Заседание № 40

20.04.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 98432-8 "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2476 по 3027 из 6447
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 19-го вопроса нашей повестки. О     
проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 10               
Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской         
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и               
установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской      
Федерации в 2022 году". Доклад председателя Комитета по бюджету и налогам       
Андрея Михайловича Макарова.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Михайлович.                                                  
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что данный           
законопроект был внесён Правительством Российской Федерации в Государственную   
Думу во исполнение поручения президента о поддержке регионов, региональных      
бюджетов, путём выделения бюджетных кредитов с федерального уровня. И,          
напомню, у нас было очень бурное обсуждение этого законопроекта в первом        
чтении, не менее бурным оно было в комитете, когда мы увидели, что во           
внесённом законопроекте поручения президента, с нашей точки зрения, выполнены   
не полностью или, по крайней мере, вдруг неожиданно выяснились разночтения в    
понимании поручения президента. Поэтому сейчас, если вы не возражаете,          
несколько слов о том, как эти разночтения снимались.                            
                                                                                
Первое - это поручение президента направить бюджетные кредиты на погашение      
коммерческих долговых обязательств. В первом чтении был рассмотрен внесённый    
законопроект, который включал в себя коммерческие обязательства регионов, но    
не включал в себя коммерческие обязательства муниципалитетов в этих регионах.   
И мы ставили вопрос о том, что этот вопрос ко второму чтению должен быть        
решён. Сразу хочу сказать: нам удалось найти решение (мы говорили об этом и     
на отчёте правительства, решение было поддержано и председателем                
правительства), и муниципальные долговые обязательства включены. Таким          
образом, мы выделяем дополнительно 135,5 миллиарда (а цена вопроса - 135,5      
миллиарда рублей) и включаем муниципальный долг в тот объём долга субъектов,    
который подлежит замещению бюджетными кредитами с федерального уровня.          
                                                                                
Сразу хочу сказать, что всего бюджетными кредитами для замещения коммерческой   
задолженности смогут воспользоваться 68 субъектов, срок погашения - 29-й год,   
ставка - 0,1 процента. Вот это очень важно, потому что нам всё время говорят    
о стоимости этих кредитов, - так вот, 2029 год, ставка - 0,1 процента.          
                                                                                
И я напомню, что ранее принятые нами нормы позволяют направлять эти средства,   
которые экономятся бюджетами, на решение своих вопросов: и на строительство     
социальных объектов, и на строительство инфраструктуры, и на другие объекты.    
И тогда на эту сумму просто долг списывается, сокращается, и вот это я просто   
хотел бы тоже напомнить.                                                        
                                                                                
Второе - это вопрос краткосрочных казначейских кредитов. Самым важным был       
вопрос о том, что во внесённом законопроекте предлагалось, чтобы те 10          
процентов от объёма доходов бюджетов, которые были обозначены у президента, в   
законопроекте вносились как собственные доходы регионов. Мы с вами не           
согласились с этой позицией, указывая, что в этом случае мы, по существу,       
поддержим регионы сильные, те, у кого есть большие доходы, а регионы слабые,    
наоборот, мы этой поддержки лишим, потому что у них соответственно будет        
меньше возможность получить такие средства.                                     
                                                                                
В данном случае ко второму чтению этот вопрос также у нас с вами решён, и       
внесена поправка, которую комитет поддержал, о том, что 10 процентов            
исчисляются не от собственных налоговых и неналоговых доходов бюджетов, а от    
общих доходов регионов, соответственно, вы понимаете, что это совершенно        
разные суммы.                                                                   
                                                                                
Далее, сразу хотел бы сказать, что мы исключили во втором чтении срок           
погашения кредитов - 270 дней. У нас существовала такая норма - она             
снимается. Это очень серьёзное облегчение бремени для региона.                  
                                                                                
Наконец, казалось бы, малозначительный вопрос, касающийся всего десяти дней.    
В первом чтении в законопроекте проходила норма, что возврат                    
предполагается... предельный срок погашения по этому году был установлен 20     
декабря, но президент справедливо сказал: до конца года. Поэтому мы переносим   
на 30 декабря. Почему на 30-е, а не на 31-е? 30-е - последний рабочий день.     
Мы сдвигаем, и эти десять дней очень важны для региональных бюджетов, потому    
что, вы понимаете, именно в эти дни происходят очень серьёзные траты и именно   
в это время ещё собственных доходов мало, недостаточно, потому что они придут   
уже в следующем году. Поэтому вот эти десять дней на самом деле имеют очень     
важное значение.                                                                
                                                                                
Следующий вопрос - это унификация норм об отсрочке оплаты по бюджетным          
кредитам в 2022 году. Почему? Потому, что у нас с вами четыре региона -         
Тамбовская область, Псковская область, Республика Марий Эл и Приморский край    
- не входили в реструктуризацию. По своим причинам, не будем сейчас             
обсуждать, кто прав, кто виноват, думаю, что регионы когда-то ошиблись,         
принимая такое решение. Но сейчас было бы несправедливо, если бы мы не дали     
им возможности воспользоваться этим, даже если они когда-то приняли ошибочные   
решения. Поэтому мы изменяем условия, чтобы и эти четыре региона могли в        
данном случае подключиться к реструктуризации. Соответственно, платёж 2022      
года для указанных регионов, а это всё-таки 3 миллиарда рублей, немаленькие     
деньги, переносится на 2025 год. Это тоже очень важное решение.                 
                                                                                
Вот те решения, которые нам удалось проработать, отработать вместе с            
правительством и которые предлагаются вашему вниманию в ходе рассмотрения во    
втором чтении. Сразу хочу сказать, что всего поступило 23 поправки, 15          
поправок было отозвано авторами, потому что в той или иной степени они учтены   
в этих поправках, оставшиеся четыре поправки рекомендуются к принятию и         
четыре - к отклонению.                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, если можно, наверное, правильно будет нам, прежде чем мы     
перейдём к голосованию по таблицам поправок № 1 и № 2, обсудить вот какой       
вопрос. При рассмотрении данного законопроекта в первом чтении наш              
председатель бюджетного комитета Андрей Михайлович Макаров подчеркнул, что в    
законопроекте, внесённом правительством, нет 19 регионов, которые в             
январе-феврале самостоятельно, за счёт своих ресурсов, погасили коммерческие    
кредиты в рамках рыночного заимствования. Многие из тех, кто в этом зале        
присутствует, представляют как раз эти регионы - регионы-реципиенты,            
дотационные.                                                                    
                                                                                
Для понимания назову часть из них, особенно выделю те, что погасили кредиты     
на огромные суммы за счёт своих бюджетов, дотационных бюджетов: Омская          
область погасила на сумму более 10 миллиардов рублей, Псковская - 3 миллиарда   
рублей, Республика Мордовия - 3,4 миллиарда рублей, Смоленская - 1,8            
миллиарда рублей, Республика Коми - 3,35 миллиарда, Архангельская - 7,4         
миллиарда, Новгородская - 4,479 миллиарда, Республика Бурятия - 6,34            
миллиарда, Забайкальский край - 1 миллиард, Магаданская область - 3,07          
миллиарда.                                                                      
                                                                                
Мы с вами принимаем федеральный закон, сейчас во втором чтении рассматриваем    
его, в рамках которого будет проведено заимствование - и об этом говорил        
докладчик Андрей Михайлович - регионам, которые должны будут                    
перекредитоваться уже с 1 марта текущего года. Им будет произведено замещение   
коммерческих кредитов бюджетными - понимаете, о чём речь идёт? А тем, кто       
самостоятельно нашёл средства в январе-феврале, выполнив таким образом все      
обязательства и требования Минфина, замещение не проведено, общая сумма -       
53,9 миллиарда рублей, но эти регионы, как вы видите, даже те, которые самые    
большие платежи осуществили, у нас дотационные.                                 
                                                                                
Андрей Михайлович, вам вопрос: мы сейчас рассматриваем законопроект во втором   
чтении, принимаем поправки, а что удалось сделать, чтобы оказать помощь тем     
регионам, которые самостоятельно, несмотря на дотационные бюджеты, несмотря     
на отсутствие возможностей, выполнили все обязательства, заместили свои         
долги, либо перекредитовали за счёт своих ресурсов, либо закрыли, это уже в     
зависимости от возможностей каждого региона, но свои средства выложили? А       
сейчас получается, если учесть этот период отсечения с 1 марта, что кому-то     
просто повезло больше, и мы принимаем закон, в соответствии с которым           
замещение будет проводиться уже за счёт федерального бюджета. Конечно, это      
огромная помощь, и правильно вы сказали, что президентом было дано поручение    
помочь регионам, но помочь всем. Вот мы с вами можем найти решение? Есть ли у   
комитета видение, как можно помочь всем регионам, в том числе тем, которые      
уже свои средства отвлекли на перекредитование?                                 
                                                                                
