинг реализации конституционных         
изменений в федеральных конституционных и федеральных законах. Вместе с         
другими сопредседателями рабочей группы мы подготовили перечень из 100          
федеральных конституционных и федеральных законов, которые должны быть          
приняты во исполнение Конституции. Рабочая группа будет рассматривать           
законопроекты на предмет соответствия основному закону с учётом опыта           
подготовки поправок в Конституцию, также рабочая группа будет предлагать        
законопроекты для внесения.                                                     
                                                                                
Безусловно, и на это я хотел бы отдельно обратить внимание, на региональном     
уровне в первую очередь нужно будет менять уставы и конституции субъектов       
Федерации в соответствии с обновлённой Конституцией. Мы также рекомендовали     
бы регионам создавать рабочие группы с участием представителей юридической      
общественности и других общественных представителей, для того чтобы всё-таки    
текст был качественным и добротным.                                             
                                                                                
Что касается рассматриваемого законопроекта, то при его разработке мы           
исходили из положений, содержащихся в поправках в основной закон, в частности   
статья 67 была дополнена частью 2-1, где прямо говорится о том, что             
запрещается отчуждение части территории Российской Федерации, а также           
запрещаются призывы и действия, направленные на эту деятельность, - конечно,    
здесь возможны исключения, связанные с работами по определению границ с         
сопредельными государствами. Отчуждение, соответствующие призывы и действия в   
предлагаемом законопроекте приравниваются к экстремистской деятельности,        
такую поправку предлагается внести в закон "О противодействии экстремистской    
деятельности". После внесения изменений в данный закон мы представим вашему     
вниманию поправки в КоАП и в Уголовный кодекс, где будет предусмотрена          
соответствующая ответственность.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать в первом чтении данный законопроект.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Василия Ивановича Пискарёва.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Докладчик в    
своём выступлении подробно изложил концепцию данного законопроекта. Со своей    
стороны отмечу, что профильный комитет поддержал данную инициативу, мы          
считаем, что она имеет важное правовое значение для обеспечения безопасности    
и неприкосновенности границ нашей страны. Напомню, что согласно части 2-1       
статьи 67 Конституции "Российская Федерация обеспечивает защиту своего          
суверенитета и территориальной целостности. Действия... направленные на         
отчуждение части территории Российской Федерации... не допускаются".            
Предложенный вашему вниманию законопроект как раз и содержит правовой           
механизм, обеспечивающий реализацию данного конституционного положения.         
                                                                                
Вносятся изменения в статью 1 Федерального закона № 114-ФЗ "О противодействии   
экстремистской деятельности": предлагается уточнить формулировки,               
определяющие понятие экстремистской деятельности. То есть наряду с публичным    
оправданием терроризма, возбуждением социальной, расовой, национальной,         
религиозной или иной розни попытки нарушить территориальную целостность нашей   
страны также будут являться экстремистской деятельностью. И это, как вы         
понимаете, безусловно важно, объективно, справедливо и правильно. В случае      
принятия данного законопроекта понятийный аппарат закона № 114-ФЗ будет         
приведён в соответствие с нашей Конституцией, а предлагаемые законопроектом     
изменения позволят обеспечить неукоснительную реализацию новых                  
конституционных положений, что на сегодня является необходимым.                 
                                                                                
Кроме того, уважаемые коллеги, хотелось бы обратить внимание, что с данной      
инициативой полностью согласуется законопроект, который недавно был внесён      
коллегами - всеми членами думской комиссии по расследованию фактов              
вмешательства иностранных государств во внутренние дела нашей страны.           
Законопроектом предусматривается возможность оперативного реагирования и        
ограничения доступа к информации в Интернете, содержащей как раз обоснования    
или оправдания экстремистской деятельности. Более подробно об этом              
законопроекте я доложу вам при рассмотрении его в первом чтении.                
                                                                                
Таким образом, предлагается комплексный законодательный подход к исполнению     
конституционных требований по обеспечению безопасности и нерушимости границ     
нашей Родины. Замечаний по законопроекту не имеется.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать решение профильного комитета и принять      
данный законопроект в первом чтении.                                            
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                              
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос сразу к обоим докладчикам.                                        
                                                                                
По какому механизму производилось отчуждение части территорий Российской        
Федерации (в частности и в Хабаровском крае) в пользу Норвегии,                 
соответствующее перемещение границы в Баренцевом море, которое произошло? Как   
это называлось в правовом смысле?                                               
                                                                                
И второй момент. Можно ли в результате делимитации, демаркации фактически       
отчуждить сегодня Южные Курилы в пользу Японии, не прибегая к каким-то          
дополнительным процедурам? Вот именно в результате делимитации, демаркации,     
которую мы оставили, скажем так, за скобками в данном случае.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович. (Шум в зале.)             
                                                                                
Давайте предоставим возможность ответить на этот вопрос автору                  
законодательной инициативы - Павлу Владимировичу Крашенинникову.                
                                                                                
Коллеги, находящиеся рядом, не мешайте, пожалуйста. Серьёзный вопрос            
обсуждается. Мы с вами принимаем решение во исполнение поправок к               
Конституции, которые приняты общероссийским голосованием. Крайне важная тема.   
Неужели не интересно?                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Павел Владимирович.                                                 
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое, Вячеслав Викторович.                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас действительно есть исключение, и это исключение дано   
прямо в Конституции. И вообще этой нормы, я напомню, в первом чтении не было,   
эта норма была предложена на заседании рабочей группы, рабочая группа её        
поддержала, и мы знаем, что её не только поддержали граждане сопредельных с     
иностранными государствами регионов, но и вся страна. В итоге ко второму        
чтению эта поправка была внесена, и она сегодня есть, граждане её поддержали.   
                                                                                
