Заседание № 82

15.03.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1209 по 1228 из 6978
Законопроект под номером 2 - проект федерального закона "О государственном      
банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Докладывает Зоя      
Ивановна Воронцова.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Зоя Ивановна.                                                       
                                                                                
ВОРОНЦОВА З. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! 21 февраля во втором чтении   
проект закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без           
попечения родителей" был принят абсолютным большинством. К третьему чтению      
соблюдены все регламентные нормы, проведены правовая и лингвистическая          
экспертизы. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний      
нет. Поэтому прошу поставить на "час голосования" и проголосовать в третьем     
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к докладчице?                    
                                                                                
Переносим законопроект на "час голосования".                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1432 по 1449 из 6978
Пункт 2 повестки дня. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять в         
третьем чтении проект закона "О государственном банке данных о детях,           
оставшихся без попечения родителей"? Пожалуйста, голосуйте.                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              388 чел.             86,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    390 чел.                                          
Не голосовало                  60 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принимается.                                                              
                                                                                

Заседание № 78

21.02.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2022 по 2182 из 7111
Пункт 19: о проекте федерального закона "О государственном банке данных о       
детях, оставшихся без попечения родителей". Мы рассматриваем законопроект во    
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Зоя Ивановна Воронцова.                                             
                                                                                
ВОРОНЦОВА З. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение во    
втором чтении представляется проект федерального закона "О государственном      
банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". В первом чтении      
законопроект был принят 26 апреля прошлого года конституционным большинством.   
На проект закона ко второму чтению поступило 37 заключений: это заключения от   
Президента, от Правительства, от Комитета Государственной Думы по аграрным      
вопросам, от депутата Государственной Думы Шульги, заместителя председателя     
Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, от           
Комитета Совета Федерации по вопросам социальной политики, от Комитета Совета   
Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, от       
председателя Мурманской областной Думы члена Совета Федерации Сажинова и от     
30 субъектов Российской Федерации. Надо сказать, что вот из этих 30             
заключений от субъектов Российской Федерации 24 - с абсолютным одобрением,      
остальные - с предложениями и поправками.                                       
                                                                                
Наш комитет самым тщательнейшим образом рассмотрел все поправки. Те, которые    
действительно касались содержательной стороны, улучшали качественно             
содержание проекта закона, мы учли, они направлены в таблицу учтенных           
поправок. Те, которые не являются предметом обсуждения или выходят за рамки     
данного проекта закона, мы отправили в таблицу отклоненных поправок.            
                                                                                
Нужно отметить, что 17 ноября прошлого года прошли парламентские слушания по    
данному проекту закона, на которых также были высказаны достаточно интересные   
предложения. Мы их также все рассмотрели, и они учтены в представленном вам     
сейчас на рассмотрение проекте закона ко второму чтению. В связи с тем что      
многие поправки учтены, сейчас содержательная сторона закона качественно        
улучшилась. Несколько статей исключены, так как они дублировали Закон           
Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации".       
Некоторые статьи исключены ввиду того, что мы вторгались в пределы              
компетенции Правительства. Поэтому сейчас в доработанном законопроекте          
появилось много нового, качественного и содержательного. Что прежде всего       
именно нового, качественного и содержательного, появилось? Уточнен понятийный   
аппарат, упрощена его терминология, с тем чтобы им в полной мере могли          
пользоваться все заинтересованные в решении вопросов устройства детей органы    
и граждане. Более стройной и последовательной стала структура. Из проекта       
исключены те вопросы, которые уже урегулированы действующим                     
законодательством, а также те, которые могут быть решены на уровне              
Правительства. В соответствии со статьей 15 проекта закона Правительство в      
пределах своей компетенции будет определять порядок ведения государственного    
банка данных о детях, то есть все организационные вопросы, процедурные и        
технические. По предложениям Правительства и Совета Федерации в законопроект    
включены нормы, касающиеся учета граждан, желающих принять ребенка на           
воспитание в семью. Эти положения мы считаем принципиально важными. Только      
сочетание двух информационных потоков - о детях и о гражданах - позволит        
решить основную задачу: способствовать устройству детей, оставшихся без         
попечения родителей, в семьи граждан.                                           
                                                                                
Законом определен и правовой режим документированной информации о гражданах.    
С учетом предложений Президента, Правительства и ряда субъектов права           
законодательной инициативы изменен подход к решению вопроса о том, какие        
сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, следует отнести к         
конфиденциальной информации, а какие сделать открытыми и общедоступными.        
                                                                                
