Заседание № 306

15.06.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 983383-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1265 по 1283 из 5990
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения                 
ответственности работодателей за нарушения законодательства в части,            
касающейся оплаты труда".                                                       
                                                                                
Михаил Васильевич Тарасенко, пожалуйста.                                        
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к      
третьему чтению. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов        
предлагает его принять.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли выступления по мотивам? Нет.                                   
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5057 по 5075 из 5990
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения                 
ответственности работодателей за нарушения законодательства в части,            
касающейся оплаты труда", третье чтение.                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 31 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              423 чел.94,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    424 чел.                                          
Не голосовало                  26 чел.5,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5572 по 5579 из 5990
РУДЕНКО А. В. Спасибо, Иван Иванович.                                           
                                                                                
По 2-му вопросу повестки дня депутаты Ломакин-Румянцев, Музыкаев, Нилов Олег,   
Самиев Ильдар, Чепа Алексей Васильевич, Швецов Василий Георгиевич голосовали    
за.                                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.                                             
                                                                                

Заседание № 304

10.06.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 983383-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4257 по 4316 из 9037
Возвращаемся к 28-му пункту повестки дня, проекту федерального закона №         
983383-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской      
Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения      
законодательства в части, касающейся оплаты труда". Докладывает первый          
заместитель председателя профильного комитета Михаил Васильевич Тарасенко.      
                                                                                
Прошу, Михаил Васильевич.                                                       
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен ко   
второму чтению. Поступившие поправки сформированы в две таблицы: таблица № 1,   
в которой десять поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, и таблица № 2,   
в которой восемь поправок, их комитет рекомендует отклонить.                    
                                                                                
Просьба поддержать предложения комитета, утвердить таблицы и принять            
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Переходим к рассмотрению таблиц поправок.                 
                                                                                
Таблица № 1. Есть ли необходимость какие-то поправки вынести на отдельное       
голосование? Нет.                                                               
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              348 чел.77,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    348 чел.                                          
Не голосовало                 102 чел.22,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Таблица № 2. Есть ли необходимость какие-то поправки выносить на отдельное      
голосование? Нет.                                                               
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    312 чел.                                          
Не голосовало                 138 чел.30,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7901 по 7919 из 9037
Пункт 28 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в    
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения       
ответственности работодателей за нарушения законодательства в части,            
касающейся оплаты труда".                                                       
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 46 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              384 чел.85,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.14,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 288

23.03.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 983383-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1584 по 2261 из 6903
Следующий, 8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в       
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения       
ответственности работодателей за нарушения законодательства в части,            
касающейся оплаты труда". Докладывает Любовь Юрьевна Ельцова, заместитель       
министра труда и социальной защиты России.                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЕЛЬЦОВА Л. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!           
Представленный вашему вниманию законопроект направлен на повышение              
ответственности работодателей за нарушение законодательства в части,            
касающейся оплаты труда. Предлагается в статье 5.27 КоАП выделить в отдельный   
состав административных правонарушений частичную или полную невыплату в         
установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти           
действия не содержат уголовно наказуемого деяния. В случае выявления данного    
нарушения впервые предлагается увеличить размер штрафа для должностных лиц от   
10 тысяч до 20 тысяч рублей, в настоящее время размер штрафа за нарушение       
трудового законодательства составляет от 1 тысячи до 5 тысяч рублей.            
                                                                                
Кроме того, предлагается установить повышенные меры административной            
ответственности в отношении лиц, ранее подвергнутых административному           
наказанию за аналогичное нарушение: наложение административного штрафа на       
должностных лиц в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей (в настоящее время -   
от 10 тысяч до 20 тысяч рублей), на лиц, осуществляющих предпринимательскую     
деятельность без образования юрлица, - от 10 тысяч до 30 тысяч рублей (в        
настоящее время - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей), а для юридических лиц        
поднимается только верхняя граница штрафа - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей     
(в настоящее время - от 50 тысяч до 70 тысяч рублей).                           
                                                                                
Законопроект содержит несколько поправок в Трудовой кодекс. Предлагается        
закрепить дополнительную обязанность работодателя выплачивать заработную        
плату в срок не позднее десяти календарных дней со дня окончания периода, за    
который она начислена.                                                          
                                                                                
В статью 236 Трудового кодекса предлагается ввести прогрессивную шкалу для      
исчисления размера денежной компенсации работникам за задержку заработной       
платы и других выплат, причитающихся работнику. Так, если продолжительность     
задержки заработной платы превысит сто восемьдесят дней, размер денежной        
компенсации за каждый день задержки увеличивается вдвое.                        
                                                                                
Статью 360 Трудового кодекса предлагается дополнить нормой, которая позволит    
государственным инспекторам труда проводить внеплановые проверки                
работодателей в случае несвоевременной выплаты работникам заработной платы.     
                                                                                
