Заседание № 313
О проекте федерального закона № 984546-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырьё".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырьё", третье чтение. Пожалуйста, Макаров Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения, прошёл все необходимые экспертизы. Хочу напомнить, что это закон о том, чтобы наши заводы могли модернизироваться, это закон, который устанавливает, что льготы, которые получают компании и предприятия, они получают только в том случае, если вкладывают средства в модернизацию предприятий. Это на самом деле важнейший шаг к тому, чтобы пересмотреть те льготы, которые получали крупнейшие компании и которые используются на сегодняшний день неэффективно, а деньги выводятся в виде дивидендов, и далеко не всегда остаются в нашей стране. Напомню также, это что важнейший бюджетообразующий закон, который даёт средства для решения важнейших социальных задач, стоящих перед нашей страной, и выполнения поручений президента. Комитет по бюджету предлагает поддержать данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. По мотивам от фракций есть желающие выступить? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите, пожалуйста, список. Гартунг Валерий Карлович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция категорически против принятия этого законопроекта. Только что докладчик сказал о сути этого законопроекта, но я расскажу о том, как мы видим суть этого законопроекта. Правительство Российской Федерации осуществило налоговый манёвр, обнулив экспортные пошлины на нефть, сделав суперприбыльной продажу нефти за рубеж, и подняло НДПИ внутри страны, сделав невыгодной переработку нефти. Естественно, вкладывать в переработку нефти никто не стал. Соответственно, Правительство Российской Федерации теперь пошло в обратную сторону и решило из бюджета вернуть нефтяникам деньги, для того чтобы они развивали нефтепереработку. Вместо того чтобы исправить ошибку и отменить налоговый манёвр, увеличив экспортные пошлины на нефть и снизив рентабельность продажи сырой нефти за рубеж, фактически сырья, а также снизить НДПИ внутри страны, увеличив рентабельность переработки нефти внутри страны, причём без потерь для бюджета, они теперь, настаивая на собственной ошибке, на реализации собственной ошибки, пытаются её как-то там исправить - но вы её не исправите, - пытаются из бюджета давать нефтяникам деньги. Это не первая попытка - на прошлой неделе мы приняли решение нефтяникам дать денег, сейчас снова принимаем такое же решение. Ничем это не закончится, потому что раньше мы это уже делали. Переработка у нас углубилась? Нет, не углубилась. Мы предлагаем другое решение - отменить налоговый манёвр, оставить в бюджете деньги, не тратить их сейчас, мало того, мы предлагаем отменить возврат НДС экспортируемого сырья. Вместо того чтобы отдавать 250 миллиардов из бюджета, мы предлагаем 2 триллиона в нём оставить, вот это будет правильно. И тогда на решение задач, важных социальных задач, как было только что сказано с этой трибуны, поставленных Президентом Российской Федерации, у нас будут деньги, и эти задачи будут решены. А сейчас я не понимаю, какие социальные задачи мы этим законопроектом решаем: некоторым компаниям дать 250 миллиардов, чтобы они ещё больше разбогатели? Коллеги, список "Форбс" у нас и так расширяется, они и так богатеют без нашей с вами помощи, им не надо помогать. А вот пенсионеры, которым не индексируются пенсии, которые вынуждены работать, ждут обещанного возврата индексации, но этого, к сожалению, пока нет. Вместо того чтобы 250 миллиардов направлять на индексацию пенсий работающим пенсионерам, мы эти деньги пытаемся опять отдать олигархам. Подумайте об этом. Какие социальные задачи какого президента в каком государстве вы пытаетесь выполнять? Если вы говорите о России, то делать нужно прямо противоположное тому, что сейчас предлагает правительство. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Шурчанов Валентин Сергеевич, фракция КПРФ. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ с самого начала работы со всеми законопроектами, которые касаются нефтяной отрасли, была очень последовательна: мы выступали категорически против налогового манёвра, против того, чтобы обнулять пошлины. И мы даже говорили о том, что из-за этого Беларусь пострадает, в конечном итоге так оно и оказалось. А теперь, чтобы сэкономить время, чётко скажу: прежде всего, мы действительно поддерживаем предложение коллеги, который ранее выступил, отменить налоговый манёвр, вернуть вывозные пошлины, притом правительство вместе с нефтяниками и с Государственной Думой должно внимательно рассмотреть, какие коэффициенты там должны быть. Это с одной стороны. С другой стороны, резервы для того, чтобы действительно развивать в стране нефтепереработку, заключаются и в том, - сам президент говорил об этом - что часть "нефтяных" денег, которые уходят за границу, просто к нам не возвращается. Геннадий Андреевич Зюганов приводил цифры: примерно на 22 триллиона рублей мы продаём нефть и газ за границу, возвращается обратно где-то 14 триллионов, а 8 триллионов рублей, огромный массив средств, остаётся, по сути дела, в руках олигархов. А теперь этим законом мы опять им даём преференции, чтобы они ещё внутри страны нашли какие-то источники, оставляя нетронутыми свои богатства, которые размещены за пределами Российской Федерации. Здесь также и посторонние вопросы есть, потому что сигареты на 20 процентов... Очень много избирателей звонило, я сам не курю и никому не советую, но тем не менее люди звонили и говорили: ну каким образом, с каким лицом Государственная Дума может голосовать за то, чтобы на 20 процентов возросли акцизы, цены на сигареты - при реальном росте доходов населения всего на 1 процент (сегодня мы как раз исполнение бюджета будем рассматривать)! Ну и в заключение хочу сказать, что способ кардинально решить все вопросы нефтегазовой отрасли - это национализация. Фракция КПРФ не будет голосовать за этот законопроект. Мы ставим вопрос о национализации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, насколько я понимаю, обсуждаемый вопрос ровно об обратном. В этой ситуации речь идёт об изъятии сверхдоходов у тех же табачников. А почему вы не говорите