Заседание № 257
23.04.1999
Вопрос:
О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2651 по 3358 из 6543
Коллеги, в соответствии с нашим решением фиксированное время по решению Совета Государственной Думы отведено для пункта 15. Это законопроект первого чтения с докладом министра финансов Михаила Михайловича Задорнова по важнейшему вопросу - о бюджетной классификации Российской Федерации. Пожалуйста, Михаил Михайлович Задорнов, вас приглашаю на трибуну для доклада. Уважаемые депутаты, важнейший вопрос. Пожалуйста, пройдите в зал заседаний, я вас очень прошу об этом. Михаил Михайлович, вам слово для доклада. Сергею Михайловичу Никифорову подготовиться, подойти поближе. ЗАДОРНОВ М.М., министр финансов Российской Федерации. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается закон "О бюджетной классификации Российской Федерации", он внесен вместе с законом "О федеральном бюджете на 1999 год". Если позволите, я коротко о сути. Прошлый закон был принят в 1996 году, он не корректировался, просто каждый год при принятии бюджета была запись, что бюджет будет исполняться в соответствии с той классификацией, в которой утвержден бюджет. Сейчас такой записи нет, и это правильно, потому что должно быть все-таки законодательное основание, что это не только для федерального бюджета, это классификация, по которой работает Центральный банк, потому что вы сами понимаете, что через него идет исполнение бюджета, и регионы, кстати говоря, работают тоже по этой бюджетной классификации. Какие основные изменения произошли с 1996 года? Ну, во-первых, мы за эти три года достаточно существенно откорректировали налоговое законодательство, общая часть Налогового кодекса вступила в действие, и ряд налогов изменился, ряд налогов перераспределился с федерального на региональный уровень, введены новые, они фактически все здесь учтены как доходы федерального бюджета, доходы региональных бюджетов. Во-вторых, международная классификация. То есть сейчас полное соответствие: скажем, доходы от приватизации - это источник финансирования дефицита, сальдо по госзапасам - источник финансирования дефицита, а не доходы. По ряду расходных статей тоже четкое соответствие международной классификации, в которой разрабатываются, утверждаются и исполняются бюджеты. Дальше. Единство учета по всем уровням: федеральный бюджет, регионы, местный бюджет. Это мы фактически ввели с 1997 года. В 1998 году четко была отработана, я могу сказать, эта бюджетная классификация, она, по существу, с минимальными изменениями была полностью отработана и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Российской Федерации. Еще один важный момент. У нас число прямых получателей, то есть главных распорядителей, бюджетных средств изменилось примерно со 136 до 107 органов. Ну, вы сами понимаете, кто-то был ликвидирован, вновь созданы органы... Опять-таки все это нашло здесь полное отражение. Что нужно отметить еще? Что позволяет делать этот закон. С Центральным банком четко увязать поступление доходов на наши счета и финансирование конкретных расходов, увязать, как я уже это подчеркивал, исполнение бюджета федерального с бюджетами субъектов Российской Федерации, что позволит и более четко казначейскую систему ввести. На самом деле это просто обеспечивает так необходимую (парламенту, кстати говоря, прежде всего) прозрачность всех расходов, всего финансирования из федерального бюджета. Есть два изменения - два закона, которые были приняты ранее. Один касается расходов на развитие федеративных национальных отношений и финансовой помощи другим уровням, а другой касается раздела "Национальная оборона". Мы постарались максимально учесть в этом законе эти предложения, хотя есть принципиальное расхождение в построении двух этих законов и предлагаемого вам законопроекта. Национальные отношения и региональное развитие. Тот закон, который был принят, - он просто составлен как бы по другому принципу в отличие от функционального принципа бюджетной классификации. Там выделяются как бы отдельные виды расходов, как бы отраслевой принцип получается. И мы его не можем в полном объеме состыковать с функциональным построением бюджетной классификации, которая все последние годы принималась за основу. Тем не менее, как я уже сказал, мы, по существу, постарались максимально учесть нормы данного закона, выделив все основные расходы по разделам: и в местное самоуправление, и в помощь региональным органам государственной власти. Второй закон в целом нашел отражение в классификации. Мы ввели целый ряд дополнительных статей видов расходов, экономических статей, то есть в экономическую классификацию он полностью включен. Это позволяет более детально проследить направление расходования средств Министерством обороны опять-таки парламенту. Если возникнет коллизия, мы готовы с Комитетом по обороне в ходе доработки этого законопроекта во втором, в третьем чтении... Кстати говоря, это нужно сделать как можно быстрее, поскольку, как я уже подчеркивал, сейчас мы не имеем права двигаться ни по старой, ни по новой бюджетной классификации. Мы готовы с Комитетом по обороне все интересующие их моменты с точки зрения подробностей самой классификации рассмотреть при втором и третьем чтении данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Михайлович, пройдите пока в ложу Правительства. Сергей Михайлович Никифоров, делайте содоклад, пожалуйста. НИКИФОРОВ С.М., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые депутаты! В соответствии со статьей 14 закона "О бюджетной классификации..." Правительство вносит изменения в закон "О бюджетной классификации..." одновременно с внесением бюджета на следующий год. Значит, как сказал Михаил Михайлович, все изменения, которые вносились в бюджетную классификацию с 1996 года, утверждались приказом Министерства финансов. Однако теперь, когда происходит переход на казначейскую систему исполнения бюджета, лицевые счета в Центральном банке открываются по кодам целевых статей, и Центральный банк теперь требует, чтобы все изменения в бюджетную классификацию вносились не приказами Минфина, а законом. Ну, основные изменения Михаил Михайлович назвал. Я просто хотел бы привести примеры. Классификация доходов стала гораздо более подробной. Например, если раньше в налоге на прибыль было всего два вида доходов - налог на прибыль предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц, то теперь по налогу на прибыль предприятий и организаций вводится шесть категорий. Это налог на прибыль резидентов, налог на прибыль иностранных юридических лиц, налог на прибыль кредитных организаций, налог с дохода в виде дивидендов, в виде процентов и налог на доходы от видеосалонов. Подоходный налог с физических лиц тоже разделяется на две категории. Это подоходный налог, который уплачивается у источника, и подоходный налог, который собирают налоговые органы с лиц, имеющих несколько источников доходов. Отдельный учет поступления налогов по всем этим группам действительно позволяет улучшить качество прогнозов доходных поступлений. Включены также дополнительные налоги, которые введены с тех пор. Это налог с продаж, налог на вмененный доход, лесные подати, плата за пользование водными ресурсами и так далее. В связи с тем что мы добиваемся, чтобы бюджетная классификация была общей для бюджетов всех уровней, сейчас в перечень целевых статей введено много дополнительных статей, описывающих расходы субъектов Федерации. Это дотации жилищно-коммунальному хозяйству, расходы на благоустройство и другие расходы этих бюджетов. Существенно изменены целевые статьи и виды расходов, которые относятся к государственным инвестициям. Вот здесь есть большой вопрос. Все расходы на государственные инвестиции отнесены к одной целевой статье. Все государственные инвестиции по отраслям исключены из классификации. По видам расходов все государственные инвестиции разделяются: просто на возмездной и безвозмездной основе, ну и более подробная расшифровка расходов, которые носят инвестиционный характер, дана в экономической классификации. Но на практике по тому макету, который здесь приведен, получается, что все государственные инвестиции будут отнесены по ведомственной классификации к Министерству экономики и в других министерствах таких целевых расходов нет. Вторая важная проблема, которая у нас возникнет при подготовке проекта закона ко второму чтению, если мы его сейчас примем, будет связана с классификацией расходов, связанных с обеспечением безопасности, национальной обороны и правоохранительной деятельности. Комитет по обороне настаивает на том, чтобы здесь мы вернулись к варианту закона прошлого года. По сравнению с тем законом сейчас Правительство предлагает более сокращенный перечень целевых расходов, целевых статей, более сокращенный перечень видов расходов, но, правда, там частично это восполняется более детальным описанием экономической классификации. Мы получили не от всех комитетов, но от многих заключения, в которых делаются предложения дополнить перечень целевых статей, перечень видов расходов. От некоторых комитетов есть предложения внести изменения в функциональную классификацию, в подраздел о функциональной классификации. Но общее мнение всех комитетов Государственной Думы таково: в первом чтении этот законопроект можно принимать. Я хотел бы здесь сказать, что у нас есть определенные вопросы, связанные с перечнем прямых бюджетополучателей, с государственными инвестициями, НИОКРами и расходами на оборону, на безопасность и правоохранительную деятельность. И мы должны как бы заявить, оставить за собой право при подготовке законопроекта ко второму чтению внести изменения в эти статьи, поскольку не считаем, что это концептуальные изменения. А так мы предлагаем принять этот законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Есть ли вопросы у депутатов? Есть вопросы. Депутат Лозинская Жанна Михайловна. Следующий - Овченков. ЛОЗИНСКАЯ Ж.