Заседание № 255

21.04.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Лугинецкое, Федоровское и другие нефтегазоконденсатные месторождения)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 527 по 542 из 7247
КУЗНЕЦОВ Ю.П., фракция Либерально-демократической партии России.                
                                                                                
Кузнецов Юрий Павлович - по карточке Лемешова.                                  
                                                                                
Я тут смотрю повестку, 5-м пунктом стоит у нас вопрос о Федеральном законе "О   
Высшем совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания    
в Российской Федерации". У нас же это было, и мы тогда 270, по-моему, голосов   
всего набрали. То есть я считаю, что мы потратим сегодня время в дебатах и      
опять будет ляпсус политический.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Павлович, у нас дебатов не будет, у нас будет        
голосование, потому что это же преодоление.                                     
                                                                                
КУЗНЕЦОВ Ю.П. Смотрите, чтобы нам не потерять полдня. Я бы снял.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По Регламенту это два выступления.                        
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1533 по 1577 из 7247
Переходим к пункту 3 повестки дня. Проект федерального закона "Об участках      
недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела   
продукции...".                                                                  
                                                                                
Юрий Михайлович Тен - докладчик.                                                
                                                                                
ТЕН Ю.М., фракция "Наш дом - Россия".                                           
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Данный законопроект мы голосовали во втором     
чтении неделю назад. К третьему чтению полностью все лингвистические поправки   
и правовая экспертиза выполнены. Замечаний никаких нет, предложений тоже нет.   
Была при принятии ко второму чтению данного законопроекта проблема по           
удмуртскому проекту. Я хочу в двух словах сказать. Дополнительно поступило к    
нам письмо Председателя Государственного Совета Удмуртской Республики Волкова   
от 14 апреля 1999 года, в котором он говорит, что удмуртский проект             
руководство республики поддерживает, это будет на благо республике и            
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Предлагается принять законопроект в третьем чтении.                             
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Б.Ю.Кузнецов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет никаких сомнений в том, что можно ставить    
на голосование этот вопрос? Третье чтение. Так, пожалуйста, кто?                
                                                                                
Лоторев Александр Николаевич. Нет. Вы другому сигнал подаете, не мне.           
                                                                                
Ставится на голосование. Кто за то, чтобы проект федерального закона,           
доложенный Юрием Михайловичем Теном, пункт 3 нашей повестки дня, принять в      
третьем чтении? Прошу голосовать.                                               
                                                                                
Кто без карточки? Не вижу.                                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              338 чел.             75,1%                        
Проголосовало против            8 чел.              1,8%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    346 чел.                                          
Не голосовало                 104 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в третьем чтении.                                           

Заседание № 253

14.04.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Лугинецкое, Федоровское и другие нефтегазоконденсатные месторождения)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2120 по 2414 из 6388
Переходим к пункту 5 повестки дня. Это пошли законопроекты, которые             
рассматриваются во втором чтении. Депутат Юрий Михайлович Тен приглашается на   
трибуну для доклада о проекте федерального закона. Все остальное он скажет      
сам.                                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТЕН Ю.М., фракция "Наш дом - Россия".                                           
                                                                                
Добрый день, уважаемые депутаты! Предлагается рассмотреть во втором чтении      
проект федерального закона о месторождениях, которые будут разрабатываться на   
условиях соглашения о разделе продукции. Я хочу напомнить, какие это            
месторождения. Здесь восемь предложений. Лугинецкое нефтегазоконденсатное       
(Томская область), Федоровское (Ханты-Мансийский автономный округ), Салымская   
группа месторождений (Ханты-Мансийский автономный округ), Усинское нефтяное     
месторождение (Республика Коми), Удмуртский конкурсный участок (Удмуртская      
Республика), Уватский проект (Тюменская область) и Блок 15 с Южно-Лыжским,      
Северо-Кожвинским нефтяными месторождениями (Республика Коми). И наконец,       
восьмой проект - это Юрубченский блок (Эвенкийский автономный округ,            
Красноярский край).                                                             
                                                                                
Освоение указанных месторождений на условиях раздела продукции позволит         
решить острые социальные вопросы, приведет к созданию рабочих мест. Мы          
проверяли выполнение по этим проектам условий базового закона: это              
привлечение российских специалистов, граждан России, - не менее 80 процентов    
и привлечение материально-технических ресурсов российского производства - не    
менее 70 процентов. Все восемь проектов отвечают этим принципиальным            
условиям, по многим из них работают рабочая группа, а также комиссия            
межфракционная, возглавляемая Николаем Ивановичем Рыжковым и Медведевым         
Владимиром Сергеевичем.                                                         
                                                                                
Мы побывали на этих месторождениях, мы встречались с людьми, мы встречались с   
представителями органов власти субъектов Федерации, администраций и             
законодательных собраний. Буквально на той неделе мы побывали на очередном      
месторождении - Усинском. И мы, комитет и рабочая группа, а также комиссия (я   
надеюсь, что Николай Иванович выскажет мнение межфракционной комиссии),         
предлагаем принять во втором чтении.                                            
                                                                                
Мы получили отзывы от 27 субъектов Федерации. Абсолютное, подавляющее           
большинство отзывов - в поддержку. Отрицательное мнение было высказано          
Ульяновской и Калужской областями, причем Законодательное собрание Калужской    
области подчеркнуло необходимость перевода таких месторождений на еще более     
особый налоговый режим, на более как бы льготный, чем режим, устанавливаемый    
соглашениями о разделе продукции. Президентом было указано на необходимость     
получения подтверждения от государственной комиссии по запасам Минприроды       
России того факта, что совокупный объем всех нефтяных запасов не превышает 30   
процентов. Это тоже заложено в нашем базовом законе. У нас есть официальный     
документ, подписанный председателем ГКЗ Забориным, в котором говорится, что     
все вышеназванные восемь проектов не выходят за рамки отношений,                
устанавливаемых статьей 2 федерального закона о СРП.                            
                                                                                
Далее. Поступило две поправки от депутатов. Поправка первая - депутата          
Николая Николаевича Савельева. Он свою поправку озвучил и при принятии          
законопроекта в первом чтении. Мы тогда, при принятии в первом чтении,          
согласились учесть эту поправку при подготовке законопроекта ко второму         
чтению. Эта поправка не противоречит и базовому закону.                         
                                                                                
Я в двух словах скажу, о чем говорит поправка. Поправка говорит о том, что      
предполагается, что лицензии на разработку месторождения могут получить         
недобросовестные лицензодержатели и потом, так сказать, перепродать или         
передать право их использования на определенных финансовых условиях другим.     
Поэтому депутат Савельев предложил, чтобы только с разрешения, в                
согласованном варианте с государственными органами, эта лицензия могла бы       
передаваться. Мы (я еще раз говорю, что в базовом законе эта норма              
прописывается) посчитали, что поправку можно было бы принять.                   
                                                                                
И вторая поправка - депутата Алексея Юрьевича Михайлова - об исключении         
статьи 4, исключении удмуртского проекта из перечня. Хочу напомнить, что        
удмуртский проект (статья 4) предполагает, что государственная доля,            
получаемая по разделу продукции, будет направлена (разговор идет                
приблизительно о 250 миллионах долларов) на реконструкцию Ижевского             
машиностроительного завода, завода оборонного характера. Только такой путь      
может поправить ситуацию в целом с этим заводом. Мы посчитали, что поправку     
Михайлова надо отклонить.                                                       
                                                                                
Таким образом, из двух поправок одна принята и одна отклонена. Комитет по       
промышленности рекомендует принять данный законопроект во втором чтении.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Михайлович, поправка Лоторева еще есть. Она у        
депутатов, роздана. Как вы к ней относитесь?                                    
                                                                                
Депутату Лотореву Александру Николаевичу включите микрофон.                     
                                                                                