Теперь что касается этих работ по установлению границ. Конечно же, речь идёт    
действительно об установлении самой границы. У нас есть достаточно много        
соглашений, ну не то что много, но вопрос урегулирован межгосударственными      
соглашениями, в соответствии с которыми производится урегулирование вот этих    
границ, а отбирать, - или, как тут прозвучало, "отчудить", да? - отчуждение     
территории в виде островов и так далее невозможно. Ну и теперь, конечно,        
общий подход к этой теме будет совершенно другой. У нас, если вспомним и        
конституционный процесс 1993 года, и предыдущие, было согласование              
государственными органами - и всё, к населению это никакого отношения не        
имело. Теперь мы впервые в истории нашей страны - не только в советский         
период, но и в период имперский и ранее, - впервые в российской истории         
устанавливаем такое ограничение. И теперь - вот будут внесены изменения и в     
КоАП, и в Уголовный кодекс, - даже если официальное лицо начнёт говорить или    
обсуждать отчуждение территории, уже будет налагаться ответственность.          
                                                                                
Так что то, о чём здесь речь идёт, вот это исключение - это технические         
моменты, связанные с установлением конкретной границы с конкретным              
государством.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                 
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Скажите вот ещё раз, если можно, что вы имели в виду, когда говорили, что мы    
территории страны отдали Норвегии? Это какой период? Что-то мы о таком не       
слышали. Ну это, так сказать, к слову.                                          
                                                                                
Ну а что касается делимитации, демаркации, редемаркации - это некие             
технические мероприятия, которые основываются на выравнивании границы путём     
заключения соглашения между государствами. Это мировая практика, и это не       
имеет никакого отношения к отчуждению территории нашей страны.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Владимирович, ответьте, какое         
отчуждение территории Российской Федерации вы имели в виду, говоря о том, что   
её передали...                                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Ну, речь идёт о передаче нескольких тысяч гектаров в             
Хабаровском крае. Это было, конечно, уже достаточно давно, но всё-таки этот     
процесс произошёл.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. О Норвегии спрашивал вас Василий Иванович.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. По Норвегии - это в Баренцевом море. Были соответствующие        
соглашения, которые были заключены уже...                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какие соглашения?                                         
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Я уточню тогда дополнительно и передам.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, пожалуйста, исходите из норм закона.   
Если вы хотите заниматься здесь популизмом... За это можно понести              
ответственность - вы зачем провоцируете эту повестку, зачем? Меньше слов -      
меньше срок. Вы сейчас сами на себя наговариваете. У нас никто не отбирает      
права взять и спросить: решение от такого-то числа номер такой-то - как его     
трактовать? Это наше право. Но мы же сами многие разговоры провоцируем! Наши,   
российские политики - фамилии можно назвать - публично заявляли о               
необходимости расчленения России! Вот для них теперь - они сразу должны         
понимать - ответственность появляется, до десяти лет. Для американских          
политиков, которые мечтали о нашей стране, тоже появляется ответственность: в   
случае приезда в нашу страну они могут быть арестованы, да и можно требовать    
их экстрадиции сюда. Это конкретные, действенные меры по защите нашего          
суверенитета. И хотелось бы в первую очередь обратиться к представителям        
оппозиционных партий: у нас с вами страна одна (партийные интересы могут быть   
разные). Один раз страну уже потеряли, и особенно те, кто сейчас пытается       
камни кидать в Конституцию, должны понимать: вы несёте ответственность за       
развал страны, раз взяли на себя вот это тяжёлое бремя преемственности КПСС.    
Там всё было - и хорошее, и плохое. И развал страны был. Вот мы сейчас хотим,   
чтобы это не повторилось, поэтому давайте здесь будем едины. А вы сейчас        
начинаете размывать: а здесь вот как, а здесь?.. Эдак! Этому конец положен.     
Ни Сахалина, ни Курил! Что сказал президент про уши осла? Вот пускай ждут те,   
кто мечтает.                                                                    
                                                                                
Так, коллеги? Чего молчим-то? (Аплодисменты.) Всё копаемся... Докопаемся!       
Откуда пришёл Козырев? Шеварднадзе откуда пришёл? Все члены ЦК! Кто             
раздавал-то?..                                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, к вам, так же как к академику         
Кашину, это не имеет отношения, вы инженер, но, увы, это было в нашей           
истории. И сейчас мы должны как монолит быть в вопросах суверенитета,           
невзирая на разницу значков и партий, об этом речь идёт. Давайте эту тему       
закроем и будем понимать: поставил под сомнение или с призывом выступил -       
всё, иди отвечай. Страна одна, Родина одна, нет у нас другой! А у кого два      
паспорта - иди из власти, занимайся бизнесом, туда-сюда езди. Но работай на     
нашу страну!                                                                    
                                                                                
Зайцев Максим Сергеевич, ЛДПР.                                                  
                                                                                
Вот сейчас ЛДПР должна поддержать: это их мечта была. Жалко, нет Владимира      
Вольфовича.                                                                     
                                                                                
ЗАЙЦЕВ М. С., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Вячеслав Викторович, мы одна из первых политических сил, которая в 90-х годах   
заговорила о необходимости присоединения Крыма и Севастополя к России.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот правильно.                                            
                                                                                
