Заседание № 265

02.06.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О социальном туризме".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5821 по 6140 из 6331
Пункт 16: о проекте федерального закона "О социальном туризме". Докладчик -     
член Комитета по туризму и спорту Константин Сергеевич Савельев.                
                                                                                
САВЕЛЬЕВ К.С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые коллеги! Предлагаемый вам для обсуждения в    
первом чтении проект федерального закона "О социальном туризме" подготовлен в   
соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об       
основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Федеральной целевой   
программой развития туризма в Российской Федерации.                             
                                                                                
Работа над законопроектом началась практически в феврале 1998 года. В июне по   
данному законопроекту прошли парламентские слушания, участники которых          
рекомендовали Комитету по туризму и спорту продолжить работу над                
законопроектом с учетом высказанных предложений и замечаний.                    
                                                                                
Кроме того, данный законопроект обсуждался на всероссийских и региональных      
научно-практических конференциях со специалистами в сфере туризма, обсуждался   
в частности во Владимире, Воскресенске, Краснодарском крае, Курске, Ростове,    
Сергиевом Посаде, Ярославле и других городах.                                   
                                                                                
Актуальность обсуждаемого законопроекта состоит в том, что он направлен на      
создание предпосылок для формирования, продвижения и реализации на внутреннем   
рынке доступных туристских услуг. Сейчас их, в сущности, почти нет. Важность    
этого особенно просматривается в том, что социально-экономическая ситуация, в   
которой оказалась Российская Федерация, повлекла за собой ухудшение положения   
в области социального туризма.                                                  
                                                                                
Для подавляющего большинства наших граждан стали фактически недоступны не       
только путешествия по своей стране, но и ближние путешествия, зачастую даже     
туризм выходного дня. Когда мы говорим о социальном туризме, речь идет не       
только об оздоровлении, восстановлении жизненных сил, но и о духовности,        
патриотизме.                                                                    
                                                                                
О соответствии законодательству. Разработчики законопроекта руководствовались   
статьей 7 Конституции Российской Федерации, которая провозглашает Российскую    
Федерацию социальным государством, а также статьей 4 Федерального закона "Об    
основах туристской деятельности в Российской Федерации", предусматривающей      
приоритетные направления государственного регулирования туристской              
деятельности, поддержку и развитие социального туризма.                         
                                                                                
Федеральная целевая программа развития туризма в Российской Федерации одной     
из основных задач определяет развитие социального туризма. Для решения этой     
задачи необходимо законодательное обеспечение. Приходится считаться сегодня с   
тем, что бюджетные средства для возрождения социального туризма недостаточны,   
хотя в действующем законе "Об основах туристской деятельности в Российской      
Федерации" социальный туризм определяется как путешествие, субсидируемое        
государством из средств, выделяемых на социальные нужды. Для этого сегодня у    
нас даже нет нормативного документа, который регламентировал бы механизм        
реализации этого положения.                                                     
                                                                                
Другими словами, сегодня невозможно решить проблему возрождения, подъема        
социального туризма в России посредством только бюджетного финансирования.      
Выход из создавшегося положения видится в том, чтобы открыть по преимуществу    
рычагами рыночного регулирования доступ к туристскому отдыху и оздоровлению     
более чем 90 миллионам наших граждан, которые оказались у черты и даже за       
чертой бедности. Предполагаемый законопроект позволит обеспечить именно их      
потребности. Другой возможности у нас нет и в ближайшее время не предвидится.   
                                                                                
Данный законопроект отвечает и насущной потребности увеличения занятости        
населения, что станет возможным через развитие сферы массового туристского      
обслуживания. Это положительно скажется и на экономической конъюнктуре, а       
также на аграрном и других нетуристских секторах хозяйственного комплекса       
страны.                                                                         
                                                                                
Практическое значение данного законопроекта заключается и в том, что создание   
механизма стимулирования рынка туристских услуг, поддержка социально            
ориентированного туристского предпринимательства позволит сделать его           
выгодным как для населения, так и для предпринимателей и государства.           
                                                                                
Законопроект содержит такие правовые нормы, которые дают конкретные             
определения основных понятий, используемых в нем, раскрывают экономический      
механизм правового регулирования в сфере социального туризма. Эти нормы         
соответствуют международным нормам и тем принципам, которые утверждены в        
основополагающих документах Всемирной туристской организации. Наша задача -     
узаконить доступность туризма, особенно для наименее обеспеченных слоев         
населения. В этих целях в законопроекте предусмотрен прежде всего базовый       
стандарт доступности социального тура (статья 13), минимально необходимого      
набора туристских услуг.                                                        
                                                                                