М., депутатская группа "Народовластие". Спасибо, уважаемый Борис Юрьевич. У меня вопрос к Михаилу Михайловичу Задорнову. Михаил Михайлович, вот мы собираемся ко второму чтению внести поправку, чтобы вывести строку по ассигнованиям, которые идут на миграционные цели, из раздела "Прочие расходы" в самостоятельный подраздел соответствующего раздела, руководствуясь тем, что все-таки в основном в нашем законе "О Правительстве..." вопрос о миграции находится в перечне основополагающих проблем - то, что составляет сегодня основу государственной политики Российской Федерации. Хотелось бы знать ваше мнение на этот счет. Спасибо. ЗАДОРНОВ М.М. Жанна Михайловна, бюджетная классификация как бы имеет три составляющих, как матрица: функциональная классификация, где вот как раз, например, миграционные расходы в целом; экономическая классификация - зарплата, начисления на заработную плату, коммунальные услуги и так далее - и ведомственная, о которой говорите вы. Если вы считаете, что те или иные изменения должны быть в ответственности ведомств, мы готовы рассматривать это предложение как изменение в ведомственную классификацию федерального бюджета и готовы рассматривать все ваши предложения вот в этой части бюджетной классификации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Овченков Вячеслав Иванович. Следующий - Арбатов. ОВЧЕНКОВ В.И., фракция "Наш дом - Россия". Вопрос к Задорнову. Михаил Михайлович, Правительство в последнее время неоднократно обсуждало вопрос оплаты электрической и тепловой энергии бюджетными организациями. В экономическом классификаторе оплата электро- и теплоэнергии включена в подраздел "Оплата коммунальных услуг". В то же время сегодня и Минобороны, и МВД, и ряд других бюджетных организаций имеют чисто производственные, если так назвать, направления, которые не относятся к коммунальным. Почему Правительство не внесло в экономический классификатор отдельной строкой оплату тепловой и электрической энергии вот для таких целей? ЗАДОРНОВ М.М. Вы внимательно посмотрите закон. Мы не просто внесли, мы сейчас уже довели до всех ведомств в соответствии вот с этим проектом (пока, к сожалению, приказами Минфина, поскольку закона еще у нас нет) разделение вот того, что вы говорите, коммунальных расходов, на шесть видов, которые касаются топлива, в экономической классификации. Мы выделили отдельно не только электроэнергию и теплоэнергию, мы выделили отдельно газ, мы выделили отдельно печное топливо, то есть мы выделили полностью все то так, как нас попросило Минтопэнерго. И мы именно в таком виде сейчас требуем от министерств и ведомств проводить данную работу в экономической классификации федерального бюджета. Но для того, чтобы нам полностью все это дело закрепить, нам действительно нужна норма закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Арбатов, пожалуйста. Следующий - депутат Сурков. АРБАТОВ А.Г., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемый Михаил Михайлович, вот и вы, и наш коллега депутат Никифоров как-то так походя говорите: правда, в разделе "Национальная оборона" мы немножко сократили... Позвольте, со 155 строк до 33! То есть коту под одно место выброшен плод двухлетней работы, в которой вы принимали участие, еще будучи депутатом Государственной Думы. Чем это объяснить? Это же не просто небрежность или экономия бумаги, это просто поворот от того, что являлось одним из важнейших достижений закона "О бюджетной классификации...". ЗАДОРНОВ М.М. Здесь я что могу сказать? Во-первых, если вы помните, начинали мы с шести видов, потом - 13 видов расходов, которые шли только, собственно, по функциональной классификации. 33 вида сейчас, и если вы посмотрите разбивку по экономической классификации, то там, конечно, не 33 вида, а как минимум 160 предметных статей. Все споры у нас сводятся к тому, на каком уровне это агрегировать. Здесь все наши разногласия сводятся к тому, что есть попытка инициаторов, разработчиков того закона объединить и так поднять агрегирование, которое как бы соответствует, может быть, видам Вооруженных Сил и тому, как сложилось в армии, но абсолютно расходится с принципами построения самой бюджетной классификации, на которую перешли уже все, кроме Министерства обороны, силовые структуры. В чем проблема? В Министерстве обороны нет бухгалтерского учета как такового. У них есть приказ № 200, о чем вы прекрасно знаете, и министр обороны сам фактически устанавливает направления расходования средств как по функциональной, так и по экономической классификации этим приказом. И на самом деле, я думаю, как раз общий интерес состоит в том, чтобы максимально подробно... Но вот эта разбивка... Условно говоря, чтобы совместить приказ № 200 с классификацией. Этого мы в этом году, по существу, и добиваемся наряду с введением бухгалтерского учета в Министерстве обороны. Если вы считаете, что вот в той структуре, которая единственная только возможна - она апробирована жизнью, нужно еще добавить предметных статей, еще 20-30, то мы готовы работать при подготовке ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Сурков Михаил Семенович. Следующий - Медведев Николай Павлович. СУРКОВ М.