Заседание № 26
О проекте федерального закона N№ 98516-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в части, касающейся организации и деятельности органов прокуратуры; внесен депутатами Государственной Думы В. В. Похмелкиным, В. В. Гребенниковым и депутатом Государственной Думы третьего созыва С. В. Иваненко).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 24, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Доклад депутата Виктора Валерьевича Похмелкина. Пожалуйста, Виктор Валерьевич. ПОХМЕЛКИН В. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Представленный вашему вниманию проект федерального закона был внесен в Государственную Думу осенью 2000 года и довольно долго пролежал, прежде чем поступить на рассмотрение Государственной Думы. Но в данном случае, мне кажется, это на пользу, и вот почему. При разработке концепции этого проекта закона, который фактически предлагает новую систему организации и функций органов прокуратуры в нашей стране, мы, авторы, исходили из мирового опыта, из демократической Конституции Российской Федерации, из того, что прокуратура в том виде, в каком она существует сейчас, по существу, заимствовала, унаследовала все те функции, структуры, которые имелись в рамках этого органа в Советском Союзе. Дело в том, что сегодня прокуратура концентрирует, с одной стороны, традиционную для этого органа во всех других странах функцию поддержания обвинения в суде, функцию организации уголовного преследования лиц, совершивших преступления, и, с другой стороны, функцию так называемого общего надзора, то есть контроля за соблюдением законов и других нормативных актов всеми и вся, начиная от министерств и ведомств и заканчивая коммерческими организациями. Прежде всего, когда такое большое количество функций совмещается в одном государственном органе, его деятельность зачастую оказывается неэффективной, то есть тогда, когда мы предъявляем претензии к прокуратуре с точки зрения поддержания обвинения в борьбе с преступностью, они ссылаются на многие проверки, которые проводятся в рамках общего надзора, и, наоборот, в проблемах, связанных с общим надзором, прокуратура прикрывается тем, что выступает органом, по закону координирующим борьбу с преступностью, поддерживающим обвинение в судах. Согласно новому Уголовно-процессуальному кодексу (этого не было раньше в нашей стране) уже по каждому уголовному делу, рассматриваемому судом, должно быть поддержано обвинение государственным обвинителем, то есть представителем прокуратуры. Это многократно увеличило нагрузку на данную сторону, на это направление деятельности прокуратуры. Кроме того, у нас прокуратура такой специфический орган, который в общем и целом не вписывается в конституционные принципы разделения властей. Согласно Конституции все органы нашей страны, органы государственной власти, разделены на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Посмотрите на прокуратуру - непонятно, куда же все-таки она относится. С одной стороны, вроде как бы ближе к исполнительной власти по всей своей природе, но особый порядок назначения прокурора (его назначает Совет Федерации по предложению Президента Российской Федерации, я имею в виду генерального прокурора), в общем, независимость при проведении очень многих следственных и прокурорских действий фактически означает, что прокуратура не вписывается в полном объеме в систему исполнительной власти. Вместе с тем, конечно, ее нельзя отнести к судебной и уж тем более к законодательной ветви. Возникает проблема вписания системы прокуратуры в систему органов государственной власти с точки зрения нашей Конституции. Наконец, третье, что нас очень сильно беспокоило, - это активное вторжение, вхождение прокуратуры в коммерческую сферу, в сферу деятельности предпринимательских организаций, что зачастую было чревато коррупцией, вовлечением прокуратуры в конфликты так называемых хозяйствующих субъектов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так виделась эта проблема в 2000 году, когда был внесен данный законопроект. И я следовал бы этой точке зрения до сих пор, если бы наша страна за эти четыре года развивалась по нормальному демократическому пути, если бы не происходило сращение бюрократии с крупным капиталом, если бы парламент не становился всё больше и больше придатком исполнительной власти, что происходит, увы, сегодня, если бы судебная власть в полной мере была независимой и могла бы полноценно взять на себя функцию защиты прав российских граждан. Увы, развитие нашего государства пошло в диаметрально противоположном направлении. И в этой ситуации, я признаю, прокуратура осталась одним из немногих островков и хоть в мало-мальской степени при всех недостатках, при всех пороках, которые в этой системе существуют, тем не менее все-таки берет на себя миссию защиты прав граждан тогда, когда от нее отказывается уже и парламент, и тем более правительство, и суды. Вот сколько мы ни бились с вами по вопросу, допустим, защиты прав наших автомобилистов в отношениях с правительством и страховщиками, никто - ни Государственная Дума, ни Совет Федерации, ни правительство - не защищал их, а Генеральная прокуратура недавно поддержала наше обращение о том, чтобы все-таки хоть немножко, но приструнить зарвавшихся страховщиков. Эти примеры можно продолжать. Конечно, не всегда и не везде, но что касается Генеральной прокуратуры, чем дальше, тем больше все-таки мы находим здесь определенное понимание. И в этой ситуации вот те, в общем-то, правильные теоретические конструкции, которые предложены в законопроекте, не выдерживают проверку реальной жизнью. Иначе говоря, в сложившихся сейчас условиях я считаю преждевременной ту концепцию реформы прокуратуры, которую мы предлагали осенью 2000 года. Я