Заседание № 18
О Федеральном законе "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" (проект № 98105170-2; в связи с отклонением закона Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Пункт 3, блок отклоненных федеральных законов. О Федеральном законе "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав". Доклад первого заместителя председателя Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Тамары Анатольевны Фральцовой. Пожалуйста. ФРАЛЬЦОВА Т. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Федеральный закон "Об основах организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" направлен на совершенствование нормативно-правовой базы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и их защите. До настоящего времени эти комиссии работают на основании положения, утвержденного указом Президиума Верховного Совета РСФСР еще от 1967 года. Закон был принят Государственной Думой 7 июня 2001 года, в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации был рассмотрен и одобрен Советом Федерации, затем был отклонен Президентом Российской Федерации 10 июля 2001 года. По предложению Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи предыдущего созыва закон 19 декабря 2001 года выносился на повторное рассмотрение для одобрения его в ранее принятой редакции, но не набрал необходимого числа голосов. Процедурные возможности для дальнейшей работы над законом в Государственной Думе исчерпаны, и в соответствии с процедурой Регламента прошу снять его с дальнейшего рассмотрения, чтобы приступить к разработке нового законопроекта, новой концепции, с учетом изменений нормативно-правовой базы, так как данная проблема требует законодательного урегулирования. Мы считаем необходимым совершенствование законодательства, регулирующего деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. В планах комитета - подготовка законопроектов, направленных на создание в России системы ювенальной юстиции, и мы рассматриваем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как один из элементов этой системы. Во многих субъектах Российской Федерации и муниципалитетах законы о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав приняты на их уровнях. Учитывая вышеизложенное, прошу снять данный федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет вопросов у депутатов? Есть. Депутат Локоть, пожалуйста. Включите микрофон Анатолию Евгеньевичу. ЛОКОТЬ А. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Тамара Анатольевна, я все-таки не понял, вот предложение комитета снять этот закон вызвано чисто процедурным вопросом или он сегодня не соответствует тем реалиям, которые существуют, то есть предлагается его снять по принципиальным соображениям? ФРАЛЬЦОВА Т. А. Я бы сказала, что и по первому основанию, и по второму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Швец Любовь Никитична. Пожалуйста, включите микрофон. ШВЕЦ Л. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. В условиях, когда в стране четыре миллиона беспризорных, снимать закон о деятельности вот этих комиссий, я считаю, абсолютно нелогично. Это первое. Далее. Наличие законов на местном уровне, в отдельных областях и краях (и далеко не во всех), - это также не является основанием, это, наоборот, доказывает, что если есть необходимость в таком законодательстве, то это должно быть принято на федеральном уровне. В работе над этим законом я принимала непосредственное участие, будучи депутатом второго созыва, над ним работали очень многие юристы, очень многие представители различных ведомств, которые имеют прямое отношение к решению проблемы беспризорности и безнадзорности детей. И то, что мы сегодня делаем, я считаю... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Любовь Никитична. Пожалуйста, Тамара Анатольевна. ФРАЛЬЦОВА Т. А. Любовь Никитична, тем более, если вы являлись разработчиком данного закона, вы, наверное, прекрасно понимаете, что если мы еще дальше будем оттягивать именно новую редакцию закона, то мы тем самым еще более усугубим ситуацию в данной области, поэтому нам необходимо этот закон отменить, тот, который предложен, для того чтобы в срочном порядке создать новый закон и запустить его в действующую практику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Анатольевна, присаживайтесь. Переносим на "час голосования" данный закон.
Прошу депутатов определиться по пункту 3 порядка работы, о Федеральном законе "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав": снять с дальнейшего рассмотрения. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 46 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8% Проголосовало против 83 чел.18,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8% Результат: принято Принимается.
Заседание № 137
О Федеральном законе "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" (проект № 98105170-2; в связи с отклонением закона Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
ГОРЯЧЕВА С. П., председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Мы просим пункт 2 порядка работы сегодня снять с рассмотрения и перенести на январь: у нас еще пока не закончены по этому закону консультации с Правительством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, представляет закон как раз комитет, который возглавляет Светлана Петровна. Александр Алексеевич Котенков, вы согласны с тем, чтобы отложить на январь пункт 2 повестки? Здесь докладчик вы тоже. Пожалуйста. КОТЕНКОВ А. А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я не вижу смысла в переносе данного закона, поскольку в течение года работы над ним стало совершенно очевидно, что найти согласие здесь мы не сможем. Вопрос может быть решен единственным путем: либо преодолеть вето, либо снять его с дальнейшего рассмотрения. Спасибо.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Светлана Петровна Горячева, по пункту 2. Здесь расхождение в позициях Президента и комитета. ГОРЯЧЕВА С. П. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Ну, вообще, всегда, как говорится, депутаты прислушивались к мнению комитета. Мы просим снять этот вопрос с рассмотрения сегодня и обязательно включить в порядок работы на январь. Я думаю, ничего не случится, если в течение месячного срока мы еще проведем дополнительные консультации с субъектами Федерации, с Правительством, с другими структурами, которые занимаются вопросами, связанными с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. И я бы очень просила Александра Алексеевича всё же не настаивать здесь, а согласиться с переносом на середину января. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Конечно, можно консультироваться с субъектами Федерации, с Правительством, с кем угодно, но Светлана Петровна не назвала один субъект права законодательной инициативы - Президента Российской Федерации, который и отклонил данный закон и с которым только и надо проводить консультации. Мы проводили консультации более года. Отклонен был закон в этом году, но до этого, когда он готовился ко второму чтению, к третьему чтению, мы около двух лет работали над этим законопроектом. Два года назад я сказал, что данная концепция неприемлема. И Президент свою позицию менять не будет. Откладывание его на январь - это продление агонии закона еще на месяц. В то же время мы готовы предложить концепцию, которая решит эту проблему, но решит ее в рамках Конституции. И за тот месяц, на который Светлана Петровна просит перенести рассмотрение этого закона, а он всё равно не будет принят, можно написать новый закон и в январе его принять. Если она хочет продлить агонию, пусть продлевает. Я прошу вас не переносить данный закон, сегодня отклонить его и начать работу над новой концепцией. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы... (Шум в зале.) От фракции - Решульский Сергей Николаевич. Пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, Светлана Петровна выступает не в личном качестве, как депутат, она выступает как председатель комитета, комитета, который является автором этого вопроса повестки дня. И у нас всегда автор имеет право, не согласовывая ни с кем, в том числе и с депутатами, внести предложение о переносе вопроса на неделю, на месяц и так далее или снять его с сегодняшнего рассмотрения. Нам нет необходимости голосовать по этому поводу, надо просто прислушаться к мнению председателя комитета, который этот вопрос выносил на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, по этому закону выступают две стороны. (Выкрики из зала.) Что значит "всё равно"? Две же стороны! (Шум в зале.) Давайте, коллеги, мы не будем спорить сейчас по поводу этого закона. И в середине января можно будет проголосовать. Пожалуйста, Похмелкин Виктор Валерьевич. ПОХМЕЛКИН В. В., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Мне кажется, что представитель Президента вправе настаивать сегодня на рассмотрении, он действительно сторона по данному вопросу. Наша фракция данный закон поддерживает и будет голосовать за преодоление вето. Тем не менее мы считаем, что надо скорее решить судьбу этого закона и, если он не пройдет, приступать к новой концепции: проблема требует законодательного регулирования. Поэтому мы считаем, что надо все-таки сегодня голосовать этот законопроект. Если не наберем 300 голосов, работа не будет завершена, а, наоборот, будут открыты новые возможности для ее улучшения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Кто за то, чтобы закон перенести на середину января? Пожалуйста, голосуйте. Здесь две стороны, это преодоление вето. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 58 сек.) Проголосовало за 142 чел. 31,6% Проголосовало против 65 чел. 14,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 207 чел. Не голосовало 243 чел. Результат: не принято Закон остается в повестке.
