Заседание № 304

10.06.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 984261-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (по вопросу о переносе срока разработки документов стратегического планирования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2193 по 2206 из 9037
10-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона № 984261-6 "О внесении   
изменений в Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской       
Федерации".                                                                     
                                                                                
Анатолий Геннадьевич Аксаков, прошу.                                            
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Сергей Владимирович, уважаемые коллеги! Законопроект    
прошёл все необходимые экспертизы и полностью готов к рассмотрению в третьем    
чтении. Прошу поддержать.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7439 по 7502 из 9037
Пункт 10 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в    
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации".       
                                                                                
По мотивам - Николай Васильевич Коломейцев.                                     
                                                                                
Прошу.                                                                          
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Владимирович, уважаемые коллеги! Я просто     
для тех, кто не читал, зачитаю вам некоторые пункты, которые вы сейчас хотите   
переутвердить. Я вам напомню: суть этого законопроекта состоит в том, что       
Минэкономразвития три года не выполняло предусмотренные законом поручения о     
необходимости разработки целого ряда серьёзнейших документов, таких как         
стратегия социально-экономического развития Российской Федерации, разработки    
инструментария проведения стратегического планирования.                         
                                                                                
Вы сегодня, вместо того чтобы привлечь к ответственности человека, который      
каждый день даёт несбывающиеся прогнозы, в том числе вчера опять из какой-то    
страны, предлагаете перенести сроки. Посмотрите, что вы делаете: предлагается   
"привести в соответствие с федеральным законом прогноз                          
научно-технологического развития Российской Федерации со дня вступления в       
силу настоящего закона до 1 января 2018 года" - а до этого нам не надо иметь    
такие документы, как прогноз научно-технологического развития или прогноз       
социально-экономического развития?                                              
                                                                                
На самом деле Бюджетный кодекс предполагает, что вместе со всем набором         
документов по бюджетному проектированию в первую очередь должны быть прогнозы   
социально-экономического развития. Вот вы в среду или в следующий вторник       
будете слушать очередной отчёт Центробанка. А вчера те, кто внимательно         
следит за новостями, могли слышать выступление председателя ЕЦБ. (Я напомню     
вам, что в ЕЦБ ставка - ноль и минус и монетизация экономики у них от 200 до    
300 процентов ВВП, вы понимаете, да?) Так вот он сказал: чтобы не наступил      
обвал экономики, надо увеличить возможности экономики, получать ещё больше      
денег. У нас же получается, что один не хочет планировать, второй вообще не     
хочет следовать экономическим законам, которым следуют все финансовые           
регуляторы в мире и обеспечивают доступность к финансовым ресурсам, а мы с      
вами потворствуем этому.                                                        
                                                                                
Этот закон ни в коем случае нельзя принимать: нам с вами надо осознать, что,    
если мы дальше будем следовать гайдаровско-кудринской политике, колоссальные    
катаклизмы в Российской Федерации неизбежны, из-за того что экономика нашей     
страны в крайне тяжёлом положении, в первую очередь из-за недоступности         
финансовых ресурсов и отсутствия нормальной, спланированной политики.           
                                                                                
Мы призываем вас голосовать против.                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении законопроект     
под пунктом 10.                                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 33 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              238 чел.52,9 %                                    
Проголосовало против          133 чел.29,6 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    371 чел.                                          
Не голосовало                  79 чел.17,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 302

07.06.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 984261-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (по вопросу о переносе срока разработки документов стратегического планирования; принят в первом чтении 23 марта 2016 года с наименованием "О внесении изменений в статью 47 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3158 по 3221 из 9281
29-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Анатолий          
Геннадьевич Аксаков.                                                            
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической      
политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция                
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! При рассмотрении данного        
законопроекта в первом чтении звучали критические замечания и предложения,      
прежде всего направленные на то, чтобы была ускорена подготовка документов      
стратегического планирования. В поправках, которые предложены ко второму        
чтению, это учтено: к 1 января 2017 года должен быть подготовлен                
стратегический прогноз, а к 1 июля 2017 года должна быть подготовлена           
стратегия социально-экономического развития страны. Работа над этими            
документами ведётся, в ней принимают участие в том числе и депутаты             
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
К законопроекту поступило пять поправок: три - в таблице рекомендуемых к        
принятию и две - в таблице рекомендуемых к отклонению, но фактически они        
учтены.                                                                         
                                                                                