ТЕН Ю.М. Да, Лотореву дайте, пожалуйста, слово.                                 
                                                                                
ЛОТОРЕВ А.Н., депутатская группа "Российские регионы".                          
                                                                                
Я внес поправку... Она идет не к тексту законопроекта, а как бы несколько       
изменяет поправку коллеги Савельева, но я готов снять свою поправку. Вместе с   
тем у меня будет вопрос. Борис Юрьевич, когда будет предоставлено право         
задать вопросы, я спрошу. Хорошо?                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Сейчас мы фиксируем, что ваша поправка, которая   
роздана депутатам, снимается вами с рассмотрения.                               
                                                                                
Итак, коллеги, законопроект второго чтения. Информирую вас, что при             
рассмотрении этого вопроса присутствует заместитель министра топлива и          
энергетики Российской Федерации Валерий Зайнуллович Гарипов. Он в ложе и        
готов принять участие в обсуждении.                                             
                                                                                
Есть ли вопросы, замечания и предложения по таблицам поправок?                  
                                                                                
Николай Иванович Рыжков.                                                        
                                                                                
РЫЖКОВ Н.И. Уважаемые коллеги, у меня не вопрос. Я просто хотел бы довести до   
сведения депутатов позицию межфракционной комиссии, которая внимательно         
рассматривала эти вопросы. Но я должен сказать, что, когда мы вносили эти       
предложения на первое чтение, у нас были очень горячие дискуссии, большие       
проверки. В конце концов мы дали рекомендацию: принять в первом чтении.         
                                                                                
Мы сейчас снова рассмотрели, вчера еще дополнительно смотрели этот вопрос, с    
тем чтобы высказать свое мнение для второго чтения.                             
                                                                                
Мы считаем, что надо принимать этот законопроект. Да, есть поправка депутата    
Михайлова в отношении удмуртского месторождения - это идет под номером 4. Но    
я хочу высказать не только свое мнение, но и мнение комиссии, которая вчера     
специально потребовала от меня, как сопредседателя, поставить вопрос на         
голосование. Вчера голосованием было принято решение рекомендовать этот         
проект для утверждения Государственной Думой. Ну, существо вопроса...           
(Микрофон отключен.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время Рыжкову Николаю Ивановичу.                 
                                                                                
РЫЖКОВ Н.И. Существо вопроса... Там выборы прошли в парламент, и,               
естественно, сейчас будет новый парламент. Но я думаю (мы все понимаем), что    
каждый парламент должен быть правопреемником предыдущего.                       
                                                                                
И самое главное, этот проект отличается от всех остальных, на что мы обращали   
внимание все время: впервые в нашей практике, когда деньги из сырьевой          
отрасли, нефтяной, в размере 250 миллионов передаются на развитие               
машиностроительного завода... Да, это оборонный завод, но он делает известные   
вам "Москвичи". Поэтому мы считаем, что надо обязательно поддержать. Мнение     
комиссии: поддержать этот законопроект. Мы относимся положительно к нему.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "Российских регионов" - Лоторев Александр              
Николаевич.                                                                     
                                                                                
ЛОТОРЕВ А.Н. Борис Юрьевич, спасибо. У меня все-таки был вопрос вначале.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, пожалуйста, задайте по таблицам поправок.             
                                                                                
ЛОТОРЕВ А.Н. Юрий Михайлович, я по поправке коллеги Савельева. Мне как бы       
понятно, с какой целью эта поправка вносится, но вот объясните, пожалуйста,     
почему все-таки именно этот перечень месторождений подпадает под категорию      
экономической безопасности Российской Федерации, почему мы относим только эти   
месторождения, хотя у нас базовым законом определено, какие месторождения,      
скажем, могли бы относиться к этой категории? Что, у нас есть заключение        
федеральных органов безопасности или рекомендации Правительства на этот счет?   
Вот чем это вызвано?                                                            
                                                                                
ТЕН Ю.М. Спасибо, Александр Николаевич.                                         
                                                                                
В базовом законе на самом деле прописано, что стратегические объекты, то есть   
месторождения, должны проходить процедуру через Государственную Думу дважды.    
                                                                                
Положение о том, что такое стратегические месторождения, - мы говорили,         
во-первых, что это шельфовые месторождения, а во-вторых, там четко не           
прописано, какие критерии должны быть, чтобы месторождения попадали в разряд    
стратегических. Поэтому, я думаю, это тема дальнейшей работы Государственной    
Думы: прописать норму для базового закона, чтобы не было двойного или           
тройного толкования. А что касается данного проекта, именно перечня из восьми   
месторождений, то это право Государственной Думы. И мы полагаем, что...         
Кстати говоря, когда мы на выездном заседании межфракционной комиссии           
обсуждали два проекта - по северной территории, по "ЛУКойлу", и по приобскому   
участку "ЮКОС", то по "ЛУКойлу", по северной территории, мы это месторождение   
не отнесли к разряду стратегических, а по приобскому месторождению, по          
северному участку, отнесли к разряду стратегических. Поэтому я еще раз          
обращаюсь и говорю, что на сегодняшний день это право Государственной Думы      
толковать... Я не вижу здесь никаких препятствий, чтобы мы принимали те или     
иные решения, я не вижу причин, чтобы эта проблема вызывала определенное        
беспокойство.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, от фракций еще есть желающие?                    
                                                                                
От фракции КПРФ - Шевелуха Виктор Степанович. (Выкрики из зала.) Ну, от         
фракции по Регламенту.                                                          
                                                                                
ШЕВЕЛУХА В.С. Юрий Михайлович, будьте добры, ответьте на такой вопрос: вы       
были ознакомлены с предложениями депутатов Государственной Думы по пополнению   
доходной части бюджета? 40 депутатов распространили документ перед              
утверждением бюджета, там было показано, насколько опасна передача из           
государственных в негосударственные структуры подобных месторождений, а также   
потеря значительной части доходной части бюджета. Будьте добры, скажите, как    
вы относитесь к этому делу в связи, конечно, с рассмотрением проекта закона?    
                                                                                
ТЕН Ю.М. Соглашения о разделе продукции, условия разработки месторождений на    
условиях СРП - речь идет о разработке полезных ископаемых, находящихся на       
территории Российской Федерации. Все, что делается, делается на российской      
территории: и рабочие места, и инвестиции. Разговор идет не только о том, что   
разрабатывается конкретное месторождение, а о том, что десятки и сотни тысяч    
рабочих мест будут созданы, что будет производиться продукция именно на нашем   
оборудовании, на наших материалах. Поэтому каждый рубль, каждая копейка,        
вложенные в разработку этих месторождений, - все это фактически остается на     
территории России. Тем самым будет пополняться федеральный бюджет, а также      
местные бюджеты и так далее. Поэтому как раз это в поддержку ваших              
предложений, в том числе 40 депутатов. (Шум в зале.)                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, от фракций я прошу. От фракции КПРФ Шевелуха     
выступил. Гуськов тянет руку, Плетнева. По таблицам поправок, пожалуйста.       
                                                                                
Пожалуйста, Гуськову Юрию Александровичу включите микрофон.                     
                                                                                
ГУСЬКОВ Ю.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
От фракции КПРФ я хочу сказать. Мы обсуждали эту тему и поддерживаем этот       
закон.                                                                          
                                                                                
Что касается вопроса товарища Шевелухи, то вопрос имеет место, но к этой теме   
он никакого отношения не имеет. Речь идет не о продаже месторождений, речь      
идет об использовании месторождений на условиях базового закона о разделе       
продукции. Мы к этому закону относимся положительно, вся фракция. (Выкрики из   
зала.)                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раздается предложение о постановке на голосование. Все    
с этим согласны? Ставится на голосование таблица 1 - поправки, предложенные     
комитетом к принятию. Кто за то, чтобы эту таблицу утвердить? Прошу             
проголосовать. Идет голосование по таблице поправок, предложенных комитетом к   
принятию.                                                                       
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              305 чел.             67,8%                        
Проголосовало против            6 чел.              1,3%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    311 чел.                                          
Не голосовало                 139 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица утверждена.                                                             
                                                                                