об этом? Вы считаете, что это поднятие стоимости сигарет. Наша задача - проконтролировать, чтобы этого не произошло, а вот сверхдоходы в непростой ситуации были изъяты. Давайте возьмём это на контроль. А вы предлагаете это взять и переложить на стоимость сигарет - допустить этого нельзя. Что касается нефтяников и национализации. В этом зале в 2003 году, а затем в 2004 году обсуждался вопрос вывозных таможенных пошлин, НДПИ. Мы с вами в то время присутствовали в этом зале и помним, как голосовали политические фракции. Вот здесь ещё Олег Викторович Морозов может прояснить эту ситуацию. Понятно, что из тех депутатов, которые участвовали тогда в голосовании, сейчас, может быть, человек 20-30 помнят то время. Давайте для чистоты отношений скажем, что президент Путин тогда обратился к Думе, что присутствующий здесь, в зале, в прошлом заместитель председателя правительства, бывший министр сельского хозяйства получил поручение провести переговоры с фракциями, представлявшими левый фланг, с тем чтобы они поддержали решение отвязать пошлины от плоской шкалы, чтобы, если бы цена шла вверх, государство получало от нефтяных компаний, которые на тот период времени, за исключением одной небольшой, все были частными, акцизы, пошлины. Но те переговоры закончились ничем, потому что фракции и КПРФ, и "ЯБЛОКО", и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - нет, не "СПРАВЕДЛИВАЯ...", "Союз Правых Сил", - большинство группы "Народный депутат" и часть группы "Регионы России..." не поддержали в 2003 году предложение, которое позволило бы нашей стране получать огромные средства, когда был дефицит всего, заработные платы выплачивались с перебоями и пенсии были минимальными. Что же мы об этом не вспоминаем? Сейчас в этой сфере произошли серьёзные изменения: у государства под контролем практически все ключевые нефтяные компании, в том числе "Газпром", который в тот период времени вышел из-под контроля государства и у государства оставалось чуть меньше 30 процентов акций. Это всё было. Но почему мы об этом не говорим? Сегодня львиная часть доходов формируется именно за счёт отчислений от нефти и газа, а раньше и нефть была, и газ был, но при этом средства уходили в карманы тех, кто владел компанией "ЮКОС" и другими компаниями, которые тоже были частными. Коллеги, об этом речь идёт. Так что сегодня, в наше непростое время, когда экономика столкнулась с серьёзными вызовами, мы должны принять эти решения. А что касается национализации - у вас такая возможность была. Нужно было принимать эти решения в 91-м, когда власть была у вас, а мы столкнулись с этим в 90-е, когда это всё уже ушло, разодрали, а вот потом уже президент всё это собирал, и сегодня это имеет отношение к государственной собственности. Коллеги, наша задача сейчас - принять эти решения, чтобы, с одной стороны, не допустить роста цен, с другой стороны, сформировать бюджет, обеспечить социальные гарантии граждан, у нас с вами снижаются доходы, около 4 процентов - снижение темпов роста экономики. Вы вспомните, и в любые годы в Советском Союзе, и в 90-е всё это решалось за счёт граждан, сегодня же никто не вводит дополнительных налогов, никто не жертвует положением граждан, никто не отказывается от социальных стандартов. Да, мы с вами отправили в рассылку законопроект о росте ставки НДФЛ до 15 процентов в отношении доходов свыше 5 миллионов в год, ну так это то, что все мы с вами предлагали, это прогрессивная шкала налогообложения повышенных доходов. Коллеги, ситуация непростая, нам с вами надо взять и выбрать. Вот мы предлагаем эти решения - изъять сверхдоходы у табачников, у нефтяников, - а если у вас есть другое предложение, то вносите его. Вот коллега Гартунг говорит, что есть идеи и предложения. У нас будет встреча с участием лидеров политических фракций, руководителей профильных комитетов, которые больше всего отвечают за рассмотрение расходных и доходных полномочий в части бюджета, это касается не только Комитета по бюджету и налогам, но и Комитета по аграрным вопросам, комитета по экономической политике и промышленности, ну и социальных наших комитетов. Перед рассмотрением бюджета в первом чтении будет встреча с председателем правительства с участием профильных министров и вице-премьеров - давайте ваши предложения, Валерий Карлович, мы их там обсудим, это будет правильный подход. Но сегодня правительство внесло это предложение, профильный комитет его рассмотрел, нам его вносят. Единственное, о чём прошу, для чистоты отношений давайте всё-таки мы с вами не будем забывать о том, что было в этом зале всего 15 лет назад. Мы постоянно выступаем и говорим, что нельзя топтаться на советском периоде, - нельзя топтаться; Владимир Вольфович, правильно говорит, что нельзя топтаться на периоде истории царской России, - нельзя. Также нельзя забывать и то, что было в этом зале всего 15 лет назад, когда решение, предложенное президентом, не поддержали, а в 2004 году, учитывая, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" получила большинство, эти решения не только были приняты, но мы за счёт этих решений реализовали нацпроекты (первый этап), рассчитались с долгами, которые на 60 процентов, подчёркиваю, были долгами советского периода, и 40 процентов от этого объёма было долгами периода 90-х. Это всё было сделано благодаря тому, что мы с вами ввели и НДПИ, и вывозные таможенные пошлины, которые стали уже привязываться к стоимости нефти: выше стоимость - больше изъятие, меньше - меньше. И сегодня вот этот налоговый манёвр (сейчас, может быть, Андрей Михайлович подробней о нём расскажет) приходится проводить для того, чтобы обеспечить социальные стандарты нашего с вами правового социального государства в соответствии с принятыми поправками к Конституции. (Аплодисменты.) Коллеги, учитывая, что меня мои коллеги из фракции попросили от фракции выступить, я выступил. Сергей Иванович, правильно? Правильно. Вот Андрей Михайлович подходил с этой просьбой. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, кстати, а вот персональные дела, может быть, придётся завести по поводу предложений, которые здесь не прошли в отношении национализации "Норильского никеля", вы же не поддержали. Вот и всё. Зачем кидать камешки? Надо всегда в зеркало смотреть. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. Сейчас он нам скажет всё и всех нас... ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Да, Вячеслав Викторович, я абсолютно согласен, что вы, как депутат, как представитель фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", имеете полное право выступить, но почему тогда таймер не включили? (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ну, вы для нас лучший таймер. Коллеги, переходим к голосованию по данному вопросу. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырьё", третье чтение, вопрос 2. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 22 мин. 40 сек.) Проголосовало за 286 чел.63,6 % Проголосовало против 20 чел.4,4 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Федеральный закон принят: за - 286, против - 20, воздержалось - 2.