Прошу рассмотреть таблицы поправок.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли замечания по таблице № 1? Нет.                                          
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              243 чел.54,0 %                                    
Проголосовало против           62 чел.13,8 %                                    
Воздержалось                    4 чел.0,9 %                                     
Голосовало                    309 чел.                                          
Не голосовало                 141 чел.31,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица № 1 принимается.                                                        
                                                                                
Есть ли замечания по таблице № 2? Нет.                                          
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              239 чел.53,1 %                                    
Проголосовало против           69 чел.15,3 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    308 чел.                                          
Не голосовало                 142 чел.31,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект выносим на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7996 по 8012 из 9281
29-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации".                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              238 чел.52,9 %                                    
Проголосовало против          145 чел.32,2 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    383 чел.                                          
Не голосовало                  67 чел.14,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 288

23.03.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 984261-6 "О внесении изменений в статью 47 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (по вопросу о переносе срока разработки документов стратегического планирования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2446 по 2688 из 6903
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 47       
Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации".     
Докладывает Олег Владиславович Фомичёв, статс-секретарь - заместитель           
министра экономического развития России.                                        
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! На рассмотрение                
Государственной Думы правительством выносится проект федерального закона,       
предусматривающий изменение сроков подготовки стратегии                         
социально-экономического развития Российской Федерации и иных документов        
стратегического планирования. Этот вопрос вкратце обсуждался во время           
"правительственного часа", на котором выступал наш министр. Необходимая         
подзаконная база правительством сформирована, все постановления, приказы        
министерства, которые регламентируют процесс разработки этих документов,        
приняты. Сейчас речь идёт не о том, что правительство просит отсрочку в         
разработке подзаконных актов, а о том, чтобы продлить разработку самих          
стратегических документов. Вызвано это двумя причинами.                         
                                                                                
Первая причина - это то, что сейчас по факту выстраивается не очень             
правильный, и это отмечала Счётная палата в своих представлениях, порядок       
разработки документов стратегического планирования, потому что самый первый     
документ стратпланирования - стратегический прогноз, который должен быть        
разработан к сентябрю этого года и будет разработан, и должен идти первым, а    
все остальные документы должны идти после него. Действующей редакцией           
федерального закона предусмотрено, что к моменту разработки и принятия          
стратегического прогноза уже фактически должны быть приняты и обновлены все     
остальные документы стратегического планирования, поэтому мы предлагаем путём   
этой поправки выстроить правильный, логичный порядок разработки документов      
стратпланирования.                                                              
                                                                                
Вторая причина - инициатором соответствующей поправки выступили Открытое        
правительство и экспертное сообщество, которые считают, что Российской          
Федерации сейчас нужен не обычный проходной документ, который будет быстро      
разработан и принят, а документ, который будет консолидировать общество, а      
такой документ требует значительно более широкого обсуждения, более             
длительных сроков разработки.                                                   
                                                                                
В этом смысле мы не останавливаемся в части стратегического планирования, и     
основной документ, который будет фиксировать долгосрочные риски, вызовы и       
основные приоритеты для России, - стратегический прогноз - будет разработан в   
этом году, но саму стратегию мы предполагаем, если соответствующий закон        
будет принят, разработать к середине следующего года. И ещё один год            
предполагается дать субъектам Российской Федерации, отраслям и                  
муниципалитетам на приведение своих документов стратпланирования в              
соответствие с разработанными федеральными.                                     
                                                                                
Ещё одна новелла законопроекта - это перенос срока осуществления                
информационного обеспечения стратегического планирования. Уже запущена          
государственная информационная система стратпланирования, в ней уже             
функционирует реестр документов стратпланирования, как предусмотрено законом.   
Однако в процессе разработки системы выявилась необходимость значительно        
более глубокой её доработки в плане обеспечения мониторинга всех документов     
стратпланирования и их реализации и с точки зрения процессов разработки         
согласования самих документов в информационной системе, поэтому мы просим       
здесь также сдвинуть срок на один год.                                          
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Геннадьевич Аксаков.                                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет           
обстоятельно рассмотрел законопроект, и на заседании комитета была выражена     
неудовлетворённость деятельностью правительства по реализации закона о          
стратегическом планировании, нерасторопностью правительства. Отмечалось, что    
некоторые пункты плана, утверждённого самим правительством, не выполнены, в     
том числе, по крайней мере нам Счётная палата об этом доложила,                 
правительством ещё не приняты некоторые нормативные акты, необходимые для       
реализации соответствующего закона.                                             
                                                                                