Вот здесь у нас присутствует первый заместитель министра финансов, он,          
правда, маску надел - его не все в лицо узнали, - наверное, чтобы очереди не    
было из депутатов к ложе, коллега Горнин Леонид Владимирович.                   
                                                                                
Леонид Владимирович, вот вы же эту ситуацию хорошо чувствуете, сами работали    
в регионе. Андрей Михайлович сейчас предложит вариант, а потом Минфин скажет:   
"Мы не готовы к этому". Но президент что сказал? Вот парламент должен здесь     
использовать свои контрольные полномочия.                                       
                                                                                
Андрей Михайлович, сначала выскажите ваше предложение, затем послушаем нашего   
коллегу из правительства - уважаемого Леонида Владимировича.                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, на самом деле вы подняли,          
пожалуй, самый острый вопрос этого проекта закона.                              
                                                                                
Вот всё то, что удалось сделать, а это действительно огромные деньги, - это     
на самом деле просто выполнение поручения президента о поддержке регионов. А    
дальше - проблема, о которой вы сказали. Действительно, 19 регионов - сумма     
почти 54 миллиарда - досрочно погасили, по существу, свои долги коммерческие,   
и получилось так, что регионы, которые реально выполняли, вы справедливо        
говорите, требования Министерства финансов, просто оказались идиотами, ну       
так, если по-русски говорить. На самом деле такие вещи, вообще, не              
настраивают на дословное выполнение поручений Министерства финансов в           
будущем, это следует отметить.                                                  
                                                                                
Однако для нас в данном случае это не вопрос будущего, это вопрос настоящего.   
Вы абсолютно справедливо говорите: президент дал поручение поддержать всех.     
Но в поручении президента сказано: выделить бюджетные кредиты на погашение      
коммерческих кредитов. Мы это очень серьёзно обсуждали - и с правительством,    
и с Минфином, - работали, но, к сожалению, не нашли механизма. Эти              
коммерческие кредиты погашены, и поэтому в той формулировке, которая сейчас     
идёт в этом законопроекте, эту задачу решить не представляется возможным.       
                                                                                
Что в этой ситуации предложил комитет? Мы предлагаем одновременно с принятием   
этого закона в постановлении Государственной Думы предложить правительству      
оказать адресную поддержку этим регионам, включая бюджетные кредиты, но         
только чтобы эти бюджетные кредиты уже не были связаны с погашением             
коммерческих кредитов, чтобы они решали вот те задачи... Они уже отдали свои    
деньги на погашение коммерческих кредитов, поэтому нужно создать механизм,      
при котором такая поддержка может быть оказана. Комитет рекомендует             
Государственной Думе в постановлении при принятии проекта закона в третьем      
чтении предложить именно такой механизм. Другого решения, я могу сказать        
честно, мы просто не нашли.                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович, и спасибо вашим коллегам по   
профильному комитету, что вы неравнодушно к этому подходите.                    
                                                                                
А вот, глядя в зал, коллеги, обращаю ваше внимание: посмотрите, с учётом        
того, насколько важный законопроект мы обсуждаем, да и вообще какая повестка    
сегодня, но в зале мы почему-то видим, что не все места заняты депутатами.      
Это о чём говорит? Хорошо, неинтересно. Вот 19 регионов, депутаты их            
представляют...                                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот правильно говорят: Смоленск здесь - Неверов, Омск     
здесь - Жуков. Мы рассматриваем вопросы. А если взять и посмотреть по другим    
территориям - все здесь? А почему их нет? Приедут к себе - посмотрите,          
суммы-то какие, об этом речь идёт, о замещении, - и люди, и руководство         
регионов скажут: "А где наш депутат был во время обсуждения этих вопросов?"     
Задумайтесь! Вот вам и ответы на многие вопросы.                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Макаров представляет регион, который не попадает в        
число этих 19 территорий. Так же как и вы не представляете ни один из этих 19   
регионов - тоже всё порешали, молодцы. О другом речь идёт, об                   
ответственности, об этом. Вот и всё!                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот и правильно. Молодцы. Это нас сплачивает и            
объединяет.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Леонид Владимирович. Ваши предложения.                              
                                                                                
ГОРНИН Л. В., первый заместитель министра финансов Российской Федерации.        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Я в первую очередь хотел     
бы поблагодарить бюджетный комитет и лично Андрея Михайловича за                
конструктивную работу. Мне кажется, мы нашли здесь консенсус. Наше решение,     
на мой взгляд, объективно и, самое главное, находится в правовом поле, то       
есть в поле наших бюджетных возможностей, тех регламентов, которые              
установлены бюджетным законодательством.                                        
                                                                                
Вячеслав Викторович, я хотел бы отметить, что мы впервые так помогаем           
субъектам Российской Федерации. Только вдумайтесь: 366 миллиардов рублей        
уйдёт в субъекты Российской Федерации в 2022 году на погашение рыночных         
заимствований! Безусловно, у субъектов освободится как минимум - как минимум!   
- на сегодняшний день до 30-40 миллиардов рублей расходов на обслуживание       
государственного долга. Эти деньги пойдут, безусловно, и на поддержку           
экономики, и на развитие социально-экономической сферы в каждом субъекте        
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
На мой взгляд, мы выполняем поручение Президента Российской Федерации. А в      
тех 19 субъектах надо, наверное, поблагодарить губернаторов за то, что они      
строго выполняют регламенты, графики по возврату задолженности по               
коммерческому долгу. Это подчёркивает высокую финансовую, бюджетную культуру    
в этих субъектах Российской Федерации, и это, на мой взгляд, замечательно.      
                                                                                
19 субъектов также участвуют в распределении 366 миллиардов рублей, которые     
пойдут в виде дополнительной финансовой помощи, в виде бюджетных кредитов,      
поскольку у этих кредитов сроки возврата установлены в том числе с марта по     
декабрь. Так что эти субъекты выпадают только по платежам, совершённым в        
январе-феврале 2022 года.                                                       
                                                                                
То, что Андрей Михайлович предложил, этот подход я полностью разделяю, можно,   
безусловно, зафиксировать, мы будем его выполнять. И как одно из предложений:   
у нас есть 45 миллиардов рублей грантов, грантовой поддержки субъектам          
Российской Федерации, и мы можем как раз через этот инструмент, который         
эффективно работает на протяжении последних трёх финансовых периодов,           
подчеркнуть высокую бюджетную и финансовую культуру субъектов Российской        
Федерации, предоставив какую-то долю средств, - это надо обсуждать,             
безусловно, и с администрацией президента надо обсудить этот вопрос, -          
поддержать через грантовую поддержку.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что касается источников, вам виднее. Но правильно было    
бы, конечно, методику распределения в том числе грантов согласовать с           
бюджетным комитетом. Вот это точно будет лучше, прозрачность будет, а значит,   
доверия к этим решениям будет больше.                                           
                                                                                
Что касается данной ситуации. Смотрите, механически отсекли. Получилось так:    
у кого-то оказалось в марте закрытие коммерческих кредитов рыночного            
заимствования - им повезло, а у кого-то оказалось в феврале - они должны были   
сделать сами. Да, молодцы! Вот та же Орловская область вынуждена была           
закрывать, а это дотационная область; Калининградская область - ей тоже         
деньги лишние не помешали бы. Там ведь речь-то о чём идёт? Рыночное             
заимствование - это уплата процентов, суммы, особенно по сегодняшнему дню,      
достаточно внушительные, а если происходит замещение, всё равно возвращать в    
регион деньги надо будет, но в меньшем объёме, потому что проценты, понятно,    
добавляют нагрузку. Так что в этой ситуации было бы хорошо всё-таки помочь      
всем.                                                                           
                                                                                
Предложение Андрея Михайловича, коллеги, поддержим? Поддержим. А если           
Министерство финансов найдёт дополнительные возможности оказания помощи         
регионам, только спасибо скажем!                                                
                                                                                
