Заседание № 146

06.02.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 98106967-2 "О трансформации денежной системы Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4493 по 4652 из 6227
Пункт 9 повестки дня: о проекте федерального закона "О трансформации денежной   
системы Российской Федерации". Докладчик - депутат Владимир Вольфович           
Жириновский.                                                                    
                                                                                
С места, пожалуйста.                                                            
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я бы согласился с Павлом Алексеевичем в том, что один закон   
может в чем-то противоречить другому, но их объединяет одно - то, что комитет   
ими не занимался вообще. Если бы он в свое время занялся бы одним законом, мы   
бы его приняли в первом чтении и во втором чтении подправили, потом мы          
занялись бы вторым законом из этой же серии, который сейчас предстоит           
рассмотреть, и третьим. А так комитет расписывается в своей бездеятельности.    
Он ничего не сделал, так сказать, за истекшие два года. До этого законы         
валялись в комитете по бюджету. Вот такая же бездеятельность привела к          
катастрофе в таком государстве, как Аргентина. Но у нас это прошло, так         
сказать, более мягко, мы помним этот страшный вторник, август 1998 года.        
                                                                                
Второй закон так и называется - "О трансформации денежной системы...". Тоже     
представлен два года назад. В нем есть всё необходимое, связанное с             
терминами, с определениями. И цель закона четко обозначена - это создание       
денежной системы России, отвечающей новейшему этапу мирового развития. И        
конечно, он тоже мог бы поспособствовать и повышению собираемости налогов, и    
подавлению нелегальной экономической деятельности. Ведь теневая экономика в     
бывшем Советском Союзе потому и развивалась, что наличные деньги в обороте      
были, все преступления совершались только в этой сфере. Если бы мы              
много-много лет тому назад убрали бы наличные деньги из оборота, у нас всё      
было бы намного проще, легче и более управляемо.                                
                                                                                
Например, сегодняшняя нелегальная миграция. Мы тратим огромные деньги на        
пограничников, на милицию. А если бы мы просто запретили негражданам России     
иметь деньги в наличном обороте, они просто не приехали бы сюда, ибо не         
смогли бы получать зарплату. Если бы зарплата выплачивалась только через        
счет, который имел бы каждый гражданин России, нелегалы или эмигранты не        
смогли бы ничего этого сделать. И конечно же, увеличились бы кредитные          
ресурсы банковской системы. На руках у населения сегодня около 100 миллиардов   
долларов. Представляете, это единственная в мире страна, где деньги у граждан   
лежат, так сказать, под подушкой или где-то там закопаны в земле. Всё именно    
потому, что нет вот такой новой системы, она не трансформирована. После царя    
был перерыв, а в советский период не успели, и сегодня, уже 13 лет, - то же     
самое, ничего не получается.                                                    
                                                                                
Конечно, здесь речь идет и о суррогатных деньгах, вот о всех этих заменителях   
- чеках, акциях, бонах и так далее. И речь идет о том, что лучше -              
однокомпонентная денежная система или двухкомпонентная, где бы использовались   
деньги нескольких типов. Всё бы это оздоровило нашу экономику, способствовало   
бы тому, чтобы мы быстрее производили расчеты. Не лопались бы банки так         
часто, как у нас, а то сотни банков создаются и исчезают почти каждый день.     
                                                                                
И конечно, должна быть банковская регистрация физических лиц. Тогда бы всё      
банковское обслуживание было бы поставлено на более высокую основу. Мы знаем,   
что в некоторых странах мира чековая книжка или водительские права              
практически имеют большее значение, чем паспорт. У нас же - до сих пор          
паспорт. Милиционер спрашивает паспорт, он не спрашивает чековую книжку или     
выписку из банка, прекрасно понимая, что у многих просто нет ничего, а если и   
есть, то банк не в состоянии дать нормальную информацию по своему клиенту. До   
сих пор мы еще не верим нашим банкам. Единственный банк, который более-менее    
пользуется доверием, - это Сбербанк. А коммерческие банки часто меняют свои     
названия, и мы до сих пор не можем вернуть вклады нашим гражданам, поэтому      
нет взаимного доверия даже здесь, у нас.                                        
                                                                                
Переход на новую систему пять-шесть лет назад мог бы способствовать тому,       
чтобы лучше было с денежными операциями в нашей стране. Вы знаете историю,      
знаете, что было время примитивного бартера, меняли топор на гвозди, еще на     
что-то. Потом появился эквивалент - золото, потом пришли и бумажные деньги. А   
сегодня уже золото устарело, и многие страны освободились от золотого запаса,   
а мы до сих пор ведем еще исчисления по тому, сколько золота в наших банках,    
хотя на самом деле это уже большого значения не имеет. Мы потеряли целые        
золотые эшелоны после революции, и это практически не отразилось на             
экономическом состоянии нашей страны, только в моральном аспекте.               
                                                                                