ЗАЙЦЕВ М. С. Тем не менее в настоящее время в Интернете, в том числе в          
социальных сетях, публикуются рассуждения на тему незаконного присоединения     
Крыма и принадлежности его Украине, ну, в том числе некоторыми лицами, и        
весьма известными лицами, которые считают себя политиками.                      
                                                                                
Вопрос в следующем: будут ли такие высказывания подпадать под действие          
рассматриваемого законопроекта?                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо за вопрос.                                               
                                                                                
Конечно. Такие действия, безусловно, в случае принятия этого закона будут       
подпадать под действие закона о противодействии экстремизму. Повторю (об этом   
уже сказал автор и я сказал в своём докладе), что все призывы, а также          
действия, направленные на отчуждение территории нашей страны, - а Крым, без     
комментариев, является нашей страной - будут считаться экстремистскими.         
Формально это будет нарушением закона и, соответственно, как любая иная         
экстремистская деятельность, будет пресекаться по закону, для этого у нас       
предусмотрена и административная, и уголовная ответственность. Более того, я    
вот сегодня обозначил законопроект, который внесла думская комиссия по          
противодействию иностранному вмешательству (мы считаем это вмешательством       
иностранных государств в дела нашей страны), и этот законопроект позволяет      
блокировать ресурсы, которые оправдывают или пропагандируют экстремистскую      
деятельность, то есть механизм предлагается. Вот сегодня тоже механизм          
предлагается. Будут ещё предлагаться новые законопроекты по защите              
безопасности и суверенитета страны - просьба включаться в работу. Фракция       
ЛДПР у нас в комиссии представлена уважаемым человеком - Деньгиным Вадимом      
Евгеньевичем, он в курсе ситуации, можно к нему обратиться и предложить         
какие-то свои мысли по этому вопросу. Ну, собственно, у меня всё.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Владимирович Лебедев.                   
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.     
                                                                                
Уважаемый Павел Владимирович, я просто хотел уточнить формулировку, которую     
мы используем, поскольку заседания комитетов у нас не проходят и возможности    
спросить не было. Вот если буквально прочитать статью предлагаемого             
законопроекта, где написано, что происходит замена на слова "и (или)            
нарушение территориальной целостности Российской Федерации...", а также         
внимательно вслушаться в слова уважаемого Василия Ивановича Пискарёва о том,    
что любые попытки нарушить территориальную целостность будут признаваться       
экстремистской деятельностью, то возникает вопрос: а как в связи с этим быть    
с призывами о присоединении к Российской Федерации определённых территорий?     
Ведь что присоединение, что отчуждение, по логике, является нарушением          
территориальной целостности нашего государства. Как в этой ситуации поступать   
с людьми, которые будут призывать к присоединению к Российской Федерации        
каких-либо территорий?                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников, автор       
законопроекта.                                                                  
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Я сразу хочу сказать, Игорь                
Владимирович, тут, вообще-то, профильный - комитет по безопасности. Я не        
помню, чтобы вы туда переходили, оставайтесь у нас. Мы хоть и дистанционно,     
но проводим заседания комитета.                                                 
                                                                                
Что касается данного законопроекта. Извините, пожалуйста, но я ещё раз хочу     
нашим коллегам сказать: мы именно для того и принимаем поправки в закон о       
противодействии экстремизму, в КоАП, в Уголовный кодекс, чтобы этого не было,   
не было ни у кого никакой мысли даже какие-то острова, какие-то территории      
передавать. Я просто говорю, что впервые в нашей стране такая норма в           
Конституции появилась, и мы сейчас эту норму развиваем в отраслях нашего,       
отечественного законодательства.                                                
                                                                                
Теперь что касается (у меня уже спрашивали) понятий "приобретение" и            
"отчуждение" - знаете, есть такие понятия, это разные понятия. Здесь мы         
говорим про отчуждение. И в данном случае я бы на это так и ответил. Что        
такое действия, направленные на отчуждение, - это у нас есть не только в        
государственном праве, это есть и в гражданском праве, есть и в                 
административном, и так далее. Здесь для меня лично нет никаких вопросов. В     
данном случае мы говорим именно о действиях, вернее, даже не о действиях, а о   
правонарушениях - это действия конкретных лиц, занимающихся организацией,       
занимающихся переговорами, пытающихся выставить себя какими-то официальными     
лицами или, может быть, даже и являющихся официальными лицами, но тем не        
менее эти лица занимаются тем, что производят вот такие действия по             
отчуждению территории. Там будет уголовное наказание, тяжкое. Это одна          
история.                                                                        
                                                                                
И вторая история - это призывы. Вот в отношении призывов мы предлагаем, чтобы   
была преюдиция: в первый раз - административное наказание, во второй раз -      
уголовное наказание. Я бы вот так ответил на этот вопрос. Ну а к КоАП, к УК и   
к УПК мы подойдём чуть попозже, я надеюсь, в ближайшие время внесём. Мы ждём    
ответа правительства. Верховный Суд нам уже дал отзыв, правительство, я         
надеюсь, в ближайшие часы отзыв даст, следовательно, мы в ближайшее время эти   
поправки внесём и, конечно же, здесь с вами обсудим.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, в вас говорит цивилист в первую       
очередь. И конечно, вы правильно говорите, что это разные понятия. Мы говорим   
об отчуждении и обсуждаем это понятие.                                          
                                                                                
Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич.                                      
                                                                                