Для организации социального туризма устанавливаются фиксированные нормы         
рентабельности при формировании цены социального тура. Аналогию можно           
привести на примере городского общественного транспорта, который сегодня        
доступен для всех. То есть такая услуга имеется в наличии, что не мешает при    
достаточных денежных средствах пользоваться услугами такси. Так и с нашим       
законопроектом. Он стимулирует появление дешевого туристского продукта, чтобы   
люди могли им воспользоваться, а уж более дорогой выберут те, кому это по       
карману. Главное в том, чтобы не оставить слабо защищенные слои населения       
вообще без доступа к объектам оздоровления и отдыха.                            
                                                                                
Базовый стандарт - это не принуждение к минимуму, а гарантия необходимого       
минимума. Иными словами, сделано так, чтобы рынок сам стремился формировать и   
предлагать населению доступные туристские услуги.                               
                                                                                
Законопроект направлен на создание правовых предпосылок для решения этой        
задачи. Трудности здесь очень большие. Государству придется приложить немалые   
усилия. Дело в том, что преимущества сегодня созданы у нас не для доступного    
туризма внутри страны, а для выездного. Об этом с тревогой говорилось и на      
последних парламентских слушаниях 19 апреля на тему "О совершенствовании        
государственного регулирования в сфере туризма и гостиничного хозяйства".       
Ключевая фигура, российский туроператор, с внутреннего рынка сегодня ушел,      
переключился преимущественно на отправку туристов из России в дальнее           
зарубежье. (Шум в зале.)                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тише, тише, уважаемые коллеги.                            
                                                                                
САВЕЛЬЕВ К.С. Концепция данного законопроекта выдержана в духе установленных    
требований. Она соответствует имеющейся нормативной правовой базе, реальным     
потребностям подавляющего большинства населения нашей страны. И с учетом        
состояния, в каком оказались сегодня наши объекты размещения, оздоровления и    
отдыха, в концепцию заложены правовые нормы, регулирующие взаимоотношения       
государства и потребителей социальных тур-услуг, государства и производителей   
этих услуг.                                                                     
                                                                                
И вот хотелось бы обратить внимание, что через базовый стандарт доступности     
социального тура законопроект предусматривает размещение, питание и             
сопутствующие услуги для туриста в увязке с минимальным размером оплаты         
труда. И на сегодняшний день это 55-60 рублей вместо тех тысяч, которые         
предлагают трех-, четырех- или пятизвездочные отели и гостиницы.                
                                                                                
Уважаемые депутаты... (Шум в зале.)                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не срывайте доклад.                              
                                                                                
САВЕЛЬЕВ К.С. Заканчиваю. На проект закона "О социальном туризме" дали          
заключения наряду с федеральными органами 34 субъекта Российской Федерации, и   
только одно из них отрицательное. Четыре комитета Государственной Думы          
представили свои предложения, замечания, которые рабочая группа тоже учла. Мы   
много работали по данному законопроекту с Правовым управлением Аппарата         
Госдумы, его заключение позволяет нам в целом и далее работать над              
законопроектом. В целом оно положительное. Имеется заключение Правительства к   
первому чтению. В нем были серьезные претензии в части соответствия данного     
законопроекта существующему закону, но в сегодняшней редакции основная часть    
их учтена. Поэтому я прошу поддержать данный законопроект и принять его в       
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, уважаемые депутаты, какие есть вопросы к докладчику?                
                                                                                
Депутат Лоторев, пожалуйста.                                                    
                                                                                
ЛОТОРЕВ А.Н. У меня вопрос к уважаемому докладчику. Скажите, а вот можно ли     
было нам в тот закон, который мы совсем недавно приняли, о физической           
культуре и спорте, внести, скажем, две-три статьи - то, о чем, собственно, вы   
сегодня говорили, и в комплексе эту проблему снять?                             
                                                                                