Ставится на голосование. Кто за то, чтобы...                                    
                                                                                
Так, депутат Михайлов. Пожалуйста. Таблица отклоненных поправок. Он автор.      
                                                                                
Пожалуйста, Михайлов.                                                           
                                                                                
МИХАЙЛОВ А.Ю., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы сказать два слова в обоснование своей поправки.   
                                                                                
Дело в том, что удмуртский проект действительно является одним из самых         
красивых проектов СРП и действительно предусматривает 250 миллионов кредита     
"Ижмашу". Но дело в том, что Правительство Удмуртии на сегодняшний день         
приняло постановление о том, чтобы разорвать этот проект и передать эти 12      
месторождений местным нефтяным компаниям на совершенно других условиях, и       
предложило нам не записывать в закон недропользователя. Если, уважаемые         
коллеги, в результате того, что наша комиссия по СРП, которую я своевременно    
об этом предупреждал и которая не сочла нужным вовремя рассмотреть этот         
вопрос должным образом, один из красивейших проектов СРП выльется просто в      
кормушку для местных нефтяных компаний и высокопоставленных чиновников          
Удмуртской Республики, то в этом будет вина и нашей комиссии по СРП, и ваша     
лично.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "За" и "против" прозвучали.                               
                                                                                
Поскольку в таблице отклоненных поправок одна поправка - Михайлова, и он        
предлагает ее принять, я обязан поставить на голосование в позитивном плане.    
Комитет, как было ясно из доклада, против.                                      
                                                                                
Итак, кто за то, чтобы поправку Михайлова принять? Прошу проголосовать.         
Комитет - против.                                                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за               29 чел.              6,4%                        
Проголосовало против          112 чел.             24,9%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    142 чел.                                          
Не голосовало                 308 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка Михайлова не принята. Все поправки к этому законопроекту               
проголосованы. Ставится на голосование: принять законопроект во втором          
чтении. Прошу определиться голосованием. Повнимательней, идет голосование о     
принятии законопроекта во втором чтении. Пожалуйста, голосуйте.                 
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              283 чел.             62,9%                        
Проголосовало против           13 чел.              2,9%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    297 чел.                                          
Не голосовало                 153 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении.                                           

Заседание № 239

17.02.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Лугинецкое, Федоровское и другие нефтегазоконденсатные месторождения)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4438 по 5248 из 6752
Кворум имеется. Приступаем к работе. Как мы договаривались, у нас в             
фиксированное время идут два законопроекта. Проект федерального закона "Об      
участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на           
условиях раздела продукции (Лугинецкое, Федоровское и другие                    
нефтегазоконденсатные месторождения)". Доклад заместителя министра нефти, я     
так понимаю, Гарипова.                                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАРИПОВ В.З., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра топлива и энергетики Российской Федерации.                 
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!            
Предлагаемый проект федерального закона определяет участки недр и               
месторождения полезных ископаемых, право пользования которыми может быть        
предоставлено на условиях раздела продукции в соответствии с Федеральным        
законом "О соглашениях о разделе продукции". Законопроект представлен           
Правительством Российской Федерации. По всем месторождениям имеются решения     
органов государственной власти субъектов Федерации.                             
                                                                                
Комиссия Государственной Думы по рассмотрению правовых вопросов                 
недропользования на условиях раздела продукции рекомендовала включить эти       
объекты в проект федерального закона, определяющий участки недр, право          
пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции.    
Законопроект включает в себя следующие участки недр: Федоровское                
нефтегазоконденсатное месторождение, Уватский проект нефтяных месторождений,    
территории Блока 15 с Южно-Лыжским и Северо-Кожвинским нефтяными                
месторождениями, Лугинецкое нефтегазоконденсатное месторождение, Удмуртский     
конкурсный участок, Усинское нефтяное месторождение, Салымскую группу           
нефтяных месторождений и Юрубченский блок. Суммарные разведанные запасы нефти   
по месторождениям составляют 4,7 процента от общих, добыча нефти - 3,2          
процента от суммарной по стране. Увеличение соответствующих расчетных           
показателей по ним за 20 лет освоения в режиме СРП составит: добыча нефти -     
со 159 миллионов тонн до 597 миллионов тонн (или в четыре раза больше),         
поступление налогов и налоговых платежей - со 120 миллиардов рублей до 500      
миллиардов рублей (или в четыре раза больше), объем инвестиций составит более   
300 миллиардов рублей.                                                          
                                                                                
При формировании перечня объектов, предлагаемых к освоению на условиях          
раздела продукции, были максимально учтены следующие критерии их отбора (они    
соответствуют критериям, изложенным в Федеральном законе "О внесении            
изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе             
продукции", принятом вами 9 декабря 1998 года и утвержденном Советом            
Федерации 23 декабря): убыточность месторождений, являющихся                    
градообразующими; отсутствие финансовых и технических средств для освоения      
новых крупных месторождений, необходимых для поддержания уровня добычи          
полезных ископаемых, а также строительства объектов производственной            
инфраструктуры; необходимость привлечения специальных технологий и              
обеспечение регионов собственным сырьем; создание новых рабочих мест. Кроме     
того, были учтены интересы субъектов Российской Федерации и органов местного    
самоуправления в отношении преимущественного привлечения российских             
инвесторов. Освоение указанных объектов на условиях СРП позволит решить         
острые социальные проблемы, причем в находящихся в наиболее кризисном           
состоянии регионах, создать и сохранить более 80 тысяч рабочих мест, решит      
вопросы жизнеобеспечения крупных населенных пунктов, расположенных в районах    
месторождений.                                                                  
                                                                                
Исходя из того, что были приняты изменения и дополнения в законодательство о    
соглашениях о разделе продукции, комиссия Правительства по реализации СРП       
одобрила перспективный перечень объектов недр, право пользования которыми       
может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Представленный на       
ваше рассмотрение законопроект о восьми месторождениях - это составная часть    
данной программы. Приняты вами поправки в Федеральный закон "О соглашениях о    
разделе продукции" и вытекающие из него изменения - 12 федеральных              
законодательных актов.                                                          
                                                                                
Просил бы вас, уважаемые депутаты Государственной Думы, проголосовать за        
указанный законопроект и тем самым сделать еще один шаг, подтверждающий наше    
общее желание конструктивно и доверительно работать, совместно искать выход     
из создавшейся кризисной ситуации.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Зайнуллович.                             
                                                                                
Сейчас содоклад, потом вопросы.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Михайлович Тен, заместитель председателя Комитета по           
промышленности, строительству, транспорту и энергетике.                         
                                                                                
ТЕН Ю.М., фракция "Наш дом - Россия".                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, добрый день! Этот законопроект, включающий восемь нефтяных   
месторождений, был внесен Правительством в Государственную Думу еще в конце     
прошлого года. Но в связи с тем, что Государственной Думой не были приняты      
изменения к базовому закону о СРП, а также в связи с принятием закона об        
изменениях в 12 других законов этот законопроект, естественно, не мог           
рассматриваться в Государственной Думе. Более того, я хотел сказать, что в      
первоначальном варианте Правительство вносило два законопроекта по пяти         
месторождений в каждом. Вы знаете историю с месторождениями "Комсомольское" и   
"Харампурское", связанную с неправедной ситуацией, возникшей при приватизации   
и банкротстве "Пурнефтегаза". Мы два эти месторождения исключили и предложили   
Правительству внести новый законопроект в виде одного закона о восьми           
объектах.                                                                       
                                                                                