Ну и, конечно, уважаемые коллеги, вот посмотрите: 19 территорий - не случайно   
сказал, что в зале вот многие отсутствуют. Задумайтесь, в чём тогда смысл       
избрания в Государственную Думу? Это судьбоносные вопросы для регионов, там     
миллиарды, это не маленькая какая-то тема, а миллиарды, даже 10 миллиардов -    
в Омскую область. У нас от Омской области не один Жуков, есть депутаты в        
разных фракциях, так же как и от других территорий.                             
                                                                                
Андрей Михайлович, добавите, может быть, что-то, исходя из того что это тема    
болезненная для многих регионов? Собственно, хорошо бы, чтобы вы надежду        
подкрепили.                                                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Вячеслав Викторович, вот весь смысл в том, что мы работали над    
выполнением того поручения, которое вы нам дали. Ну, это, что называется, то,   
что смогли предложить.                                                          
                                                                                
Единственно, я думаю, что в случае принятия такого постановления                
Государственная Дума могла бы действительно отработать именно то, о чём вы      
сейчас сказали. Я понимаю Леонида Владимировича, он тут же нашёл источник -     
грантовая поддержка. Я думаю, что это в первую очередь потому, что Леонид       
Владимирович, как самый опытный в этой ситуации, прекрасно понимает, что вот    
оттуда-то мы как раз вряд ли что-то сможем на эти цели получить. Мне так        
почему-то кажется. Нет, если Леонид Владимирович выделит все эти деньги -       
ради бога! Наверное, не случайно он оговорился, что надо всё ещё...             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прекратите вы о критериях! Там те регионы, которые они    
записывают, потом показывают обвал всех критериев, и у них там в лучших те,     
кто демонстрирует самые худшие результаты. Поэтому и говорю, что должна быть    
прозрачность, - тогда будет доверие. Вот и всё!                                 
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Вот мне кажется, вы ключевое сказали: надо на самом деле          
поддержать эти регионы. Получилось, что они выпали либо потому, что у них       
график был другой, либо потому, что они просто пошли с опережением графика,     
чтобы не платить лишние проценты по коммерческим кредитам, - это то, о чём вы   
говорили. Строго говоря, могли бы и подсказать им: готовим специальное          
решение президента - ну подождите платить. Если так, по-честному... Но я        
боюсь, что это регионам забыли сказать, поэтому в данном случае они на это      
пошли.                                                                          
                                                                                
Мне кажется, здесь надо рассмотреть вопрос именно о выделении дополнительных    
возможностей. Леонид Владимирович справедливо сказал, что таких средств на      
погашение коммерческих кредитов не выделялось никогда, - это правда, решение    
президента для регионов очень важно. Но давайте всё-таки исходить из того,      
что президент говорил о поддержке в течение всего 2022 года, а с 1 марта год    
даже по китайскому календарю не начинается, он начинается с февраля. Я          
понимаю, что это, наверное, самый выгодный вариант, но, ещё раз говорю, мы не   
смогли решить этот вопрос, потому что мы не нашли механизма - механизма         
выделения дополнительных средств. Мне кажется, Государственная Дума должна      
настаивать именно на выделении дополнительных средств.                          
                                                                                
Мы не случайно включили адресную поддержку: даже те регионы, которые вы         
называли, 19 регионов, находятся в разной ситуации, в разном положении -        
кто-то в лучшем, кто-то в худшем. Вот посмотреть возможности дополнительной     
адресной поддержки, мне кажется, правительство вполне может. И вместе с         
правительством, мне кажется, мы могли бы найти такие подходы.                   
                                                                                
Мне кажется, к тому, что вы сказали, добавить уже просто нечего.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, ну и справедливость должна быть!       
Когда назывались регионы, среди 19 регионов акцент был сделан на те, которые    
требуют поддержки и оказания им помощи, - это регионы-реципиенты,               
дотационные. Но среди этих регионов есть и Ямало-Ненецкий автономный округ.     
Вот здесь у нас Дмитрий Николаевич Кобылкин присутствует: он был одним из       
лучших руководителей регионов России, сделал всё для того, чтобы обеспечить     
финансовую самостоятельность Ямало-Ненецкого автономного округа. Регион         
выполнил обязательства в объёме 1 миллиарда 888 миллионов рублей, но это        
регион-донор, ему по силам решить эти проблемы, тем более разница будет в       
виде банковских начислений. А та же Псковская область, та же Смоленская         
область, тот же Омск, коллеги, Калининградская область, Орловская область...    
Вот ушёл из зала Коломейцев...                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Куда я ушёл? Зашёл в тыл просто. (Оживление в зале, смех.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поняли?                                                   
                                                                                
А там губернатор представляет КПРФ. Об этом речь идёт!                          
                                                                                
Леонид Владимирович, Макаров-то дело говорит, а вы сразу: мы гранты... Какие    
гранты?! Здесь надо искать решение.                                             
                                                                                
И разница-то на самом деле: в одном случае регионы будут банкам платить, а в    
другом - вам будут платить. Разница-то вот на эту банковскую маржу, да? Но      
это будут лишние 14 процентов от этих объёмов. Вот 10 миллиардов заплатили в    
Омске - Александр Дмитриевич уже руки опустил, он уже всё, согласился с вами,   
причём он знает вас больше, чем кто-либо, он ещё в прошлом веке возглавлял      
бюджетный комитет.                                                              
                                                                                
Так, Александр Дмитриевич?                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Точно. Для чистоты отношений. И он уже всё, успокоился.   
А Макаров не успокоился!                                                        
                                                                                
Андрей Михайлович, какие ещё предложения могут быть?                            
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Выполнить поручение Председателя Государственной Думы.            
(Оживление в зале.)                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, мы с вами выполняем поручение президента - это уже   
для всех обязанность, - а не поручение Председателя Государственной Думы.       
Председатель Государственной Думы может только взывать к Коломейцеву или к      
вам.                                                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Советский Союз не надо было               
разваливать.                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Молодец!                                                  
                                                                                
Вот видите, а теперь поднимать надо нам, Андрей Михайлович. Горнин говорит,     
всё это надо компенсировать за счёт грантов, - ну и компенсируйте тогда!        
                                                                                
Андрей Михайлович, давайте сформулируем, потому что все согласились,            
поддержим ваше предложение. Мы на этом акцент сделали, регионы перечислили.     
                                                                                
Ну и конечно, коллеги, должны быть и самоорганизация, и самодисциплина.         
Понятно, что много новых депутатов пришло, но никто не отменял нормы            
Регламента: если отсутствуешь, это может быть по болезни, за свой счёт или по   
причине командировки, всё остальное - прогул, и штраф большой установлен. Вот   
Пинский, председатель комиссии по Регламенту, присутствует в зале, а он         
депутат уже 15 лет. Присутствуют Морозов, депутат с момента основания           
Государственной Думы, вместе с Жуковым. А Харитонов так вообще уже 35 лет,      
да?                                                                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С Верховного Совета. И тоже в зале.                       
                                                                                
Вдумайтесь, почему они так себя ведут? Потому что ответственное отношение к     
делу определяет судьбу будущих выборов и доверие избирателей. А тот, кто        
ведёт себя иначе, может оказаться прохожанином в этой ситуации: прийти-то       
пришёл, но потом вышел.                                                         
                                                                                
Макаров в Думе ещё с прошлого века. Так, Андрей Михайлович?                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В царской ещё был? Вместе с вами если только и с          
Грешневиковым, который тоже более 30 лет уже...                                 
                                                                                
Давайте собирайтесь вместе с Горниным и обсуждайте вопрос оказания помощи 19    
регионам. Можете отдельно обсудить тему Ямало-Ненецкого округа, если только     
Кобылкин согласует. А так, получается, он в Думу пришёл, от него ещё больше     
помощи ждут, а он скромный человек. Там, понятно, у него система работает, но   
здесь вот он смотрит на всё это и думает: проживём за счёт своих ресурсов. Но   
у них бюджет-то какой! А как Орловщине помочь? Геннадий Андреевич не знал,      
что такой вопрос, поэтому его нет, а если бы знал...                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно, или смотрит сейчас по монитору, как            
Коломейцев здесь отстаивает Орловщину.                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наблюдает, наблюдает. Я вот об этом и говорю. За всеми    
наблюдает, и за вами тоже.                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Михайлович.                                                  
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Ну, Вячеслав Викторович, по-моему, всё сказано. Если можно, ещё   
таблицы поправок рассмотреть бы. (Оживление в зале.)                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рассмотрим, коллеги? Рассмотрим. Но просьба к фракциям    
уделить внимание дисциплине. Вот ключевой вопрос, видите... Надо предмет        
изучать, в теме быть, а некоторые уехали, хотя тут такой вопрос обсуждается.    
Врасплох застали.                                                               
                                                                                
