Заседание № 91
О проекте федерального закона № 98168-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о введении административного ареста за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
На трибуне также Александр Петрович Москалец. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Мурманская областная Дума также просит рассмотреть данный законопроект без участия своего представителя. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, чтобы без лишней траты времени подойти к самой сути рассматриваемого вопроса, сразу отмечу, что авторы внесённого законопроекта предлагают унифицировать санкции двух статей Кодекса об административных правонарушениях, распространив на оба случая рассматриваемых правонарушений наказание в виде административного ареста. В качестве обоснования такого предложения авторы указали на то, что более опасные правонарушения якобы содержат менее строгую санкцию. Мы согласны, что в простом смысле взаимодействие статей кодекса... Можно давать оценку таким образом, то есть путём простой логики, однако, уважаемые коллеги, должен отметить, что анализируемые статьи находятся в совершенно разных - в 6-й и 20-й - главах кодекса и прямолинейное их сопоставление является не совсем уместным, тем более что глава 6 регулирует вопросы здоровья, а глава 20 - вопросы общественного порядка. Во-вторых, мы отмечаем, что авторы никак не отвечают и на вопрос: а в чём же состоит проблема правоприменения, в чём недостаток действующей санкции? В-третьих, должен отметить, что хоть и легко, но всё-таки слукавили те, кто заявил, что принятие закона не потребует дополнительных средств из федерального бюджета, так как тех же административно арестованных нужно содержать за счёт средств бюджета. Кроме того, нельзя согласиться и с предложением об установлении исключительной судебной подведомственности таких дел, так как даже в предлагаемой рассматриваемой редакции административный арест не является безальтернативной мерой наказания. Да и Правовое управление Аппарата Государственной Думы правильно отмечает, что исключение компетенции органов внутренних дел является непонятным шагом. На основании изложенного, а также исходя из позиции Комитета по охране здоровья, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть. Депутат Локоть, депутат Иванов. Всё, два вопроса. Пожалуйста, депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Александр Петрович, ну, понятен подход юриста к подобным проблемам, не первый раз мы с таким подходом сталкиваемся. Имеется ли мнение комитета по контролю за оборотом наркотических средств? Вот сегодня мы обсуждали эту проблему, приняли обращение, поскольку видим, что она очень актуальна. На мой взгляд, нельзя чисто абстрактно подходить к подобным законопроектам. Есть очень серьёзная проблема, которую надо как-то решать, поэтому меня интересует в данном случае: выражено ли отношение к данной проблеме конкретного института в Российской Федерации, который занимается подобной большой бедой? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На центральной трибуне включите микрофон. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, уважаемые депутаты! Но у нас в составе Государственной Думы комитета по контролю за распространением наркотических средств нет, у нас есть соответствующая структура в составе федеральных органов исполнительной власти, которая занимается этим вопросом. Вот эта структура подготовила соответствующее заключение, с которым согласилась и Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности. Мы имеем чёткий и ясный письменный отзыв этой комиссии, в котором выражено отрицательное отношение к данному законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Александр Петрович, я не знаю, конечно, что там насчёт чёткого, однозначного отзыва, но, по-моему, это же очевидно, что весь тот вал наркотиков, который к нам поступает, находит своего потребителя и потребитель, то есть те самые наркоманы, абсолютно никакой ответственности за употребление этой гадости не несёт, а потом они совершают преступления. И не кажется ли вам, что если бы мы ввели, наоборот, ответственность за употребление наркотических средств без назначения врача, то это бы как раз и снизило, во много раз снизило поток наркотиков, о котором мы сегодня уже говорили, которые тоннами к нам идут? МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Сергей Владимирович, есть статья 20.20 в Кодексе об административных правонарушениях, я её зачитываю (вы говорите, что абсолютно нет ответственности), часть 3, здесь записано: потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ в общественных местах (указано, в каких конкретно местах) влечёт наложение административного штрафа в размере до одной тысячи рублей. Вот вам и наказание, всё здесь имеется. Если же это касается другой схемы потребления, то здесь предусмотрен кроме штрафа до 1 тысячи рублей также административный арест до пятнадцати суток. В законе это предусмотрено, почему я и сказал, что такое немотивированное отношение авторов - смешение разных глав и разных состояний - к нормативному регулированию данного вопроса недопустимо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас вопрос? Настаивает на вопросе Останина Нина Александровна. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо. Уважаемый Александр Петрович, в заключении вашего комитета в качестве аргумента приводятся, по сути, две позиции. Одна из них заключается в том, что если имеющихся санкций недостаточно, то авторы законопроекта должны были подтвердить своё предложение об усилении ответственности какими-то статистическими данными. Я так полагаю, что ваш комитет тоже располагает этими статистическими данными, и если обратиться к данным Судебного департамента Верховного Суда, то там приведены такие цифры: только в 2008 году было совершено триста тринадцать тысяч преступлений, из них семьдесят одна тысяча преступлений - как раз в связи с распитием спиртных напитков, употреблением наркотиков и психотропных веществ. Три тысячи детей были осуждены за это. Скажите, вот этих данных для вашего комитета, который выносил заключение по этому законопроекту, недостаточно? Вот семьдесят одна тысяча преступлений было совершено как раз на почве злоупотребления психотропными и наркотическими веществами... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Нина Александровна, вот те данные, которые вы привели, я не могу сейчас подтвердить, и я даже вообще не понимаю, из какого источника вы их взяли, потому что никто не мог дать такие сведения. Вы говорите об осуждении и о преступлениях. Мы же говорим сегодня о правонарушениях и административных проступках. Это совершенно разные вещи, это даже разные схемы исполнения наказания. Поэтому не надо вот здесь в одну плоскость выводить то, что уголовно наказуемо, и то, что влечёт административную ответственность. Вот если есть вопрос, я согласен ещё раз дополнительно с вами обсудить эту ситуацию, но не с этой трибуны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Александр Петрович. Есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента и правительства не настаивают. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 12 сек.) Проголосовало за 54 чел.12,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 54 чел. Не голосовало 396 чел.88,0% Результат: не принято Отклоняется.