Я должен доложить Государственной Думе, что новый вариант законопроекта также   
очень тщательно обсуждался в рабочей группе и в комиссии межфракционной,        
возглавляемой сопредседателями Николаем Ивановичем Рыжковым и Владимиром        
Сергеевичем Медведевым. И уже только после того, как и в межфракционной         
комиссии, и в рабочей группе мы полностью сняли все сложные вопросы, мы этот    
проект рассматриваем на пленарном заседании. По действующему закону о СРП       
только Государственная Дума должна определять, какие месторождения или          
перспективные участки могут быть переданы на разработку на условиях СРП. Я      
имею в виду, что сначала мы обсуждаем в Государственной Думе, затем,            
естественно, Совет Федерации, потом подписывает Президент.                      
                                                                                
Я хочу довести до сведения депутатов Государственной Думы, что закон об         
изменениях к 12 законодательным актам, которого мы так долго ждали, более       
трех лет, Президент подписал в феврале и он уже вступил в силу. Поэтому         
решения по тем объектам, на которые будет нами распространено право             
пользования на условиях раздела продукции, будут приняты уже согласно           
базовому закону.                                                                
                                                                                
Здесь уже представитель Правительства докладывал в целом все нюансы по восьми   
месторождениям, по восьми проектам. Я бы хотел только немного дополнить. Я      
хочу сказать, что нефтяные объекты расположены на территории Томской области,   
Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Коми, Удмуртской Республики,   
Тюменской области и Эвенкийского автономного округа. Принятие закона о          
перечне дает право Правительству Российской Федерации совместно с субъектами    
Федерации, которые я только что назвал и в которых расположены объекты,         
включенные в перечень, создать комиссию и начать переговоры с потенциальными    
инвесторами по каждому месторождению.                                           
                                                                                
На все объекты, кроме Удмуртского конкурсного участка, лицензии выданы          
отечественным нефтяным компаниям. Это значит, что инвесторами по освоению       
этих объектов будут наши, российские, компании, которые в ряде случаев могут    
создать совместные предприятия с зарубежными партнерами либо привлечь           
иностранные заемные средства. В частности, условием конкурса по Удмуртскому     
участку является кредитование инвестором Ижевского машиностроительного завода   
под залог государственной доли нефти, получаемой при разделе продукции. Это     
условие было поставлено конкретно для того, чтобы развить наше машиностроение   
и на конкретном объекте - Ижевском машиностроительном заводе.                   
                                                                                
Кроме того, расширение добычных и геолого-разведочных работ будет               
способствовать расширению производства на предприятиях смежных отраслей,        
прежде всего нефтехимического и машиностроительного комплексов. Пример с        
"Ижмашем" показывает, что СРП дает возможность использовать государственную     
долю нефти как инструмент привлечения средств. Можно пойти дальше,              
использовать государственную долю нефти для обеспечения государственных         
гарантий в рамках Бюджета развития. Таким образом, СРП поможет решению задач    
инвестирования в другие производства.                                           
                                                                                
Я уже говорил о том, что этот законопроект, включающий восемь объектов, самым   
тщательным образом обсужден и рассмотрен межфракционной комиссией,              
возглавляемой депутатами Рыжковым Николаем Ивановичем и Медведевым Владимиром   
Сергеевичем. В процессе рассмотрения был уточнен перечень нефтяных залежей,     
входящих в состав Уватского проекта, в связи с тем, что Дума                    
Ханты-Мансийского автономного округа отозвала свои предложения о включении в    
перечень группы месторождений на своей территории. Правительство Российской     
Федерации, как автор законопроекта, изменило состав объектов Уватского          
проекта. В целом изменений по Уватскому проекту не произошло, есть только       
некоторые уточнения. И, как любой другой законопроект, данный законопроект по   
СРП, включающий восемь объектов, после принятия в первом чтении может           
претерпеть изменения при подготовке ко второму чтению.                          
                                                                                
Комитет по промышленности и межфракционная комиссия предлагают принять данный   
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть вопросы к докладчикам? Я вижу, вопросов много, надо     
записаться.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, режим записи включите. Покажите, пожалуйста, список.                
                                                                                
Депутат Костерин, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ВОЛКОВ В.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Депутат Волков - по карточке Костерина.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ВОЛКОВ В.Н. Уважаемый докладчик, законом о СРП разрешается разрабатывать на     
условиях СРП не более 30 процентов разведанных и учтенных запасов полезных      
ископаемых. Нет ли у вас справки Правительства: насколько мы близки к этому     
30-процентному рубежу?                                                          
                                                                                
И второй момент. Имеется негативное отношение к сахалинским проектам            
Хабаровской краевой думы, Парламентской ассоциации представительных органов     
власти Дальнего Востока и Забайкалья. У них до сих пор нет ясности: куда,       
сколько...                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не Сахалин, по Сахалину - это второй закон у нас.     
                                                                                
ВОЛКОВ В.Н. Хорошо, тогда по первому.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ТЕН Ю.М. Я могу ошибиться до десятых долей, но мы уже квоту...                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, Гарипов может сказать.                                
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Зайнуллович.                                                
                                                                                
ГАРИПОВ В.З. Перечень тех месторождений, которые мы сейчас рассматриваем с      
учетом трех работающих проектов СРП, - это около 16 процентов, и по восьми      
проектам - это 4 с небольшим процента.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сколько осталось, спрашивали.                             
                                                                                
ГАРИПОВ В.З. Осталось еще 14 процентов, но мы с вами включили в перечень        
огромное количество старых месторождений, которыми мы должны распорядиться      
совсем по-другому, наверное. И мы попросим межфракционную комиссию поработать   
с Минтопэнерго и с Министерством природных ресурсов и вынести вопрос на ваше    
усмотрение и решение, потому что старые месторождения - это не активные         
запасы. Эти запасы некуда девать, их или на условиях СРП разрабатывать, или     
бросать нужно. Это не перспективные запасы, это не стратегические ресурсы       
России.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Волков Владимир Николаевич был...                                               
                                                                                
Астафьев Николай Павлович. Кто вместо него?                                     
                                                                                
ВЕНГЕРОВСКИЙ А.Д., фракция Либерально-демократической партии России.            
                                                                                
Венгеровский - по карточке Астафьева.                                           
                                                                                
У меня продолжение вопроса, который уже прозвучал. Где у нас официальная        
справка о том, куда дополнительно пойдет экспортный потенциал? Страна уже       
сегодня не имеет углеводородов для внутреннего потребления. Сегодня мы          
отдаем, по сути дела, в концессию наши перспективы. То, что мы их не увидим,    
это понятно всем сидящим в зале.                                                
                                                                                
И второе. В соответствии с пунктом 1 статьи 117 Регламента законопроект         
должен быть подготовлен в первом чтении и направлен в том числе депутатам не    
позднее чем за три дня до рассмотрения. Вот это не было выполнено. Вы, я не     
знаю, то ли решением комитета, то ли решением Совета Думы, но постоянно         
нарушаете Регламент. Почему сегодня такая спешка? Что, Родиной-матерью опять    
торгуют в спешке? Потом будем рассказывать сказки, куда ушло и зачем. Дайте     
подумать!                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос?                                              
                                                                                
ВЕНГЕРОВСКИЙ А.Д. Обоим.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обоим. Пожалуйста.                                        
                                                                                
ГАРИПОВ В.З. Здесь, в этом перечне, нет ни одного зарубежного партнера. Это     
все российские предприятия, российские нефтяные компании. Это первое. (Шум в    
зале, выкрики.) Завтра - это привлечение дешевых денег, когда на условиях       
соглашения о разделе продукции российским компаниям могут позволить             
привлекать деньги с нормальными кредитными процентами. Другого... (Выкрики из   
зала.)                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Дмитриевич, ну, хорошо, давайте послушаем.      
Ясно.                                                                           
                                                                                