САВЕЛЬЕВ К.С. Я вам скажу, что закон "Об основах туристской деятельности в      
Российской Федерации" в основном ориентирован на выездной туризм, и мы, как     
вы знаете, в марте вносили изменения в тот закон в части ограничения прав на    
российском рынке туристских услуг иностранных инвесторов, которые сегодня       
имеют целью завладеть нашими объектами размещения, санаториями и так далее.     
Как вы знаете, Президент наложил на него вето, и сегодня дополнения к           
законопроекту "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"       
находятся в комитете и по ним работает согласительная комиссия. Но данный       
законопроект - "О социальном туризме" - сегодня не может быть дополнением к     
закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в связи с    
тем, что он направлен на защиту социально незащищенных слоев, а это вот те 90   
миллионов, которые живут за чертой бедности или у черты бедности. Поэтому       
здесь совершенно другой механизм, и в законопроекте предусматривается, как      
вы, наверное, обратили внимание, формирование Правительством специальной        
комиссии, которая будет заниматься регулированием вот этих правоотношений.      
                                                                                
И второй вопрос: почему сегодня его нельзя совместить с законом "Об основах     
туристской деятельности в Российской Федерации"? Допустим, Правительство        
через два-три месяца уходит в отставку, его отправляют в отставку, и вот        
сегодня нет у нас ни госкомитета, ни тех органов... А если будет создана        
специальная комиссия по этому закону, которая утверждается Правительством, то   
в этом случае, если Правительство будет отправлено в отставку и председатель    
госкомитета (или его сегодня по-другому уже называют)... то хотя бы будет       
работать комиссия не только в Москве, но и в каждом районе субъекта             
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мартюшов.                                         
                                                                                
МАРТЮШОВ С.Н. Уважаемый докладчик, не кажется ли вам, что при нашем             
сегодняшнем уровне социальных расходов, когда государство не может оплатить     
лекарства для наших пенсионеров, когда не может создать достаточно мест в       
детских домах и у нас дети на улицах ночуют и живут, что для вот этих наших     
граждан единственный социальный тур - это из дома на кладбище, а детям          
экскурсии - собирать пищу в известных местах. Вот такие социальные туры у нас   
сегодня!                                                                        
                                                                                
САВЕЛЬЕВ К.С. Отвечу я на этот вопрос примерно так: бюджетных затрат здесь не   
предвидится. Если при формировании фонда... (Шум в зале.) Нет, больших там      
нет. Если при формировании фонда социального развития там предусматриваются     
бюджетные средства, которых не очень много, и сегодня государство через закон   
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" гарантирует, что    
социальный туризм - это путешествия, субсидируемые из государственного          
бюджета, то мы сегодня от этого уходим. Сегодня предлагается формирование вот   
этих фондов за счет увеличения участников. И если сегодня размещение и          
питание в объекте размещения, то есть на базе отдыха или в гостинице (одна,     
две звезды), предусматривает 55-60 рублей, а мы все просчитали, то тем самым    
мы увеличиваем наполняемость этих объектов, сохраняем эти объекты, даем         
работу дополнительно еще и обслуживающему персоналу. И тем самым идет           
наполнение вот этих фондов. То есть мы стараемся постепенно уйти от             
бюджетного финансирования такой отрасли, как социальный туризм.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Юрий Александрович Гуськов.                  
                                                                                
ГУСЬКОВ Ю.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемый докладчик! У меня есть    
предложение, вообще говоря, прекратить обсуждать. Законопроект очень важный.    
Конечно, сегодня тяжело и трудно, но ведь закон-то устремлен в будущее.         
Правильно? Вот на этом и закончим.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нам осталось работать пять минут, но по          
Регламенту у нас есть еще желающие выступить. Настаивают Виктор Григорьевич     
Вишняков и депутат Янковский.                                                   
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Константин Сергеевич.                               
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Григорьевич Вишняков.                                        
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Закон действительно нужный, я сам был туристом и знаю, что это    
такое. Ну, вот некоторые базовые стандарты у меня вызывают некоторое            
недоумение. Тут базовый стандарт, в частности, доступности социального тура     
включает питание, дневной рацион, стоимость которого составляет не менее 0,3    
величины минимальной месячной оплаты. Ну, известно, что минимальная             
заработная плата у нас составляет 83 рубля 49 копеек, если разделить -          
соответственно это около 25 рублей. Я не знаю, как молодой, пышущий здоровьем   
человек, который прошел где-то 25 километров на свежем воздухе, сможет          
прокормиться на эти деньги.                                                     
                                                                                
Потом меня смущает все-таки многообразие различного рода фондов. Создаются      
эти фонды развития социального туризма на всех уровнях. Но слово "фонд" у       
меня вызывает некоторое сомнение: а не плодим ли мы новые кормушки для          
чиновников, которые будут организовывать это очень важное дело? И в связи с     
этим я думаю, что надо посмотреть реально, что мы даем этим законом для         
развития социального туризма, и, может быть, на стадии второго чтения           
все-таки посмотреть и увеличить ассигнования на это очень нужное дело.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, хорошо.                                              
                                                                                