В предложенном законопроекте есть внутренние противоречия, которые необходимо   
устранить. Снять их легко, это мы сделаем обязательно, а также считаем, что     
всё-таки необходимо максимально ускорить разработку документов                  
стратегического планирования, поэтому при подготовке законопроекта ко второму   
чтению предлагаем срок разработки документов, которые должны приниматься на     
федеральном уровне, установить до 1 января 2018 года. А срок разработки         
документов, которые касаются регионального или муниципального уровня, может     
быть отодвинут до 2019 года, поскольку действительно, для того чтобы            
разработать стратегию развития субъектов Федерации, необходимо опираться на     
то, что разработало правительство. При этом, конечно, ссылки на то, что         
экспертное сообщество попросило перенести срок разработки стратегии             
социально-экономического развития, на мой взгляд, не очень уместны, поскольку   
самому экспертному сообществу было бы проще работать с подготовленным           
документом: они могли бы тогда высказывать замечания, предложения, как эту      
стратегию дорабатывать, а сейчас ведутся фактически абстрактные дискуссии,      
которые вряд ли могут помочь в разработке содержательной и полноценной          
стратегии социально-экономического развития.                                    
                                                                                
Комитет поддержал законопроект ввиду того, что правительство реально не         
успевает реализовать закон о стратегическом планировании, в то же время ко      
второму чтению предлагает доработать его таким образом, чтобы стимулировать     
более интенсивную работу правительства в направлении разработки стратегии       
социально-экономического развития.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы?                                                       
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Олегу Владиславовичу.                            
                                                                                
Вот за последние десять лет я насчитал пять стратегических планов - до          
2010-го, до 2015-го, два до 2020 года и до 2030-го. Это только я насчитал,      
наверное, у вас их больше. Практически по вашему же признанию - ну, не по       
вашему, по признанию правительства, - ни один из них не сработал. Вы ни слова   
не сказали, по какой причине, какие выводы из этого вы сделали, чтобы данный    
план сейчас или через год не стал бы шестым, который не сработает. Это          
первое.                                                                         
                                                                                
И второй вопрос: на чём основана ваша уверенность в том, что через год вы       
сможете разработать этот план? Вот Алексей Валентинович Улюкаев сказал, что     
уверен в том, что дно кризиса давно, прошлым летом, было пройдено. Вы тоже в    
этом уверены? Почему? Через год может быть тяжелее, чем сейчас, поэтому,        
может, лучше сейчас его подготовить, а потом доработать?                        
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Как я уже сказал, мы начали подготовку и первым элементом         
стратегии, если рассматривать её не как конкретный документ, а как              
определение будущего развития Российской Федерации, её основой является         
стратегический прогноз, он должен быть разработан к сентябрю этого года, и в    
нём будут установлены в том числе долгосрочные приоритеты развития Российской   
Федерации.                                                                      
                                                                                
Действительно, в последние годы разрабатывалось много стратегий, каждые         
три-четыре года соответствующий стратегический документ разрабатывался и        
принимался, но нельзя сказать, что они полностью не были выполнены: по нашей    
оценке, каждая из этих стратегий выполнялась на 50-70 процентов, если           
исходить из тех задач, которые были в ней поставлены.                           
                                                                                
Однако вопрос справедливый, именно поэтому мы и просим дать нам чуть-чуть       
больше времени. Мы считаем, что это должен быть не просто разработанный         
министерством, согласованный с другими министерствами и принятый                
правительством документ, это должен быть общенациональный документ - не         
стратегия экономического развития, а стратегия развития страны. Мы считаем,     
что это сейчас более важная задача, поэтому просим поддержать законопроект.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максим Александрович Щепинов, пожалуйста.                                       
                                                                                
ЩЕПИНОВ М. А. У меня вопрос к докладчику.                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Владиславович, вы просите нас изменить срок разработки           
стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, а как это     
повлияет на работу в регионах?                                                  
                                                                                
Также вы сказали, что, по мнению Счётной палаты, выстраивается не очень         
правильный порядок разработки документов. В заключении комитета указано, что    
Счётной палатой чётко обозначено, что из семнадцати пунктов плана по трём       
пунктам соответствующие документы Правительством Российской Федерации даже не   
утверждались, - скажите, пожалуйста, в связи с чем?                             
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Начну с последнего вопроса. Что касается трёх из семнадцати       
пунктов плана, то имеются в виду, если мне не изменяет память, два проекта      
приказов Минэкономразвития и один проект постановления, который                 
регламентирует разработку планов деятельности министерств, что необходимо       
будет сделать после принятия всех стратегических документов более высокого      
уровня. Да, эти документы в плане есть, но сроки их разработки ещё не           
наступили, то есть соответствующие проекты актов разрабатываются, просто до     
того, как они реально будут задействованы федеральными органами власти при      
разработке документов, ещё достаточно времени.                                  
                                                                                