С. Уважаемые депутаты, мой вопрос - в продолжение вопроса депутата Арбатова. Мы в прошлом году, Михаил Михайлович, работали с вами вместе для того, чтобы составить единый классификатор всех силовых структур, чтобы было прозрачно, куда какие деньги уходят. В этом законе этого не видно, не слышно, и все ушло. То, о чем вы сейчас доложили, поверьте мне, не очень убеждает. Я как-то не очень в это верю. Поэтому большая просьба: или сегодня закон не принимать, или учесть тот закон, который принимала Государственная Дума и с которым комитет по бюджету, возглавлявшийся Михаилом Михайловичем Задорновым, соглашался, а сегодня мы от него отрекаемся. Сегодня опять бюджет силовых структур становится непонятным, неясным и невыполнимым. ЗАДОРНОВ М.М. Михаил Семенович, бюджет соответствует... Именно сейчас (и то, что мы утвердили в секретном приложении) на самом деле он гораздо более продвинут и понятен, чем это было в прошлые годы. На основании этого закона вносите поправки ко второму чтению. Мы с вами просто будем иметь предметный разговор, по каким направлениям мы можем максимально расширить виды и предметные статьи по разделу "Национальная оборона". Мы, кстати говоря, при рассмотрении этого закона в Правительстве многократно встречались со всеми силовиками, и, я вас уверяю, данный закон - это плод той работы, которая была проведена не только с Министерством обороны, а практически со всеми силовыми структурами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос депутата Медведева Николая Павловича. МЕДВЕДЕВ Н.П. Уважаемый Михаил Михайлович, вот пока у нас не было этой бюджетной квалификации, мне представляется, меньше было казнокрадства, а как вот стали вводить некие пункты в так называемый закон "О бюджетной квалификации..." особенно на местах появляются дырки, через которые идут бюджетные деньги не по назначению. Что я имею в виду? Бюджет мы утвердили, там строго утверждены статьи. Например, в экономической классификации вводите такой пункт: кредиты предприятиям и организациям или бюджетные ссуды. Имеются в виду кредиты любые любым предприятиям. Вот по моему округу избирательному, по Мордовии: за 1997-1998 годы в условиях, когда до семи месяцев сейчас зарплату учителям не платят, они навыдавали кредитов на 150 миллиардов рублей, и сейчас эти кредиты не возвращаются от коммерческих предприятий. И они ссылаются... В суд бы сейчас на них подать и привлечь за казнокрадство! А они говорят: "Вот в бюджетной классификации есть такой пункт". Как вы вообще оцениваете такие вещи, когда, минуя законы... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время депутату Медведеву. МЕДВЕДЕВ Н.П. ...когда, минуя законы о бюджете - и федеральный закон о бюджете, и законы о бюджетах субъектов Федерации, - губернаторы вводят пунктики вместе с Минфином, и, таким образом, процветает во всей России казнокрадство? То есть прямо финансировать нельзя, а вот через кредиты любую коммерческую организацию можно финансировать. ЗАДОРНОВ М.М. Ну, во-первых, мы обсуждаем закон все-таки о классификации, а не о квалификации. Это между прочим. Я хочу вернуть к предмету обсуждения. Во-вторых. Ну, есть такая пословица: "Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива". То есть нелепо закон, в котором говорится, как мы будем учитывать те или иные расходы (как мы будем по факту учитывать то, что уже сделано), обвинять в том, что кто-то занимается казнокрадством. Напротив, чем более подробно и прозрачно направление, тем легче схватить за руку. Но, извините, ясно, что не этот закон дает право или запрещает казнокрадство. Этот закон позволяет совершенно четко отлавливать те вещи, о которых вы сказали. Может быть, если бы не было этой записи, то вы никогда бы не узнали, что кому-то дан кредит. Он просто вообще не был бы отражен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Михайлович. Коллеги, все вопросы заданы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Где? Никитин Владимир Петрович. НИКИТИН В.П., депутатская группа "Народовластие". Уважаемый Михаил Михайлович, вот функциональная классификация расходов, там, где речь идет о международной деятельности. Вы, наверное, знаете, что у нас в последнее время возникает проблема: из реализации межгосударственных договоров в рамках СНГ выделять Союз Беларуси и России. Как вы считаете, все-таки, может, нам действительно ввести такую строку, чтобы мы не были вынуждены постоянно прописывать текстовой статьей весь этот механизм? Там же у нас международная договоренность - межгосударственная. ЗАДОРНОВ М.