В проекте уточнены нормы, касающиеся порядка пользования государственным        
банком данных. Из них исключены все технические вопросы, в них определено, в    
каком порядке осуществляется пользование банком данных о детях как              
гражданами, так и органами, которые осуществляют устройство детей в семьи.      
Установлено также, что иностранные граждане имеют право на доступ к             
конфиденциальной информации только о тех детях, в отношении которых возникли    
установленные Семейным кодексом основания для их усыновления иностранцами.      
Это не только истечение установленного Семейным кодексом пятимесячного срока    
нахождения сведений о ребенке на учете, но и наличие информации о тех мерах,    
которые предпринимались по устройству ребенка в российскую семью, если          
устроить его не удалось. В текст законопроекта внесены и другие уточнения,      
которые никоим образом не меняют его структуру.                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, буквально до последнего момента мы работали с               
представителями Правительства над текстом законопроекта. В результате в пункт   
1 статьи 6 и в пункт 1 статьи 11 внесены небольшие редакционные уточнения. Мы   
с этими редакционными уточнениями согласны. Они действительно улучшают          
содержательные стороны как 6-й, так и 11-й статьи. Эти поправки сейчас вам      
дополнительно (кроме того проекта закона, который ранее вам был роздан)         
направлены. Ряд поправок комитет предлагает к отклонению. Их немного. В         
основном причины их отклонения в том, что ряд статей исключены из проекта       
закона, а эти поправки касались как раз вот этих исключенных статей.            
                                                                                
Особо хочу остановиться на поправке, которую внесли Президент и                 
Правительство. Они предлагают исключить из проекта статью об ответственности    
должностных лиц за нарушение прав пользователей информации. Комитет с этим не   
согласен, однако в новой редакции текста проекта данная статья - это статья     
14 - претерпела существенные изменения. Во-первых, из нее исключены             
положения, предопределяющие содержание возможных составов правонарушений,       
что, повидимости, вызывало наибольшие возражения Президента и Правительства.    
Во-вторых, сейчас она сформулирована в общей форме и говорит об                 
ответственности за нарушение федерального закона о банке данных о детях не      
только должностных лиц, но и всех других лиц, как физических, так и             
юридических. Я полагаю, что, вообще-то, в каждом законе такие статьи об         
ответственности должны быть. Мы много принимаем законов, но они не              
исполняются, а вот за их неисполнение практически никто не отвечает.            
                                                                                
Уважаемые депутаты, проект закона прошел правовую и лингвистическую правки,     
замечаний нет. Поэтому убедительная просьба: проголосовать таблицу принятых     
комитетом поправок, таблицу отклоненных поправок и в целом проект закона во     
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зоя Ивановна.                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы по таблице поправок 1? Вопросов нет. На     
голосование ставится таблица 1 - таблица поправок, предложенных комитетом к     
принятию. Кто за это предложение? Прошу голосовать.                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              375 чел.             83,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    375 чел.                                          
Не голосовало                  75 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок 1.                                                 
                                                                                
Есть ли предложения, возражения, замечания по таблице поправок 2? Нет.          
Уважаемые депутаты, кто за то, чтобы принять таблицу 2 - таблицу поправок к     
данному законопроекту, предложенных комитетом к отклонению? Прошу               
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              371 чел.             82,4%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, на голосование ставится проект федерального закона "О       
государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей",      
вопрос о принятии данного законопроекта во втором чтении. Кто за это            
предложение? Прошу голосовать.                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              387 чел.             86,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    387 чел.                                          
Не голосовало                  63 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 23

26.04.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1152 по 1636 из 4616
Теперь переходим к пункту 8 (это законопроекты первого чтения): о проекте       
федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без     
попечения родителей".                                                           
                                                                                
Зоя Ивановна Воронцова, пожалуйста. (Шум в зале.)                               
                                                                                
Коллеги, пожалуйста, потише.                                                    
                                                                                
ВОРОНЦОВА З. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию              
представляется проект федерального закона "О государственном банке данных о     
детях, оставшихся без попечения родителей".                                     
                                                                                
Почему возникла необходимость в таком законопроекте? Дело в том, что в          
течение последних лет наблюдается рост числа детей-сирот. К началу 1999 года    
их количество составило более 620 тысяч. Сиротство у нас в стране, по сути      
дела, стало социальным явлением. И хотя в последние годы принят ряд             
федеральных законов для улучшения положения детей, тем не менее, как видите,    
картина недостаточно хорошая.                                                   
                                                                                
