Заседание № 303

01.12.1999
Вопрос:

О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части изменения порядка избрания председателя представительного органа местного самоуправления; в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1956 по 1976 из 8027
Пункт 2.38: о Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в           
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в     
Российской Федерации". Ставлю на голосование.                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Преодоление вето?                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. Коллеги, будьте внимательны.                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              252 чел.             56,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    253 чел.                                          
Не голосовало                 197 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не набрали необходимого числа голосов.                                          
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2212 по 2269 из 8027
Виталий Иванович Севастьянов - по ведению. Пожалуйста.                          
                                                                                
СЕВАСТЬЯНОВ В.И., председатель Мандатной комиссии Государственной Думы,         
фракция Коммунистической партии Российской Федерации.                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я прошу вернуться к          
голосованию по пункту 2.38 в разделе "Час голосования". Это очень важный        
вопрос - об общих принципах организации местного самоуправления. Может быть,    
некоторые депутаты не успели проголосовать.                                     
                                                                                
Я хочу предложить проголосовать поименно, потому что эта проблема...            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, закон действительно очень важный.                     
                                                                                
СЕВАСТЬЯНОВ В.И. Исключительно важный закон!                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но надо набрать 300 голосов.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, я пока ставлю на голосование: вернуться к голосованию по     
пункту 2.38. Я прошу депутатов не разбегаться, а вернуться в зал, потому что    
у нас еще будут законопроекты третьего чтения.                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              221 чел.             99,1%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    223 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
К голосованию вернулись.                                                        
                                                                                
Ставлю на голосование: принять закон под номером 2.38 в ранее принятой          
редакции в связи с отклонением Президентом.                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Поименно!                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поименно, пожалуйста.                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              267 чел.             59,3%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    269 чел.                                          
Не голосовало                 181 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается. (Шум в зале.)                                                   
                                                                                
Нет, коллеги, больше мы не можем по Регламенту возвращаться к голосованию.      

Заседание № 300

26.11.1999
Вопрос:

О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части изменения порядка избрания председателя представительного органа местного самоуправления; в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1826 по 1936 из 7469
Пункт 6 повестки дня. Здесь ситуация несколько иная. Предлагается ранее         
принятая редакция, то есть преодоление вето.                                    
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков - доклад. Андрей Александрович        
Поляков - содоклад.                                                             
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной       
Думы! В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации     
Президент Российской Федерации отклонил принятый Федеральный закон "О           
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах         
организации местного самоуправления в Российской Федерации".                    
                                                                                
Законопроект предусматривал несколько норм, но спорной оказалась одна -         
изменение порядка избрания руководителя, или председателя, представительного    
органа местного самоуправления. Закон ограничивает право граждан на             
определение структуры органов местного самоуправления и устанавливает, что      
председатель представительного органа местного самоуправления избирается        
только из числа депутатов данного органа и исключается положение,               
допускающее, что руководство представительным органом может осуществлять        
глава местного самоуправления данного муниципального образования. Эта норма     
остается только для мелких сельских поселений и сельских округов. К             
сожалению, кстати, закон не устанавливает критерия, что же является мелким,     
или малым, поселением. Но самое главное, что данная норма прямо противоречит    
части 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой   
местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных      
традиций, а структура органов местного самоуправления определяется населением   
самостоятельно, что и предусматривает в разных вариантах Федеральный закон      
"Об общих принципах организации местного самоуправления...".                    
                                                                                
Таким образом, данный закон ущемляет конституционное право граждан на           
самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления,          
пытаясь установить определенные ограничения федеральным законом, что            
недопустимо. Предлагается данный закон отклонить.                               
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Александрович Поляков, пожалуйста.                 
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ПОЛЯКОВ А.А. Уважаемые коллеги, Комитет по вопросам местного самоуправления     
трудно заподозрить в том, что мы работаем против местных органов власти и       
против руководителей, против мэров. И тем не менее, поскольку сложившаяся       
практика за последнее время говорит о том, что в руках мэров сосредоточена      
огромная власть, ее нужно, безусловно, ограничить. У нас мэр зачастую и         
депутат областного уровня, и как мэр руководит своими депутатами, депутатами    
городского или районного совета, или думы, как они называются. Получается       
так: господин мэр у нас готовит бюджет, потом сам же за него голосует вместе    
с депутатами, затем сам же себя контролирует... Нет, вернее, сначала            
расходует, а потом сам себя контролирует. Безусловно, из этой ситуации должен   
быть найден какой-то выход.                                                     
                                                                                
Я могу сказать, что восемь из десяти мэров против этой поправки, безусловно.    
Но мы с вами должны решать все же это на нормальном государственном уровне.     
                                                                                
