Заседание № 299

17.05.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 982678-6 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля; внесён депутатами Государственной Думы С. М. Мироновым, А. Г. Тарнавским, А. В. Чепой, О. Н. Епифановой, О. Л. Михеевым, а также Н. В. Левичевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2280 по 2566 из 6276
27-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в    
статьи 3.5 и 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных              
правонарушениях". Доклад Александра Георгиевича Тарнавского.                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю на ваше рассмотрение                
законопроект, подготовленный группой депутатов фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ",   
он короткий, и суть его заключается в следующем.                                
                                                                                
Мы плотно взаимодействуем, работаем со Счётной палатой - завтра будем слушать   
отчёт о её работе - и в результате получаем много интересного, разнообразного   
материала, видим, что имеется огромное количество нарушений. Вот завтра мы      
будем говорить об итогах 2015 года, который правительство отработало с          
нарушениями на сумму порядка 516 миллиардов рублей. Мы понимаем, что важно не   
столько выявить нарушения, сколько принять меры, чтобы этих нарушений не        
было. В связи с этим мы не могли не обратить внимание на те высказывания,       
которые делались представителями Счётной палаты, в том числе Татьяной           
Алексеевной Голиковой, относительно борьбы с бюджетонарушителями, которую       
ведёт Счётная палата. К примеру, по достаточно свежим данным, к декабрю 2015    
года инспекторы Счётной палаты возбудили двести девяносто шесть                 
административных дел, которые большей частью связаны с нарушением порядка       
принятия бюджетных обязательств, составления, утверждения, ведения бюджетных    
смет, предоставления субсидий. Сейчас согласно принятым нами не так давно       
решениям эти дела рассматриваются уже судами, а не передаются в Росфиннадзор    
- по словам Татьяны Алексеевны Голиковой, это повышает результативность         
работы Счётной палаты. Имеется достаточно много примеров одного порядка, на     
которые можно отреагировать по-разному, я их приведу.                           
                                                                                
Не исполняются требования Счётной палаты по порядку ведения информационных      
систем в сфере здравоохранения и по персонифицированному учёту при              
осуществлении медицинской деятельности. За это суд привлёк к административной   
ответственности директора Департамента информационных технологий и связи        
Минздрава России. Угадайте, какова сумма штрафа? 20 тысяч рублей!               
                                                                                
Счётная палата вынесла предписание Федеральному фонду обязательного             
медицинского страхования, и оно не было исполнено на тот момент, когда об       
этом говорила Голикова. В результате в 2015 году, летом, суд постановил         
наложить административный штраф в отношении председателя фонда - угадайте, на   
какую сумму? 20 тысяч рублей!                                                   
                                                                                
Ещё пример. При проверке расходования средств из резервного фонда               
Правительства России вынесено предписание Главе Республики Дагестан, которое    
в том числе содержало требование о возврате в федеральный бюджет                
необоснованно израсходованных средств, которые были выделены республике на      
погашение государственных жилищных сертификатов. Средства вернули с             
нарушением сроков, указанных в предписании, при этом на заместителя             
председателя правительства республики в июне 2015 года был наложен              
административный штраф - угадайте, на какую сумму? Ответ - 20 тысяч рублей.     
                                                                                
Другой пример - проверка в Калининградской области. Счётная палата проверила    
регион в 2013 году, а потом областное правительство и муниципальное             
предприятие Калининграда "Водоканал" практически два года не исполняли          
требований Счётной палаты по устранению нарушений при реконструкции системы     
водоснабжения Калининграда - для этого нужно было осуществить ряд действий,     
но они не были осуществлены. В результате в декабре 2015 года районный суд      
Калининграда привлёк к административной ответственности - оштрафовал            
начальника Департамента целевых программ Министерства строительства             
Калининградской области, кроме того, речь шла о наказании в отношении           
директора "Водоканала" города Калининграда.                                     
                                                                                