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению отклоненных федеральных законов. Пункт 2 повестки дня: Федеральный закон "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав". Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков. С места. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации отклонил Федеральный закон "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", принятый Государственной Думой 7 июня 2001 года и считающийся одобренным Советом Федерации. Закон подготовлен без учета положений Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и иных федеральных законов. Уважаемые депутаты, в целях экономии времени я не буду зачитывать все письмо Президента со всей аргументацией, приведу лишь основные аргументы, послужившие основанием для отклонения данного закона, а именно противоречие данного закона Конституции Российской Федерации. Итак, как уже было сказано, данный закон противоречит Конституции Российской Федерации и Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" в части образования органов при Правительстве Российской Федерации. Насколько вы знаете, это исключительно прерогатива Правительства - создавать или не создавать какие-либо комиссии, иные органы при Правительстве. Вы знаете, что существует и действует Федеральная комиссия по делам несовершеннолетних, образованная решением Правительства, что абсолютно соответствует Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" и не требует специального закона. Далее. Данный закон противоречит статье 77 Конституции Российской Федерации, согласно которой субъекты Федерации самостоятельно определяют структуру органов власти субъектов Федерации и порядок их деятельности. Предписывая субъектам Федерации образовывать специальные комиссии и устанавливая их полномочия, закон вторгается в сферу деятельности субъектов Федерации и тем самым прямо нарушает статью 77 Конституции Российской Федерации. Данный закон противоречит закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 131 Конституции Российской Федерации, согласно которым население самостоятельно устанавливает структуру органов местного самоуправления. А в соответствии с законом о местном самоуправлении органы местного самоуправления, выборные органы, сами вправе решать вопрос об образовании комиссий и иных консультативных органов при органах местного самоуправления. Эти вопросы также могут быть решены уставом муниципального образования или же законом субъекта Российской Федерации. Напомню, что в соответствии со статьей 73 Конституции по вопросам, не отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения, субъекты Федерации обладают всей полнотой власти во всех иных сферах жизнедеятельности. Таким образом, уважаемые депутаты, в связи с прямым противоречием ряду статей Конституции Российской Федерации и ряду федеральных законов, в том числе Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации", данный закон не может быть подписан Президентом. Президент предлагает снять его с дальнейшего рассмотрения. В то же время, уважаемые депутаты, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации прекрасно осознают остроту проблемы, связанной с детской безнадзорностью. В ряду органов по борьбе с детской безнадзорностью, безусловно, большую роль играли и пока еще играют комиссии по делам несовершеннолетних. Нужны они или не нужны? Опыт показывает, что нужны. Но вопрос в том, что хорошее дело не может решаться негодными средствами. Мы с Правительством согласовали иную концепцию данного закона, и вот почему мы просим именно сегодня решить этот вопрос, поскольку он давно перезрел. Этот закон давно надо было отклонять, и уже сейчас мы с вами имели бы добротный, нормально действующий закон. Речь идет о том, что, если мы предписываем органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления создание специальных органов, наделяя их властными полномочиями, иными полномочиями, мы обязаны компенсировать те расходы, которые повлекут создание и деятельность этих органов, субъектам Федерации и муниципальным образованиям из федерального бюджета. Но это опять же возможно в том случае, если будут внесены соответствующие изменения в закон о местном самоуправлении, в закон об общих принципах организации власти в субъектах Федерации (я коротко даю названия, чтобы не терять время). Или же этот вопрос может быть решен иначе, с чем мы скорее всего и согласимся: мы должны будем создать в противном случае федеральную вертикаль подобных комиссий. То есть своим решением мы должны будем создать федеральную комиссию, но она создана, комиссии на уровне, подчеркиваю, не комиссии субъектов, а комиссии на уровне субъектов Федерации и комиссии на уровне муниципальных образований и установить финансирование деятельности этих комиссий из федерального бюджета. Вот тогда мы можем диктовать им волю, тогда мы можем устанавливать их полномочия, устанавливать порядок их формирования, порядок их деятельности, но при этом, извините, мы должны четко сказать, что финансируются эти комиссии из федерального бюджета. Насколько я понимаю, Правительство готово к решению этой проблемы таким образом, и, кстати говоря, управляемость комиссий в таком случае будет значительно выше. И если сейчас вы согласитесь с мнением Президента и отклоните данный закон, то я думаю, что Правительство в состоянии в течение месяца, максимум двух совместно с комитетами Государственной Думы подготовить законопроект, новую концепцию законопроекта, и уже во время весенней сессии можно его принять. Спасибо. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы И. М. Хакамада ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово для содоклада предоставляется заместителю председателя Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Вере Александровне Лекаревой. Пожалуйста. ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые депутаты, уважаемый председательствующий! Очень неблагодарное дело, конечно, выступать после пламенной речи Александра Алексеевича Котенкова. Но отрадно было услышать, что проблема существует и что попытки решить ее и желание есть. Но непонятно, почему она до сих пор не решается. Я хочу вам сказать, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - это центральное звено в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Они осуществляют меры по координации деятельности органов, учреждений этой системы по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечивают контроль за условиями их воспитания, обучения, содержания. Комиссии применяют к несовершеннолетним и их родителям связанные с ограничением прав меры принудительного воздействия, рассматривают дела об административных правонарушениях несовершеннолетних. Я хочу вам напомнить, уважаемые депутаты, что в настоящее время в Российской Федерации действуют 81 такая комиссия при органах исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и 3055 комиссий в муниципальных образованиях. Только в 2000 году было рассмотрено более 450 тысяч дел, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних. Но нормативная база для деятельности комиссий устарела и не соответствует законодательству сегодняшнего дня. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних было утверждено указом Президиума Верховного Совета РСФСР еще 3 июня 1967 года и действует лишь в той части, в какой не противоречит Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". А этим федеральным законом установлены только основные направления деятельности органов учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В нем не определены порядок образования, задачи и компетенция комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, не решены процедурные вопросы их работы. Отсутствие на федеральном уровне современного правового обеспечения комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав сдерживает и разработку соответствующей правовой базы в субъектах Российской Федерации, ведет к нарушениям законности в деятельности комиссий и образующих эти комиссии органов. Так, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2000 году была ликвидирована городская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Саранске, Республика Мордовия. Кроме того, в деятельности самих комиссий также отмечаются многочисленные нарушения. За последние два года органами прокуратуры выявлено свыше 30 тысяч нарушений закона в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и около 10 тысяч вынесенных ими незаконных правовых актов. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты (извините, пожалуйста, Вера Александровна), прошу больше тишины. Вы просто не даете докладчику выступать, а вопрос очень важный. ЛЕКАРЕВА В. А. Я думаю, каждый депутат в своем регионе, особенно депутаты-одномандатники, знает о том, какие сейчас имеются нарушения законных интересов прав несовершеннолетних. И то огромное количество детей, которые находятся сейчас в следственных изоляторах и в детских колониях, - это большим грузом вины лежит и на нашей с вами совести, уважаемые депутаты. Хочу напомнить вам, что за последние два с половиной года органами прокуратуры выявлено свыше 30 тысяч нарушений закона в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и около 10 тысяч вынесенных ими незаконных правовых актов. Одна из причин такой деятельности кроется в том, что комиссии продолжают работать по утратившим силу правовым актам. По существу возражения Президента комитет отмечает следующее. Александр Алексеевич указал на противоречие норм федерального закона, предусматривающих образование федеральной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принципу разделения властей, установленному статьями 10, 11, 110 Конституции Российской Федерации, и статье 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Уважаемые депутаты, пунктом 1 статьи 4 федерального закона устанавливается, что федеральная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав образуется и ее состав утверждается Правительством Российской Федерации. В статьях 5 и 6 закона определены основные задачи и полномочия комиссий. Согласно статье 113 Конституции Российской Федерации "Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу". В части 8 статьи 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации вправе образовывать координационные и совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации. Кроме того, в законодательной практике известны случаи, когда федеральным законом предусматривается создание соответствующих органов на федеральном или региональном уровне. Так, статьей 6 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" установлено, что в соответствии с решением Правительства Российской Федерации могут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровнях и должны быть определены основные задачи федеральной антитеррористической комиссии. Федеральные законы, уважаемые депутаты, являются актами высшей юридической силы по отношению к нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации. Следовательно, закрепление в федеральном законе полномочий Правительства Российской Федерации по образованию и утверждению состава федеральной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также определение ее основных задач и полномочий правомерны. Комитет также не согласен с выводом Президента о противоречии положений федерального закона, предусматривающих образование комиссий в субъектах Российской Федерации, статье 77 Конституции Российской Федерации в части самостоятельности субъектов Российской Федерации в определении системы органов государственной власти. Уважаемые депутаты, согласно статье 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Обращаю ваше внимание, уважаемые депутаты, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не являются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и в указанную систему не входят. Федеральный закон регулирует отношения, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а именно: защита прав и свобод человека и гражданина, общие вопросы воспитания, защита семьи, материнства, детства, административное и административно-процессуальное законодательство (часть 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Далее. Президент говорит о том, что формой их законодательного закрепления в соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации являются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Уважаемые депутаты, Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (часть 1, статья 12) в развитие этого положения устанавливает, что по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, издаются федеральные законы, определяющие основные принципы правового регулирования, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти. Комитет не согласен, что есть противоречия закона статье 77 Конституции Российской Федерации, поскольку в указанной статье речь идет о самостоятельности субъектов Российской Федерации при определении системы органов государственной власти, их структуры, полномочий и наименований, а комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав к таким органам не относится. Наш комитет упрекнули в том, что нормы федерального закона, который предложен вашему вниманию, противоречат статье 131 Конституции Российской Федерации и статье 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Комитет не согласен с таким выводом, поскольку статьей 131 Конституции Российской Федерации установлено, что структуры органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно. К органам местного самоуправления в соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с указанным законом, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к подобным органам не относятся и в структуру органов местного самоуправления не входят. Создание указанных комиссий органами местного самоуправления... (Микрофон отключен.) Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы А. Н. Чилингаров ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вера Александровна, заканчивайте, пожалуйста. ЛЕКАРЕВА В. А. Я понимаю, очень сложно говорить, потому что интерес к этому закону иссяк после выступления представителя Президента, и всё же... Уважаемые депутаты, учитывая то, что сейчас решаются судьбы сотен тысяч несовершеннолетних, которые не могут здесь стоять на трибуне и говорить вам о том, что против них применяются незаконные правовые акты, я прошу вас поддержать профильный комитет, проголосовать за этот закон и прошу, чтобы голосование было поименное. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Александровна. Уважаемые коллеги, доклад и содоклад вы послушали. Значит, переносим наше решение на "час голосования". Представитель Президента Александр Алексеевич Котенков. Пожалуйста. Включите микрофон. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я все-таки хочу воспользоваться своим правом на заключительное слово и сказать буквально несколько слов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КОТЕНКОВ А. А. К сожалению, здесь есть или игра какая-то, или какое-то непонимание. Вчера с комитетом был согласован вопрос о том, что сегодня данный закон будет снят с дальнейшего рассмотрения и мы приступим к работе над новой концепцией. Светлана Петровна горячо убеждала меня, что Правительство категорически за то, чтобы перенести рассмотрение его еще на месяц, ссылалась на министерство труда, Министерство образования. Вот здесь сидит Галина Николаевна Карелова - первый заместитель министра труда. Она говорит, что вчера она разговаривала со Светланой Петровной и Светлана Петровна клятвенно обещала ей снять данный закон. Тем не менее сегодня она ссылается на Правительство и говорит, что Правительство за перенос. Нет, Правительство солидарно с позицией Президента, вернее, наша позиция едина - мы за то, чтобы данный закон был отклонен и в ускоренном темпе разработан новый законопроект на основе той концепции, которую я вам здесь озвучил. Поэтому я еще раз подтверждаю решение Президента и прошу вас согласиться с ним, отклонить данный закон и приступить к работе над новым законопроектом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы обсуждать не будем. С заключительным словом выступит Светлана Петровна? Или вы? Пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. Артур Николаевич... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, я вижу. Вам - слово или докладчику, Вере Александровне? Пожалуйста, Светлана Петровна. (Шум в зале.) Я сказал: Горячева Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П. Уважаемые депутаты, уважаемый Артур Николаевич! Вообще, горько мне выступать по этому закону и убеждать в очевидных совершенно вещах. Вчера как раз ко мне обращались представители Правительства, просили перенести закон на месяц. Именно поэтому я, так скажем, сегодня озвучила эту идею, и я считаю, что не до конца исчерпаны возможности диалога. Александр Алексеевич, вам бы стыдно было в этой ситуации использовать сплетни и вообще озвучивать всё это на весь зал! А теперь всё же мне хотелось бы сказать по сути для уважаемых депутатов. В стране у нас 1 миллион беспризорных детей. Каждый второй, совершивший преступление, - молодой человек до 30 лет. 70 процентов школьников злоупотребляют спиртным, 70 процентов наркоманов - это наши несовершеннолетние, Александр Алексеевич! И к сожалению, до настоящего времени именно вы, представители Президента и Правительства, не наработали ничего лучше того, что сделал наш комитет. Да, может быть, у нас получилось не совсем хорошо, что-то шероховато получилось, но тем не менее мы исходили из того, что с 1967 года фактически в Российской Федерации на основании подзаконного правового акта действуют комиссии по делам несовершеннолетних, действуют фактически на общественных началах, выполняют огромнейшую задачу в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. И мы своим законом хотели в этой ситуации придать этой практике силу закона. Хочу сказать вам, Александр Алексеевич, и о том, что в этой ситуации вы должны были сказать, что фактически по административному кодексу незаконные комиссии по делам несовершеннолетних уже обладают правом налагать административные взыскания, они участвуют в трудовых правоотношениях, трудоустраивая подростков, по Уголовно-процессуальному кодексу они в этой ситуации участвуют в судебных процессах, защищая подростков, будучи незаконно созданными. Вот поэтому в этой ситуации мы и разработали закон о комиссиях по делам несовершеннолетних. И еще хочу сказать вам, уважаемые депутаты. Я понимаю, что здесь уже ни здравый смысл, ни логика не будут действовать, совершенно другие критерии будут. Но тем не менее хочу сказать вам еще вот о чем: на самом деле этот закон не противоречит ни закону "Об общих принципах организации местного самоуправления...", ни закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", потому что в самом законе о профилактике безнадзорности и правонарушений как раз на эти комиссии уже и возложены (кстати, Президент подписал этот закон) функции по профилактике правонарушений. В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Александр Алексеевич, как раз на органы местного самоуправления возложены функции по охране общественного порядка, а профилактика безнадзорности и профилактика правонарушений - это (возьмите любой толковый словарь и вы увидите) часть охраны общественного порядка. Вот исходя из этого и с учетом всех предложений субъектов Федерации... Правительство нам не сказало... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, заканчивайте, Светлана Петровна. Включите Горячевой микрофон. ГОРЯЧЕВА С. П. Далее. Правовое управление тоже не сказало нам о том, что этот закон противоречит Конституции. К сожалению, единственная структура, которая против этого закона, - это Администрация Президента. Голосуйте как вам подсказывает ваша совесть, но вы должны знать, что в этой ситуации детей, кроме нас с вами, уже, наверное, защитить больше некому. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Попросила слова Карелова Галина Николаевна, представитель Правительства. Пожалуйста. КАРЕЛОВА Г. Н., первый заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации. Уважаемые депутаты, я не хотела бы, чтобы было здесь какое-то личное недопонимание. Я готова принять, что какие-то шероховатости возникают, но мы с комитетом работаем нормально. Что касается данного законопроекта, то в том виде, в каком он получился в результате, он действительно противоречит Конституции. В частности, нам не решить вопрос финансирования всех видов комиссий, включая органы местного самоуправления. В связи с тем что Правительство, видимо, не смогло до конца довести согласительный процесс, мы гарантируем, что не позднее февраля внесем новый законопроект, учитывающий все замечания, с тем чтобы у нас не было больше такого рода противоречий. Поэтому я прошу проголосовать таким образом, чтобы не столкнуться с новыми проблемами и учесть позицию Президента. Еще раз гарантирую, что в феврале мы внесем новый законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мнения мы выслушали, заключительное слово было... Если только, Вера Александровна, по ведению? Пожалуйста, по ведению, Вера Александровна. Может быть, вы какое-то предложение внесете о переносе, о снятии, с учетом мнения Правительства. Включите Лекаревой микрофон. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Артур Николаевич. Я хочу обратить внимание уважаемых депутатов вот на что. Когда речь идет о финансировании детских программ, мы видим, что оно идет только на уменьшение, а не на увеличение. Поэтому, говоря о том, что будет создана вертикаль финансирования комиссий по делам несовершеннолетних, Александр Алексеевич, вы очень плохую службу сослужите Президенту. Если сейчас с горем пополам комиссии хотя бы занимаются вопросами правонарушений несовершеннолетних, то потом абсолютно некому будет этим заниматься. Мы вырастим целое поколение бандитов вместо здорового поколения. В закон можно вносить изменения и дополнения, об этом уже речь велась. Мы дали предложение разумное - отложить его на месяц, но с нами не согласились. Поэтому я призываю депутатов взвешенно подойти. Закон не требует финансовых затрат, а констатирует то, что существует, и шлифует правовую базу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вера Александровна, договорились. Выносится решение наше на "час голосования".
Уважаемые коллеги, у нас в повестке дня, в порядке работы, есть "час голосования". Законы мы рассмотрели. Приступаем к "часу голосования". Я просил бы внимания. Пожалуйста, прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять Федеральный закон "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" в ранее принятой редакции? В связи с отклонением Президентом Российской Федерации. Прошу определиться голосованием. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 00 сек.) Проголосовало за 183 чел. 40,7% Проголосовало против 54 чел. 12,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 237 чел. Не голосовало 213 чел. Результат: не принято Закон не принимается.
Заседание № 98
О проекте федерального закона № 98105170-2 "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, пункт 2 повестки: проект федерального закона "Об основах организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав". Пожалуйста, Вера Александровна Лекарева. Ой, виноват! Ну, это коротко, мы перенесем его на "час голосования". Сейчас только доложат, а потом постановление. ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Предлагаемый вашему вниманию законопроект был принят во втором чтении 25 октября 2000 года, за него проголосовало 375 депутатов Государственной Думы. При подготовке к третьему чтению Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи соблюдены все регламентные нормы, проведены правовая и лингвистическая экспертизы. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний нет. Поэтому комитет просит поставить его на "час голосования" и принять закон в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по этому закону? Нет. Переносим на "час голосования".
Так, коллеги, давайте мы сейчас объявим "час голосования". Первый - законопроект, который докладывала Вера Александровна Лекарева. Ставлю на голосование: принять в третьем чтении проект закона "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав". Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 54 сек.) Проголосовало за 270 чел. 60,0% Проголосовало против 63 чел. 14,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел. Результат: принято Закон принимается.
