Заседание № 109

01.07.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 98106964-2 "О налично-валютном обращении на территории Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6154 по 6405 из 6906
Пункт 36 повестки дня. Проект федерального закона "О налично-валютном           
обращении на территории Российской Федерации". Доклад депутата                  
Государственной Думы Владимира Вольфовича Жириновского.                         
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Данный законопроект был внесен в Государственную Думу еще в   
декабре 1998 года. Семь лет он не рассматривался, и мы потеряли огромные        
деньги. Суть этого закона - правила обращения наличной иностранной валюты на    
территории Российской Федерации. Предполагалось, что все юридические лица,      
кроме Сбербанка России, не имеют права работать с наличной иностранной          
валютой и хранить ее и все физические лица могут иметь расчетные валютные       
счета исключительно в Сбербанке России и осуществлять с ними ограниченный       
круг операций. Запрещается также иметь счета за пределами Российской            
Федерации и корреспондентские счета в иностранных банках. Ну и                  
соответственно, незаконное хранение валютных средств за пределами страны        
карается их конфискацией в пользу государства. Дана подробная пояснительная     
записка, больше, чем к остальным законам, почти на четырех листах. Подробно     
изложены плюсы данного закона.                                                  
                                                                                
Речь шла о том, что как раз в августе 98-го года было обрушение нашей валюты,   
дефолт, и всё это было связано с тем, что произошла долларизация нашей          
экономики, начиная, видимо, с 92-го года, 93-го года. Это стало порождением     
тех реформ, которые были начаты, и всё это выражалось в деньгах. Даже если      
были ошибки в приватизации, в землепользовании или в распределении каких-то     
ресурсов, они менее существенно в отрицательном плане могли бы повлиять на      
экономику страны, чем вброс большого количества долларов. Десятки миллиардов    
долларов гуляли по стране, находились на руках у граждан или юридических лиц    
и использовались, естественно, таким образом, что это подрывало нашу            
экономику. Возьмем простой пример: наши банки обязаны были, получая             
иностранную валюту, проверять все купюры. Ведь этого нет ни в одной стране      
мира! В Америке оперируют только долларами, в Германии на том этапе             
оперировали только марками, сейчас, допустим, это евро. То есть Европа          
занимается только одной валютой - евро, а в нашей стране всякая валюта имела    
право хождения. Это самая главная ошибка реформаторов, кроме тех, о которых я   
уже сказал. Нельзя было отпускать полностью, в свободное движение иностранную   
валюту. И долларизация экономики привела к тому, что практически мы стали       
обслуживать чужую экономику, в результате пострадали в 92-м, в 93-м, в          
последующие годы. Я уже выступал здесь и говорил о том, что даже американский   
суд признал неправомерными действия американских банков - руководителей и       
консультантов, которые давали экспертные заключения по нашей экономике. Даже    
они, американцы, понимают, сколько вреда нанесли иностранные специалисты,       
которые нам предлагали те варианты реформ, с последствиями которых мы сегодня   
сталкиваемся.                                                                   
                                                                                