Что, Николай Васильевич, вы опять?                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно, вы правильно говорите.                         
                                                                                
Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич.                                      
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Павел Владимирович, у меня вопрос немного пересекается с предыдущими, но тем    
не менее. У нас есть одна из федеральных партий, которая в своих                
декларативных документах заявляет, что не признаёт волеизъявление жителей       
Крыма, и считает, что Крым не является территорией Российской Федерации. Вот    
скажите, пожалуйста, деятельность данной политической партии будет подпадать,   
будет относиться к экстремизму со всеми вытекающими последствиями -             
приостановкой деятельности, ликвидацией данной политической партии?             
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое за вопрос. Вы знаете, мы с вами всё-таки    
здесь творим нормы права, а нормы права должны быть универсальными, они         
должны работать для всех. И если какая-то конкретная организация, какие-то      
конкретные люди призывают к отчуждению территории, тогда в отношении            
конкретной организации, конкретного человека конкретный суд будет принимать     
соответствующее решение. Я вот так ответил бы на этот вопрос. Как-то кого-то    
рекламировать или наоборот я бы здесь не стал.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Василий Иванович.                             
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. С учётом важности вопроса, коллеги, и для понимания скажу, что   
на сегодняшний день в Уголовном кодексе есть институт, нормы, которые           
позволяют привлекать к ответственности лиц, совершивших преступление за         
пределами нашей страны, если это преступление направлено против интересов       
нашего государства. Так что если действия, направленные на отчуждение           
территории нашей страны, - в итоге это будет признано уголовно наказуемым       
деянием - будут осуществляться за границей, то формально и неформально,         
юридически правоохранительные инстанции имеют право возбудить уголовное дело    
против такого гражданина, пусть он даже и не наш гражданин и это не на          
территории нашей страны, и провести в отношении него эффективное                
расследование...                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно.                                                
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. ...с предложением выдать его нашей стране для принятия в         
отношении его мер судебного реагирования. Независимо от места совершения        
преступления, если оно совершено против нашей страны, правоохранительная        
система может проводить расследования, а суды - выносить приговоры.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это хорошее дополнение, Василий Иванович. Оно особенно    
касается наших украинских коллег. Заявления в отношении Крыма, которые они      
будут делать, повлекут за собой наказание по законам Российской Федерации. С    
одной стороны, мы сможем потребовать их экстрадиции к нам в страну, с другой    
стороны, в дальнейшем им также будет предъявлено обвинение. Возможно, многие    
горячие головы остудит принятие этого закона, они поймут, что это очень         
серьёзно наказывается. Поэтому, коллеги...                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Любые, Николай Михайлович, любые представители любого     
государства, будь это Украина, или страны Прибалтики, или Соединённые Штаты     
Америки. Сделал заявление в отношении России, в отношении части её территории   
- всё, подпадает под уголовную ответственность сразу после принятия этого       
закона, и мы имеем право требовать экстрадиции. Мы эти вопросы в любом случае   
не оставим без внимания, и, сколько бы ни прошло времени, всё это потом им      
аукнется. Мы защищаем свою целостность, территорию свою защищаем, теперь это    
норма прямого действия Конституции, и в развитие этой нормы уже вносится        
изменение в законодательство Российской Федерации.                              
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие.                                 
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Рыжак Николай Иванович.                                                         
                                                                                
Коллеги, вот в данном случае мнение Николая Ивановича крайне важно, потому      
что его предыдущая работа - на службе нашей стране. Думаю, вам будет            
небезынтересно это услышать.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Николай Иванович.                                                   
                                                                                
РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Конституцией впервые         
преодолевается государствообразующий вакуум, и вот как раз этот законопроект    
является одним из первых, направленных на преодоление этого вакуума.            
                                                                                
Совсем недавно небезызвестная Виктория Нуланд опубликовала своё выступление.    
Они очень озабочены как раз вот усилением государственно-патриотической         
ориентации нашего народа и единения с государственной линией президента         
страны, и статья так и называется: "Оградить Путина от народа". Понятно, на     
кого направлена эта статья и чем она вызвана. В своём выступлении госпожа       
Нуланд пытается обратить, вернуть нас к временам холодной войны, она сейчас     
мобилизует как раз - я буду выступать ещё по законопроекту о некоммерческих     
организациях - все силы, которые могли бы опять преодолевать... и единый        
фронт борьбы с Россией должен быть во главе угла политики Соединённых Штатов    
и мирового сообщества. С потерей морального лидерства Соединённые Штаты тоже    
остро почувствовали вот этот вакуум и сейчас всё делают для того, чтобы         
компенсировать утрату политических позиций.                                     
                                                                                
Вспомним ещё заявления ответственных государственных деятелей из Соединённых    
Штатов. Помните, что госпожа Олбрайт говорила? Мол, слишком велика страна,      
слишком несметные богатства у страны, слишком агрессивна её идеология,          
слишком цементирующим оказывается влияние страны на мировое сообщество, на      
его мнение - и вот выстраивается новый фронт. Мы должны противостоять этому     
фронту и всё сделать для того, чтобы вот эти нормы были закреплены в            
Конституции, чтобы они должным образом ретранслировались в наше                 
законодательство. Я другого мнения, другого выхода просто не вижу здесь. Мы,    
полагаю, будем едины в поддержке этой законодательной инициативы и, думаю,      
всё сделаем для того, чтобы попытки госпожи Нуланд и ей подобных были           
обречены на неудачу.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович.                                
                                                                                
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР.                           
                                                                                