Заседание № 54
О проекте федерального закона "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 6 повестки дня. Вера Александровна Лекарева доложит проект федерального закона "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав". Второе чтение. Пожалуйста. ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "Союз Правых Сил". Спасибо, Геннадий Николаевич! Уважаемые депутаты, предлагаемый вашему вниманию проект федерального закона "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" был принят в первом чтении 18 июня 1999 года, за него проголосовало 342 депутата Государственной Думы второго созыва. Сегодня он представлен на ваше рассмотрение для принятия во втором чтении. Позвольте напомнить вам, уважаемые депутаты, что законопроектом не предусматривается создание каких-либо новых органов или структур и он не требует дополнительных финансовых затрат. В настоящее время в Российской Федерации уже действуют 2964 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уважаемые депутаты, при подготовке данного законопроекта ко второму чтению комитетом была проведена большая, тщательная, добросовестная работа. После принятия законопроекта в первом чтении в наш комитет поступило 17 отзывов с одобрением, которые не содержат замечаний и поправок. В их числе отзывы от 15 субъектов Российской Федерации и от двух комитетов Государственной Думы - Комитета по туризму и спорту и Комитета по аграрным вопросам. Обращаю ваше внимание, уважаемые депутаты, что общее число поправок, поступивших в комитет, - 206, из них 125 комитет рекомендует к принятию и 81 - к отклонению. Уважаемые депутаты, позволю себе более подробно остановиться на характеристике итогов работы комитета над поправками, а также замечаниями Президента Российской Федерации. В своем заключении на проект федерального закона "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" Президент Российской Федерации справедливо указал на несоответствие текста законопроекта Федеральному закону "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", и эти недостатки устранены (поправки 9, 35 и 38, таблица поправок у вас на руках). Учитывая замечания Президента Российской Федерации, комитет согласился исключить из текста законопроекта статью, устанавливающую систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации (поправки 16, 17 и 18), изменил редакцию статей законопроекта, определяющих компетенцию комиссий (поправка 31). Уважаемые депутаты, комитет также, учитывая замечания Президента Российской Федерации, согласился с изменениями редакции статей законопроекта, наделяющих комиссии правом вносить представления по вопросам прав и законных интересов несовершеннолетних (поправки 42, 99 и поправки 3 и 5 дополнения к таблице 1). Комитет счел возможным исключить из текста законопроекта норму, дублирующую положение Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (поправка 83). Кроме того, что учтены все поправки Правительства Российской Федерации, устранены разногласия и 19 октября 2000 года подписан протокол согласования председателем Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Горячевой, полномочным представителем Правительства Логиновым Андреем Викторовичем, заместителем министра внутренних дел Чернявским и заместителем министра труда и социального развития Кареловой Галиной Николаевной. Комитетом приняты также 74 поправки депутатов Государственной Думы, уточняющие редакцию законопроекта, улучшающие его структуру и конкретизирующие полномочия комиссий. Не оставил нас без внимания, уважаемые депутаты, и Совет Федерации - комитет принял пять поправок от него. Учтены 16 поправок, поступивших от законодательных органов субъектов Российской Федерации, две поправки - Верховного Суда Российской Федерации. Вместе с тем, уважаемые депутаты, комитет не принял 81 поправку и предлагает их к отклонению (таблица 2). Основаниями для их отклонения послужило следующее: несоответствие ряда поправок статье 120 Регламента Государственной Думы, часть поправок противоречит действующему законодательству, и более 40 из отклоненных поправок изменяют редакцию статей, не улучшая их структуру и первоначальное изложение. Уважаемые депутаты, законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизу. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы вы имеете. Прежде чем вы будете голосовать по предложенным комитетом таблицам принятых и отклоненных поправок и проект закона в целом, я хочу обратить ваше внимание, уважаемые депутаты, на важность и необходимость принятия обсуждаемого законопроекта. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения в наш комитет практических работников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. И последнее. Уважаемые депутаты, основной нормативный акт, который с оговорками и ограничениями используется комиссиями, - это положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное еще Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года, и то лишь в той части, которая не противоречит Федеральному закону "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Между тем, уважаемые депутаты, многие комиссии продолжают работать, применяя утратившие силу нормы и тем самым нарушая закон. Генеральная прокуратура отмечает рост незаконных постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и незаконных правовых актов. Уважаемые коллеги, с учетом острой необходимости принятия проекта прошу поставить на голосование таблицы 1 и 2, поправок, рекомендованных комитетом к принятию и отклонению, а также поправки к статьям 5, 6, 15 и 16 (с учетом дополнения по протоколу согласования). Просим поддержать наш законопроект и проголосовать его во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Александровна. Уважаемые депутаты, я прошу вас присесть. Присаживайтесь, пожалуйста. И пожалуйста, потише, ведь важный законопроект обсуждаем, а очень шумно в зале. Есть ли у фракций и депутатских групп вопросы по таблицам поправок? Есть ли вопросы по таблицам поправок у депутатов? Нет вопросов. Тогда, уважаемые депутаты, я прошу вас взять отдельный листочек, страница номер 16 (к таблице 1), и он будет голосоваться у нас в таблице 1. Не то, что у нас в подборке, а отдельный лист, страница под номером 16. Поэтому я ставлю на голосование так: согласиться с предложением комитета в части принятия поправок с учетом отдельной странички под номером 16. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 06 сек.) Проголосовало за 369 чел. 82,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел. Результат: принято Первая таблица принимается. Уважаемые депутаты, возьмите, пожалуйста, таблицу 2 - таблицу поправок, которые комитет рекомендует к отклонению. Нет замечаний по этой таблице, я не вижу поднятых рук. Ставлю на голосование: согласиться с предложением комитета в части отклонения поправок. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 56 сек.) Проголосовало за 349 чел. 77,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел. Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Вера Александровна. У нас создан какой-то прецедент. Как мы будем голосовать по следующему приложению? ЛЕКАРЕВА В. А. Мы отдельно проголосуем поправки, которые приняты на согласительной комиссии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А согласительная комиссия у нас появилась в связи с чем? ЛЕКАРЕВА В. А. В связи с тем что Правительство попросило отложить рассмотрение законопроекта в прошлую среду из-за возникших разногласий. И мы 19-го числа в Комитете Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи устранили все разногласия, о чем свидетельствует протокол, подписанный всеми заинтересованными сторонами, в том числе и Правительством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но вообще, честно говоря, это не регламентная норма, потому что вы здесь развели самодеятельность. Нужно было поправки вносить в таблицы. Но, учитывая важность данного закона, давайте мы тогда возьмем поправки. Вот они на отдельном листе, да? Есть ли вопросы вот по этим поправкам, которые вынесены на отдельный лист и подписаны от имени Правительства Клебановым? ЛЕКАРЕВА В. А. Логиновым. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, на листочке, вот на том, что у депутатов в подборке. Вера Александровна, будьте добры, посмотрите. У меня вот эта подборка ваша, вот идет: поправки. Подпись на этом листе: Клебанов. Эта? И у депутатов такая же подборка. Светлана Петровна, будьте добры... То есть они не подшиты, да? Коллеги, это отдельные поправки, дополнение к таблице 1. ЛЕКАРЕВА В. А. Мы ее уже проголосовали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Придется нам вернуться к таблице 1 и, если у вас нет вопросов, проголосовать тогда вот эти дополнительные две страницы. Здесь у нас пять поправок. Нет замечаний по этим поправкам? Ставлю на голосование: принять эти поправки как дополнение к таблице 1. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 29 сек.) Проголосовало за 335 чел. 74,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел. Результат: принято Принимается. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование... Подождите. Александр Алексеевич Котенков. Пожалуйста. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Прежде чем вы приступите к окончательному голосованию, я вынужден сказать несколько слов о проекте закона в целом. К сожалению, в таблицах поправок не учтены основные замечания Президента, в которых он указывает на прямое противоречие Конституции всего содержания самой концепции принимаемого законопроекта. Я не буду подробно останавливаться, я с разработчиками несколько месяцев... пытался им объяснить, что надо с законопроектом делать, к сожалению, неудачно. Без внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где мы в статью 6 должны внести положение о том, что профилактика безнадзорности несовершеннолетних относится к вопросам местного значения, мы с вами напрочь нарушаем Конституцию, статьи 131, 132, 133 Конституции Российской Федерации. Я не буду напоминать о том, что структура органов местного самоуправления устанавливается населением самостоятельно, а не федеральным законом. Без внесения соответствующей поправки в статью 5 того же закона, где к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации должна быть отнесена координация деятельности органов по профилактике безнадзорности, мы нарушаем статью 73 Конституции Российской Федерации и статью 77 Конституции Российской Федерации. Статья 73 прямо говорит о том, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектам Федерации принадлежит вся полнота государственной власти, а статья 77 говорит о том, что структура органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно. Таким образом, уважаемые депутаты, без внесения соответствующих поправок вы нарушаете к тому же и конституционную процедуру внесения данного законопроекта, поскольку в соответствии с Конституцией если федеральные органы власти, в частности Федеральное Собрание, федеральным законом возлагают на органы местного самоуправления дополнительные полномочия, не отнесенные к вопросам местного значения, соответствующие федеральные органы должны одновременно с этим передать необходимые материальные средства для осуществления этих полномочий. То есть мы должны признать, что, поскольку таких изменений вы еще не внесли в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", все финансирование деятельности этих комиссий должно осуществляться из федерального бюджета, что, к сожалению, опровергает утверждение Веры Александровны Лекаревой о том, что данный законопроект не потребует дополнительных расходов. В связи с этим я напоминаю, что данный законопроект не может быть в таком случае внесен без заключения Правительства. Учитывая все вышеизложенное (ну, вам решать: то ли вы отложите сейчас голосование во втором чтении, то ли проголосуете во втором чтении и будете его держать в третьем чтении, пока не примете соответствующие поправки в закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), этот законопроект не имеет перспективы быть подписанным. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вера Александровна. ЛЕКАРЕВА В. А. Уважаемый Александр Алексеевич, я хочу обратить ваше внимание на то, что в соответствии со статьей 14 указанного федерального закона к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с данным законом и законами субъектов Российской Федерации, с уставами муниципальных образований, и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Вместе с тем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не входят в структуру органов местного самоуправления, что законодательно закреплено пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", согласно которому комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав образуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 11 того же федерального закона, в котором определено, что комиссии могут быть образованы органами местного самоуправления. Создание подобных комиссий органами местного самоуправления основывается на положениях статьи 132 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Поэтому государственные полномочия по образованию комиссий и установлению их правового статуса с учетом требований рассматриваемого законопроекта полагаем исчерпывающими. Вопросы финансового обеспечения комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также органов местного самоуправления, наделенных государственными полномочиями осуществлять отдельные виды деятельности по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, определены в статье 25 Федерального закона "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". И последнее. Уважаемые депутаты, уважаемый Александр Алексеевич! Следует отметить также, что органы местного самоуправления, осуществляя возложенные на них государственные полномочия, в ряде случаев выходят за рамки решения вопросов местного значения. Так, органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства (статья 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 121 Семейного кодекса Российской Федерации), несут ответственность за реализацию конституционного права граждан на получение основного общего образования (статья 31 Закона Российской Федерации "Об образовании") и, кроме того, выполняют ряд других функций, выходящих за рамки осуществления ими полномочий по решению вопросов местного значения. Уважаемые депутаты, я обращаю ваше внимание на то, что прошло более года с момента принятия в первом чтении такого важного законопроекта. Комитет много потрудился, рассмотрел все поправки, учел пожелания и рекомендации. И практически все замечания, которые были направлены Президентом Российской Федерации, комитет принял. Поэтому я все-таки предлагаю поставить вопрос на голосование, потому что наш закон ждут на местах комиссии. Согласно данным Генеральной прокуратуры, мы имеем более 40 тысяч нарушений законных интересов и прав несовершеннолетних. У нас более 9 тысяч несовершеннолетних детей сидят за решеткой, они осуждены, и к ним применен неправовой закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Председатель комитета Светлана Петровна Горячева хотела бы несколько слов дополнить. Пожалуйста. ГОРЯЧЕВА С. П., председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Мне бы хотелось тоже несколько слов сказать по поводу возражения Александра Алексеевича Котенкова. На самом деле диалог с Александром Алексеевичем мы ведем в течение, ну, последних четырех-пяти месяцев по этому вопросу. И не можем даже понять по-настоящему позицию Администрации Президента. Почему? Потому что, то говорят: давайте вносить поправки к закону о местном самоуправлении - и тогда все будет в порядке, то говорят: вообще, такой закон не нужен. В общем, тысяча всяких отговорок. Сейчас складывается такое впечатление, что все, что касается молодежи, что касается детей, вызывает, к сожалению, большое неприятие у Главного государственно-правового управления Президента. Непонятно, почему это все. Это, так скажем, в качестве преамбулы. А теперь по сути того вопроса, который поднимает Александр Алексеевич. Но, Александр Алексеевич, нельзя же спекулировать, так скажем, на Конституции так сильно и так долго! Если вы уж так хотите, чтобы мы внесли поправки в закон о местном самоуправлении в связи с этим законопроектом, мы подготовили такие поправки. И я обещаю вам: для того чтобы закон стал действующим, между вторым и третьим чтениями мы предусмотрим разрыв и внесем поправки в закон о местном самоуправлении. Но на самом деле это уже будет масло масляное, этого не требуется. Почему? Потому, что статья 4 закона о профилактике безнадзорности (кстати, закон подписал Президент) сегодня уже включила комиссии по делам несовершеннолетних в систему органов профилактики. Второе. Если следовать вашей логике, тогда я не знаю, как закон о милиции принимать. Ведь у нас есть муниципальная милиция, и мы якобы вторгаемся в компетенцию местного самоуправления. Сейчас статья 6 закона о местном самоуправлении (обращаю внимание уважаемых депутатов) уже предусматривает обязанность местного самоуправления обеспечивать охрану общественного порядка, организацию содержания муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществлять контроль за их деятельностью. Это уже предусмотрено действующим законодательством! Более того, я хотела бы сказать: чтобы нам не вторгаться в компетенцию местного самоуправления, мы предусмотрели в пункте 3 статьи 4 вот этого проекта закона, что порядок образования, штатная численность и состав указанных муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних определяются нормативными и иными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления. То есть мы развели эту компетенцию и уже это все заложили в проект действующего законодательства. Поэтому все ваши вот эти, извините, я даже не знаю, как назвать... спекуляции по поводу финансирования из федерального бюджета просто никакой критики не выдерживают. Это будет как раз компетенция местного самоуправления - самому определиться, какие комиссии создавать, на какой основе. И мы не вторгаемся здесь в их деятельность. Поэтому я бы просила проголосовать уважаемых депутатов за этот законопроект во втором чтении. Чтобы Александр Алексеевич полностью был доволен, внесем эти поправки (они подготовлены) в закон о местном самоуправлении. Но нельзя тормозить больше принятие этого законопроекта, иначе комиссии по делам несовершеннолетних, которые являются органами системы профилактики и действуют уже долгое время, просто разрушаются на местах, не имея нормальной, законной основы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, всё, обсуждение состоялось. Мы ведь обсуждаем только поправки. Мы проголосовали все таблицы... Депутат Крюков, пожалуйста. Это только по ведению или по мотивам? По мотивам голосования, пожалуйста. Вы по какой карточке? По карточке Исаева - депутат Крюков. Пожалуйста. КРЮКОВ В. А., фракция "Отечество - Вся Россия". Я хочу сказать, что статья 6 закона номер 154 - о местном самоуправлении - в принципе разрешает создание вот этих всех комиссий и их работу. Причина заключается в том, что согласно статье 6 и образование, и здравоохранение, и правоохранительная деятельность в определенных пределах там прописаны, а теперь это надо конкретизировать определенными законами. И второе я хочу сказать. Во многих субъектах Российской Федерации приняты законы на основании 154-го федерального закона, о местном самоуправлении, в соответствии с Конституцией, и там прописана работа комиссий по делам несовершеннолетних как обязанность органов местного самоуправления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обмен мнениями состоялся, точку зрения представителя Президента вы слышали. Я ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 14 сек.) Проголосовало за 375 чел. 83,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел. Результат: принято Принимается. Так, комитет, дорабатывайте, пожалуйста, готовьте законопроект к третьему чтению. В связи с принятием данного закона идет целый ряд сопутствующих поправок в другие законы.