Теперь - Юрий Михайлович. На три дня Регламент нарушен. Почему такие задержки   
были?                                                                           
                                                                                
ТЕН Ю.М. Мы этот законопроект распространили среди депутатов раньше чем в       
трехдневный срок. Более того, я только что говорил о том, что законопроект      
этот, по 10 объектам, был внесен в прошлом году Правительством к нам, в         
Государственную Думу, и мы распространяли его среди депутатов. Но только        
потому, что "Пурнефтегаз" был незаконно как бы отобран, поэтому два объекта -   
Харампурское и Комсомольское - мы изъяли. В целом законопроект остался в том    
же виде, в каком был, только без двух вышеназванных объектов.                   
                                                                                
Поэтому и последний вариант закона, который представлен нам, депутатам          
Государственной Думы, я еще раз говорю, внесен в Государственную Думу ранее     
чем в трехдневный срок.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, пожалуйста.                                       
                                                                                
ГАРИПОВ В.З. Мы ждали поправок к законам. Нас отослали вот к этому времени,     
для того чтобы сначала принять поправки, потом принять перечень, что мы и       
сделали.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, хорошо.                                           
                                                                                
Депутат Жебровский Станислав Михайлович, пожалуйста.                            
                                                                                
ЖЕБРОВСКИЙ С.М., фракция Либерально-демократической партии России.              
                                                                                
У меня вопрос, видимо, к депутату Тену. Вопрос по пояснительной записке. Вот,   
скажем, Лугинецкое месторождение. Без СРП будет добыто 18, ну, 19 миллионов     
тонн, с СРП - 21. При этом, как говорится, доходность проекта в бюджете         
возрастает почти на 500 миллионов долларов. А возьмем Федоровское               
месторождение. Увеличение добычи на 60 миллионов тонн, а доходы - тоже всего    
на 500 миллионов долларов. Как это получается? Вот сравните Федоровское         
месторождение и Лугинецкое. Вы доказываете выгодность, но как-то цифры не       
стыкуются, понимаете, и у меня уже возникает сомнение во всех остальных         
цифрах.                                                                         
                                                                                
ТЕН Ю.М. Спасибо за вопрос. Я еще раз хочу сказать от имени всех тех, кто       
занимается всеми законами о СРП, теперь уже конкретно, пообъектно. Нет          
какого-то такого трафарета, что ли, чтобы одно месторождение накладывалось на   
другое.                                                                         
                                                                                
Мы можем посмотреть и другие месторождения, где совершенно другие параметры     
по увеличению, по прибылям, если они пойдут по СРП. Мы говорим сегодня о том,   
что если эти месторождения не будут разрабатываться по принципу СРП, то они     
вообще никогда не будут разрабатываться. И те тысячи рабочих мест... А кроме    
этого, те существующие, уже построенные города типа Нижневартовска,             
Нефтеюганска, Охи и так далее надо будет просто закрывать и вывозить. Вот о     
чем сегодня идет речь. Что с ними в принципе делать, с этими городами?          
Поэтому говорить только о том, что эти месторождения будут разрабатываться по   
принципу СРП и завтра миллиарды долларов прибыли пойдут, - об этом как раз не   
идет речь.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарипов. Он хочет добавить.                   
                                                                                
ГАРИПОВ В.З. Лугинецкое месторождение - это социальный объект, где нужно        
просто поддерживать добычу. Федоровское месторождение - это сверхсложный        
объект, шестиметровый пласт, вверху - газ, внизу - вода. Нужны уникальные       
технологии для того, чтобы можно было добывать. Здесь очень дорого стоит        
применение вот этих технологий.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, депутат Чистоходова Рита Васильевна. К кому вопрос?                 
                                                                                
ЧИСТОХОДОВА Р.В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском      
объединении.                                                                    
                                                                                
К Гарипову.                                                                     
                                                                                
Уважаемый Валерий Зайнуллович, вот в Усинске прошли массовые выступления        
рабочих-нефтяников против невозможных условий жизни и, кстати, против           
генерального директора ЗАО "Нобель Ойл" Гуревича.                               
                                                                                
Вот передо мной лежит стенограмма от 4 ноября. Я вам задавала вопрос этот -     
по недропользователю "Нобель Ойл", который, кстати, имеет 50 процентов доли     
иностранного капитала, швейцарского. Вы мне ответили: "Нобель Ойл" уже не       
является недропользователем. Недропользователями пермокарбоновых залежей        
Усинского месторождения являются "Коминефть" - 60 процентов и "КОМИТЕК" - 40    
процентов. Сейчас в этом законе, в проекте, уже "Коминефти" нет, а есть ЗАО     
"Нобель Ойл" и "КОМИТЕК". Вот поясните, пожалуйста, как можно вообще            
голосовать?                                                                     
                                                                                
И второй вопрос. Зачем объединили опять восемь месторождений? Я буду            
голосовать против Усинского месторождения, о передаче по этому закону.          
Значит, я должна голосовать против всего закона и других месторождений.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ГАРИПОВ В.З. Значит, доля "Нобель Ойла" полностью выкуплена "КОМИТЕКОМ".        
Полностью выкуплена! Сегодня "КОМИТЕК" и "Коминефть" владеют этим               
месторождением. И мы же еще придем к вам и будем говорить, кто будет            
конкретно когда... Может быть, еще каких-то инвесторов привлечем. Если нам не   
годится этот недропользователь, мы будем искать лучшего недропользователя,      
если "КОМИТЕК", допустим, не будет справляться. Мы с вами сейчас должны дать    
добро на подготовку соглашения о разделе продукции.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Пономарев Алексей Алексеевич. Еще один закон мы же должны давать    
по участкам...                                                                  
                                                                                
ПОНОМАРЕВ А.А. У меня вопрос к Валерию Зайнулловичу.                            
                                                                                
Уважаемый Валерий Зайнуллович, вы, наверное, помните, когда мы принимали        
поправку к основному закону о разделе продукции, то я к вам обращался с         
просьбой, с одним вопросом, в присутствии Николая Рыжкова и Владимира           
Кузьмича Гусева. Я вам говорил: когда мы будем рассматривать закон о тех        
участках, то есть о перечне, то вы должны по действующим месторождениям         
представить нам такие данные.                                                   
                                                                                
В каком году было создано акционерное общество? Сколько они за это время        
добыли нефти, допустим, на 1 января 1999 года? Сколько они продали и куда       
направили эту выручку? Сколько государству, сколько себе как акционеры? И       
сколько они инвестиций сделали в развитие данных месторождений? Обсуждая        
сейчас законы в первом чтении, мы не видим этих данных, а они очень нужны,      
потому что мы вслепую закон принимать не должны. Как вы ответите на этот        
вопрос?                                                                         
                                                                                
ГАРИПОВ В.З. Когда правительственная комиссия и субъект Федерации будут         
готовить проект соглашения о разделе продукции, все эти данные будут            
обязательно прописаны и учтены в проекте соглашения. Обязательно! И так все     
цифры будут приведены, потому что это следствие. Мы сейчас с вами создаем       
предпосылки для того, чтобы все это действительно проконтролировать и уже под   
контролем государства дальше развивать. Все, что запрашивается, - это           
огромный аудиторский процесс, Минтопэнерго не имеет таких полномочий, и         
нельзя получить эти документы до того, пока мы не вступим в этот переговорный   
процесс. А все, что можно было, мы подготовили в виде отдельных брошюр по       
каждому проекту - всю экономику, кто сколько затратил, и все это находится в    
комитете по промышленности.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Кузьмич, вы хотите по этому вопросу?             
                                                                                
Гусеву, председателю комитета по промышленности, пожалуйста, включите           
микрофон.                                                                       
                                                                                