Приготовиться Куринному Алексею Владимировичу.                                  
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Для начала хочу дать справку. То, о чём         
говорил депутат Куринный, - это Договор между Российской Федерацией и           
Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в    
Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. В результате Норвегия получила     
более 80 тысяч квадратных километров территории, где имеются довольно большие   
запасы углеводородов. Мы это здесь обсуждали, и было очень много вопросов на    
эту тему: зачем, как и почему?                                                  
                                                                                
Что касается Хабаровского края, опять же этот вопрос был, это касалось          
передачи Китаю острова Даманский и острова Тарабаров. Вот сидит Антошкин        
Николай Тимофеевич, он принимал участие в тех боевых действиях.                 
                                                                                
Недавно я встречался с врачами и спросил: "Вы принимали участие в               
голосовании?" - "Да, принимали". - "Какая поправка больше всего понравилась?"   
- "О нерушимости границ". - "А вы её читали?" Мялись-мялись и говорят: "Нет,    
не читали". Так вот, коллеги, что было и что будет. Данный законопроект не      
меняет ничего, за одним маленьким исключением: как было в законе о              
противодействии экстремизму написано о нарушении территориальной целостности,   
так и будет написано, только теперь добавляют "за исключением делимитации,      
демаркации, редемаркации". Как проходит эта процедура? Ведь никто не будет      
спорить, что, когда осуществлялась передача Китаю острова Даманский, это было   
отчуждение нашей территории.                                                    
                                                                                
Кстати, об ушах, про которые Вячеслав Викторович упомянул, - это касается       
Пыталовского района, на него претендует Латвия, которая в 1920 году по          
Рижскому договору получила эти территории. А на Кёнигсберг - Калининград        
по-нашему - претендует Германия. И у нас есть ещё определённые вопросы.         
                                                                                
Так вот, после принятия данного закона, уважаемые коллеги, вполне возможно,     
что все спорные территории, - не дай бог в страшном сне увидеть подобные        
вещи! - все спорные территории, начиная от Курильских островов и заканчивая     
Калининградом... Кстати, казахи (Казахстан я имею в виду) тоже имеют            
претензии - на Оренбург. Вот все эти вещи будут именно в таком порядке          
выполнены: сначала договор наверху, после этого на карте идёт делимитация,      
после этого мы с вами всё утверждаем здесь, в Думе, и потом идёт демаркация     
границы. Так вот этим законопроектом, уважаемые коллеги, по моему мнению -      
оно может отличаться от вашего, - мы как раз и выводим тех, кто с помощью       
делимитации, демаркации теоретически сможет отдать наши территории.             
                                                                                
Несколько лет назад я лично вносил законопроект, по которому вообще не          
обсуждается передача Курил Японии. Этот законопроект до сих пор лежит в         
комитете, никто его не собирался принимать. А вот теперь в Уголовном кодексе    
это всё останется, но там ведь сроки-то уголовного наказания небольшие: всего   
четыре года, если это просто выскажешь, и пять лет, если в СМИ. Но вот те       
люди, которые будут это всё пропагандировать посредством передачи территорий,   
ответственности не понесут, поэтому я за этот законопроект голосовать не        
буду!                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение фракции не озвучили. Или вы лично выступали?       
Лично. Понятно.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, ну, прежде всего, фракция КПРФ всегда         
выступала против любых призывов, попыток расчленения территории нашей страны,   
и в данном случае наша позиция абсолютно чёткая, она не меняется. В первом      
чтении мы законопроект поддержим, но то, о чём говорил Сергей Владимирович,     
безусловно, заслуживает внимания, и в рамках подготовки ко второму чтению мы    
всё-таки просим представить нам информацию: допустимо ли в рамках делимитации   
и последующей демаркации отчуждение наших Южных Курил в принципе? Надо          
закрыть эту лавочку полностью и прекратить все разговоры о том, что кто-то      
кому-то передаст под какие-то экономические обещания и всё прочее. Южные        
Курилы - это территория Российской Федерации, это всегда была и будет           
территория Российской Федерации, никакие иные толкования невозможны, это        
должно быть закреплено абсолютно чётко.                                         
                                                                                
Что касается договоров. Да, мы тоже нашли этот договор о разграничении          
морских пространств: в 2011 году в этом зале 311 голосов было отдано за то,     
чтобы отдать 80 тысяч квадратных километров, богатейшие территории, Норвегии,   
а сегодня там обнаружились и месторождения соответствующие, и рыбные запасы,    
и всё остальное. Такое недопустимо в рамках той цели, которую мы с вами         
поставили и о которой мы сегодня говорим, недопустимо отдать хоть краешек       
какой-то!                                                                       
                                                                                
Есть территориальные претензии к нам и у Латвии, есть и у Казахстана. У         
Российской Федерации сегодня 61 тысяча километров - граница с разными           
странами и 7,5 тысячи - с Казахстаном, эта граница ещё толком и не проведена,   
так, на глазок, приблизительно что-то выстроено. Ну, я пока не вижу никаких     
особенных, скажем так, проблем именно с Казахстаном, но факт остаётся фактом.   
                                                                                