В статье 392 предлагается закрепить право работника обращаться в суд за         
разрешением индивидуального трудового спора о невыплате именно заработной       
платы и других причитающихся ему выплат в течение одного года со дня            
установленного срока выплаты заработной платы.                                  
                                                                                
Статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации             
предлагается дополнить нормой, предоставляющей работникам возможность           
подавать иск о защите своих трудовых прав не только по месту нахождения         
ответчика, то есть работодателя, или по месту исполнения трудового договора,    
как это возможно в настоящее время, но и по месту жительства работника.         
                                                                                
Российская трёхсторонняя комиссия рассматривала данный законопроект:            
профсоюзной стороной законопроект был поддержан, работодателями не был          
поддержан. В процессе подготовки законопроекта мы в течение длительного         
периода его обсуждали, были снижены штрафные санкции для работодателей -        
должностных лиц, тем не менее сторона работодателей не изменила своего          
мнения: они не поддерживают законопроект. В настоящее время задолженность       
составляет 3 миллиарда 330 миллионов рублей, задолженность существует перед     
72 тысячами работников.                                                         
                                                                                
Принятие закона не потребует выделения дополнительных средств из бюджета.       
                                                                                
Просьба поддержать.                                                             
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Валерий Владимирович Трапезников.                        
                                                                                
ТРАПЕЗНИКОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Предлагаемые в законопроекте       
изменения должны быть поддержаны, поскольку они позволяют более                 
последовательно отстаивать право наёмных работников на своевременную и в        
полном размере выплату справедливой заработной платы, как предусмотрено         
статьёй 2 Трудового кодекса Российской Федерации. В то же время отдельные       
положения законопроекта требуют дополнительного обсуждения, которое может       
состояться в ходе подготовки его ко второму чтению. Так, требование о выплате   
зарплаты в срок не позднее десяти календарных дней со дня окончания периода,    
за который она начислена, не может быть в ряде случаев выполнено по             
независящим от работодателя причинам, например если этот срок приходится на     
новогодние каникулы. В связи с этим целесообразно либо увеличить этот срок,     
либо перейти к исчислению этого срока в рабочих днях.                           
                                                                                
Изменение, предлагаемое в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации,    
предусматривает при исчислении размера денежной компенсации за задержку         
заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, перейти от доли      
ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации к доле          
ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, однако                 
соответствующие изменения ни в налоговое, ни в гражданское законодательство     
не вносились. Тем более нет смысла переходить к доле ключевой ставки при том,   
что Банк России с 1 января 2016 года приравнял значение ставки                  
рефинансирования к значению ключевой ставки Банка России, определённому на      
соответствующую дату. Ставка рефинансирования теперь равна ключевой ставке и    
в дальнейшем будет меняться одновременно с изменением ключевой ставки. Кроме    
того, предложение о введении повышенного размера денежной компенсации именно    
через сто восемьдесят дней никак не обосновано и требует дополнительного        
обсуждения.                                                                     
                                                                                
Требует доработки новая редакция части первой статьи 392 Трудового кодекса      
Российской Федерации, поскольку она не позволяет однозначно ответить на         
вопрос о том, какой срок установлен для обращения в суд по трудовому спору,     
связанному с невыплатой зарплаты и других причитающихся работнику выплат в      
случае увольнения работника.                                                    
                                                                                
На рассматриваемый законопроект поступило семь отзывов законодательных          
(представительных) органов и девять отзывов высших исполнительных органов       
государственной власти субъектов Федерации - все отзывы положительные.          
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию          
рассматриваемого законопроекта. В заключении Счётной палаты Российской          
Федерации указано, что по законопроекту замечаний и предложений не имеется, а   
вот в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы             
отмечается, что увеличение срока обращения в суд в случае невыплаты             
заработной платы и других причитающихся работнику выплат с трёх месяцев до      
года нуждается в дополнительном обсуждении.                                     
                                                                                
Как Любовь Юрьевна говорила, стороны Российской трёхсторонней комиссии по       
регулированию социально-трудовых отношений обсудили законопроект:               
работодатели его не поддерживают, а профсоюзная сторона, естественно, данный    
законопроект поддерживает.                                                      
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов    
поддержит принятие проекта федерального закона в первом чтении. Фракция         
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддержит данный законопроект и почти единогласно, я      
думаю, проголосует.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы? Да.                                                           
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кулик Геннадий Васильевич.                                                      
                                                                                
КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
У меня к представителю правительства вопрос.                                    
                                                                                
Скажите, пожалуйста, предусмотрены ли какие-то особенности применения           
положений этого законопроекта для тех отраслей, которые имеют сезонный          
характер, где реализация продукции проводится один раз в году, как правило в    
конце года? Согласно законам о торговле, которые правительство упорно           
защищает, платежи за данную продукцию проводятся через сорок пять дней после    
того, как привезут её, например, в больницу.                                    
                                                                                