Действует сегодня Семейный кодекс Российской Федерации, приняты Федеральный     
закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей,     
оставшихся без попечения родителей" и ряд других нормативных документов. В      
1996 году было издано постановление Правительства № 919 "Об организации         
централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей". Основная    
цель данного постановления была найти ребенку семью на территории всей          
России, если не удалось его усыновить по месту жительства. В соответствии с     
данным постановлением на территории России были созданы федеральный и 83        
региональных банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Тем не   
менее, еще раз повторяю, картина в сфере детства складывается очень             
тревожная.                                                                      
                                                                                
Статьей 123 Семейного кодекса приоритетной провозглашается идея устройства      
ребенка в семью. У нас же происходит прямо, я бы сказала, противоположный       
процесс. Количество усыновленных детей у нас год от года сокращается. За        
последние три года число их сократилось на 17 процентов, а количество           
государственных детей, то есть воспитанников детских домов, наоборот, выросло   
на 32 процента. Это прежде всего ведь и удорожание их содержания.               
                                                                                
В 1996 году на основании созданных федерального банка и региональных банков     
данных о детях, оставшихся без попечения родителей, было усыновлено 30 тысяч    
детишек, в 1998 году - уже только 25, а в 1999 году эта цифра еще меньше. За    
три года своего существования, или за три года своей работы, федеральный банк   
выдал всего лишь 52 направления российским усыновителям для ознакомления с      
ребенком, усыновлено же за это время всего-навсего 19 детишек. Как видите,      
действительно картина нерадостная.                                              
                                                                                
Почему же российские дети и российские граждане-усыновители не могут найти      
друг друга, хотя ведь на сегодняшний день шесть тысяч российских граждан ждут   
своей очереди и готовы буквально сегодня принять ребенка на воспитание в        
семью? Причин здесь несколько. Есть причины и объективные, есть причины и       
субъективные. Но прежде всего нельзя пока сбрасывать со счетов                  
недостаточность технического обеспечения уже созданных региональных банков и    
федерального.                                                                   
                                                                                
Нельзя сбрасывать со счетов и ухудшившееся социально-экономическое положение    
российских граждан, из-за чего в большей степени как раз и сокращается          
процесс усыновления. В то же время есть еще более серьезная причина (я          
считаю, она самая основная, главная) - это сокрытие от российских граждан       
информации о наличии уже созданных и федерального банка данных, и               
региональных банков данных. Зачастую информация о их работе, о порядке          
предоставления сведений о детях, об ответственности и правах российских         
граждан умышленно бывает сокрыта. И я еще раз подчеркиваю, что порой это        
бывает сделано умышленно. И совсем иная картина с не российским, а с            
иностранным усыновлением. У нас международное усыновление ширится год от        
года: с 3 тысяч усыновленных детей в 1996 году до 5,5 тысячи в 1998 году. Но    
это только, будем так говорить, официальные данные, а по неофициальным          
данным, эта цифра гораздо больше. Наши детишки на сегодняшний день высоко       
котируются в цене, стоимость их - от 10 до 80 тысяч долларов.                   
                                                                                
В Санкт-Петербурге на сегодняшний день иностранными гражданами усыновляется     
85 процентов от общего количества усыновленных, то есть 85 процентов наших      
детишек увозится за рубеж, и всего лишь 15 процентов усыновляется российскими   
гражданами. Мы просто поставили на поток наш российский генофонд, и он          
утекает вот в таком страшном цифровом отображении за границу, хотя статья 124   
Семейного кодекса Российской Федерации закрепила условия наибольшего            
благоприятствования для российских усыновителей по сравнению с иностранными.    
                                                                                
И вновь обращаюсь к Семейному кодексу. Статьей 126 предусмотрено, что           
посредническая деятельность по усыновлению запрещается. Иностранным             
агентствам разрешается осуществлять подбор детей для усыновления только в       
силу международного договора на основе принципа взаимности. Порядок             
деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению        
детей на территории России устанавливается Правительством по представлению      
Министерства юстиции и Министерства иностранных дел России. Однако до сих пор   
такой порядок не определен, договоры ни с одним из государств не заключены, а   
в России тем временем вопросами усыновления занимается сегодня только из США    
90 агентств.                                                                    
                                                                                
