Заседание № 243

22.05.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 98104279-2 "О сотрудничестве с Республикой Ирак" (внесен депутатами Государственной Думы В. В. Жириновским, Ю. В. Никифоренко, А. В. Митрофановым и депутатами Государственной Думы второго созыва Е. В. Бученковым, А. Д. Венгеровским, С. М. Жебровским, А. И. Кувшиновым и А. В. Филатовым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3456 по 3610 из 4394
Переходим к рассмотрению пункта 27 - проекта федерального закона "О             
сотрудничестве с Республикой Ирак". Доклад депутата Государственной Думы        
Жириновского Владимира Вольфовича.                                              
                                                                                
Пожалуйста. С места.                                                            
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Данный проект закона также был внесен четыре года назад в     
Государственную Думу. Неоднократно здесь, в этом зале, принимались              
постановления в поддержку Республики Ирак. Но закон, аналогичный этому, был в   
свое время отклонен верхней палатой без всякого объяснения. Они испугались,     
бывшие члены Совета Федерации, - сейчас, слава богу, никого из них уже нет, -   
и они как бы не несут ответственности за это, испугались. Государственная       
Дума проголосовала в свое время, была создана согласительная комиссия.          
                                                                                
И вот сегодня, именно сегодня, 22 мая, не мы, парламент России, страна, у       
которой такие хорошие отношения были с Ираком, а международное сообщество       
снимет все санкции в отношении Республики Ирак. Мы опять запаздываем, опять     
мы ползем, так сказать. Ведь эта страна нам должна 9 миллиардов долларов. И     
это единственная в мире страна, которая полностью признавала долг и готова      
была рассчитаться. Больше нет ни одной такой страны в мире, которая была бы     
готова именно в иностранной валюте, наличными рассчитаться с нами. С этой       
страной нам очень выгодны были отношения. Вы знаете о последнем проекте         
договора торгового на 50 миллиардов долларов. Это всё было сделано при          
содействии депутатов фракции ЛДПР, и неоднократно я выезжал туда, был около     
двадцати раз. И спасибо тем депутатам, которые тоже выезжали, отдельные         
документы по Ираку поддерживали.                                                
                                                                                
Но вот этот закон провалялся опять же в Государственной Думе четыре года.       
Иногда делались попытки объяснить, что режим санкций существует. Но в рамках    
режима санкций Турция, Иордания и Сирия вели торговлю, ибо по статье 50         
Устава ООН страна, которая терпит убытки от введения санкций, имеет право эти   
санкции не соблюдать. И нам здесь много лет морочили голову, говорили, что мы   
не можем в обход режима санкций торговать с Ираком. Можем! И министр            
иностранных дел Иванов это подтвердил. Просто внешней политикой занимается у    
нас не только парламент, но и исполнительная власть. И на том этапе, видимо,    
не хотела исполнительная власть торговать с Ираком при наличии режима           
санкций.                                                                        
                                                                                
Но даже в рамках режима санкций по программе "Нефть в обмен на                  
продовольствие..." мы тоже упускали свои возможности и не использовали все      
наши резервы. Простой пример - нижегородский автозавод. Когда, наконец, они     
раскачались и в рамках ООН в условиях режима санкций получили заказ на 3        
миллиарда долларов и изготовили первые тысячи автомашин "Волга" в качестве      
такси для Багдада, началась война, и наши "Волги" стоят никому не нужные.       
Нижегородский автозавод.                                                        
                                                                                
Поэтому это была ошибка депутатов всех трех созывов. Это ошибка и сегодня -     
даже с таким вот опозданием, на несколько часов. Буквально вот через четыре     
часа Организация Объединенных Наций снимет все санкции с Республики Ирак, и     
Ирак начнет торговать со всеми, кроме России, которая обещала ему помощь        
оказывать, приезжали депутаты, но так и не приняли ни одного закона. Франция    
торговала хорошо, активно, Китай, даже Соединенные Штаты Америки. Именно        
американские и британские коммерческие структуры получат сегодня все договора   
и будут контролировать иракскую нефть.                                          
                                                                                
А мы не только не могли это сами сделать, но даже закон не принимали, чтобы     
он мог подстегнуть наши исполнительные структуры к более активной               
торгово-экономической политике с Республикой Ирак. Мы вновь оказались с вами    
как бы в худшем положении. И лишний раз я убеждаюсь в том, что нельзя, чтобы    
были депутаты-одномандатники, им тяжело разобраться в мировой политике, здесь   
должны быть специалисты по международным отношениям. Специалист, который        
работает в своем регионе, хорошо знает осетровых, знает уголь, знает            
леспромхоз свой - это нужно, но вся торговля мировая связана с внешними         
сношениями, и нам нужно обязательно торговать. Если мы будем много              
производить, но не сможем продавать, мы не сможем получать нужные деньги в      
доходную часть бюджета. Поэтому особенно активным должно было быть              
сотрудничество с Ираном, с Ираком, но мы этого не сделали.                      
                                                                                
Я еще раз прошу депутатов поддержать данный законопроект, чтобы хотя бы у нас   
было моральное удовлетворение от того, что мы хоть что-то пытались сделать      
для улучшения наших внешнеторговых отношений с внешним миром и увеличения       
доходной части бюджета.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович.                              
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется заместителю председателя Комитета по        
международным делам Зиятдиновой Флюре Газизовне. С места.                       
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЗИЯТДИНОВА Ф. Г. Маленькая ремарка, уважаемый Владимир Вольфович. Я, как        
депутат-одномандатник, десять лет занималась внешней экономической              
деятельностью Республики Татарстан в качестве заместителя министра внешних      
экономических связей. Поэтому спасибо за то, что вы предупредили, чтобы я       
была профессионалом, хотя бы частично. Поэтому я, наверное, с этой точки        
зрения и буду докладывать.                                                      
                                                                                
