Заседание № 268

09.06.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об особенностях распоряжения находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ, производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства, и их перечне" (принят в первом чтении 17 марта 1999 года с названием "Об утверждении перечня акционерных обществ, производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства, и об особенностях распоряжения их акциями").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3716 по 3995 из 6819
Все, коллеги, договорились. Я попрошу депутатов успокоиться, мы переходим к     
повестке дня. Мы остановились на пункте 7. Докладчик у нас готов, он уже        
подходил даже к трибуне, но пошли другие вопросы.                               
                                                                                
Так, пожалуйста, Николай Васильевич Арефьев. Пункт 7: о проекте закона "Об      
особенностях распоряжения находящимися в федеральной собственности акциями      
акционерных обществ..." и далее по тексту. Второе чтение. (Шум в зале.)         
Подождите, пожалуйста, Николай Васильевич.                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, уважаемый депутат Язев, уважаемые депутаты Дон,             
Никифоров, Беклемищева, присядьте, пожалуйста. Докладчик стоит на трибуне.      
Коллеги, присядьте! Я попрошу и здесь, в левом углу, пожалуйста, тоже суету     
прекратите. Если нужны консультации с Правительством, пожалуйста, вот там, в    
фойе.                                                                           
                                                                                
Так, пожалуйста, Николай Васильевич, докладывайте законопроект второго          
чтения.                                                                         
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, этому закону немножко не везет. В прошлый раз мы его         
рассматривали в конце дня, было очень мало депутатов. Сегодня...                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сегодня повезет.                                          
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н.В. Сегодня депутатов много, но что-то невнимательно слушают.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, потише. Я вас очень прошу: потише.               
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н.В. Уважаемые коллеги, я не буду сегодня занимать слишком много        
времени для доклада. 28 мая мы рассматривали этот закон, я докладывал           
депутатам. Сегодня лишь коротко хочу сказать, что закон регулирует вопрос       
распоряжения государственными пакетами акций акционерных обществ, которые       
производят продукцию стратегического назначения. Я хотел бы обратить ваше       
внимание на то, что это акционерные общества, то есть уже приватизированные     
предприятия.                                                                    
                                                                                
По законопроекту все вопросы, в общем-то, сняты, но было множество поправок     
по перечню стратегических предприятий, которые мы дважды выверяли со всеми      
субъектами Федерации, учли все поправки, поданные депутатами Государственной    
Думы, сформировали три таблицы поправок. Одну приняли к исполнению, другую -    
отклонили, и у нас есть третья таблица, по которой комитет не принял никакого   
решения. Всего в перечне 1212 предприятий, производящих продукцию               
стратегического назначения.                                                     
                                                                                
В прошлый раз, 28 мая, этот законопроект был снят с рассмотрения по просьбе     
депутатов, которые требовали доработать перечень стратегических предприятий с   
учетом мнений субъектов Федерации. Но я вам хотел бы сказать, что эта просьба   
от имени депутатов была продиктована мэром города Москвы Лужковым Юрием         
Михайловичем. В частности, Юрий Михайлович просил исключить из перечня          
стратегических предприятий аэропорт "Шереметьево", два речных порта -           
"Северный" и "Южный" и ликероводочный завод "Кристалл".                         
                                                                                
Учитывая обстановку в городе Москве и зная, что по этим предприятиям, которые   
были названы Юрием Михайловичем Лужковым, мэрия города Москвы не собирается     
продавать пакеты акций, что сегодня идут переговоры с Правительством о том,     
чтобы передать эти предприятия в ведомство московской мэрии, комитет решил      
удовлетворить просьбу по четырем предприятиям, за исключением "Кристалла".      
Ликероводочный завод "Кристалл" мы... Комитет решил все-таки отклонить эту      
просьбу и оставить его в перечне стратегических предприятий. Почему? Мы         
создаем прецедент. Если Москве отдаем ликероводочный завод, значит, и по всей   
России губернаторы потребуют отдачи аналогичных предприятий под свое ведение.   
Таким образом, наша мечта о госмонополии на водку разрушится в один миг.        
Давайте не будем создавать прецедент, оставим эти предприятия в перечне         
стратегических предприятий.                                                     
                                                                                
Я хотел бы сказать вот что. За то время, пока мы рассматриваем проект закона    
о перечне стратегических предприятий, Правительство выпустило уже несколько     
постановлений, по которым предназначается к продаже "Красуголь",                
"Хакасуголь", изъятие из доверительного управления Вяхирева 35 процентов        
пакета акций "Газпрома" и, наконец, решение о начале приватизации               
Министерства путей сообщения.                                                   
                                                                                
Если мы сегодня не примем законопроект в очередной раз, на продажу пойдет все   
остальное, все стратегические предприятия. Я просил бы депутатов                
Государственной Думы прислушаться к мнению Комитета по собственности,           
приватизации и хозяйственной деятельности и принять законопроект во втором      
чтении. Спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у фракций и депутатских групп вопросы    
по таблицам поправок? Вопросы к докладчику при втором чтении не задаются,       
только по таблицам поправок. Пожалуйста, давайте сначала вопросы по таблицам    
поправок.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Вишняков Виктор Григорьевич.                                        
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Николай Васильевич, у меня к вам будут вопросы, два вопроса в     
основном.                                                                       
                                                                                
Я проанализировал всю таблицу поправок, которые вы удовлетворили. Из 51         
поправки 47 связаны с просьбой исключить и дополнить. Я заинтересовался,        
когда вы исключаете, а когда вы дополняете. Так вот, вы включаете тогда,        
когда идет речь о нефтеперерабатывающих, нефтяных, газовых и прочих             
предприятиях, об акционерных обществах, и идете на удовлетворение просьб        
субъекта Федерации, когда идет речь об исключении из этого перечня различного   
рода машиностроительных предприятий и прочих, которые являются убыточными.      
                                                                                
Первый вопрос: какой же критерий был положен в основу понятия                   
"стратегический" и почему вы за счет интересов федеральной собственности        
передаете в собственность субъектов Федерации то, что им пригодно, и то, что    
им выгодно?                                                                     
                                                                                
Второе. В этих просьбах сотни предприятий вновь перекраиваются из               
собственности одной в собственность другую.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Григорьевич, вы меня простите. Вопросы задаются    
по поправкам.                                                                   
                                                                                