Что касается первого вашего вопроса... Прошу прощения, по регионам, да?         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня вопрос к содокладчику.                                  
                                                                                
Уважаемый Анатолий Геннадьевич, не кажется ли вам, что перенос срока на два     
года - это самое худшее, что может быть? Напомню, через два года, в 2018-м      
году, у нас президентские выборы, и как бы события ни развивались, в любом      
случае так или иначе, радикально или нет, будет меняться команда, будут         
кадровые перемещения, поэтому заниматься документами стратегического            
планирования никто не будет, однозначно. В связи с этим, если говорить о        
сроке переноса, против чего мы выступаем, то надо говорить либо о годе, либо    
о более длительном лаге, для того чтобы дать возможность новой команде после    
президентских выборов актуализировать эту тему и действительно выработать       
необходимые для страны решения. Обсуждался ли этот вопрос в комитете, какова    
позиция комитета и лично ваша позиция, рассматривалась ли такая ситуация?       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Геннадьевич, пожалуйста.                         
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Я уже сказал, что на заседании комитета была выражена             
неудовлетворённость предложением правительства о переносе срока реализации      
закона, при этом было отмечено, что документы, касающиеся федерального          
уровня, в том числе те программы, которые будет утверждать будущий президент,   
могут быть подготовлены на год раньше. Правительство в принципе с этим          
согласилось, и Олег Владиславович сказал, что предложение об установлении       
срока на год раньше они вынесут на суд экспертного сообщества. Ну и как раз     
очень хорошо, если в предвыборный период практически вся страна будет           
обсуждать подготовленный проект стратегии, а после выборов стратегия, уже       
учитывающая мнения избирателей, может быть утверждена.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Фёдорович Рябов.                                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Олег Владиславович, вы изобретаете велосипед или за основу берёте практику      
планирования советского периода? Назовите главные показатели в стратегическом   
планировании, две-три позиции, что вы намерены планировать на перспективу, на   
что, так скажем, надо будет настраивать государственный аппарат и наш народ?    
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Ну, вы от меня уже сейчас хотите о содержании "Стратегии-2030"    
услышать...                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Фёдорович, обсуждается концепция законопроекта,   
она простая, поэтому задавайте, пожалуйста, вопросы по концепции, а во время    
перерыва коллега с удовольствием ответит вам на вопросы по содержанию           
стратегии.                                                                      
                                                                                
А пока вопрос задаёт Валентин Степанович Романов.                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Я думаю, что вы мне не ответите на вопрос, но всё же любопытно.   
Когда заходит речь о таких событиях, как в Крыму или в Сирии, то мы видим,      
что силовой блок страны работает эффективно, в высшей степени мобильно. Чем     
объяснить то, что финансово-экономический блок правительства по этому закону    
затягивает сроки, а не ищет ответа, как это ускорить? В 41-м году в течение     
полугода страна чудовищные испытания перенесла, но были и колоссальные          
результаты, начиная с эвакуации за Урал тысячи заводов и всего остального.      
Разве в разгар кризиса можно с этим предложением согласиться?                   
                                                                                
Я хочу сказать и комитету: надо было настоять на том, что нельзя поддерживать   
этот законопроект!                                                              
                                                                                
Будьте добры, ответьте на мой вопрос.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Степанович, обращаю ваше внимание на то, что у   
нас сейчас не "правительственный час", на котором обсуждается деятельность,     
положим, экономического блока правительства, мы обсуждаем концепцию             
конкретного законопроекта.                                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4018 по 4315 из 6903
Коллеги, мы начали рассматривать 10-й вопрос. Поскольку у нас на 16 часов, на   
фиксированное время, поставлены два законопроекта, а докладчик Олег             
Владиславович здесь присутствует, давайте завершим рассмотрение 10-го вопроса   
и сделаем перерыв. Нет возражений? Договорились.                                
                                                                                