Заседание № 312
О проекте федерального закона № 984546-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырьё".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 2-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырьё", второе чтение. Доклад Андрея Михайловича Макарова. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! К законопроекту - я не буду рассказывать содержание законопроекта, мы его подробно рассмотрели в первом чтении - поступила 51 поправка. Сразу хочу сказать, что 23 поправки авторы отозвали, присоединившись к тем поправкам, которые были подготовлены комитетом по бюджету. Все рекомендации, которые были даны экспертами (был специальный экспертный совет проведён), учтены либо в поправках правительства, поступивших к законопроекту, либо в тех поправках, которые предложены депутатами. Поэтому у нас сегодня рекомендуются к принятию 27 поправок, одну поправку предлагается отклонить, потому что она частично учтена, но не снята. Предлагаю перейти к таблицам поправок. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 - комитет предлагает принять эти поправки - есть замечания? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, я прошу вынести на отдельное голосование 12-ю поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 12-ю поправку. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1 - в этой таблице 27 поправок, - кроме поправки 12, вынесенной на отдельное голосование. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 23 мин. 16 сек.) Проголосовало за 280 чел.62,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 282 чел. Не голосовало 168 чел.37,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1, за исключением поправки 12. Пожалуйста, коллега Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые депутаты, данной поправкой вносятся некоторые изменения, в частности по акцизам. Я хотел бы остановиться на позиции правительства, которое предложило поднять акцизы на сигареты на 20 процентов. Хочу обратить внимание: в Государственную Думу поступил документ от президента о ратификации соглашения о гармонизации акцизов (это касается наших соседей - стран ЕАЭС), которое было подписано, по-моему, летом прошлого года, и там определено - в том числе мы, наша фракция, добивались гармонизации, - что ставка акциза будет приближаться к 35 евро за тысячу сигарет. Для того чтобы эта гармонизация произошла, мы должны были повышать акциз, как и планировалось в бюджете на трёхлетку, практически на уровень инфляции, на 4 процента, а остальные страны - Казахстан, Армения, Беларусь - должны были повышать его таким образом, чтобы нас догнать, достичь вот этой цифры в 35 евро. Обращаю внимание: сегодня акцизы в Белоруссии на 300 процентов ниже, чем у нас в России. То есть им надо повысить даже не на 20 процентов, как мы повышаем, а на 300. И кстати, эта тема поднималась в Белоруссии, у них тоже было предложение правительства поднять на 20 процентов акцизы, но, к сожалению, это решение не принято и они, скажем так, не только нас не догоняют, но и продолжают удаляться. Здесь проблема не только в том, что у нас, получается, разные акцизы, нет гармонизации, - проблема в том, что повышение акцизов, как и налогов, должно быть экономически обоснованным и расчётным. Вот если мы посмотрим динамику за последние годы, то увидим, что у нас, к сожалению, с 2017 года объём акцизов начинает падать, притом что мы постоянно их поднимаем, а причина одна - это контрабандный товар, который сегодня поступает в основном, на 35 процентов, из Белоруссии. Объём нелегальной продукции в прошлом году оценивался в размере порядка 100 миллиардов рублей. И сегодня, принимая такое решение и голосуя за такое повышение, конечно, мы должны понимать, что это увеличение приведёт к увеличению на 12-13 процентов цены самой пачки, а самое главное, мы должны понимать, что мы не получим того результата, который мы хотим получить: правительство (цифры были представлены нам в комитет) ожидает, что от этой меры они получат дополнительно порядка 80 миллиардов. Результат будет отрицательный, то есть доходов будет меньше, чем в прошлом году. Что нужно сделать? Я обращаюсь к правительству: на те законопроекты, которые уже достаточно давно лежат в Думе, - о минимальной цене, об ограничении потребления в личных целях, об ответственности, - есть положительные заключения, надо скорее эти законы принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, у нас есть возможность предоставить слово статс-секретарю - заместителю министра финансов Сазанову Алексею Валерьевичу, поскольку это правительственный законопроект, тем более что он официальный представитель. Вы не против? Нет, не против. Пожалуйста, Алексей Валерьевич. САЗАНОВ А. В., статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Спасибо большое за вопрос, Сергей Михайлович. Что касается выравнивания ставок акцизов в пятёрке стран, в странах ЕАЭС. Предельная ставка, которая установлена, - 35 евро к 2024 году, и допустимый коридор отклонения - плюс-минус 20 процентов. Так что те предложения, которые сделало правительство, сейчас укладываются в рамки этого коридора, и мы по-прежнему остаёмся в рамках тех международных договорённостей пятёрки стран, которые у нас сейчас есть. Относительно роста нелегального рынка. Мы понимаем, что такое резкое увеличение ставок акциза на табак может привести к увеличению доли серого рынка. С этой целью уже с прошлого года проводится эксперимент по маркировке - сейчас маркировка обязательна для всех табачных изделий. Соответственно, правительством будут приниматься меры по ужесточению ответственности за продажу немаркированных сигарет, а также по усилению контроля за розничными продажами сигарет, с тем чтобы в рознице продавалась исключительно маркированная продукция. Мы считаем, что сможем удержать ситуацию, не допустить резкого увеличения серого рынка табака на внутреннем рынке и собрать те дополнительные доходы, которые мы ожидаем. Что касается ваших предложений по МРЦ, по усилению административной, уголовной ответственности, мы готовы их рассмотреть, это всё в рамках тех предложений, которые мы сами готовим, и мы готовы здесь к обсуждению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, вы хотите добавить? Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, представитель правительства пояснил эти вопросы - я хотел бы обратить внимание немножко на другую составляющую. Как только правительство вышло с предложением об увеличении акцизов, мы, естественно, всё это проанализировали. Но обратите внимание, что практически все табачные компании, крупнейшие табачные компании, которые работают в мире и, естественно, на нашем рынке, синхронно заявили, на сколько повысится ввоз нелегальных сигарет, то есть вот синхронно, с точностью до доли процента они посчитали, понимаете? Такое ощущение, что они, вот именно эти компании, которые легально работают, одновременно ведут бухгалтерию учёта нелегальных поступлений этих же самых сигарет в нашу страну. Поэтому это очень важный вопрос - о необходимости принятия сейчас мер, чтобы бороться с этим, но, вы знаете, всё-таки мы прекрасно понимаем, что больше всего... Более того, они уже сейчас сказали, что согласны даже на 8 процентов, мол, только не повышайте вот на столько, сколько есть. Это первый вопрос. Второй вопрос. Вы знаете, вообще, разговор о повышении ставок акцизов на табак всё-таки касается не только бюджета. Это вопрос здоровья населения, и это всегда было позицией нашего Комитета по охране здоровья, это было нашей позицией: увеличение цены пачки сигарет уменьшает количество курильщиков. И в данном случае все опросы, которые были проведены в 2019 году, показывают, что это реально произошло: за последние только пять лет существенно снизилось количество курильщиков. 20 процентов - это достаточно большая цифра, и вопрос не в приобретении сигарет, люди отвечают, что перестали курить, а значит, мы движемся в правильном направлении. Вот мне хотелось бы, чтобы помимо бюджетных интересов, которые здесь рассматривались, мы ещё рассматривали вопрос о здоровье нашего населения и вопрос об интересах табачных компаний, которые в данном случае находятся в прямо противоположных позициях. Комитет принял решение поддержать данную поправку правительства. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 12 из таблицы поправок № 1. Комитет предлагает поддержать эту поправку. Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 31 мин. 15 сек.) Проголосовало за 281 чел.62,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 284 чел. Не голосовало 166 чел.36,9 % Результат: принято Принимается поправка 12 из таблицы поправок № 1. По ведению - Иванов Сергей Владимирович. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Вячеслав Викторович, я опять же хочу процитировать ваше выступление на первом заседании, вы сказали: демократия - это процедура и правила, давайте им следовать. У меня очень простой вопрос. Какое отношение табак и повышение акцизов на табачную продукцию имеют к обсуждаемому законопроекту, название которого звучит так: "...в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы...", ну и так далее? Как эта поправка вообще попала в эту таблицу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров, председатель профильного комитета. МАКАРОВ А. М. На самом деле, конечно, можно было бы снова адресовать этот вопрос правительству, но я попробую ответить. Дело в том, что данным законопроектом изменяются акцизы, а так получилось, что, к сожалению, до сегодняшнего дня, до этого законопроекта, до той поправки, которая внесена, у нас акцизы принимались не путём внесения точечных поправок в какие-то позиции, а заменой всей таблицы. Если вы посмотрите, то увидите, что внесение любого изменения, касающегося акциза, влекло за собой замену всей таблицы, связанной с акцизами, то есть всех позиций. Более того, буквально услышав выступление депутата, комитет по бюджету предложил, и правительство с нами согласилось, что отныне такой ситуации не будет. И вот эта поправка принята уже в новом виде, что позволит, когда будут правиться любые акцизы, править ту конкретную позицию, на которую направлен закон. К сожалению, в действующей редакции мы этой возможности лишены. Эта проблема исправляется именно данным законопроектом. Кстати, это как раз вторая сторона той поправки, которую мы с вами сейчас обсуждаем: здесь предложена новая редакция таблицы акцизов, которая позволит дальше рассматривать каждый акциз отдельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но замечание ваше принимается, Сергей Владимирович. При всём том, что очень убедителен был Андрей Михайлович Макаров и аргументированно вам объяснил, почему данный вопрос рассматривается в рамках этого законопроекта, я считаю, что вы правы, поднимая этот вопрос. Нам важно, чтобы законопроекты про акцизы были об акцизах, чтобы не накручивали к этим законопроектам то, что хочется побыстрее принять. И вы видите - что касается опять-таки наших процедур, - мы отходим от обычных регламентных норм, по которым достаточно было бы ответа Андрея Михайловича Макарова, и даём возможность представителю правительства ответить на вопрос, который был задан, с тем чтобы разобраться в сути вносимой поправки, вносимого законопроекта. Наверное, это тоже немаловажно, и мы для того здесь собираемся, чтобы не только форма была совершенна, но и, наверное, в первую очередь содержание, чтобы содержание соответствовало этой форме. Вот здесь ваше замечание действительно имеет основание. Коллеги, по таблице № 2 - в этой таблице одна поправка - какие-то замечания будут? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Комитет предлагает отклонить содержащуюся там поправку. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Голосование тем не менее за - тем самым мы поддерживаем решение комитета, мы с ним соглашаемся. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. За, конечно, голосуют те, кто считает правильным поддержать решение комитета, такая процедура. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 35 мин. 08 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 243 чел. Не голосовало 207 чел.46,0 % Результат: принято Принимается. Таблица принята в любом случае. Уважаемые коллеги, ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырьё", вопрос 2 повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 04 сек.) Проголосовало за 280 чел.62,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 283 чел. Не голосовало 167 чел.37,1 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения. Комитет предлагает включить его в порядок работы Думы на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений против того, чтобы в порядок работы на завтрашний день включить данный законопроект для рассмотрения в третьем чтении? Нет возражений. Принимается ваше предложение, Андрей Михайлович.
Заседание № 311
О проекте федерального закона № 984546-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырьё".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырьё". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра финансов Алексей Валерьевич Сазанов. Пожалуйста. САЗАНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, направленный на развитие нефтегазохимии и нефтепереработки в Российской Федерации. Данным законопроектом предлагаются следующие налоговые новации. С 1 января 2022 года для производителей продукции нефтехимии из этана, из сжиженных углеводородных газов вводится обратный акциз на этан и сжиженные углеводородные газы при выполнении ими одного из следующих условий: при введении после 1 января 2022 года новых производственных мощностей по переработке этана либо сжиженных углеводородных газов мощностью более 300 тысяч тонн в год либо при осуществлении инвестиций в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2027 года в размере не менее 65 миллиардов рублей в новые производства продукции нефтехимии. При этом отрицательный акциз на этан составит 9 тысяч рублей на тонну, отрицательный акциз на сжиженные углеводородные газы при инвестициях 65 миллиардов рублей составит 4,5 тысячи рублей на тонну, при инвестициях 110 миллиардов рублей - 7,5 тысячи рублей на тонну. Кроме того, данным законопроектом предлагается введение инвестиционного коэффициента, увеличивающего обратный акциз на нефтяное сырьё. Для возможности его применения необходимо осуществить инвестиции в процессы глубокой переработки нефти в объёме не менее 50 миллиардов рублей либо в развитие нефтедобычных активов, если нефть направляется на глубокую переработку, в объёме не менее 30 миллиардов рублей. Также в целях недопущения удорожания дезинфицирующей спиртосодержащей продукции в условиях распространения коронавирусной инфекции проектом федерального закона предусмотрены меры, позволяющие производителям такой продукции приобретать спирт без акциза при наличии соответствующего свидетельства и при подтверждении целевого использования спирта. Кроме этого, данным законопроектом предполагается исключение мазута из акцизных товаров, также производится корректировка отрицательного акциза на виноград. И данным законопроектом предусматривается корректировка расчёта коэффициента Кц, применяемого при исчислении НДПИ. В том случае если он принимает отрицательное значение, он будет приниматься равным нулю, если цена нефти ниже 15 долларов. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерьевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Андрей Михайлович Макаров, председатель Комитета по бюджету и налогам. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Основные положения законопроекта изложены, наверное, нет смысла повторяться, поэтому давайте немножко о другом. Законопроект сложный. Если честно, мы смотрим на этот законопроект с точки зрения того, как он скажется на экономике, как он скажется, условно, на цене бензина на заправке, для нас это гораздо важнее. К сожалению, это приходится определять самим, потому что в пояснительной записке, как у нас обычно в таких случаях бывает, просто приводится краткое изложение законопроекта вместо анализа, как он будет влиять на экономику. Тем не менее мы поддерживаем данный законопроект, потому что мы сами были вынуждены сделать эту работу. Я хотел бы поблагодарить Комитет по энергетике, который в данном случае нам оказал очень серьёзную поддержку, и эта работа проведена. В пятницу мы решили... Кстати, я сразу напомню, что некоторые горячие головы, когда этот законопроект у нас проходил, предлагали его принимать немедленно, он был внесён за день до окончания сессии: "немедленно", "все ждут", "срочно" и так далее. Нет, законопроект был разослан, была рассылка. Прошло почти два месяца - законопроект проанализирован всеми экспертами, проанализирован компаниями, проанализирован теми, кто будет в конце концов реализовывать закон и получать результаты. В пятницу мы провели заседание специального итогового экспертного совета, пригласив ведущие компании, ведущих экспертов в этой отрасли, и сразу хочу сказать, что в заключении комитета по этому проекту закона мы даём все рекомендации экспертов. А сейчас скажу только, что все эксперты поддержали принятие закона, он важен, он важен не только для отрасли, он важен для людей. При этом они сказали, что законопроект необходимо доработать, но проект закона, безусловно, бюджетообразующий, поэтому времени крайне мало. И я просто хочу напомнить официальному представителю правительства, что сегодня до вечера мы ждём реакции на предложения бизнеса. Я знаю, кстати, что правительство поддержало целый ряд предложений бизнеса и в поправках правительства к этому законопроекту целый ряд вопросов, которые поставлены экспертами, уже будет решён. Но предложения эти шире, чем подготовленные поправки правительства. Естественно, депутаты будут рассматривать этот вопрос с точки зрения того, что ещё необходимо сделать во втором чтении, ну а от правительства мы ждём сегодня информацию по всем этим