Пожалуйста, депутат Янковский.                                                  
                                                                                
ЯНКОВСКИЙ А.Э., фракция "ЯБЛОКО".                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня тоже сомнения, но более серьезные. Я хочу сказать, что даже              
концептуально законопроект не достоин того, чтобы его принимать.                
                                                                                
Законопроект, по сути дела, так сказать, сводит социальный туризм, в создание   
специальной системы по продаже дешевых туров, и поддержку тех коммерческих      
структур, которые будут ими торговать за счет государства. Предлагается целая   
система, букет налоговых льгот. А те комиссии начиная с местного уровня до      
федерального - специальные комиссии и фонд предполагается финансировать через   
эти же поступления, от льгот и от специальных таможенных сборов.                
                                                                                
Я хочу довести до сведения депутатов отрицательное мнение ведущих               
общественных организаций в области туризма, в частности самых крупных           
российских ассоциаций туристических агентств, и указать на явное                
несоответствие законопроекта Налоговому и Бюджетному кодексам. При этом на      
моей памяти из всех законопроектов, которые проходили через наш комитет, этот   
вызвал наибольшее число негативных отзывов от субъектов Федерации. Мы его не    
поддерживаем в первом чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель Правительства желает выступить? Представитель Президента?         
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич.                                               
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Президент Российской Федерации не поддерживает данный     
законопроект как по концептуальным соображениям, так и по содержательным        
моментам.                                                                       
                                                                                
Ну, прежде всего концептуально. Докладчик сказал, что данный законопроект       
направлен на создание условий для организации туристических туров для людей,    
находящихся за чертой бедности или возле черты бедности. Но я смутно себе       
представляю, как гражданин, находящийся за чертой бедности, отправляется в      
туристический тур.                                                              
                                                                                
Вот сейчас я провел элементарный подсчет, хотя я не встречал нигде ни одно-,    
ни двухзвездочных гостиниц стоимостью 50 рублей в сутки. Насколько мне          
известно, минимальная стоимость даже в однозвездочном отеле - 80 рублей в       
сутки. Но даже если исходить из расчета авторов: 55-60 рублей в сутки           
гостиница, 0,3 - питание, 0,4 - прочие услуги... Итого: 60 рублей на питание    
и услуги. Это получается 120 рублей в сутки. Десятидневный тур обходится в      
1200 рублей. Ну давайте посчитаем. Гражданин, находящийся за чертой бедности,   
может себе позволить даже в такой тур отправиться? Я не говорю, хорошо это      
или плохо, но это нереально.                                                    
                                                                                
И наконец, о чем уже шла речь, - о том, что, во-первых, так называемые фонды    
формируются за счет государственных средств, а это уже бюджетные средства, а    
также за счет поступлений от льготного налогообложения, льготного               
кредитования, льготных таможенных пошлин и так далее. Давайте вспомним НФС,     
мы с вами это уже проходили. Я уверен, что завтра все эти туры будут в руках    
вот этих веселых ребят, и вряд ли хоть одна копейка попадет к тем самым         
социально необеспеченным туристам, поскольку как только у нас появятся фонды,   
обладающие подобными льготами, так они тут же выйдут из-под контроля тех        
самых туристов и попадут под контроль криминала.                                
                                                                                
Таким образом, уважаемые депутаты, при всей как бы благожелательной             
направленности данного законопроекта, принимать его нельзя.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, я прошу вас продлить время заседания, потому что уже        
ровно 18 часов. (Шум в зале.) А, сегодня среда, правильно. Сегодня мы можем     
довести законопроект до конца, законопроект, а не все законопроекты.            
                                                                                
Все выступили, да? Хорошо.                                                      
                                                                                
Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении.                    
                                                                                
Кто без карточки? Депутат Тихонов Владимир Ильич - за.                          
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 01 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              194 чел.             43,1%                        
Проголосовало против           33 чел.              7,3%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    229 чел.                                          
Не голосовало                 221 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 

Заседание № 257

23.04.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О социальном туризме".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 842 по 847 из 6543
САВЕЛЬЕВ К.С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Прошу перенести вопрос 31 повестки дня - проект федерального закона "О          
социальном туризме" - на 23-е место, освободившееся, в связи с тем, что         
данный законопроект уже два раза выносился, но на заседании времени не          
хватало.