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О         
сотрудничестве с Республикой Ирак" и поступившие к нему отзывы и предложения.   
Следует отметить, что 4 февраля 1998 года Государственная Дума приняла          
Федеральный закон "О мерах по развитию сотрудничества с Республикой Ирак", а    
Совет Федерации отклонил его (постановление от 13 марта 1998 года). По          
предложению Комитета Государственной Думы по вопросам геополитики - тогда       
именно этот комитет занимался этой тематикой - Совет Государственной Думы       
снял с рассмотрения данный закон (протокол № 205 от 22 апреля 1999 года). По    
существу нормативной базы рассматриваемый законопроект не отличается от         
содержания названного выше отклоненного федерального закона. На наш взгляд,     
рассматриваемые в законопроекте вопросы являются предметом двусторонних         
соглашений (об этом уже говорилось), а не законодательных актов одной из        
сторон. Действующее Соглашение между Правительством Российской Федерации и      
Правительством Республики Ирак о торговле, экономическом и научно-техническом   
сотрудничестве от 5 августа 1993 года в более полном объеме определяет          
договорно-правовую базу двустороннего сотрудничества.                           
                                                                                
Правительство Российской Федерации оказывает всемерное содействие развитию      
экономических связей с Ираком. В частности, я могла бы привести данные, пусть   
немножечко уже устаревшие, из заключения Правительства Российской Федерации,    
которое мы получили с вами в апреле 1999 года. Там указывается, что             
российские компании и организации весомо участвуют в закупках нефти,            
поставках продовольствия, медицинских и других товаров в рамках гуманитарной    
операции ООН в Ираке. На всех этапах ее осуществления они лидировали в          
закупках иракской нефти. В 1997-1998 годах нефти было вывезено на общую сумму   
2,5 миллиарда долларов, а за первую половину 1999 года были заключены           
контракты общей стоимостью около восьмисот миллионов долларов, то есть 41       
процент от общей суммы нефтяных контрактов. Мне кажется, что здесь именно       
содержится существо того, о чем вы сейчас говорили.                             
                                                                                
В 1997 году российскими компаниями поставлены в Ирак товары, стоимость          
которых около ста миллионов долларов. В 1998 году были подписаны контракты на   
сумму более пятисот миллионов долларов.                                         
                                                                                
Опять-таки могу привести собственную статистику по республике, по субъекту,     
потому что она мне лучше знакома. У нас были очень хорошие прямые               
двусторонние контакты с субъектами, и мы очень активно работаем до сих пор.     
                                                                                
Исходя из вышесказанного и, кстати, из наших недавних заявлений по Ираку (в     
апреле мы с вами принимали такое заявление), считаю, что принятие сейчас        
закона в одностороннем порядке, со стороны нашего государства, является         
необоснованным.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Флюра Газизовна.                                 
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Желает ли кто-то из депутатов      
выступить по данному законопроекту? Представитель Президента? Представитель     
Правительства? Нет. Ставлю на голосование проект федерального закона "О         
сотрудничестве с Республикой Ирак".                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 10 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за               13 чел.              2,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                     15 чел.                                          
Не голосовало                 435 чел.             96,7%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принимается.                                                    
                                                                                

Заседание № 238

24.04.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 98104279-2 "О сотрудничестве с Республикой Ирак".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 661 по 682 из 4805
МИТРОФАНОВ А. В., фракция Либерально-демократической партии России.             
                                                                                
Я предлагаю пункты 52 и 53 повестки сразу рассмотреть, перенести их на 3-е и    
на 4-е место в нашей повестке, потому что речь идет о законопроекте "О          
сотрудничестве с Республикой Ирак", который был актуален пять-шесть лет         
назад...                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Номера какие - 2 и 3?                                     
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. 52 и 53...                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 52 и 53 - на номера 2 и 3, да?                            
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Ну, на 3 и 4 хотя бы, после вашего доклада.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 3 и 4. Спасибо, что календарь дадите все-таки             
рассмотреть.                                                                    
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Вообще-то, Ирак важнее, но можно план рассмотреть.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович, очень большая услуга.      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 825 по 860 из 4805
Митрофанов Алексей Валентинович просил перенести и рассмотреть пункты 52 и 53   
сразу после рассмотрения календаря на май. Кто за это предложение? Прошу        
голосовать.                                                                     
                                                                                
Для обоснования включите микрофон Митрофанову.                                  
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Речь идет о двух исключительно важных законопроектах. Первый   
- "О сотрудничестве с Республикой Ирак". Так получилось, что законопроект       
этот внесен, в общем-то, много лет назад, но актуальность его пришлась на эти   
дни. Вчера, по нашим данным, Россия согласилась не налагать вето по каким-то    
загадочным причинам. Сначала обещала наложить вето и не соглашалась с           
немедленной отменой санкций, вчера произошел какой-то коренной поворот, так     
сказать, рек. Мне кажется, что с этого законопроекта и надо начинать            
сегодняшнее обсуждение.                                                         
                                                                                
Второй - это законопроект "О развитии сотрудничества Российской Федерации с     
Тайванем", и это тоже очень важный, исключительно важный законопроект           
политического порядка. Что я хочу? Считаю, что нужно с них начать сегодня.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за предложение Алексея Валентиновича         
Митрофанова? Прошу голосовать.                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 13 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за               20 чел.              4,4%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                     22 чел.                                          
Не голосовало                 428 чел.             95,1%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.