Пожалуйста, отвечайте, Николай Васильевич, потому что поправки не назывались.   
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н.В. Есть постановление Правительства № 784, мы его взяли за основу.    
Этим постановлением утвержден перечень стратегических предприятий. Вот его мы   
взяли за основу, разослали по субъектам Федерации. Субъекты Федерации,          
профильные комитеты, депутаты просмотрели этот перечень и дали предложения      
что-то исключить из этого перечня, не являющееся стратегическими                
предприятиями, а что-то дополнить, то, что туда не вошло. Какими критериями     
пользовались?                                                                   
                                                                                
Дело в том, что в этом перечне, именно в правительственном перечне, были        
предприятия унитарные, а мы говорим только об акционерных обществах. Были       
предприятия, где нет государственных пакетов акций. Желание есть включить их    
в список, но они не являются предметом регулирования данного закона: там нет    
государственного пакета акций. Есть предприятия, где государственные пакеты     
были, но их продали. Таким образом, мы оттуда исключили все те предприятия,     
которые не подходят под этот перечень. Естественно, были предприятия, которые   
мы включали, которые исключали. Но опять же у нас не было никакого желания      
самовольно что-то включать и исключать. Все делалось исключительно по           
предложениям депутатов и субъектов Федерации.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли еще вопросы? Вопросы, да?                
                                                                                
Гончар Николай Николаевич. По таблицам поправок.                                
                                                                                
ГОНЧАР Н.Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском           
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемый докладчик, вы сказали в своем выступлении (это есть в таблицах        
поправок), что вы исключаете завод "Кристалл", то есть вы его сохраняете в      
перечне стратегических предприятий, и в качестве аргумента - необходимость      
реализации госмонополии на водку. Но я вот, например, уверен (и думаю, что и    
вы с этим согласитесь), что реально госмонополию на водку невозможно ввести,    
если в этом не будут заинтересованы органы государственной власти субъектов     
Федерации. Это органы государственной власти, у нас федеративное государство.   
                                                                                
Так мне кажется, что проще будет ввести госмонополию на водку именно тогда,     
когда эти предприятия будут у субъектов Федерации, они напрямую, своим          
бюджетом, будут заинтересованы в том, чтобы это сделать. В противном случае     
они будут явно или неявно саботировать эти мероприятия.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Опять же не по теме.                                      
                                                                                
Пожалуйста, отвечайте.                                                          
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н.В. Я не думаю, что должно получиться именно так. Если                 
руководствоваться вашим высказыванием, то тогда нужно проводить передел         
собственности между государством и субъектами Федерации. Весь передел. Ведь у   
нас есть госмонополия не только на спиртосодержащую продукцию, есть             
госмонополия и по другим естественным монополиям, допустим.                     
                                                                                
Говорите о том, что субъекты будут препятствовать. А разве они заинтересованы   
в том, чтобы препятствовать? Разве они не заинтересованы в том, чтобы именно    
эта промышленность работала у них лучше и в бюджет попадало больше? Весь        
вопрос о собственности вообще не имеет никакого смысла сегодня. Весь вопрос -   
в управлении. Если будут управлять нормальные люди, патриотически               
настроенные, а не воры и жулики, то, естественно, эти предприятия, в том        
числе и ликероводочные, будут давать пользу и субъектам, и в целом стране.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по ведению - депутат Медведев. Николай        
Медведев.                                                                       
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Н.П., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, я хотел задать вопрос вам и докладчику. Дело в   
том, что, как мы видим, изменилось название законопроекта, который              
подготовлен ко второму чтению. В связи с этим у меня, как и у многих моих       
коллег с территорий, один вопрос, Николай Васильевич, к вам.                    
                                                                                
Почему, когда мы называем закон "Об особенностях распоряжения находящимися в    
федеральной собственности акциями акционерных обществ, производящих             
продукцию...", якобы имеющую стратегическое значение для обеспечения            
безопасности государства, в нем оказались все ликероводочные комбинаты? Вот у   
меня в Мордовии, как и во многих других регионах, соседних со мной, оказались   
ликероводочный комбинат и "Газпром". Хотя у нас в республике есть очень много   
предприятий, которые действительно имеют государственное стратегическое         
значение, но они не включены в перечень.                                        
                                                                                
Не получилось ли так, что вам, извините за грубоватое слово, "накрутили"        
руководители регионов... (Микрофон отключен.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по ведению. То, что сменилось название закона, -   
это уточнение закона, это у нас не в первый раз, это не нарушает Регламент.     
                                                                                
Отвечайте, пожалуйста, Николай Васильевич.                                      
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н.В. Я, откровенно говоря, не знаю, что вам ответить. Я процедуру       
формирования перечня стратегических предприятий вам рассказал. Никто нам        
ничего не накручивал. И комитет по приватизации не знает каждое предприятие в   
каждом регионе и поэтому не имеет своего личного мнения: надо ли его включать   
в список или не надо. Мы руководствовались исключительно мнением депутатов,     
мнением субъектов Федерации, представительных и исполнительных органов          
власти. Все материалы у нас есть, кто сомневается, могут прийти проверить.      
Никаких претензий к комитету быть не может.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по таблицам поправок больше замечаний и          
вопросов нет. Поэтому возьмите первую таблицу...                                
                                                                                
Пожалуйста, Геннадий Николаевич, представитель Правительства.                   
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в    
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Я хотел сказать о том, что мы просим одну поправку Правительства Российской     
Федерации из таблицы отклоненных вынести на отдельное голосование.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы дойдем до нее, мы дойдем. Сначала первая таблица -     
принятых поправок с учетом поправки, которая отдельно раздавалась к пункту 7,   
подписана членом Совета Федерации Колесниковым. Она комитетом тоже принята,     
да? Поэтому ставлю на голосование: согласиться с предложением комитета в        
части принятия поправок с поправкой депутата Колесникова. Пожалуйста,           
голосуйте. То есть ее к таблице подшить. Вы видели ее? Да, она отдельная.       
Первая таблица голосуется. Рекомендация - принять.                              
                                                                                
Николай Васильевич, вот эту я имею в виду.                                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              194 чел.             43,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    194 чел.                                          
Не голосовало                 256 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не набрал голосов закон.                                                        
                                                                                
