Заседание № 71
О проекте федерального закона № 983291-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям" (принят в первом чтении 15 декабря 2020 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
21-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям". Фадина Оксана Николаевна, пожалуйста. ФАДИНА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении ещё в 2020 году. При этом хочу обратить внимание, что уже в декабре 2021 года нормами закона № 414-ФЗ были уточнены, по сути, все положения, которые предлагаются концепцией данного законопроекта. В связи с неактуальностью и, собственно, с обращением Правительства Российской Федерации о снятии этого вопроса Комитет по региональной политике и местному самоуправлению предлагает данный законопроект в соответствии со статьёй 123-1 Регламента отклонить. Прошу вас поддержать решение комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Кто за то, чтобы отклонить данный проект закона? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 01 мин. 08 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Отклоняется.
Заседание № 330
О проекте федерального закона № 983291-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
43-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям"; 44-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31-1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра юстиции Российской Федерации Андрея Викторовича Логинова. Пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Территориальное общественное самоуправление существует в России более 30 лет. Первые ТОС появились ещё в конце 80-х годов прошлого века. Новый термин "ТОС" появился в Законе СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" в апреле 1990 года. В дальнейшем вопросы создания и деятельности ТОС были закреплены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно этому закону ТОС является самоорганизацией граждан по месту их жительства на определённой территории для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Гражданским кодексом Российской Федерации ТОС отнесены к организационно-правовой форме общественной организации. С учётом права ТОС не регистрироваться в качестве юридических лиц назвать точное их количество не представляется возможным, но, по примерным оценкам, их 32-33 тысячи, при этом только 1325 из них имеет статус юридического лица. По итогам заседания Совета при президенте по развитию местного самоуправления 5 августа 2017 года президентом дано поручение о внесении в законодательство изменений, которые предусматривают установление особенностей регулирования деятельности ТОС как некоммерческой организации, а также о предоставлении ТОС мер поддержки, предусмотренных для социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг. Во исполнение названных поручений правительством разработан и внесён пакет законопроектов, два из которых являются предметом рассмотрения сегодня. Доступ ТОС к мерам поддержки, предусмотренным для социально ориентированных некоммерческих организаций, предполагается осуществить путём внесения изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", дополнив статью 31-1 новым видом деятельности некоммерческой организации, позволяющим отнести её к социально ориентированным, а именно деятельностью территориальных общественных самоуправлений. В связи с этим органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления наделяются правом оказывать ТОС финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержку, а также поддержку в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников ТОС и добровольцев (волонтёров). Проект федерального закона о внесении изменений в 131-й федеральный закон в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям предлагает наделить органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных и городских округов, городских округов с внутригородским делением правом оказывать ТОС необходимую поддержку. Также законопроект предлагает установить, что ТОС, осуществляющим деятельность без регистрации в качестве юридического лица, муниципальное образование также вправе оказывать поддержку за счёт бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в формах, установленных их законами или нормативными правовыми актами. Представляется, что наделение органов местного самоуправления соответствующим правом позволит более активно выявлять и продвигать местные инициативы в сфере решения вопросов местного значения. Прошу поддержать представленные законопроекты. Благодарю за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. С содокладом по 43-му вопросу выступает Алексей Николаевич Диденко. С места. Включите микрофон. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет предметно рассмотрел инициативу под пунктом 43, по которой мы являемся ответственным комитетом, по законопроекту под пунктом 44 мы являемся соисполнителями. В целом концепцию проекта закона мы поддерживаем, есть небольшие замечания. Андрей Викторович, думаю, с ними ознакомился, на заседании комитета он присутствовал. Я думаю, что ко второму чтению мы вполне можем текст доработать. В целом концепция проекта поддерживается, наш комитет рекомендует Государственной Думе его принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По 44-му вопросу с содокладом выступает Сергей Анатольевич Гаврилов. С места. Включите микрофон. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, закон очень интересный, потому что относит к перечню социально ориентированных некоммерческих организаций территориальное общественное самоуправление. Это действительно важно - почему? За эти годы у нас наработана большая практика, большой опыт местного самоуправления, особенно на уровне регионов, помощи самой различной - консультационной, информационной, имущественной, финансовой. Особенно важна помощь в дальних регионах, и дано право оказывать помощь в плане повышения профессионального образования работников социально ориентированных некоммерческих организаций. Мы надеемся, что это благоприятно скажется на деятельности территориального общественного самоуправления. Мы разделяем озабоченность наших коллег из ассоциации территориального самоуправления и надеемся, что имеющиеся предложения и замечания будут нами достаточно оперативно учтены ко второму чтению. Мы также просим поддержать законопроект под пунктом 44, изменения в закон "О некоммерческих организациях". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В. У меня вопрос к докладчику, к представителю правительства. Мы же с вами понимаем, что, с одной стороны, ТОС, безусловно, вещь важная, правильная и идея сегодняшнего законопроекта правильная, но, с другой стороны, в рамках того законодательства, которое сегодня существует, ТОС может создать первый встречный, не имеющий никаких полномочий от жителей микрорайона, в отношении которого он собирается иметь представительство. Вот с этим что вы предлагаете делать? ЛОГИНОВ А. В. Сразу хочу сказать о правах и возможностях, которые открывает вот этот наш правительственный пакет законопроектов для участников ТОС и самих территориальных общественных самоуправлений. Конечно же, мы сегодня судим только по двум из трёх внесённых правительством законопроектов, третий ещё не прошёл надлежащей процедуры в комитете, а это законопроект, которым предполагается внесение изменений в Гражданский кодекс. Там мы выводим ТОС из категории общественных организаций и выделяем ему отдельную позицию, вводим дополнительную статью, которая регламентирует особенности - именно особенности - существования территориальных общественных самоуправлений. Если всё смотреть в комплексе, то там, я думаю, можно найти ответ и на ваш так широко поставленный вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Харитонов Николай Михайлович, пожалуйста. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Андрей Викторович, у меня такой вопрос. А 131-й закон, о местном самоуправлении, он что, исчерпал свои возможности? Вот там у вас: поддержать территориальное общественное самоуправление. Может быть, перейти к его возможностям и рассмотреть уже межбюджетные отношения регион - центр, чтобы далеко не ходить? Само слово "поддержка" как бы унижает живущих и работающих на территории людей - может быть, пора рассмотреть межбюджетные отношения и возможность поддержки сразу на месте? ЛОГИНОВ А. В. Спасибо большое, Николай Михайлович, за вопрос. На самом деле сама идея территориального общественного самоуправления подразумевает его тесное взаимодействие для решения местных задач именно с конкретным МСУ, и в данном МСУ, естественно, существует своя модель, система этих финансовых отношений. В то же время, хочу сказать, приравнивая ТОС по возможностям к социально ориентированным НКО, к другим социально ориентированным НКО... У нас там, кстати, есть три исключения, но они полностью проистекают из тех видов поддержки, которая оказывается сегодня социально ориентированным НКО, из специфической организационно-правовой формы ТОС, как предложено в нашем законопроекте о поправках к Гражданскому кодексу. Но уже в рамках местных бюджетов, муниципальных бюджетов, я вам могу сказать, только вот, по данным Росстата, в 2019 году больше 9 миллиардов было выделено социально ориентированным некоммерческим организациям. Также туда, в эти местные бюджеты, этим организациям деньги пришли из бюджетов субъектов - это 43,9 миллиарда, а из федерального бюджета на эти же цели было потрачено 56,4 миллиарда рублей, то есть совокупно это 109,5 миллиарда рублей, которые государство, по данным 2019 года, а значит, в 2018 году выделило вот этим структурам. Территориальное общественное самоуправление тоже найдёт себе достойное применение, поддержку в рамках всех этих финансовых вливаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По карточке Лебедева - Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Благодарю, Иван Иванович. Уважаемый Андрей Викторович, у меня вопрос, касающийся законопроекта, где речь идёт о внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Уточните, пожалуйста, не до конца понятно: мы всё-таки своим законопроектом, который обсуждаем, некоммерческим организациям даём право выполнять функции территориального общественного самоуправления или территориальное общественное самоуправление определяем как один из видов социально ориентированных некоммерческих организаций, вводим в их перечень? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрею Викторовичу включите микрофон. ЛОГИНОВ А. В. Тоже правильный вопрос, и, конечно же, обсуждение, коллеги, у нас было бы полнее, если бы сейчас рассматривались поправки, которые мы предлагаем внести в Гражданский кодекс. Но мы ещё вернёмся к этому вопросу, надеюсь, на пленарном заседании Государственной Думы. Что касается вашего вопроса, я вам скажу совершенно чётко: это, безусловно, некоммерческая организация - территориальное общественное самоуправление. Безусловно, по сути своей это общественная организация, но специфика ТОС заключается в том, что членства с уплатой соответствующих взносов не предполагает наше предложение, участников этой общественной организации, территориального общественного самоуправления, объединяет только один главный принцип: они должны проживать на одной общей территории, границы которой устанавливает для них местное самоуправление по их, безусловно, заявлению, то есть это могут быть жители одного подъезда, квартала, дома многоквартирного, группы домов и так далее. И объединяться они могут не для коммерческой деятельности, не для какой-то деятельности, приносящей им особую выгоду, не для реализации своих, скажем, ну, иных задач, связанных с творческим, или социальным, или даже политическим самовыражением, они объединяются только для решения местных задач. Что такое местные задачи? Все, кто знает закон № 131-ФЗ, это знают, они там все чётко поименованы. Вот эту специфику ТОС обязательно надо будет учитывать, когда мы будем предоставлять им меры поддержки. Вот почему мы предложили ограничиться только прямой финансовой поддержкой из бюджетов органов местного самоуправления. Под вопросом стоит, допустим, предоставление налоговых льгот территориальному общественному самоуправлению, поскольку они не ведут хозяйственной деятельности, ну и ещё несколько других форм поддержки, я не буду сейчас ваше внимание, скажем, слишком занимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Вопрос представителю правительства. Любая организация, которая представляет гражданское общество, не может быть вне политических пристрастий, и то же самое с ТОСами. На территории нашей республики много лет действуют ТОСы, и всегда они поддерживали только партию власти, никаких других партий они не поддерживали, в отношении же людей, которые имели другие взгляды, они устраивали провокации, устраивали безобразия, срывали их митинги. И был только один вопрос: как оплачивать услуги этих людей, которые на самом деле должны были заниматься бабушками, дедушками, игрой в шахматы и отслеживанием того, как содержатся дома? Я лично несколько раз добивался того, что деньги ТОСами возвращались в связи с тем, что они проводили совершенно неуставную деятельность. Так вот вопрос... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 15 секунд. Вопрос формулируйте, пожалуйста. МОЛЯКОВ И. Ю. Так вот вопрос: в преддверии выборов данные меры вводятся не для того ли, чтобы вот эти вопросы финансирования организаций, которые, безусловно, будут поддерживать партию власти... (Микрофон отключён.) ЛОГИНОВ А. В. Ну, сразу отвечу на этот вопрос. Данные законопроекты, когда их готовили в аппарате правительства, я вместе с коллегами, с Гарри Владимировичем и другими сидящими здесь, в зале, принимал самое активное участие в их обсуждении, проходили очень тяжело и долго, реально и объективно говорю. И до сих пор у нас есть вопросы, которые мы, безусловно, выслушаем в комитете у Павла Владимировича Крашенинникова по судьбе изменений в Гражданский кодекс. Что я хочу сказать? Ваш вопрос говорит о такой очень глубокой предусмотрительности президента, который дал поручение внести соответствующий законопроект ещё в августе 2017 года, а правительство сделало это только летом 2020 года. Так что как бы то ни было, под предстоящие выборы данный пакет никоим образом не сориентирован. Наоборот, его принятие, его реализация и как бы выстраивание жизни ТОСов именно по этим законам, с теми прерогативами, которые им даются в плане поддержки как социально ориентированным организациям, позволит навести больший порядок и не допустить того, чтобы ТОСы занимались несвойственной им деятельностью. Повторяю, только вопросы местного значения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", как социалистическая фракция и партия, естественно, поддерживает любые формы объединения людей и защиты ими своих интересов. И территориальное общественное самоуправление - это то, что должно развиваться в нашей стране, но это именно самоуправление, тем более что сегодня существуют предпосылки для его развития: люди избирают в своём доме домовой совет или ТСЖ, эти ТСЖ и домовые советы между собой проводят конференцию и определяют, кто конкретно будет представлять данный квартал и микрорайон. И они на самом деле лучше, чем кто бы то ни было, знают, что необходимо благоустраивать, проведение каких работ требуется или, наоборот, чего не нужно делать в этом микрорайоне. То, что происходит сегодня, - это не общественное самоуправление. Это история, когда любой гражданин может нарисовать протокол, поставить ещё буквально две подписи, без преувеличения, принести это в местную администрацию, в городскую Думу и получить там бумагу, по которой он якобы представляет интересы квартала, где живут 30 тысяч человек, и может от их имени вести диалог с властью. Это противоестественная система, вредительская, и она никакого отношения, конечно, к реальному самоуправлению не имеет. Так вот, сейчас предлагается законопроект, по которому намечено такого рода гражданам ещё и деньги давать из бюджета. Это неправильно. Мы для начала должны выстроить саму модель развития территориального общественного самоуправления. Тем более, что, повторю, все предпосылки, проистекающие из Жилищного кодекса, в котором начиная с 2005 года возникло право формировать домовые советы и ТСЖ, а начиная с 2015 года открывать специальные счета по капремонту и реально людям обретать соответствующую социальную практику, у нас есть. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в первом чтении, наверное, всё-таки эту вещь поддержит, просто отталкиваясь от того, что, как Андрей Викторович сказал, есть некие связанные документы, предполагающие внесение изменений в Гражданский кодекс. Но мы, как практики, крайне мотивированы и заинтересованы в том, чтобы вместе с вами поработать над законопроектом, который вы назвали, по линии ГК, потому что он на самом деле должен способствовать реальному территориальному общественному самоуправлению. И тогда эти вещи между собой будут соприкасаться, тем паче что про финансовую поддержку реального территориального самоуправления фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" высказывалась и до этого неоднократно. Мы осторожно в первом чтении поддерживаем данный текст, просто отталкиваемся от того, что он связан с другим законопроектом. Наша дальнейшая позиция будет проистекать из того, как пойдёт в целом изменение законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сухарев Иван Константинович. С места. Включите микрофон. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Достаточно полно была изложена суть данного законопроекта. Хотелось бы отметить, что территориальное общественное самоуправление, наверное, действует от региона к региону по-разному: где-то хорошо работает, где-то это действительно может быть, как сказал Шеин, первый встречный. Между тем нам надо двигаться вперёд, развиваться, поэтому, конечно, фракция ЛДПР в первом чтении поддержит данный законопроект. Однако ведь наделение ТОС статусом социально ориентированной некоммерческой организации важно тем, что это, в частности, предполагает получение определённых льгот, в некоторых случаях прямой поддержки со стороны государственных и муниципальных органов. Есть четыре вида поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: финансовая, имущественная, информационная; предоставление таким организациям льгот по уплате налогов и сборов; осуществление у них закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; предоставление юрлицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов. Вот данный законопроект предусматривает, что три формы поддержки из четырёх мы исключаем, - три формы поддержки из четырёх, предусмотренных для социально ориентированных некоммерческих организаций, мы убираем. На мой взгляд, конечно, надо более внимательно рассмотреть этот вопрос и, возможно, сохранить все формы поддержки для территориального общественного самоуправления. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марков Андрей Павлович. С места. Включите микрофон. МАРКОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, уважаемый Андрей Викторович! Есть что возразить по выступлениям коллег, конечно. Прежде всего, не первый встречный может создавать ТОС - прозвучала такая оценка, достаточно узкая, - вот Олега Васильевича могу пригласить в Воронежскую область посмотреть, как на практике это делается, создаётся. Конечно, со сложностями, конечно, непросто, но я хочу сказать, что территориальное общественное самоуправление - это один из активно развивающихся сегодня институтов, социально значимых институтов, и в регионах давно уже идёт работа по выстраиванию моделей, самых разнообразных, по выстраиванию схем поддержки, осуществляется такая поддержка. Сегодняшние законопроекты подготовлены в рамках поручений президента, данных, как уже сказали, три года назад: они, собственно говоря, оформляют общественную инициативу, которая уже развивается достаточно давно и успешно. Поэтому мы говорим о том, что законопроекты, которые мы сейчас рассматриваем, оформляют такую серьёзную эволюцию территориального общественного самоуправления. Все эти вопросы очень серьёзно обсуждались на партийных площадках "ЕДИНОЙ РОССИИ", обсуждались на площадках Общероссийского конгресса муниципальных образований, Общероссийской ассоциации территориального общественного самоуправления - всё то, что сегодня в зале прозвучало и в вопросах, и в выступлениях коллег из других парламентских партий, собственно, давно уже было обсуждено. Простых решений, наверное, не бывает. Мы сегодня рассматриваем два вопроса, а есть ещё третий, самый главный, законопроект - это изменения в Гражданский кодекс, и вот там, наверное, да, есть о чём поспорить, и вот представитель правительства Андрей Викторович Логинов об этом говорил. Более того, я хочу коллегам сказать: на базе Конгресса муниципальных образований обсуждалось, что, да, три формы поддержки для ТОС пока не предусмотрены, и мы обсуждаем вариант, что ко второму чтению будут внесены изменения, там действительно есть где ещё прибавить. Это очень важные законы, они идут за жизнью. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" их поддерживает. Приглашаем всех в регионы поработать с ТОС, как работает с ними "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Алексей Николаевич Диденко? Нет. Сергей Анатольевич Гаврилов? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено, переходим к голосованию. Ставится на голосование законопроект, пункт 43 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 23 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. И ставится на голосование законопроект, пункт 44 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 49 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.