Таблица поправок № 1 - есть замечания? Нет.                                     
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              418 чел.92,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    418 чел.                                          
Не голосовало                  32 чел.7,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 1 принимается единогласно: 418 - за.                         
                                                                                
Таблица поправок № 2 - есть замечания? Нет.                                     
                                                                                
Ставится на голосование.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              342 чел.76,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    342 чел.                                          
Не голосовало                 108 чел.24,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.                                                        
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 19-й вопрос нашей повестки, второе        
чтение.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              422 чел.93,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    422 чел.                                          
Не голосовало                  28 чел.6,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят единогласно: за - 422, против - нет,       
воздержавшихся нет.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект    
подготовлен к процедуре третьего чтения, и комитет предлагает в проект          
постановления о принятии в третьем чтении включить пункт (он здесь есть, все    
депутаты могут с ним ознакомиться) о том, чтобы Правительству Российской        
Федерации предложить рассмотреть вопрос об оказании адресной поддержки, в том   
числе в виде бюджетных кредитов, субъектам Российской Федерации,                
осуществившим в январе и феврале 2022 года погашение коммерческой               
задолженности.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений рассмотреть             
законопроект по процедуре третьего чтения? Нет возражений.                      
                                                                                
Приступаем к рассмотрению законопроекта под пунктом 19 по процедуре третьего    
чтения. Есть ли желающие высказаться от фракций? Нет.                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект, 19-й вопрос нашей      
повестки, в третьем чтении.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 06 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              421 чел.93,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    422 чел.                                          
Не голосовало                  28 чел.6,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - 421, против - нет, воздержался один. Федеральный закон принят.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы с вами оговорили принятие федерального закона нормой,     
которую Андрей Михайлович сформулировал, а Минфин поддержал, - о                
необходимости оказать поддержку 19 регионам. Договорились?                      
                                                                                
Леонид Владимирович, спасибо вам большое, здоровья!                             

Заседание № 36

05.04.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 98432-8 "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4565 по 5268 из 6769
24-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 10    
Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской         
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и               
установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской      
Федерации в 2022 году". Доклад официального представителя правительства         
первого замминистра финансов Леонида Владимировича Горнина.                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГОРНИН Л. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
первый заместитель министра финансов Российской Федерации.                      
                                                                                
Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты, коллеги!             
Законопроект разработан в целях дополнительной поддержки финансовой             
стабильности для субъектов Российской Федерации в условиях внешнего             
санкционного давления. Законопроект предполагает три основные новации.          
                                                                                
Первое. Регионам будут предоставлены бюджетные кредиты из федерального          
бюджета для погашения рыночных заимствований, сложившихся на 1 января 2022      
года и подлежащих погашению в период с марта включительно по декабрь 2022       
года. Предлагается в законопроекте дополнительно предусмотреть возможность      
направления регионами бюджетных кредитов на возмещение средств, фактически      
направленных уже с 1 января... извините, с 1 марта текущего года на погашение   
рыночных заимствований, сложившихся по состоянию на 1 января 2022 года и        
подлежащих погашению в марте - декабре 2022 года. Указанные кредиты             
предоставляются регионам с расчётной бюджетной обеспеченностью не более 1,5 -   
мы традиционно используем соответствующий подход под соответствующие            
критерии.                                                                       
                                                                                
Количество получателей, регионов, составит 47 субъектов Российской Федерации    
с общим объёмом ресурсного обеспечения предлагаемой новации в сумме 255         
миллиардов рублей. Предлагается предусмотреть, что кредиты, выдаваемые в этом   
году на сумму 255 миллиардов рублей, подлежат погашению в период с 2023-го по   
2028 год ежегодно равными долями. Это очень комфортный, подчёркиваю, график     
для субъектов Российской Федерации.                                             
                                                                                
Второе предложение. На 2022 год установить особые условия предоставления        
регионам казначейских кредитов, так называемых кредитов на кассовый разрыв,     
внутри финансового периода. Лимит кредита установить в размере до               
10 процентов от объёма собственных доходов субъектов Российской Федерации (в    
понятие "собственные доходы" входят налоговые и неналоговые доходы). Напомню,   
что сейчас лимит установлен на уровне 360 миллиардов рублей. Этот инструмент    
практически не был востребован субъектами Российской Федерации в 2021 году с    
учётом довольно благополучной ситуации по исполнению бюджетов субъектов         
Российской Федерации в 2021 году, но в 2022 году этот ресурс, этот              
инструмент, безусловно, будет востребован, и мы предлагаем таким образом        
увеличить лимит предоставляемых казначейских кредитов до 1 триллиона            
143 миллиардов рублей. Также мы предлагаем скорректировать срок                 
предоставления кредитов - увеличить его с 240 до 270 дней, предельный срок      
возврата кредита перенести с 15 декабря на 20 декабря соответствующего          
финансового года.                                                               
                                                                                
Следующее. Регионы в текущем году также предлагаем освободить от погашения      
задолженности по бюджетным кредитам - подчёркиваю: по всем бюджетным            
кредитам, по которым есть обязательства перед федеральным центром, это          
затрагивает 75 регионов - на общую сумму чуть более 60 миллиардов рублей. По    
ранее реструктуризированным кредитам срок погашения задолженности по            
основному долгу и начисленным процентам перенести с 2022 года не ступенчато,    
а сразу же всю сумму, весь объём на 2029 год. По нереструктуризированным        
кредитам предоставить право рассрочки аналогично действующим подходам, как и    
по реструктуризированным бюджетным кредитам.                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, просил бы поддержать законопроект в первом чтении.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Андрея Михайлович Макарова.                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Казалось бы,   
всё понятно: закон очень нужен, надо срочно принимать, чтобы регионы могли      
воспользоваться тем, о чём сейчас подробно доложил Леонид Владимирович. Тем     
не менее комитет по бюджету предлагает поддержать данный законопроект только    
в первом чтении и продолжить над ним работу. Почему?                            
                                                                                
На самом деле ведь законопроект разработан во исполнение поручения              
президента, который всегда уделяет самое серьёзное внимание именно поддержке    
регионов. Помните, когда первоначально коммерческие кредиты замещались на       
бюджетные кредиты, триллионы рублей, потом прошла реструктуризация, и тогда     
регионы действительно смогли сохранить огромные средства, которые направили     
на решение своих проблем. (Шум в зале.)                                         
                                                                                
Коллеги, а можно чуть потише? Спасибо огромное.                                 
                                                                                
Так вот, а дальше возникает вопрос. Вот смотрите, нам говорят про долги         
регионов - что ж, отлично. А муниципалитеты к регионам не относятся? Но ведь,   
простите, у президента муниципалитеты тоже есть. Я понимаю, что закон           
готовился очень быстро, чтобы принять его как можно быстрее, но давайте тогда   
ответим - в этом ли законе или в другом, - каким образом мы будем решать        
вопрос муниципального долга? Кстати, муниципальный долг - это очень тяжёлая     
ноша и для регионов.                                                            
                                                                                
Следующий вопрос, который возникает. Вот Леонид Владимирович справедливо        
сказал, что законопроект даже предусматривает, что тем, кто заплатил с          
опережением в марте, бюджет возместит эти средства, то есть мы как бы           
восстановим те средства, которые регионы уже заплатили. Отличное решение,       
только вопрос ровно один (даже китайский Новый год в этом году был раньше 1     
марта, насколько я помню): почему взята дата 1 марта? А мы ведь знаем, что те   
регионы, которые заплатили долг... Несмотря, кстати, на своё подчас очень       
сложное положение, они заплатили долг раньше - в январе, в феврале. Я           
допускаю, что, решая сейчас очень важные вопросы по поддержке института,        
просто не успели на этот вопрос ответить, но на него надо ответить - либо в     
этом законе ответить, либо показать, какие подходы мы хотим применять в         
отношении тех, кто долг оплатил. Президент сказал: поддержать в этом году -     
он не говорил о поддержке с 1 марта до конца года.                              
                                                                                