Позволяет ли процесс предварительной делимитации и последующей демаркации       
отчуждать уже по закону, получается, территорию Российской Федерации? Эту       
лазейку необходимо закрывать, мы настаиваем на этом. Просим представить         
соответствующую информацию фракции: допустимо это или недопустимо и по каким    
правовым механизмам это может совершаться? И в случае, если это допустимо,      
необходимо ко второму чтению убрать любые допущения, любые возможности          
отчуждения части территории Российской Федерации, под какими бы благими         
целями это ни преподносилось: экономическое развитие, польза для населения -    
и такие доводы у нас тоже есть сегодня в части Приморского края и всего         
остального. Это недопустимо! Территория Российской Федерации едина,             
территория Российской Федерации неделима, и никто не имеет права ни             
призывать, ни отчуждать (хоть это не очень красивое слово), ни какими-то        
другими действиями ставить под угрозу целостность нашего государства.           
                                                                                
И безусловно, наказание за это должно быть самое серьёзное. В США за это дают   
пожизненное заключение, ну а у нас десять лет... Это чёткое понятие             
суверенитета, это то, что мы с вами должны здесь закрепить. Ну а прятать        
голову в песок и говорить, что этого не было... Было. К сожалению, был и 2004   
год - Хабаровский край, к сожалению, был и 2011 год - Норвегия, были            
соответствующие потери территории Российской Федерации, это было. И наша        
задача - чтобы такие случаи никогда больше в истории Российской Федерации не    
повторялись.                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
Ну, уважаемые коллеги, всё-таки для чистоты отношений. У нас что получается?    
Сейчас, когда мы этот вопрос рассматриваем, Алексей Владимирович встаёт и       
говорит: вы это сделали, вы это сделали - мы не позволим вам. Красиво звучит,   
красиво. У каждой партии есть своя история: есть история у КПСС, а вы, КПРФ,    
правопреемница КПСС; есть у партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Самое большое количество    
отчуждённых земель - в итоге правления КПСС. И когда сегодня вы говорите об     
этом, вы для чистоты отношений скажите, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ", получив            
большинство, сделала всё для того, чтобы российская территория приросла. Да,    
это так. Вы это всё размываете, перечёркиваете, а мы, большинство, сидим и      
смотрим. Послушайте, у нас что осталось от Советского Союза? Какая партия       
была правящей? Это всегда будет с вами, и поэтому вы здесь не пытайтесь         
переворачивать. Не надо, коллеги! (Аплодисменты.)                               
                                                                                
Мы что тут сидим молчим-то? Вы что сидите молчите? Пожалуйста, вы по ведению    
сейчас выступите.                                                               
                                                                                
Друзья мои, это будет с вами всегда. Некогда могучий Советский Союз вы          
разрушили - молодцы...                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А кто же? Если вы взяли на себя обязанность быть          
правопреемниками, тогда несите и хорошее, достижения... Вы как говорите?        
Космонавт в космос полетел - это достижение партии Советского Союза. А страну   
потеряли - это чьё "достижение"? На народ, на рядовых членов, что ли,           
перепихнёте это всё? Вот не надо!                                               
                                                                                
Мы исходим из того, что наша страна сегодня приросла, мы исходим из того, что   
интересы граждан и государства - приоритет президента. А кто подарил Крым и     
Севастополь, кто подарил?! Вот просто взял и подарил. Кто? Генсек Хрущёв. Вы    
выйдите сюда и покайтесь, покайтесь за это. (Аплодисменты.) Понимаете, о чём    
речь идёт?                                                                      
                                                                                
Чего сидим молчим? Сидите - и не изберётесь, потому что вот такие выйдут и с    
трибуны вам скажут про соринку, бревна не замечая в своём глазу.                
                                                                                
А теперь, пожалуйста, по ведению.                                               
                                                                                
Коломейцеву включите микрофон.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, вы были бы правы, если бы не нарушали 46-ю       
статью нашего Регламента, и не надо комментировать выступления. Вон в           
президиуме, в зале сколько бывших членов КПСС сидит - поднимите руки. Вот кто   
разрушил Советский Союз, вот это и есть предатели, которые разрушили            
Советский Союз!..                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, мы работали каждый на своём месте,    
а партийная бюрократия... Я работал преподавателем, не был в партийной          
бюрократии, а партийная бюрократия предала идеалы марксизма-ленинизма и         
страну, рвали партийные билеты - и потеряли из-за этого государство. Вот вам    
сейчас и говорю об этом, чтобы мы больше ничего не потеряли. Вы работали        
инженером, так же как Кашин, академик, а вот партийная бюрократия, видите, к    
каким привела результатам?                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так они все из вашего музея.                              
                                                                                
Пожалуйста, Исаев Андрей Константинович по ведению.                             
                                                                                
ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что председатель имел полное право сделать     
замечание. Со стороны фракции КПРФ звучат такие обвинения, как обвинение в      
предательстве, и тому подобное, в связи с этим важна та историческая справка,   
которую дал Председатель Государственной Думы, мы полностью его поддерживаем.   
(Аплодисменты.) Мы также помним о том, что беловежское соглашение было          
ратифицировано Верховным Советов, а большинство депутатов принадлежало к        
Коммунистической партии Российской Федерации, - это объективная реальность.     
(Аплодисменты.)                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, по ведению - Харитонов Николай Михайлович.                          
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной     
политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.                   
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я попрошу этот словесный      
блуд остановить. Почему? (Шум в зале.)                                          
                                                                                
Помолчите минутку! Я все путчи, все перевороты пережил, могу долго говорить с   
этой трибуны.                                                                   
                                                                                
