Заседание № 299
О проекте федерального закона № 982675-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части укрепления бюджетной дисциплины)" (внесён депутатами Государственной Думы С. М. Мироновым, А. Г. Тарнавским, А. В. Чепой, О. Л. Михеевым, а также Н. В. Левичевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
28-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части укрепления бюджетной дисциплины)". Доклад Александра Георгиевича Тарнавского. Пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Добрый день, уважаемые коллеги! Продолжим дискуссию, которая велась на утреннем заседании. Речь шла о двух вещах: во-первых, об использовании института административной ответственности для наведения порядка в той или иной сфере, а во-вторых, о самой сфере, а именно о бюджетной дисциплине и о расходовании бюджетных средств. В 27-м вопросе речь шла о невыполнении предписания Счётной палаты, в связи с этим должностные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере, к сожалению, как правило, 20 тысяч рублей, что нам, группе депутатов от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", показалось неэффективным и неправильным. Сейчас рассматривается вопрос на близкую к этому тему: происходят большие нарушения бюджетного законодательства, в частности много фактов нецелевого использования бюджетных средств, невозврата либо несвоевременного возврата бюджетного кредита, нарушения запрета на размещение бюджетных кредитов. В КоАП установлена санкция от 2 тысяч до 50 тысяч рублей для должностных лиц, мы также предлагаем эту санкцию усилить для должностных лиц - штраф до 200 тысяч рублей. Мы уже начали дискуссию о том, насколько важно усиливать административную ответственность, и Николай Васильевич Коломейцев, член фракции КПРФ, высказался по данному вопросу, но, мне кажется, он занимает радикальную позицию, считая, что усиление административной ответственности по определённым составам как мёртвому припарка, что это не поможет. У нас дискуссия, мы будем обдумывать это предложение, но мне кажется, что всё-таки мы, как цивилизованное государство, должны уходить от того, чтобы рубить с плеча, всё-таки иногда лучше делать какие-то небольшие шажки, чем не делать вообще ничего или, как говорится, рубить с плеча. В связи с этим мы предлагаем по данным позициям, по данным составам - а речь идёт, повторяю, о нецелевом использовании бюджетных средств, о невозврате или несвоевременном возврате бюджетного кредита, нарушении запрета на размещение бюджетных средств - усилить ответственность: должностные лица за подобные нарушения должны отвечать большим размером штрафа, чем сейчас, мы предлагаем повысить штраф до 200 тысяч рублей. Что ещё хотел бы в связи с этим сказать, помимо того, что мы понимаем, что нужно усиливать административную ответственность и мы этим постоянно занимаемся? Есть два заключения комитетов, и мой коллега-содокладчик доложит вам об этих заключениях. Единственно, я обратил бы внимание на то, что есть похожий на наш законопроект, внесённый другими коллегами, - либо мы у них списали, либо они у нас, - и в этом законопроекте есть раздел, аналогичный по содержанию, авторами законопроекта являются наши коллеги Владимир Абдуалиевич Васильев, Владимир Николаевич Плигин и Сергей Александрович Попов (возможно, и другие коллеги среди авторов есть, но я вот вижу только эти фамилии), то есть в этом вопросе наши взгляды совпадают. Это первое. Второе. Мы знаем позицию Комитета по бюджету и налогам, который говорит, что усиливать административную ответственность нужно, и это правильное направление, и это здорово, - это плюсы, это в пользу нашего законопроекта, который мы предлагаем принять в первом чтении. Ну а что касается критики, я позволю себе отметить следующее. Коллеги в комитетах полагают, что максимальный размер штрафов, определяемый в кратных величинах к существующему, несоизмеримо велик, что необходимо представить данные судебной практики, статистические данные, свидетельствующие о неэффективности применения действующих норм, - правильно, полагаю, что можно всё давать до бесконечности и что этой позиции мы будем постоянно придерживаться по отношению ко всем другим предложениям об усилении административной ответственности (а таких предложений очень много), и, вполне естественно, у нас не может быть двойных стандартов. Поэтому обращаюсь ко всем коллегам этого и будущего созывов, ко всем, кто будет предлагать усилить административную ответственность: будьте добры, руководствуйтесь предложениями двух наших уважаемых комитетов, в обязательном порядке представляйте подобные таблицы, статистические данные и расчёты, всё должно быть вами представлено. Наверное, это правильно, только мы хотим единообразного подхода ко всем законопроектам, вне зависимости от того, кем они внесены - членом фракции правящей либо членом фракции оппозиционной. Раз уж такие жёсткие требования, ещё раз говорю, давайте все будем их