Наконец, следующий вопрос. Президент сказал: продлить срок кредита до конца     
года. Отлично, хорошее решение: перенести с 15 декабря до 20 декабря. Но я      
замечу, что 20 декабря - это ещё не конец года. Я понимаю, что для              
Казначейства, для Министерства финансов 20 декабря комфортнее, но в конце       
года у регионов самые тяжёлые проплаты - может быть, посмотрим всё-таки те      
реальные дни, на которые мы можем здесь сделать? Тем более, я подчёркиваю, в    
решении, в поручении президента именно говорится: до конца года.                
                                                                                
Ну и наконец, последний вопрос, на котором я хотел бы остановиться, хотя на     
самом-то деле есть ещё вопросы, которые надо обсудить. Это вопрос о том...      
Вот Леонид Владимирович справедливо сказал, что в законопроекте указывается     
10 процентов, как и в поручении президента, но в законопроекте сказано: от      
собственных доходов региона. Ну мы же с вами прекрасно понимаем, что, когда     
мы говорим "от собственных доходов", это значит, что мы поддерживаем те         
регионы, у которых в общем всё более или менее благополучно, и чем              
благополучнее регион, тем больше мы его поддерживаем. Конечно, можно мне        
возразить...                                                                    
                                                                                
Можно мне минуту добавить?                                                      
                                                                                
Конечно, можно мне возразить, сказать: ну простите, ведь поддержка-то из        
федерального центра не зависит, она же всё равно будет заказывать... Но         
всё-таки хотел бы обратить ваше внимание на то, что у президента говорится об   
общих доходах региона, а не "от собственных доходов". Вот до того момента,      
когда мы получим... (Микрофон отключён.)                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. ...до того момента, когда мы получим ответы на все эти вопросы,   
мы считаем, что этот законопроект нуждается в доработке, нуждается в            
обсуждении.                                                                     
                                                                                
Ещё раз говорю: я думаю, что сегодня в зале не найдётся ни одного человека,     
который проголосовал бы против этого законопроекта в первом чтении, в нём       
действительно нуждаются все регионы, он нужен, и как можно быстрее. Но я        
думаю, что в ответах на эти вопросы все регионы нашей страны нуждаются не       
меньше, чем в тех очень хороших нормах, которые уже сегодня в этом              
законопроекте есть.                                                             
                                                                                
Комитет по бюджету предлагает поддержать законопроект в первом чтении и         
продолжить над ним работу.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие задать вопросы?                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Вопрос представителю правительства.                                             
                                                                                
Действительно, это очень хороший законопроект, уверен, что все поддержат, и     
очень хорошие были, так скажем, инициативы в плане замещения кредитов в         
коммерческих банках бюджетными кредитами. Но у регионов скопились большие       
долги и перед бюджетом Российской Федерации, и вопрос заключается в             
следующем: дойдём мы до того, что простим вообще долги регионов бюджету         
Российской Федерации, может быть, пойти на более радикальный шаг?               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Спасибо за вопрос. Уважаемые коллеги, как вы знаете, на            
сегодняшний момент в структуре государственного долга субъектов Российской      
Федерации в основном превалируют кредиты, которые предоставлены со стороны      
федерального центра. Весь объём государственного долга составляет 2 триллиона   
400 миллиардов рублей, а коммерческий долг составляет всего чуть больше 1       
триллиона рублей, и это означает, что большая часть - это обязательства         
перед федеральным центром. И практически по всей номенклатуре, по всем          
субъектам Российской Федерации мы вместе с вами принимали решение о             
реструктуризации бюджетных кредитов, они все реструктуризированы до 2029        
года. В соответствующих правилах мы предложили субъектам Российской Федерации   
не возвращать бюджетные кредиты по графику, который был предусмотрен, с 2020,   
2021, 2022 годов, а направлять эти ресурсы на поддержку новых инвестиционных    
проектов. И за счёт дополнительных доходов, поступающих в федеральный бюджет,   
которые будут сгенерированы от инвестиционных проектов, мы будем проводить      
зачёт (обычным языком можно сказать, что это списание за счёт дополнительно     
поступивших налогов в федеральный бюджет).                                      
                                                                                
Это прекраснейший механизм, который стимулирует и региональные команды, и       
регионы к активизации, к повышению уровня активности в инвестиционном           
процессе. Ну а по сути, безусловно, это совпадает с вашим предложением.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Евгений Иванович.                                
                                                                                
БЕССОНОВ Е. И. Леонид Владимирович, разделение бюджета на федеральный,          
региональный и муниципальный - понятие условное. Страна-то одна и народ один.   
Распределение налогов и политика Министерства финансов привели к тому, что      
федеральный бюджет профицитный, Фонд национального благосостояния - 14          
триллионов рублей, золотовалютные резервы растут, а региональные и местные      
бюджеты берут коммерческие кредиты, тратят народные деньги на уплату растущих   
процентов. Есть ли задача у Министерства финансов полностью заменить            
коммерческие кредиты бюджетными и когда это наступит?                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Действительно, страна одна, но принципы бюджетного федерализма     
никто не отменял, как, безусловно, самостоятельность субъектов Российской       
Федерации в формировании своей бюджетной политики, в том числе своих            
бюджетов, так и органов местного самоуправления. И безусловно, мы все вместе    
должны придерживаться этих базовых принципов.                                   
                                                                                
Если говорить о состоянии бюджетов, цифры на сегодняшний день говорят сами за   
себя. По состоянию только на 1 апреля, я хотел бы подчеркнуть, вот на эту       
дату, профицит составил около 1 триллиона рублей. У нас хорошие остатки:        
нецелевые остатки за счёт формирования и перевыполнения по собственным          
доходам субъектов Российской Федерации составляют практически 3 триллиона 600   
миллиардов рублей, около 1 триллиона 900 миллиардов рублей, коллеги,            
размещены на депозитах в кредитных организациях. Для чего я это говорю? Я       
хочу лишний раз подчеркнуть, что на сегодняшнюю дату состояние бюджетов         
крайне устойчивое, крайне устойчивое. И очевидно, что вот эти резервы - и это   
главная задача субъектов Российской Федерации - необходимо сохранить в          
расчёте на дальнейшие, в общем-то, возможные негативные проявления. Мы эту      
бюджетную политику подчёркиваем.                                                
                                                                                
Минфин России всегда поддерживал, как и в прошлые годы, замещение рыночных      
обязательств. Такие решения принимались, вы помните, буквально в прошлом        
году, год назад, мы 200 миллиардов, более 200 миллиардов рублей предоставляли   
по декабрьским платежам по рыночным заимствованиям. Мы точно так же и сейчас    
предлагаем. Рыночный долг, я подчёркиваю, коллеги, сейчас составляет чуть       
более 1 триллиона рублей, это всего 9 процентов от собственного налогового      
потенциала. И безусловно, эти подходы, этот инструмент мы в своей практике      
используем, что и сейчас предлагаем сделать.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Леонид Владимирович, всё-таки хотелось бы понять, из   
чего складывается сумма 255,3 миллиарда рублей, до этой цифры, как вы её        
рассчитывали, что это за деньги? Это первое.                                    
                                                                                
Второй момент. Читаю ваше финансово-экономическое обоснование, а там указано,   
что денег из федерального бюджета не потребуется на реализацию данного          
закона. Очень странно - они же откуда-то должны взяться, чтобы их передать      
регионам?                                                                       
                                                                                
Ну и, собственно, то, о чём вы сказали: понятно, что 1 триллион рублей - это    
тот долг коммерческим организациям, который висит. Почему бы его сейчас, в      
нынешних, пока благоприятных условиях, не погасить и не закрыть раз и           
навсегда эту проблему, которая и дальше будет тянуться?                         
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Источником финансирования будут, безусловно, в том числе и         
остатки на счетах федерального бюджета. Это один из главных источников для      
реализации предложенных новаций.                                                
                                                                                
Если говорить об идеологии, мы, безусловно, говорим о том, что мы помогаем      
субъектам Российской Федерации в 2022 году расплатиться по кредитам, по         
которым срок возврата наступает именно в этом году. Это означает, что           
субъектам не надо будет сейчас уходить в более дорогие кредиты, используя       
рефинансирование по коммерческому долгу, соответственно, увеличивать расходы    
по обслуживанию государственного долга.                                         
                                                                                
