Заседание № 8
11.11.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 982273-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (по вопросу о форме государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы общего образования, и о форме вступительных испытаний при приёме в образовательные организации высшего образования).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4932 по 5684 из 6736
Переходим к рассмотрению 17-го вопроса, проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Михаил Владимирович Дегтярёв. ДЕГТЯРЁВ М. В. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается... Кстати, в начале прошлого созыва уже обращались по поводу высоты микрофонов, жаловались, что плохо слышно высоких депутатов, а Петру Олеговичу каково? Давайте в этом созыве модернизируем трибуну. Итак, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Его внесли член Государственного совета доктор философских наук, профессор Владимир Вольфович Жириновский, руководитель нашей фракции, и мой коллега Алексей Николаевич Диденко. По поручению фракции докладываю. Настоящим проектом федерального закона предлагается отменить единый государственный экзамен, то есть ЕГЭ, в качестве выпускного и вступительного в образовательные организации высшего образования. Форма единого государственного экзамена заменяется государственными экзаменами, которые будут сдаваться обучающимися по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. Об этом нас просили избиратели, и во время предвыборной кампании - законопроект уже был внесён в то время - мы получили мощный отклик от родителей, от учащихся и выпускников, от студентов, которые пережили этот колоссальный стресс. Безусловно, принимаются серьёзные меры по модернизации, вводится больше содержательной части, меньше так называемой угадайки. Однако та поддержка, которую мы ощутили, - и кстати, это вылилось в результаты нашей партии, которая заняла второе место, об этом все знают, - свидетельствует о том, что людей это волнует. А тот факт, что из года в год количество бюджетных мест в вузах примерно равно количеству абитуриентов, - примерно! - вообще позволяет нам принимать в вузы без экзаменов. И в нашей программе, программе ЛДПР, которая разрабатывалась ещё в 90-е годы, модернизировалась в нулевые, в её последней редакции чётко говорится: давайте вообще уйдём от стресса, от того, чтобы принимать в вузы по результатам экзаменов, и будем отсеивать лоботрясов после первой сессии. То есть это концепция, и, мы считаем, это будет правильно. До сих пор не исследован вопрос молодёжного суицида, но будем откровенны: никому, наверное, и не хочется его исследовать, потому что можно усмотреть прямую связь между молодыми людьми, которые кончают жизнь самоубийством, и ежегодными кампаниями по проведению ЕГЭ. Поэтому мы просим вас поддержать этот законопроект в первом чтении. Безусловно, и у представителей комитета, и у специалистов в этой области найдутся доводы в пользу того, чтобы его не принимать, но мы вас просим поддержать нас, а ко второму чтению все поправки Комитету по образованию и науке учесть. Принятие данного закона позволит определять уровень поступающих в вузы исходя из их знаний, а не на основании выпускных экзаменов. Никаких изменений в законодательство принятие этого закона не потребует, дополнительных расходов тоже - только экономия. Поэтому, пожалуйста, давайте поддержим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Владимирович. С содокладом выступает Любовь Николаевна Духанина, заместитель председателя Комитета по образованию и науке. ДУХАНИНА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! В своём докладе Михаил Владимирович Дегтярёв подробно изложил концепцию законопроекта и остановился на тех мерах, которые в нём предложены. Я не буду подробно ещё раз на них останавливаться, просто сформулирую отношение к ним, всё подробно изложено в заключении комитета. Комитет по образованию и науке не поддерживает концепцию законопроекта, и этому есть много причин, остановлюсь на главных. Предложенное использование различных контрольно-измерительных материалов (КИМов) на разных территориях, в том числе с разрешением разрабатывать их самостоятельно, достаточно быстро приведёт к разрыву единого образовательного пространства и к нарушению права ребёнка на объективную, справедливую, одинаковую оценку на территории всей страны. Фактически это поставит детей в неравные условия и создаст риск достаточно быстрого превращения, вернее, уравнивания тройки в городе Х и пятёрки в городе Y. Вузам вменяется право самостоятельно устанавливать правила приёма на обучение, фактически не ориентируясь на программы, преподаваемые в школе, - в итоге мы вернёмся к ситуации, когда предмет в разных вузах будет по-разному пониматься, вернёмся к ситуации ориентированного репетиторства и, естественно, к коррупции. Предложенный в законопроекте подход фактически ударит по карману семей, потому что дети должны будут приезжать туда, где находится высшее учебное заведение, проживать месяц, не будучи уверенными в достижении своего