И вот наш парламент, соответствующие комитеты, бюджетный комитет и другие...    
Семь лет закон валялся. Сейчас его предлагают на рассмотрение в целях           
зачистки портфеля, чтобы было меньше нерассмотренных законов. Но данный закон   
должен был оказать положительное влияние на экономику страны. Это был не        
просто удар по экономике, это еще вызвало и рост преступности, потому что чем   
больше наличных денег на руках у населения, тем выше коррупция в стране, а      
это и есть цель преступного мира. Если бы не было этого огромного количества    
наличных иностранных денег на руках у населения и у юридических лиц, у          
нерезидентов (против них направлен данный закон), то, естественно, и уровень    
преступности был бы намного ниже, у нас была бы более здоровая экономика и      
было бы меньше потерь и в людях, так сказать, и в наших финансах. А когда мы    
разрешили открывать счета, когда в нарушение действующего законодательства      
они открывались, то мы выпустили из-под контроля нашу финансовую систему и      
большие деньги еще тратили на обслуживание этой огромной долларовой массы. То   
есть не только она вредила нашей экономике, но мы же еще ее и обслуживали!      
Так же вот и на Сахалине по соглашению о разделе продукции: не только они       
прибыль вывозят оттуда к себе, нефть вывозят, но мы еще здесь платим налоги     
за их деятельность. Эти доллары гуляли по нашей стране, многие из них вообще    
были фальшивыми, и мы обслуживали иностранную валюту, то есть мы выполняли      
работу американских банков. И нам еще говорят об успехах Америки, какая         
богатая страна, как там всё хорошо! Так она заставила другие страны мира        
работать! Наши ученые работают там вместо американских. Зачем им тратить        
деньги, 50 миллионов долларов, на подготовку ученого? Берут советского          
ученого - и он тут же уже работает на американскую науку, а потом говорят об    
успехах американских компьютеров. Да в Силиконовой Долине все наши работают!    
То же самое с деньгами: мы обслуживали доллар - расчеты в долларах,             
обслуживание его как денежной единицы. И еще один момент - это то, что мы не    
могли эти ресурсы направить на кредитование экономики, ибо они были на руках    
у населения.                                                                    
                                                                                
Данным законом предполагается, что все эти иностранные деньги должны            
находиться только в наших банках, и определяется порядок открытия счетов. Мы    
только недавно, буквально в этом году, разрешили нашим гражданам иметь счета    
в иностранных банках. Представляете, что делалось - семь лет - в отсутствие     
данного закона! Огромные потери в нашей стране! Я уверен, что в будущем         
какой-то закон будет принят об ответственности депутатского корпуса за          
непринятие законов. Одно дело, когда слабые депутаты не знают, какие законы     
надо принимать, чтобы обеспечить безопасность страны и поступательное           
развитие экономики, улучшение жизненного уровня, но когда есть нужные и         
хорошие законы и Дума их не принимает, - это не просто саботаж, это нанесение   
вреда, ущерба нашей экономике. В советском Уголовном кодексе были               
соответствующие статьи, предполагалось уголовное наказание, это                 
квалифицировалось как саботаж, диверсия и так далее. Мы освободили от           
уголовного наказания за подобные действия, и данный закон в принципе не         
предусматривает уголовного наказания, а предусматривает регулирование этого     
процесса.                                                                       
                                                                                
Подобного рода закон об электронных деньгах мы уже вносили, его тоже Дума не    
приняла. Когда мы пытаемся избирателям доказать, что кто-то у нас плохо         
работает, мы должны говорить о плохой работе депутатского корпуса, потому что   
мы своевременно не принимаем нужные законы. Если бы мы эти два закона приняли   
- данный закон о валютном регулировании, о резком ограничении обращения         
наличной валюты на территории Российской Федерации и закон о переходе на        
электронные деньги, - то мы сегодня были бы намного богаче, сильнее, было бы    
намного меньше преступности, намного меньше граждан покинули бы территорию      
Российской Федерации. Но не приняли, потому что тем, кто был тогда в            
правительстве - 98-й, 99-й и последующие годы, да и сегодня частично, - им      
это невыгодно.                                                                  
                                                                                
Вот в среду, 6 июля, вы здесь примете во втором чтении и сразу в третьем        
закон якобы о государственном регулировании оборота алкогольной продукции.      
Наоборот, этим законом 6 июля в этом зале вы, кто будет голосовать, снимете     
полностью государственное регулирование, потому что нормы вроде бы говорят о    
регулировании, а по сути из закона выхолощено всё государственное               
регулирование. По деньгам, по алкоголю, по другим отраслям экономики мы взяли   
неправильную формулу: мы исключили государство, исключили контроль и            
допустили теневой оборот и наших финансов, и алкогольной продукции, и           
табачной продукции, и сырьевой продукции. Вот главная причина того, почему у    
нас не хватает финансовых ресурсов. В связи с этим у нас не получается и        
ипотека, мы не можем кредитовать население. Во всем мире берут 2 процента за    
кредит и дают на тридцать, сорок, пятьдесят лет. Мы с трудом подняли до         
двенадцати лет и берем 12, 15, 18 процентов, то есть на уровне инфляции. Ну,    
такой кредит на уровне инфляции никто не возьмет.                               
                                                                                
