Заседание № 68

21.01.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 98373-5 "О внесении изменения в статью 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся срока отчуждения или перепрофилирования муниципального имущества).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4914 по 5066 из 7093
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 85          
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в   
Российской Федерации". Докладывает депутат Государственной Думы Анатолий        
Евгеньевич Локоть.                                                              
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые депутаты, данный законопроект - это попытка защитить     
интересы муниципалитетов в очень непростом вопросе, попытка решить извечную     
серьёзную проблему, устранить противоречие, конфликт, я бы даже сказал,         
заложенный в 131-м законе "Об общих принципах организации местного              
самоуправления в Российской Федерации".                                         
                                                                                
Я напомню суть в двух словах. В соответствии с законом собственность,           
имущество, принадлежащие муниципалитетам, не связанные напрямую с исполнением   
ими, муниципалитетами, своих полномочий, должны быть подвергнуты приватизации   
или перепрофилированию. То есть вся муниципальная собственность, которая        
сегодня сдаётся в аренду тому самому малому и среднему предпринимательству,     
за счёт чего пополняются в значительной степени, а местами до 30 процентов,     
такие скудные местные бюджеты, в конечном итоге эта собственность должна быть   
уничтожена как класс. В 131-м законе стоял срок - до 2009 года, но пакетом      
поправок мы с вами внесли изменения и, слава богу, перенесли этот срок ещё на   
три года - до 2012 года. Но я хочу напомнить, что это не первый перенос, были   
и 2007-й, и 2009-й и теперь 2012 год, и, как говорили у нас в институте, мы     
зайца гоним дальше, а проблема-то, в общем-то, не решается в корне.             
                                                                                
Хочу сделать небольшое отступление. В прошлом году мы с вами приняли важный     
закон, которым дали преференции добросовестным арендаторам во время выкупа      
этой арендуемой площади, и это очень неплохой закон, но если бы срок не был     
передвинут на 2012 год, этот принятый нами закон остался бы пустым звуком.      
                                                                                
Вот эта попытка защитить интересы муниципалитетов опирается прежде всего на     
решение Конституционного Суда. Я внимательно прочитал заключения комитетов, и   
понятно, что решение Конституционного Суда каждый читает так, как он хочет      
его прочитать. Мы его читаем исходя из интересов муниципальных образований.     
Простыми словами говоря, что сказано в этом решении? В соответствии с           
Конституцией дискриминировать муниципальную собственность нельзя точно так      
же, как государственную и частную собственность. Нельзя ограничивать            
муниципалитеты в том, чтобы определиться, как поступить с этой муниципальной    
собственностью. Нельзя ограничивать - ну так и не ограничивайте! А у нас в      
131-м законе эти ограничения заложены.                                          
                                                                                
Я хочу возразить уважаемому мною Комитету по собственности, в заключении        
которого, на мой взгляд, есть несколько противоречий. С одной стороны, есть     
ссылки на вот это решение Конституционного Суда, говорится о том, что нельзя    
ограничивать муниципалитеты в отношении их собственности, а с другой стороны,   
вот такие определения приведены: объём поступающих в местный бюджет налоговых   
доходов в значительной степени зависит от объёма имущества, находящегося в      
собственности физических и юридических лиц и используемого для                  
предпринимательской деятельности. Или ещё одна новелла: приватизация            
муниципального имущества будет способствовать укреплению доходной части         
местных бюджетов не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.    
                                                                                
Я понимаю, считается, что из Москвы, конечно, виднее, что выгоднее и что        
лучше для муниципалитетов. Но почему из Москвы виднее? Почему мы не             
прислушиваемся сегодня к голосу этого уровня власти - местного                  
самоуправления? Подчёркиваю: самоуправления, сами управляют. А это              
называется: ковать счастье подопечного на его голове. Здесь, конечно,           
очевидна попытка, желание поуправлять из Москвы, и чтобы не было этого искуса   
поуправлять со стороны, предлагается данная законодательная инициатива.         
Предлагаю проголосовать за неё и тем самым защитить интересы муниципалитетов.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От комитета содоклад сделает Голиков Георгий Георгиевич.                        
                                                                                