И в связи с этим у меня следующий вопрос: допустим, коллектив решил, учитывая   
ситуацию, что они готовы получать, скажем, 50 процентов заработной платы в      
первой половине года, а остальное - по итогам реализации продукции, - такой     
вариант возможен?                                                               
                                                                                
ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Спасибо, Геннадий Васильевич, за вопрос. Я хотела бы сказать,     
что в нашем законопроекте и в Трудовом кодексе в принципе не выделены           
какие-то сферы, имеющие особый режим выплаты заработной платы. Заработная       
плата должна выплачиваться работнику в установленные сроки в соответствии с     
трудовым договором и с локальными нормативными актами. Что касается каких-то    
дополнительных доходов предприятия, то, безусловно, это может регулироваться    
коллективными договорами и так далее, но ежемесячная заработная плата должна    
выплачиваться вне зависимости от того, какое это предприятие и в какой сфере    
оно работает.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Щепинов Максим Александрович.                                                   
                                                                                
ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к представителю правительства.                                    
                                                                                
Уважаемая Любовь Юрьевна, понятно, что это очень нужный и важный                
законопроект, который направлен на защиту интересов трудящихся, однако          
вызывает озабоченность тот факт, что российская трёхсторонняя комиссия не       
поддерживает данную законотворческую инициативу. Скажите, пожалуйста, а не      
приведёт ли принятие данного закона к тому, что работодатели в целях            
подстраховки или переподстраховки будут ограничивать повышение заработной       
платы сотрудникам?                                                              
                                                                                
ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Спасибо за вопрос, Максим Александрович. Сторона профсоюзов       
поддержала законопроект, а с работодателями, как я сказала в своём              
выступлении, мы почти год проводили консультации, и в результате была           
построена новая шкала штрафов для должностных лиц, потому что на сегодняшний    
день штрафы мизерные, а заработная плата используется отчасти в качестве        
кредитных ресурсов, как показывают проверки, - после проверок Роструда          
работодатели сразу находят средства на оплату труда. К увеличению               
предлагаются только верхние границы штрафов. Таким образом, мы, устанавливая    
по сути превентивную шкалу штрафов, предлагаем работодателям выполнять          
трудовые договоры с работниками, и, на наш взгляд, это очень мягкий подход к    
стимулированию работодателей своевременно выплачивать заработную плату.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Руденко Андрей Викторович.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В. У меня к Любови Юрьевне вопрос.                                   
                                                                                
Вот такой интересный вопрос. В законопроекте написано: в случае шести месяцев   
невыплаты заработной платы, но многие работодатели становятся банкротами -      
как в этой ситуации быть работникам предприятий, предполагается ли начисление   
процентов по ставке Центробанка и так далее? Очень много обращений: много       
банкротств и люди годами не могут получить заработную плату, хотя стоят         
практически первыми в очереди на получение. Как быть с руководителями           
предприятий, которые или идут на преднамеренное банкротство, или выводят        
активы? Как быть работникам таких предприятий, предполагается ли                
законопроектом индексирование им заработной платы?                              
                                                                                
ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Андрей Викторович, спасибо за вопросы. По данным Росстата, по     
состоянию на 1 марта в структуре задолженности по зарплате 28 процентов         
составляет задолженность предприятий, которые находятся в стадии банкротства.   
Напомню, что недавно приняли изменения в закон о банкротстве, - да, он          
непростой в плане реализации прав кредиторов и так далее, но впервые            
работникам тоже дано право и определены приоритеты: осуществлять в таких        
случаях расчёт с работниками, а не дожидаться каких-то всеобщих процедур, то    
есть право у таких работников появилось. Я повторяю, процедура непростая, тем   
не менее такой инструмент работникам дан.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич.                          
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня тоже вопрос к докладчику.                               
                                                                                
Уважаемая Любовь Юрьевна, законопроект, подготовленный правительством и         
представляемый сейчас вами, предполагает внесение изменений в три закона - в    
КоАП, в Трудовой кодекс и в Гражданский процессуальный кодекс (ГПК). Я хотел    
бы обратить внимание на заключение Совета Федерации, где говорится, что         
норма, которая вносится в ГПК и предполагает, что иски о восстановлении         
трудовых прав могут подаваться в суды по месту жительства истца, уже            
существует - это часть шестая статьи 29 ГПК. Вопрос такой: что это,             
юридическая ошибка, недосмотрели юристы правительства или что-то не так         
поняли юристы Совета Федерации, какова ваша реакция, как представителя          
правительства, на этот вопрос и в принципе как эта норма работает, почему вы    
за эту норму, если она ещё... (Микрофон отключён.)                              
                                                                                
ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Спасибо, Александр Георгиевич, за вопрос. Проектируемая норма     
ГПК предусматривает узкий спектр случаев, мы исходили из необходимости          
восстановления трудовых прав гражданина в случае незаконного осуждения. Мы в    
принципе говорили о том, что вводим норму, которая в отличие от того, что       
есть, касается только узкого спектра вопросов.                                  
                                                                                