М. Владимир Петрович, мы абсолютно готовы вносить во втором чтении поправки. То есть мы готовы эту поправку учитывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы закончены. Спасибо, Михаил Михайлович, за ответы на вопросы. Кто желает выступить? Депутат Попкович Роман Семенович, вам слово. Кто еще желает выступить, проявите себя. ПОПКОВИЧ Р.С., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "Наш дом - Россия". Уважаемые коллеги, я хотел бы довести до вас решение Комитета по обороне и обратиться с просьбой внимательно послушать то, что я сейчас скажу. Законопроект, доклад о котором мы сейчас услышали, полностью игнорирует даже Указ Президента от 25 ноября 1996 года (я его называю) "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" (подчеркиваю: о мерах военного строительства в Российской Федерации), в котором Правительству была поставлена задача по детализации и унификации бюджетных расходов всех силовых структур. На основании этого указа мы с вами только 20 марта 1998 года приняли известный закон, Федеральный закон № 40 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" в части детализации и унификации статей расходов федерального бюджета на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности государства". Подчеркиваю: всех силовых структур, а не Минобороны. И я выступаю от имени всех силовых структур, а не только от Минобороны. Вот это был первый шаг, который позволил организовать действенный контроль парламента за расходованием средств и финансированием всех силовых структур. Так, например, по разделу "Национальная оборона" было предусмотрено 82 позиции, по Минобороны (только по Минобороны) - 125. И это, мы думали, будет продолжаться. В нынешнем законе по всем этим статьям всего 17 позиций открывается. Вы знаете, что в десяток раз больше мы открываем, докладывая в Организации Объединенных Наций. Любой гражданин зарубежного государства имеет право узнать о финансировании наших силовых структур во много раз больше, чем будет знать парламент, если мы примем вот этот закон. Мы предложили несколько месяцев (ну, два месяца или больше) назад: давайте мы сразу в первом чтении внесем. Нет, нас толкают: давайте примем, а во втором (вы слышали?) - мы с вами поговорим о том, что делать". Мы это уже проходили, нам говорили: "Ребята, во втором чтении вы опоздали, вы приняли концепцию данного закона". Поэтому, уважаемые коллеги, если вы сейчас примете этот законопроект, если мы его примем, мы примем концепцию, которой полностью уничтожим всю прозрачность бюджета на силовые структуры. Поверьте мне, сейчас по договоренности с Минфином (и здесь я должен выразить благодарность Михаилу Михайловичу), по решению Министерства обороны Комитет по обороне полностью владеет ситуацией финансирования и распределения средств по статьям, по позициям Минобороны, по всему остальному. Этого нельзя делать. И мы вас призываем... Я не буду больше задерживать внимание, мы отбрасываемся на два года назад. Я считаю, что того закона, который существует, достаточно. Я полагаю, надо сейчас прекратить обсуждение, дать время доработать это в соответствии с принятым 20 марта 1998 года законом, оставить классификацию по правоохранительной деятельности, если есть какие-то другие. Мы, наоборот, думали, что в связи с указом Президента после того, как расширят классификатор на правоохранительную деятельность, на правоохранительные структуры, на силовые, это будет предпринято и по всем остальным несиловым структурам и позициям. К сожалению, мы сталкиваемся с обратным. Поэтому я вас убедительно прошу этот законопроект сегодня не принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Медведев. Следующий - депутат Сурков. МЕДВЕДЕВ Н.П. Уважаемые коллеги и уважаемый Михаил Михайлович! Я, к сожалению, не удовлетворен вашим ответом и хочу вот какие суждения высказать. Я уже девять лет (часто люблю повторять это) занимаюсь, скажем так, утверждением бюджетов различных уровней, и девять лет уже на федеральном уровне постоянно утверждаем мы бюджет Российской Федерации. Бюджет Российской Федерации так и называется - закон о бюджете. Он принимается для того, чтобы прозрачно и четко именно в бюджете, именно в этом законе были расписаны и расходы, и доходы как на федеральном уровне, если речь идет о консолидированном бюджете, так и на других уровнях. Когда же мы после принятия закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" начинаем расписывать в законе такие пункты, которые, в общем-то, никакого отношения не имеют к бюджетным расходам, в частности (я вам задавал вопрос) о кредитах коммерческим организациям, тогда у местных