результата. Исчезнет право одновременного поступления сразу в несколько вузов. Для талантливых детей из семей с низким достатком, естественно, путь в высшее учебное заведение станет сильно затруднён. По нашим оценкам, от такого подхода пострадает не менее 30 процентов выпускников, а вузам для организации работы приёмной комиссии всё-таки потребуются дополнительные деньги. Стрессовая нагрузка в этой ситуации, естественно, увеличится. ЕГЭ и экзамены в девятых классах сегодня остаются одной из активно обсуждаемых тем в нашем обществе. Основные претензии наших граждан выражаются в следующем: сложно показать высокий результат, не прибегая к репетиторству. Мы действительно фиксируем эту проблему, но она связана с недостаточным уровнем подготовки детей в школе, нам нужно продолжать работу над качеством образования в школе. Что же касается непосредственно процедуры самого экзамена, её уже освоили и дети, и учителя, и даже родители. Сегодня русский ЕГЭ серьёзно отличается от тестовой культуры, которая сформировалась за рубежом: у нас уже нет угадайки, у нас практически нет заданий с выбором ответа, у нас появилась устная часть экзамена и много-много других серьёзных изменений уже внесено. Сформирована мощная система контроля за проведением единого государственного экзамена, работают общественные наблюдатели: только в этом году Общественная палата отправила, предварительно обучив, на пункты проведения экзамена шестьдесят тысяч профессиональных наблюдателей. Затраты на ЕГЭ постепенно снижаются, снижаются в том числе за счёт использования новых технологических приёмов, связанных с распечатыванием КИМов, и сегодня затраты на один экзамен в расчёте на одного ребёнка составляют 304 рубля - это один из наименее затратных экзаменов в мировой практике. В отзывах на законопроект субъекты не поддерживают данную концепцию, потому что с помощью ЕГЭ мы решили важнейшую задачу - задачу обеспечения доступности высшего образования для всех слоёв населения, каждый четвёртый первокурсник у нас выпускник сельской школы. Законопроект, предлагающий отменить действующую систему и принять ряд несистематизированных мер, нами не поддерживается. Его также не поддерживают Правительство Российской Федерации и Счётная палата. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Любовь Николаевна. Побудьте немножко на трибуне. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Аршинова Алёна Игоревна. АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к докладчику, к одному из авторов этого законопроекта. Михаил Владимирович, вот я посмотрела дату внесения - 26 января 2016 года, то есть фактически это предвыборная популистская инициатива. Если бы в прошлом созыве депутат фракции ЛДПР постоянно посещал заседания комитета, то он просветил бы вашу фракцию, всех коллег, о тех изменениях, которые произошли в системе ЕГЭ. Каждый член комитета выражал своё мнение относительно ЕГЭ, и с учётом этого вносились все изменения, в том числе Рособрнадзором. Неужели вы не видите, что ваш законопроект ещё и вернёт коррупцию в эту сферу, и уже тогда точно родителям придётся забеспокоиться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Дегтярёву включите микрофон. ДЕГТЯРЁВ М. В. Ну что сказать!.. Ну давайте определимся, почему мы навешиваем на серьёзные инициативы ярлык "популистская". Вообще-то, этимология этого слова, его происхождение - от слова "народ", в интересах народа внесена инициатива. Если вы хотите её называть популистской - ради бога, это ваше право. Мы её называем очень важной и считаем одной из ключевых для оздоровления нашей молодёжи и вообще общества, потому что, повторяю, всё, начиная с суицидов и заканчивая общим здоровьем и самочувствием, - всё связано с ЕГЭ. А о том, что изменения в систему ЕГЭ вносятся, я в своём докладе сказал, мы в принципе это видим и поддерживаем то, что экзамен из угадайки постепенно приобретает более-менее приемлемую форму, о которой фракция ЛДПР говорила с первого дня введения единого государственного экзамена. А коррупцию это не вернёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Михаил Владимирович, вопрос следующий. Действительно, только 25 процентов россиян поддерживают ЕГЭ, но вот какая интересная ситуация: среди тех, кто сдавал ЕГЭ, большинство всё-таки выступает за этот экзамен. Так чьё же мы всё-таки мнение должны приоритетно учитывать - тех, кто не сдавал ЕГЭ и уже не будет сдавать, или тех, кто его сдавал? Чьё мнение мы будем считать более важным? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Дегтярёву включите микрофон. ДЕГТЯРЁВ М. В. Это и есть сегрегация - что значит считать чьё-то мнение более важным? Мы все мнения уважаем, и наши избиратели нам об этом говорят, обращаются в наши приёмные, пишут на телевидение, а уж сколько в социальных сетях было сообщений в поддержку этой инициативы именно среди молодёжи, просто не счесть! Поэтому все мнения важны, в том числе и мнения преподавателей, которые шушукаются, а некоторые в регионах в принципе и не стесняются в выражениях по отношению к ЕГЭ. Да, ЕГЭ частично решил проблему доступа талантливых ребят из села в столицы крупных регионов, в том числе и в Москву, и в Петербург, но сколько создал проблем ЕГЭ! Об этом же никто не говорит, а мы вот хотим обратить внимание на эту проблему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. У меня вопрос к Михаилу Владимировичу. Сразу хочу сказать, что идею вашего законопроекта я, безусловно, поддерживаю. Михаил Владимирович, только что лидер вашей партии на трибуне, когда рассматривался предыдущий вопрос, говорил - чего, дескать, сотрясать воздух, зачем вносить законопроекты, которые, заведомо знаешь, не пройдут, - вот и у меня к вам этот вопрос: вы же знали, наверное, что вот так будет, ведь уже не первый раз обсуждается эта тема? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Дегтярёву включите микрофон. ДЕГТЯРЁВ М. В. Тамара Васильевна, вы же опытный парламентарий, вы понимаете, что вода камень точит, и от того, как мы с вами, оппозиция парламентская, будем выступать, какие инициативы будем вносить, зависит принятое решение. Это вот, кстати, как с поправками в Федеральный закон "О физической культуре и спорте...": многие отклонённые поправки оказали влияние на то, какие поправки были приняты. То есть нужно этим заниматься профессионально, нужно эту тему продвигать, и мы вас в этом абсолютно поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. У меня вопрос к Любови Николаевне. Мы, безусловно, поддержим данный законопроект. Известны условия сдачи ЕГЭ детьми с ограниченными возможностями здоровья: в их квартире устраивается пункт приёма единого государственного экзамена, туда приходит организатор ЕГЭ, туда приходят наблюдатели, то есть как минимум пять человек там сидит (родителей, конечно, удаляют), кроме того, там устанавливается видеонаблюдение. И это всё на одного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья! Скажите, пожалуйста, как вы расцениваете такой подход к таким именно детям, к такой категории лиц? Это первый вопрос. Второй вопрос: вообще, планируется ли что-то сделать, чтобы изменить вот этот жёстокий, жесточайший подход? ДУХАНИНА Л. Н. Спасибо большое за вопрос. Дети с различными особенностями здоровья сдают сегодня единый государственный экзамен в абсолютно разных условиях: есть дети, которые приезжают и сдают в специально созданных пунктах приёма экзамена, а что касается той ситуации, о которой говорите вы, когда детей сложно транспортировать, действительно, в этом году это выглядело ровно так, как вы описываете. Мы также считаем, что это чрезмерная нагрузка на ребёнка и что данную процедуру нужно изменить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Михаил Владимирович, вы ещё не были депутатом Государственной Думы, когда я пригласил на дебаты по поводу ЕГЭ Андрея Александровича Фурсенко, в то время министра образования и науки, вместо него на дебаты на радиостанцию "Эхо Москвы" отправился уважаемый Владимир Вольфович Жириновский: счёт, как сейчас помню, был 83 на 17, он тогда яростно защищал ЕГЭ, а я соответственно его критиковал. На следующей день в Государственной Думе уважаемый Владимир Вольфович даже сказал, что те, кто поддержал Смолина, - это коррупционеры, ну, из песни слова не выкинешь... Мы приветствуем изменение позиции фракции, но спрашивается: а чем вызвано изменение позиции фракции? Скажите, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Дегтярёву включите микрофон. ДЕГТЯРЁВ М. В. Интеллектуальная мощь Владимира Вольфовича Жириновского, его эволюция, его позиция отражены во многих и литературных, и публицистических трудах, в том числе и в моём труде, книга называется "Пророк в своём Отечестве", где проанализированы все его высказывания за двадцать пять лет, из чего следует, что всё сбылось. Ну что, всё правильно, нужно отменять ЕГЭ, и срочно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемая Любовь Николаевна, у меня к вам вопрос: при рассмотрении этого законопроекта вы анализировали статистику или какие-то объективные данные, касающиеся качества образования до введения ЕГЭ и после? Вы обладаете какой-то статистикой или, может быть, не статистическими данными, но какими-то мнениями по поводу того, что у нас сейчас, после введения ЕГЭ, уровень образования стал лучше или хуже? ДУХАНИНА Л. Н. Спасибо большое за вопрос. Особенно внимательно мы пытались это анализировать в первые годы после введения единого государственного экзамена, когда накал страстей был ещё более мощный. Я могу вам ответить на этот вопрос исходя из двух позиций, и первая позиция - позиция учителей. Я могу вам сообщить, что каждый учитель вам скажет, на сколько сдаст его ученик единый государственный экзамен, и расхождение в оценке составит плюс-минус 1-2 балла на общем фоне 100 баллов. К сожалению, сегодня уверенно сравнить статистически качество образования невозможно. Почему? Потому что даже в период проведения самого единого государственного экзамена у нас несколько раз менялось само шкалирование, менялась минимальная проходная граница, и поэтому можно сегодня оценивать только экспертно, с позиции