Заседание № 299
О проекте федерального закона № 984251-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за использование средств связи, не прошедших процедуру подтверждения их соответствия установленным требованиям).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Так, 4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Вячеслав Иванович Лысаков. Микрофон включите. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен комитетом к третьему чтению, прошёл все необходимые экспертизы, замечаний нет. Просьба принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступления по мотивам будут? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
4-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 59 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 298
О проекте федерального закона № 984251-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за использование средств связи, не прошедших процедуру подтверждения их соответствия установленным требованиям; принят в первом чтении 22 марта 2016 года с наименованием "О внесении изменений в статью 13.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Есть одна таблица, в ней четыре поправки, рекомендованные к принятию. Прошу утвердить данную таблицу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли вопросы по таблице поправок? Да. Включите режим записи. Покажите список. Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я прошу на отдельное голосование вынести поправки 1 и 3. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица поправок за исключением поправок 1 и 3. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 47 сек.) Проголосовало за 281 чел.62,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 281 чел. Не голосовало 169 чел.37,6 % Результат: принято Принимается. По поправке 1 - Сергей Николаевич Решульский. Пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Поскольку эти поправки взаимосвязаны: первая касается наименования законопроекта, а вторая - дополнительного содержания, которое включили в законопроект, я буду говорить сразу о двух поправках, а голосовать можно как угодно. Я не пойму, мы все, вся Государственная Дума - подчёркиваю: вся, - все фракции поддержали концепцию законопроекта, в котором говорилось о внесении изменений в статью 13.6. Напоминаю вам, что речь идёт об использовании несертифицированных средств связи либо о предоставлении несертифицированных услуг связи. Вопросов здесь не было, поспорили и приняли в первом чтении, но что я вижу во втором чтении? Появляется поправка 3, в которой говорится о статье 23.1. Что такое статья 23.1? Вы хотя бы заглядывайте иногда в эти кодексы! В статье 23.1 говорится о судьях, о перечне вопросов, которые рассматривают суды, почему-то, уважаемый Владимир Николаевич, - я не знаю, с чего это вдруг, - добавляют статью 5.69 "Вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, либо создание помех участию избирателей...". Ну объясните мне, пожалуйста, при чём тут концепция об усилении ответственности за использование несертифицированных средств связи и при чём тут избирательные комиссии? Я пытался посмотреть и так и так, и спереди и сзади, и сбоку и слева - ничего не могу понять. Тогда надо было авторам или ответственному комитету признать, что мы статью 5.69, где речь идёт о вмешательстве в осуществление избирательной комиссией полномочий, вообще выпустили из поля зрения. Мы что, никогда её не применяли или, может быть, сейчас, готовя этот законопроект, - как вы раньше называли, "наездником", что ли? - к средствам связи подверстали избирательную кампанию? Я предлагаю это исключить и, кроме того, вернуть первое наименование. Напоминаю, как оно звучало, - всё у меня здесь есть - "О внесении изменений в статью 13.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которое вся Дума поддержала. Давайте этот беспредел прекращать. По 15-му и 16-му вопросам мне сейчас пытаются показать заключение Верховного Суда... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это потом, когда дойдём. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я согласен с Сергеем Николаевичем в том, что нам действительно нужна новая редакция Кодекса об административных правонарушениях, что позволит в дальнейшем в целом ряде случаев избегать вот такого рода проблем, когда мы правим кодекс или вынуждены компенсировать определённые недостатки кодекса. Я думаю, что мы согласимся с Сергеем Николаевичем в том, что норма, которая предлагается, никоим образом не воздействует на право материальных норм, не затрагивает избирательное законодательство и законодательство, касающееся референдума. Вместе с тем она компенсирует, и это правда, упущенную в своё время норму о том, - сейчас не предусмотрена компетенция - кто может рассматривать дела в том случае, если есть нарушения норм материального права, установленных в законодательстве, которые... Эта поправка носит технический характер: она компенсирует