Гуськов Юрий Александрович предлагает вернуться к голосованию. У нас, к         
сожалению, из зала ушли на собрание, видимо, и часть фракции "НДР", и часть     
фракции "ЯБЛОКО". Ставлю на голосование: вернуться к голосованию. "Российских   
регионов" почти нет. (Шум в зале.)                                              
                                                                                
Казбек Асланбечевич, я думаю, когда-нибудь мы примем закон о депутатах более    
строгий, и пройдет ваше предложение удерживать зарплату, удерживать с           
премий...                                                                       
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              220 чел.             96,5%                        
Проголосовало против            8 чел.              3,5%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    228 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вернулись к голосованию.                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставлю на голосование первую таблицу: согласиться с         
предложением комитета в части принятия поправок. Пожалуйста, не теряйте         
время, голосуйте, потому что у нас еще другие комитеты ждут своих законов.      
                                                                                
Кто без карточки? Нет таких.                                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              221 чел.             49,1%                        
Проголосовало против            3 чел.              0,7%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    225 чел.                                          
Не голосовало                 225 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Нет, не хватает голосов. Пожалуйста, пусть комитет работает еще над этим        
законом. Пожалуйста, Николай Васильевич. Не прошла таблица, поэтому вы вправе   
еще раз вернуться к этому закону.                                               

Заседание № 264

21.05.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об особенностях распоряжения находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ, производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства, и их перечне" (принят в первом чтении 17 марта 1999 года с названием "Об утверждении перечня акционерных обществ, производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства, и об особенностях распоряжения их акциями").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5146 по 5509 из 6006
Рассматриваем пункт 10 повестки дня. Николай Васильевич Арефьев, пожалуйста,    
на трибуну...                                                                   
                                                                                
По ведению - депутат Медведев Павел Алексеевич.                                 
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А., депутатская группа "Российские регионы".                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, у меня очень большая просьба от ряда депутатов и от меня     
лично отложить этот вопрос. Произошло несколько... Оказывается, несколько (я    
до последней минуты думал, что одно) недоразумений с поправками. От имени       
депутатов Морозова, руководителя нашей группы, Чилингарова, Жукова,             
руководителя комитета, и от своего лично очень прошу отложить. Есть несколько   
недоразумений с поправками.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыжков Владимир Александрович - от фракции.               
                                                                                
РЫЖКОВ В.А. Я только хочу проинформировать, что в нашу фракцию обратился ряд    
руководителей субъектов Федерации, которые сообщили нам, что не согласованы     
были объекты по перечню с этими субъектами Федерации. Это просто для справки.   
Может быть, действительно, если нет полного согласования с субъектами           
Федерации по этому перечню, отложить и доработать. Но если комитет              
настаивает, то, как говорится, наше право - рассматривать или нет.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, ваша точка зрения? Два предложения    
прозвучало о том, чтобы отложить.                                               
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Два месяца комитет работал над этим вопросом, дважды в субъекты Федерации       
направлялся этот законопроект с просьбой уточнить перечень. От всех субъектов   
Федерации - и от представительных, и от исполнительных органов - предложения    
получены. Учтены абсолютно все. Сегодня звонили из Совета Федерации,            
Козерадский: якобы не учтены замечания членов Совета Федерации. Но они нам      
свои поправки дали к первому чтению, и мы их учли сразу в первом чтении. Я не   
понимаю, если они хотят фамилии... Их нет в поправках. Мы их учли сразу, в      
первом чтении, потому что в перечне все эти замечания учтены.                   
                                                                                
А что касается дополнительной поправки, розданной сегодня, - ну, я не знаю. У   
нас есть Регламент, по Регламенту то, что раздается сегодня, мы не              
рассматриваем. Регламент есть Регламент. Я не знаю, откуда эта идея             
появилась, у кого, почему это роздано? И никакого недоразумения с этими         
поправками нет. У нас есть официальный отзыв субъектов Федерации, в частности   
Москвы и Московской области, - там таких предложений нет.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, и все-таки в предложении депутата     
Медведева Павла Алексеевича прозвучало: снять сегодня законопроект с            
рассмотрения. Вы четко скажите: вы возражаете против этого предложения? Тогда   
будем рассматривать...                                                          
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н.В. Комитет возражает, мы считаем, что законопроект подготовлен и      
никаких недоразумений здесь нет.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Решульский Сергей Николаевич.                     
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н. Уважаемые коллеги, ну действительно над этим законопроектом     
работа идет уже не то что несколько месяцев, а почти год. По-моему, Николай     
Васильевич подтвердит это все. Все уже поправки, какие были... Можно их         
каждый день рассматривать (какое-то предприятие) и вносить. Я, вообще-то,       
полагаю, что надо его либо сейчас проголосовать во втором чтении... Ну          
крайний срок, на который можно относить, - это только на (когда мы там          
начинаем?) 2 или 3 июня, но нельзя больше отставлять это.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 2 июня.                                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н. Наше предложение то же - поддержать этот законопроект во        
втором чтении. Если вдруг какие-то еще дополнительные предложения поступят от   
регионов, мы всегда можем рассмотреть их и включить в этот законопроект.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н.В. Борис Юрьевич, к тому же поправки по перечню можно принимать в     
любое время. Они к закону, в общем-то, имеют довольно второстепенное            
отношение. Перечень можно изменять всегда, и он будет у нас изменяться          
ежегодно согласно концепции этого закона.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Медведев Павел Алексеевич, еще раз.                       
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А. Уважаемые коллеги, 2 июня - вполне удовлетворительно. Если вы     
соглашаетесь отложить на 2 июня, я думаю, все претензии отпадут. Спасибо.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Арефьев от имени комитета возражает    
против переноса, а то, о чем говорил Сергей Николаевич Решульский, - это        
варианты разрешения вопроса. И Сергей Николаевич тоже в конце сказал, что они   
за то, чтобы законопроект рассматривать.                                        
                                                                                
Итак, приступаем к рассмотрению законопроекта, пункт 10 повестки дня. Николай   
Васильевич Арефьев докладывает законопроект (второе чтение). Пожалуйста.        
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н.В. Я хотел бы отметить одно - что те поправки, которые сегодня        
представлены группой депутатов, принципиального значения не имеют. Они          
требуют исключить из перечня ряд предприятий. Только и всего.                   
                                                                                