Поэтому комитет, с моей точки зрения, вышел с очень мягкой поправкой. Я могу    
вам сказать, что после принятия этого закона регион может определить, что       
только, предположим, столичный его город, например во Владимирской области      
только Владимир, будет иметь и председателя, и мэра, а остальные города не      
будут иметь. Там в этом отношении очень широкие права.                          
                                                                                
В письме Президента Российской Федерации в качестве основания отклонения        
федерального закона указывается, что однозначное регулирование на федеральном   
уровне вопросов, касающихся статуса представительного органа местного           
самоуправления и избираемого населением главы муниципального образования,       
противоречит части 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации, в             
соответствии с которой местное самоуправление осуществляется с учетом           
исторических и иных местных традиций, а структура органов местного              
самоуправления определяется населением самостоятельно.                          
                                                                                
Мы категорически не согласны с этим и считаем такой подход с правовой точки     
зрения неверным. По нашему мнению, указанная конституционная норма,             
безусловно, предполагает самостоятельность. Но не просто самостоятельность, а   
самостоятельность в рамках закона. Это точно такая же самостоятельность         
органов местного самоуправления, как самостоятельность устанавливать местные    
налоги и сборы, закрепленная в части 1 статьи 132 Конституции Российской        
Федерации. Поэтому предложенные изменения и дополнения в федеральный закон      
являются абсолютно конституционными.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, еще раз могу повторить: сосредатачивая в одних руках ту      
власть, о которой я уже говорил, ее нужно ограничить хотя бы контролем,         
которым, безусловно, обладает представительный орган местного самоуправления.   
Я прошу согласиться с точкой зрения комитета.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли у фракций и депутатских групп выступления по      
этому законопроекту? Выступлений нет. Заключительное слово полномочного         
представителя Президента, и принимаем решение.                                  
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной       
Думы! Ну, видимо, повторяя несколько Андрея Александровича Полякова, я должен   
сказать, что меня тоже трудно заподозрить в нелюбви к местному                  
самоуправлению. Но тем не менее, как говорится, Платон мне друг, но истина      
дороже. Конституция, еще раз подчеркиваю, отдает определение структуры          
органов местного самоуправления исключительно самому населению.                 
                                                                                
Да, проблема, о которой говорит Андрей Александрович, существует. Поскольку в   
законе "Об общих принципах..." записано, что руководители органов местного      
самоуправления... глава органа местного самоуправления может                    
председательствовать и так далее, у нас в стране по старой, так сказать,        
известной привычке восприняли как надо и все сделали именно так. Мы             
предложили бы комитету подумать о том, чтобы, отклонив этот закон, произвести   
другое действие - исключить из закона "Об общих принципах организации           
местного самоуправления..." упоминание о том, что может, и оставить             
нормальную конституционную норму: население само определяет структуру органов   
местного самоуправления.                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Итак, обсуждение закона состоялось. Он вносится в         
повестку дня пленарного заседания 1 декабря для проведения процедуры            
голосования в "час голосования".                                                

Заседание № 292

27.10.1999
Вопрос:

О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части изменения порядка избрания председателя представительного органа местного самоуправления; в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2461 по 2491 из 6876
Пункт 3.16. Депутат Поляков Андрей Александрович.                               
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ПОЛЯКОВ А.А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного   
самоуправления, фракция "Наш дом - Россия".                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, я прошу от имени комитета перенести голосование на ноябрь.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Соглашаемся с предложением комитета так же, как мы        
сделали по предложению Пузановского? Пункт 3.16 сегодня...                      
                                                                                
Пожалуйста, полномочный представитель Президента Котенков Александр             
Алексеевич.                                                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в      
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В связи с     
тем что с пункта 3.17 начинается преодоление вето Президента и вето Совета      
Федерации, я хочу для справки сообщить, что согласно "высокоточному             
компьютеру", подаренному мне Аграрной депутатской группой, в зале находится     
ровно 150 депутатов плюс 70 официально поданных заявлений. Итого максимально    
220 голосов может быть подано.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ваша информация палатой принята к сведению.               
                                                                                
По пункту 3.16 у палаты есть возражения против предложения, которое внес        
председатель комитета Поляков? Нет. По решению комитета голосование по этому    
законопроекту переносится на ноябрь.                                            
                                                                                

Заседание № 289

20.10.1999
Вопрос:

О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части изменения порядка избрания председателя представительного органа местного самоуправления; в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3559 по 3659 из 6110
Уважаемые депутаты, пункт 4 повестки дня. Докладчики - временно исполняющий     
обязанности полномочного представителя Президента в Государственной Думе        
Владимир Владимирович Лозбинев и Андрей Александрович Поляков. Федеральный      
закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих          
принципах организации местного самоуправления...".                              
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Владимирович, ваш доклад первый.                           
                                                                                
Коллеги, я прошу вас присесть, и желательно не расходиться. Закон тоже          
важный.                                                                         
                                                                                