Таких примеров очень много, и везде сумма штрафа равна в соответствии с         
Кодексом об административных правонарушениях 20 тысячам рублей. Возникает       
вопрос: насколько эффективна эта мера? Такое ощущение, что нашим региональным   
и федеральным чиновникам зачастую намного проще заплатить этот штраф или не     
замечать его, нежели выполнять предписания Счётной палаты. Я вчера на           
заседании комитета у Татьяны Алексеевны спросил, как она вообще относится к     
тому, чтобы повысить хоть немножко сумму штрафа. В ответ я услышал              
(посмотрите стенограмму) следующее: хотелось бы, хотелось бы... Я не знаю,      
панацея это от бед, от проблемы невыполнения или небыстрого выполнения          
предписаний Счётной палаты или нет, но мы, депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ       
РОССИЯ", предложили несколько поднять сумму штрафа, определив её в размере от   
100 тысяч до 200 тысяч рублей, или наказывать дисквалификацией на срок от       
одного года до двух лет. Мы, депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ",            
полагаем, что если чиновник, управляющий десятками, сотнями миллионов           
бюджетных средств, не спешит выполнять предписания Счётной палаты и дожил до    
того, что подпадает под административный штраф, который выносит судья, то       
сумма штрафа могла бы быть и побольше - до 200 тысяч рублей.                    
                                                                                
Вот в этом суть законопроекта, в этом его идея, и нам кажется, что это тоже     
способ борьбы за наведение порядка и установление бюджетной дисциплины.         
                                                                                
Комитет - коллега сейчас будет докладывать - посчитал, что предлагаемая сумма   
штрафа несоизмеримо велика по отношению к уровню оплаты труда работников        
бюджетной сферы и требует дополнительной оценки, расчётов и обоснований.        
Отдаю этот вопрос на ваше решение. Предлагаю поддержать настоящий               
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Рустама Рифатовича Ишмухаметова.                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИШМУХАМЕТОВ Р. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Автор подробно изложил       
суть проектируемых изменений в КоАП, я лишь доведу до вас мнение комитета.      
Действующая редакция части 20 статьи 19.5 КоАП предусматривает за указанное     
правонарушение ответственность в виде административного штрафа для              
должностных лиц в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификации    
на срок от одного года до двух лет. Необходимо отметить, что часть 20 статьи    
19.5 КоАП, предусматривающая отдельный состав административного                 
правонарушения и дифференцированную ответственность за невыполнение             
соответствующего предписания, была введена Федеральным законом от 23 июля       
2013 года № 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской          
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким         
образом, проект федерального закона № 982678-6 относится к числу тех            
законопроектов, предлагающих значительное усиление штрафных санкций, которые    
не подлежат принятию: с момента дополнения статьи 19.5 КоАП частью 20 прошло    
незначительное время, что не позволяет оценить динамику практики её             
применения.                                                                     
                                                                                
Кроме того, отсутствие в пояснительной записке обобщённой статистической        
информации и обоснованных доводов о недостаточности мер ответственности,        
установленных законодательством Российской Федерации, не позволяет сделать      
однозначный вывод о необходимости принятия предлагаемых изменений.              
                                                                                
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, являющийся соисполнителем    
по законопроекту, данную инициативу также не поддерживает.                      
                                                                                
По законопроекту Правовым управлением проведены правовая и лингвистическая      
экспертизы.                                                                     
                                                                                
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству   
рекомендует Государственной Думе данный законопроект отклонить.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы?                                                               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Коллеге Тарнавскому вопрос.                                                     
                                                                                
Скажите, пожалуйста, вы действительно считаете, что повышение штрафов при       
общем бардаке даст результат? Может, правильнее предусмотреть уголовную         
ответственность, тогда и результат будет?                                       
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Николай Васильевич, мы действительно считаем, что лучше        
делать что-то пошагово, чем вообще ничего не делать. Мне кажется, что           
смотреть, наблюдать - это возможный вариант, но не очень эффективный,           
предложить всех расстрелять - тоже вариант не очень эффективный, а вот          
пошагово двигаться, действовать методом кнута и пряника (а в данном случае      
всё-таки это кнут - наказывать людей, хотя, может быть, для них это и не        
наказание), а главное - сигнализировать, что государство в лице Счётной         
палаты, в лице других ответственных государственных органов хочет навести       
порядок в этой сфере, - вот это будет правильно.                                
                                                                                