Такой вопрос уже поступал к нам, мы готовы ещё раз юридически показать, что     
эта норма, на наш взгляд, выверена. Будем обсуждать.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Аксаков Анатолий Геннадьевич.                                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемая Любовь Юрьевна, посыл правительства, направленный на    
защиту людей труда, вызывает положительные эмоции, и в этом смысле, конечно,    
возникает желание поддержать законопроект. Однако мы понимаем, что в условиях   
кризиса многие предприятия попадают в объективно сложную ситуацию. Скажем,      
потребители не платят за поставленную предприятием продукцию и возникают        
финансовые трудности, в том числе по выплате заработной платы. Руководители в   
этих условиях зачастую стремятся сохранить коллектив и не выплачивают           
заработную плату, рассчитывая на будущие платежи, на улучшение ситуации; они    
всё-таки идут вот на такую, скажем так, сделку, в том числе и с трудовым        
коллективом. Не простимулирует ли вот этот законопроект, об ужесточении         
штрафов, увеличение безработицы?                                                
                                                                                
ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Спасибо за вопрос, Анатолий Геннадьевич. Я ещё раз хотела бы      
сказать о том, что на практике после проверки, проведённой Рострудом по         
письмам граждан, у работодателя почему-то всё-таки находятся средства и в       
структуре общих расходов предприятия сразу меняются приоритеты и выполняется    
то, что необходимо было сделать раньше. Работник же в период, когда он не       
получает зарплату, вынужден обращаться за потребительскими кредитами, его       
издержки существенно возрастают; как вы знаете, работник всегда менее           
защищён, чем работодатель.                                                      
                                                                                
Ещё раз хотелось бы сказать: в ходе обсуждения вопросов с работодателями мы     
пытались услышать их - и в результате была существенным образом изменена        
шкала штрафов. На наш взгляд, она играет исключительно превентивную роль.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня тоже вопрос к Любови Юрьевне.                                            
                                                                                
Любовь Юрьевна, вы в своём докладе сказали, что если более полугода не          
платится заработная плата, то в 2 раза больше будут выплаты. Я посмотрела: в    
законопроекте указана одна сто пятидесятая ключевой ставки, то есть это будет   
в зависимости... То есть сколько это приблизительно и как это будет             
рассчитываться, получается, сказать невозможно?                                 
                                                                                
И второй вопрос к вам - тоже такое замечание по тексту. У вас написано:         
работник может обратиться в суд в течение года, если его уволили незаконно, и   
в течение трёх месяцев - по другим вопросам. У нас что, этой нормы разве нет?   
Это что-то новое или вы ограничиваете срок действия судебных исков?             
                                                                                
ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Спасибо, Тамара Васильевна, за вопросы. Отвечу сначала на         
второй вопрос. В настоящее время действует норма - три месяца, но что на        
практике? В Минтруд России приходит очень много писем от работников, которые    
действительно сначала поверили работодателю, когда тот говорил: "Потерпите      
немножко", и в результате процессуально вышли за эти сроки, а потом             
работникам очень трудно решать вопросы по возвращению себе законно              
причитающихся недополученных средств. Исходя из практики мы и предлагаем: в     
течение года. Это просто инкорпорация статьи в статью.                          
                                                                                
Что касается суммы компенсации, скажем, в связи с невыплатой заработной         
платы. Приведу пример. Если работник получает зарплату 30 тысяч рублей и        
происходит задержка, невыплата заработной платы в течение года, то сумма        
компенсации составит 4 тысячи 15 рублей. Если мы применим новую шкалу           
расчёта, то работник с той же заработной платой получит 5 тысяч 940 рублей -    
в полтора раза примерно вырастет компенсация. То есть это рассчитывается для    
каждого конкретного случая, мы не можем дать здесь цифры, расписать, как это    
будет выглядеть, по любой задолженности.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Черкасов Кирилл Игоревич.                                                       
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемая Любовь Юрьевна, при подготовке этого законопроекта вы обсуждали с     
коллегами ситуацию, когда, как сейчас зачастую происходит в регионах, многие    
собственники предприятий или их родственники уходят с должности генерального    
директора и на неё назначаются люди, которые являются как бы работодателями,    
а на самом деле они наёмные сотрудники, которых просто выставляют вместо        
себя, чтобы не попасть как раз под те штрафы и ограничения, которые вы этим     
законом хотите изменить? Какие у вас есть мысли на этот счёт и можно ли         
надеяться, что ко второму чтению мы сможем устранить подобные пробелы, чтобы    
не выставляли других работников вместо себя собственники предприятий или        
люди, которые реально управляют этими предприятиями?                            
                                                                                
ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Спасибо за вопрос, Кирилл Игоревич. Конечно, при внесении         
изменений, поправок в эту часть Трудового кодекса мы исходили из того, что      
штрафы выставляются должностным либо юридическим лицам. Если есть какие-то      
предложения, мы готовы их выслушать, но их также надо будет обсудить со         
сторонами социального партнёрства. Мы готовы к обсуждению.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос, наверное, к обоим докладчикам - кто сможет ответить, а то        
отвечает один только представитель правительства.                               
                                                                                