ЛОЗБИНЕВ В.В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! 23 июня этого года Президент Российской Федерации на      
основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклонил          
принятый Государственной Думой 19 мая этого года и считающийся одобренным       
Советом Федерации Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в        
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в     
Российской Федерации". Основная причина отклонения этого федерального закона    
- несоответствие его Конституции Российской Федерации, в частности статье 131   
Конституции.                                                                    
                                                                                
Как следует из пояснительной записки к этому закону, его основная цель -        
усиление роли представительных органов местного самоуправления. В               
соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах              
организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава               
муниципального образования может быть наделен правом не только входить в        
состав представительного органа местного самоуправления, но и                   
председательствовать на заседаниях представительного органа местного            
самоуправления. Авторы законопроекта считают, что реализация последнего         
положения на практике приводит к чрезмерному возрастанию роли исполнительных    
и умалению значения представительных органов местного самоуправления.           
                                                                                
Однако пункт 3 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации    
местного самоуправления в Российской Федерации" говорит лишь о возможности, а   
не об обязательности наделения главы местного самоуправления таким правом. И    
это наделение производится только в соответствии с уставом муниципального       
образования. Причем согласно статье 8 Федерального закона "Об общих принципах   
организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав               
муниципального образования принимается представительным органом местного        
самоуправления или населением непосредственно. То есть если уставом или         
конституцией местного значения это право главе муниципального образования не    
предоставлено, то нечего будет и отменять.                                      
                                                                                
Как уже отмечалось, предлагаемые пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона    
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах      
организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменения и         
дополнения противоречат части 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации,    
в соответствии с которой местное самоуправление осуществляется с учетом         
исторических и иных традиций, а структура органов местного самоуправления       
определяется населением самостоятельно.                                         
                                                                                
И второе положение, в соответствии с которым Президент был вынужден отклонить   
рассматриваемый сегодня федеральный закон. В соответствии с пунктом 2 статьи    
1 рассматриваемого федерального закона глава муниципального образования может   
возглавлять представительный орган местного самоуправления только в             
малочисленных сельских поселениях и в малочисленных сельских округах. При       
этом ограничивается право населения городских поселений, например так           
называемых малых городов и других подобных городских поселений, на              
самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления, что      
также не соответствует части 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации.     
                                                                                
В связи с изложенным принятие данного федерального закона считается             
нецелесообразным. Предлагаю согласиться с позицией Президента Российской        
Федерации и вето Президента не преодолевать.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, депутат Поляков.                                     
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Александрович.                                               
                                                                                
ПОЛЯКОВ А.А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного   
самоуправления, фракция "Наш дом - Россия".                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Николаевич! Комитет выходит с             
предложением - преодолеть вето по этому закону. Вообще, наш комитет трудно      
обвинить, так сказать, в нелояльности к местному самоуправлению - мы много      
законов приняли, и большое спасибо вам за это. Но вы сами прекрасно знаете,     
что сейчас в руках глав администраций местного самоуправления сосредоточена     
огромная власть.                                                                
                                                                                
Мы не говорим о том, чтобы в каждом селе, поселении или еще где-то было две     
ветви власти. Безусловно, это будут решать региональные власти, но крупные      
города, областные города, должны иметь ветвь власти, которая подчиняется не     
главе местного самоуправления. Поэтому мы выходим с предложением: преодолеть    
вето Президента по этому законодательному акту. Если говорить о мнении глав     
администраций, местных администраций, практически все они против. Это           
естественно, что они против этого.                                              
                                                                                
Вы посмотрите, какая сейчас ситуация во многих областях. Глава местного         
самоуправления - он возглавляет исполнительную и законодательную власть,        
является депутатом областного уровня, и это приводит к коррупции, безусловно.   
Контроль на местном уровне должен быть, поэтому мы выходим с предложением:      
преодолеть вето Президента по этому законодательному акту.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, с учетом нашего нового Регламента мы сейчас или будем        
обсуждать, или будем довольствоваться той информацией, что получили, но в       
любом случае данный закон уйдет у нас на "час голосования". Будем ли мы         
обсуждать его сейчас или нам достаточно информации по данному закону? Не надо   
обсуждать, да? Хорошо, коллеги, тогда мы его переносим на "час голосования",    
значит, на следующую среду.                                                     

Заседание № 262

19.05.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части изменения порядка избрания председателя представительного органа местного самоуправления).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4575 по 4780 из 5307
Пункт 12 повестки дня. Андрей Александрович Поляков докладывает о проекте       
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон      
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской            
Федерации".                                                                     
                                                                                
ПОЛЯКОВ А.А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного   
самоуправления, фракция "Наш дом - Россия".                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитетом Государственной Думы по вопросам местного          
самоуправления подготовлен к рассмотрению во втором чтении проект               
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон      
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской            
Федерации".                                                                     
                                                                                