На сегодняшний момент есть кредиты в сумме 1 миллиарда рублей, у нас есть       
кредиты, выраженные в облигациях, в ценных бумагах, которые, безусловно,        
погасить сейчас по существующим параметрам было бы и нецелесообразно, потому    
что процентное обслуживание, особенно по облигациям, колеблется на уровне от    
5 до 6 процентов. И субъектам Российской Федерации экономически на              
сегодняшний момент, если хотите, просто невыгодно это делать. Но в отношении    
тех кредитов и облигаций - подчёркиваю: вот как раз эта сумма и определена в    
255 миллиардов рублей, - срок возврата по которым наступает в этом году, мы,    
безусловно, предлагаем помочь этим субъектам и предоставить соответствующие     
бюджетные кредиты из бюджета Российской Федерации.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Я хотел бы просто уточнить, чтобы здесь не было недопонимания.    
Очень важный момент: 255 миллиардов - это подсчитанная сумма, здесь нет         
никаких вопросов, это те коммерческие кредиты, долг, который надо погасить      
субъектам с 1 марта до 31 декабря, то есть это конкретная сумма. Но, как я      
уже сказал, ряд субъектов погасил уже свою задолженность, в том числе и по      
бюджетным кредитам, и в этом случае, если мы начинаем считать не с 1 марта, а   
раньше, эта сумма увеличится ещё, ну, почти на 54 миллиарда.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Леонид Владимирович, ну вот час "Ч" настал. Я вам    
много раз задавал вопрос, минимум пять раз. Вы во время проведения так          
называемой реформы (ваш коллега Лавров её курировал вместе с Козаком в первое   
пришествие) передали по 184-му закону 190 полномочий, а финансовых мандатов     
отдали треть - вот природа долга. Не планируете ли вы, вообще-то, наконец-то    
разобраться и вернуть долги? Не субъекты вам должны, а вы должны субъектам,     
которые передали муниципалитетам обязанности, не обеспеченные финансовыми       
мандатами. Когда вы вернёте финансовые мандаты на переданные полномочия?        
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Мы постоянно проводим работу, проводим оценку, так сказать,        
обмена расходными полномочиями. Я хочу напомнить, что мы обменивались           
полномочиями, как передавая их с федерального уровня, так и поднимая на         
федеральный уровень, вы это хорошо помните, допустим, это вопросы по полиции,   
когда мы обменивались полномочиями, это происходило в финансовом периоде        
2010-2011 годов. По нашим оценкам, мы докладывали, раскрывали эту картину и     
на Госсовете, мы справедливо обменялись расходными полномочиями с 2004-2005     
годов.                                                                          
                                                                                
Если говорить о государственном долге, вы, коллеги, хорошо видите, что          
благодаря не только Минфину России, но и, самое главное, ответственной          
долговой политике субъектов Российской Федерации, губернаторов мы смогли не     
то что удержать, мы снизили государственный долг, рыночный долг практически     
до безопасного уровня - 9 процентов. У нас большинство субъектов ушло от        
красной линии, и за красной линией по государственному долгу, как мы говорим,   
за 100 процентами собственных доходов находится один субъект Российской         
Федерации, я убеждён, что он в ближайшее время тоже уйдёт в благополучную       
зону - государственный долг менее 100 процентов от суммы собственных доходов.   
И вот эта, в общем-то, положительная политика подчёркивается, подтверждается    
цифрами - 9 процентов уровень рыночного долга у субъектов Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович.                              
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Леонид Владимирович, бюджетные кредиты только увеличивают             
финансовую нагрузку субъектов в размере их обслуживания. Это не помощь и не     
поддержка - если у субъектов нет ресурсов для погашения долговых                
обязательств, то, скорее всего, нет ресурсов и на обслуживание новых            
бюджетных кредитов. Нельзя ли в реалиях сегодняшнего дня перейти к единому      
стандарту отношений, который выражался бы в максимальной отсрочке платежей по   
образовавшимся долговым обязательствам субъектов Российской Федерации,          
коллеги уже об этом говорили, или в их полном списании? Более или менее         
чётче, пожалуйста, ответьте.                                                    
                                                                                
ГОРНИН Л. В. В отличие от коммерческих заимствований по старым кредитам,        
которые были порождены в 2020-м... в 2021 году, уровень обслуживания            
колеблется на уровне 7 процентов, в благополучном диапазоне - на уровне 6, 7,   
8 процентов, сейчас в действительности мы ориентируемся на ключ "плюс 1         
процент". Очевидно, что более 20 процентов - это непосильная ноша, поэтому мы   
и предлагаем соответствующий механизм субъектам Российской Федерации, снижая    
уровень нагрузки по обслуживанию государственного долга. Бюджетные кредиты      
предоставляются под ставку 0,1 процента - конечно, нельзя говорить, что это     
совсем бесплатный ресурс, но это абсолютно посильно и не соизмеримо с той       
нагрузкой, которая связана с коммерческим кредитованием.                        
                                                                                
И, отвечая на ваш вопрос, я ещё раз напомню, что как раз государственный        
долг, выраженный в бюджетных кредитах, является инструментом стимулирования     
инвестиционной активности. Убеждён, что и по предоставляемым кредитам мы        
можем вместе с вами в ближайшее время принять решение по реструктуризации и     
предложить аналогичные условия субъектам Российской Федерации по                
реструктуризации бюджетных кредитов, предложив им вместо возврата в             
федеральный бюджет направлять средства на инвестиции, на новые инвестиционные   
проекты, соответственно, с реструктуризацией, с зачётом в счёт дополнительно    
поступающих доходов в федеральный бюджет.                                       
                                                                                
На мой взгляд, это прекрасный инструмент, прекрасный механизм. Всегда           
списывать, прощать - это по определению неправильный подход. Он, наоборот,      
дестимулирует субъекты Российской Федерации.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна, пожалуйста.                  
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Леонид Владимирович, вот профильный комитет, который   
представляет Андрей Михайлович Макаров, говорит в своём заключении о том, что   
кредитную поддержку получат все регионы, за исключением семи, типа Москвы,      
Московской области. Вы же сказали, что таких регионов будет только 47.          
Скажите, пожалуйста, вот критерий отсечения - это что, срок погашения кредита   
в этом году либо это то, о чём говорил депутат Макаров, - 10 процентов от       
собственных доходов, как утверждаете вы, а не от общих доходов? То есть какие   
четыре десятка регионов окажутся вне зоны действия этого закона?                
                                                                                
ГОРНИН Л. В. У нас три новации. 10 процентов - это лимит, доведённый            
субъектам Российской Федерации, которые имеют право получить бюджетный кредит   
на кассовый разрыв, казначейский кредит. Это одна новация, один инструмент.     
Второй инструмент, более серьёзный, первый, о котором Андрей Михайлович тоже    
подробно сказал, - это предоставление кредитов на замещение рыночных            
заимствований, срок возврата по которым наступил в 2022 году. Поэтому первый    
критерий - это наличие, по данным долговых книг, кредитов, которые подлежат     
погашению в 2022 году (не у всех субъектов есть рыночные обязательства), и      
второй базовый критерий, который мы с вами всегда используем, - это субъекты    
Российской Федерации, которые попадут в фокус нашего внимания по первому        
вопросу, у которых расчётная бюджетная обеспеченность ниже 1,5. Выше остаются   
пять субъектов Российской Федерации, ну, я про них говорил, мы хорошо знаем     
эти субъекты Российской Федерации. Я ещё раз хотел бы отметить, что у данных    
субъектов есть ликвидность. Только у этих пяти субъектов Российской Федерации   
на сегодняшний момент остаток средств на счетах составляет более 1,5            
триллиона рублей.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна.                              
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию.          
                                                                                
Леонид Владимирович, вы на многие мои вопросы ответили на заседании комитета,   
но у меня есть ещё уточняющие вопросы. Скажите, пожалуйста, вот из 3,6          
триллиона рублей остатков, которые есть у субъектов на данный момент, сколько   
приходится на Москву? То же самое - сколько из депозитов, которые, как вы       
отметили, составляют 1,9 триллиона, приходится на Москву?                       
                                                                                
И ещё один момент. Хотелось бы уточнить: на заседании комитета вы сказали,      
что задолженность по бюджетным кредитам - 680 миллиардов рублей, а сегодня из   
ваших ответов следует, что задолженность по бюджетным кредитам - 1,3            
триллиона, ну, если из 2,4 триллиона вычесть 1,1. Вот здесь поясните, может     
быть, я не совсем то имею в виду.                                               
                                                                                