педагогического сообщества. Я могу вам сказать о точке зрения педагогов: они, как и остальные граждане, тоже считают, что сегодня процесс обучения по тем программам, которые утверждены в соответствии с нашим реально сложным государственным стандартом, у многих детей идёт сложно, и мы обсуждаем вопрос об их переходе после 9-го класса в систему профессионального образования, и это дало нам основание говорить об активизации системы профессионального образования. Но сегодня взять и сравнить по баллам - это будет просто непрофессионально, поэтому не могу себе позволить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И. Любовь Николаевна, в продолжение вопроса о профессионализме. Вы говорите, что учитель может определить оценку с точностью до 1-2 баллов. В одном из городов Кировской области две девочки-отличницы, которые шли, так сказать, на красный диплом, набрали не более 40 баллов. Потом выяснилось, что полкласса принимали всякие препараты вместе с родителями, потому что и родители, и дети, естественно, переживали за сдачу экзамена и просто дозировку не угадали. Это к вопросу о профессионализме, о том, что учитель может определить. Переживают и дети, и родители. А что касается детей с ограниченными физическими возможностями - у нас, бывает, мама не может для девочки получить памперсы другого размера, не может достучаться до соцслужбы, но зато, когда организовывают ЕГЭ, как коллега из КПРФ уже абсолютно правильно сказал, там и машины, и люди, и инспекторы... То есть, с одной стороны, невозможно получить для ребёнка памперсы другого размера, а, с другой стороны, колоссальные государственные деньги тратятся на то, чтобы в маленькие квартиры, иногда общежития, где эти дети живут со своими родителями... (Микрофон отключён.) ДУХАНИНА Л. Н. Кирилл Игоревич, спасибо за ваш вопрос. Я думаю, что применение препаратов в период единого государственного экзамена - это особый вопрос, и его нужно обсуждать родителям и врачам. Не следует поднимать уровень тревожности у ребёнка собственными усилиями, усилиями родителей. Если ребёнок ходит регулярно в школу, выполняет домашние задания, то он напишет больше чем на 40 баллов, а если вы тормозите его нервную систему, то давайте тогда разделять эту ответственность: нам действительно нужно снимать уровень тревожности, но он на сегодняшний день значительно выше у родителей, нежели у самих детей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шойгу Ларисе Кужугетовне включите микрофон, пожалуйста. ШОЙГУ Л. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Николаевна, я не против ЕГЭ, я против системы сдачи ЕГЭ, я против той обстановки, которая создаётся вокруг выпускников во время сдачи единого государственного экзамена. Мне хотелось бы задать просто банальный вопрос, на который я не могу добиться ответа, наверное, в течение нескольких лет: проводилась ли независимая психологическая экспертиза условий сдачи детьми ЕГЭ? Согласно статистике, у нас количество суицидов значительно уменьшилось среди подростков, но при этом данная статистика передана в систему МВД, а в системе МВД многие случаи регистрируются как несчастные случаи или вообще не регистрируются. Кроме того, я вам хотела бы сказать... Вот вы сказали, что не следует нагнетать обстановку родителям... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте тридцать секунд. ШОЙГУ Л. К. Но не следует нагнетать обстановку в первую очередь учителям, поскольку ученик, когда идёт на экзамен, проходит проверку, которой может позавидовать любое пенитенциарное учреждение, все наши СИЗО и прочие могут поучиться там. Так вот, ставите ли вы вопрос о независимой психологической экспертизе, которая не проводилась? ДУХАНИНА Л. Н. На самом деле я несколько лет была членом Общественной палаты Российской Федерации, и там мы этот вопрос ставили, продолжаем уже вместе с депутатами его ставить. Но я могу вам сказать, что определённые замеры у нас проводились: проводился замер стрессового состояния перед экзаменом и сразу после, потом этих же детей опрашивали спустя две недели, когда они узнавали результат. И это очень важно: состояние, когда ты вышел с экзамена, ничего ещё не понимая, и состояние, когда ты знаешь уже свои баллы. Я хотела бы вас поддержать вот в какой позиции, и над этим нам нужно продолжать работать. У нас очень многое зависит от поведения тех взрослых, которые находятся в пункте проведения экзамена: есть места, где вообще всем комфортно и хорошо, а есть такие места, где каждый раз уровень тревожности повышенный. Восемь лет я лично проводила "горячую линию" Общественной палаты и могу сказать, что, когда я проводила её в первый раз, мы вместе с экспертами за сутки приняли семь с лишним тысяч звонков. Прошлый год показал цифру уже около двухсот звонков, то есть процедура стала всем понятна. Нам нужно превратить единый государственный экзамен из политического дела в личное дело ребёнка и его семьи, понимаете? И тогда уровень тревожности тоже снизит. Ведь почему многие родители переживают? Потому что они начинают вкладывать колоссальные средства в период обучения в 10-м классе, в 11-м классе, и, если результат им кажется не очень высоким - а он действительно может быть не очень высоким, - конечно, наступает разочарование. А если мы с вами разрешим неоднократную сдачу, будем развивать практику досрочной сдачи, то мы сможем снизить этот уровень тревожности. Согласны? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Последний вопрос. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Большое спасибо, Иван Иванович, извините, не успел записаться. Уважаемая Любовь Николаевна, ну смотрите, ведь ЕГЭ, единый госэкзамен, вводился с благой целью - избежать коррупции как при проведении выпускных экзаменов в школе, так и при проведении вступительных экзаменов в вузах. И если в школах как-то худо-бедно унифицировали сдачу выпускных экзаменов - хотя, сами понимаете, есть много нюансов, и пресса об этом пишет, - то в вузах, для того чтобы избежать наплыва этих стобалльных абитуриентов, вводят дополнительные экзамены, получая тем самым возможность выбрать действительно наиболее талантливых ребят. Не кажется ли вам, что вообще идея ЕГЭ как таковая в таких условиях просто уже умерла? ДУХАНИНА Л. Н. Я так не думаю. Более того, я думаю, что у этого экзамена через некоторое время наступит очень спокойный режим. Что касается стобалльников, если вы посмотрите статистику, то увидите, что их количество в последние годы не только не увеличивается, но и в определённый момент снизилось, и цифра не растёт. Я вам могу сказать, благодаря чему это было достигнуто: мы добились реально перекрёстной перепроверки стобалльных работ, и в регионах сразу поняли, что все работы стобалльников оказываются в другом регионе на перепроверке, - и теперь уже нет такого количества стобалльников. Хотя я, как профессионал, считаю, что всё-таки стобалльников должно быть побольше, если мы говорим о высоком качестве школьного образования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Любовь Николаевна. Присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Записались тринадцать человек, фракция КПРФ предлагает по одному человеку от фракции выступить - мы не раз обсуждали этот вопрос в этом зале, нет возражений, коллеги? Нет. Тогда от фракции КПРФ выступает Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Добрый день, уважаемые коллеги! Я начну с того, что помимо незабываемой дискуссии с Владимиром Вольфовичем в моей жизни была ещё не менее интересная дискуссия, не более и не менее как с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, публичная, на заседании Открытого правительства. Себя цитировать не буду, процитирую близко к тексту Дмитрия Анатольевича. Он говорил прямо следующее: "Вы знаете, вот по поводу ЕГЭ, я встречался со многими-многими учителями, и мне все говорили, что всё замечательно". Я про себя подумал: "Где же набрали столько учителей?" "Но когда, - сказал Дмитрий Анатольевич, - стал сдавать мой сын, я понял, что не всё уж так и хорошо". Уважаемые коллеги, мы прекрасно понимаем, что у ЕГЭ есть плюсы, главный плюс ЕГЭ всем известен - увеличение академической мобильности в территориальном плане: больше детей из провинции поступают в московские, питерские и другие вузы. Чистая правда, их количество увеличилось, хотя в основном это дети из семей со средними и высокими доходами, потому что для семьи с низкими доходами прокормить ребенка в Питере или в Москве практически невозможно. Но при этом плюсе оказался и минус, обратная сторона медали: эти дети, увы, обратно, например к нам в Сибирь, практически не возвращаются - системы распределения нет. Но это ещё не всё. Если верить опросу "Левада-Центра", примерно 45 процентов наших студентов два года назад говорили, что предпочли бы жить и работать не в России, а в других странах, и успехи этих детей очень активно отслеживаются нашими партнёрами, как изящно выражается Президент Российской Федерации, и мы невольно провоцируем утечку умов из Российской Федерации. ЕГЭ в этом не виноват, но, коллеги, когда мы планируем какое-то действие, мы должны понимать его системные эффекты - ЕГЭ эту процедуру ускорил, увы, мы должны это понимать. Неверно, что ЕГЭ не требует репетиторства, наоборот, репетиторства с ЕГЭ стало больше, потому что помимо получения знаний требуется ещё и изучение определённых технологий, по крайней мере так считают московские родители, которые в большом количестве ко мне по этому поводу приходили, уважаемые коллеги. ЕГЭ в каком-то смысле действительно скрепа нашего образовательного пространства, но знаете почему? Потому что все остальные скрепы разрушены. Вообще-то, скрепой образовательного пространства должно быть содержание образования, а вовсе не ЕГЭ, и, когда мы выбросили содержание образования из образовательных стандартов, оказалось, что в школах на разных улицах Москвы детей могут учить разному, не говоря уже о разных регионах Российской Федерации. То есть ЕГЭ - это скрепа, но скрепа оттого, что всё другое разрушено. Далее, уважаемые коллеги, что касается дешевизны ЕГЭ. Я не знаю, кто и как считал, но ЕГЭ точно дороже обычных экзаменов, мы это