Но я хотел бы вам сказать, уважаемые депутаты, что более чем из 30 регионов     
пришли отзывы с требованиями и просьбами немедленно принять этот закон, и я     
думаю, что к регионам надо, в общем-то, прислушаться и этот закон принимать,    
потому что дальше у нас каникулы, затем выборная кампания. Этот закон вообще    
в Государственной Думе этого созыва может не пройти.                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, я напомню кратко суть законопроекта. По существу, закон     
утверждает перечень стратегических предприятий, распоряжение которыми в лице    
Правительства должно осуществляться только по федеральному закону. То есть      
Правительство вносит в Государственную Думу законопроект о том, какими          
пакетами, акциями и как оно намерено распорядиться, мы с вами рассматриваем     
законопроект (это касается стратегических предприятий) и принимаем              
положительное или отрицательное решение.                                        
                                                                                
Ко второму чтению на основе поступивших поправок субъектов права                
законодательной инициативы законопроект в рамках принятой в первом чтении       
концепции был у нас доработан. В частности, учтено принципиальное предложение   
фракции "ЯБЛОКО", высказанное при принятии законопроекта в первом чтении, о     
том, чтобы исключить из законопроекта ограничение на участие иностранных        
инвесторов в уставном капитале стратегических акционерных обществ. Эту          
поправку мы удовлетворили.                                                      
                                                                                
Что касается замечаний Президента и Правительства. Основное замечание           
Президента и Правительства заключается в том, что законопроект якобы            
ограничивает конституционные полномочия Правительства по управлению             
федеральной собственностью. Я хотел бы сказать, что это не совсем так           
истолковано с точки зрения статьи 114 Конституции. В Федеральном законе "О      
Правительстве Российской Федерации", на который ссылаются Президент и           
Правительство, вовсе не говорится, что Правительство распоряжается              
государственным имуществом и федеральной собственностью просто по своему        
усмотрению. Даже совсем наоборот, статья 71 Конституции Российской Федерации    
относит управление федеральной собственностью к ведению Российской Федерации,   
а статья 76 устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации        
принимаются федеральные законы. Таким образом, Правительство распоряжается      
государственным имуществом на основании федеральных законов.                    
                                                                                
Подобная практика строгого контроля со стороны парламента за распоряжением      
государственным имуществом имеется во всех развитых, цивилизованных             
зарубежных странах не только рыночной ориентации, но и с плановой экономикой.   
                                                                                
Далее. Указания Президента и Правительства на то, что отдельные положения       
федерального закона не соответствуют Конституции, также, мягко говоря,          
некорректны. Ссылка на главу 2 Федерального закона "О приватизации              
государственного имущества и об основах приватизации муниципального             
имущества" при аргументации неправомерности установления нашим законопроектом   
порядка распоряжения находящимися в федеральной собственности акциями           
является некорректной, так как (абсолютно верно указывает Президент             
Российской Федерации) глава 2 Федерального закона "О приватизации               
государственного имущества..." устанавливает только порядок и способы           
приватизации, но не распоряжение им.                                            
                                                                                
Правительство указывает нам, что перечень акционерных обществ, о котором        
сегодня идет речь в законопроекте, должен содержаться в государственной         
программе приватизации.                                                         
                                                                                
Я хотел бы сказать, что государственная программа приватизации                  
предусматривает только те госпакеты акций, которые Правительство предлагает     
продать. Наш же закон говорит о других формах распоряжения. Это распоряжение    
типа залога, выпуск ценных бумаг и другие формы распоряжения, которые не        
регулируются законом "О приватизации государственного имущества...".            
                                                                                
Наибольшее количество поправок было внесено непосредственно в перечень          
стратегических предприятий. Поправки по перечню поступали буквально до          
последнего дня. Поэтому комитет пошел навстречу в первую очередь регионам       
Российской Федерации и принял все поступившие в комитет поправки. Именно по     
этой причине нам пришлось сделать две дополнительные таблицы, одну и вторую,    
а также заново, "взамен розданного", распространить среди депутатов и сам       
перечень.                                                                       
                                                                                
Еще раз хочу напомнить. Сам перечень формировался таким образом. За основу      
был взят перечень, утвержденный Правительством (постановление № 784),           
включающий около 750 акционерных обществ, после чего указанный перечень         
дважды был направлен в регионы Российской Федерации. Все предложения            
субъектов Российской Федерации были учтены, в результате перечень претерпел     
существенные изменения, в него внесены, в частности, уточнения.                 
                                                                                
Так, в частности, многие включенные Правительством в перечень акционерные       
общества на самом деле являлись либо государственными унитарными                
предприятиями, либо в этих акционерных обществах государственного пакета        
вообще не было. Поэтому такие акционерные общества нам пришлось исключить из    
этого перечня.                                                                  
                                                                                
С другой стороны, по рекомендации субъектов Российской Федерации мы должны      
были включить дополнительно предприятия или акционерные общества в этот         
список.                                                                         
                                                                                
В результате учета предложений субъектов Федерации перечень стратегически       
значимых акционерных обществ увеличился практически вдвое.                      
                                                                                
Кроме того, в перечень было внесено по предложению Кировской области            
акционерное общество "Восток", включенное в таблицу 3, по которому комитетом    
не было принято консолидированного решения.                                     
                                                                                
Дело в том, что есть два мнения. С одной стороны, имеется поправка депутатов    
Морозова, Ищенко и Чурилова, предлагающая исключить указанное акционерное       
общество из перечня стратегически значимых предприятий. С другой стороны,       
имеется позиция губернатора Кировской области Сергеенкова Владимира Ниловича,   
бывшего нашего депутата, который утверждает, что более 80 процентов             
производственных мощностей акционерного общества "Восток" составляют            
мобилизационные мощности. И поэтому решением комитета указанная поправка        
выносится на отдельное голосование палаты.                                      
                                                                                
Также поступили предложения о дополнительной идентификации включенных в         
перечень акционерных обществ. Например, предлагалось помимо названий            
акционерных обществ указывать организационно-правовую форму, величину пакета    
акций, находящегося в федеральной собственности, юридические адреса обществ,    
принадлежность к той или иной отрасли промышленности... вплоть до               
технико-экономических показателей.                                              
                                                                                
