Заседание № 243
О Федеральном законе "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды" (проект № 98102019-2; в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Пункт 3: Федеральный закон "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды". Докладывает председатель Комитета по охране здоровья и спорту Герасименко Николай Фёдорович. Включите, пожалуйста, микрофон. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту, депутатская группа "Народный депутат". Данный закон был принят Государственной Думой в 1999 году, потом был отклонен Советом Федерации, создана согласительная комиссия. 19 февраля, когда его в редакции согласительной комиссии докладывал на заседании Государственной Думы Борис Григорьевич Кибирев, он не был поддержан. Закон набрал 216 голосов и был отклонен в редакции согласительной комиссии. Недавно, буквально 16 мая, принят в первом чтении закон по Кавказским Минеральным Водам, поэтому предлагается данный закон сейчас снять с дальнейшего рассмотрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы к Николаю Фёдоровичу? Нет вопросов. Кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и Федеральный закон "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды" снять с дальнейшего рассмотрения? Прошу проголосовать. И первый, и второй законы мы с вами голосуем в рамках "часа голосования". Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 21 мин. 45 сек.) Проголосовало за 275 чел. 61,1% Проголосовало против 15 чел. 3,3% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 290 чел. Не голосовало 160 чел. 35,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 221
О Федеральном законе "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды" (проект № 98102019-2; в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
ИВЕР В. М., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! В этом году отмечается не только юбилей Ленинграда (Санкт-Петербурга), но и 200-летие Кавказских Минеральных Вод. Сегодня у нас третьим пунктом включен вопрос о Федеральном законе "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды". Уважаемые коллеги, я знаю, что ряд фракций приняли решение не голосовать по данному закону. Убедительно прошу всех, кто имеет самостоятельную точку зрения и кто может самостоятельно голосовать, поддержать данный закон. Поверьте, что это в интересах России... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василий Михайлович, это не по повестке, а по мотивам голосования. До закона мы дойдем.
Уважаемые коллеги, переходим к отклоненным федеральным законам. Федеральный закон "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды". Докладывает сопредседатель согласительной комиссии Борис Григорьевич Кибирев. Пожалуйста, Борис Григорьевич. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, по поручению согласительной комиссии докладываю вам Федеральный закон "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды". Хочу напомнить, что в свое время инициаторами разработки этого закона выступили губернатор Ставропольского края Черногоров и председатель Государственной Думы Ставропольского края Шиянов. Этот законопроект в свое время поддержали руководители трех субъектов Российской Федерации: Черногоров, Коков и Хубиев, на территории которых как раз и располагается горная санитарная зона Кавказских Минеральных Вод и находятся земли, в пределах которых происходит формирование минеральных вод и лечебных грязей. Хочу напомнить, что Кавказские Минеральные Воды - это старейший курортный регион России. 22 апреля 2003 года исполняется 200 лет со дня подписания императором Александром I рескрипта, по которому Кавказским Минеральным Водам придан государственный статус, они объявлены государственным достоянием и поставлены под правительственный надзор. Сегодня Кавказские Минеральные Воды - это авторитетный курорт, его подробно здесь представлять не надо. Российское государство всегда придавало и придает большое значение Кавказским Минеральным Водам. В целях сохранения этого всемирно известного лечебного курорта указом Президента Российской Федерации в 1992 году району Кавминвод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение. Непосредственное государственное управление курортным регионом возложено на администрацию Кавказских Минеральных Вод, деятельность которой определяется положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации. Однако действующей правовой базы недостаточно для того, чтобы сохранять и эффективно использовать это огромное достояние Российской Федерации, в результате чего и появился этот закон. Группой депутатов Государственной Думы законопроект был разработан, внесен в установленном порядке на рассмотрение и 3 декабря 1999 года принят в третьем, окончательном чтении. Однако из-за технических разногласий Совет Федерации закон отклонил и постановил создать согласительную комиссию. Для работы в согласительной комиссии Государственной Думы и Совета Федерации Правительство направило своего полномочного представителя - заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Ольгу Викторовну Шарапову. Согласительная комиссия отработала и 22 ноября 2001 года подписала итоговый протокол о рассмотрении внесенных поправок. Подписи поставили: от Совета Федерации - сопредседатель Черных, от Государственной Думы - Кибирев, от Правительства Российской Федерации - Ольга Викторовна Шарапова. На основании протокола согласительной комиссии семь принятых поправок включено в текст закона, они выносятся сегодня на ваше рассмотрение. Хочу сказать, что в соответствии с этими поправками уточнены формулировки статьи 2 "Законодательство Российской Федерации в области обеспечения функционирования Кавказских Минеральных Вод", статьи 6 и статьи 13, но самое главное - из статьи 7 исключен пункт 2, о способе назначения руководителя администрации Кавказских Минеральных Вод. Именно этот пункт и послужил той причиной, по которой Совет Федерации отклонил этот закон. В редакции согласительной комиссии, которая сегодня вам представляется, закон способен обеспечить решение главной возлагаемой на него задачи: содействовать сохранению, развитию и национальному использованию лечебных ресурсов в целях укрепления здоровья и реабилитации граждан, профилактики заболеваний и организации отдыха населения Российской Федерации и зарубежных гостей. А охранять и беречь нам в Кавказских Минеральных Водах есть что. При посещении Кавминвод Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин особо подчеркнул, что Кавминводы - это уникальный регион, для его развития нужна новая федеральная программа, нужен особый законодательный подход и каждый россиянин должен иметь возможность пользоваться богатствами этого курорта. По инициативе полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе генерала Казанцева разработана такая федеральная программа, мы ее включили в бюджетное финансирование, и под названием "Юг России" она действует. В ней, естественно, достойное отражение нашли и Кавказские Минеральные Воды. А 6 июля 2002 года Владимир Владимирович Путин... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Григорьевич, я вынуждена сделать вам замечание: статья 130 Регламента предполагает обсуждение только предложений согласительной комиссии, без ссылок на историю данного закона и курорта Кавказские Минеральные Воды. КИБИРЕВ Б. Г. Я заканчиваю. Президент подписал указ о том, что в этом году российские курорты празднуют, отмечают 200-летие со дня образования Кавказских Минеральных Вод. Уважаемые депутаты, доложенный мною закон, с учетом внесенных поправок, - это один из самых российских законов. Он обеспечивает сохранение и дальнейшее развитие Кавказских Минеральных Вод, не требует бюджетных затрат, а наоборот, будет способствовать увеличению поступлений в бюджет Ставропольского края от курортов, и, конечно, это будет хороший прецедент для всех курортов Российской Федерации по дальнейшему их развитию. Согласительная комиссия предлагает депутатам Государственной Думы принять этот закон в предложенной редакции. Призываю вас за этот закон проголосовать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста.