все прекрасно понимаем, потому что создать особые условия - это большие проблемы. Да, мы признаём, ЕГЭ в последнее время меняется к лучшему, мы приветствуем усилия Рособрнадзора по этой части не только потому, что... Тестоподобные задания, конечно, остались, мы надеемся, что в следующем году их не будет, но пока, в этом году, они есть. Мы даже добились некоторого продвижения вопроса о ребятах с ограниченными возможностями здоровья, работая совместно с Рособрнадзором, - есть продвижение и в этом отношении. Но, коллеги, есть некоторые проблемы, которые я, например, выступая против ЕГЭ пятнадцать лет тому назад, даже не предвидел, сознаюсь. Вот вам одна из этих проблем. Я вам рассказывал, что был в Омской области на праздновании Дня работника сельского хозяйства, и вот тот же Владимир Петрович Синеокий, признанный человеком года в Москаленском районе Омской области, мне говорил: "Олег Николаевич, что вы там думаете? У нас в селе школа, в старших классах по одному-два ребёнка, после девятого все дружно идут куда? В систему среднего профессионального образования. И не потому, что хотят стать механизаторами, а потому, что не хотят сдавать единый госэкзамен. При таком количестве детей школу очень скоро превратят в девятилетку, и дальше, какие бы зарплаты я ни платил своим работникам, они всё равно из села уедут либо в районный центр, либо в город, потому что хотят дать детям нормальное образование". Об этом кто-нибудь думал, коллеги? Какие есть выходы? Предложу четыре версии. Первая - снижение порога, уменьшение минимальных баллов ЕГЭ. По такому пути пошли обычные математики и правильно сделали: меньше детей осталось без аттестата, но, кстати, на ЕГЭ по профильной математике (это к вопросу о едином образовательном пространстве) и в этом году дали такие задания, которые, как утверждают математики, детям из обычных школ решить практически невозможно - только ученикам специальных или профильных классов. Вторая версия, её предлагал Дмитрий Ливанов, - ввести ЕГЭ в системе среднего профессионального образования, в бывших ПТУ в том числе. Но тогда мы множество детей оставим без аттестатов, уважаемые коллеги! Ничего хорошего из этого не получится. Третья версия, которая была оглашена здесь, - отмена единого государственного экзамена. Повторяю, мы концептуально поддержим этот законопроект, хотя понимаем, что отмена ЕГЭ для некоторых ребят будет шагом назад. И четвёртая версия, которую мы отстаиваем много лет, - дать ребёнку право выбора между технологией ЕГЭ и технологией классического экзамена. Нам говорят: это невозможно - но, повторяю, такое было в России с 2002 по 2008 год, и такое есть сейчас в Крыму, так почему мы не хотим дать всем детям право, которое имеют дети крымские? Уважаемые коллеги, если бы мы рассматривали этот законопроект в третьем чтении, мы бы, наверное, подумали, принимать ли его, в связи с его большими юридико-техническими проблемами, но в первом чтении, мы считаем, надо поддержать законопроект, имея в виду концепцию, менять или не менять ЕГЭ. Надо что-то менять, мы всегда говорили: ЕГЭ должен быть приговорён к высшей мере совершенствования! Спасибо. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Чернышов Борис Александрович, фракция ЛДПР. Подготовиться Дамдинову. ЧЕРНЫШОВ Б. А., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, просьба разделить фракционное выступление на две части в рамках семи минут. Уважаемые коллеги, очень много сегодня было сказано, но всё-таки мы от фракции ЛДПР ещё раз просим вас поддержать наш законопроект. Почему? Потому что мы считаем неправильным, что судьбу человека, по сути, решают два-три экзамена, их результаты. Молодые люди уже ничего не могут переиграть, а те оценки, которые у них были во время получения всего школьного образования, никак не влияют - мы видим здесь определённую нестыковку, определённый дискриминационный элемент. Плюс ко всему когда мы говорим о ЕГЭ, то прекрасно понимаем, что та старая система советского, российского образования, преемственность образования, которая складывалась в течение многих лет, была сломана. Что мы получили в результате? Конкретной формы того, как действовать, мы не получили - мы видим, что постоянно меняются требования к проведению ЕГЭ, мы видим, что постоянно трансформируется процесс сдачи, но всё равно остаётся вариант угадайки, всё равно остаётся вариант тестовых вопросов. Конечно, Любовь Николаевна права: ЕГЭ сильно видоизменился за эти годы, - но всё равно остаётся тот момент, что человек может просто банально ошибиться. Та система единого государственного экзамена, которая есть сейчас, подменила ценности образовательного процесса, которые в России за долгое время были сформированы. Мы видим, что процесс получения общего образования, процесс получения разных видов информации, по сути, сводится сейчас к тому, что тот или иной школьник натаскивается на два-три предмета, - это никуда не годится! И мы видим, что при этом происходит процесс деградации школьного образования. Вы говорили о том, что коррупция уменьшилась, но я не могу согласиться