По мнению разработчиков законопроекта, подобная идентификация является          
излишней. Организационно-правовая форма указана непосредственно в названии      
законопроекта. Все остальные вопросы мы взяли из перечня акционерных обществ,   
который был разработан Правительством. А что касается вопроса, когда            
конкретно будут указаны формы распоряжения отдельными предприятиями, вот в      
том законе мы будем идентифицировать и названия, и юридические адреса, и все    
остальные непосредственные атрибуты, которые необходимы при рассмотрении        
конкретных вопросов.                                                            
                                                                                
Вот в принципе я доложил вам суть нашего законопроекта, указал все те           
поправки, которые были внесены, и Комитет по собственности, приватизации и      
хозяйственной деятельности просит депутатов принять этот законопроект во        
втором чтении (с теми таблицами, которые мы подготовили и которые розданы       
депутатам).                                                                     
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, представители фракций, есть ли у      
вас вопросы по таблицам поправок?                                               
                                                                                
Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич.                                       
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н. У меня не вопросы по таблицам поправок. Вот мы                  
проконсультировались с другими фракциями и депутатскими группами - настроение   
такое, что мы сейчас провалим очень нужный и необходимый закон. Я перед этим    
говорил как о предложении своем... Николай Васильевич, я и к вам обращаюсь:     
очень нужный закон. Не мне вам объяснять, вы сами за него боретесь. Но есть     
какие-то недоразумения, я это так назову. Давайте договоримся: сейчас снимем    
его, а на 2, на 9 июня поставим, чтобы мы могли еще с фракцией "НДР",           
"Российскими регионами", другими фракциями согласовать эти вопросы. Речь идет   
просто об объектах, не о концепции, а об объектах, что-то включили, что-то не   
включили. Потратим еще две недели. Я боюсь просто, что закон не будет принят.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Николай Васильевич, пожалуйста. По-моему, совет      
добрый.                                                                         
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н.В. Совет добрый. Закон действительно очень нужен, и стратегические    
предприятия от произвола нужно спасать. И если вопрос ставится так, что         
фракции не проголосуют, а в зале, я вижу, депутатов очень мало, то закон,       
конечно, не пройдет. Ну что ж, давайте перенесем этот вопрос, в следующий       
раз...                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте мы договоримся: на первую декаду июня. Но тогда   
просьба все-таки провести согласование по тем принципиальным разногласиям.      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна, но ведь зачем нам отрицательный          
результат?                                                                      
                                                                                
Мизулина - по ведению.                                                          
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Закон действительно очень    
важный, и докладчик совершенно справедливо отметил: все, что было               
неконституционное, убрали. Закон по существу означает: каждый год мы должны     
принимать аналогичный закон, который утверждает перечень. Если какие-то         
объекты здесь излишни, нам все равно уже в 2000 году нужен будет новый закон,   
где-то через полгода, где можно это устранить. Самое главное - это              
действительно антикоррупционный закон. Он позволяет легализовать процедуру      
установления перечня, исключение или включение в этот перечень объектов,        
имеющих стратегическое значение для России.                                     
                                                                                
Если бы мне не пришлось в свое время с Чубайсом бороться по "Рыбинским          
моторам" и я не знала бы, как в кулуарах Правительства и Аппарата               
Правительства это делается, скрытно, без объяснения, непонятно, из каких        
интересов исходят, то я бы, наверное, так не беспокоилась.                      
                                                                                
Я боюсь, что мы затянем (а у нас, как всегда, июнь - это вообще аврал) и мы     
останемся без этого закона.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, Котков Анатолий Степанович. Сейчас я от           
фракции...                                                                      
                                                                                
КОТКОВ А.С. Депутатская группа "Российские регионы" считает, что закон          
чрезвычайно важный. И в общем-то, права Мизулина, что действительно сегодня     
допущен полный беспредел. Но если посмотреть, вообще, на этот список, то я,     
как представитель опорного края державы, Урала, вижу, что крупнейшие            
предприятия, от которых зависит наша оборонная мощь, просто не включены в       
этот перечень. И поэтому совершенно правильное здесь прозвучало предложение,    
что не нужно сегодня этот законопроект принимать, нужно его отложить, но        
ненадолго. Правильное было предложение: в начале июня вернуться к нему и        
тогда уже принять. А закон чрезвычайно нужный.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Безбородов Николай Максимович.                
                                                                                
БЕЗБОРОДОВ Н.М., депутатская группа "Народовластие".                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, и Николай Васильевич и Елена Борисовна правы. Ну зачем       
ставить на голосование, возникает вопрос, законопроект, если мы сегодня его     
провалим? Есть предложение - отложить.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Чурилов, пожалуйста.                              
                                                                                
ЧУРИЛОВ А.В. Я от имени фракции и от имени комитета тоже призываю               
проголосовать сегодня этот законопроект. На самом деле достаточно...            
Представители всех фракций есть, можно проголосовать. Закон нужный. Зачем       
откладывать? В принципе действительно этот перечень, я просто уверен (и         
Николай Васильевич тут не даст мне соврать, мы с ним в одном комитете...),      
что и через месяц будут претензии к списку и их не будет меньше нисколько.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Пашуто.                                           
                                                                                
ПАШУТО В.Р., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Вот сейчас выступал депутат Котков.    
Ну, знаю я Урал, как говорится, здорово, хорошо, но в этом же законопроекте     
все, что можно было получить от Свердловской области, документально             
представлено и включено. И сегодня ждать, допустим, когда Свердловская, или     
Челябинская, или Пермская... еще что-то дадут, - это загубить закон вообще.     
Вы понимаете? Дело загубить.                                                    
                                                                                
Поэтому, положа руку на сердце, надо бы сегодня проголосовать за него, а        
дальше уже вносить дополнительные изменения в тот перечень.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Видите, как точки зрения "разбежались".                   
                                                                                
Николай Васильевич, рискнем?                                                    
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н.В. Уважаемые депутаты, этот законопроект проходит через               
Государственную Думу второй раз. В прошлом году он назывался "О защите          
экономических интересов Российской Федерации при распоряжении                   
государственными пакетами акций".                                               
                                                                                