Еще раз привожу пример по Санкт-Петербургу. Посредническую деятельность там     
через своих представителей ведут 25 усыновительных агентств США, Канады,        
Италии, Франции, Новой Зеландии и ряда других государств. Прокуратурой          
Челябинской области пресечена деятельность частных лиц, представителей 19       
зарубежных агентств, выполнявших запрещенные законом посреднические функции     
по усыновлению. Правовой основы их деятельности не создано, они действуют вне   
всяких правил и норм, превращая усыновление в рыночный, криминальный объект.    
Прокуратурой вскрывается все больше случаев криминализации этой сферы. При      
отсутствии надлежащего государственного контроля за усыновлением гуманный по    
своей сути процесс претерпевает опасную деформацию, превращается в              
откровенную торговлю детьми. Дети-сироты, которые нуждаются в особой заботе     
государства, становятся выгодным товаром, принося чиновникам различных          
уровней немалые деньги. Не редкостью стали случаи негуманного, а порой и        
бесчеловечного обращения иностранных граждан с усыновленными ими российскими    
детьми.                                                                         
                                                                                
Обо всем этом пришлось рассказать, уважаемые коллеги, чтобы вы имели четкое     
представление о необходимости законодательного урегулирования деятельности      
уже созданных банков данных.                                                    
                                                                                
Проект федерального закона "О государственном банке данных о детях,             
оставшихся без попечения родителей" подготовлен совместно с Комитетом           
Государственной Думы по информационной политике в соответствии с пунктом 3      
статьи 122 Семейного кодекса, в котором указано, что порядок формирования       
данного банка осуществляется федеральным законом. Цель законопроекта -          
формирование и использование информационного механизма государственного банка   
данных для учета детей, оставшихся без попечения родителей, и содействия в      
передаче таких детей на воспитание в семьи граждан.                             
                                                                                
Разрешите коротко остановиться на основных его концептуальных положениях.       
                                                                                
Во-первых - это создание правовых основ для формирования и использования        
информационного государственного банка данных о детях, оставшихся без           
попечения родителей. Законопроект устанавливает основные направления и          
принципы государственного регулирования его деятельности. Определяются задачи   
уполномоченных органов исполнительной власти на федеральном и региональном      
уровнях, ответственных за формирование данного банка. Вводится                  
государственный контроль за реализацией поставленных задач.                     
                                                                                
Во-вторых - это правовое регулирование формирования информационных ресурсов     
государственного банка данных. Законопроект определяет обязательные             
требования к формированию информационных ресурсов. Устанавливает категорию      
информации по уровню доступа к ней пользователей: информация с открытым         
доступом и информация с ограниченным доступом. Регламентирует единый порядок    
документирования информации, а также обязательность ее представления в          
государственный банк данных. Принципиальное значение приобретает обязательный   
обмен документированной информацией между органами опеки и попечительства и     
государственными банками данных на федеральном уровне и на уровне субъектов     
России. Обмен документированной информацией позволяет в кратчайшие сроки        
получить сведения о каждом ребенке, проживающем на территории России, который   
подлежит усыновлению.                                                           
                                                                                
В-третьих, в главе 3 "Пользование информационными ресурсами ГБД о детях,        
оставшихся без попечения родителей" установлен механизм обеспечения прав        
граждан на информацию о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью.       
Законопроектом устанавливается право граждан на информацию из                   
государственного банка данных, а также гарантии реализации этого права.         
Определен порядок доступа к открытой информации и к информации с ограниченным   
доступом.                                                                       
                                                                                
Статьей 17 определен порядок защиты прав гражданина на информацию, и статьей    
18 (я особо акцентирую на этом внимание) - ответственность должностных лиц за   
отказ в доступе к ней.                                                          
                                                                                
В-четвертых, реализация закона потребует незначительных дополнительных          
затрат. Еще раз повторяю: незначительных дополнительных затрат, которые         
покрываются за счет средств федерального бюджета. Формирование и                
использование государственного банка данных о детях осуществляется уже с        
учетом максимального использования имеющихся информационных ресурсов,           
информационных технологий и программно-технического обеспечения, созданных на   
основе постановления Правительства от 1996 года для централизованного учета     
детей.                                                                          
                                                                                
Финансово-экономическое обоснование прилагается. Оно подготовлено на            
основании материалов, представленных Министерством образования, а также         
независимых экспертиз, проведенных специалистами Управления                     
информационно-технологического обеспечения Аппарата Государственной Думы.       
Так, дооснащение основными средствами федерального банка данных потребует 285   
тысяч рублей, эксплуатационные расходы - 190 тысяч. Таким образом, общий        
расход на 2001 год составит всего 475 тысяч рублей. Все это идет за счет        
средств, выделяемых по федеральной программе "Дети России" (подпрограмме        
"Дети-сироты").                                                                 
                                                                                