с этим по одной причине: как показывают результаты ЕГЭ, в определённых регионах выпускники всегда получают баллы выше, и это из года в год происходит. Также вы говорили, что тройка в городе X может превратиться в пятёрку в городе Y, - так и получается, у нас русский язык в исконно русских регионах сдают иногда хуже, чем в других регионах страны. Вы говорите также о том, что отменяется репетиторство, что, просто обучаясь, просто хорошо выполняя домашние задания, можно блестяще сдать ЕГЭ, - ну невозможно это сделать! Репетиторов огромное количество! Ко мне вчера на Моховую приходили несколько избирателей, мамочка одна пришла и говорит: "У меня нет денег, чтобы заплатить репетиторам, у меня нет денег, чтобы гарантировать моему ребёнку нормальное образование". Это всё так! Во время обсуждения на заседании комитета мы говорили: ну да, действительно, есть такой момент, школьники переживают, - не только школьники, но и их родители переживают, учителя переживают. Мы вгоняем в конце учебного года всю нашу молодёжь в стресс - это никуда не годится! И ещё один очень важный момент. Вы говорили про общественных наблюдателей - я согласен, они есть, но я уже третий год являюсь общественным наблюдателем, прихожу на сдачу ЕГЭ, и знаю, что в школы очень мало наблюдателей приходит, ну, нечасто я вижу общественных наблюдателей в пунктах проведения ЕГЭ - это моё серьёзное замечание. Плюс ко всему ещё очень важный момент - вернусь к теме коррупции. Для того чтобы дети не пугались, нормально переживали процесс поступления, многие родители платят репетиторам. Часто это бывают преподаватели из вузов, иногда деканы, которые натаскивают ребят к олимпиадам. Эти олимпиады, по сути, покупаются, и нужные люди проходят. Так что мы всё равно сталкиваемся с этой большой проблемой - с коррупцией, так было и так есть при сдаче ЕГЭ сейчас. Ну и самый важный момент. У нас действительно, как правильно сказал Михаил Владимирович Дегтярёв, огромное количество вузов, огромное количество учебных заведений - ну почему мы не можем наконец-то воспользоваться предложением фракции ЛДПР и без экзаменов в вузы принимать ребят?! Во время первой сессии уже видно, кто чего стоит, и те студенты, которые плохо учатся, в любом случае отсеются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Дамдинов Алдар Валерьевич. Подготовиться Гартунгу. ДАМДИНОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает предложенный законопроект, и основные причины уже были названы в выступлении Любови Николаевны Духаниной. Я постараюсь остановиться лишь на некоторых плюсах единого государственного экзамена, который является безусловным достижением последних шестнадцати лет. Плюс первый - антикоррупционный эффект. Начинать надо с этого, поскольку в конечном счёте именно неудовлетворённость старой системой вступительных экзаменов со взятками и с телефонным правом - основная причина и зарождения, и относительного долголетия единого государственного экзамена. Плюс второй - демократизация: ЕГЭ позволяет выявлять достойных абитуриентов в провинции. Сегодня цель наших вузов - подготовка будущей элиты страны, а это требует отбора лучших студентов со всей страны, независимо от места жительства, требует терпеливой и очень серьёзной работы и учащихся, и обучающих. Плюс третий - резкое упрощение процедуры приёма. Здесь три достижения: первое - возможность сдачи экзамена без выезда в вуз, что немаловажно, поскольку при очень высокой стоимости билетов массовые миграции абитуриентов практически невозможны; второе - возможность подавать документы сразу в несколько вузов и на несколько специальностей; третье - ЕГЭ стимулирует подготовку учащихся к экзаменам, в том числе и самостоятельную. Кроме того, ЕГЭ позволяет сравнивать качество образования в разных школах и в разных регионах при единых требованиях. Сегодня в регионах отлажена система проведения единого государственного экзамена, она удовлетворяет запросам большей части населения. Отработана процедура проведения экзамена, обеспечивающая единство технологии оценки результатов освоения образовательных программ основного общего и среднего общего образования на всей территории Российской Федерации. За время своего существования ЕГЭ претерпел существенные изменения. Сегодня в контрольных измерительных материалах, как уже отмечалось, по большей части предметов исключены так называемые угадайки, вводится устная часть ответов, введена технология печати КИМов на местах, что значительно удешевляет процедуру проведения ЕГЭ. Как уже отмечалось в докладе Любови Николаевны, отлажена система работы общественных наблюдателей не только во время проведения экзамена, но и во время подачи апелляций, что позволяет защищать интересы детей на всех этапах сдачи единого государственного экзамена. И наконец, самое главное, сегодня мы добились большей объективности и прозрачности самой процедуры проведения ЕГЭ. Да, единый государственный экзамен вызывает неоднозначную оценку, да, он требует дальнейшего совершенствования, но отменять его нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция поддержит этот законопроект, и вот почему. Во-первых, мы такую же инициативу уже вносили, и её уже отклоняли. Во-вторых, аналогичная инициатива нами ещё раз внесена, и она перекликается с тем, о чём сказал Олег Николаевич Смолин: мы предлагаем ЕГЭ сделать по выбору, то есть помимо ЕГЭ предусмотреть ещё и традиционную форму сдачи экзаменов. Вот сегодня много говорилось о том, что все критикуют ЕГЭ, говорилось, что за пятнадцать лет мы его усовершенствуем... Вы знаете, лет за тридцать мы, наверное, всё-таки доведём до совершенства эту систему, только я боюсь, что через тридцать лет у нас система образования так деградирует, что нам уже никакой ЕГЭ не нужен будет. Образование - это, вообще-то, основополагающая сфера, которую нужно развивать, потому что именно в образование нужно вкладывать, именно образование может дать толчок развитию экономики и страны в целом, только через образование можно повернуть вектор развития экономики с сырьевого пути на индустриальный. Пожалуйста, ракета-носитель "Протон" - вот вам образец успехов советской системы образования! Вспомните, многие же получали образование в советское время - никакого ЕГЭ не было! Я боюсь, что если бы сейчас нобелевские лауреаты сдавали ЕГЭ, большинство из них не сдали бы, - боюсь, что так! - потому что гении не вписываются в рамки, в эти шахматные клетки, которые насаждают единый стандарт и отсекают гениев. Получается, что с момента введения ЕГЭ проблема не только в том, что ЕГЭ введён, проблема в деградации образования в целом! Мы потеряли пальму первенства на мировых школьных олимпиадах по математике, по физике, по химии, мы всегда, традиционно занимали первые места - теперь мы уже во втором десятке и, может быть, даже из сотни будем выпадать. Я недаром задавал вопрос Любови Николаевне, есть ли какой-то объективный анализ качества системы образования - не как сдаётся ЕГЭ, не по баллам, ведь средний балл при сдаче экзамена, скажем так, не является показателем качества системы образования. Мало того, ЕГЭ ведь опасен не только тем, что до стресса доводит детей... Вот на встрече со мной в городе Миассе одна бабушка плакала просто, плакала и просила: "Валерий Карлович, помогите, у меня внучка, отличница, пятый раз не может сдать ЕГЭ!" Ну просто не может, она реально отличница, но у неё психологический барьер. В таких ситуациях, наверное, должна быть какая-то альтернатива, мы столько лет потратили на совершенствование этой процедуры! Ну конечно, можно и медведя научить кататься на велосипеде. Естественно, люди адаптируются ко всему, и систему образования можно переделать, она лет через тридцать адаптируется к этому - но не это же наша цель! Что касается коррупции. Коллеги, кто-то может положа руку на сердце сказать, что мы побороли коррупцию в системе образования? Я думаю, что никто не возьмётся это утверждать. Коррупция была, и она есть, но только приобрела другие формы, за другое платят, и бороться с ней надо по-другому, но для этого не нужно уничтожать отечественную систему образования. Кроме того, хотелось бы сказать, что, конечно же, проблема ЕГЭ ещё и в том, что мы таким образом ставим барьер перед талантливейшими ребятами, которые могли бы получить высшее образование. Кстати, проблема... Сейчас я немножко отойду от проблемы ЕГЭ. В целом есть ещё вторая проблема в образовании - постепенное движение в сторону платного высшего образования, то есть доля платного высшего образования у нас всё время растёт. Мы сокращаем бюджетное финансирование, фактически у нас по имущественному цензу, скажем так, люди лишаются доступа к базовым ценностям общества, в том числе к образованию. Мы фактически создаём социальное расслоение уже со школы, расслоение не потому, что люди разные, - это объективно, люди разные, и у каждого своя судьба, - мы закладываем основы для расслоения детей, связанного именно с уровнем дохода их родителей. Вот это вторая проблема, которую нужно решать. Мы предлагаем поддержать этот законопроект. Если действительно, скажем так, не готова Дума сегодня в полном объёме отказаться от ЕГЭ, ну давайте сделаем его необязательным: помимо сдачи ЕГЭ основанием для поступления в вузы сделаем и традиционные экзамены, потому что есть дисциплины, по которым ЕГЭ не способен дать объективную оценку знаниям детей. Мы предлагаем вам поддержать этот законопроект и во втором чтении учесть все замечания, которые были высказаны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Заключительное слово докладчика? Нет. Содокладчика? Пожалуйста, Духанина Любовь Николаевна. Включите микрофон на рабочем месте. ДУХАНИНА Л. Н. Хочу поблагодарить депутатов Государственной Думы за такое многогранное обсуждение, которое вышло за рамки рассмотрения концепции законопроекта, но оно действительно очень важно для наших граждан. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5725 по 5741 из 6736
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 52 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 96 чел. Не голосовало 354 чел.78,7 % Результат: не принято Законопроект отклоняется.