Всё нужно регулировать. И данный закон регулирует валютное обращение в          
стране. Но намеренно определенные лица в комитете по бюджету (Вот еще раз       
укол в сторону фракции "ЯБЛОКО", я всегда выступал против... Я еще удивлялся,   
что в 93-м году они взяли только два комитета - международный и бюджетный. И    
тот и другой комитет нанесли огромный вред нашей стране. Вот тот возглавляли    
Задорнов - он и сегодня здесь у нас, бывший министр финансов - и другие         
представители "ЯБЛОКА", но в основном Задорнов возглавлял этот комитет, он      
был тогда председателем комитета, а потом и министром финансов.) не             
пропускали данный закон, поскольку он был направлен на укрепление нашей         
финансовой безопасности, на укрепление нашей валюты.                            
                                                                                
Сегодня ведь у нас доллар в хождении. Вы же видите, даже официальные наши       
правительственные каналы и то часто произносят слово "доллар". У нас рубль -    
главная и единственная денежная единица, мы слово "доллар" вообще употреблять   
не должны. А у нас практически все расчеты в долларах идут, и на руках у        
населения сегодня огромное количество именно долларов. Если бы мы               
своевременно приняли данный закон, который органически связан с законом о       
трансформации денежной системы, мы бы добились бы успеха. Поэтому это вина      
наша. Сейчас комитет по бюджету уже возглавляет не депутат от фракции           
"ЯБЛОКО", другой депутат, и сейчас другое Правовое управление, так сказать,     
другой начальник Правового управления, и другое правительство - и всё равно     
нам отказывают в принятии!                                                      
                                                                                
Вот, пожалуйста, в апреле 99-го года Маслюков, первый зампредседателя           
правительства - левая фракция... Вот доказательство, что ЛДПР борется.          
"ЯБЛОКО" и левые - они не принимали закон, их зампредседателя правительства     
Маслюков, их председатели комитетов давали отрицательные заключения, и это      
очень плохо. Но это как раз показывает, что фракция ЛДПР борется за наши с      
вами экономические интересы, интересы всего народа, всей нашей экономики,       
всей нашей страны. Поэтому должна быть ответственность и Маслюкова за           
отрицательное заключение, представителя левой оппозиции нашей в правительстве   
Примакова на том этапе, и представителей фракции "ЯБЛОКО", которые закон не     
допустили до рассмотрения именно исходя из того, что он укреплял наше           
российское государство в самом главном - он был финансовым инструментом         
ограничения хождения иностранной валюты, с тем чтобы направить ее ресурсы на    
кредитование нашей экономики. А без принятия данного закона вся наличная        
валюта физических лиц и та, которая находилась в обращении, всё это как бы      
работало против нашей экономики.                                                
                                                                                
Закон предусматривает порядок хранения валютных вкладов за рубежом и валютную   
амнистию, дает поручение Банку России, и говорит о том, каким образом должна    
валюта храниться. Сейчас, конечно, приняты отдельные законы, которые            
регулируют эти вопросы, но с большим опозданием и в виде отдельных законов.     
Но мы же должны правильно оценить, видимо, вклад фракции ЛДПР, у нас сегодня    
1 июля, практически весенняя сессия закончилась, и это как раз вот очередной    
вклад нашей фракции. За двенадцать лет не принято ни одного закона              
практически, отклонено 99 процентов предложенного нашей фракцией! Ну и что,     
каковы результаты экономики? Вы же видите. Вы что, думаете, население           
довольно экономическим положением в стране, когда пять миллионов безработных,   
когда заработная плата - две-три тысячи рублей, когда пенсии с трудом хватает   
на хлеб и воду, когда миллионы беспризорников, наркоманов, преступников?..      
Даже целые колонии восстают уже, мятежи на Кавказе - вот результат непринятия   
законов. Тот же Кавказ дымит именно из-за этого, потому что наличный оборот     
валюты способствовал и росту преступности... Изъять нужно.                      
                                                                                