Повторяю, я могу согласиться с тем, что и 200 тысяч рублей - это невеликое      
наказание, хотя, обратите внимание, по Калининграду за всё отвечает             
губернатор, а наказали зампреда правительства. Как там работает этот            
механизм? Может, для зампреда правительства это была бы и неприятная весть.     
Плюс помимо всего прочего есть репутационный аспект, который отражается на      
карьерном росте чиновника.                                                      
                                                                                
Закончу тем, с чего начал: я полагаю, что наше предложение - это не панацея     
от общих бед, но сейчас сумма штрафа - 20 тысяч рублей, - налагаемого на        
чиновника, распоряжающегося сотнями миллионов рублей, можно сказать - или       
смею сказать, - смехотворна! Если мы поднимем сумму хотя бы до 200 тысяч        
рублей, - причём часто платит штраф не первое лицо, а, допустим, заместитель,   
- мне кажется, это в каких-то ситуациях имело бы воздействие, способствовало    
бы наведению порядка. Я полагаю, что этот шаг можно было бы сделать, хотя,      
конечно, победы над коррупцией, наведения полного порядка мы только этой        
мерой не достигнем: нужно применять меры в совокупности - использовать метод    
кнута и пряника, о чём мы сейчас говорили.                                      
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пешков Виктор Петрович.                                                         
                                                                                
ПЕШКОВ В. П., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Александр Георгиевич, из вашего выступления следует, что суды ограничиваются    
минимальными мерами наказания за данные проступки, а у вас есть своя            
гипотеза, отчего суды не принимают более жёсткие меры, штрафы до 50 тысяч       
рублей, и, самое главное, отчего вообще не применяется достаточно жёсткая       
мера - дисквалификация на год-два? Есть гипотеза?                               
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо за вопрос. Гипотеза банальная. По последним опросам,   
да и не только по последним - двух- или трёхлетней давности, - нашим судам не   
доверяет, наверное, больше половины населения, и это говорит о том, что есть    
определённые проблемы с независимостью судов, причём это наблюдается во всём    
мире, как на Западе, так, к сожалению, и в России (мы же сейчас говорим про     
Россию, а Запад и мотивированность западных судов нас не интересуют). Мы        
хотели бы, чтобы наши суды были независимыми, но, к сожалению, они, с одной     
стороны, от кого-то зависят, а с другой стороны, не зависят ни от кого и        
часто работают исключительно на себя. В этом плане у нас огромная проблема в    
судебной системе, и я полагаю, что мозги у судей, наверное, несколько иные,     
чем у нас с вами. Я уверен, что все мы в этом зале действительно очень сильно   
переживаем как из-за того, что денег, бюджетных средств не хватает, а мы        
знаем, куда их нужно направить, так и из-за того, что деньги нерациональным     
образом используются. Наверное, для судей это не очень актуально. Почему?       
Версий много, некоторые из них я вам назвал, в этом плане также необходимо      
проводить определённую работу. Я тоже был удивлён тем, что суды не используют   
своих возможностей по установлению максимального наказания. Может быть, есть    
и другая версия, готов её услышать, это было бы полезно для всех нас.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич, присаживайтесь.            
                                                                                
Больше вопросов нет. Есть желающие выступить? Есть.                             
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот вы             
посмотрите, сколько за этот созыв мы приняли законов по увеличению              
административных штрафов, - ужаснётесь! Мы, вообще-то, усилили                  
административную ответственность, но, к сожалению, усиление административной    
ответственности для граждан не стимулирует укрепления общей государственной     
дисциплины, и если посмотреть отчёты той же Счётной палаты, Александр           
Георгиевич, то можно увидеть, что в 2014 году просроченная задолженность по     
выплате дивидендов составляла всего 397 миллионов рублей, в 2015 году она       
была уже 7,5 миллиарда рублей, а сегодня, по итогам 2015 года, ещё данные       
появились: более четырёхсот обществ вообще не представили годовые отчёты или    
бухгалтерскую отчётность по начислению или распределению дивидендов. Это один   
маленький штришок.                                                              
                                                                                