Переходим к голосованию по пункту 3, коллеги, по закону, доложенному депутатом Кибиревым. Пожалуйста, Куликов Анатолий Сергеевич. КУЛИКОВ А. С., фракция "Отечество - Вся Россия". Если можно, то я сразу и по третьему пункту, и по четвертому. Уважаемые коллеги, я очень вас прошу поддержать оба закона. Что касается первого - по Кавказским Минеральным Водам, - то это уникальный уголок страны, единственный, может быть, в мире, особенно Кисловодск. Нам нельзя упускать... Надо поддержать земляков-ставропольчан.
Коллеги, на голосование ставится Федеральный закон "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды". Кто за то, чтобы принять этот закон в редакции, предложенной согласительной комиссией? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 04 сек.) Проголосовало за 208 чел. 46,2% Проголосовало против 7 чел. 1,6% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 215 чел. Не голосовало 235 чел. 52,2% Результат: не принято Не принято. По ведению - Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Я - по следующему закону. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Ивер - по ведению. ИВЕР В. М. Уважаемые коллеги, я уверен, что и мой голос, и голос Куликова, и голос Кибирева не могли быть не услышаны. И это чистая случайность, что не было необходимого количества голосов. Убедительно прошу вернуться вновь к голосованию по пункту 3 - по закону о Кавказских Минеральных Водах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы поддержать предложение депутата Ивера и вернуться к голосованию по пункту 3? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 10 сек.) Проголосовало за 211 чел. 96,3% Проголосовало против 8 чел. 3,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 219 чел. Не голосовало 0 чел. 0,0% Результат: принято Вернулись к голосованию. Коллеги, повторно на голосование ставится Федеральный закон "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды". Кто за то, чтобы принять данный закон в целом в редакции, предложенной согласительной комиссией? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 52 сек.) Проголосовало за 216 чел. 48,0% Проголосовало против 6 чел. 1,3% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 223 чел. Не голосовало 227чел. 50,4% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 133
О Федеральном законе "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды" (проект № 98102019-2; в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Пожалуйста, Борис Григорьевич Кибирев. По пункту 3. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Закон под номером 3 - "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды" - прошел у нас все процедуры той стадии, когда он рассматривается после отклонения Советом Федерации. Все позиции наши согласованы, все замечания, которые были высказаны в ходе трех чтений, учтены. Но для того, чтобы не создавать каких-то проблем, мы из уважения к заявлению Председателя Правительства выражаем согласие по поводу переноса этого закона на 13 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Пункт 3 переносится на 13 декабря.
Заседание № 6
О проекте постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды" (в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Пункт 11 повестки дня. То же самое - о составе согласительной комиссии. Есть ли вопросы к этому постановлению? Есть. Пожалуйста, депутат Володин. ВОЛОДИН В. В., фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемые коллеги, Геннадий Николаевич! Мы просим от фракции включить в состав согласительной комиссии Рязанского Валерия Владимировича. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рязанский Валерий Владимирович. Пожалуйста, Борис Григорьевич Кибирев. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемые коллеги, ну, наверное, все-таки надо было сказать несколько слов, о чем идет речь. Состав Думы прошлого созыва в декабре подготовил вот этот закон - "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды". Но при его прохождении в Совете Федерации возникли разногласия. Совет Федерации принял специально постановление о согласительной комиссии. И мы сформировали в Комитете по охране здоровья и спорту комиссию на тех принципах, которые у нас отработаны. То есть паритет: их шесть человек и наших шесть человек. В состав этой комиссии входят разработчики этого закона - депутаты прошлого созыва. Здесь есть представитель Ставропольского края депутат Ивер Василий Михайлович. Я очень приветствую инициативу депутата Рязанского и коллеги Володина. Но тогда у нас получается: шесть на семь - перекос. Может быть, мы коллегу депутата Рязанского пригласим, чтобы он, так сказать, поработал в этом составе, внес свои предложения. Шесть на шесть - вот в чем поправка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. Коллеги, вообще, вы знаете, я попросил бы вас повнимательней почитать Регламент. Когда мы нарушаем баланс, мы, по сути дела, не можем приступить к работе. Совет Федерации должен будет тоже дополнять одной кандидатурой. Поэтому, может быть, депутат Володин свое предложение отзовет, а предложенный им депутат Рязанский вникнет в суть данного закона, чтобы нам не затягивать. Пожалуйста, Володин. ВОЛОДИН В. В. Геннадий Николаевич, можно, конечно, отозвать, но тогда... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С голоса плохо насыщать комиссию. ВОЛОДИН В. В. Тогда необходимо при формировании комиссии все-таки более тесно работать с фракциями. Потому что фракции заранее не получили предложение по формированию комиссии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я понял вас. Коллеги, прошу обратить внимание на одно: согласительные комиссии формируются не по фракционному признаку - по признаку, как правило, профильных комитетов. Ладно? Спасибо вам за понимание. Ставлю на голосование этот проект постановления. А депутата Рязанского попросим подключиться тоже к работе над данным законом. Там просто процедурно у нас затянется. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 18 сек.) Проголосовало за 295 чел. 65,6% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 304