А сегодня уже денежный расчет идет совсем в других измерениях. Нам с вами       
непонятны различного рода курсы внутренние в США, на валютных биржах            
Нью-Йорка, или Токио, или Лондона, а самым лучшим эквивалентом были бы,         
конечно, природные ресурсы, которыми мы обладаем. Но до тех пор, пока у нас     
не отберут природные ресурсы, природные ресурсы не будут эквивалентом в тех     
денежных расчетах, которые совершаются сегодня каждый день. К сожалению,        
худой, хромой доллар до сих пор еще главная валюта. Европейцы определились и    
объединились: у них есть евро. А мы с вами не можем даже подкрепить наш         
рубль, не хотим трансформировать денежную систему. Мы просто-напросто           
советский рубль, более твердый, более мощный и более сильный, заменили на       
слабенький российский рубль, который много раз уже менял свой курс и            
переставал быть эквивалентом доллару. А при советском режиме больше 65 копеек   
мы не давали за доллар. Это был самый правильный курс. И сегодня ученые         
считают, что, если даже исходить из того, что мы немножко обеднели за десять    
лет, соотношение курса должно быть три рубля за доллар. А у нас сегодня с       
вами больше 30 рублей, то есть в десять раз больше. Нам сделали искусственный   
курс, потому что мы с вами вовремя не трансформировали нашу денежную систему.   
                                                                                
Рядом Украина, более бедная страна, - у нее курс в пять раз выше, чем наш       
рубль. С какой стати гривна сильнее рубля в пять раз? Это же насмешка просто    
над нашей экономикой и над нашей денежной системой! Но здесь политический       
момент: надо постараться, чтобы не очень Украина любила Россию и дружила с      
Россией, и поэтому некоторые западные центры искусственно поддерживают курс     
украинской гривны, на которую сами украинцы ничего купить не могут.             
                                                                                
Трансформация денежной системы могла бы помочь нам. Мы здесь дали все           
обоснования. К сожалению, то, ушедшее с позором в отставку правительство        
Черномырдина дало отрицательный ответ. Но почему отрицательное заключение       
дает новый комитет, который мы создали специально под депутата Шохина, чтобы    
он бы этим занимался? Но он этим не занимается, поэтому пришлось нам            
заняться.                                                                       
                                                                                
Я считаю, что такой закон нужно принимать и нужно переходить быстрее к          
трансформации нашей денежной системы, ибо газ, нефть, лес - всё это кончается   
в перспективе, а вот денежная система, своевременно трансформированная, могла   
бы оздоровить нашу экономику.                                                   
                                                                                
Я закончил.                                                                     
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                В. А. Аверченко                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович.                              
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется заместителю председателя Комитета по        
кредитным организациям и финансовым рынкам Павлу Алексеевичу Медведеву.         
                                                                                
Включите микрофон на месте.                                                     
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П. А. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Комитет      
внимательно рассмотрел закон, цели которого комитет одобряет. Действительно,    
переход к безналичным расчетам был бы очень полезен, но методы, которыми        
автор пытается этого достигнуть, одобрены быть не могут. Ну, опять-таки         
нарушается Конституция. В статье 75 Конституции про российские деньги           
говорится одно, а в законе говорится совсем другое.                             
                                                                                
Содержательно. Закон пытается насильственным образом ввести безналичные         
расчеты. Авторы приблизительно к середине текста понимают, что полностью        
исключить наличные расчеты невозможно, поэтому немножко допускают наличные.     
Если внимательно прочитать закон, то легко понять, что эта маленькая лазейка    
делает первую часть закона бессмысленной.                                       
                                                                                
Теперь от себя. Владимир Вольфович сказал, что с терминологией здесь всё        
очень хорошо проработано. Вы знаете, я перелопатил все финансовые               
энциклопедии и одного термина так и не нашел. Вот здесь в статье 8 главы 3      
упоминается банковская операция, которая называется сексуальной услугой. Что    
это за операция, я понять не смог.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Алексеевич.                                
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и к содокладчику? Нет. Есть ли желающие            
выступить по данному вопросу? Нет. Есть ли заключительное слово у докладчика?   
Нет. Представитель Президента? Представитель Правительства? Нет. Голосуем.      
Кто за то, чтобы принять законопроект "О трансформации денежной системы         
Российской Федерации"? Прошу голосовать. Включите режим голосования.            
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 31 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за               26 чел.              5,8%                        
Проголосовало против           15 чел.              3,3%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                     42 чел.                                          
Не голосовало                 408 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принимается.