предложениям. Комитет предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении. И я хотел бы ещё раз обратить внимание, что у нас очень мало времени для работы в рамках второго чтения, именно поэтому на всей этой работе мы сосредоточились перед первым чтением, она была проведена очень тщательно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дивинский Игорь Борисович. БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Извините, пожалуйста. Бахарев по карточке Дивинского. Вопрос представителю Министерства финансов. Алексей Валерьевич, а в связи с чем потребовалось скорректировать механизм акциза на виноград? И как это отразится на экономике виноградарских предприятий? САЗАНОВ А. В. Там делается техническое уточнение в формуле, с тем чтобы корректно рассчитывался отрицательный акциз, и в целом для производителей вина, российского вина, размер отрицательного акциза никак не поменяется. Там будут небольшие корректировки в части документального подтверждения и уточнения в расчёте формулы в части коньяка для тех производителей коньяка, которые на данный момент получают отрицательный акциз, на три года сделаны переходные положения, и для них тоже никак отрицательный акциз не изменится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. У меня вопрос к представителю правительства. Алексей Валерьевич, скажите, пожалуйста, а кто будет получать результаты, какие компании? Там записан объём инвестиций, который далеко не каждая компания может себе позволить. Это первое. Второе. Каков суммарный размер выплат из бюджета по результатам применения этого закона, сколько примерно уйдёт на возмещение отрицательных акцизов в год? Насколько снизятся цены на бензин, потому что тут заявлено, что цена на бензин должна снизиться? И если бы мы отменили налоговый манёвр, дало бы это больше по снижению цен на бензин или нет? Вот сравнивали ли вы эти варианты? САЗАНОВ А. В. По объёму трат бюджета на отрицательный акциз. Если мы говорим про сжиженные углеводородные газы и этан, этот акциз вводится только с 1 января 2022 года, и этот объём будет определяться количеством компаний, которые заключат соответствующие инвестиционные соглашения. Это касается и отрицательного акциза на нефтепереработку. Те компании, которые захотят получить отрицательный акциз и проинвестировать, вложить 50 миллиардов или 30 миллиардов рублей, будут получать отрицательный акциз где-то в размере 1 тысячи рублей на тонну. В части вашего вопроса про влияние на цены на бензин. Поскольку этот законопроект направлен на развитие нефтегазохимии, то в части нефтегазохимии никак не повлияет, а в части нефтепереработки в долгосрочной перспективе за счёт увеличения выхода светлых нефтепродуктов и увеличения предложения бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке это будет оказывать, конечно, снижающее влияние на цены на внутреннем рынке. Оценить это влияние на данный момент не представляется возможным, поскольку непонятно опять-таки, какие НПЗ и в каком объёме заключат инвестиционные соглашения. После мониторинга после первого года, наверное, уже можно будет какие-то конкретные цифры привести. В части налогового манёвра - на данный момент мы такие оценки не проводили, если необходимо будет, направьте запрос, мы подготовим ответ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Алексей Валерьевич, мы понимаем, что привлечь сегодня инвестиции в передел без поддержки государства очень сложно, и это не первая попытка правительства, у нас были возвратные акцизы в нефтепереработке, но мы знаем и результат, сколько денег в результате было возвращено - там порядка десятка триллионов - и сколько было вложено, то есть процентов двадцать того, что мы как бы вернули. Вот насколько нынешний механизм застрахован от того, что возвратные акцизы хотя бы будут не ниже тех средств, которые будут вложены по новому механизму, который вы предлагаете? Это первое. И второй очень важный для нас вопрос: а оценивало ли правительство, сколько всё-таки средств бизнеса будет привлечено хотя бы на рубль вот того, что мы вернём, то есть сколько в это будет вложено средств государства, а сколько - бизнеса? САЗАНОВ А. В. Спасибо за вопрос. Если все крупнейшие российские нефтеперерабатывающие заводы примут участие и осуществят инвестиции, то, по нашим оценкам, объём инвестиций в нефтепереработку составит порядка триллиона рублей до 2027 года, объём инвестиций в нефтехимию составит порядка 2-3 триллионов рублей также на перспективу до 2027 года. Как мы застрахованы? Здесь прямая норма: если организация, которая заключит соглашение и начнёт получать отрицательный акциз, не выполнит инвестиционное соглашение, не введёт своевременно основные средства, предусмотренные соглашением, либо не проинвестирует сумму, которую обещала проинвестировать в рамках соглашения, то она обязана будет возвратить отрицательный акциз за весь период, пока она получала отрицательный акциз. Мы предусмотрели такую страховку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Алексей Валерьевич, вопрос вот такой. Из этого законопроекта не совсем понятно, кто будет модернизировать, на какую сумму будут инвестиции и так далее. То есть ясности нет, это, кстати, и Счётная палата отметила, но зато есть чёткость и ясность в финансово-экономическом обосновании, где указано, что на возмещение будет направлено 254 миллиарда рублей. Так вот скажите, пожалуйста, средства, которые пойдут из бюджета, как-то вернутся - через инвестиции, через соглашения - или же мы опять отдадим деньги, а те, кто призван будет это сделать, этого не сделают? Ведь из условий получения свидетельства требование в отношении невыполнения соглашения, например, исключено, то есть, получается, деньги даём, а условия... ну, каким-то образом снижаем ответственность по условиям. САЗАНОВ А. В. Вера Анатольевна, я готов пояснить. Наоборот, требование в отношении неисполнения соглашения прямо присутствует. Сумма, которую вы назвали, - это возможные расходы бюджета в ближайшие три года в том случае, если все крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы заключат соответствующие соглашения. И в этом случае объём инвестиций составит не менее, как я уже говорил, триллиона рублей до 2027 года. И опять-таки, если компании будут нарушать соглашение, то они обязаны будут возвратить в полном объёме полученный ими отрицательный акциз за счёт инвестиционного коэффициента. Спасибо за вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерьевич. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. У нас сколько минут устанавливается? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три, но, если не хватит, мы добавим. ШУРЧАНОВ В. С. Ну, три минуты. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, мы сами усложняем всю нашу работу. Помните, мы с вами рассматривали вопрос о налоговом манёвре? Мы говорили, что рано ещё обнулять таможенные пошлины, - и в итоге это как раз сыграло плохую роль. В то время надо было, наоборот, создать стимулы, чтобы внутренняя переработка росла, на сырую нефть была бы максимальная ставка пошлины, а на продукты переработки, возможно, и нулевые - мы многое выровняли бы. Более того, мы с Белоруссией не стали бы ругаться - в какой-то мере мы тоже несём ответственность за ту обстановку, которая сегодня в Белоруссии в связи с этим сложилась. Это с одной стороны. С другой стороны, наша фракция, КПРФ, серьёзным образом поддержала как раз введение налога на дополнительный доход (НДД). Думали, что получим от этого эффект, а оказалось, что эффекта сегодня нет, более того, мы сейчас перекрываем это за счёт повышения НДПИ - где-то, в печати пишут, порядка 300 миллиардов рублей. Далее, мы сами виноваты в том, что с ОПЕК переругались в марте, и сегодня мы опять ощущаем последствия. Сегодняшний законопроект в какой-то мере направлен как раз на то, чтобы нейтрализовать те действия, ошибки правительства, которые были допущены в марте. Ну и сейчас мы опять поддаёмся нефтяникам - в итоге от этого будет страдать наша обрабатывающая промышленность в целом, потому что мы опять создаём нефтяникам такие условия, а в то же время реальное производство, обрабатывающая промышленность, включая машиностроение, не будут иметь тех самых возможностей инвестировать, у них не будет стимулов. В конечном итоге мы никак не сможем выйти из этого нефтяного плена. Поэтому, когда говорят о том, что цены на бензин нужно удерживать, скажу: нельзя вот таким обходным путём идти, нельзя сегодня это сделать. Более того, не все деньги, которые за границу уходят, - мы с вами говорили, это вывод капитала - возвращаются, в том числе от продажи нефти и газа. В связи с этим фракция КПРФ в первом чтении голосовать за это не будет. Но Андрей Михайлович правильно сказал, что сейчас соберутся и будут готовить предложения ко второму чтению, - если поправки действительно существенным образом докажут, что это эффективно, что это на пользу всей стране, тогда фракция КПРФ во втором чтении поддержит. В первом чтении мы поддерживать законопроект не будем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Сергеевич. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция не будет голосовать за этот законопроект ни в первом, ни во втором, ни в третьем чтениях. Валентин Сергеевич Шурчанов, отвечу на ваш вопрос: ничего не получат граждане, страна ничего от этого не получит, за исключением отдельной категории граждан, которые являются бенефициарами тех самых нефтеперерабатывающих заводов, которые получат эти миллиарды, сотни миллиардов рублей. У меня всего три минуты - постараюсь объяснить, что же происходит. Вот у нас есть нефтепереработка, да, мы крупнейшая добывающая страна в мире по нефти, газу - что мы сделали, проведя налоговый манёвр? Мы практически, ну, ещё не совсем до конца, но мы обнуляем экспортные пошлины на нефть, тем самым мы повышаем рентабельность продажи сырой нефти за рубеж. Что происходит? Естественно, большая доля нефти уходит за рубеж непереработанной. Мы подняли НДПИ, чтобы компенсировать это выпадение доходов из бюджета, - к чему это привело? Это привело к тому, что нефть, которая поступает на переработку внутри страны, становится дороже, соответственно, рентабельность нефтепереработки становится ниже, потому что цены на бензин поднять, ну, невозможно. Нефтяники говорят: рентабельности нет, поэтому давайте нам обратные акцизы, и вот таким образом вынуждают правительство вносить такие законопроекты. Это не первая попытка стимулировать нефтепереработку; первая была, триллионы потратили - увенчалась ли она успехом? Нет, не увенчалась, и эта также не увенчается! К чему это приведёт? Это приведёт к тому, что нефтяные компании получат ещё один дополнительный источник дохода помимо того, который правительство им создало при отправке сырой нефти за рубеж. Естественно, мы с этим не согласны, потому что это же из бюджета деньги! Вы, чтобы вернуть деньги нефтяникам, подняли пенсионный возраст, подняли НДС, собрали со всей страны деньги, заморозили индексацию пенсий работающим пенсионерам, а для "бедных" нефтяников не жалко ничего - несколько сотен миллиардов мы им отдадим! У нас на индексацию пенсий денег нет, а на это у нас есть! Альтернативный вариант предлагаем. Чтобы остановить рост цен на бензин и чтобы действительно сделать выгодной нефтепереработку внутри страны, нужно отменить налоговый манёвр, нужно поднять экспортные пошлины на нефть, в связи с этим рентабельность продажи нефти за рубеж снизится, при этом снизится НДПИ, и тогда рентабельность переработки нефти внутри страны увеличится. При этом отменить возврат НДС экспортёрам сырья, и в бюджете останется ещё 2 триллиона рублей. Вот что нужно делать: отменить налоговый манёвр! Спрашиваю правительство: вы анализировали этот вариант? Нет, не анализировали. Понимаете, они не собираются это анализировать! Все законопроекты, которые для этого нужны, нами внесены - подумайте, проанализируйте! В этом случае мы точно и увеличим доходы бюджета, и создадим условия для глубокой переработки нефти, и создадим условия для снижения цен на нефть. При этом мы ещё пополним бюджет, при этом... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуту добавьте. ГАРТУНГ В. К. ...