О проекте федерального закона "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 14.7: о проекте федерального закона "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды". Коллеги, ставлю на голосование пункт 14.7. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 19 сек.) Проголосовало за 295 чел. 65,6% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 6 чел. 1,3% Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 303
О проекте федерального закона "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Доклад Бориса Григорьевича Кибирева о курортном регионе Кавминводы. Пожалуйста. КИБИРЕВ Б.Г. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! 31 марта нынешнего года Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды". Напомню, что этот законопроект определяет государственную политику и регулирует отношения в сфере сохранения, развития и рационального использования природных лечебных ресурсов Кавминвод в целях лечения, реабилитации, профилактики заболеваний и организации отдыха населения Российской Федерации. На этот законопроект откликнулись многие субъекты права законодательной инициативы. 30 региональных представительных органов прислали свои заключения с согласием по поводу проекта. Выступили с замечаниями Президент, Правительство и некоторые депутаты Государственной Думы - Ивер, Бабичев, Славный и другие. Комитет по туризму и спорту внимательнейшим образом сгруппировал эти поправки, рассмотрел, и мы представляем на ваше суждение таблицу 1, здесь сформировано 30 поправок, которые рекомендуем к принятию, и таблицу 2 - поправки, рекомендованные к отклонению. Здесь у нас 52 поправки. Ну, немножко прокомментирую. Правительство представило 17 поправок. 14 из них - очень конструктивных, очень четких - мы приняли, три поправки мы отклонили по той причине, что там изложены некоторые вопросы, не являющиеся предметом этого закона. Скажем, вопрос об имуществе. Президентскую поправку мы учли одну, три отклонили по той причине, что аналогичные поправки дало Правительство. Таким образом, эта идея все равно прошла. Комитет по туризму и спорту призывает всех депутатов проголосовать таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли у фракций и депутатских групп вопросы, замечания, предложения по таблицам поправок? У депутатов? Нет. Представитель Правительства Батанов Геннадий Николаевич. Пожалуйста, по таблицам. БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемый Борис Григорьевич! Я так понимаю, появилась поправка, связанная с возложением на Правительство Российской Федерации функции управления Кавказскими Минеральными Водами. Это статья 7 проекта федерального закона. Вопрос заключается в следующем. Первое. Согласована ли эта поправка с Правительством Российской Федерации? Второе. Если такая функция возлагается на Правительство Российской Федерации, вы сами понимаете, что, видимо, или в структуре Аппарата Правительства Российской Федерации, или в структуре какого-то федерального органа исполнительной власти необходимо соответствующее подразделение, которое предполагает соответствующие штаты, деньги из федерального бюджета. Я вот посмотрел еще раз - мы уже не первый раз этот проект закона обсуждаем, в том числе и во втором чтении, - и прихожу к выводу, что мы его вроде как бы улучшаем с точки зрения соответствия действующему законодательству Российской Федерации (не все здесь можно принимать), но тем не менее мы вводим нормы, которые требуют заключения Правительства, согласия, что ли, Правительства на создание этого вот органа управления Кавказскими Минеральными Водами. КИБИРЕВ Б.Г. Уважаемый Геннадий Николаевич, есть процедура: первое чтение - Правительство дало свой официальный отзыв, в котором поддерживает идею этого закона и высказывает некоторые соображения общего плана; второе чтение - Правительство представило 17 поправок, 14 из которых принято. То, что вы читаете статью 7, пункт 1... Вы не совсем точно ее читаете, здесь управление не Правительством, а Правительство возлагает. Там падеж не тот, извините. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, там действительно именно так написано, как говорит Кибирев. Правительство поручает управление, а не само управляет. Батанову еще раз включите микрофон. БАТАНОВ Г.Н. Я прошу меня извинить. Я, может быть, неправильно выразился. Даже если Правительство наделяется такими полномочиями - поручить какому-то субъекту управлять соответствующей территорией, субъект вправе сказать Правительству: выделите деньги, штатные единицы и так далее, то есть дайте нам денег. А мы скажем: у нас денег нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Вопрос ясен. Коллеги, еще по таблицам поправок есть вопросы, замечания? Тогда я имею право поставить на голосование с учетом той информации, которую сделал представитель Правительства. Кто за то, чтобы таблицу поправок, которые комитет рекомендует к принятию, утвердить? Прошу голосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 43 сек.) Проголосовало за 258 чел. 57,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 259 чел. Не голосовало 191 чел. Результат: принято Таблица набирает нужное число голосов и утверждается. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом в части отклонения поправок? Прошу голосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 19 сек.) Проголосовало за 252 чел. 56,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 252 чел. Не голосовало 198 чел. Результат: принято Принята таблица. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы указанный законопроект принять во втором чтении? Прошу голосовать. Пункт 16 голосуется во втором чтении. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 52 сек.) Проголосовало за 265 чел. 58,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 265 чел. Не голосовало 185 чел. Результат: принято Закон принят. Борис Григорьевич, есть что-то еще сказать? КИБИРЕВ Б.Г. Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошел все процедуры, лингвистическую экспертизу и готов для принятия в третьем чтении. Я убедительно прошу его поставить в пятницу на очередной "час голосования". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У палаты нет возражений? По предложению комитета законопроект, принятый во втором чтении, считается прошедшим процедуру третьего и ставится в повестку дня на 3 декабря в "час голосования".