На рассматриваемый законопроект получено 40 заключений от субъектов права       
законодательной инициативы, из которых 29 полностью поддерживают его            
концепцию, а 11, в том числе Правительство, вносят конкретные предложения.      
Все предложения концептуального характера учтены в представленном вам тексте    
законопроекта. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний      
концептуального характера по представленному проекту федерального закона не     
имеет.                                                                          
                                                                                
В законопроекте мы исходили из того, что каждый ребенок, лишенный по злой       
воле судьбы родительской заботы, имеет святое и неотъемлемое право обрести      
счастье в другой семье - будь то у себя на родине или за ее пределами.          
Предлагаю принять проект федерального закона "О государственном банке данных    
о детях, оставшихся без попечения родителей" в первом чтении.                   
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                  В. П. Лукин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зоя Ивановна. Есть ли вопросы к докладчику?      
Есть вопросы? Есть вопросы.                                                     
                                                                                
Тогда просьба включить режим записи, чтобы мы записались на вопросы.            
                                                                                
Пожалуйста, огласите.                                                           
                                                                                
У нас имеются вопросы. Первым задает вопрос депутат Булаев. Пожалуйста.         
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И., фракция "Отечество - Вся Россия".                                 
                                                                                
Зоя Ивановна, скажите, пожалуйста, сегодня существует, легитимно или            
нелегитимно сеть посредников, которые работают, в общем-то, с чиновниками в     
каждом регионе. Насколько жестко закон не позволяет теперь появиться            
посредникам на уровне федеральном? Достаточно получить доступ к федеральному    
банку данных - и ты владеешь информацией по всей России.                        
                                                                                
ВОРОНЦОВА З. И. Дело в том, что 28 марта Путиным подписано постановление        
Правительства как раз о межведомственной комиссии, которая будет                
непосредственно заниматься этим вопросом. Для межведомственной комиссии,        
которая будет заниматься непосредственно иностранным усыновлением, наш закон    
крайне необходим, потому что отдельной статьей здесь прописаны жесткие          
регламентирующие нормы. Мы ко второму чтению будем использовать как раз         
данное постановление от 28 марта этого года.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Следующий у нас - депутат Зубов.                 
                                                                                
Пожалуйста, включите ему микрофон.                                              
                                                                                
ЗУБОВ В. М., депутатская группа "Народный депутат".                             
                                                                                
Я бы хотел выступить. Извините, я не вовремя нажал кнопку.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это следующая стадия нашего рассмотрения.                 
                                                                                
Депутат Лабейкин имеет вопрос. Пожалуйста.                                      
                                                                                
Включите ему микрофон.                                                          
                                                                                
ЛАБЕЙКИН А. А. Уважаемая Зоя Ивановна, я так понял, что банк данных в           
законопроекте - это сумма сведений о тех детях, которые лишены попечения        
родителей. Но вы говорили о целом ряде принципов, связанных с усыновлением, и   
других. Можно понимать этот законопроект как предполагающий только сумму        
сведений или он предусматривает какие-то основополагающие подходы в работе с    
этими детьми? Это первое.                                                       
                                                                                
И второе. Как сведения этого банка данных коррелируют со сведениями тех         
банков данных, которые есть в субъектах Российской Федерации, в муниципальных   
образованиях, об этих детях? И нужен ли новый банк, если он уже существует? Я   
хотел просто это уточнить.                                                      
                                                                                
ВОРОНЦОВА З. И. Позвольте, я начну с вашего второго вопроса - в отношении тех   
региональных банков данных и федерального, которые уже созданы согласно         
постановлению 919-му.                                                           
                                                                                
Дело в том, что на сегодняшний день эти банки не имеют, так сказать, общей      
связи, они действуют автономно. Наша задача именно с помощью государственного   
банка данных увязать их в единую цепь так, чтобы сведения от органов опеки и    
попечительства, если ребенок, сирота, оставшийся без попечения родителей,       
поступил к ним, моментально были переданы в региональный банк данных. Через     
месяц, если не нашли усыновителей на территории Российской Федерации,           
субъектов Российской Федерации, эти сведения передаются в федеральный банк      
данных. То есть устанавливается цепочка. Она может быть прописана только        
нашим законом. На сегодняшний день, еще раз повторяю, банки данных действуют    
абсолютно автономно и такой конкретной связи нет. Отсюда, я и говорю,           
сокрытие информации. Умышленно не умышленно, но информация скрыта.              
                                                                                