Переходим к выступлениям. Фракция КПРФ просит предоставить слово Коломейцеву    
Николаю Васильевичу.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле все, кто              
ознакомился с документами, которые к этому короткому законопроекту              
представлены, и особенно внимательно прочитал заключение комитета по            
экономической политике, должны были для себя сделать вывод, что надо не         
просто снять с работы Улюкаева, но и весь его аппарат заменить. Почему? Три     
года прошло, но до сих пор не внесён в правительство даже проект                
постановления, который предполагалось внести согласно плану по реализации       
этого закона! Если не принят целый ряд важнейших документов согласно            
утверждённому плану, это о чём говорит? О том, что продолжается                 
либеральный... вообще-то, саботаж. Дальше почитайте: тут написано, что          
непринятие этих документов заведёт в тупик, приведёт к отсутствию перспектив    
при ведении бизнеса в России. Исходя из того что написано в большей части       
заключения комитета по экономической политике, в конце заключения не должно     
быть написано, что комитет поддерживает принятие этого закона, вывод должен     
быть другой!                                                                    
                                                                                
Посмотрите на реальную ситуацию. Даже наши злейшие друзья - МВФ - и те          
говорят, что нельзя с бюджетом на один год надеяться на будущее, и требуют,     
чтобы мы минимум на три года планировали, а Минэкономразвития не просто не      
хочет, а саботирует, предлагает отсрочить до 2019 года. Разве мы можем          
соглашаться с такими законами? Это ведь прямое признание своей                  
недееспособности в условиях нарастающего кризиса!                               
                                                                                
Вот буквально недавно я был на годовом собрании ассоциации                      
автомобилестроителей. Если бы вы там присутствовали, то знали бы, о чём         
директора говорят, как они характеризуют работу Минэкономразвития, Минфина,     
Центробанка, - да там ничего кроме матерных слов сказать нельзя, понимаете?!    
А мы соглашаемся принятие важнейшего документа отсрочить до 2019 года.          
                                                                                
Скажите, пожалуйста, кто из вас верит в то, что они, ничего не сделав за        
прошедшие три года, в последующие три года что-то сделают? Ну если у людей      
нет мыслей по планированию, если они не знакомятся с опытом зарубежных стран    
- ни Евросоюза, ни Америки, ни Японии, ни тем более Китая, - то о чём вообще    
можно вести речь?! Как можно соглашаться с такими предложениями?                
                                                                                
Почему они не могут разработать стратегию? Потому что у нас подавляющая часть   
проектных организаций и прикладных научно-исследовательских институтов          
уничтожена, там сидят торговцы воздухом! А в министерствах сидят                
макроговоруны - там нет специалистов, способных системно осмысливать            
проблемы, готовых к системной выработке планов по реализации задач и по         
ликвидации каких-то проблем, понимаете? В этом проблема! С моей точки зрения,   
данный состав Минэкономразвития не способен стратегически мыслить, мы           
неоднократно с этой трибуны предлагали изменить структуру правительства.        
                                                                                
И вообще, на таких должностях должны быть люди, имеющие богатый жизненный и     
профессиональный опыт. Я ничего не имею против Фомичёва как человека, но, к     
сожалению, его жизненный опыт не позволяет написать стратегический план         
развития страны - а других нет, он же заместитель министра, понимаете? Вы       
посмотрите прогнозы Минэкономразвития: это же следствие невыполнения            
требований, которые были предписаны для реализации этого закона! Именно         
поэтому у нас ни один прогноз Минэкономразвития не сбывается. Примерно такая    
же ситуация с прогнозами Центробанка - почему? Потому что председатель          
Центробанка - бывший министр этого же ведомства, тоже успешно заваливший все    
предыдущие планы.                                                               
                                                                                
Мы с вами увлеклись стратегиями, стратегия - дело хорошее. Здесь находится      
бывший начальник Генерального штаба, он прекрасно знает: чтобы любую            
стратегию реализовать, надо тактикой заниматься. Если вы тактике не научите     
свои подразделения... Ведь смотрите, что у нас происходит: растёт долг          
субъектов Российской Федерации, полная катастрофа! Почитайте сегодняшнюю        
"Российскую газету" - там написано, что шесть субъектов Российской Федерации    
надо подвести под банкротство, а я вас спрашиваю: разве это не по               
рекомендациям Минэкономразвития и Минфина субъекты обязали брать коммерческие   
кредиты? И при этом разве не было команды президента срочно заменить            
коммерческие кредиты на государственные, бюджетные? Почему она не выполнена?!   
С моей точки зрения, что Минфин, что Минэкономразвития находятся в прострации   
и не способны осознать угрозу, которая сегодня нависла над Российской           
Федерацией.                                                                     
                                                                                