В ходе доработки законопроекта комитетом учтен ряд поправок, внесенных          
субъектами Российской Федерации и депутатами Государственной Думы. Комитет, в   
частности, согласился с поправкой Законодательного Собрания Республики          
Карелия и Законодательного Собрания Пензенской области о том, что из пункта 3   
статьи 16 следует исключить норму, предусматривающую возможность вхождения      
главы муниципального образования в состав представительного органа местного     
самоуправления. Полагаем, что такое изменение будет способствовать усилению     
роли и значения представительных органов местного самоуправления и              
предотвращению чрезмерной концентрации полномочий у одного должностного лица    
местного самоуправления и главы муниципального образования. С целью             
устранения неоднозначности в толковании нормы о малочисленных сельских          
поселениях, сельских округах, на что нам справедливо указывало Правовое         
управление Аппарата Государственной Думы, законопроект дополнен положением о    
том, что критерии, в соответствии с которыми сельские поселения и сельские      
округа признаются малочисленными, устанавливаются законами субъектов            
Российской Федерации. Такое дополнение снимает разночтение и одновременно       
позволит субъектам Российской Федерации учесть исторические и иные местные      
условия при регламентации данного вопроса.                                      
                                                                                
Наш комитет предлагает также принять поправку о внесении дополнения в пункт 2   
статьи 23 федерального закона, наделяющий субъекты Российской Федерации         
правом законодательного регулирования порядка проведения муниципальных          
выборов, поскольку процедура назначения муниципальных выборов не входит в       
понятие "порядок проведения выборов". Но этот вопрос требует уточнения в        
федеральном законе. Поэтому в указанный пункт вносится дополнение, согласно     
которому муниципальные выборы должны назначаться представительным органом       
местного самоуправления. Вот, по существу, и все изменения, внесенные в         
законопроект после принятия его в первом чтении и не изменяющие его             
концепцию.                                                                      
                                                                                
Несколько слов о заключениях, поступивших на законопроект от Президента и       
Правительства Российской Федерации. Они считают, что законопроект якобы         
нарушает конституционный принцип самостоятельности населения в определении      
структуры органов местного самоуправления. Мы категорически против, не          
согласны с этим и считаем такой подход с правовой точки зрения неверным.        
Предложенные изменения и дополнения в федеральный закон не выходят за рамки     
Конституции Российской Федерации. В частности, закон предусматривает            
обязательность наличия выборных органов местного самоуправления, он             
определяет вопросы, относящиеся к исключительной компетенции представительных   
органов, и наши изменения направлены только на повышение их роли в              
осуществлении местного самоуправления.                                          
                                                                                
Далее. Сегодня действует норма, что в муниципальном образовании может быть      
предусмотрена должность главы муниципального образования.                       
                                                                                
В связи с этим комитет выходит с предложением утвердить законопроект во         
втором чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли у фракций и депутатских групп замечания и         
предложения по таблицам поправок? Законопроект второго чтения. Есть?            
                                                                                
Геннадий Николаевич, я понял ваш жест так, что есть.                            
                                                                                
Батанову включите микрофон.                                                     
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Я еще раз хотел бы    
задать вопрос докладчику. И в первом чтении это отмечалось, и сейчас            
отмечается: законопроект жестко противоречит статье 131 Конституции             
Российской Федерации. Более того, то, что предлагается сделать законопроектом   
относительно главы местного самоуправления, - все это регулируется              
соответствующими статьями закона "Об общих принципах организации местного       
самоуправления в Российской Федерации". Мы как бы очень жестко входим в         
компетенцию субъекта Федерации и органов местного самоуправления. У меня все.   
                                                                                
БУЧЕНКОВ Е.В. Я не понял вопроса. Геннадий Николаевич, уважаемый, я не понял    
вопроса. Единственное, что я могу вам сказать, что мы не жестко входим. Это     
все соответствует Конституции и соответствует принципу разделения властей,      
чего на местном уровне сейчас нет. У нас глава местной администрации (я         
всегда выступал за повышение роли местных органов) сам себе и бюджет пишет, и   
утверждает его, потом сам исполняет. Такое продолжаться не может.               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
БУЧЕНКОВ Е.В. Не все воруют, я так не могу сказать, не моя компетенция.         
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, уважаемые коллеги, есть ли еще вопросы по таблицам   
поправок?                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, депутат Свинин, ваш вопрос.                                         
                                                                                
СВИНИН С.В. У меня вот какой вопрос. Вот эти критерии, по которым будут         
субъекты Федерации определяться: малочисленные, немалочисленные. У нас          
какие-то есть рекомендации или они сами будут это все делать?                   
                                                                                