Как быть, когда задержка зарплаты происходит не по вине предпринимателя, а по   
вине государства? Я приводил пример, когда у нас в Рязанской области            
произвели огромное количество сахарной свёклы, выкопали её, сбуртовали вдоль    
дороги. Но поскольку мы понизили тарифы на ввоз сахара из-за рубежа, эта        
сахарная свёкла оказались никому не нужна в государстве. Никто заранее не       
предупреждал об этом товаропроизводителей, крестьян, и они не смогли вернуть    
деньги, чтобы не только выплатить зарплату, но и приобрести запчасти,           
заплатить налоги и так далее. Они работали, а государство их кинуло, отсюда и   
задержка заработной платы.                                                      
                                                                                
Так вот, скажите, пожалуйста... (Микрофон отключён.)                            
                                                                                
ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Спасибо за вопрос. Я хотела бы сказать, что, безусловно, этот     
законопроект не решает всех проблем, с которыми на практике сталкивается        
предприниматель. В данном случае это его риск, если он выпускает продукцию и    
она оказывается не востребована, или не оплачена по контракту, или сбыт её      
затруднён. Безусловно, Трудовой кодекс этой проблемы не решает, поэтому, к      
сожалению, получается так, что тот, кто инициирует производство любой           
продукции, товаров, оказание услуг, несёт риски. Но я хочу сказать, что ведь    
есть случаи, когда предприятие не прекращает работу, продолжается реализация    
других проектов, предприятие функционирует, оно не закрыто, люди работают;      
зарплата там крайне низкая, но зарплату нужно людям выплатить - это             
ответственность юридического лица.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Абрамов Иван Николаевич.                                                        
                                                                                
АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемая Любовь Юрьевна, вот ваш законопроект разработан во исполнение         
поручения президента от 2013 года, то есть прошло уже два с половиной года -    
как вы так работаете, что два с половиной года вы разрабатываете                
законопроект?! Были совершенно другие экономические реалии, мы все знаем, что   
в 2014 году произошли, скажем так, изменения в экономике Российской             
Федерации.                                                                      
                                                                                
И ведь этот закон в большей степени коснётся, наверное, малого и среднего       
бизнеса, работодатели именно там будут страдать, причём, скорее всего,          
законопослушные. Ну вот взять нашу Амурскую область: самые большие невыплаты    
были на космодроме, где жулики просто тратили деньги на другое, и им            
совершенно безразлично, какой штраф - 50 тысяч или 100 тысяч, так что это       
проблему не решит! А вот трудовой инспектор, скорее всего, лишний раз придёт    
проверять добросовестного малого предпринимателя и... (Микрофон отключён.)      
                                                                                
ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Спасибо, Иван Николаевич за вопрос. Я хочу сказать, что этот      
законопроект действительно длительное время разрабатывался, но это не           
единственный такой законопроект. Мы с вами уже говорили, что есть закон о       
банкротстве, ещё ряд других законов был принят, и в рамках спецоценки шло       
усиление ответственности работодателей, и с точки зрения охраны труда.          
Задержка при разработке данного законопроекта в первую очередь связана с тем,   
что мы пытались достичь в РТК согласия двух сторон социального партнёрства. К   
сожалению, по времени это получилось вот таким образом.                         
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Владимирович Сысоев.                                                   
                                                                                
СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
В принципе в России предлагают крайне жёсткие меры для работодателей в столь    
сложное для предпринимателей время, и коллеги сегодня об этом много говорили.   
Такими мерами, конечно, вы простимулируете повышение ответственности            
работодателя, но не станем ли мы свидетелями того, что, кроме этого, вы         
простимулируете и возврат выплаты зарплаты в конвертах?                         
                                                                                
По вашей информации из пояснительной записки видно, что в прошлом году          
гострудинспекциями было проведено свыше ста тысяч проверок, - понятно, что      
если мы вернём внеплановые проверки, то это количество увеличится. Вот исходя   
из этих проведённых проверок скажите, пожалуйста, были ли случаи, когда         
именно невыплата заработной платы зависела от того, что государственные и       
муниципальные заказчики несвоевременно выполняли свои обязанности по оплате     
контракта, когда наши государственные компании и корпорации также вовремя не    
оплачивали выполненные работы и оказанные услуги, когда нефтяные и газовые      
компании проводили платежи за работы только через сорок пять дней, а у          
некоторых и через сто восемьдесят не доходят... (Микрофон отключён.)            
                                                                                
ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Спасибо, Владимир Владимирович, за вопрос. Я хочу сказать, что    
опять-таки в Росстате открытая информация. Я сейчас могу уточнить, но,          
по-моему, задолженность по государственным и муниципальным предприятиям на      
уровне не более 100-150 миллионов рублей в структуре общей задолженности в      
3,3 миллиарда, и, как правило, это связано с какими-то чисто процедурными       
вопросами, с отражением в отчётности. Мы очень строго следим за тем, чтобы      
абсолютно не было задолженности в сфере, где государство - учредитель,          
основой акционер.                                                               
                                                                                