Можно взять более громкие дела. Например, космодром Восточный - украли 45       
миллиардов рублей, а сегодня там какой-то вялотекущий процесс: арестовали -     
отпустили, опять арестовали - опять отпустили. Или Сердюков и Васильева -       
опять же речь идёт о миллиардах, а все отделались амнистией и тремя днями в     
колонии под камеру, понимаете?                                                  
                                                                                
С моей точки зрения, введение административной ответственности или её           
усиление вряд ли повлияет на эту тенденцию. Да, отдельные чиновники... на них   
будут стрелки переведены, может даже незаслуженно, и с кого-то вы взыщете. Но   
с моей точки зрения, эта ситуация возникает из-за отсутствия персонификации     
ответственности, ведь если ответственность персональная, то должна быть         
жёсткая уголовная ответственность за крупные государственные хищения или за     
растраты, а сейчас используют административные штрафы.                          
                                                                                
Мне кажется, что административные штрафы при нашей системе невыборности судей   
вообще бесполезны, потому что они могут служить инструментом сведения счетов    
на банально низком уровне, где мировые судьи в принципе налево и направо        
могут по своему усмотрению... У нас в законе об основах судебной системы        
написано, что судья принимает решение не в соответствии с законом, а по         
внутреннему убеждению, понимаете? Тут требуют пересмотра фундаментальные        
вопросы, потому что внутренние убеждения даже у каждого из присутствующих       
совершенно разные. Вот на приём к вам, как и ко мне, наверняка приходят люди,   
которые возмущены как раз произволом при принятии решений. Вот приходит         
гражданин и говорит: "Вы понимаете, у меня документы о выделении земельного     
участка в 61-м году выписаны райисполкомом, вот карта, я, как положено по       
закону, провёл кадастрирование - видите границы? Но у меня богатый сосед, он    
взял и два метра у меня оттяпал, причём принёс тоже утверждённый всеми          
органами план, где от моего участка они отняты". Разве тут достаточно           
административного штрафа? А по нынешнему закону вы человека даже к              
административной ответственности не привлечёте. Почему? Потому что мы с вами    
такие важные вопросы, которые, с моей точки зрения, государство не должно       
было отдавать, отдали частным структурам, которые занимаются в том числе        
кадастрированием участков, понимаете? И это вопрос, вообще-то, вопиющий -       
представьте, какое место по степени серьёзности занимает этот вопрос в рамках   
нашей страны!                                                                   
                                                                                
Конечно же, мы не поддержим этот законопроект, потому что не считаем            
увеличение административных штрафов мерой, которая может сдвинуть нашу          
исполнительскую дисциплину в нужном направлении, - здесь нужны более            
фундаментальные законы, хотя за инициативу спасибо. Всё-таки вы правильно       
сказали: лучше что-то делать, чем не делать ничего!                             
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский будете выступать? Нет. Рустам Рифатович? Тоже   
нет.                                                                            
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5587 по 5603 из 6276
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и    
19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              102 чел.22,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    103 чел.                                          
Не голосовало                 347 чел.77,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                

Заседание № 292

15.04.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 982678-6 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля; внесён депутатами Государственной Думы С. М. Мироновым, А. Г. Тарнавским, А. В. Чепой, О. Н. Епифановой, О. Л. Михеевым, а также Н. В. Левичевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4801 по 4808 из 7012
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                 
                                                                                
Прошу рассмотрение 46-го и 47-го вопросов повестки дня перенести на майские     
пленарные заседания, а точнее на первое заседание, которое запланировано на     
10 мая.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Хорошо.