ГОЛИКОВ Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Федеральный закон №        
131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской     
Федерации" предусматривает обязанность органов местного самоуправления          
приватизировать или перепрофилировать муниципальное имущество, не служащее      
решению вопросов местного значения. Сегодня согласно 131-му закону все          
полномочия, которые передаются местным органам власти, должны быть обеспечены   
как финансами, так и имуществом, чтобы выполнять эти полномочия.                
                                                                                
Здесь было сказано, что не решаются вопросы, ставится вопрос передачи           
муниципального имущества. Однако если взять муниципальное имущество, которое    
находится у двадцати четырёх тысяч муниципальных образований, то 70 процентов   
муниципального имущества, как сегодня говорил министр регионального развития,   
- это жилищно-коммунальное хозяйство. Сегодня 1,7 триллиона - это               
муниципальное имущество коммунальное: водоснабжение, теплоснабжение,            
газоснабжение, освещение, твёрдые бытовые отходы. Это почти 25 процентов        
основных фондов нашей страны. И конечно, никто это имущество не будет           
перепрофилировать или отчуждать. Это жизнедеятельность муниципальных            
образований. Остаётся 20 процентов имущества, и это прежде всего школы,         
больницы, детские сады. И конечно, никто не будет их отчуждать или              
перепрофилировать. Они, наоборот, только увеличивают, так сказать, мощность     
данных муниципальных образований. Национальные проекты, программа "Чистая       
вода", то, что сегодня необходимо оказать услуги населению в любом              
муниципальном образовании соответствующего качества...                          
                                                                                
Остаётся имущество, которое нужно малому бизнесу, но мы приняли поправки в      
131-й закон. Мы должны поддерживать малый и средний бизнес. А тут, наоборот,    
мы должны дать малому бизнесу всё для того, чтобы появилась у него              
возможность развиваться. Фактически сегодня нужно не делить муниципальное       
имущество, а увеличивать его для того, чтобы выполнить полномочия,              
прописанные в 131-м законе, который необходимо исполнять. Мы приняли поправки   
в 131-й закон, о которых сегодня говорил министр, о том, что мы срок            
передвинули. Почему? Потому что сегодня всё муниципальное имущество разделено   
всего лишь на 50 процентов. И надо не делить здания и сооружения, а             
определить саму методику, техническое состояние, подготовить документацию,      
чтобы можно было оказать необходимые услуги.                                    
                                                                                
Наш комитет данный законопроект рассмотрел и предлагает его не поддерживать.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Лебедев Игорь Владимирович.        
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Владимирович. Вопрос к содокладчику.                          
                                                                                
Пока не уходите.                                                                
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо большое, Любовь Константиновна.                           
                                                                                
У меня вопрос к представителю комитета. Наш коллега Локоть предлагает           
привести действующее законодательство в соответствие с Конституцией на          
основании определения Конституционного Суда, вы же, как представитель           
комитета, предлагаете законопроект не поддерживать, то есть вы нам сейчас с     
этой высокой трибуны предлагаете проголосовать против того, чтобы               
законодательство полностью соответствовало Конституции. Как же так? Непонятна   
позиция комитета. Мы же все должны поддерживать Конституцию, а вы предлагаете   
наоборот.                                                                       
                                                                                
ГОЛИКОВ Г. Г. Я отвечаю на ваш вопрос. Мы, комитет, тоже изучили определение    
Конституционного Суда № 540-О. И я вам читаю из этого определения, что эти      
нормы "носят переходный характер, направлены на формирование экономической      
основы деятельности органов государственной власти субъектов Российской         
Федерации и регламентируют завершение процесса разграничения полномочий". Это   
переходный период, эти полномочия будут разграничиваться в течение              
переходного периода, и Конституция будет соблюдаться.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Был один вопрос. Есть ли желающие выступить? Нет. Представители правительства   
и президента? Тоже нет.                                                         
                                                                                
Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу             
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              107 чел.23,8%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    108 чел.                                          
Не голосовало                 342 чел.76,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.