Что касается проверок Роструда. Специальной статистики причин, почему           
работодатель не смог выплатить вовремя заработную плату, мы не ведём,           
проверки производятся исключительно в связи с жалобой, поступившей к нам от     
работника, - мы обязаны отреагировать, для того чтобы работнику выплатили       
долг по заработной плате. И у работодателей, я повторяю, как правило, всегда    
находятся средства и вовремя гасится задолженность по заработной плате.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все вопросы заданы.                                       
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. По одному.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всего пятеро записались, давайте всем дадим слово.        
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин, пожалуйста.                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы разоряем      
экономику - и просим по одному от фракции, да здесь по сто нужно от фракции,    
чтобы, как говорят врачи, не навредить!                                         
                                                                                
Я не случайно привёл пример из сельского хозяйства. Чтобы в этом году           
вырастить сахарную свёклу, предприниматель в том году купил технику, купил      
удобрения, купил за границей семена, посеял, вырастил, а мы в течение года      
изменили таможенные тарифы, завезли больше сахара и разорили этих               
сельхозтоваропроизводителей. Давайте ещё их ударим штрафом за то, что они не    
знали, что государство изменит условия их работы!                               
                                                                                
Я думаю, никто в этом зале не будет спорить с тем, что бизнес работает в тех    
условиях, которые ему создаёт государство. Вот ещё один пример. Я недавно был   
на одном крупном предприятии по производству железобетонных изделий. Оно        
вынуждено было остановиться, и одна из причин состоит в том, что всё            
оборудование, начиная от экскаваторов и заканчивая линией по производству       
плит, зарубежное. Ну не производят в России это оборудование, а виноват         
предприниматель. Он не президент, не депутат, он предприниматель - давайте      
его стукнем за это! А если предприятие ничего не производит, значит,            
предприниматель не может выдать заработную плату.                               
                                                                                
Вот тут очень хорошо Любовь Юрьевна сказала, мол, когда прижмёшь их, у них      
сразу находятся деньги - я вам расскажу, откуда берутся эти деньги. Надо        
предпринимателю для ремонта техники покупать запчасти за границей - он что-то   
там отложил, потом рубль рухнул, курс в 2 раза меньше стал, и ему этих денег    
на покупку запчастей уже не хватает - они у него есть, но мало, в 2 раза        
меньше, чем нужно. И вот он ждёт, когда сможет купить запчасти, запустить       
технику и вернуть долги по зарплате. Если вы со стороны правительства его       
прижмёте, он эти резервы, как вы говорите, найдёт - возьмёт деньги,             
отложенные на ремонт, на развитие производства, и выплатит заработную плату,    
но он тогда и через сто дней не запустит производство, и через сто              
восемьдесят, и через год. А к чему это приведёт? Не будет производства - не     
будет рабочих мест, не будет налогов, не будет новой заработной платы, а в      
итоге - банкротство!                                                            
                                                                                
Конечно, надо бороться с задержкой заработной платы, но не путём же             
банкротства предприятий! Я думаю, правительство серьёзно недоработало этот      
законопроект. Надо, чтобы зарплата выплачивалась вовремя, но для этого          
необходимо, чтобы производство работало. Надо не добивать бизнес, а помогать    
ему и нести ответственность вместе с ним за задержку зарплаты - государство     
тут виновато не меньше, чем предприниматели и предприятия.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Степанович Романов.                              
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, нет сомнения, что закон будет принят. Правительство         
сейчас внесло этот законопроект, как я думаю, не только по экономическим        
соображениям, но отчасти и потому, что выборы на пороге и надо чуть-чуть        
изобразить заботу о наёмном работнике, чтобы он не был совсем уж зажат. Между   
тем дискуссия по данному закону побуждает нас обратить особый взгляд на то,     
что творится в мире. Ни в XIX веке, ни в XX веке, ни в XXI веке никуда не       
исчезло соотношение сил: наёмный работник продаёт свою рабочую силу, а          
капитал её покупает, и эксплуатация наёмного труда была и остаётся стержнем     
всего, что происходит в России. Трудовой кодекс, принятый много лет назад,      
полностью перекошен в сторону капитала, а все последующие законы - это лишь     
маленький тактический ход, чтобы не было взрыва из-за социального               
перенапряжения.                                                                 
                                                                                