действительно упущенную компетенцию, поэтому я бы просил её поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 1 из таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 40 сек.) Проголосовало за 236 чел.52,4 % Проголосовало против 126 чел.28,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6 % Результат: принято Принимается. Будет комментарий по поправке 3? Нет. Ставится на голосование поправка 3 из таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 10 сек.) Проголосовало за 236 чел.52,4 % Проголосовало против 127 чел.28,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 35 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 241 чел. Не голосовало 209 чел.46,4 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 287
О проекте федерального закона № 984251-6 "О внесении изменений в статью 13.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за использование средств связи, не прошедших процедуру подтверждения их соответствия установленным требованиям).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Дмитрий Михайлович Алхазов, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Пожалуйста. АЛХАЗОВ Д. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в статью 13.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В 2015 году нами был отмечен существенный рост неправомерного применения несертифицированного оборудования в сетях связи, что негативно сказывается на устойчивости и, главное, безопасности функционирования сетей связи общего пользования, поэтому нами разработан и предложен вашему вниманию законопроект, направленный на повышение ответственности за использование такого оборудования в сетях связи в стране. Законопроект соответствует положениям Договора о ЕАЭС, не потребует дополнительного бюджетного финансирования на всех уровнях, поэтому просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, предметное освещение текста законопроекта не потребует от меня дополнительного доклада, скажу лишь, что применение технических средств связи осуществляется посредством их обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии. Санкции по статье 13.6 кодекса должны быть установлены, и следует отметить, что санкции по данной статье не претерпевали изменений с 2001 года. Пользуясь случаем, я хотел бы обратить внимание на то, что мы, к сожалению, до сегодняшнего дня продолжаем вносить точечные изменения, мы вынуждены на это идти, тем не менее комплексная редакция готова, и думаю, что проблемы, которые касаются гарантий и защиты интересов в области связи, в этом комплексном законодательном акте также получат отражение. Просим данный законопроект принять в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Дмитрий Михайлович, вот всё-таки хотелось бы, чтобы вы подробнее раскрыли суть того, зачем необходимо внесение таких изменений. Вы вскользь сказали, что за 2015 год увеличилось количество случаев использования несертифицированного оборудования и что это приводит к ухудшению качества связи, - вот какие-то примеры привести можете? Это первое. Второе. Ведь вы же не только устанавливаете ответственность за использование несертифицированного оборудования, вы ещё устанавливаете ответственность для физических лиц за пользование средствами связи, не имеющими декларации о соответствии, - не получится ли так, что особо ретивые сотрудники полиции будут теперь ходить и у людей спрашивать декларацию о соответствии их мобильных телефонов, айфонов или ещё чего-нибудь и угрожать штрафами? АЛХАЗОВ Д. М. Дело в том, что негативно на устойчивости сети связи может сказаться использование не только сетевого оборудования, которое используют операторы, но в том числе и то, о чём вы говорите, то есть использование несертифицированных абонентских терминалов. Технология обязывает и тот, и другой класс оборудования применять исключительно в соответствии с сертификацией, и мы не видим ничего отрицательного в том, что в абонентской базе таких несертифицированных средств не будет, поскольку известны случаи, когда небольшое количество несертифицированных, некачественных телефонов приводило к тому, что целый кластер сети либо переставал функционировать, либо начинал функционировать с существенным снижением параметров качества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Дмитрий Михайлович, я как бы в дополнение к заданному вопросу. Действительно, вы не привели ни одного примера: количество такого оборудования, кто конкретно применяет - физические лица, организации... Предлагаемым законопроектом усиливается административная ответственность, а что, установленная ранее административная ответственность не даёт желаемого результата по борьбе с этими, так скажем, подпольщиками? Всё-таки уточните, пожалуйста. АЛХАЗОВ Д. М. Большое спасибо за вопрос. По данным Роскомнадзора, за первый квартал прошлого года таких правонарушений в сетях было обнаружено столько же, сколько за весь 2014 год, - речь идёт о десятках случаев. С одной стороны, кажется, что цифра небольшая, с другой стороны, надо понимать, что масштаб последствий каждого такого прецедента достаточно велик. Могу привести такой пример: использование несертифицированного коммутатора пакетной передачи запросто, так сказать, приводит к деградации сервиса по предоставлению телематических услуг, доступа в Интернет в целом населённом пункте, и такие случаи массово выявляются. Мы можем, если это интересно, представить для изучения очень подробную статистику Роскомнадзора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Иванович Сердюк. СЕРДЮК М. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Дмитрий Михайлович, на мой взгляд, вы абсолютно неубедительны в своей аргументации. Вот вы хотите там слушать телефон или запрещать использовать - мы это всё уже проходили в нашей стране, когда милиционеры останавливали машины и говорили: "Покажи удостоверение, справку о том, что у тебя телефон такой-то", забирали его и так далее, и тому подобное. Законы не меняют под десять случаев - у вас десятки случаев по стране, а вы закон перекроить решили! Штраф увеличите, сделаете 5 тысяч или 500 тысяч рублей, но эти помехи всё равно не исчезнут, будут находиться... С разовыми случаями так не борются, законы под них не меняют! Вы сейчас хотите в этом отношении загнать в жёсткие рамки и добропорядочных людей: ну купил человек где-то телефон, не зная, сертифицированный он или не сертифицированный, а вы под эпизоды, хотя и резонансные хотите, так сказать, подвести законодательство. Вы можете лично дать гарантию, что ретивые милиционеры, полицейские не будут проводить такую политику?.. (Микрофон отключён.) АЛХАЗОВ Д. М. Спасибо за вопрос. Мне, честно говоря, тяжело давать гарантии за сотрудников Министерства внутренних дел, поскольку я являюсь сотрудником другого министерства. Я вам просто повторю тезис: один случай может повлиять на сервис, предоставляемый десяткам, сотням тысяч и даже миллионам граждан. Поэтому сама технологическая, так сказать, подоснова того, о чём мы говорим, позволяет нам даже десятки случаев рассматривать как серьёзный аргумент, достаточный для того, чтобы менять законодательство. Вспомните аварии, которые происходили в сетях, в том числе и в Москве, когда из-за одного случая без связи остаются миллионы граждан, поэтому в данном вопросе соотношение масштабов нарушений и их последствий имеет определённую специфику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Дмитрий Михайлович, ваша отрасль, как никакая другая, очень сильно зависит от импорта и фактически, так сказать, по комплектованию принадлежит двум крупнейшим монополистам. Есть ли в министерстве программа по импортозамещению, о котором уже длительное время говорит председатель правительства, потому что отсутствие импортозамещения может даже быстрее, чем какой-то неисправный телефон, привести у нас к отключению связи? АЛХАЗОВ Д. М. Спасибо за вопрос. Дело в том, что у нас вопросами импортозамещения в части промышленности в соответствии со своими полномочиями занимается Министерство промышленности и торговли, это не совсем наши полномочия. В рамках нашего министерства мы ведём работу по импортозамещению в части информационных технологий и существует, так сказать, целый комплекс мероприятий, на это направленных. Но сегодняшний законопроект немножко о другом, мы говорим сейчас об оборудовании, которое не соответствует требованиям и, будучи применённым в сетях, может принести массовый ущерб гражданам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Продолжаем обсуждение 18-го вопроса повестки дня. Даны ответы на все вопросы. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемый Дмитрий Михайлович, вы не поймите нас превратно, но если вы сегодня слушали новости, то знаете, что, по данным Росстата, у нас в стране каждый седьмой человек получает зарплату ниже 10 тысяч рублей, поэтому Государственная Дума и фракция ЛДПР, которую я представляю, очень внимательно относятся ко всем штрафам, которые пытаются ввести у нас соответствующие структуры. Вы не совсем правильно доложили - извините, это моё мнение, конечно, - о сути данного законопроекта, и теперь действительно многие депутаты - а журналисты могут и написать о подобных вещах - будут думать, что сотрудники полиции будут ходить и приставать к гражданам, спрашивать, есть ли у них сертификат соответствия на телефон или декларация о соответствии. Ну надо же объяснить людям, что у нас есть два вида средств связи: одни подлежат обязательной сертификации, а другие не подлежат, поэтому для них достаточно декларации о соответствии, и в первом случае физические лица являются объектами наказания за административное правонарушение, а во втором - нет. В списке устройств, которые подлежат обязательной сертификации, сотовых телефонов нет, но мало кто об этом знает, это мы здесь детально разбираемся, а что подумают простые граждане? Вот нам интересно, почему