казнокрадов появляются как бы законные основания (кстати, и с этим я не раз уже сталкивался за последние пять лет), когда они ссылаются вот на эту бюджетную классификацию. В бюджете, например, Республики Мордовия нет таких средств, условно скажем, 14 миллиардов, чтобы выделить их на строительство особняка в центре Москвы для представительства главы республики. Нет таких средств! Но он выделяет, выделяет своими распоряжениями! И когда начинают судебные органы и прокуратура разбираться, то говорят: посмотрите, мы же имеем право кредиты давать организациям. Вот первый пункт таких небюджетных расходов. Поэтому я считаю, что в бюджетной классификации нужно вот эти все пункты очистить от того, чтобы бюджетные деньги не тратились на коммерческие организации. А вот эти пункты, когда вы говорите, что они, наоборот, выявляют или дают возможность выявить нецелевые расходы... Вы извините, вы их выявили, а что дальше? Я вот назвал вам цифры: в Мордовии за 1997-1998 годы на 150 миллиардов неденоминированных рублей дали кредитов. Давайте вместе со мной помогите возвратить учителям - учителя, мои избиратели, не получают семь месяцев в некоторых районах зарплату. Вы не поможете, и прокуратура не помогает, и не помогает никто, учитывая то, что губернатор к тому же имеет право неприкосновенности, является сенатором. Поэтому я думаю, что бюджетная классификация - это один из таких документов, который дает лазейки местным казнокрадам воровать, особенно все, что касается кредитных возможностей. Все кредиты, все, что касается кредитов на уровне местных бюджетов, - надо эти пункты убрать оттуда. Если не уберем, будет продолжаться то, что продолжается. Вы даете ссуды, опять минуя наш бюджет федеральный, они дают местные ссуды. Ну ладно, давали бы учителям эти ссуды, чтобы зарплату платили хотя бы, - они же дают коммерческим организациям! Скоро вы включите уже пункт, чтобы давали обязательства, гарантии, вернее, о том, чтобы с коммерческих банков коммерческие предприятия брали ссуды, или, вернее, различные кредиты банковские, а потом бюджетные организации, в силу того что Правительство дает гарантии, возвращают этот банковский процент из бюджета опять. И никто этим делом не занимается - ни КРУ Минфина, ни на уровне региональных бюджетов. Надо же иметь в виду, что наш бюджет федеральный - 575 миллиардов, а по моим подсчетам сумма бюджетов регионов - более 600 миллиардов, и вот эти деньги вороют. КРУ не проверяет, счетных палат на местах нет, Счетная палата федеральная не может это все проверить, и вот эти пунктики бюджетной классификации как раз позволяют судебным органам, местным чиновникам заниматься казнокрадством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Сурков Михаил Семенович. СУРКОВ М.С. Уважаемые депутаты, одним из достоинств нашей Думы было то, что мы приняли закон, который показывал прозрачность и ясность финансовых расходов на силовые структуры. Это было нашим достижением, мы могли знать, куда что будет идти, на какие расходы идут деньги. В этом предлагаемом законе это все уходит в прошлое. Поэтому фракция КПРФ приняла решение за этот закон не голосовать ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Арбатов Алексей Георгиевич. Микрофон депутату Арбатову включите. АРБАТОВ А.Г. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Мне кажется, что этот закон нельзя поддержать в первом чтении, потому что нет никакой уверенности, что во втором чтении путем поправок мы исправим некоторые фундаментальные его пробелы. Ну, например, в новой классификации полностью отсутствует раздел "Военная реформа". Мы что, уже отказались от военной реформы и это перестало быть нашим важнейшим приоритетом? Может быть, сокращение Вооруженных Сил сейчас временно приостановлено из-за отсутствия средств для обеспечения этого сокращения, но военную реформу пока никто еще не отменял, и Государственная Дума не так давно, как вы помните, подавляющим большинством голосов приняла закон о военной реформе. Это непонятно, это нельзя списать просто на забывчивость или на то, что закон делался в такой спешке. Крупнейший раздел, по которому выделялись значительные средства и который становится особенно актуальным сейчас в свете известных международных событий. Еще один момент. В разделе "Расходы Министерства обороны" отсутствует строка "утилизация и ликвидация вооружений". А в бюджете этого года, как мы знаем, в разделе "Утилизация и ликвидация вооружения..." средства были выделены только на то, что делается в соответствии с международными договорами, а помимо договоров не было выделено ни копейки. Это значит, что например, такие крупные работы и программы, как "Ликвидация, разборка и утилизация атомных подводных лодок", не обеспечиваются финансированием. И есть большое опасение, что и в будущем году, если мы примем такой закон, тоже не пойдет финансирование. Эти