полагаю, что не надо пока принципиально менять что-либо. Нельзя отказывать прокуратуре в общем надзоре, в том числе в надзоре за коммерческими организациями, поскольку эти коммерческие организации всё больше прибегают к силе государства и всё больше посягают на права граждан, не только трудовые, но и экономические права, как мы это видим. Поэтому, возможно, и даже скорее всего, нам придется сужать функции общего надзора прокуратуры, передавать их Министерству юстиции или кому бы то ни было, всё больше как бы акцентировать внимание на поддержании обвинения уголовно преследуемых лиц, совершивших преступление, как главном направлении деятельности прокуратуры, но, повторяю, в других условиях, когда все-таки российская демократия приобретет большее развитие, чем это имеет место сегодня. Я не отнимал бы ваше время и снял бы свой законопроект, как это и делается в подобного рода случаях, но, к сожалению, у меня есть соавтор, Сергей Викторович Иваненко, который таким правом уже не располагает - он не является больше депутатом Государственной Думы. Поэтому элементарные соображения этики обязывали меня довести данный законопроект до трибуны Государственной Думы, но я честно высказал свою позицию по тому, как я мыслил по этой проблеме четыре года назад, и те выводы, к которым я пришел сейчас на основании самого строго и главного судьи - нашей жизни. Поэтому я не предлагаю вам голосовать за данный законопроект. Я не считаю, так сказать, абсолютно ошибочной ту позицию, которая изложена в данном законопроекте. Я уверен, что к вопросам реформы прокуратуры мы все равно вернемся, может быть, в самое ближайшее время, но эту реформу нельзя проводить в отрыве от всей реформы политической и правовой системы в нашей стране. Если мы добьемся подлинного разделения властей, настоящей независимости парламента, настоящей независимости суда, полноценного гражданского общества в нашей стране, нормальных и сильных правозащитных организаций, тогда, конечно, можно будет и пересмотреть концепцию деятельности прокуратуры в соответствии с теми положениями, которые изложены в данном законопроекте. Сейчас это преждевременно, и я надеюсь, что вы правильно поймете те мотивы, которыми руководствовались, внося данный законопроект, и те, которые сейчас приводят меня к выводам, предложенным вашему вниманию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Валерьевич. Содоклад по данному законопроекту сделает Виктор Иванович Илюхин от Комитета по безопасности. Пожалуйста, Виктор Иванович. ИЛЮХИН В. И. Я хочу, уважаемые коллеги, начать свое выступление с последнего, о чем сказал Виктор Валерьевич, - с того, что судебно-правовую реформу необходимо было проводить после того, как в нашей стране произошла бы государственно-правовая реформа, когда состоялись бы изменения в целом в системе органов государственной власти. А сегодня, когда отрывочно проводится судебно-правовая реформа, что-то дополняется, изменяется в других сферах государственной деятельности, картина общая не получается. Комитет по безопасности достаточно глубоко и внимательно изучил законодательные инициативы наших коллег-депутатов, в том числе и депутатов третьего созыва, о внесении дополнений и изменений в федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Данные изменения и дополнения вносятся в девятнадцать статей закона о прокуратуре. Это достаточно серьезный документ. Я бы сказал, он проработан, может быть, имеются некоторые теоретические и практические недостатки, но тем не менее он проработан. Когда мы готовили отрицательное заключение на законодательную инициативу, мы исходили не только из действующего законодательства и из существующей практики, но также и из материалов "круглого стола", который был проведен в Совете Федерации, по проблемам прокуратуры, прокурорского надзора. "Круглый стол" так и назывался: "Прокуратура вчера, сегодня и завтра". И те рекомендации, те предложения, которые были высказаны на этом "круглом столе", - они во многом вошли в наши рекомендации по отклонению данного законопроекта. Почему мы не можем согласиться с данным законопроектом? Во-первых, само понятие "прокурорский надзор" предлагается заменить на "деятельность прокуратуры". Это уже совершенно новая концепция, и если такая концепция есть, то, по сути дела, надо ставить вопрос об отмене в целом закона о прокуратуре и о внесении нового закона. Второй очень важный момент: исключается важнейший принцип независимости прокуратуры. Ну а зачем тогда прокурорский надзор, если он будет зависеть от органов местного самоуправления, от органов государственной власти субъектов Федерации, от других органов? Давайте вспомним высказывание Петра I: "Я уезжаю, но вместо себя оставляю не кого-нибудь, а генерал-прокурора Ягужинского. И его указания выполнять, как мои собственные указания". Вот какой смысл включал Пётр I в понятие прокурорского надзора. Да, сегодня прокурорский надзор, как говорится, не входит ни в одну структуру органов власти - ни в исполнительную, ни в законодательную, ни в судебную. Но, наверное, в этом и достоинство прокурорского надзора - в том, что он может осуществляться за исполнением законов, и в том числе Конституции Российской Федерации и конституций субъектов Федерации, за их соответствием федеральным конституционным законам и всем другим законам. Данный законопроект предлагает возложить на прокуратуру, я бы сказал, далеко не свойственную и не главную функцию прокурорского надзора - организацию борьбы с преступностью. Подчеркиваю: прокуратура с преступностью не борется, прокуратура осуществляет надзор за исполнением, за точным исполнением законов, это самое главное. А возложить обязанность борьбы с преступностью на прокуратуру - значит, по сути дела, ликвидировать