Он у нас прошел через Совет Федерации, но мы не смогли преодолеть вето          
Президента. Это тот же самый закон, но с другим названием, перечень уточнен,    
утвержден. Мы тянем его с октября. Ну, я согласен еще две недели... Загляните   
вы в перечень, посмотрите, все ли там... Ну сколько же можно эти перечни        
менять? Тем более, что перечень этих предприятий ежегодно будет меняться,       
потому что часть из их акций будет продаваться, они будут уходить, часть мы     
можем дополнять. Нет никаких проблем в принципе, потому что по концепции        
закона нет ни одной поправки, мы все их учли. Здесь вопрос, добавить или        
убрать, - ну, непринципиальный вопрос. Давайте добавим, давайте уберем. Не      
сегодня, так завтра.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Уважаемые коллеги, если даже закон не пройдет,    
потом он (вы знаете наш Регламент) вернется в комитет, комитет рассмотрит и     
будет вправе еще раз внести его. Поэтому возьмите, пожалуйста, таблицы.         
                                                                                
Ставлю на голосование: согласиться с предложением комитета в части принятия     
поправок. (Шум в зале.)                                                         
                                                                                
Минутку, уже идет голосование, я вам потом дам слово по ведению.                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              188 чел.             41,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    188 чел.                                          
Не голосовало                 262 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Нет. Давайте перенесем.                                                         

Заседание № 245

17.03.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об утверждении перечня акционерных обществ, производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства, и об особенностях распоряжения их акциями".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 539 по 546 из 7413
САВЕЛЬЕВ Н.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! У нас сегодня в повестке     
дня пунктами 28 и 29 значатся очень важные законы, касающиеся предупреждения    
массового банкротства и определения теперешних стратегических предприятий,      
которые могут быть включены в гражданский оборот только на основании            
федерального закона. Мы просим от имени фракции поднять их повыше в повестке    
дня и назначить на фиксированное время - в 12.30, после перерыва.               
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3459 по 3775 из 7413
Уважаемые депутаты, уже многие обижаются на все эти дерганья, почему я и        
прошу: когда обсуждается повестка дня, давайте все-таки строго придерживаться   
того порядка, который есть в проекте. Вот мы с вами напереносили - у меня       
целый список, что нужно обсуждать. Сейчас идет закон под номером 29, за что     
голосовала палата. Докладчик - Савельев.                                        
                                                                                
По ведению - Михайлов Александр Николаевич.                                     
                                                                                
Николай Николаевич, вы пока проходите.                                          
                                                                                
МИХАЙЛОВ А.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я просил бы поддержать в      
следующем. Я присутствовал на заседании Совета Федерации, когда слушался        
вопрос об отставке Генерального прокурора Юрия Ильича Скуратова. И поскольку    
этот вопрос далеко не однозначно сегодня трактуется в нашем обществе,           
Геннадий Николаевич, есть предложение обратиться нам к Совету Федерации и       
совместно решить вопрос о показе этих 45 минут по первому и второму каналам     
российского телевидения без всяких там купюр, без сокращений, поскольку речь    
идет действительно о выборе между криминалом и законом. И я считаю, что         
граждане очень ждут правдивой информации по этому вопросу.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич, ну, за Совет Федерации нам решать   
не с руки. А что, Совет Федерации не может этот вопрос решить?                  
                                                                                
Пожалуйста, Николай Николаевич.                                                 
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Н.Н. Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Мы повторно           
начинаем рассмотрение закона "Об утверждении перечня акционерных обществ,       
производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое         
значение для обеспечения безопасности государства, и об особенностях            
распоряжения их акциями". Этот закон напрямую связан с обязанностями            
государства по структурному управлению экономикой и предупреждению в том        
числе массового криминального передела собственности, который сейчас идет. Он   
содержит перечень предприятий, распоряжение акциями которых любым способом -    
приватизация, залог, траст и другие - может вестись только на основании         
федерального закона, то есть на основании решения законодателя. Таких           
акционерных обществ в проект закона включено более тысячи. Среди них те,        
которые представляют высокодоходные естественные монополии в потребительской    
сфере, и те акционерные общества, которые выпускают оборонную и иную            
стратегическую продукцию.                                                       
                                                                                
Законопроект предусматривает возможность предоставлять субъектам Российской     
Федерации право осуществлять голосование по акциям государства в тех            
акционерных обществах, которые являются градообразующими или имеют              
существенное социально-экономическое значение для этого региона. И мы           
полагаем, что, наверное, регион может очень компетентно осуществлять            
управление такой государственной собственностью.                                
                                                                                
Законопроект содержит норму, ограничивающую возможность влияния                 
акционеров-нерезидентов, то есть иностранных или аффилированных, связанных с    
ними, российских акционеров. При голосовании на общих собраниях акционеров      
таких акционерных обществ им предоставляется не более 25 процентов голосов по   
вопросам, определяющим деятельность акционерного общества, выпускающего         
стратегическую продукцию. Сколько бы ни скупалось там капитала, акций, 25       
процентов голосов - это потолок, который будут иметь иностранцы при             
голосовании в таких акционерных обществах. Это не наша выдумка, это             
требование статьи 99 (пункт 5) Гражданского кодекса, в которой                  
провозглашается, что законом или уставом акционерного общества может            
устанавливаться максимальное количество голосов, принадлежащих одному           
акционеру.                                                                      
                                                                                
Кстати, и в современном законодательстве Франции закон 1993 года о              
приватизации содержит ограничение на присутствие там иностранных компаний: в    
оборонных отраслях, в образовании, в медицинском обслуживании и ряде других     
сфер - не более 5 или 10 процентов от общего уставного капитала.                
                                                                                
Этот закон полностью согласуется со статьей 129 Гражданского кодекса, которая   
определяет, что перечень видов имущества, изъятых или ограниченных в обороте,   
должен определяться федеральным законом. Мы просим вас поддержать этот закон,   
тем более он идет во второй раз. Что касается самого перечня, можно ко          
второму чтению нам всем поработать, посмотреть по своим территориям, какие      
предприятия вошли, может быть, необоснованно, а какие, может быть, мы забыли.   
Это можно поправить.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Б.Ю.Кузнецов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, законопроект первого чтения. У кого-то есть      
вопросы к докладчику? Есть вопрос.                                              
                                                                                
Депутат Захаров, пожалуйста, ваш вопрос.                                        
                                                                                