Правопреемником Советского Союза юридически является Российская Федерация,      
Россия. У нас, сидящих в этом зале, одна партия - родная земля, и все туда      
уйдём, хотелось бы позже. Всё остальное, остальные партии - это блуд, чтобы     
выделиться, проявить себя. Одна партия - родная земля, успокойтесь все!         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте поддержим Николая Михайловича, он        
абсолютно прав. (Аплодисменты.) И это здравый голос из рядов фракции КПРФ.      
Надо не только поддержать, а надо руководствоваться тем, что он сказал, - у     
нас одна родная земля, поэтому не надо опять нас брать и делить по партиям,     
когда речь идёт о стране.                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Шхагошев Адальби Люлевич.                                           
                                                                                
ШХАГОШЕВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Откровенно говоря, не хотелось очень глубоко уходить в историю, но, наверное,   
иначе не получится. Хотя, вообще, это не очень далеко, я буду говорить о        
современных моментах, о современной истории, может, о самом современном         
моменте, когда реально хотели забрать наши земли, это всё, к большому           
сожалению, происходило. Не обижайтесь, но раз уже такой спор пошёл у нас с      
левыми: если бы распада СССР не было, то международный терроризм на Северный    
Кавказ не пришёл бы, сто процентов, искренне вам об этом говорю.                
(Аплодисменты.)                                                                 
                                                                                
Далее. Что они сделали, когда пришли? В начале 90-х никто не верил, что они     
реально могут построить там террористическое государство, что они               
действительно рассчитывают захватить там земли. Но после событий в Сирии у      
нормальных, адекватных, умеющих анализировать ситуацию людей не должно          
оставаться сомнений в том, что террористы хотели построить там своё             
террористическое государство. Вы что, думаете, это шутки были? В зале сидят     
представители Чеченской Республики, Кабардино-Балкарии, которую я               
представляю, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Ингушетии, Дагестана в        
конце концов - они вам расскажут, какая ситуация там была, хотели террористы    
забрать часть территории или просто побуянить немного, пострелять и уйти. Вам   
что, мало официальных заявлений, которые появляются сейчас в Сети, со стороны   
эмиссаров Басаева, Хаттаба, других? Они говорили о том, что они хотели          
построить там террористическое государство. Свежи должны быть в памяти          
события в Беслане и Будённовске, большие трагедии. Сейчас про это целые         
фильмы сняли. Они открыто и откровенно признавали, что федеральная власть       
настолько ослабла в 90-х, после того как СССР не стало, что в начале 90-х       
вперемешку правили страной и либералы, которые пришли, и коммунисты, которые    
остались и не совсем преданы были, - и когда террористы в этом убедились, то    
сказали: "Да, мы будем строить своё террористическое государство".              
                                                                                
И напоминаю, воли недостаточно, нельзя только за счёт воли сегодня строить и    
защищать огромную страну Россию. Именно воля в 1999 году, когда пришёл в        
качестве премьер-министра ныне действующий глава... Только тогда в              
республиках Северного Кавказа поверили, что на самом деле, скорее всего, нас    
не отдадут, скорее всего, мы останемся в составе Российской Федерации, потому   
что это не было просто заявлениями из Москвы, из Кремля - вблизи взрывающихся   
бомб, в нескольких сотнях метров главнокомандующий отдавал команды и принимал   
решения. Так должен действовать человек, который хочет защитить свою            
территорию. Вот как всё было! (Аплодисменты.)                                   
                                                                                
И сегодня в "ЕДИНОЙ РОССИИ"... (Микрофон отключён.)                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, время.                              
                                                                                
ШХАГОШЕВ А. Л. Спасибо.                                                         
                                                                                
Сегодня в "ЕДИНОЙ РОССИИ" никто категорически не сомневается в                  
бескомпромиссности позиции по отстаиванию своей территории. Я понимаю, почему   
Крашенинников говорит, что это первый законопроект из ста. Да потому что,       
если мужчина, человек не может защитить собственный дом, собственную землю,     
свои шесть-семь соток, а тем более российскую территорию, которая реально       
является привлекательной страной, привлекательными землями... Что, думаете,     
Гитлер зря пошёл на нас, международные террористические организации зря хотят   
этого? Нет, не зря, но они, конечно, чувствуют сейчас силу власти. Только       
воля может быть на настоящий момент, на текущий момент. Потом воли может и не   
быть, поэтому должна быть система и территория такой страны, как Россия,        
должна конституционно защищаться. Вот, собственно говоря, о чём идёт речь в     
этой поправке.                                                                  
                                                                                
В самом конце скажу, что надо просто быть достаточно адекватными, когда мы      
говорим о нашей стране. Она всё равно ещё остаётся самым большим домом. Мы      
знаем о том, что 15 союзных республик ушли, они сегодня суверенно               
развиваются, но они сегодня с нами, они с нами идеологически, и только          
потому, что они видят, каким образом развивается Россия, они хотят, чтобы так   
было и дальше, потому что на их земли претендуют сегодня и идеологически        
тоже. Имейте в виду, с Россией воюют не только с оружием в руках, нам всегда    
приходится на два фронта защищаться - это идеологическая борьба и,              
естественно, военная, и, чтобы всё это выдержать, народ должен чувствовать,     
что он защищён. Поверьте, никаких социальных гарантий, которые имеют            
важнейшее значение, которые присутствуют сегодня в поправках, ни защиты нашей   
истории, мы ничего этого не сможем обеспечить, если не скажем, что территория   
просто неприкосновенна. На этом и стоим.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Адальби Люлевич.                                 
                                                                                
Пожалуйста, по ведению - Нилов Ярослав Евгеньевич, фракция ЛДПР.                
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Спасибо, Вячеслав Викторович.                                                   
                                                                                
