Заседание № 301

20.05.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 982671-6 "О внесении изменений в статьи 14, 16, 16-2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся вопросов местного значения в сфере благоустройства территории).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6080 по 6187 из 8979
56-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14,      
16, 16-2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного           
самоуправления в Российской Федерации". Докладывает Ян Викторович Зелинский.    
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект          
федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 16 и 16-2 Федерального   
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской     
Федерации" разработан в целях совершенствования отдельных положений данного     
федерального закона.                                                            
                                                                                
В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации         
собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не   
предусмотрено законом или договором. Обязанность юридических и физических лиц   
по содержанию прилегающей территории, не находящейся в собственности или на     
ином вещном праве у данных лиц, может быть возложена на них только в случае     
их добровольного участия в выполнении этих мероприятий на договорной основе     
либо на основании требований закона. Кроме того, нормы федеральных законов об   
охране окружающей среды предполагают несение всеми лицами, эксплуатирующими     
различные объекты, обязанностей по поддержанию в надлежащем состоянии и         
порядке не только объектов, непосредственно находящихся в их собственности,     
владении и пользовании, но и прилегающих к ним территорий.                      
                                                                                
В связи с изложенным проектом федерального закона предлагается внесение в       
статьи 14, 16 и 16-2 федерального закона изменений, предусматривающих           
отнесение к вопросам местного значения городского, сельского поселения,         
городского округа с внутригородским делением, вопросов, во-первых,              
установления требований по содержанию территории, прилегающей к зданиям,        
включая жилые дома, сооружениям и земельным участкам, на которых они            
расположены, а также определения границы указанной территории, а во-вторых,     
установления порядка участия в благоустройстве прилегающих территорий лиц,      
обладающих вещным правом на здания и сооружения или правом владения и           
пользования таким имуществом на основании договора с его собственником.         
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу поддержать данный законопроект.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Алексеевич Казаков.                                                      
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
КАЗАКОВ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет           
считает, что представленные доводы не могут быть в полной мере приняты в        
качестве обоснования. Следует отметить, что возможность установления для        
собственника дополнительного бремени по содержанию не принадлежащего ему        
имущества предусмотрена изменениями, внесёнными Федеральным законом от 30       
ноября 2011 года № 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные     
акты Российской Федерации" в статьи 14 и 16 федерального закона от 6 октября    
2003 года № 131-ФЗ. При этом мы полагаем, что обязанность участия               
собственников зданий и помещений в мероприятиях по благоустройству              
прилегающих территорий возникает в соответствии с подпунктом 2 пункта 1         
статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и не регулируются статьёй    
210 "Бремя содержания имущества" Гражданского кодекса Российской Федерации. В   
свою очередь, определение муниципальным правовым актом параметров и размеров    
прилегающих территорий в целях установления обязанности участия собственников   
зданий в мероприятиях по благоустройству должно быть основано непосредственно   
на нормах статей 14, 16 и 16-2 федерального закона № 131-ФЗ. Таким образом,     
по мнению комитета, муниципальные образования и в настоящее время вправе        
определять собственными нормативными правовыми актами порядок участия           
собственников в благоустройстве прилегающей территории. Аналогичные выводы      
содержатся и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14           
сентября 2011 года.                                                             
                                                                                
По мнению комитета, представляется целесообразным предложить уполномоченному    
федеральному органу исполнительной власти выработать единые подходы к           
нормативному закреплению порядка участия собственников в благоустройстве        
территорий, не входящих в состав их имущества, а также правил установления      
точных размеров прилегающих к зданиям или сооружениям территорий, подлежащих    
благоустройству.                                                                
                                                                                
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что рассматриваемый вопрос по   
своему содержанию и концепции идентичен проекту федерального закона №           
957185-6, который был внесён депутатами Государственной Думы Шрейдером,         
Максимовым, Панковым и другими и не получил поддержки ни ответственного         
комитета, ни комитетов-соисполнителей.                                          
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по федеративному устройству   
и вопросам местного самоуправления считает внесение предлагаемых изменений      
нецелесообразным, излишним и не поддерживает принятие данного законопроекта в   
первом чтении, предлагает его отклонить.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, пожалуйста, вопросы.                                                   
                                                                                
Ян Викторович Зелинский.                                                        
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Виктор Алексеевич, вот перед тем, как внести данный             
законопроект в Государственную Думу, я собрал отзывы органов самоуправления     
на него - все двадцать пять были положительные. Скажите, пожалуйста, при        
подготовке заключения комитета вы учитывали мнение органов местного             
самоуправления или нет?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Алексеевич Казаков.                                
                                                                                
КАЗАКОВ В. А. Должен сказать, что в заключении комитета чётко обозначены все    
моменты, связанные с выполнением этих функций в органах местного                
самоуправления. Скорее всего, те, кто писал вам отзывы на данный                
законопроект, не очень хорошо знакомы с этими материалами. Тот факт, что        
такой же законопроект, внесённый довольно известными депутатами, ранее уже      
был отклонён, говорит о том, что заключение комитета вполне обоснованно.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Нет желающих.                                           
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8552 по 8569 из 8979
56-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14,      
16, 16-2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного           
самоуправления в Российской Федерации".                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за               52 чел.11,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     52 чел.                                          
Не голосовало                 398 чел.88,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.