Почему на Западе меньше преступность? Нет наличных денег. Как вы дадите         
взятку, если у вас нет в кармане тысячи долларов? Обычная электронная           
карточка. По электронной карточке вы не возьмете взятку и не дадите. Как вы     
чиновнику дадите взятку? Никак! Всё! Как вы наркотики купите по этой            
карточке? Нужны наличные. Как будет преступник грабить гражданина? У него       
деньги должны быть, деньги. А вот карточку клиент моментально заблокирует.      
                                                                                
Мы не хотим этого, не хотим электронные деньги, не хотим ничего ограничивать,   
потом говорим: ой, преступность, ой, беспризорники, ой, наркоманы, ой,          
границы открыты, ой, сколько наркотиков! Уберите деньги из оборота, и никто     
не повезет наркотики к нам, и никто не будет совершать преступления, и будут    
деньги для кредитования, и будет у людей жилье, и будет работа и всё            
остальное.                                                                      
                                                                                
Поэтому я обвиняю все наши правительства начиная с 1993 года, сколько мы        
находимся в Думе, уже двенадцать лет. Не хочет наше правительство принять       
жесткие меры. Почему появляются у нас нацболы? В ответ на стихийный протест     
наших граждан. Придет в конечном итоге к вооруженной борьбе обязательно часть   
населения, потому что она не может выдерживать условия жизни, созданные из-за   
ошибок в реформах, которые проводились за последние двадцать лет. Но мы-то с    
вами тоже несем ответственность. Конечно, большая ответственность падает на     
тех, кто в 98-м, в 99-м, в тех созывах... Но, к сожалению, вижу заключение      
нынешнего комитета по бюджету... (Микрофон отключен.)                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Спасибо.                                         
                                                                                
Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Габдрахманова Ильдара              
Нурулловича.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Ильдар Нуруллович.                                                  
                                                                                
ГАБДРАХМАНОВ И. Н., фракция "Единая Россия".                                    
                                                                                
Спасибо, Георгий Валентинович.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, бюджетный комитет рассмотрел указанный законопроект. Я не    
буду останавливаться на тех новациях, которые предлагают авторы этого           
законопроекта, лишь скажу, по каким причинам бюджетный комитет рекомендует      
палате его отклонить. Даже если поддержать концепцию этого законопроекта, то,   
безусловно, принять его как самостоятельный, отдельный законопроект             
невозможно, потому что он противоречит действующему сегодня законодательству    
- и Гражданскому кодексу, и законам "О валютном регулировании и валютном        
контроле", "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке...", и    
соответственно, каждая норма предложенного законопроекта выступает в            
противоречие с действующими нормами указанных законов.                          
                                                                                
Следующая причина, по которой бюджетный комитет рекомендует отклонить           
законопроект, заключается в том, что политика России в этой сфере направлена    
на то, чтобы постепенно либерализовать эту сферу. И принятие основных мер в     
этом плане предусматривается уже к 2007 году. С политикой, которая проводится   
сегодня, вступает в противоречие предложенный законопроект.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам? Нет.                                             
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента, правительства?       
Ставится на голосование данный законопроект. Комитет рекомендует его            
отклонить.                                                                      
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за               35 чел.7,8%                                      
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     36 чел.                                          
Не голосовало                 414 чел.92,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 107

17.06.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 98106964-2 "О налично-валютном обращении на территории Российской Федерации" (внесен депутатом Государственной Думы В. В. Жириновским и депутатом Государственной Думы второго созыва С. В. Скурихиным).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6101 по 6103 из 7203
Пункт 24 - нет докладчика. Владимир Вольфович Жириновский просил перенести на   
1 июля. Нет возражений? Нет.