Поймите, мы можем по телевизору громко кричать, какие мы сильные и храбрые,     
но если у нас стагнация в экономике, если у нас не написан план выхода из       
кризиса... А кто же его напишет, если правительство предлагает им ещё на три    
года курорт организовать? Кого сняли с работы за провал плана реализации        
этого закона? Я не слышал о таких постановлениях! А я бы на месте премьера      
публично выдрал и демонстративно выгнал их, тогда всем остальным было бы        
неповадно! А у нас получается: провалил, внёс законопроект - а вы голосуйте     
за то, что он провалил, и соглашайтесь, чтобы он бездельничал ещё три года!     
Разве это государственный подход, разве мы получим тогда мандат доверия от      
наших избирателей, которые стонут от падения доходов?! Вы посмотрите, что       
происходит!                                                                     
                                                                                
Мы не будем голосовать за этот законопроект и вам предлагаем не голосовать. А   
вообще-то, надо пригласить сюда ответственных и спросить с них. Вот только      
недавно здесь был Улюкаев - он же провалил стратегические вопросы развития      
страны! Как же мы выйдем из кризиса, если министерство, которое этим            
занимается, и не собирается выполнять, им не выполнено за три года?.. Мы не     
будем голосовать за это и вас... (Микрофон отключён.)                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Коллеги, я не спросил, нет возражений против того, что будет по одному          
выступлению от фракций? Согласились.                                            
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов, фракция ЛДПР.                                      
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Я думаю, легко сегодня сказать, что Олег Владиславович слишком молод, чтобы     
разработать стратегию для России. Но я считаю, что мы всё-таки не в ту          
сторону пускаем стрелы, - молодые люди должны работать и в правительстве, и в   
Думе, и надо всячески им помогать. Не случайно, анализируя работу этого блока   
правительства, я говорил, что вряд ли мы можем сомневаться в их                 
профессиональных способностях. Я не могу, к сожалению или к счастью, сегодня    
сказать, что именно из-за того, что Олег Владиславович работает на этом         
участке, мы все находимся в таком положении.                                    
                                                                                
Я полагаю, что такую задачу перед Минэкономразвития вообще никто не ставит -    
они вынуждены делать то, к чему их призывают. Я на днях услышал, что меняется   
форма работы: теперь премьер будет давать конкретные поручения и два раза в     
месяц с министров спрашивать, ну и, условно, если не справляются - выгонять.    
Возникает вопрос: а какие задачи-то он им будет ставить? Если, как тот          
император, только те, которые можно решить, тогда это реально. На самом деле    
у нас проблема намного глубже - у нас проблема в отсутствии постановки          
технического задания для разработки концепции, вот чего у нас нет! И конечно,   
бить правительство, топать ногами и говорить, что они не в состоянии... Я       
думаю, что мы, парламент, сами упустили, скажем так, инициативу, допустив,      
что правительство и большинство в парламенте сегодня представляют одну          
партию, и, конечно, сегодня роль парламента по контролю и определению           
разработки стратегии утеряна.                                                   
                                                                                
Сколько мы принимали этих программ на федеральном уровне, на региональном? Я    
помню, у нас перед выборами по всей области была развешана реклама нашего       
губернатора: "2015", "2015". Вот он пришёл на выборы - у него "2015".           
Кто-нибудь хоть раз анализировал эти программы, вспоминал, что вообще там       
было написано и куда мы пришли? Вообще никто! Сейчас вот уже "Стратегию-2030"   
обсуждают, а по "Стратегии-2020" мы где находимся? Об этом, скажем так,         
забывают; складывается ощущение, что мы их принимаем ради того, чтобы           
отчитаться и что между ведомствами есть некая конкуренция: кто последний и с    
какой идеей зайдёт в кабинет президента и чем там отметится. Вот сейчас мы      
начинаем в налоговую инспекцию все взносы переводить, переходим на единый       
социальный налог - всё это имитация, никакой реальной деятельности не           
происходит, повторяю, всё это имитация, показуха и прочее!                      
                                                                                
Сегодня в этой ситуации, Владимир Николаевич, при всём уважении к вам,          
требовать от них дать концепцию, я считаю, нельзя. Ну вы представляете, что     
они опять нам принесут?!                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Закон выполнять надо требовать!                                        
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Закон - надо, и мне нужно было начать с того, что фракция       
ЛДПР не будет поддерживать данный законопроект, как говорит нам Владимир        
Вольфович, всегда с этого надо начинать, но я пока шёл - увлёкся. Так что       
повторю ещё раз, что мы не поддержим этот законопроект, но нужно понимать:      
если мы потребуем от них, чтобы они в указанные сроки, к 2017 году, эту         
концепцию принесли, то это будет очередная концепция-2015, или 2020, или        
2030, которая никакого прорыва для России обеспечить не сможет.                 
                                                                                