Вот в городе Тольятти есть Волжский автомобильный завод, а в его филиальной     
структуре есть "АвтоВАЗагрегат", где с лета прошлого года почти три тысячи      
рабочих не получили ни копейки! Слушайте, ну если бы министры или мы,           
депутаты, на восемь месяцев остались вообще без копейки, как бы мы жили, как    
детей кормили?! А какой последний этап этой эпопеи? Бывшего генерального        
директора "прихватили" следственные органы, руководство области с этим, я       
думаю, "полностью ответственным гражданином" заключило соглашение, и сейчас     
совершается "благодеяние": рабочим, кажется, до 1 числа заплатят зарплату.      
Это издевательство! Перед нами классовая суть государства, в котором законы,    
поведение правительства, министров определяются интересами сверхкрупного        
капитала, а малый и средний бизнес в борьбе за выживание крутится волчком.      
                                                                                
Закон будет принят, но, повторяю, остаётся главный вопрос: когда власть, в      
том числе партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ", осознает, что так вечно продолжаться не       
может - у людского терпения есть предел?!                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Александрович Щепинов.                             
                                                                                
ЩЕПИНОВ М. А. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                       
                                                                                
Несомненно, этим законопроектом правительство поворачивается лицом к человеку   
труда и, по сути дела, поправляет тех нерадивых работодателей, которые не       
умеют правильно расставлять приоритеты. Нам известны примеры, когда на          
предприятии в течение месяца, двух, трёх имеется задолженность по заработной    
плате, а руководство предприятия в это время обновляет свой автопарк,           
директор покупает новый автомобиль стоимостью в 5, 6, 7 миллионов рублей...     
Понятно, что этот закон будет работать на то, чтобы таких случаев в нашей       
стране было как можно меньше, но, к сожалению, он негативно скажется на         
работе нормальных, честных предпринимателей, представителей малого и среднего   
бизнеса, которые честно платят налоги, честно выплачивают заработную плату. В   
этом зале коллегами из фракций КПРФ и ЛДПР приводились примеры, в частности     
пример с сахарной свёклой, когда нет сбыта, потому что цена очень низкая, а     
расходы высоки, то есть не всегда всё зависит, к сожалению, от руководителя     
предприятия. Есть также примеры, когда предприятие выполняет государственный    
или муниципальный заказ, а в условиях кризиса неплатежей, мы знаем, деньги из   
федерального центра приходят чаще всего к концу года, и получается, что         
контракт, например, на строительство или ремонт дороги либо на реконструкцию    
дворовой, придворовой территории выполнен в летний или осенний период, а        
деньги придут только в конце года, то есть руководство предприятия              
оказывается в такой ситуации: работа выполнена, акты подписаны, а заказчик не   
рассчитывается. В данном случае руководитель предприятия, по сути дела, не      
виноват и сам оказывается в тисках.                                             
                                                                                
К сожалению, законопроект, который мы сейчас рассматриваем, эту проблему не     
решает, но в любом случае, я считаю, предложенная "вилка" - Любовь Юрьевна      
сказала, что мы, по сути дела, отодвигаем только верхнюю границу, - как раз     
даст возможность для манёвра, и контролирующие органы в каждой конкретной       
ситуации будут разбираться, почему задерживается заработная плата, и            
правильно реагировать согласно специфике.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Викторович Руденко.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я от фракции.                         
                                                                                
Я послушал наших коллег и хочу сказать следующее. Правительство у нас           
действует, так сказать, в удалённом, автономном режиме, разрабатывая            
законопроекты. Конечно, наша фракция поддержит данный законопроект, потому      
что он направлен в первую очередь на решение вопроса своевременности выплаты    
заработной платы и касается именно тех недобросовестных работодателей,          
которые не выплачивают заработную плату работникам, имея при этом               
определённые средства на предприятии, но в большей степени, конечно,            
пострадают те предприниматели, которые по причине кризиса в стране или по       
причине невыплат контрагентов не могут выплатить заработную плату. Что делает   
такой работодатель? Вот приводили много примеров, допустим, по сельскому        
хозяйству. Сколько жалоб поступает в нашу фракцию: принимают работника на       
месяц - увольняют, принимают другого работника на месяц - увольняют, и ваши     
инспекции труда ничего не могут сделать! Направляем жалобы в прокуратуру, в     
инспекцию труда - бесполезно! Российский работодатель просто обходит все        
законы, которые мы принимаем, и это система! Законопроект, который мы сейчас    
рассматриваем, затронет добропорядочного, нормального работодателя, а тот,      
кто хочет уйти от ответственности, по этому закону уйдёт (я смотрю прямо        
текст законопроекта). Поэтому, конечно, ко второму чтению неплохо было бы       
правительству подумать и внести соответствующие поправки. Да, согласно          
Трудовому кодексу мы должны выплачивать заработную плату работнику, но что      
делает наш работодатель? Принимает работника на МРОТ, то есть на зарплату в 9   
тысяч, а всё остальное выплачивается в виде премий, субсидий в конверте и       
тому подобное. Страдают от этого бюджеты местные, региональные, потому что      
НДФЛ идёт в региональный бюджет, а заработная плата уменьшается. Я уже          
приводил пример, как работники принимаются на месяц, увольняются и так далее,   
- эта чехарда в первую очередь негативно сказывается на работниках              
предприятия, а недобропорядочный работодатель будет выкручиваться, используя    
ваш закон, и всячески уходить от выплаты штрафа, от административного           
наказания.                                                                      
                                                                                