Заседание № 51
О проекте федерального закона "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Комитет по делам женщин, семьи и молодежи просит перенести рассмотрение проекта федерального закона "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" на 25 октября на фиксированное время в связи с возникшими разногласиями с Правительством. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вера Александровна, тогда обоснуйте, когда мы будем голосовать, и время тогда назовите, чтобы мы сразу назначили вам фиксированное время.
Депутат Лекарева попросила снять с рассмотрения, исключить из сегодняшней повестки дня, пункт 3 и перенести его на 25-е. Вера Александровна, я прошу включить ваш микрофон. Обоснуйте и укажите фиксированное время. ЛЕКАРЕВА В. А. Мы просим поставить на рассмотрение проект нашего закона в блок второго чтения 25 октября, в связи с тем что нужно уточнить дополнения и поправки, поступившие от Правительства, от МВД России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, не будет возражений, тем более что эту позицию комитет согласовал с Правительством? Нет возражений.
Заседание № 273
Проект ФЗ "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав"
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Депутат Апарина Алевтина Викторовна. Пожалуйста, для мотивировки включите микрофон Алевтине Викторовне Апариной. АПАРИНА А.В. Уважаемые коллеги, вы знаете, какая у нас обстановка с беспризорностью детей. Мы с вами совсем недавно приняли закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Сейчас этот закон находится на подписи у Президента. К нему мы как раз подготовили очень важный законопроект о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Три раза он уже был в повестке, и очередь до него не доходит. Я вношу предложение: учитывая серьезное положение с детской преступностью, беспризорностью, переместить этот законопроект с 39-го места, поставить третьим. Вторым вопросом идет законопроект о детских пособиях, и сразу после него рассмотреть этот закон, потому что он действительно приоритетный, актуальный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, какие мнения? Никифоренко Юрий Васильевич. НИКИФОРЕНКО Ю.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, надо поддержать Алевтину Викторовну. К этому еще просьба: попросить Правительство обеспечить депутатов информацией о том, в какие регионы какие суммы направлены для поддержания системы образования. 2 миллиарда рублей выделено, нам бы знать надо, чтобы дополнительно не обращаться. Просьба такая - информацию дать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пусть комитет обратится в Правительство и попросит письменную информацию. Тут же секретов-то нет. Ставлю на голосование предложение депутата Апариной. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 29 мин. 55 сек.) Проголосовало за 222 чел. 100,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 222 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Включается.
В соответствии с решением палаты далее мы рассматриваем вопрос 39 повестки дня: о законопроекте "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав". Любовь Никитична Швец, пожалуйста, на трибуну. (Шум в зале.) ШВЕЦ Л.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Вы же уже голосовали. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ШВЕЦ Л.Н. 39-й. Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему вниманию проект федерального закона "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" должен стать современной основой нормативно-правового обеспечения деятельности одного из субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Подготовка законопроекта представляется нам весьма своевременной и отвечающей потребностям практики, так как в настоящее время комиссии функционируют, руководствуясь Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1967 года. Дальнейшее развитие нормативно-правовой базы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав - это требование времени, поскольку названное выше положение во многом противоречит Конституции Российской Федерации, действующему российскому законодательству, международным правовым актам, в частности нормам европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не отвечает реальной ситуации и нуждается в совершенствовании. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривает комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как один из субъектов системы профилактики, как орган, координирующий деятельность и осуществляющий функции по взаимодействию всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также устанавливает, что порядок их образования и функционирования определяется федеральным законом. В настоящее время в Российской Федерации действуют Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации, комиссии по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти 79 субъектов Российской Федерации, а также 2832 комиссии при органах местного самоуправления. В сфере постоянного внимания этих комиссий находятся и несовершеннолетние группы риска, и их родители, а также органы и учреждения, связанные с реализацией прав и законных интересов несовершеннолетних. В 1998 году на заседаниях комиссий было рассмотрено около 514 дел в отношении несовершеннолетних и их родителей. На учете в комиссиях состояло около 338 тысяч несовершеннолетних, а также семей, не обеспечивающих надлежащих условий для воспитания детей. Комиссиями оказаны различные виды помощи, включая и материальную, 2640 тысячам человек. Законопроект приводит в соответствие с международными правовыми стандартами деятельность комиссий, позволяет более эффективно защитить права и интересы несовершеннолетних, а также расширяет применение методов воздействия, направленных как на координацию поведения несовершеннолетних группы риска, так и создает условия для повышения эффективности работы самих комиссий, предпосылки для обеспечения гарантий лиц, с которыми проводится профилактическая работа. Рассматриваемый сегодня законопроект определяет основные задачи и функции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, устанавливает принципы их деятельности, систему и порядок образования, то есть является так называемой базой, на основе которой должны быть приняты соответствующие нормативные акты субъектами Российской Федерации. Для решения стоящих перед комиссиями задач предполагается иметь постоянный штат работников в лице заместителя председателя, ответственного секретаря, специалиста или инспектора комиссии. В настоящее время, по данным Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации, на 2911 функционирующих в Российской Федерации комиссий приходится всего 3816 штатных работников, что явно недостаточно. В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних законопроектом предлагается возложить на комиссии новые функции - по недопущению незаконного отчисления подростков из образовательных учреждений, по контролю за расторжением трудовых договоров с ними и оказанию несовершеннолетним помощи в продолжении учебы или трудоустройстве. За последнее пятилетие почти на 25 процентов возросло количество неработающих и неучащихся подростков, доставленных в милицию по различным основаниям. Так, в 1998 году в совершении преступлений участвовало 3,8 тысячи подростков, официально признанных безработными. Многие из них отчислены из образовательных учреждений, по различным основаниям самостоятельно не сумели устроиться на работу. В законопроекте определяются основные направления деятельности комиссий, их права и обязанности, устанавливаются меры, принимаемые комиссиями по устройству несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также перечень мер воздействия, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям, к их родителям, не выполняющим своих обязанностей по воспитанию, а также содержанию или обучению детей. В нормах законопроекта определяется также порядок проведения заседаний комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, порядок вынесения и исполнения постановлений комиссий, сроки их обжалования. В процессе работы над законопроектом возникла необходимость внесения изменений и дополнений в действующие законы. В связи с этим