сто "чернобылей" так и останутся у нас на плаву и будут каждую минуту грозить нам очень серьезной экологической катастрофой. И последнее. То, как сейчас предлагается закон, поскольку он отличается от прошлого закона, вступает в противоречие с недавно одобренным Государственной Думой в первом чтении законом о финансировании стратегических ядерных сил. Опять-таки, это не мелкая недоработка, это не то, что можно потом поправками исправить. Это крупная концептуальная проблема, общепризнанный приоритет нашей военной политики, военного строительства, которые особое значение приобретают в свете нынешних новых событий и угроз безопасности, будет серьезно подорван, потому что закон о финансировании, который мы приняли в первом чтении, уже не будет концептуально соответствовать закону о классификации, если мы примем его так, как предлагает Министерство финансов и некоторые наши депутаты. Поэтому, исходя из всего этого, я предлагаю сегодня не поддерживать закон, не отвергнуть его, но не поддерживать, доработать, внести то, что предлагается, в частности нами и некоторыми депутатами и представителями Комитета по обороне, в части расходов по статье "Национальная оборона", представить его в кратчайшие сроки снова для голосования в первом чтении и тогда одобрить и очень быстро его пропустить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель Президента желает высказаться? Нет. У депутатов больше ничего нет. Заключительное слово докладчика, и голосуем. ЗАДОРНОВ М.М. Уважаемые друзья, мы с вами разговариваем практически на языке как бы слепого и глухонемого. Понимаете? Вот давайте я просто объясню в двух словах то, что я сказал в своем докладе. Вот Арбатов и Попкович говорят, что в 1996 году был принят закон, он был замечательно прозрачным, но только оба говорят, а мы ничего не видели. То есть этот закон на самом деле эти три года не работал, понимаете? То есть ни один пункт этого закона не был исполнен. И Попкович, и Арбатов радостно, так сказать, говорят, что вот сейчас этот законопроект нарушает принципы того закона, который не действовал ни одного дня. Понимаете? И вот давайте этот закон не будем принимать, потому что он портит тот закон, который не действовал. Более того, мы при подготовке закона 1999 года запросили официально (копии в Комитете по обороне есть) все силовые ведомства и сказали: уважаемые силовики, переведите, так сказать, на этот закон. От всех силовых структур, кроме Министерства обороны, мы получили категорический отказ. Министерство обороны сказало, что у нас информации, достаточной для того, чтобы исполнить закон № 40, нет. То есть мы их двигаем в сторону расширения в рамках вот этой функциональной экономической классификации, заставляем год от года все-таки раскрывать больше, но здесь ситуация-то такая, что тот закон не действует, а этот, значит, не устраивает. Хорошо, этот закон не устраивает. Что это означает формально? И по сути. Я еще раз повторю то, что сказал с трибуны. В последнем законе - 1996 года - на национальную оборону было шесть статей. Мы возвращаемся к 1996 году. Почему? Потому, что 1997-1998 годы мы исполняли... Там была в законе статья: исполнять бюджет в бюджетной классификации, соответствующей данному закону. Бюджет на 1999 год принят без этого. Поэтому, по сути, мы возвращаемся к классификации 1996 года, поскольку сейчас введен целый ряд новых статей. Вот Никитин, например, говорит о Союзе Беларуси и России, а не было этой статьи в 1996 году. Я вообще формально могу сказать, что, уважаемые люди, у меня нет оснований финансировать Союз Беларуси и России. По многим вещам Минфину это даже гораздо удобнее. Понимаете? То есть давайте говорить по сути, о реальной жизни, а не о тех идеальных, политических и так далее представлениях, которые есть у нас. По жизни мы возвращаемся в 1996 год, не в 1998-й даже, а в 1996-й, потому как такова норма закона. Дальше. Следующий вопрос - вопрос Медведева и Арбатова по стратегическим ядерным силам. Давайте опять поймем предмет этого закона. Стратегические ядерные силы. Да, сейчас принято решение, принят закон в первом чтении, но закон "О бюджетной классификации..." говорит, что составляется она в рамках бюджета, который вносится в Государственную Думу (это сам закон требует), потом он может меняться. Вы же когда вносите бюджет в Думу, вы вносите туда какие-то изменения. Ряд расходов на миграционную службу, например, перенести на другие. Но это только о ходе исполнения бюджета. Когда же мы его вносим, мы в другом не можем сделать... И поэтому мы учтем в бюджете 2000 года (поскольку уже есть это основание), когда мы будем его вносить, но сейчас-то мы в классификации не можем это дело учесть. Она вносилась вместе с бюджетом на 1999 год. То есть у каждого закона есть свой предмет. Не надо от него требовать больше, чем это возможно, но не надо и