Заседание № 295
О проекте федерального закона "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 24 повестки дня. Борис Григорьевич Кибирев, прошу на трибуну для доклада о проекте федерального закона "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды" (второе чтение). Пожалуйста, Борис Григорьевич. КИБИРЕВ Б.Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! 31 марта этого года Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды". Хочу напомнить, что этот закон определяет государственную политику и регулирует отношения в сфере сохранения, развития и рационального использования природных и лечебных ресурсов Кавказских Минеральных Вод в целях лечения, реабилитации, профилактики заболеваний и организации отдыха населения Российской Федерации. Ну, такому успешному прохождению (316 голосов "за"), наверное, способствовало то обстоятельство, что депутаты Государственной Думы, в общем-то, прекрасно представляют социальную значимость этого особого уникального курортного региона и влияние его на состояние здоровья населения России. Наверное, поспособствовало такому решению и то обстоятельство, что к депутатам Государственной Думы обратились руководители трех регионов: это Черногоров - Ставропольский край, Коков - Кабардино-Балкария и Хубиев (тогда еще был) - Карачаево-Черкесия. В процессе подготовки законопроекта ко второму чтению Комитет по туризму и спорту получил более чем от 40 субъектов права свое мнение по этому закону. Скажу сразу, что 30 представительных органов субъектов не высказали свои замечания, одобрив тем самым концепцию этого закона. А всего конкретных поправок было внесено 82. Мы эти поправки внимательнейшим образом проанализировали и сгруппировали в две таблицы. 30 поправок рекомендуются к принятию, в их числе поправки Президента, Правительства Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Ивера и Бабичева. 52 поправки рекомендуются к отклонению. Ну, я выскажу сразу замечание, или суждение, по двум таким характерным моментам. Комитет рекомендует отклонить поправки, внесенные уважаемыми депутатами Бурлуцким, Славным и некоторыми другими. И вроде бы много поправок - шесть, но дело в том, что это практически одна и та же поправка. Это поправка о том, чтобы слова "администрация Кавказских Минеральных Вод" в законопроекте заменить понятием "курортный совет". Можно на этот вопрос ответить таким образом: это нарушает концепцию. Это будет формальный ответ. А если ответить фактически, то надо вспомнить, что администрация как орган существует уже шесть лет, что устоялся ее авторитет, возросло влияние на все курорты, входящие в эту территорию. Отклонено четыре поправки Президента. Не потому, что мы, так сказать, не уважили Президента, а просто по той причине, что аналогичные поправки были представлены Правительством Российской Федерации и в соответствующие статьи эти поправки внесены. Придавая важное значение сохранению и развитию единственного в России круглогодичного многопрофильного бальнеологического курортного региона в Ставропольском крае - Кавказских Минеральных Вод, просим вас рассмотреть и принять проект федерального закона "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды", который крайне необходим для законодательного регулирования, решения проблем рационального природопользования, охраны природных лечебных факторов и стимулирования развития Кавказских Минеральных Вод. (Выкрики из зала.) Хорошие слова, но это не я сказал. Это сказали губернатор Ставропольского края Черногоров и председатель законодательного органа (называется у них: Государственная Дума Ставропольского края) Шиянов, которые обращаются к вам с этой просьбой. К этой просьбе присоединяется и Комитет по туризму и спорту. Мы просим утвердить рекомендованные к принятию и отклонению поправки и принять этот законопроект во втором чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у фракций и депутатских групп вопросы, замечания, предложения по таблицам поправок? Нет. У представителя Правительства? Есть. Пожалуйста, выступайте. БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемый докладчик! И Правительство Российской Федерации, и Правовое управление Аппарата Государственной Думы при подготовке к первому чтению и при подготовке ко второму чтению отмечают очень серьезный недостаток законопроекта, связанный с тем, что он ни мало ни много противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации", ряду законов, регулирующих правоотношения в области курортной деятельности, в первую очередь в том, что касается создания соответствующей администрации Кавказских Минеральных Вод. Правовое положение этой администрации не вписывается в рамки как существующих органов исполнительной власти субъектов Федерации, так и федеральных органов исполнительной власти. При подготовке ко второму чтению, как я понимаю, разработчики законопроекта и комитет эти серьезные замечания не учли. Почему? КИБИРЕВ Б.Г. Уважаемый Геннадий Николаевич, у меня в руке официальный отзыв, который направила нам уважаемая Валентина Ивановна Матвиенко. Она считает, что этот закон позволит урегулировать взаимоотношения трех субъектов, о которых шла у нас речь, и полагает возможным вынесение его на обсуждение Государственной Думы. Мы самым тщательным образом, самым деликатным способом учли все поправки Правительства Российской Федерации. Надо сказать, что они были очень конструктивными и конкретными, в чем вы можете убедиться, просмотрев таблицу принятых комитетом поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли у кого-нибудь еще по таблицам поправок какие-либо замечания, предложения об отдельном голосовании или что-то подобное? Нет? Тогда ставлю на голосование. Кто за то, чтобы таблицу 1 поправок, которую комитет рекомендует к принятию, утвердить? Прошу голосовать. Идет голосование по таблице поправок, принятых комитетом. Проголосует палата - значит, будет принято палатой. Кто без карточки? Таковых нет. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 43 сек.) Проголосовало за 167 чел. 37,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 167 чел. Не голосовало 283 чел. Результат: не принято Таблица, Борис Григорьевич, не набирает нужного числа голосов, и, таким образом, законопроект возвращается в комитет для дальнейшей работы над ним.
Заседание № 249