прокурорский надзор, всякий контроль за исполнением законов в нашем государстве. Далее предлагается возложить на прокуратуру руководство и организацию предварительного расследования. Я могу сказать, что эта функция свойственна прокуратуре, но она занимает в прокурорском надзоре незначительную часть. Следователи прокуратуры расследует не более 8 процентов всех уголовных дел. И сегодня заставить прокуратуру осуществлять руководство следствием и в органах внутренних дел, и в органах федеральной службы безопасности было бы недопустимо, это подмена уже, по сути дела, функций исполнительных органов власти. И еще один главный момент, о котором я хотел бы сказать. Можно долго перечислять недостатки данного законопроекта, но он, по сути дела, не учитывает тех последних изменений, которые были внесены в процессуальное законодательство - в уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и административно-процессуальное законодательство. Многие функции, или многие проблемы, которые предлагается рассмотреть сейчас здесь, - они уже нашли свое разрешение. На законопроект поступило достаточно много откликов и отзывов. Могу сказать, что все отзывы отрицательные: отрицательное мнение правительства, отрицательное мнение, я знаю, и Государственно-правового управления при президенте, отрицательное мнение комитета по безопасности, комитета Совета Федерации по законодательству. Вот с учетом совокупности всего, что я сказал, и того, что мы изложили по поводу законопроекта в заключении - оно отрицательное, - Комитет по безопасности просит данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон не работает. Опять диверсия... Включили. В чем дело там? Что, спите, ребята? Просыпайтесь, рабочий день еще не закончился у нас. Коллеги, есть ли вопросы по данному проекту федерального закона? Нет. Желающие выступить? Представители президента и правительства? Не желают. На голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закона "О прокуратуре Российской Федерации". Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Мнение комитета - отклонить данный законопроект. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 32 мин. 56 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0% Проголосовало против 112 чел.24,9% Воздержалось 4 чел.0,9% Голосовало 116 чел. Не голосовало 334 чел.74,2% Результат: не принято Не принято, второй раз "за" - ноль.
Заседание № 257
О проекте федерального закона № 98516-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (новая редакция положений, касающихся организации и деятельности органов прокуратуры).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПОХМЕЛКИН В. В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Похмелкин по карточке Рыбакова. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я, как автор соответствующего законопроекта, прошу перенести на более поздний срок пункт 17 в связи с тем, что необходимо провести дополнительные консультации. Спасибо.
Пожалуйста, Похмелкину Виктору Валерьевичу включите телефон, по пункту 17. (Оживление в зале.) Ой, микрофон... ПОХМЕЛКИН В. В. Не по телефону, но в микрофон. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Речь идет о новой редакции закона "О прокуратуре Российской Федерации". Более года комитет его держал и вдруг неожиданно, без согласования со мной, вынес его как раз тогда, когда идут консультации с Администрацией Президента Российской Федерации и Генеральной прокуратурой. Не исключено, что я этот проект вообще буду снимать, но позднее. Поэтому сейчас прошу перенести его рассмотрение, для того чтобы провести дополнительные консультации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Иванович Илюхин. Мнение комитета. Илюхину включите, пожалуйста, микрофон. ИЛЮХИН В. И. Уважаемый Геннадий Николаевич, комитет не возражает относительно переноса этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Коллеги, пункт 17 уберите, пожалуйста, из сегодняшней повестки.
Заседание № 133
О проекте федерального закона № 98516-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в части, касающейся основных направлений деятельности прокуратуры и полномочий прокурора).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПОХМЕЛКИН В. В., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! От имени авторов законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" прошу перенести на более поздний срок, исключить из сегодняшней повестки пункт 40. Продолжаются консультации в Администрации Президента, и, кроме того, логичнее этот законопроект рассматривать после принятия во втором чтении Гражданского процессуального и Арбитражного процессуального кодексов, в которых будет решен вопрос о статусе прокурора соответственно в гражданском и арбитражном процессе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы автор, да? Коллеги, вычеркните, пожалуйста, пункт 40 из повестки дня, автор просит перенести на декабрь. Южаков Владимир Николаевич, пожалуйста.
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Мы просили бы перенести рассмотрение отклоненного Федерального закона "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды". Нам необходима неделя для уточнения позиций Министерства экономического развития и торговли, Госкомспорта и других профильных ведомств. И мы согласовали данный вопрос с Борисом Григорьевичем Кибиревым. А также мы просили бы перенести пункт 40 повестки по тем же основаниям. Это проект закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". По новой редакции у нас есть разногласия в позициях министерств и Правового управления. Мы хотели бы... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы, видимо, прослушали. Уже по инициативе депутата Похмелкина этот законопроект перенесен, сегодня с рассмотрения снят.