Нам, законодателям, нужно продумать такой механизм, чтобы работодатель не мог   
уйти от ответственности и своевременно выплачивал работникам заработную         
плату, если деньги у него есть. Если у него денег нет - поверьте, я не зря      
задавал вопрос, - он просто уйдёт в банкротство, как делают многие: в           
банкротство уйдёт - и никакой ответственности. Я не зря задавал вопрос,         
почитайте внимательнее законопроект: нет ответственности работодателя, если     
он ушёл в банкротство, а вы сами подтвердили, что 28 процентов задолженности    
по заработной плате не выплачено на тех предприятиях, которые обанкрочены.      
Конечно, разрабатывать законопроект нужно с учётом российской специфики - вы    
хотя бы взяли данные у инспекций труда, которые работают в регионах!            
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в первом чтении поддержит законопроект, но        
предлагаем правительству внимательно посмотреть и доработать его ко второму     
чтению и ещё учесть, что... Вот наша фракция внесла в правительство             
предложение: вы предлагаете всё-таки МРОТ, а мы предложили минимальную          
почасовую оплату труда работникам как минимум 100 рублей - это уже не МРОТ,     
это будет 16 тысяч в месяц заработная плата. И насчёт того, как работодатель    
будет выходить из этого положения, тоже надо поправки внести, чтобы не было     
совмещений, чтобы не было двадцатипятипроцентного рабочего дня на               
предприятии, сокращённого рабочего дня и так далее. Вот это будет хороший       
стимул и для работодателей, и для региональных бюджетов, тогда НДФЛ пойдёт в    
бюджеты и у нас будет всё-таки какая-то гарантированная оплата труда            
работников!                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Владимирович Сысоев.                                                   
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Сергей Евгеньевич, спасибо.                                        
                                                                                
Любовь Юрьевна, спасибо вам за достаточно полный ответ на мой вопрос.           
Конечно, очень плохо, что многие государственные и муниципальные предприятия    
и учреждения - и вы это подтвердили - не выплачивают заработную плату, и        
хотелось бы - это важно, - чтобы вы назвали регионы, где это происходит. Ну и   
конечно, читая пояснительную записку, да и, честно говоря, принимая любой       
закон, нужно понимать, на чём мы основываемся. Ведь мы основываемся не только   
на том, что в стране проблемы с выплатой заработной платы, есть и другая        
проблема - это причины, по которым работодатели задерживают выплату             
заработной платы. Что происходит в экономике, что происходит в различных        
отраслях промышленности - вот этот анализ сделан не был. Как мы можем           
рассуждать, какие меры возлагать на людей, как увеличивать штрафы? Вот          
увеличим мы штраф для должностных лиц до 100 тысяч рублей - а есть ли в         
окружных, региональных бюджетах средства, которые руководители                  
государственных и муниципальных учреждений должны будут выплачивать в           
качестве штрафов? А ещё внезапные проверки, которые придут к бизнесу, - мы же   
понимаем, что на местах начнутся перегибы. Если анализировать штрафы и          
мониторить их, то, наверное, эту работу всё-таки нужно провести ко второму      
чтению.                                                                         
                                                                                
Я представляю нефтегазовые регионы - Ямал и Югру. Там складывается              
парадоксальная ситуация: заказчиками являются нефтяные и газовые компании       
страны, они же единственные работодатели, единственные заказчики для многих и   
многих предприятий, и многие работодатели там не выплачивают заработную         
плату, потому что нефтяные и газовые компании выкручивают руки этим             
подрядчикам - срываются сроки оплаты выполненных работ, не подписываются акты   
о выполнении работ, подрядчиков вынуждают не идти в суд под угрозой того, что   
они больше не получат заказов, - это что, нормальная ситуация? Ведь это         
серьёзные риски для работодателя, который впоследствии уйдёт в процедуру        
банкротства.                                                                    
                                                                                
Просил бы вас, чтобы эти причины всё-таки были изучены, чтобы трудовая          
инспекция эту работу выполнила, чтобы мы разобрались в первопричинах, почему    
именно так происходит, иначе мы увидим заработную плату в конвертах, массовое   
банкротство предпринимателей и очередное закрытие малых предпринимателей,       
которые и так каждый год по сто тысяч закрываются, закрывают бизнес. Принимая   
такие меры, мы не думаем о работодателях - нужно найти возможность диалога      
между работодателями и работниками, а такие жёсткие меры могут дать обратный    
результат.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Любовь Юрьевна, будете ещё раз выступать? Нет. Валерий    
Владимирович? Нет.                                                              
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5471 по 5489 из 6903
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения                 
ответственности работодателей за нарушения законодательства в части,            
касающейся оплаты труда".                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              443 чел.98,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    443 чел.                                          
Не голосовало                   7 чел.1,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.