ГУСЕВ В.К. Я просто хочу Алексею Алексеевичу сказать и передать сейчас...       
                                                                                
Алексей Алексеевич, мы подготовили вот такую справку (я вам сейчас передам      
ее), в которой имеется большинство цифр, которые вы запрашиваете, по трем       
действующим соглашениям.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Данченко, пожалуйста. Борис Иванович, кто         
вместо вас? Нет никого. Зеленин Владимир Михайлович. Кто-то нажимал... Нет      
никого. Косых Михаил Федорович. Нет никого. И Баюнов. Значит, все. Минуточку.   
                                                                                
Вы хотите ответить на этот вопрос еще?                                          
                                                                                
Пожалуйста, Гарипов.                                                            
                                                                                
ГАРИПОВ В.З. Я просто хочу вам сказать, что мы в ближайшее время подготовим     
отчет для Государственной Думы о работе, о состоянии соглашения о разделе       
продукции, так как это предусмотрено базовым законом и поправками, принятыми    
в декабре. И мы вам дадим там исчерпывающие ответы на все вопросы.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Среди записавшихся нет... Губернаторы сказали,   
что будут в 16 часов, что-то никого не видно.                                   
                                                                                
Пожалуйста, Николай Иванович Рыжков.                                            
                                                                                
РЫЖКОВ Н.И. Насколько я понимаю, они бюджетом сейчас занимаются. Может быть,    
успеют подойти, когда по Сахалину будем обсуждать.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы высказаться от имени комиссии, которая            
образована два с лишним года назад. Комиссия рассматривает все предложения,     
которые поступают из Правительства и которые рассматривает комитет в            
предварительном порядке. И только потом комиссия или рекомендует их для         
рассмотрения на заседании, или отклоняет.                                       
                                                                                
Я все-таки хочу обратить внимание депутатов на следующее. В 1989 году в         
Советском Союзе добывалось 625 миллионов тонн нефти, из них в Российской        
Федерации добывалось 585 миллионов. Как известно, в прошлом году в нашей        
стране было добыто 300 миллионов тонн. 300! Почти в два раза произошло          
падение. Я считаю, что нам - Думе, парламенту - необходимо рассматривать все    
вопросы. Это наша жизнь, это жизнь нашего государства. Если только мы не        
найдем какие-то решения, как остановить падение добычи нефти, через год,        
максимум через два года мы из экспортера нефти (а мы сегодня экспортируем 135   
миллионов тонн, то есть третью часть) превратимся в импортера. Вы сами          
понимаете, покупать нефть не на что, и мы попадаем в такой капкан, что даже     
трудно представить, что будет делать страна. Это первое.                        
                                                                                
Второе. Какие, на мой взгляд, есть пути для того, чтобы остановить падение и    
начать хоть как-то приращивать добычу нефти? Во-первых, я поставил бы           
экономические вопросы, в том числе вопрос о малодебетных скважинах. В           
Советском Союзе, к вашему сведению, норматив простаивающих скважин был 2,5      
тысячи. Сегодня, по нашим данным, простаивают более ста тысяч скважин, потому   
что там, где добывается менее 5 тонн в сутки, скважины становятся               
нерентабельными. Значит, надо находить экономическое решение, как оживить эти   
скважины, как создать такие условия, чтобы добыча нефти росла.                  
                                                                                
Во-вторых, это организационные вопросы. Мы недавно на парламентских слушаниях   
смотрели, что делается в этом отношении. Мы считаем, что специально,            
сознательно в свое время разбили полностью нефтяную отрасль, сделали из нее,    
так сказать, лоскутное одеяло. Сегодня только числится 15 компаний. Наше        
мнение такое, что должно быть три, максимум четыре компании в стране, из них    
одна государственная компания, остальные - со смешанным капиталом.              
                                                                                
И в-третьих, наше мнение такое, что надо все-таки создать возможности для       
мобилизации, концентрации финансов. Для этого нам надо идти по этому закону,    
который мне тоже, может быть, не очень хотелось бы применять. Но давайте        
смотреть реально: есть сегодня у государства деньги для того, чтобы осваивать   
эти месторождения, или нет? Нет таких денег. И поэтому их надо или              
действительно находить внутри страны, или, возможно, нам надо, как говорят,     
авансом брать у кого-то за рубежом, для того чтобы найти решения по добыче      
нефти.                                                                          
                                                                                
И последнее. Вот здесь раздавался шум, что вот, мол, вы спешите и так далее.    
Я могу что угодно принять в свой адрес, любую критику, кроме того, что мы       
спешим. К вашему сведению, материалы по этим месторождениям, которые мы         
сегодня рассматриваем, нам направлены Правительством в декабре 1997 года,       
полтора года назад. Они находятся у нас. Наша комиссия неоднократно смотрела    
эти месторождения. Последнее решение вы принимали: пока не будет подписан       
Президентом закон, базовый закон, поправки в 11 или в 12 документов,            
конкретные месторождения не рассматривать. 10-го числа этот закон подписан. И   
мы имели полное право сегодня представить на ваш суд эти месторождения.         
                                                                                
И я попросил бы вас обратить особое внимание на одно месторождение в            
Удмуртии. Речь идет о том, что 250 миллионов из тех денег, которые идут по      
этому разделу, будут отданы Ижевскому машиностроительному заводу. Если мы       
этого не сделаем, то, соответственно, этот завод просто захиреет.               
                                                                                
Я убедительно прошу вас поддержать этот законопроект, проголосовать. Этим       
дается право на... (Микрофон отключен.)                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, кто от фракций и депутатских групп? Пожалуйста, от фракции   
Компартии России кто будет? Пономарев поднял... Кто? Гуськов. Кто-нибудь        
один, пожалуйста.                                                               
                                                                                
Пожалуйста, от фракции Компартии России - Пономарев.                            
                                                                                
Я прошу вначале от фракций.                                                     
                                                                                
ПОНОМАРЕВ А.М. Я от фракции выступаю. Я еще раз говорю: я от фракции            
выступаю.                                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я считаю, что представленный нам законопроект, во-первых,    
нужно разделить на две части. Он нам представлен так, что здесь совмещены       
действующие месторождения и те, которые будут осваиваться заново.               
                                                                                
Лугинецкое, Федоровское, Усинское и некоторые другие месторождения являются     
действующими, и к ним подход должен быть особый. Я полагаю, что по этим         
месторождениям нам необходимо представить следующие данные: первое - в каком    
году было создано это акционерное общество; второе - сколько было добыто        
нефти или нефтегазоконденсата с момента создания этого акционерного общества    
по 1 января 1999 года; третье - сколько продано этой продукции и на какую       
сумму; и четвертое - как были распределены эти деньги: сколько перечислено      
государству, сколько на покрытие затрат пошло, сколько внесли инвестиций в      
производство (имеются в виду модернизация, расширение производства и так        
далее) и сколько средств пошло, конечно, акционерам, сколько они себе взяли.    
Без этих данных, вслепую, принимать такой затратный законопроект просто         
нельзя.                                                                         
                                                                                
По-прежнему слышим: если не принять этот закон, то разрушится инфраструктура,   
так как они в большинстве своем являются градообразующими предприятиями,        
потеряем рабочие места, Россия скоро будет закупать нефть за рубежом. Что мы    
сейчас вот и слышали. Все это, конечно, так, но нельзя же давать возможность    
за счет природных богатств России создавать миллионные долларовые состояния и   
продолжать сидеть на шее нашей страны.                                          
                                                                                
Что касается новых месторождений, то по ним необходимо подготовить отдельный    
законопроект. Я, например, считаю, что в данном виде, в каком представили       
сегодня, когда совместили и действующие, и новые месторождения, принимать       
его, конечно, нельзя.                                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. По ведению!                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
По ведению - депутат Гуськов.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, кто будет сейчас выступать еще от фракций? Вижу, да,         
Лоторев и Пузановский.                                                          
                                                                                