ЗАХАРОВ А.К. Уважаемый Николай Николаевич, среди тысячи тех предприятий,        
которые включены в приложение к закону, сколько предприятий имеют акционерный   
капитал, превышающий 25 процентов, принадлежащий нерезидентам Российской        
Федерации, то есть для скольких из них ограничение законом будет введено        
задним числом?                                                                  
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Н.Н. Спасибо большое, Алексей Константинович, за этот вопрос. Ни я,    
ни другой человек, наверное, не сможет дать ответа на этот вопрос, так как      
реестры участия в акционерном капитале содержатся в депозитариях, депозитарии   
считают это коммерческой тайной. Поэтому по каждому конкретному предприятию     
нам необходимо будет разбираться отдельно.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще вопросы? Вопросов нет. Кто хотел бы... Так, вопрос.   
                                                                                
Турусин Анатолий Афанасьевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
ТУРУСИН А.А. Николай Николаевич, я хотел бы уточнить: не пора ли нам иметь не   
только перечень акционерных обществ, но и черный список акционерных обществ,    
дееспособных в финансовом отношении и в других нехороших, скажем так, делах?    
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Н.Н. Наверное, это, конечно, нужно иметь, просто это не относится к    
теме данного закона. Но я согласен, что-то надо делать. И обязанность           
государства четко делить и там, где идут криминогенные операции, идет           
сокращение численности работающих, сокращение выпуска определенных видов        
продукции, имеющей стратегическое значение, необходимо пресекать такие меры.    
Это право государства - так делать, но, к сожалению, этого не делается.         
Данным законом мы ограждаем от этих мер, вводя сохранение всего пакета акций,   
принадлежащих государству, и управляемость сохраняем.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы к докладчику? Не вижу поднятых рук.   
                                                                                
Депутат Пузановский, вы выступите или у вас вопрос?                             
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Вопрос.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, как-то пооперативнее определяйтесь, коллеги.          
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый Николай Николаевич, для голосования очень важно      
сориентироваться депутатам в соотношении численности группы предприятий,        
которые подлежат определенному парламентскому контролю, и численности           
предприятий вообще, потому что может сложиться впечатление, что все подпадает   
вновь под контроль государства.                                                 
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Н.Н. Я бы не стал как бы привязывать соотношение численности           
предприятий, поскольку необходимо здесь более тонко смотреть, учитывать         
доминирование этих предприятий в общем выпуске продукции того или иного         
назначения на ограниченной территории, с которой нельзя перевезти эту           
продукцию (скажем, хлебозавод и винный завод - вино можно увезти, а хлеб не     
увезешь далеко), или на всей территории России и доминирование или долю этих    
предприятий в общем объеме валового выпуска продукции.                          
                                                                                
По численности, по количеству - я думаю, что этот критерий мог бы ввести        
просто в заблуждение, потому что очень разновеликие предприятия и можно как     
бы некорректный результат получить при сравнении.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, все вопросы? Кто из депутатов желал бы выступить     
по этому законопроекту? Не вижу. Есть.                                          
                                                                                
Пожалуйста, Захаров Алексей Константинович.                                     
                                                                                
ЗАХАРОВ А.К. Уважаемые коллеги, если бы речь шла только о перечне               
стратегических предприятий, то тот проект закона можно было бы, безусловно,     
поддержать прежде всего потому, что такой перечень уже существует, он           
утвержден Правительством. И было бы очень полезно, чтобы такой перечень         
утверждался парламентом, то есть был бы переведен в сферу публичной политики.   
Но есть в этом законе статья 6, которая нанесет по нему просто                  
катастрофический удар. Этот закон не будет подписан Президентом, будет          
оспорен в Конституционном Суде, потому что он задним числом лишает              
собственников их имущества, что противоречит статье 35 Конституции. Это         
абсолютно ненужная для данного закона мера. А если мы хотим ограничить долю     
иностранных инвесторов, которая уже сегодня превосходит 25 процентов, то в      
соответствии со статьей 35 мы должны были бы подумать о возмещении этого        
имущества. Иначе этот закон нанесет просто катастрофический удар не только      
тем предприятиям, чьи акции просто упадут до нуля, но и другим, потому что      
никакой здравомыслящий инвестор не будет вкладывать свои средства туда, где     
можно федеральным законом задним числом лишить собственника его имущества. Мы   
резко ухудшим инвестиционный климат.                                            
                                                                                
Поскольку статья 6 на самом деле не относится к предмету ведения этого          
закона, отношения к перечню не имеет, мы можем поддержать этот закон в первом   
чтении, имея в виду, что его концепция - перечень стратегических предприятий,   
это правильно. Но ко второму чтению статья 6 должна быть либо видоизменена,     
должна предусматривать компенсацию, так сказать, конфискуемого фактически       
имущества, либо перенесена в другой проект закона, предмет регулирования        
которого устанавливает особенности деятельности акционерных обществ. В          
противном случае этот закон, очевидно, получит вето Президента, очевидно,       
будет оспорен в Конституционном Суде собственниками, даже если будет подписан   
Президентом, и нанесет резкий и серьезный удар по самому больному нашему        
месту сегодня - инвестиционному климату в Российской Федерации.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Пузановский Адриан Георгиевич.                    
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Этот        
закон более чем необходим в рамках общей концепции по усилению                  
государственного регулирования экономических отношений.                         
                                                                                
Что касается статьи 6, о которой вопрос поставлен депутатом Захаровым,          
постановка вопроса корректна. Я просил бы инициаторов данного закона            
согласиться с оговоркой, которая может быть протокольно сегодня записана, о     
том, что эти вопросы регулируются специальным законом. Такой специальный        
закон сегодня находится в работе - это внесенный Правительством, прошедший      
первое чтение закон о запретах и ограничениях для иностранных инвесторов в      
Российской Федерации. Он связан с законом "Об иностранных инвестициях..." Там   
мы вводим два перечня - запретительные и ограничительные, где устанавливаем     
соответствующие критерии долевого участия иностранных инвесторов. Поэтому с     
учетом этого замечания и, я надеюсь, с согласия инициаторов закона прошу        
поддержать данный закон сегодня в первом чтении. Спасибо.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть еще депутаты, желающие выступить?           
                                                                                
Вишняков Виктор Григорьевич.                                                    
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Члены фракции просили меня передать, что они будут поддерживать   
этот закон.                                                                     
                                                                                