меньше. Не принимая этот закон, что вы, по существу, делаете? По существу, целый ряд новых разделов, которые в 1999 году внесены, мы финансировать не можем. Я могу встать на позицию, которую заявлял депутат Медведев. Он говорит: бюджетная ссуда дается. Прекрасно: этой статьи в 1996 году действительно не было - тогда бюджетную ссуду легкой и текстильной промышленности мы приостанавливаем, потому что мы не имеем основания сейчас ее финансировать, так как такой статьи не было в 1996 году в классификации. Вы понимаете, не надо загонять в тупик ситуацию по техническому вопросу. Ну, нужно будет, так сказать, что-то поправить, что-то добавить, во втором чтении мы это сделаем. Закон находится в ваших руках, зачем сейчас загонять ситуацию в русло, которое будет требовать от нас каких-то неправовых выходов? Я прошу все-таки еще раз внимательно задуматься о сути ситуации, которая сейчас складывается, и все-таки принять ответственное решение. Председательствует Председатель Государственной Думы Г.Н.Селезнев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Роман Семенович Попкович просил слова по мотивам голосования. ПОПКОВИЧ Р.С. Уважаемые коллеги, уважаемый Михаил Михайлович! Я и на заседании Правительства говорил, и здесь еще раз хочу сказать, что не надо такому человеку, как вы, на такой должности передергивать. Во-первых, депутаты прекрасно (они все в здравом уме, наверное, кроме вас) знают, что я сказал следующее: в 1998 году принятие классификации позволило Комитету по обороне четко все отслеживать, и прозрачность бюджета на сегодняшний день существует, а не наоборот, как вы пытаетесь мне приписать. Второй вопрос. Пожалуйста, внесите те изменения в 1996 год, которые необходимо вносить, но не отменяйте 1998 год. Об этом было сказано давным-давно. И третий. Я считаю, не надо шантажировать Государственную Думу: не примете закон - мы не будем финансировать это. Не будете вы - будет финансировать другой. Но финансировать будут так, как это решат Председатель Правительства, Государственная Дума и Президент! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Роман Семенович, это уже не по мотивам. Пожалуйста, заключительное слово, Сергей Михайлович. НИКИФОРОВ С.М. Я хочу прежде всего ответить на некоторые замечания Алексея Георгиевича, он, наверное, очень бегло ознакомился с законом, поэтому просто не заметил, что, например, в перечне видов расходов есть код 370 "Уничтожение ядерных боеприпасов, захоронение радиоактивных отходов" и код 371 "Расходы на утилизацию и ликвидацию вооружений". Также он говорил о том, что не предусмотрены вообще расходы на военную реформу. Так вот, пожалуйста, Алексей Георгиевич, это другое приложение, которое называется "Классификация видов расходов бюджетов". Там есть с кодом 081 "Обеспечение реорганизации войск... в рамках военной реформы", и "Обеспечение военнослужащих, увольняемых с военной службы" - это код 082. Ну, это так, частные случаи, о которых я счел необходимым сказать, потому что на самом деле не все тут так упрощено. Дальше. С моей точки зрения, все это не относится к концепции закона, потому что концепция закона - это принципы группировки. Вот ведомственная классификация раньше была двухуровневая, теперь она стала четырехуровневой - вот это изменение концепции, это приведение этого закона в соответствие с Бюджетным кодексом, где требуется, чтобы функциональная классификация была четырехуровневой. Это все приводит к тому, что вот таким становится макет бюджета, вот он в приложении здесь показан, посмотрите, насколько он получается подробным. Его легко сравнить с макетом классификации, которая была в 1998 году. Вот вы посмотрите: здесь нет ни функциональных разделов, ни подразделов, вот как это все выглядело раньше. Поэтому, с моей точки зрения, этот законопроект, который предлагает Правительство, предполагает более детальное описание бюджета, более детальное его представление, в конце концов. И длина этого списка, списка видов расходов, списка целевых статей... Ну, это, конечно, не относится к концепции. Да дополняйте его как хотите, хоть там, я не знаю... Вам мало 150 - сделайте 200. Важно, что макет бюджета будет вот таким, какой предлагается Правительством. С моей точки зрения, это большой шаг вперед. Я предлагаю поддержать этот законопроект и считаю, что все замечания, которые здесь были высказаны, могут быть учтены во втором чтении, поскольку концепцию закона не меняют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все, уважаемые коллеги, обмен мнениями состоялся. Михаил Михайлович, вы с заключительным словом выступали? Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 32 сек.) Проголосовало за 164 чел. 36,4% Проголосовало против 5 чел. 1,1% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 171 чел. Не голосовало 279 чел. Результат: не принято Законопроект не принимается.