БУЧЕНКОВ Е.В. Ну, мы-то записываем в законе, что они сами определяют. Я         
думаю, что сами определят. Ведь одно дело - Московская область и органы         
местного самоуправления, которые командуют 300, 200, 250 тысячами. Другое       
дело - Курганская область, там меньше населения. Я думаю, что народ-то          
разумный у нас в основном. В сельских и поселковых советах, конечно, не будут   
вводить этого.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, я не вижу больше поднятых рук. У вас вопрос,         
Николай Николаевич?                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Котков Анатолий Степанович.                                         
                                                                                
КОТКОВ А.С., депутатская группа "Российские регионы".                           
                                                                                
Совершенно правильно говорится, что эта поправка сегодня как раз в              
соответствии с Конституцией принимается, потому что принцип разделения          
властей здесь в полной мере учитывается. И я считаю, что если эта поправка      
будет принята, то мне не надо будет повторно делать запрос в Генеральную        
прокуратуру о том, откуда берутся девятизначные дыры в городском бюджете, где   
22 миллиарда неденоминированных рублей истрачены нецелевым образом только       
потому, что совмещаются две должности - главы города и председательствующего    
на заседаниях городской Думы.                                                   
                                                                                
Поэтому я прошу депутатов принять эту поправку, с тем чтобы действительно       
наша Конституция торжествовала. (Шум в зале.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Голосовать? Уважаемые коллеги, возьмите, пожалуйста,      
первую таблицу. Комитет рекомендует принять первую таблицу. Пожалуйста,         
голосуйте: поддержать предложение комитета в части принятия поправок.           
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              319 чел.             70,9%                        
Проголосовало против            5 чел.              1,1%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    325 чел.                                          
Не голосовало                 125 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Вторая таблица. Ставлю на голосование: согласиться с предложением комитета в    
части отклонения поправок. Пожалуйста, голосуйте.                               
                                                                                
Началось голосование, уважаемые депутаты. Будьте внимательны.                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              321 чел.             71,3%                        
Проголосовало против            7 чел.              1,6%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    328 чел.                                          
Не голосовало                 122 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении.                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.             73,8%                        
Проголосовало против            9 чел.              2,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    343 чел.                                          
Не голосовало                 107 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Поляков Андрей Александрович, пожалуйста.                                       
                                                                                
Послушайте минутку.                                                             
                                                                                
ПОЛЯКОВ А.А. Уважаемые коллеги, лингвистическая экспертиза проведена.           
Законопроект не требует доработки к третьему чтению, и предложение комитета:    
принять в третьем чтении.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лингвистическая экспертиза проведена, да? Нет             
возражений?                                                                     
                                                                                
Ставлю на голосование: принять проект закона в целом. Пожалуйста, голосуйте.    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              329 чел.             73,1%                        
Проголосовало против            9 чел.              2,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    339 чел.                                          
Не голосовало                 111 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 232

22.01.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части изменения порядка избрания председателя представительного органа местного самоуправления).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3204 по 3536 из 6471
Вопрос номер 14: о внесении изменений в закон "Об общих принципах организации   
местного самоуправления в Российской Федерации".                                
                                                                                
Андрей Александрович Поляков. Пожалуйста.                                       
                                                                                
Уважаемые депутаты, присаживайтесь.                                             
                                                                                
ПОЛЯКОВ А.А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного   
самоуправления, фракция "Наш дом - Россия".                                     
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые коллеги! В соответствии со статьей 16         
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в   
Российской Федерации" возглавлять представительные органы местного              
самоуправления могут не только председатели, избранные из состава депутатов,    
но и главы муниципальных образований. Указанный федеральный закон               
предусматривает также возможность избрания главы муниципального образования     
непосредственно населением.                                                     
                                                                                
В случае если уставом муниципального образования будут закреплены именно эти    
варианты избрания главы муниципального образования и председателя               
представительного органа местного самоуправления, возникает ситуация, когда     
глава муниципального образования возглавляет деятельность по осуществлению      
местного самоуправления и руководит представительным органом местного           
самоуправления.                                                                 
                                                                                
Однако реализация последнего положения, особенно в крупных муниципальных        
образованиях, на практике приводит к чрезмерному возрастанию роли               
исполнительных и умалению значения представительных органов местного            
самоуправления в решении вопросов, связанных с принятием общеобязательных       
правил по предметам ведения муниципальных образований, - вопросов               
собственности, ну, всех вопросов, которые решают муниципалитеты.                
                                                                                
Учитывая названные факторы, депутаты - члены Комитета по вопросам местного      
самоуправления подготовили проект федерального закона "О внесении изменений и   
дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного         
самоуправления в Российской Федерации". С целью усиления роли                   
представительных органов местного самоуправления законопроектом предлагается    
закрепить положение, согласно которому представительные органы местного         
самоуправления возглавляет председатель, избираемый из числа депутатов.         
Исключение предусматривается лишь для малочисленных сельских округов.           
Критерии, согласно которым муниципальные образования могут быть отнесены к      
указанной категории, должны определяться законами субъектов Российской          
Федерации. С этой же целью проектом предлагается закрепить норму о том, что     
представительный орган местного самоуправления должен являться юридическим      
лицом. Иные органы местного самоуправления могут являться юридическими лицами   
в соответствии с уставом муниципального образования.                            
                                                                                