Теперь по первому вашему вопросу. Мы, когда разрабатывали законопроект, то,     
естественно, основывались уже на той законодательной базе, которая на           
сегодняшний день существует. Я не случайно называла и Семейный кодекс, потому   
что есть несколько статей, которые мы непосредственно взяли за основу при       
разработке своего законопроекта. Поэтому ссылка на такую законодательную базу   
была у нас вполне оправданной.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Следующий - депутат Морозов.                                                    
                                                                                
Включите ему микрофон, пожалуйста.                                              
                                                                                
МОРОЗОВ О. В., председатель депутатской группы "Регионы России (Союз            
независимых депутатов)".                                                        
                                                                                
У меня вот какой вопрос. Скажите, пожалуйста... Я прочитал заключение           
Правительства, и помимо других проблем, которые явно возникают в связи с этим   
законопроектом, есть одна, на мой взгляд, очень важная и принципиальная - это   
финансирование данного закона или, вернее, финансирование решения всех тех      
проблем, которые возникают в связи с принятием данного закона. И                
Правительство резонно говорит, что в бюджете эти деньги не предусмотрены. Как   
с этим быть? Не плодим ли мы дополнительные мифические расходы, принимая        
данный закон, и при этом фактически не решаем ту задачу благородную,            
естественно, которая должна быть решена посредством принятия данного закона?    
                                                                                
ВОРОНЦОВА З. И. Отвечаю на ваш вопрос. Вы, наверное, проект постановления       
прочитали еще годичной давности. Буквально вчера, вернее, сегодня вам роздано   
еще одно заключение Правительства - за подписью Валентины Ивановны Матвиенко,   
где она просит рассмотреть законопроект в первом чтении и принять.              
                                                                                
Все те замечания, которые были ранее, год назад, сделаны, мы их учли в этом     
законопроекте, который сегодня обсуждается. И финансовый вопрос снят с          
повестки. Финансовые затраты, многократные, были в первом варианте, потому      
что предполагалось, что государственный банк данных будет отдельным             
государственным органом и, естественно, для его содержания в этом случае        
потребуется и помещение, и техническое оснащение, и, естественно, кадры.        
Поэтому, конечно, там расходы большие.                                          
                                                                                
На сегодняшний день этот вопрос снят. Государственный банк данных находится     
непосредственно при Министерстве образования, там есть уже и площади. То есть   
он создается на основе федерального банка и тех региональных банков, которые    
на сегодняшний день действуют.                                                  
                                                                                
Есть заключение и Министерства образования, потому что оно головной             
исполнитель, за подписью заместителя... И вот за подписью Валентины Ивановны    
следующее заключение, где она просит принять законопроект в первом чтении.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наши вопросы закончены. Спасибо, уважаемый докладчик,     
за доклад и ответы на вопросы.                                                  
                                                                                
Сейчас мы приступаем к обсуждению доклада. Есть ли желающие выступить?          
Просьба поднять руки. И если есть, то тогда мы будем записывать. Я не вижу      
желающих. Есть ли желающие...                                                   
                                                                                
Депутат Зубов, да? Пожалуйста, депутат Зубов.                                   
                                                                                
Просьба включить ему микрофон.                                                  
                                                                                
ЗУБОВ В. М. На мой взгляд, этот закон не только не решает ни одной проблемы     
усыновления, а усложняет эту проблему. Я не представляю себе, как можно         
выбирать ребенка для усыновления через общероссийский банк данных. Те люди,     
которые захотят усыновить, все равно приедут в конкретный дом, будут            
знакомиться с конкретными детьми, знакомиться с ними не один час и не один      
день, как показывает практика, и выбирать живьем, а не по банку данных.         
Создавать такой банк данных - это примерно то же самое, что создавать банк      
невест. Он может теоретически вам рассказать обо всех молодых девушках          
страны, но вряд ли большинство разумных людей будут выбирать по банку данных.   
                                                                                
Исключительно бюрократический закон. Какие ошибки, на мой взгляд, были          
допущены при его обосновании? Например, такие. Это приводится в справке,        
которая к закону приложена, - справка прокуратуры почему-то. Например,          
посреднические организации, нас всегда ими пугают. Но сейчас в выступлении      
прозвучало, что большинство усыновлений сегодня происходит за границу.          
Интересно, как без посреднических организаций можно усыновить за границу?       
                                                                                