ГОРНИН Л. В. Спасибо, Оксана Генриховна. В действительности... По ВКС я         
сказал о 640 миллиардах рублей - это те кредиты, которые попали в последнюю     
реструктуризацию. В действительности весь долг по бюджетным кредитам,           
абсолютно весь, и тот, который попал в реструктуризацию, и тот, который не      
попал, как мы говорим, общий долг составляет 1 триллион 371 миллиард рублей.    
Поэтому государственный долг - отвечаю на ваш вопрос - раскладывается по трём   
направлениям. Весь государственный долг составляет 2 триллиона 474 миллиарда    
рублей, это 21 процент от собственных доходов. И рыночный долг раскладывается   
по следующим позициям: государственные ценные бумаги - 799 миллиардов рублей    
и кредиты перед кредитными организациями по внутреннему государственному        
долгу (это кредитные организации Российской Федерации), вот долг составляет     
на сегодняшний момент 257 миллиардов рублей. Государственные гарантии           
составляют 39 миллиардов рублей. Поэтому весь рыночный долг составляет около    
9 процентов. Это первое.                                                        
                                                                                
Второе, по остаткам. В действительности по состоянию на 1 апреля остатки        
средств у субъектов Российской Федерации составляют (я не говорю об органах     
местного самоуправления, мы говорим про субъекты) 3 триллиона 517 миллиардов    
рублей, соответственно, остаток средств на счёте у субъекта Российской          
Федерации города Москвы - 1 триллион 119 миллиардов рублей, 30 процентов.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить?                                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!             
Безусловно, такие оперативные вопросы, которые вносит Минфин, поддерживать      
надо, но, Леонид Владимирович, уже настал час "Ч". Мне кажется, что вы лукаво   
не хотите ответить на вопрос о причине постоянной закредитованности             
консолидированных бюджетов, которая колеблется от 2,5 триллиона до 3            
триллионов в течение значительного времени, уже порядка семи-восьми лет.        
                                                                                
И здесь, мне кажется, нам с вами всё-таки надо понять, - вот вы                 
рассказываете, что, там, у нас падает, - что у нас государственный долг         
постоянно растёт. Я вам диаграмму могу дать. У нас государственный долг в       
целом составляет уже почти доходную часть бюджета нашего, да, он рассрочен,     
но это же мы в кредит, в долг живём, понимаете, да? И самое страшное, что у     
нас бюджетная обеспеченность в десятки раз разнится и нет никакой перспективы   
у более половины субъектов ни на какой огонёк впереди, понимаете?               
                                                                                
Вы вот сказали, что, вообще-то, у Москвы 30 процентов лежит на депозите,        
притом что у нас финансовые активы, 93 процента, находятся в Москве, 3          
процента - в Питере, всё остальное, 6 процентов, - на остальную                 
матушку-Россию. Не считаете ли вы, что вот этот час "Ч" настал и вам            
наконец-то надо понять, что нам без перехода хотя бы частично на                
мобилизационную экономику и понимания, как нам перестроить производительные     
силы с учётом санкций, как нам возродить большую часть местной                  
промышленности, как нам компонентную базу возродить?.. Это же без вас           
невозможно сделать! А вы с Центробанком продолжаете старую эмвээфовскую         
политику - как минимизировать доступ к финансовым ресурсам наших... тех, кто    
вам налоги платит.                                                              
                                                                                
Поэтому, с моей точки зрения, вот понимаете, вы всё время латаете дырочки. Вы   
нам долго рассказывали по бюджетному правилу, какое вы благо делаете, делая     
нам большой ФНБ, - и где он теперь? Вы вместе с Набиуллиной вывезли             
значительную часть золотовалютных резервов, которые у нас отняли, - а вы        
сегодня опять чем занимаетесь? Вместо того чтобы заморозить их, вы сегодня на   
"РБК" третий день обсуждаете, как же вам очередные 2 миллиарда заплатить по     
купонным и другим долгам, по ОФЗ. Да вы, наверное, пересмотрите эти вопросы!    
Чего же вы туда опять хотите платить, хотя там у нас арестовали значительную    
часть валютных ресурсов, а своим не хотите, вот тем голым, босым, нищим,        
которые выживают?! И вообще памятник мы должны поставить нашим                  
муниципалитетам, которые на 90 процентов дотационные, а вы на них свалили       
неподъёмную ношу!                                                               
                                                                                
Мне кажется, что Минфину надо отказаться от старых лекал и переходить к новой   
финансово-экономической бюджетной политике.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна.                              
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, я согласна с председателем комитета:        
действительно, в этом зале не найдётся ни одного депутата, который будет        
голосовать против данного законопроекта. Это действительно шаг в правильном     
направлении, но, на мой взгляд, шаг недостаточный.                              
                                                                                
Разберёмся с бюджетными кредитами. Леонид Владимирович сказал, что              
задолженность по бюджетным кредитам составляет 1 триллион 371 миллиард.         
Задолженность по бюджетным кредитам - это преимущественно задолженность не      
очень бюджетообеспеченных регионов, потому что сильным в финансовом отношении   
регионам бюджетные кредиты в большом объёме не предоставлялись. Так что         
задолженность в размере 1,3 триллиона касается преимущественно тех регионов,    
которые нуждаются в финансовой поддержке.                                       
                                                                                
Дальше, из них 640 миллиардов - это уже реструктуризированные кредиты, то       
есть это тот объём, который субъектам уже был частично реструктуризирован,      
опять же это касается слабых или не очень финансово обеспеченных регионов,      
потому что по финансово обеспеченным регионам реструктуризация не               
проводилась. И вот из этой суммы только 60 миллиардов относится на 29-й год,    
то есть 10 процентов. Ну, мне кажется, что всю эту задолженность по бюджетным   
кредитам нужно очень внимательно посмотреть и, в общем, всю преимущественно     
списать или реструктуризировать на 2029 год, что на самом деле одно и то же.    
                                                                                
Теперь в целом. Дело в том, что всем регионам по всем антикризисным законам,    
которые мы сейчас принимали, мы всё время говорим: регионы, экономьте;          
регионы, экономьте; регионы, сокращайте; вот мы вам даём дополнительные         
возможности, как вы можете ваши расходы сокращать; вот сокращайте другие        
расходы, переводите в резервный фонд; вот до 10 процентов вы тоже можете        
сокращать и перераспределять. И образовались остатки - 3,5 триллиона рублей,    
- потому что бесконечно приучали к экономии и к самоограничениям, что в этих    
условиях вредно.                                                                
                                                                                
Нам нужен и для импортозамещения, и для подъёма экономики государственный       
спрос, государственный заказ регионов, нам нужно, чтобы регионы не сокращали    
инвестиции и тем самым развивали производство, и нам нужно, чтобы они           
компенсировали все потери населения, повышение зарплаты и социальных пособий.   
То есть, наоборот, нужен такой мессендж регионам: тратьте, тратьте,             
планируйте расходы, а мы будем вам обеспечивать финансовую поддержку хотя бы    
за счёт реструктуризации задолженности.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич, от фракции.                                         
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи! Законопроект                
замечательный, хороший, поддерживаем без вопросов. Но я поддерживаю Андрея      
Михайловича в части более широкого круга вопросов, которые в нём нужно          
дорабатывать.                                                                   
                                                                                
Коллеги, законопроект несёт на себе отпечатки всех наших недостатков, просто    
начиная с того, что Минфин получает право. Что значит, что Минфин получает      
право? Это значит: захочет - сделает, а если кто-то не захочет - не сделает.    
Мы это проходили только что с кредитными каникулами, когда дали банкам право    
предоставлять кредитные каникулы, - и теперь обнаруживаем, что какие-то банки   
действительно дают, а какие-то банки, извините, вытирают ноги, понимаете? Это   
дискредитация выдающихся специалистов, которые работают у нас в Минфине,        
потому что везде, где есть подозрение в произволе, сразу начинаются             
подозрения в коррупции. Зачем мы подставляем такими формулировками хороших,     
прекрасных людей?                                                               
                                                                                
Дальше. Пополнение остатков средств, ну, грубо говоря, на кассовый разрыв -     
10 процентов на девять месяцев. Коллеги, нужно какое-то обоснование, почему     
именно 10 процентов. Допустим, я могу себе представить, почему именно девять    
месяцев, мне тоже этот временной промежуток нравится, но необходимо             
обоснование, чтобы не было ощущения случайности: почему 9, а не 10, почему не   
15?                                                                             
                                                                                