Заранее извините, это не совсем по ведению. Я хотел бы в порядке, наверное,     
справки проинформировать парламент и всех тех, кто нас слышит, что сегодня на   
подходе к прессе лидером ЛДПР была озвучена позиция фракции: мы концептуально   
данный законопроект поддерживаем. Происходит обсуждение, это не что иное, как   
законотворческий процесс, и то, что звучат опасения, замечания, - это           
составляющая этого законотворческого процесса. Но, приняв концептуально,        
можно доработать ко второму чтению и ещё раз просчитать все плюсы и минусы,     
это относительно высказанных замечаний.                                         
                                                                                
У нас получилась достаточно эмоциональная дискуссия - и идеологического, и      
политического, и мировоззренческого характера, - но, наверное, отталкиваясь     
от задачи, Павел Владимирович подчеркнул, что на выходе необходимо получить     
сбалансированный документ, который приводил бы в соответствие новую             
формулировку Конституции и действующее законодательство - закон "О              
противодействии экстремистской деятельности", Уголовный и административный      
кодексы. Поэтому работа над законопроектом может быть продолжена во втором      
чтении, но сегодня, конечно, это стоит поддерживать концептуально, в том        
числе исходя из того, что опросы... (Микрофон отключён.)                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. ...которые проводил ВЦИОМ, показывали, что первое место и           
предпочтение граждане России отдавали социальным поправкам, на втором месте     
как раз те поправки, которые мы сегодня обсуждаем. Вопрос безопасности,         
вопрос суверенитета - это действительно та тема, которая граждан волнует.       
                                                                                
Фракция ЛДПР - я ещё раз подчеркиваю нашу позицию - будет в первом чтении       
концептуально это поддерживать.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Полномочный представитель президента будет выступать? Нет. Правительства?       
Нет. Докладчик?                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Павел Владимирович.                                                 
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вот       
если немножко от эмоций отойти, я думаю, что все, каждый, ну, наверное, 99,9    
процента понимают, что это нормы, которые нас всех объединяют. Действительно,   
давайте посмотрим статью 67: "Российская Федерация обеспечивает защиту своего   
суверенитета и территориальной целостности" - кто-то против этого, что ли?      
Или "действия... направленные на отчуждение части территории Российской         
Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются" - кто-то против?   
Я вот не знаю, кто против; мы общались, и все вроде поддерживают.               
                                                                                
Теперь техническая справка (я просто так, на всякий случай). В международном    
праве существуют вот эти термины. Что такое редемаркация? Технический осмотр,   
уточнение, восстановление или установление пограничных знаков. Что такое        
демаркация? Установление линий с помощью каких-то там технических вещей.        
Делимитация - определение линии государственной границы, которая определена     
международным соглашением по поводу этой самой границы. Я, честно говоря,       
думаю, что это вот исключение совсем точечное и совсем правильное, но здесь     
не может быть речи о каких-то островах, о каких-то территориях.                 
                                                                                
И знаете - вот сейчас вспомнили 90-е годы, - можно вспомнить и 80-е, и 90-е,    
и ещё какие-то, но, наверное, если бы такая норма существовала в тот момент,    
вряд ли бы все эти проблемы даже в головах могли бы возникать. Сейчас, на мой   
взгляд, это норма, которая направлена исключительно на защиту суверенитета,     
на защиту нашей страны, на защиту всех нас.                                     
                                                                                
Ещё раз предлагаю всем нам поддержать данный законопроект.                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, заключительное слово содокладчика.            
                                                                                
Василий Иванович Пискарёв.                                                      
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемые коллеги, спасибо за бурное обсуждение. Я всех          
приглашаю к работе над законопроектом ко второму чтению. Я так понимаю, что     
какие-то предложения будут поступать. Мы ждём вас, прошу в этой части также     
проявить активность.                                                            
                                                                                
И я ещё два слова скажу. Если уйти от эмоций, то речь-то идёт о том, чтобы      
помочь реализовать положения Конституции, за которые проголосовало              
подавляющее большинство наших граждан. Наши граждане, избиратели хотят, чтобы   
наши границы были нерушимы, законопроект позволяет эту норму реализовать в      
жизнь, признав действия либо призывы к изменению территориальной целостности    
преступлением. Поэтому я вас призываю поддержать законопроект, и тогда мы       
фактически поддержим мнение и желание наших избирателей, чтобы рубежи нашей     
Родины были незыблемыми и никто не мог их изменить. Ну а для конструктива я     
предлагаю взаимодействовать.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, Николай Михайлович Харитонов сказал правильно: у нас земля   
одна, страна одна - давайте из этого исходить. А когда мы выносим сюда, на      
трибуну, совершенно другие инициативы, предложения и, более того, высказываем   
обвинения, надо всегда начинать с себя, надо начинать с тех решений, которые    
ты принимал, принимали твои предшественники и груз ответственности за которые   
ты на себя взял. Вот о чём речь идёт. В этом вопросе было бы правильно          
всё-таки нам быть едиными, потому что это решение действительно гражданами      
нашими поддержано, мы сегодня реализуем их волю, их решение, которое они        
приняли в ходе голосования по поправкам к Конституции.                          
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности",   
первое чтение, 20-й вопрос нашей повестки.                                      
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              382 чел.84,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    383 чел.                                          
Не голосовало                  67 чел.14,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - 382, против нет, воздержался один. Законопроект в первом чтении принят.    
Коллеги, поздравляю! (Аплодисменты.)