вы не сказали о том, как скажутся эти меры, то есть увеличение штрафов, на действиях физического лица, которое вы предлагаете штрафовать на сумму от 3 до 5 тысяч, - неужели тогда этот человек, не поддавшись на нажим начальника, не поставит несертифицированное средство связи в ту сеть, которая, как вы говорите, может потом "лечь" из-за того, что оборудование не прошло сертификацию? И стоит ли вообще овчинка выделки - может быть, им действительно гораздо дешевле закупить палёное, не прошедшее сертификацию оборудование и поставить его в сеть - коммутаторы, станцию, ещё что-то, ну, вы знаете весь перечень этого оборудования, которое подлежит обязательной сертификации, - потому что тогда они получат большую прибыль, и им плевать на то, что время от времени будет падать сеть во всём районе и многие люди останутся без связи? Эти аспекты вы не осветили, поэтому многие вам и задают действительно справедливый вопрос: насколько это логично? Тем более что сейчас, как вы знаете, готовится новая редакция Кодекса об административных правонарушениях, и вот скажите: вы в курсе, войдёт эта норма в новый кодекс или не войдёт, как она будет работать и так далее, и тому подобное? Если бы вы всё это рассказали, то, может быть, у депутатов не было бы вопросов. Ещё раз говорю, что, если у вас будет возможность выступить с заключительным словом - а по Регламенту возможность выступить с заключительным словом предоставляется докладчику, - ответьте на эти вопросы: насколько это экономически целесообразно, будет ли действительно эффект от того, что мы увеличим штраф до 500 тысяч и конфискуем оборудование у юридического лица (то оборудование, которое не прошло сертификацию в обязательном порядке), или не будет, то есть они и дальше будут покупать дешёвое китайское или какое-то там оборудование и тем самым создавать нам дополнительные неудобства? Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович, из вашего выступления неподготовленные люди могут подумать, что вопросы со стороны депутатов - это плохо, а это не плохо, это хорошо, такой порядок и нужен. Владимир Александрович Поневежский, пожалуйста. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, в соответствии с которым в целях обеспечения действия статьи 41 Федерального закона "О связи" предлагается установить административную ответственность за использование в сетях связи средств связи без декларации о соответствии, если законодательством не предусмотрена их обязательная сертификация, а также увеличить размер штрафов за использование в сетях связи несертифицированных средств связи, если законодательством предусмотрена их обязательная сертификация. Предложения Правительства Российской Федерации представляются нам обоснованными, их целесообразность и актуальность подтверждаются данными Роскомнадзора, свидетельствующими о неуклонном росте количества административных правонарушений, предусмотренных рассматриваемой статьёй кодекса. В связи с этим, как я уже сказал, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Михайлович, пожалуйста, вам слово. АЛХАЗОВ Д. М. Сергей Евгеньевич, большое спасибо. Действительно, абсолютно прав был предыдущий выступавший: мы из субъектного состава физических лиц исключили - я имею в виду случаи, когда речь идёт о декларированном оборудовании. Сотовые телефоны действительно являются декларированным оборудованием, поэтому к физическим лицам тут никаких санкций быть не может. Тем не менее, возвращаясь к экономической составляющей, надо понимать, что физические лица помимо телефонов могут применять такие устройства, как радиопередатчики, и подобные случаи зафиксированы. Результат этого применения может быть совершенно не экономическим, а, например, связанным с безопасностью, поскольку иногда такие несертифицированные средства могут в том числе влиять на средства навигации и посадки - такие случаи в прошлом году были выявлены Роскомнадзором, например в Ярославской области. Поэтому, говоря о физических лицах и о сертифицированном оборудовании, мы не всегда должны рассматривать этот вопрос исключительно с экономической точки зрения для потенциальных нарушителей требований, которые сейчас установлены. Что в сухом остатке? В отношении физического лица как пользователя телефона мы не проектируем норму, связанную с санкциями, и если внимательно прочитать второй пункт, то можно увидеть, что там физических лиц нет. Однако физические лица есть в первом пункте, где мы говорим об оборудовании, требующем сертификации, и мы настаиваем на этом с учётом той статистики, которая у нас есть, пусть она и не исчисляется миллионами случаев - и слава богу, что не исчисляется! Мы считаем, что этого достаточно для того, чтобы обратить на это внимание законодателей и попросить их поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич, будете выступать? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 09 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.