Освобождение от задолженности по бюджетным кредитам на 2022 год -               
замечательно, переносим на 2029-й - очень хорошо. А что, в 2023 году кому-то    
будет лучше? С нашей сегодняшней социально-экономической политикой, которую     
никто не собирается менять, с вымариванием страны искусственно созданным        
денежным голодом? То есть мы что, второй раз будем этот же закон обсуждать и    
принимать его в конце этого года? Ведь ничего не изменится с такой              
замечательной политикой!                                                        
                                                                                
Главный вопрос: а почему вдруг понадобилось спасать регионы? Ведь федеральный   
бюджет-то живой и не очень плохо себя чувствует. Потому что, как правильно      
сказал уважаемый представитель Минфина, страна у нас одна - очень верно, я      
дополню: только карманы у этой страны совершенно разные! Мы с вами построили    
систему межбюджетных отношений на абсолютно порочной основе: сначала выдрать    
деньги у всех, собрать их в центре, а потом по копеечке раздавать в клювики.    
                                                                                
Коллеги, мы уже получили ситуацию, когда огромное количество прекрасных         
управленцев не хочет идти работать губернаторами, потому что работать           
губернатором сегодня - это значит стоять буквально на коленях в той или иной    
приёмной и вымаливать и выклянчивать своё! Во-первых, всех клювиков не          
увидишь и кому-то при таком ручном управлении обязательно не достанется         
необходимого, ну а во-вторых, кто-то особо горластый получит лишнее,            
понимаете? Нам нужно переходить к управлению по нормам, единым для всех, а у    
нас сейчас продолжается ручное управление. В прошлый раз, по-моему, только      
при правительстве Примакова было управление по нормам, единым для всех.         
Ручное управление не работает, тем более в кризисных условиях, на всех рук не   
хватит, никто не является многоруким Шивой.                                     
                                                                                
Межбюджетная политика. Во-первых, мы до сих пор мучаемся из-за произвола, а     
во-вторых, мы все знаем анекдот про среднюю температуру по больнице. Только     
это же не анекдот, дорогие друзья, это основы нашей межбюджетной политики:      
регионам выравнивают их бюджетную обеспеченность не по потребностям, а по       
средней по стране бюджетной обеспеченности - по средней температуре, - по       
нашей великой стране! При этом отсутствуют объективные основания, эта средняя   
по стране бюджетная обеспеченность - это достаточно, это избыточно или люди     
умирают? Судя по нашим демографическим показателям, люди от такой бюджетной     
политики умирают!                                                               
                                                                                
Между тем есть объективные основания. У нас главное право человека - право на   
жизнь, в Конституции, между прочим, закрепили. Так зафиксируйте, что главной    
целью государственной политики является - дожили! - если нет благосостояния,    
то хотя бы право на жизнь, то есть гарантирование каждому прожиточного          
минимума, и выравнивайте бюджетное обеспечение по гарантированию реального      
прожиточного минимума. Вот вам основы бюджетной политики, которая нам           
необходима. Да, это слишком большие и слишком глубокие изменения. Они многим    
непривычны, многих пугают, но, вы знаете, может, кто-то помнит, я на закрытии   
осенней сессии сказал, что мы живём в предвоенное время, а на открытии          
нынешней - что экономику нужно переводить на военные рельсы.                    
                                                                                
Дорогие друзья, если мы не переведём нашу экономику на военные рельсы здесь и   
сейчас, нас не будет, мы будем уничтожены. Вопрос стоит именно так! И никакой   
героизм людей, которым мы по нашим законам выписываем оскорбительный            
понижающий коэффициент за участие в боевых действиях, которых мы наказываем     
рублём за то, что они спасают Родину и, между прочим, нас с вами, - никакой     
их героизм нам не поможет, потому что победа куётся в тылу.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства будут выступать? Докладчик? Нет.        
                                                                                
Макаров Андрей Михайлович, пожалуйста.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На самом       
деле вернуться хочется к закону. Это поручение президента - поручение           
президента, как в этой ситуации поддержать регионы. И я, по-моему, достаточно   
подробно изложил, почему комитет считает, что этот законопроект нельзя          
принимать сразу в трёх чтениях, какие вопросы надо доработать, с одной          
стороны. С другой стороны, вы знаете, вот это обсуждение, причём даже не        
столько обсуждение, сколько вопросы, в общем-то, честно говоря, немножко        
настораживают, когда можно задать вопрос и заявить, что, оказывается,           
бюджетные кредиты - вообще вещь неподъёмная, что они вообще никому не нужны.    
                                                                                
Это те самые бюджетные кредиты, которые, кстати, вводились тоже по решению      
президента и по которым надо платить 0,1 процента. 0,1 процента вместо тех 10   
и больше процентов, которые были тогда, и тех 7 и 8, которые сейчас. Вот        
давайте просто посмотрим, что это такое. Но нам говорят: нет, давайте просто    
бабки раздадим - ну да, хорошая идея на самом деле. Более того, мне очень       
понравилась сама идея, что... Совершенно справедливо, да, нашей стране          
фактически объявлена экономическая война, но, с одной стороны, говорят, что     
надо переводить экономику на военные рельсы, а с другой стороны, тут же         
заявляют, что надо всем раздать по потребности. Я помню, что принцип "раздать   
всем по потребности, а от каждого получить по труду" уже провозглашался в       
нашей стране. Мы хорошо помним, чем это закончилось.                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Победой в Великой Отечественной войне.                                 
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Нет, это не закончилось победой в Великой Отечественной войне,    
депутат Прусакова, потому что это провозгласили тогда, когда сказали, что       
нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Вы просто тогда   
ещё не родились, вы не помните, когда это сказали.                              
                                                                                
Так вот, а дальше возникает один вопрос, коллеги, в этой ситуации: мы здесь     
сейчас собрались для чего - для того, чтобы поддержать регионы, или мы          
собрались для того, чтобы высказаться, понравиться кому-то, что кто где-то      
что-то услышит? Раздать деньги - наверное, это всегда приятнее услышать, но     
задача - поддержать и помочь. И на самом деле вот тот механизм, который         
предложен, что можно не возвращать - а это уже в законе записано - этот         
долг... Ведь это не просто реструктуризация, ты можешь не возвращать, а вот     
те проценты, то, что ты был бы должен заплатить, ты можешь тратить на своё      
развитие. Это право, которое дано регионам, и вот этот механизм это             
стимулирует.                                                                    
                                                                                
Я уже сказал, у меня много претензий к законопроекту, потому что я считаю и     
глубоко убеждён, и позиция комитета по бюджету как раз и состоит в том, что     
мы сегодня должны просчитать вот все те вопросы, которые есть. Конечно, можно   
отложить решение вопросов муниципалитетов, можно отложить и сделать это в       
следующем законе, потому что всё равно придётся решать. Но когда возникает      
вопрос здесь, в зале: а почему мы это делаем, давайте просчитаем, почему это    
делается до конца этого года?.. Да по одной простой причине: потому что на      
сегодняшний день никто не может дать прогноз социально-экономического           
развития, не может точно сказать, в какой ситуации мы будем в конце года,       
какие меры нам понадобятся. Так что же мы сейчас, вместо того чтобы оказать     
регионам конкретную поддержку, будем пытаться угадать, какие решения нам        
понадобятся в конце года?                                                       
                                                                                
И вот в чём, пожалуй, я не соглашусь с логикой Леонида Владимировича - это      
когда в обоснование вот этих предложений нам говорят о дополнительных доходах   
региона. Это очень здорово, что сейчас у регионов есть дополнительные доходы.   
Действительно, на самом деле кто бы что ни говорил, а сейчас, по первым         
месяцам, рост НДФЛ далеко за 20 процентов. Всё правда, это есть, но он          
обязательно начнёт проседать, так же как начнёт проседать прибыль. А главное,   
что у нас доходы регионов, они разные по географии: есть регионы, которые       
действительно имеют серьёзные доходы и возможности, а есть регионы, у которых   
этих возможностей нет.                                                          
                                                                                
И на самом деле поручение президента состояло в том, чтобы поддержать регионы   
в зависимости от их положения, чтобы ни один регион не был обижен только        
потому, что у него нет своих собственных доходов. Мне кажется, это вопросы,     
которые требуют профессионального обсуждения, серьёзной профессиональной        
работы, к этой работе комитет и приглашает всех. Хотя я понимаю, что            
выступить и предложить раздать всем деньги, наверное, проще.                    
                                                                                
Комитет предлагает поддержать законопроект в первом чтении.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в           
Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты          
Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов            
бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году", пункт 24.                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 10 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              417 чел.92,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    417 чел.                                          
Не голосовало                  33 чел.7,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.