Комитет по вопросам местного самоуправления выходит к вам с предложением        
утвердить эти поправки в наш базовый закон.                                     
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                  В.А.Рыжков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Александрович.                            
                                                                                
Я попросил бы два слова сказать Владимира Владимировича Гомана, представителя   
Правительства. Потом мы перейдем к обсуждению. Каково мнение Правительства по   
данному законопроекту?                                                          
                                                                                
ГОМАН В.В., статс-секретарь - заместитель министра региональной политики        
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Правительство не поддерживает представленный проект федерального закона "О      
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах         
организации местного самоуправления в Российской Федерации" по принципиальным   
основаниям. Мы считаем, что вносимые изменения затрагивают конституционные      
права населения на утверждение структуры местных органов власти, принятие       
решений по определению полномочий руководителей муниципальных органов власти.   
                                                                                
При всей простоте вносимых изменений проблема носит принципиальный характер,    
поскольку жестко регламентируются полномочия главы муниципального               
образования, полномочия, которые утверждаются представительными органами        
власти местного самоуправления. Таким образом как бы ограничиваются права       
населения на утверждение структуры местного самоуправления в Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
Теперь что касается поправки, связанной с тем, что представительные органы      
местного самоуправления наделяются статусом юридического лица. На наш взгляд,   
эта норма излишняя, поскольку Федеральный закон "Об общих принципах             
организации местного самоуправления в Российской Федерации" такой статус уже    
предусмотрел. На самом деле принятие данных поправок и изменений в              
существующий закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в    
Российской Федерации" разбалансирует систему взаимоотношений исполнительной и   
представительной власти на уровне местного самоуправления, сложившуюся          
систему взаимоотношений, которая закреплена в уставе конкретного                
муниципального образования.                                                     
                                                                                
По этим основаниям Правительство считает невозможным поддержать вносимые        
изменения в базовый закон "Об общих принципах организации местного              
самоуправления в Российской Федерации". Кроме того, мы считаем, что принятие    
этих поправок, внесение изменений в существующий закон в конце концов           
приведет к необходимости изменения существующих уставов, поскольку там          
прописаны функции руководителей муниципальных образований. Если эти уставы      
будут приниматься на уровне референдума, то это потребует значительных          
финансовых затрат (для принятия уставов на референдуме). Поэтому мы не можем    
поддержать представленный проект закона.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович.                           
                                                                                
Есть ли настаивающие на выступлениях от фракций и депутатских групп? Есть.      
                                                                                
Пожалуйста, от Аграрной депутатской группы - Мальцев Александр Николаевич,      
потом - Виктор Григорьевич Вишняков и Игорь Викторович Бабичев.                 
                                                                                
Давайте кратко обменяемся мнениями и будем голосовать.                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАЛЬЦЕВ А.Н., Аграрная депутатская группа.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, я очень прошу вас поддержать представленный законопроект,    
прежде всего потому, что мы с вами на практике знаем, насколько велика власть   
мэров в муниципальных образованиях. Нам, сторонникам местного самоуправления,   
постоянно высказывают упреки, что там-то и творятся все безобразия, что там     
расхищаются средства и так далее. Какой выход из этого положения? Вообще,       
безобразий хватает у нас на всех уровнях власти. Предлагается два основных      
выхода.                                                                         
                                                                                
Может представительная власть контролировать, но тогда она должна быть          
независимой на местном уровне. Это обеспечивается в том числе тем, что          
представительные органы местного самоуправления возглавляются председателем,    
избираемым только из числа депутатов, но ни в коем случае не главой             
муниципального образования, который в то же время возглавляет и                 
исполнительную власть и у которого тогда представительный орган находится под   
башмаком. Мы видим сплошь и рядом эту картину на местах, мы ее хотим            
исправить.                                                                      
                                                                                
Второй путь контроля - это ввести жесткую государственную вертикаль, то есть    
отменить полностью самостоятельность местного самоуправления.                   
                                                                                
Мы считаем, надо идти по пути совершенно конституционному, сохраняя             
самостоятельность местного самоуправления в пределах его компетенции, его       
полномочий, но усиливая роль представительных органов власти. Для этого и       
необходимы и те две нормы, которые включены.                                    
                                                                                