О проекте федерального закона "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16 повестки дня: о проекте федерального закона "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды". Борис Григорьевич Кибирев, пожалуйста, ваш доклад. КИБИРЕВ Б.Г. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! Комитет по туризму и спорту поручил мне представить вам законопроект "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды". Авторами этого законопроекта выступают ряд депутатов Государственной Думы, в том числе Кибирев, Говорухин, Соколов, Купцов, Зацепина, Янковский и другие. Уважаемые коллеги, природа и Господь Бог наградили Россию и нас уникальным, поистине райским уголком, способным лечить тело и врачевать дух человека. Уже более 200 лет Россия успешно использует эти уникальные возможности. И сегодня такие курорты, как Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки и Железноводск, в состоянии ежегодно пролечивать до 1,5 миллиона человек. Однако сегодня, естественно, курорт этот переживает не лучшие времена. Вы прекрасно понимаете причины этого обстоятельства. Здесь в первую очередь и снижение уровня жизни людей. Немаловажным является и то обстоятельство, что государство ослабило свое влияние на реализацию таких законных прав человека, как право на труд, на отдых, на охрану здоровья и так далее. Справедливости ради следует сказать, что Правительство России, нынешние его государственные институты много делают для того, чтобы этот курорт жил, и не только жил, но и развивался. Я бы мог вам назвать указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства. Думаю, утомлять вас этим не следует, потому что вывод получится все-таки со знаком "минус". Недостаточная правовая база, очень сложные социально-экономические процессы приводят к тому, что курорт сегодня, конечно, нормально развиваться не может. Все это ведет в конечном счете к деградации лечебных факторов этого курорта. И если эта тенденция будет продолжаться, то Россия и мы с вами можем эти уникальные возможности просто потерять. Наряду с теми факторами, которые и раньше как-то себя проявляли, сегодня очень остро и резко действуют три тенденции, или три проблемы. Проблема первая - курортная деятельность в этой зоне перестала быть приоритетной. Вырубаются леса, на склонах появляются садово-огородные участки и так далее, и так далее. Таким образом, целый ряд вот этих обстоятельств приводит к необходимости законопроекта, который я вам сегодня представляю. Концепция этого закона состоит в том, чтобы усилить государственное влияние на сохранение, развитие и рациональное использование этих уникальных природных факторов. Сам закон имеет четыре главы и 14 статей. Я мог бы вам очень обстоятельно рассказывать содержание этих статей, но хочу вам сказать, что принятие этого закона, вступление его в действие даст возможность поставить под государственную защиту этот уникальный природный уголок и сделать курортную деятельность в этом районе приоритетной. Этот закон учел мнения очень многих специалистов. Мы проводили парламентские слушания, есть положительное заключение Правительства, Комитета Государственной Думы по природным ресурсам. Три руководителя субъектов Российской Федерации: Кабардино-Балкарии - Коков, Карачаево-Черкесии - Хубиев, Ставропольского края - Черногоров - подписали договор и обращаются к нам, депутатам Государственной Думы, с просьбой поддержать этот законопроект. Получили вы и обращение от губернатора Ставропольского края, председателя Законодательного собрания и так далее. Есть отдельные особые мнения. В частности, наш коллега депутат Бурлуцкий Юрий Иванович считает, что то, в каком виде в законе прописано существование администрации Кавказских Минеральных Вод, не в полной мере соответствует стоящим задачам. Думаю, что это прекрасно может быть урегулировано в процессе подготовки проекта закона ко второму чтению. Я убедительно призываю вас от имени комитета проголосовать за этот законопроект, потому что это не просто в интересах России, а в интересах каждого россиянина в отдельности. Благодарю вас за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Григорьевич. Уважаемые депутаты, информирую вас, что при обсуждении этого законопроекта присутствуют губернатор Ставропольского края Александр Леонидович Черногоров и глава администрации Кавказских Минеральных Вод Виталий Иванович Михайленко. Вот он сидит в ложе. Пожалуйста, вопросы к Борису Григорьевичу Кибиреву как докладчику. Пожалуйста. Депутат Коломейцев. Пожалуйста, Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н.В. Уважаемый Борис Григорьевич, а не будет ли изменения концепции закона, если мы начнем рассматривать изменение статьи 7? Там ведь кардинально придется ее менять. КИБИРЕВ Б.Г. Это будет до некоторой степени изменение концепции. Там прописана система государственного управления Кавказскими Минеральными Водами. Эта статья четко расписала функции администрации Кавказских Минеральных Вод. Я вам скажу так, уважаемые товарищи. В недалекие советские времена, когда у нас курорты находились в очень высокоразвитом состоянии, у нас была особая система управления, так называемые курортные советы. И вот администрация Кавказских Минеральных Вод сегодня как раз эту функцию выполняет, причем никаких политических, особых финансовых или кадровых вопросов она решать не может. Это чисто технологическая система управления, потому что у курортов тоже есть своя технология, и эта технология включает четыре действия: надо защищать ресурсы, надо развивать курорты, надо эти ресурсы рационально использовать... Вот это администрация сегодня и делает. И то, что она сегодня в подвешенном состоянии... Она учреждена постановлением нашего федерального российского руководства. Завтра у руководства может быть другое настроение, и тогда мы этой системы можем лишиться. А там, конечно, надо все рассматривать: и название, и функции... Это предмет второго чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще вопросы есть к докладчику? У Виктора Григорьевича Вишнякова есть вопрос. Пожалуйста. ВИШНЯКОВ В.Г. Действительно, законопроект надо принимать в первом чтении, но у меня вопрос такой. Вы хорошо доказали, что это действительно уникальный курортный уголок, и в то же время подвергли критике те тенденции, которые наблюдаются там: рубятся леса, огороды какие-то появляются, то есть, так сказать, идет какое-то перемешивание населения, приток населения из близлежащих районов и так далее. Что касается режима прописки, свободного въезда и выезда, вы там не затрагиваете эти вопросы? КИБИРЕВ Б.Г. Уважаемый Виктор Григорьевич, такая проблема существует, но она не является предметом этого закона и поэтому в законе не рассматривается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Ивер Василий Михайлович. Потом - депутат Лозинская. ИВЕР В.М., депутатская группа "Народовластие". У меня вопрос такой. Скажите, пожалуйста, в чем заключается необходимость того, что руководитель Кавказских Минеральных Вод утверждается Президентом Российской Федерации. Не проще ли было бы, если бы он являлся, как здесь записано, первым заместителем председателя правительства Ставропольского края? Это один вопрос. И второй вопрос. Вы говорили о положениях и постановлении Правительства, есть ряд указов, которые регламентируют сегодня деятельность Кавказских Минеральных Вод. На мой взгляд, проект закона сегодня в меньшей степени отражает то, что записано в постановлении и положениях Правительства Российской Федерации. Возможно ли это устранить в ходе второго чтения? КИБИРЕВ Б.Г. Уважаемые товарищи, из чего родилась концепция этого закона, в чем самая главная потребность? Есть такое понятие - округ горно-санитарной охраны. Представьте себе Кавказские Минеральные Воды, и вот под этой территорией находится огромная чаша - геологическое образование, в котором постоянно образуется, воспроизводится, расходуется и так далее минеральная вода. Граница Кавказских Минеральных Вод, совпадающая с округом горно-санитарной охраны, имеет такое свойство: она выходит за пределы Ставропольского края, она захватывает Карачаево-Черкесию и Кабардино-Балкарию - три района. Вот если, извините за такой примитивизм, в Карачаево-Черкесии кто-то пробурит скважину, то в городе Кисловодске от этого сразу дебит и давление воды падают. Вот для того, чтобы территориям трех регионов обеспечить единообразное использование и эксплуатацию этих природных ресурсов, и нужен вот этот закон. Это начало всего. Теперь, уважаемый Василий Михайлович, по поводу того, уже наш законопроект или шире, чем постановление Правительства. Конечно, наш законопроект в чем-то уже постановления Правительства, потому что он не технология, не инструкция, он затрагивает только главные, коренные вопросы и решает эти вопросы всерьез и надолго. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жанна Михайловна Лозинская. ЛОЗИНСКАЯ Ж.М., депутатская группа "Народовластие". Спасибо, уважаемый Борис Юрьевич. Уважаемый Борис Григорьевич, у меня такого плана вопрос. В курортном регионе, конечно, основной инфраструктурой являются санаторно-курортные базы, базы отдыха. Вы не могли бы проинформировать нас, в каком процентном соотношении там присутствует сегодня государственная форма собственности, муниципальная, частная и смешанная? Если можно, хотя бы приблизительно... КИБИРЕВ Б.Г. Точно я вам сейчас сказать не могу, но примерно так: 60 процентов - акционерная собственность и так далее, а 40 процентов - это другие формы собственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ивер Василий Михайлович. Потом - Гончар. ИВЕР В.М. Уважаемый Борис Григорьевич, вы все же не ответили на вопрос, какова необходимость утверждения Президентом руководителя Кавказских Минеральных Вод. Это раз. И второе. Не повлечет ли принятие данного закона увеличение бюджетных расходов? Сегодня у нас 2300 тысяч расходуется на администрацию Кавказских Минеральных Вод. Не повлечет ли это дополнительные расходы? КИБИРЕВ Б.Г. Василий Михайлович, уважаемый, я прошу прощения, просто, так сказать, я запамятовал ваш вопрос. Зачем руководителя администрации утверждать указом Президента? А вот зачем: потому что его компетенция по координации всех органов, причастных к эксплуатации этих природных ресурсов, выходит за пределы Ставропольского края и распространяется частично на три района соседних субъектов. И поэтому в законопроекте по предложению Правительства (это не мы придумали) предусмотрена такая процедура назначения руководителя администрации: по представлению губернатора Ставропольского края после согласования с руководителями двух соседних субъектов Президент назначает его указом, причем глава администрации может получить статус... У нас написано так: может быть первым заместителем председателя правительства Ставропольского края. Значит, указ Президента нужен здесь для того, чтобы проявить уважение к двум соседним субъектам, чтобы не Черногоров назначал без Кокова, или без Хубиева, или без нового руководителя, а чтобы это было, так сказать, освящено все-таки нашей федеральной властью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гончар Николай Николаевич. Потом - Камышинский. ГОНЧАР Н.Н. Уважаемые коллеги, есть предложение. Все-таки мы обсуждаем законопроект в первом чтении. Я думаю, что ситуация нам ясна. Есть предложение: вопросы закончить и поставить на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну я уже объявил. Депутат Камышинский Николай Акимович сейчас задаст вопрос. Воронин Юрий Михайлович поднимает руку, а также Сохов. КАМЫШИНСКИЙ Н.А., депутатская группа "Народовластие". Спасибо, Борис Юрьевич. Борис Григорьевич, скажите, пожалуйста, все-таки, вот что касается пункта 2 статьи 7, о чем спрашивал депутат Ивер. Действительно, у нас в Конституции определен перечень должностей, должностных лиц, вообще вопросы структуры, утверждаемые Президентом. Не потребует ли это... Не будет ли замечаний со стороны Президента, если будет концептуально вот именно эта статья, этот пункт... Не будет ли так, что этот закон просто не будет подписан Президентом? Это первое. И по статье 9, ну, по самой идеологии. Действительно, это место оздоровления, жемчужина. В то же время вы почему-то пишете, что там могут создаваться особые (подчеркиваю: особые!) экономические зоны. Что подразумевается под особыми экономическими зонами и как это сочетается с той главной задачей, которую вы так хорошо сегодня защищаете? КИБИРЕВ Б.Г. На первый ваш вопрос я отвечаю. Во-первых, то, что написано в пункте 2 статьи 7 - это реальность сегодняшнего дня. И мы подтверждаем эту реальность. Что касается статьи 9. Я процитирую вторую часть: "В целях привлечения дополнительных источников финансирования для реализации федеральных программ развития Кавказских Минеральных Вод на их территории могут создаваться особые экономические зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации". Сегодня таких зон нет. Если будущие депутаты захотят это сделать, то они примут федеральный закон. Сегодня такого федерального закона нет - значит, и зон никаких нет. Во-вторых. А существует ли потребность в привлечении средств? Уважаемые депутаты, докладываю, что по бюджету, который мы с вами приняли на этот год, у нас имеется финансирование федеральной программы развития курортов России в 0,1 миллиона рублей, то есть 100 тысяч рублей. Поганенькую машину за эти деньги не купишь. А мы по этому бюджету собираемся развивать федеральные курорты в России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, депутат Гончар внес предложение прекратить задавать вопросы. Но у нас записались депутат Воронин и депутат Сохов. Есть предложение дать им возможность задать вопросы, а потом пойти дальше. Борис Григорьевич, ответьте на них. Воронин Юрий Михайлович, пожалуйста. ВОРОНИН Ю.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! У меня даже не вопрос, я просто хотел рассказать вам, что действительно эта зона была создана в 1990 году вместе с курортом Сочи, и за это время она показала свое положительное значение. Что касается финансирования из бюджета, то, конечно, надо финансировать. И независимо от того, есть закон или нет, мы это делаем каждый год в федеральном бюджете. Поэтому я очень рад, что сегодня вносится именно закон, а не какой-то другой документ. Я вношу предложение проголосовать в первом чтении за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это предложение уже. Сохов Владимир Казбулатович, ваш вопрос. Потом будем обсуждать. СОХОВ В.К., фракция "Наш дом - Россия". Уважаемые коллеги, уважаемый председательствующий! У меня не столько вопрос, мне, как представителю Кабардино-Балкарии, депутату, поручено высказаться группой депутатов. Я в свое время был участником разработки этого проекта закона и других программ, поскольку вопрос затрагивает и рекреационную зону Кабардино-Балкарской Республики. Здесь правильно доложено о том, что в Кабардино-Балкарии, в Карачаево-Черкесии, естественно, проработан этот вопрос, руководством республик он поддерживается, и мы предлагаем проголосовать за этот проект закона в первом чтении. Более того, одновременно с этим мы выражаем надежду, что это серьезно повлияет на оздоровление природы, на состояние охраны природы, на сохранение природно-климатических потенциалов и ресурсов в этом регионе. В то же время я хотел бы сказать, что вопрос о назначении руководителя Кавказских Минеральных Вод - это вопрос, по которому можно окончательное решение принять при втором чтении. Считаю, что это должен решить сам губернатор по согласованию с руководителями соседних субъектов Российской Федерации. Считаю, что его утверждение или назначение на уровне Правительства Российской Федерации вполне достаточно. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы Г.Н.Селезнев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, переходим к выступлениям. Кто хотел бы еще выступить? (Шум в зале.) Голосовать? Пожалуйста, представитель Президента Александр Алексеевич Котенков. КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Безусловно, роль Кавказских Минеральных Вод в нашей стране всем известна, не подлежит сомнению необходимость их поддержки, поэтому и был издан в свое время указ Президента Российской Федерации о Кавказских Минеральных Водах. Вот сейчас Юрий Михайлович Воронин сказал, что не подлежит сомнению, что данный закон требует расходов из федерального бюджета, что каждый год мы эти расходы предусматриваем. Это положение закреплено статьей 9, в которой говорится о том, что финансовое обеспечение функционирования Кавказских Минеральных Вод осуществляется за счет бюджетов всех уровней. Я напоминаю, часть 3 статьи 104 Конституции гласит, что иные законопроекты, предусматривающие расходы из федерального бюджета (я говорю "иные", пропуская первую часть), не могут быть внесены без заключения Правительства. Данный законопроект внесен без заключения Правительства, что подтвердит полномочный представитель Правительства. И поэтому прежде всего, еще раз подчеркиваю, признавая важность данного законопроекта, я прошу во избежание дальнейшей как бы напрасной потери времени направить его официально на заключение в Правительство. Одновременно я обращаю ваше внимание на вопиющую неточность или нечеткость прописания статуса Кавказских Минеральных Вод. Вот в статье 1 говорится о том, что Кавказские Минеральные Воды являются уникальным курортным регионом. Что такое регион? Это административная единица, это субъект Федерации или что это? Дальше говорится о том, что границы Кавказских Минеральных Вод совпадают с границами округа горно-санитарной охраны. Прекрасно. Но Кавказских Минеральных Вод - как чего? Если было бы написано, что границы округа горно-санитарной охраны Кавказских Минеральных Вод включают в себя то-то и то-то, - нет вопросов. И наконец, в статье 7 говорится, что государственное управление Кавказскими Минеральными Водами возлагается на администрацию Кавказских Минеральных Вод. Я еще раз спрашиваю: Кавказских Минеральных Вод как чего - как административной единицы или как округа горно-санитарной охраны? То есть вот эта нечеткость приводит к тому, что возникает впервые прецедент, противоречащий Конституции нашей Российской Федерации, когда из части территорий трех субъектов Федерации создается некое административное образование. Если вы будете говорить, что это не административное образование, так пропишите в законе, что это зона горно-санитарной охраны (пусть будет четко написано) или особо охраняемая природная территория. У нас есть соответствующее законодательство, которое говорит, что это такое, каковы полномочия администрации, управляющей этими зонами, но надо четко указать, что это не административная территория. Поэтому, уважаемые депутаты, в целом (еще раз подчеркиваю) поддерживая идею создания или принятия такого закона, я прежде всего прошу отправить законопроект на заключение в Правительство, чтобы его судьба была, скажем, положительная, и параллельно сделать уточнение, что же такое Кавказские Минеральные Воды. Это особо охраняемая, так сказать, курортная территория или это административное образование? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Геннадий Николаевич Батанов, представитель Правительства. БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты, когда законопроект направлялся в Правительство Российской Федерации, в сопроводительных материалах была записка о том, что расходов не требуется, соответствующих, поэтому и не было представлено финансово-экономическое обоснование. Должностные лица, сотрудники аппарата, которые делали этот официальный отзыв, исходили из этой записки: коль нет необходимости в финансово-экономическом обосновании, они и не делали заключения. Да, действительно, статья 9 прямо указывает на расходы не только из федерального бюджета. Кстати, мы призываем или мы заставляем органы местного самоуправления тоже участвовать в финансировании, а если мы это делаем, то должны предусмотреть расходы из федерального бюджета на покрытие расходов местного бюджета. Итак, заключение Правительства по данному законопроекту необходимо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Григорьевич Кибирев, пожалуйста, с места. КИБИРЕВ Б.Г. Уважаемые коллеги, небольшая справка. Я держу в руке документ, подписанный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Валентиной Ивановной Матвиенко, от 19 февраля 1999 года, согласно которому направляется официальный отзыв на четырех страницах. И заканчивается он вот чем: учитывая изложенное, а также то, что... ну и так далее, принятие законопроекта позволит урегулировать взаимоотношения Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики и Ставропольского края в части обеспечения особого режима природопользования и так далее, и так далее. Значит, Правительство Российской Федерации полагает возможным вынесение на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания проекта федерального закона на первое чтение. Вот оно в руке у меня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это отзыв. Пожалуйста, Геннадий Николаевич. БАТАНОВ Г.Н. Уважаемые депутаты, совершенно верно, и я здесь полностью поддерживаю представителя Президента: такой закон, видимо, нужен, который урегулировал бы все отношения, возникающие вокруг Кавказских Минеральных Вод. Никто не спорит, мы говорим сейчас о заключении. Пусть это будет 100 миллиардов, 10 миллионов, но, главное, чтобы это было видно и чтобы законодатель видел, что в следующем году он должен столько-то предусмотреть на реализацию данного закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Михайлович Воронин, пожалуйста. Это не заключение, это отзыв. ВОРОНИН Ю.