Дальше. Прозвучала такая фраза, я не могу на ней не остановиться, потому что    
иногда из таких фраз у нас принимаются законы: откровенная торговля или         
бесчеловечное поведение со стороны иностранцев. До принятия Семейного кодекса   
у нас действовала норма, по которой, например, иностранцы могли усыновить       
только детей (это решение Верховным Советом было принято), у которых такие      
физические пороки, которые неустранимы у нас в стране. Даже невзирая на то,     
есть ли у нас лекарство для этого, медицина, - неважно, вот если у ребенка      
есть порок, был порок, его не могли усыновить, если его можно было исправить    
внутри страны.                                                                  
                                                                                
Мне пришлось проверять эту ситуацию. Я должен сказать, что не знаю ни одного    
случая бесчеловечного отношения со стороны иностранцев, а вот внутри страны,    
среди своих сограждан, к сожалению, такое есть. Например, самое очевидное -     
это пьянство. Думаю, что, наоборот, мы должны стремиться к тому, чтобы          
происходил как можно более живой контакт между людьми, которые собираются       
усыновить, и не ставить препон в виде различных бюрократических систем, даже    
если они называются красивым словом "банк данных". Траты денег на эту систему   
будут, а для дела этот закон ничего положительного не принесет.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Михайлович.                              
                                                                                
Кто-нибудь еще хочет высказаться?                                               
                                                                                
Пожалуйста, депутат Горячева.                                                   
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин,     
семьи и молодежи, фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемые депутаты, я хотела бы сказать несколько слов, поскольку               
законопроект разрабатывался в нашем комитете. Ответить даже на те вопросы,      
которые сегодня звучали, и в частности на выступление депутата Зубова.          
                                                                                
Одна из самая главных, может быть, задач этого законопроекта заключается в      
том, чтобы два потока информации урегулировать законом: с одной стороны -       
конфиденциальную информацию о детях, с другой стороны - общедоступную           
информацию. И наличие регулирования вот этих двух потоков как раз делает        
закон не бюрократическим, как здесь было сказано, а, наоборот, способным        
облегчить нашим российским усыновителям получение доступа к информации о        
детях-сиротах. И это очень важно, потому что, конечно, каждая семья будет       
сама выбирать себе ребенка через непосредственный контакт. Но облегчить         
получение вот этой информации, так скажем, для наших российских усыновителей    
- это главная задача названного закона.                                         
                                                                                
Мне, как юристу, который долгое время работал в правоприменительной сфере,      
хотелось бы сказать, что любой закон, так скажем, в определенной степени        
является формальным, что ли, даже носит некий бюрократический характер. Но      
тем не менее в данной ситуации вот этот закон и позволяет урегулировать ту      
деятельность банков данных - а их уже создано 81 в субъектах Федерации, -       
которые на сегодняшний день функционируют и правовой основы под своей           
деятельностью пока, к сожалению, не имеют.                                      
                                                                                
Скажу несколько слов о финансировании. На самом деле 80 тысяч рублей            
дополнительных затрат необходимо, для того чтобы этот закон, так скажем, был    
введен в действие. Мы предполагаем не сегодня, не завтра вводить его в          
действие, а, скажем, может быть, со следующего года. И Правительство согласно   
с этими расходами. Более того, акцентирую внимание, что (сегодня уже говорила   
об этом Зоя Ивановна) Валентина Ивановна Матвиенко 25 апреля подписала          
последнее заключение Правительства - все вопросы мы сняли - и просит принять    
этот законопроект в первом чтении. И я тоже вас прошу это сделать. Ко второму   
чтению, обещаю, все ваши самые ценные замечания, предложения, поправки мы       
обязательно учтем при работе над законопроектом.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Петровна.                               
                                                                                
Есть еще желающие? Если нет, тогда мы должны спросить у представителей          
Президента и Правительства, хотят ли они высказаться.                           
                                                                                
Представитель Правительства, пожалуйста.                                        
                                                                                
ЧЕПУРНЫХ Е. Е., заместитель министра образования Российской Федерации.          
                                                                                
Если возможно.                                                                  
                                                                                
Чепурных Елена, заместитель министра образования Российской Федерации.          
                                                                                