выполнять. Я не возражаю против этого, потому что более глубокая проработка вопроса в любом случае полезна, от этого отмахиваться не нужно, я с этим согласен. В связи с этим позволю себе закончить тем, с чего я начал своё выступление. Есть у нас беда - нерациональное использование бюджетных средств. Напомню, расходная часть федерального бюджета прошлого и этого годов - порядка 16 триллионов рублей. По данным Счётной палаты, - ряд коллег уже прочитали отчёт за 2015 год, и завтра Татьяна Алексеевна Голикова будет его нам докладывать - 516 миллиардов рублей были использованы в 2015 году неэффективно, в 2014 году - сумма, близкая к этому, чуть поменьше, в 2013 году то же самое - сотни миллиардов рублей! Надо что-то с этим делать: расстреливать, как некоторые наши коллеги говорят, либо увольнять с должности, либо делать что-то ещё, мы предлагаем одну из мер - усилить административную ответственность в виде повышения размера штрафа для должностных лиц в несколько раз. Мы полагаем, что в данной ситуации и без статистических таблиц, всем понятно, что нецелевое использование бюджетных средств в огромном размере - это очень плохо и в связи с этим что-то надо предпринимать. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает поддержать наш законопроект и вместе его доработать с учётом других законопроектов, которые были внесены или ещё поступят от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", да и от других фракций. Мы проголосуем за и просим, чтобы вы нас поддержали. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Рустама Рифатовича Ишмухаметова. Пожалуйста. ИШМУХАМЕТОВ Р. Р. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел инициативу и не поддерживает её по следующим основаниям. Во-первых, обращаем внимание на то, что в 2013 году Федеральным законом № 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым значительно, от 5 до 10 раз, увеличен размер административных штрафов. Кроме того, данным федеральным законом, № 252-ФЗ, был установлен специальный двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности в сфере нарушения бюджетного законодательства и бюджетных правоотношений. В связи с этим полагаем, что проектируемое авторами законопроекта усиление административной ответственности представляется преждевременным в силу относительно непродолжительного периода действия указанных изменений. Вместе с тем внесение в действующий нормативный правовой акт изменений, предусматривающих значительное усиление административной ответственности, предполагает наличие серьёзных оснований, которые выявляются в результате анализа судебной практики, статистических данных, свидетельствующих о неэффективности применения данных норм. Во-вторых, отмечаем, что предлагаемые изменения в части повышения административных штрафов приведут к дисбалансу размеров штрафов - предлагаемых в законопроекте и установленных в главе 15 КоАП "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг" за правонарушения, обладающие не меньшей степенью общественной опасности. Таким образом, полагаем, что вопрос о значительном увеличении размеров административных штрафов нуждается в соотнесении с положениями кодекса об ответственности за правонарушения, общественная опасность которых аналогична тем, за которые предлагается установить ответственность. Помимо изложенного следует отметить, что на рассмотрении Государственной Думы находится проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в проектируемых статьях 29.1 и 29.2 которого размер административного штрафа аналогичен предлагаемому авторами законодательной инициативы. При этом размеры административных штрафов, устанавливаемых в соответствующей главе "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, а также страховых взносов" проекта кодекса, сбалансированы и согласуются с общими размерами и порядком назначения административных штрафов. Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, являющийся соисполнителем по законопроекту, данную инициативу также не поддерживает. По законопроекту проведены правовая и лингвистическая экспертизы Правового управления. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы, уважаемые коллеги? Нет. Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 16 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 90 чел. Не голосовало 360 чел.80,0 % Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 292
О проекте федерального закона № 982675-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части укрепления бюджетной дисциплины)" (внесён депутатами Государственной Думы С. М. Мироновым, А. Г. Тарнавским, А. В. Чепой, О. Л. Михеевым, а также Н. В. Левичевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Александр Дмитриевич. Прошу рассмотрение 46-го и 47-го вопросов повестки дня перенести на майские пленарные заседания, а точнее на первое заседание, которое запланировано на 10 мая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Хорошо.