нами подготовлены и внесены в Государственную Думу законопроекты о внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, в Гражданский кодекс Российской Федерации, в Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР, в Семейный кодекс Российской Федерации, в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Ряд законопроектов, вносящих изменения и дополнения в действующее законодательство, связанных с расширением полномочий комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уже внесен в Государственную Думу в связи с принятием федерального закона "Об основах системы профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних". При подготовке законопроекта к первому чтению нами учтены многие замечания и предложения, полученные от 38 субъектов Российской Федерации, от всех заинтересованных министерств и ведомств, от шести комитетов Государственной Думы, от Правового управления Аппарата Совета Федерации. На законопроект получены официальный отзыв и заключение Правительства Российской Федерации, заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, и в тех материалах, которые вам были розданы, приведены подробные справки, касающиеся замечаний. В заключение я хочу отметить, что для реализации изложенного в законопроекте подхода к деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав необходимо осознание того, что возможные затраты на разрешение задач, связанных с профилактикой правонарушений, защитой прав детей и законных их интересов, следует рассматривать не как расходы общества, а как самые выгодные инвестиции, от которых зависит благополучие подрастающего поколения, а также безопасность общества. Уважаемые коллеги, несмотря на сложившуюся ситуацию, мы надеемся на вашу поддержку концепции, представленной нами в проекте федерального закона, и на принятие его в первом чтении. Благодарю за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы Г.Н.Селезнев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Законопроект первого чтения. Тамара Васильевна Плетнева, пожалуйста. Потом - Турусин Анатолий Афанасьевич. ПЛЕТНЕВА Т.В. Любовь Никитична, мы все прекрасно знаем, что дети не рождаются плохими, они становятся такими, их делают плохими либо общество, либо семья. Поэтому у меня вот такой вопрос. Кроме тех обязанностей, которые вы перечислили, не самая ли главная обязанность комиссии по делам несовершеннолетних - вести профилактическую работу среди родителей? Ведь у нас сегодня воспитательная работа в школе сведена к нулю, государство тоже никак не определилось с концепцией воспитания, и прямая обязанность создаваемой комиссии, я думаю, самое главное для нее - это вести профилактику в семье. ШВЕЦ Л.Н. Если говорить как раз о концепции этого закона, Тамара Васильевна, то прежде всего и следует отметить, что направление деятельности комиссии разворачивается именно на профилактическую деятельность - на работу как с подростками, так и с семьями, где живут эти подростки, а также с теми гражданами, которые исполняют функции родителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Турусин Анатолий Афанасьевич. Я уже объявил его. Потом - Анатолий Иванович Лукьянов. (Шум в зале.) Коллеги, пожалуйста, потише. ТУРУСИН А.А. Комиссий по делам несовершеннолетних у нас много. Законопроект предусматривает 3860 штатных работников, и очень хорошо, что он расширяет их полномочия. А вопрос у меня такой: какую ответственность будут нести виновные за невыполнение решений комиссии по делам несовершеннолетних? То есть каков механизм реализации этого закона, чтобы не получилась очередная декларация? ШВЕЦ Л.Н. Как раз нам и пришлось вносить поправки в нормативные акты, которые я в своем докладе перечислила (в целях экономии времени повторять не буду), именно те моменты, которые усиливают ответственность прежде всего членов комиссии, особенно тех, кто действует на постоянной основе, а также тех, кто добровольно изъявляет желание и входит потом в состав комиссии, а также ответственность тех, кому комиссия будет адресовать свои требования, решения и так далее. Так что этот момент решался достаточно взвешенно. Я должна сказать, что в работе над этим законопроектом принял участие, можно сказать, букет специалистов и представителей как Министерства юстиции, так и Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры, Министерства труда и социального развития, нескольких научно-исследовательских институтов, которые изучают эту проблему. Работа проведена была тщательно в этом направлении. Ваш вопрос вполне обоснован, как говорится, определен самим характером работы, он вполне естественный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лукьянов Анатолий Иванович. ЛУКЬЯНОВ А.И. Геннадий Николаевич, у меня и депутатов предложение есть. Мы обсуждаем законопроект о комиссиях по работе с несовершеннолетними. Практика работы этих комиссий сложилась давно, необходимость их сохранения и определения их функций совершенно ясна. Все остальное, сам механизм будут определены только тогда, когда будут приняты изменения в уголовное, гражданское, семейное, трудовое законодательство. Поэтому у меня предложение только одно: сейчас в первом чтении принять этот законопроект, потому что ко второму чтению мы будем решать все остальные вопросы. Никакого смысла для длительного обсуждения этого вопроса нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, спасибо. Пожалуйста, депутат Семаго Владимир Владимирович. СЕМАГО В.В. Уважаемый Председатель, уважаемые коллеги! Я бы хотел тоже воспользоваться, как и коллега Лукьянов, правом не на предложение, так сказать, и не на вопрос, а на небольшое выступление по данной проблеме. На мой взгляд, этот закон действительно нужен и действительно во втором чтении можно будет его серьезным образом доработать. Но есть одно обстоятельство, к которому я хотел бы привлечь ваше внимание сегодня. У нас, к сожалению, в этом законопроекте отсутствует одна очень существенная проблема, вернее, решение проблемы, связанной с несовершеннолетними. Давайте с вами просто на секунду отвлечемся от нашей политической деятельности и пройдемся по городу. Скажите мне, кто-нибудь когда-нибудь видел запрещение несовершеннолетним войти в какую-то бильярдную или в бар? Вы давно слышали выступление кого-либо из авторитетных людей, которые говорят, что на этот фильм детям до 16 лет идти категорически запрещается? Мы с вами существуем в том мире, в котором нет никаких санкций по отношению к людям, растлевающим молодежь... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Коллеги, у нас все вперемешку - и вопросы, и выступления. СЕМАГО В.В. Нет, нет. Просто коллега Лукьянов прав. Не надо обсуждения очень длинного делать, законопроект нужно принимать в первую очередь. Но я бы хотел для докладчика заострить эту тему. Вот, в частности, фильм "Секретные материалы", который демонстрируется по нашему телевидению. Я знаю, что в Великобритании были случаи самоубийства детей именно на почве просмотра этого фильма. Я знаю точно, что есть в странах запрещающие факторы, которые позволяют избавиться от подобных телевизионных показов. У нас этого ничего в законе нет. На мой взгляд, комиссии должны заниматься не только детьми и родителями, а той атмосферой, в которой сегодня дети находятся. У нас дети могут совершенно спокойно войти в пивную, им нальют не только вина, водки и пива, а чего угодно. У нас есть ситуации, при которых они могут совершенно спокойно пойти в бар, и никто из хозяев этого бара не имеет права запретить детям туда входить. Значит, нужны санкции в Уголовном кодексе об ответственности человека, который позволил подобный поступок по отношению к детям. Вот такое у меня замечание. А в первом чтении законопроект, конечно, надо принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, могу ли я поставить на голосование: принять законопроект в первом чтении? Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении. Уважаемые депутаты, идет голосование. Будьте внимательными, чтобы не было возвратов. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 27 сек.) Проголосовало за 342 чел. 76,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел. Результат: принято Принимается. Спасибо, Любовь Никитична. В первом чтении законопроект принят.