ГУСЬКОВ Ю.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Я хотел бы сказать следующее:   
мы вчера на заседании фракции обсуждали эту тему. Мы ставили самое главное      
условие - внести изменения в базовые законы. Они приняты и подписаны            
Президентом. Тем самым мы, отчетливо осознавая, что закон "О соглашениях о      
разделе продукции" имеет право быть, мы будем голосовать за этот закон, как     
каждый понимает его.                                                            
                                                                                
Что касается выступления Пономарева. Ему было - да, действительно - сказано:    
задать интересующие его вопросы. Мы не определялись, кто будет выступать от     
фракции. Я буду голосовать за этот закон и призываю своих коллег сделать это.   
Это сегодня жизненно необходимо стране.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, коллега Рыжков Владимир Александрович. По     
карточке Попковича.                                                             
                                                                                
РЫЖКОВ В.А. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Фракция "Наш дом -   
Россия" подробно рассмотрела оба этих законопроекта. Мы поддерживаем саму       
идею раздела продукцию. Мы считаем, что ее реализация там, где она сейчас       
идет - на Сахалине, идет очень успешно. Поэтому мы будем солидарно голосовать   
за оба этих закона.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Венгеровский, вы от фракции, да? Нет.                                           
                                                                                
Пожалуйста, депутат Лоторев.                                                    
                                                                                
Потом - Пузановский.                                                            
                                                                                
ЛОТОРЕВ А.Н. Уважаемые коллеги, мы четвертый год работаем по этой проблеме, и   
мне кажется, она уже настолько изучена всеми нами, что даже те, кто раньше      
понятия не имел об этом, сегодня детально разбираются во многих нюансах и       
знают все аргументы за и против этого проекта.                                  
                                                                                
Мне кажется, нам кажется - группе в целом, что у нас есть один самый главный    
аргумент, а именно: все рычаги управления данным процессом находятся в руках    
Государственной Думы. Мы с вами имеем все для того, чтобы в любой момент        
остановить любой проект на любом этапе. Вся информация, технико-экономическое   
обоснование по любому проекту у нас с вами уже четвертый год, скажем так, в     
портфеле или на столе у каждого депутата, в том числе и по Лугинецкому, и по    
Федоровскому месторождениям. Да, по ряду объектов есть вопросы, не секрет, и    
каждый из нас, особенно депутаты, представляющие те или иные территории,        
понимают, что отдельные нюансы есть. Но, уважаемые коллеги, нам ничто не        
мешает ко второму чтению подготовить любое замечание, любое дополнение, любое   
изменение в закон.                                                              
                                                                                
Мы считаем, что в первом чтении весь перечень месторождений спокойно, без       
какой-то опаски, без оглядки может быть нами принят. Наша депутатская группа    
поддерживает и будет голосовать солидарно.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пузановский. Потом - Мартюшов.                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г., Аграрная депутатская группа.                                  
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Усилиями депутатского        
корпуса действующей ныне Думы на протяжении трех лет закон о СРП был            
значительно и существенно усовершенствован, с тем чтобы заложить механизм       
парламентского контроля и защиты национальных интересов при использовании       
режима СРП. В этом смысле парламент России приобрел правовые основания для      
жесткого контроля за процессом перевода недропользования на условия СРП. О      
том, что это именно система жесткого контроля, позволяет судить реакция         
прессы - и нашей, и ненашей прессы. Мы не только обеспечили в правовом          
отношении этот контроль, но мы заложили и порядок осуществления этого           
контроля. Перечень - основной элемент этого порядка, и здесь у каждого          
депутата и у каждой фракции есть все возможности для соответствующего           
осуществления своих контрольных, если хотите, полномочий. Наконец, создана      
парламентская комиссия. Это тоже элемент порядка по осуществлению               
парламентского контроля за передачей участков недр под условия СРП.             
                                                                                
Таким образом, можно считать этот механизм, возможно, еще не до конца           
совершенным, как это полагает депутат Алексей Алексеевич Пономарев, и по ходу   
постоянно высказывать сомнения, но в целом этот механизм сформирован, и он      
позволяет нам контролировать этот процесс. Нет смысла постоянно возвращаться    
к постановке вопроса о совершенствовании механизма контроля.                    
                                                                                
В соответствии с этим порядком были рассмотрены и представленные сегодня        
участки. У комиссии были вопросы, но они были сняты, и комиссия рекомендует     
палате данные участки. Как член комиссии, полагаю, что они отработаны должным   
образом, они соответствуют принятым нами ограничениям по закону о СРП, не       
нарушаются те требования, которые мы же заложили в законы, и поэтому нет        
оснований сегодня возражать по существу против предлагаемых участков. Я         
призываю проголосовать за.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мартюшов, фракция "ЯБЛОКО", пожалуйста.           
                                                                                
МАРТЮШОВ С.Н. Мы участвовали на всех этапах в разработке законов о СРП. В       
частности, мы принимали участие в разработке именно вот этих двух               
законопроектов, в работе комиссии Рыжкова и Медведева. Мы считаем, что данные   
два закона являются выверенными, взвешенными - перечни этих месторождений.      
Эти законы являются своевременными. И в процессе работы комиссии Рыжкова и      
Медведева и в нашем комитете по промышленности депутаты различных фракций,      
которые участвовали в работе над этими законопроектами, пришли к единому        
пониманию и решению проблемы СРП. Наша фракция будет солидарно голосовать за    
оба этих законопроекта.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы обменялись мнениями. Я вижу, что    
поднимают руки, но мы уже вопросы задали все. Я считаю...                       
                                                                                
По ведению? Пожалуйста. По ведению только, Рита Васильевна. Вы сказали о        
своей позиции уже. По ведению - одна минута, пожалуйста. (Выкрики из зала.)     
Что? Ну хорошо.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Чистоходова, по ведению.                                            
                                                                                
ЧИСТОХОДОВА Р.В. Я депутат, не входящий ни в какие фракции. Почему я должна     
вести какой-то коллективный образ жизни? Я депутат, имею право на               
выступление. Передается Усинское месторождение моей республики, крупнейшее в    
России. Почему я не имею права выступить?! Мне это никак не понятно. Депутаты   
вообще лишены права выступать! Мы уже наслушались фракций, достаточно!          
                                                                                
Поэтому, если вы мне так не хотите дать слово, - пожалуйста, я возьму по        
мотивам тогда.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рита Васильевна, если вы настаиваете, я единственное,     
что могу, - поставить на голосование палаты вопрос, давать ли вам слово.        
Потому что вы одиночка, как вы сказали. Правильно? Поэтому нет вопросов,        
вообще-то. Так?                                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, давайте так: по мотивам - пожалуйста. Я так понимаю: по      
мотивам - Венгеровский. Да? По мотивам, пожалуйста. По мотивам давайте. Мы      
обменялись мнениями в соответствии с Регламентом.                               
                                                                                
ВЕНГЕРОВСКИЙ А.Д. Так как от фракции ЛДПР никто не выступал и представляет      
этот закон председатель комитета, член этой фракции, я, числясь в этой          
фракции и имея свою, другую, точку зрения, хочу задать вопрос комиссии нашей    
Думы (вот она, здесь присутствует): скажите мне, какая гарантия есть у нас,     
что завтра по дефолту, когда государство будет объявляться банкротом,           
"Роснефть" не уйдет по долгам западным фирмам? Какова гарантия, что             
российское влияние в этом законе по данным месторождениям будет сохранено? Я    
думаю, нет такого. Сегодня мы совершаем глубокую ошибку. Я говорю вам это как   
человек информированный, как председатель подкомитета по вопросам внешней       
разведки. Не делайте глупость! Вы узнаете об этом через несколько месяцев.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Вот Владимир Сергеевич Медведев, может быть,      
сможет ответить, член комиссии. Ответьте, пожалуйста, тогда, раз такой вопрос   
задан. (Выкрики из зала.) Я не знаю, Решульский не поднимал.                    
                                                                                