Та позиция, которую занимает уважаемый депутат Захаров, меня несколько          
озадачила, потому что подзаконными актами, но незаконным путем идет             
приватизация стратегически важных для национальной безопасности страны          
предприятий. Но если это незаконно, то при чем здесь обратная сила закона? В    
течение определенного срока, до 20 лет, государство имеет право вернуть         
разграбленное или незаконно присвоенное государственное имущество. Поэтому,     
естественно, такая излишняя забота о тех, кто незаконно присвоил (их,           
дескать, нельзя трогать, потому что они фактически уже этим распоряжаются),     
мне не совсем понятна.                                                          
                                                                                
Действительно, надо восстанавливать сейчас государственное регулирование,       
причем не только восстанавливать сам процесс государственного регулирования,    
но и подтвердить те законы, которые уже были приняты нами ранее и которые       
были нарушены в ходе вот этой незаконной приватизации.                          
                                                                                
Я призываю депутатов проголосовать в первом чтении.                             
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Уважаемые коллеги, слова просил статс-секретарь   
Мингосимущества Моложавый Сергей Владимирович.                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОЛОЖАВЫЙ С.В., статс-секретарь - заместитель министра государственного         
имущества Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Правительство дало на данный        
закон отрицательное заключение. Чем руководствовалось Правительство?            
Позвольте мне привести наши аргументы.                                          
                                                                                
Ну, прежде всего данный закон фактически переводит на законодательную ветвь     
власти управление федеральным имуществом, что противоречит статье 114           
Конституции и статье 14 конституционного закона "О Правительстве Российской     
Федерации". Но если абстрагироваться от законодательных норм и перейти к        
содержательному обсуждению - мы принятием этого закона фактически               
приостанавливаем на целый год проведение Правительством ряда важнейших          
мероприятий, конкретно: создание холдингов в авиационной промышленности, что    
требует распоряжения пакетами акций акционерных обществ этой отрасли (этим      
активно сейчас занимается, вы, наверное, знаете, Юрий Дмитриевич Маслюков),     
придание Российскому космическому агентству функций по управлению авиационной   
промышленностью, создание холдингов в этой отрасли, создание холдингов в ряде   
оборонных отраслей промышленности. Этот закон фактически требует, чтобы мы      
каждый раз по такому холдингу создавали закон. То есть это на год, я считаю,    
останавливает этот процесс.                                                     
                                                                                
Кроме того, сам перечень не выдерживает критики: он не включает ряд             
акционерных обществ, которые само Правительство признало стратегическими.       
Это, например, Улан-Удэнское авиационное предприятие, Беломорско-Онежское       
пароходство. Правительство своим постановлением утвердило такой перечень        
(постановление № 784 от прошлого года).                                         
                                                                                
Кроме того, закон с иным названием, но аналогичного содержания уже был          
подвергнут вето Президента и Дума не смогла преодолеть это вето. Насколько я    
знаю (по крайней мере, мы готовили материалы для премьер-министра, и он         
обещал на встрече с лидерами фракций обсудить эту проблему), премьер-министр    
хотел просить депутатов не рассматривать этот закон. Единственное, у меня нет   
данных, озвучил он это или нет.                                                 
                                                                                
И по иностранным инвестициям: мне нечего добавить к тому, что сказал депутат    
Захаров. Конструктивное предложение Правительства может быть таким: не          
рассматривать данный закон, но так как Дума пошла по пути принятия ряда         
законов об особенностях распоряжения акциями (это был закон и о РАО "ЕЭС        
России", и об "ОРТ"), давайте тогда не будем чохом принимать эти акционерные    
общества, а будем рассматривать каждое в отдельности и выслушивать аргументы,   
почему по тому или иному акционерному обществу нужно вводить такие              
ограничения.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все у вас, да, Сергей Владимирович?                       
                                                                                
МОЛОЖАВЫЙ С.В. Да.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Николаевич, заключительное слово.     
                                                                                
Александр Алексеевич, вы хотели бы выступить? Нет.                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Н.Н. Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Ну, мы согласимся,    
конечно, с тем, чтобы не ущемлять законно возникшие права акционеров до         
введения этого закона по процентам голосующих акций, и обязательно ко второму   
чтению поработаем, с тем чтобы ввести регулирующие и компенсирующие механизмы   
по пункту 6 этого закона.                                                       
                                                                                
Что касается предложения Правительства - идти точечными решениями, то скажу:    
здесь неполный перечень - 1150 предприятий, и я думаю, что нам лет на 10        
работы хватило бы. А что касается того, что будет парализован сегодня процесс   
создания различных холдингов, - я думаю, что целесообразнее было бы, не         
отвергая вообще штучные, может быть, процессы (но это очередное                 
администрирование в экономике), позаботиться больше не о том, чтобы снова       
устроить вихрь передела собственности и перераспределения акций из одной        
компании в другую, поглощение, соответственно, изменение рабочих мест и так     
далее, а о рентабельности цен на продукцию наших товаропроизводителей, и        
тогда они, наверное, и без холдингов спокойно смогли бы работать и              
реализовывать свою продукцию.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование: принять        
проект закона в первом чтении.                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              276 чел.             61,3%                        
Проголосовало против            5 чел.              1,1%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    282 чел.                                          
Не голосовало                 168 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    

Заседание № 244

12.03.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об утверждении перечня акционерных обществ, производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства, и об особенностях распоряжения их акциями".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 783 по 798 из 7547
ТИХОНОВ Г.И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества   
Независимых Государств и связям с соотечественниками, депутатская группа        
"Народовластие".                                                                
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич и уважаемые коллеги! У нас в повестке дня есть    
24-й и 25-й пункты - законопроекты "О внесении изменений и дополнений в         
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и "Об утверждении         
перечня акционерных обществ...". У меня очень большая просьба. У меня на        
руках сегодня появился новый документ. Пока мы переносим эти законопроекты из   
заседания в заседание, Чубайс продолжает разваливать энергетику, собирается     
все-таки разваливать систему "Тюменьэнерго", о которой мы трижды говорили в     
этом зале. Если мы протянем еще, он растащит все остальное, разобьет и          
разворует.                                                                      
                                                                                
Я прошу рассмотреть эти законопроекты как можно быстрее, поставить их одними    
из первых.                                                                      
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1344 по 1362 из 7547
Депутат Тихонов Георгий Иванович просил пункты 24 и 25 (то же самое - это       
законопроекты первого чтения) рассмотреть до обеденного перерыва. Да, Георгий   
Иванович?                                                                       
                                                                                
Ставлю на голосование предложение Тихонова.                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              241 чел.            100,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    241 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.