М. Уважаемый Председатель, уважаемые коллеги, уважаемый представитель Президента! Если вы внимательно посмотрите законопроект, то увидите, что он подготовлен в развитие указа Президента. То, что вы отметили определенные недостатки - административное образование или это какая-то зона, я думаю, что это можно учесть во втором чтении. Что касается финансово-экономического обоснования, то оно есть в утвержденной Правительством программе развития этой курортной зоны. Если записать все цифры, которые имеются в этой программе, то это будет экономическое обоснование, нереальное сегодня, и мы, разрабатывая бюджет на тот или иной год, обязательно пользуемся этой программой и по мере финансового, так сказать, обеспечения стараемся финансировать развитие этой зоны. Поэтому я думаю, что документ, подписанный вице-премьером Матвиенко, является документом Правительства. Если есть необходимость поработать еще в этом направлении, я думаю, ко второму чтению мы можем это сделать. Прошу депутатов проголосовать за проект закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна Мизулина, пожалуйста. МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты, хочу заметить, во-первых, что прямых расходов в этом законопроекте нет. Причем авторы законопроекта очень корректно в последней статье, где речь идет о вступлении закона в силу, записали, что для того, чтобы этот закон был исполнен, в целях обеспечения закона, исполнения закона, Правительство в течение трех месяцев после вступления в силу этого закона будет готовить соответствующие нормативные правовые акты, в том числе, видимо, и поправки к федеральному бюджету, если нужно будет уже сейчас, в этом действующем бюджете, предусмотреть соответствующие статьи. Второе. Этот законопроект принимается в первом чтении. Нет никаких проблем, чтобы ко второму чтению в этой же последней статье записать, что статья 9 в части финансирования вступает в силу после внесения соответствующих поправок в федеральный бюджет и в соответствующие бюджеты. И третье. Когда мы говорим об органах местного самоуправления, давайте не будем абсолютизировать их самостоятельность. Органы местного самоуправления также обязаны исполнять федеральные законы. И если органы местного самоуправления эксплуатируют санаторно-курортную зону Кавказские Минеральные Воды, они должны нести ответственность за использование этой санаторно-курортной зоны, а значит, и финансовое бремя. И мы вправе федеральным законом такую ответственность распределять. Я тоже предлагаю проголосовать за этот законопроект, тем более что он идет в первом чтении и нет никаких препятствий для того, чтобы устранить все огрехи ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, поступило предложение проголосовать. Пока что выступают все, кто поддерживает законопроект. Есть ли кто против закона? Нет. А-а, депутат Ивер против. Пожалуйста. (Выкрики из зала.) Выступал уже? Он вопрос задавал. Пожалуйста. ИВЕР В.М. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые товарищи, я не противник этого закона, поскольку закон, конечно, необходим и действительно Кавказские Минеральные Воды являются уникальной базой для лечения граждан. Хотелось бы, чтобы курорт процветал у нас, а не находился в таком состоянии, как сегодня. Я надеюсь, что в конце концов закон появится и позволит решить целый ряд стоящих перед Кавминводами проблем. Речь идет о том, что сегодня вызывает большие сомнения у меня и у многих других депутатов статья 7 "Организация управления Кавказскими Минеральными Водами". То, что руководитель администрации Кавказских Минеральных Вод назначается Президентом Российской Федерации... Здесь записано расплывчато, что он может быть первым заместителем председателя правительства Ставропольского края, а не конкретно указано, что он является первым заместителем председателя правительства Ставропольского края... К великому сожалению, Ставропольский край имеет очень печальный опыт, когда из политических побуждений издавались указы Президента, назначался руководитель администрации Кавминвод, и, в общем-то, это нанесло большой и моральный, и материальный ущерб, от которого губернатор Ставропольского края оправиться не может еще и по сей день. Прекрасно, что у нас сегодня хороший руководитель Виталий Иванович, и будем надеяться, что он сумеет приложить максимум усилий для подъема Кавказских Минеральных Вод. Но все же, для того чтобы защитить себя в дальнейшем от каких-то волюнтаристских решений, хотелось бы, чтобы статус руководителя был приведен в соответствие с нашими пожеланиями. Второе, о чем я хотел бы сказать, это то, что в законопроекте прописывается существование особых экономических зон. Сегодня статус этих особых экономических зон определяется постановлением Правительства. Мы с вами знаем, что такое особые экономические зоны на территории Российской Федерации. Они становятся практически "черными дырами" для бюджетов всех уровней. И нам не хотелось бы, чтобы у нас на Ставрополье и в прилегающих республиках появились такие "черные дыры". Поэтому, на мой взгляд, надо бы снять и этот пункт. Ну и кроме того, хотелось бы, чтобы более четко были прописаны вопросы приватизации, чтобы здесь не допускалось расхищение народной собственности, чтобы экологические вопросы были более полно прописаны, вопросы землепользования и многие другие, в том числе и ответственность администрации за порядок в Кавказских Минеральных Водах, чтобы было написано в утверждающей форме: обеспечивает, решает и так далее. Ну, и конечно же, необходимо, чтобы было все же заключение Правительства. Завершая свое выступление, я хотел бы сказать, уважаемые товарищи: закон необходим. Но я хотел бы услышать от разработчиков, первое, что закон не влечет дополнительных финансовых расходов (на этот вопрос ответа я не получил), и второе - то, что статью 7 и статью 9 в ходе рассмотрения во втором чтении мы могли бы пересмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ничего себе за закон! Уважаемые коллеги, очень просит слова Александр Леонидович Черногоров, член Совета Федерации, губернатор Ставрополья. Одну минуту буквально. Дадим? Потому что этот закон касается в первую очередь этого края. Пожалуйста. ЧЕРНОГОРОВ А.Л., член Совета Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты, коллеги! Я вас от своего имени, как бывший депутат Государственной Думы, от имени правительства Ставропольского края, от имени Государственной Думы Ставропольского края просил бы поддержать сегодня и принять закон в первом чтении. И вместе с вами мы во втором чтении и в последующих чтениях, если понадобится, доработаем этот закон, внесем коррективы. Я думаю, что он касается как нас, так и всех здесь выступающих. Я благодарен и Станиславу Сергеевичу Говорухину, и всем депутатам, здесь сидящим, кто принимал участие в разработке и подготовке к принятию этого закона на федеральном уровне, в рассмотрении его сегодня. Я очень сегодня рад тому, что он перенесен все-таки на федеральный уровень вместе с проблемами, с разрешением которых там сегодня мне и правительству края приходится сталкиваться. Поэтому прошу вас поддержать в первом чтении и принять закон, и будем работать, дорабатывать. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 42 сек.) Проголосовало за 316 чел. 70,2% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел. Результат: принято Законопроект принимается. Только, уважаемые разработчики, было высказано очень много замечаний по закону. Просьба ко второму чтению все эти замечания устранить.
Заседание № 245
О проекте федерального закона "О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИГКОЕВ С.Г., Аграрная депутатская группа. Уважаемый Геннадий Николаевич, в повестке дня под номером 34 - законопроект "О сельскохозяйственном налоге в Курганской области". Данный вопрос ставился многократно. Потребуется всего три минуты для принятия постановления по данному законопроекту. Есть просьба поставить его где-то после законопроектов под номерами 28 и 29, которые Савельев предложил рассмотреть... Потребуется три минуты. И мы бы повестку дня "очистили". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Георгиевич, ну вы же слышали, что и проект постановления о БАМе на это же время предлагается... Поэтому здесь уже перебор на 12.30. Ну, мы проголосуем.