Должна быть поставлена задача поменять центр принятия решения. И, учитывая,     
что сегодня единственная, скажем так, трибуна для дискуссий, для обсуждений -   
это Государственная Дума (остались какие-то форумы, вот сегодня проходит в      
МГУ, но это негосударственные площадки, а мы говорим о государственной), надо   
именно сюда переносить обсуждение этого вопроса и начинать с технического       
задания - если мы его не поставим, то всё это будет профанацией.                
                                                                                
Могу сказать, что, работая сейчас с нашей компанией "Оренбургские авиалинии",   
я посмотрел, как писал стратегию "Аэрофлот", - это примерно то же самое. У      
них было уплачено 20 миллионов долларов за разработку стратегии, в результате   
которой мы все наши госкомпании передали в "Ростех", все - и "Сахалинские       
авиатрассы", и "Приамурье", и "Оренбургские авиалинии". Все они были на 100     
процентов государственные, была концепция, в ходе реализации которой должны     
были создаваться независимые перевозчики, у каждого своё направление,           
например компания "Оренэйр" была чартером. Ну посмотрите, кто-нибудь            
отчитался о результатах реализации этой концепции? Сейчас всё уничтожается:     
"Сахалинские авиатрассы" уже обанкрочены, нет этой компании, питерская          
компания - банкрот, "Донавиа" - банкрот, "Оренбургские авиалинии" - банкрот.    
Теперь новая концепция, вертикальная - один "Аэрофлот". Понимаете, у нас на     
стратегии тратятся огромные деньги, но никто их не анализирует и никто за них   
не отвечает!                                                                    
                                                                                
Два года назад я по этому поводу выступал и говорил, что планирование - это     
хорошо, в Америке на семьдесят лет планируют. Да мы не против, без              
планирования нам вообще делать нечего в сегодняшней ситуации, но мне            
интересно: если у нас нет стратегии, как вы её сроки переносите?                
Антикризисный план-то как мы пишем? Мы вообще куда идём? Всё, что мы здесь      
делаем,- это тришкин кафтан: каждый день мы какие-то акцизы добавляем, налоги   
передвигаем, а куда мы двигаемся - непонятно! Это такая мельтешня               
ежесекундная, ежеминутная, и она продлевает вот ту стратегию, которая была      
принята, к сожалению, может быть, не на бумаге, но де-факто и которую мы        
всячески пытаемся выполнить, но результат, к сожалению, для страны плачевный.   
                                                                                
Мне кажется, что принимать этот закон нельзя. Пусть они рисуют то, что есть,    
пусть приходят сюда с этой стратегией - мы её готовы обсудить, сделать          
замечания, но начинать нужно с постановки технического задания, с постановки    
критериев и индикаторов и с понимания того, к чему мы должны прийти. Должна     
быть единая программа развития - нужно отказаться от всех остальных             
формальных государственных программ и оставить ведомственные программы,         
которые минэк (он должен стать новым Госпланом) спланирует под единую           
программу социально-экономического развития. Такова позиция фракции ЛДПР.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.                               
                                                                                
Выступает Анатолий Евгеньевич Карпов, с места.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Евгеньевич.                                                
                                                                                
КАРПОВ А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Обсуждаемый сегодня законопроект    
о внесении изменений в закон "О стратегическом планировании в Российской        
Федерации"... Я не буду сейчас говорить о важности этой темы, много было        
критики. Конечно, мы можем выразить сожаление по поводу того, что               
правительство затянуло с выпуском важнейших документов для экономики страны,    
для жизни нашего народа, но я хотел бы сказать о конкретике. Сегодня            
правительство обратилось к нам с просьбой перенести сроки обработки             
документов и выдачи конкретного результата до 1 января 2019 года. Хотелось бы   
пожелать, безусловно, чтобы правительство хоть какие-то промежуточные           
документы выпускало, а не ждало этого момента - 1 января 2019 года.             
                                                                                