Правительство Российской Федерации действительно с учетом тех замечаний и       
предложений, которые внесли и депутаты Госдумы, и Правительство Российской      
Федерации, считает возможным принять данный законопроект в первом чтении.       
                                                                                
Я бы хотела, коллеги, развести две вещи, если возможно, просто для понимания.   
Процесс усыновления, вопросы, связанные с усыновлением, устанавливаются         
Семейным кодексом. Они уже установлены, и никто никаким образом переделать их   
этим законом не может. Вопросы, связанные с деятельностью посреднических        
фирм, урегулированы тремя правительственными постановлениями. Не только         
постановлением о межведомственной комиссии, но и постановлением о порядке       
деятельности представительств иностранных организаций, которые занимаются       
усыновлениями. Мы их ставим в очень жесткие рамки закона. Постановление         
Правительства через определенную систему контроля и над российским              
усыновлением действительно сделало возможным решение той серьезной проблемы,    
о которой говорил Валерий Михайлович, - это жизнь наших усыновленных детей в    
наших семьях. Я также затем проинформирую в письменном виде депутатов           
Государственной Думы, потому что некоторые данные, которыми пользовалась Зоя    
Ивановна, относятся к справке Генеральной прокуратуры за 1995-1996 годы, и      
сейчас вся деятельность по организации этой системы значительно изменена        
последними и предпоследними документами.                                        
                                                                                
Для того чтобы в законодательном порядке не возникало никаких вопросов по       
системе управления информационным банком данных, по самой схеме деятельности    
этого банка данных, закон предполагает совмещение банка данных детей и          
потенциальных усыновителей, особенно российских. Это даст возможность           
Правительству работать в нормальном правовом поле, не выходя... и даст еще      
нам возможность не использовать некоторые выражения, которые очень часто ради   
каких-то политических вещей применяются в этом вопросе по отношению к           
Правительству. Поэтому Правительство поддерживает и считает возможным принять   
этот документ в первом чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У докладчика есть повод для заключительного слова - краткого, как я надеюсь,    
- если оно есть? Есть. Пожалуйста, тогда с места, если можно.                   
                                                                                
Предоставьте депутату Воронцовой возможность выступить. Пожалуйста, включите    
микрофон.                                                                       
                                                                                
ВОРОНЦОВА З. И. Уважаемые коллеги, я думаю, коллега Зубов не во всем            
разобрался, может быть, не очень внимательно слушал или посмотрел сам           
законопроект. Наша ведь задача не заформализовать полностью всю эту систему,    
а, наоборот, объединить потенциальных российских (особенно на этом я            
акцентирую внимание: российских) усыновителей и российских граждан. И если мы   
с вами ко второму чтению, а статья 120 Регламента позволяет нам это сделать,    
внесем поправки, учтем замечания, доработаем законопроект, мы сделаем благое    
дело. Я думаю, и Правительству будет великая помощь в данной проблеме. А        
самое главное, мы решим святую задачу - дадим возможность нашим российским      
детям получить семейное тепло. Поэтому убедительно прошу проголосовать за       
данный законопроект в первом чтении.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зоя Ивановна.                                    
                                                                                
Мы в соответствии с Регламентом переходим к голосованию. Голосуется проект      
федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без     
попечения родителей". Законопроект в первом чтении голосуется. Кто за           
принятие данного проекта закона?                                                
                                                                                
Просьба включить наш голосовательный аппарат. (Оживление в зале.)               
                                                                                
Система и аппарат - это примерно одно и то же, но только в данном случае.       
                                                                                
Просьба огласить результаты.                                                    
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              373 чел.             82,9%                        
Проголосовало против            3 чел.              0,7%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    376 чел.                                          
Не голосовало                  74 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принимается.                                       

Заседание № 20

19.04.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5862 по 5879 из 7076
Проект федерального закона "О государственном банке данных о детях,             
оставшихся без попечения родителей". Доклад заместителя председателя Комитета   
по делам женщин, семьи и молодежи Зои Ивановны Воронцовой.                      
                                                                                
С места, пожалуйста.                                                            
                                                                                
Микрофон включите Зое Ивановне.                                                 
                                                                                
ВОРОНЦОВА З. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я убедительно прошу на      
неделю перенести рассмотрение нашего законопроекта. За последние буквально      
два часа у нас нашлось компромиссное решение с Правительством, и мы не желаем   
упустить такого благодатного момента. Спасибо. На среду, только в               
обязательном порядке.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, учтем пожелание комитета, чтобы на    
следующей неделе рассмотреть, да? Спасибо.