Я вам должен сказать, что я нахожусь в очень хорошем контакте с мэрами          
городов, я очень их уважаю, крупных руководителей, но, вы знаете, здесь         
должна, по-моему, действовать норма, известная тысячи лет: "Платон мне друг,    
но истина дороже". В данном случае мэры - это друзья, но истина дороже. За      
ними должен быть демократический контроль со стороны представительных органов   
власти.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Виктор Григорьевич Вишняков - от ЛДПР, пожалуйста.                              
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Данный законопроект не исходит из реальной практики, поскольку    
в небольших сельских округах сложилось такое положение, что нет самих           
представительных органов и глава, так называемый глава, этого органа является   
одновременно и представителем населения. Он утверждает бюджет, он утверждает    
все расходные и другие нормы, все, что на него возложено. И когда идет речь о   
власти на местах, идет речь не только о представительных органах местного       
самоуправления. Согласно Конституции к органам представительной власти          
относятся не только выборные органы, но и формы непосредственной демократии:    
собрания населения, сельские сходы и так далее. Они избирают из своего          
состава старосту или какое-то другое выборное лицо, которое ими руководит. А    
если мы дадим главе муниципального образования право руководить этим сходом и   
влиять на его решения, то мы, по существу, подорвем основы непосредственной     
демократии. Я думаю, что принимать этот законопроект не надо.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Григорьевич.                              
                                                                                
Игорь Викторович Бабичев, пожалуйста, - от фракции "ЯБЛОКО". Карточку           
проверьте, все ли в порядке. Да, Игорь Викторович, я сказал.                    
                                                                                
Игорь Викторович Бабичев, пожалуйста.                                           
                                                                                
БАБИЧЕВ И.В., фракция "ЯБЛОКО".                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, действительно, как здесь говорили некоторые выступавшие,     
практика местного самоуправления складывается таким образом, что весьма         
обширные полномочия сейчас сосредоточились в руках избранных глав местного      
самоуправления и, как показывает практика, контроль за их деятельностью не      
всегда достаточный и эффективный. В то же время не надо забывать, что местное   
самоуправление - это самостоятельное и под свою ответственность решение         
именно населением вопросов местного значения и распоряжения муниципальной       
собственностью, и посему именно население и избранные им представительные       
органы местного самоуправления являются главными органами в системе местного    
самоуправления, что, кстати, и предусмотрено действующим законом "Об общих      
принципах организации...". Именно наличие представительного органа является     
обязательным для каждого муниципального образования, в то время как наличия     
избранных глав муниципалитетов может и не быть.                                 
                                                                                
Однако на практике мы постоянно сталкиваемся с тем, что представительные        
органы муниципального образования малочисленны, не являются юридическими        
лицами, не имеют своего, пусть небольшого, но своего аппарата, возглавляются    
главой муниципального образования, который председательствует на заседаниях     
этих органов, подписывает их решения. Ну, понятно, что при такой постановке     
вопроса депутатским собраниям весьма сложно выполнять свои контролирующие       
функции, заниматься стратегическим планированием, прогнозированием развития     
города или поселка и проводить полноценную работу с избирателями. Я вот это     
особенно хочу подчеркнуть.                                                      
                                                                                
Что касается тех возражений, которые здесь звучали, в том числе и со стороны    
Правительства, я хочу вот на что указать. Действительно, в статье 20            
действующего закона "Об общих принципах организации местного                    
самоуправления..." говорится, что представительные органы могут быть            
юридическими лицами в зависимости от того, как решит устав. Но практика         
показывает, что 80 процентов представительных органов юридическими лицами       
нынче не являются. Вот вам и пожалуйста. Мы хотим сделать это безусловной       
нормой.                                                                         
                                                                                
Второе...                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорь Викторович, если позволите... Вы повторяете         
доклад полностью. Покороче, позиция фракции.                                    
                                                                                
БАБИЧЕВ И.В. Второе. Я позволю себе процитировать определение принципов         
местного самоуправления, данное в современном учебнике муниципального права     
(это по поводу возражений Правительства тоже). Так вот, принципы местного       
самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные    
начала идеи, лежащей в основе организации и деятельности населения,             
формируемых им органов местного самоуправления. Таким образом, именно мы,       
законодатели, устанавливаем коренные начала идеи, лежащей в основе местного     
самоуправления, в том числе в формировании его органов. Отныне, если будет на   
то добрая воля наша, коренной идеей местного самоуправления, его общим          
принципом будет верховенство представительных органов в системе местной         
власти, которые, безусловно, являются юридическими лицами и возглавляются       
председателем, избираемым из числа депутатов.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Викторович.                                
                                                                                
Сергей Николаевич Фалалеев - от "Народовластия", пожалуйста.                    
                                                                                