Тем не менее совершенно ясно, что закон о стратегическом планировании связан    
с социально-экономическим развитием страны, а поскольку правительство только    
к декабрю 2017 года сможет выпустить документы по социально-экономическому      
развитию страны, то стратегическое планирование должно последовать уже за       
этими документами. Сейчас можно, конечно, говорить о том, что мы не поддержим   
и не будем голосовать, но мы должны принять решение. Ничего не делать - это,    
мне кажется, не выход из положения!                                             
                                                                                
В связи с этим мы - и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и комитет - приняли решение      
поддержать законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за            
законопроект правительства, но ко второму чтению мы ожидаем всё-таки какой-то   
конкретики и поэтапности.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Евгеньевич.                             
                                                                                
Андрей Викторович Руденко.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Коллеги, я постараюсь коротко, рабочее время уже закончилось.     
                                                                                
Я обозначу позицию фракции: фракция будет голосовать против данного             
законопроекта. И если бы правительство внесло законопроект о своей отставке,    
мы проголосовали бы за. Почему? Данным законопроектом правительство             
фактически расписалось в своём бессилии: они сказали, что в этом составе не     
способны стратегически мыслить и разработать программы для России, они это      
переносят на 2019 год. Мой коллега уже сказал: в 2018 году, в марте будут       
выборы Президента Российской Федерации, он сформирует новое правительство,      
которое будет разрабатывать уже другой стратегический план. Так зачем же        
ждать два года, куда Россия будет идти эти два года, до 2018-го? Ответьте       
мне, пожалуйста, представитель правительства!                                   
                                                                                
Как будет развиваться бизнес-сообщество? Понятно, что политика влияет на        
многие бизнес-процессы в Российской Федерации, причём не внутренняя политика,   
а внешняя: то мы строим "Южный поток", то не строим, то в Турцию ведём          
газопровод, то не ведём, то "Сила Сибири", то не "Сила Сибири", то ещё что-то   
и так далее - бизнес-сообщество не знает, куда метаться и что делать, поэтому   
многие просто выводят деньги за границу, продают бизнес в России. Как можно     
работать предпринимателю, если правительство не знает, как будет развиваться    
экономика страны, какие нужно создавать фундаментальные производства?           
                                                                                
Совсем недавно в Китае проводилось стратегическое планирование на пять лет,     
мы все, коллеги, видели, - пять тысяч предложений поступило из различных        
регионов Китая, и все были рассмотрены на этом заседании, присутствовали все.   
По нашим меркам, нам тоже надо было бы собрать всех представителей              
заксобраний, Государственную Думу, Совет Федерации, всё рассмотреть,            
утвердить совместно на пять лет, расписать и сказать: действуем так,            
корректируем в зависимости от внешнеполитических факторов - всё это мы поняли   
бы. А в данной ситуации фракция видит, что правительство просто расписывается   
в своём бессилии.                                                               
                                                                                
Не зря мы начали эту акцию - "Медведев, делай или уходи!" - и мы хотим          
добавить ещё пятый пункт: "Выработайте пятилетний план. Не можете - уходите     
сейчас, оставьте место профессионалам".                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович.                               
                                                                                
Олег Владиславович, у вас есть возможность выступить с заключительным словом.   
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Спасибо большое. Буквально два слова.                             
                                                                                
Прежде всего, чтобы не создавалось ощущение, что правительство ничего не        
планирует и ничем не занимается, скажу: в прошлом году были приняты основные    
направления деятельности правительства, они действуют, они рассчитаны до 2018   
года, есть план мероприятий по их исполнению, есть все среднесрочные планы;     
есть (и об этом докладывали в Государственной Думе) план работы на этот год,    
план по стабилизации и развитию, который состоит из двух частей - из            
антикризисной и стратегической части, которая сама по себе задаёт вектор для    
дальнейшего развития. Несправедливы, на мой взгляд, упрёки, что правительство   
отказывается что-либо планировать, - это во-первых.                             
                                                                                
А во-вторых, мы ко второму чтению, безусловно, готовы представить уже           
разработанный и всеми согласованный проект, план разработки стратегических      
документов, который будет утверждён правительством. Срок разработки             
стратегического прогноза, как первого документа, с которого начинается вся      
иерархия стратегических документов, - сентябрь этого года, "Стратегии-2030" -   
июнь 2017 года. Мы не будем ждать до 2019 года, безусловно.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владиславович.                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5508 по 5525 из 6903
Далее, 10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью   
47 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской              
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              238 чел.52,9 %                                    
Проголосовало против          143 чел.31,8 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    382 чел.                                          
Не голосовало                  68 чел.15,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.