МЕДВЕДЕВ В.С., депутатская группа "Российские регионы".                         
                                                                                
Вопросы уже все закончились, но я хочу сказать: гарантия, что "Роснефть" не     
уйдет куда-то по дефолту, в том, что у нас в бюджете 1999 года нет в плане      
продажи "Роснефти", а следовательно, нет мотивов для какой-то продажи. Тем      
более вы знаете прекрасно, что сейчас полным ходом идет работа по созданию      
государственной нефтяной компании, в которую войдет костяком "Роснефть". Это    
первое.                                                                         
                                                                                
И второе. Гарантия от тех эксцессов, о которых вы говорите, - это законы,       
принятые сегодня в блоке законов о СРП. И нарушать эти законы никто не будет.   
За этим мы с вами и должны следить.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Фракция Компартии настаивает.                     
                                                                                
Пожалуйста, Решульскому включите микрофон.                                      
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Мы хотели бы внести конструктивное предложение, исходя из того, как выступают   
от всех фракций и как мы вчера обсуждали на заседании своей фракции. В          
целом-то мы пришли к выводу, что в первом чтении мы бы могли поддержать эти     
два закона, но вот и вчера, и сегодня особенно перед рассмотрением              
выступают... Мы сформулировали одну из поправок, по которой хотели бы           
заручиться поддержкой здесь и представителя Правительства, и профильного        
комитета. Почему я и просил предоставить слово Савельеву Николаю                
Николаевичу...                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чтобы во втором чтении эту поправку рассмотреть, так я    
понимаю. Ну, пожалуйста. Нет возражений?                                        
                                                                                
Пожалуйста, депутату Савельеву Николаю Николаевичу включите микрофон.           
                                                                                
Рита Васильевна, я за вас проголосую.                                           
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Н.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Спасибо, уважаемые депутаты и коллеги по фракции. У меня имеется обращение      
тюменской областной партийной организации, Сургутского городского комитета      
партии, Ханты-Мансийского окружкома с просьбой поддержать эти месторождения.    
Довожу это до сведения всех депутатов.                                          
                                                                                
Что касается возможности возмещения долга (опасения Венгеровского) акциями      
нашей компании, то это запрещено действующим законом о приватизации, который    
мы приняли с вами, он вступил в силу в 1997 году.                               
                                                                                
Есть одна проблема, которую нужно учесть ко второму чтению, серьезного          
свойства. И я обращаюсь к представителю Правительства Валерию Зайнулловичу      
Гарипову и авторам этого закона. На позапрошлой неделе начался очередной        
обвал мировых цен на нефть. Это обязательно приведет к неустойчивому            
положению и даже банкротству наших отечественных товаропроизводителей. Потом    
чесать голову и говорить, что плохой закон о банкротстве, будет поздно.         
Поэтому ко второму чтению было бы правильно с учетом мер протекционизма по      
отношению к нашим недропользователям, которые попали не по своей вине в эту     
ситуацию, предусмотреть поправку к последнему пункту представленного            
законопроекта - о том, что переговоры о соглашениях о разделе продукции         
ведутся с нашими отечественными компаниями-недропользователями, которые         
осуществляют реальную нефтедобычу, а не с финансовыми компаниями, которые       
возникают, как ночные мотыльки, и чьи выгоды как приобретателей лежат в         
оффшорных зонах. Вот эту существенную поправку о защите наших компаний на       
основании статьи 6 базового закона о СРП мы имеем право вносить в связи с       
интересами национальной безопасности. Мы предлагаем учесть концептуально и      
внести ко второму чтению.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, Николай Николаевич. Вы оформите поправку          
соответствующим образом, и она будет внесена.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы провели обсуждение. Я так понимаю: приступаем к           
голосованию. (Выкрики из зала.)                                                 
                                                                                
Рита Васильевна, вы по мотивам выступили, вопрос задали. Вы хотите выступать?   
                                                                                
Уважаемые коллеги, депутат Чистоходова настаивает на выступлении. Прошу         
определиться голосованием. Это процедурный вопрос.                              
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Я без карточки!                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, вы - за.                                              
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 48 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              172 чел.             77,1%                        
Проголосовало против           50 чел.             22,4%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,4%                        
Голосовало                    223 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Пожалуйста, Рита Васильевна.                                                    
                                                                                
Чистоходовой включите микрофон.                                                 
                                                                                
ЧИСТОХОДОВА Р.В. Я всего минуту, долго не буду задерживать.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЧИСТОХОДОВА Р.В. Уважаемые депутаты, 15 февраля Юрий Щекочихин, наш коллега,    
опубликовал в газете "Новое время" статью "Государственные карманники" о том,   
как из Республики Коми были вывезены сотни тысяч тонн нефти через незаконно     
созданную в Люксембурге компанию под названием "Комилюкс". Никто из             
мошенников не сел, два года уже безуспешно расследуется уголовное дело.         
                                                                                
Сейчас снова передают Усинское месторождение какой-то фирме "Нобель Ойл".       
Гуревич, против которого действительно выступали в Усинске нефтяники, подарил   
"линкольн" отцу Питириму, предвыборную кампанию главы республики                
финансировал, в то время как у нас едят собак в поселке.                        
                                                                                
Нас хотят убедить под благие намерения инвестиций. Что такое инвестиции? Это    
деньги нашего народа, который ограбили дважды в ходе реформ, вывезли средства   
за рубеж. И вот теперь все... Некий Глозман был у нас директором АО "Илыч",     
нажил миллионы долларов на нашей нефти, вывезенной незаконно через компанию     
"Комилюкс". Теперь он вновь будет инвестировать добычу нашей нефти и вновь      
качать отсюда нефтедоллары. Мы с вами уже профукали Крым, Севастополь.          
Давайте оставим нашим детям и внукам хотя бы наши месторождения, если мы сами   
не можем их разрабатывать. Поэтому я призываю депутатов голосовать против       
этого закона.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все, спасибо. Уважаемые коллеги, я ставлю на              
голосование: принять в первом чтении законопроект "Об участках недр, право      
пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции     
(Лугинецкое, Федоровское...)", я понимаю, с учетом предложения о том, что ко    
второму чтению будет внесена соответствующая поправка. Прошу определиться       
голосованием. Включите режим голосования.                                       
                                                                                
Кто без карточки? Депутат Ждакаев - против? Вы - за, да?.. Штогрин - за. Оба    
- за.                                                                           
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              287 чел.             63,8%                        
Проголосовало против           25 чел.              5,6%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Я просил бы, уважаемые коллеги, ко второму чтению обязательно учесть (чтобы     
мы тут честно поступили) поправку, которая была внесена депутатом Савельевым    
от фракции Компартии.                                                           

Заседание № 227

25.12.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Лугинецкое, Федоровское и другие нефтегазоконденсатные месторождения)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 731 по 740 из 8042
ТЕН Ю.М., фракция "Наш дом - Россия".                                           
                                                                                
Спасибо, Геннадий Николаевич.                                                   
                                                                                
Комитет предлагает вопрос 28 о перечне месторождений по СРП с сегодняшней       
повестки снять и перенести на январь. Я думаю, что аргументов дополнительных    
не требуется.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, это ваш законопроект, поэтому вы вправе           
перенести его. Ваш комитет готовил, да?                                         
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1376 по 1377 из 8042
Юрий Михайлович Тен предложил пункт 28 перенести на январь. Переносим, этот     
комитет готовил данный закон.