ФАЛАЛЕЕВ С.Н. Уважаемые коллеги, я думаю, что мы должны поддержать Комитет по   
вопросам местного самоуправления в этом принципиальном вопросе. Потому что      
практика, в том числе и в городе Курске, говорит о том, что, если               
представительные собрания не будут юридическими лицами, они практически         
обречены на бездействие и несамостоятельность. Сложившаяся практика, когда      
мэры городов одновременно являются председателями представительных органов и    
как главы органов исполнительной власти контролируют практически все            
финансовые потоки в городе, приводит к тому, что исполнительная власть          
неподконтрольна ни представительному органу, ни, соответственно, избирателям.   
И с этой принципиальной точки зрения наша депутатская группа будет              
поддерживать этот закон.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Павлович Медведев - от группы "Российские регионы".                     
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Н.П., депутатская группа "Российские регионы".                         
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые коллеги! Закон действительно        
сверхважный и нужный, и депутаты нашей группы поддерживают этот законопроект.   
Я хотел просто два аргумента привести, насколько это нужно.                     
                                                                                
Я всегда привожу пример по своему округу. До 1994 года в Республике Мордовия    
отдельно избирались главы органов исполнительной власти и депутаты органов      
местного самоуправления. С 1996 года пришло новое руководство, приняли в        
Мордовии новый закон о новом порядке формирования органов местного              
самоуправления. Суть его заключается в следующем: теперь на сессии районных,    
городских и сельских советов безальтернативно, подчеркиваю, главы органов       
местного самоуправления могут избираться только по предложению главы            
республики. То есть его предлагает глава республики (как мы Председателя        
Правительства избираем), и голосуют за него. Если не проголосовали депутаты     
(они все и так карманные депутаты), он опять через день приходит, еще раз       
предлагает другую кандидатуру. Но только он! Даже депутаты не могут             
предложить - они еще раз голосуют. И представляете, кем становятся главы        
органов этого местного самоуправления? Они становятся карманными для органов    
государственной власти, что категорически недопустимо по статье 12 нашей        
Конституции, где говорится, что органы местного самоуправления не входят в      
систему органов государственной власти. И действительно, здесь единственное     
спасение в том, чтобы дать право самостоятельности органам представительной     
власти. Если даже некоторые субъекты Федерации действуют в нарушение и          
Конституции, и российского законодательства, они должны знать, что              
представительные органы местного самоуправления будут иметь свой как бы         
альтернативный подход по ведению дел местного самоуправления.                   
                                                                                
Я думаю, что это сверхважный закон и надо его принять.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Павлович.                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы провели обсуждение, выслушали точку зрения               
Правительства. Заключительное слово Александра Алексеевича Котенкова, и будем   
голосовать.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич.                                               
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты              
Государственной Думы! Я не буду повторять те аргументы, которые уже были        
высказаны. Я хочу сослаться только лишь на статью 10 Конституции Российской     
Федерации, которая устанавливает безусловное разделение властей только в        
государственной власти. Местное самоуправление не относится к государственной   
власти, это особая форма народовластия, и Конституция не предусматривает        
обязательного разделения властей в местном самоуправлении. Мировой опыт         
показывает, что организация местного самоуправления может быть очень            
многообразна даже в одном государстве. Все зависит от местных условий и от      
решения граждан, проживающих в этом муниципальном образовании, каким образом    
управлять собственным муниципальным образованием. Именно поэтому закон "Об      
общих принципах организации местного самоуправления..." не устанавливает        
обязательного разделения властей в муниципальных образованиях. Эти вопросы      
должны решаться законами конкретного субъекта Федерации, а самое главное -      
уставом муниципального образования. Предлагаемые же поправки фактически         
дословно повторяют принцип разделения властей на местном уровне, чем нарушают   
права граждан на принятие решения о форме местного самоуправления и о форме     
решения местных вопросов "под свою ответственность". Этим-то и отличается       
местное самоуправление от государственной власти, что граждане                  
"самостоятельно и под свою ответственность" решают вопросы местного значения,   
и только им решать, каким образом осуществлять руководство своим                
муниципальным образованием.                                                     
                                                                                
Что касается обязательности предоставления статуса юридического лица            
представительному органу, то я процитирую статью 20 закона "Об общих            
принципах организации местного самоуправления...": "Выборные и иные органы      
местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом   
муниципального образования". К сожалению, здесь неверно кто-то из депутатов     
цитировал, что могут являться. Они являются юридическими лицами, но это         
должно быть закреплено в уставе муниципального образования.                     
                                                                                
Таким образом, уважаемые депутаты, Президент Российской Федерации не            
поддерживает данную поправку к закону "Об общих принципах организации           
местного самоуправления..." как ущемляющую права граждан на осуществление       
местного самоуправления.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все высказались, Правительство,        
представитель Президента, все фракции поддерживают, комитет просит              
поддержать, давайте определимся голосованием. Ставится на голосование:          
принять в первом чтении. Перебрали все аргументы, все по косточкам - и за, и    
против.                                                                         
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Депутат Медведев - за.             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.             71,8%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    325 чел.                                          
Не голосовало                 125 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Ну вот видите: 324 голоса.