при этом у нас ещё останутся деньги на то, чтобы выплатить индексацию пенсий работающим пенсионерам - всё, что у них отняли за пять лет. У нас не индексируются пенсии уже пять лет - вы знаете, сколько в среднем работающий пенсионер недополучил? Каждый работающий пенсионер, получающий среднюю пенсию, недополучил 125 тысяч рублей. Если умножить на 10 миллионов пенсионеров... Умножьте, посчитайте, увидите, какие это цифры, понимаете?! Неработающие пенсионеры недополучили по 51 тысяче рублей за эти пять лет. Возьмите и верните деньги этим пенсионерам, и тогда, я думаю, люди вам будут благодарны. Ну а нефтяники беднее не станут, ну получат они не 7 триллионов доходов, а 5 триллионов - ничего страшного, я думаю, переживут. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Завальный Павел Николаевич, пожалуйста. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, этот законопроект не про цену на бензин, этот законопроект про развитие экономики нашей страны. Вот если взять данные за последние 15 лет, темпы развития нефтегазохимии в части переработки в мире были 7 процентов в год, у нас - не более 5 процентов. И ситуация такая: если у нас достигнут коэффициент переработки нефти... если у нас перерабатывается половина всей добываемой нефти, а остальное отправляется на экспорт, и сегодня это 83 процента, а десять лет назад был 71 процент, то в Америке это составляет 96 процентов, в Европе - 90 процентов. И Америка на 1 тонну добытой нефти получает 10 долларов, а мы на тонну добытой нефти получаем всего 2 доллара дохода, выручки. То есть вопрос глубинной переработки - это вопрос развития экономики страны. СУГ: мы производим 14,5 миллиона тонн СУГ, при этом около 9 миллионов тонн используется для внутреннего потребления, включая газопереработку, газохимию, а 5,5 миллиона тонн отправляем на экспорт. Этан: мы получаем около 1 миллиона тонн этана, отправляем на переработку, практически не экспортируем. А потенциал получения этана - 10-11 миллионов тонн, этан является сырьём для получения полиэтилена, этилена и других продуктов передела. То есть вопрос развития нефтегазохимии - это вопрос развития несырьевого экспорта. Принятие этого законопроекта вкупе с другими мерами даст возможность дополнительного получения продуктов переработки в объёме 10 миллионов тонн, даст возможность получения 7 миллиардов долларов в год от несырьевого экспорта и инвестиций, как было сказано, в объёме 40 миллиардов долларов до 2030 года. Поэтому это законопроект о развитии экономики страны, о её устойчивости, об увеличении несырьевого экспорта, доходов страны, и понятно, что это скажется и на рынке. Потому что мы сегодня до сих пор не обеспечиваем внутренний рынок продуктами передела, высокого передела нефтегазохимии, закупаем их по импорту, а тот же Китай в ближайшие два-три года практически полностью обеспечит себе всю внутреннюю потребность - и крупнотоннажным, и среднетоннажным, и мелкотоннажным... Поэтому вопрос этот - за экономику. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" обязательно поддержит. Закон, может быть, сложный для чтения вот в том виде, в каком он сейчас принимается, но с учётом замечаний и нашего комитета, и профильного комитета - комитета по бюджету - он будет доработан. Этот закон направлен на развитие. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич. Алексей Валерьевич, вы можете выступить с заключительным словом. Пожалуйста. САЗАНОВ А. В. Спасибо большое, Иван Иванович. Я просто хотел бы отметить, что данный законопроект в первую очередь направлен на привлечение инвестиций в отрасль. Это инвестиции, которые пойдут не столько в какие-то зарубежные производственные мощности, сколько в российские производственные мощности, в том числе на реакторы для пиролиза, что является ключевым, многие из них производятся на российских мощностях. Если эти инвестиции пойдут в нефтехимию и нефтепереработку, они дадут кумулятивный эффект и в других отраслях промышленности. И здесь, в этом законопроекте, впервые, на наш взгляд, соблюдена адресность, то есть никто не получит отрицательный акциз, если не заключил инвестиционное соглашение, если не осуществляет инвестиции в российскую экономику. Мы считаем, что этот законопроект крайне важен для стимулирования инвестиций в такие перспективные отрасли, как нефтехимия, - за нефтехимией в конечном счёте будущее. Главный, огромный добавочный продукт создаётся в нефтехимии, и мы сейчас не до конца используем сырьевой потенциал и те полупродукты, которые выходят из нефтепереработки, чтобы полностью реализовать добавочный продукт, создаваемый в нефтехимии. Поэтому мы всё-таки просим поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерьевич. Заключительное слово содокладчика. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Иван Иванович. Коллеги, вы знаете, я не случайно, когда вышел на эту трибуну, начал со слов: "Закон очень сложный". Действительно, это закон, целью которого является привлечение инвестиций в отрасль-локомотив, в отрасль, которая действительно может быть не только локомотивом развития нефтехимии, увеличения глубины переработки, но и может стать одним из локомотивов развития экономики страны, о чём вот говорил Павел Николаевич Завальный. Но это закон очень сложный - вот Комитет по энергетике сидел разбирался все эти месяцы, два месяца, с этим законом, и мы то же самое. Это один вариант. И есть второй вариант. Обсуждать вопросы, как сделать так, чтобы этот локомотив поехал, что для этого нужно сделать, как его усовершенствовать, идти по этому пути или же выйти и вспомнить: а вот вы там НДС подняли, а вот вы там пенсионерам денег не дали!.. Ну понятно, что это, в общем, к закону-то не имеет отношения, но ведь это намного проще, чем просто разобраться или хотя бы прочитать содержание этого закона. Уважаемые коллеги, работа над законом может быть поделена на две неравные составные части. Одна часть - это, собственно, работа над законом, чтобы он работал на интересы страны, а вторая проходит под лозунгом (давайте половину скажу по-русски, а половину по-импортному, чтобы всем понятно было): "Выборы forever!" Вот мне очень хотелось бы, чтобы та работа, которую мы будем проводить, была направлена на интересы страны, а не на подготовку к выборам, которые всё-таки состоятся всего лишь через год. Всего доброго! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование проект федерального закона под пунктом 7 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 21 сек.) Проголосовало за 303 чел.67,3 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается. Спасибо.