Заседание № 238

24.04.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 98092551-2 "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" (в части освобождения предприятий, расположенных в ЗАТО, от уплаты пеней за просрочку платежей по налогам в федеральный и местные бюджеты, а также в пенсионные фонды).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1676 по 1735 из 4805
Пункт 10. Я не вижу Мартина Люциановича. Нет, он здесь. Проект федерального     
закона "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О закрытом          
административно-территориальном образовании". Докладывает Мартин Люцианович     
Шаккум.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Мартин Люцианович.                                                  
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему         
вниманию представляется проект федерального закона "О внесении дополнений в     
Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном          
образовании". Законопроект внесен в 1998 году депутатом Государственной Думы    
Никитчуком и принят в первом чтении 31 марта 1999 года. Предлагаемые            
законопроектом налоговые льготы для предприятий, расположенных в закрытом       
административно-территориальном образовании, не могут регулироваться данным     
законом, они регулируются исключительно в рамках налогового законодательства.   
Кроме того, в настоящее время ряд вопросов, которые предусмотрены нормами       
данного законопроекта, уже урегулированы в рамках Налогового кодекса.           
                                                                                
Учитывая вышеизложенное, Комитет по промышленности, строительству и             
наукоемким технологиям рекомендует Государственной Думе вернуть данный          
законопроект к процедуре первого чтения и отклонить его.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и возвратить данный    
законопроект к процедуре первого чтения? Прошу голосовать.                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              235 чел.             52,2%                        
Проголосовало против           37 чел.              8,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    272 чел.                                          
Не голосовало                 178 чел.             39,6%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вернули к процедуре первого чтения.                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, по предложению комитета на голосование ставится              
законопроект о внесении дополнений в Закон "О закрытом                          
административно-территориальном образовании". Кто за то, чтобы принять его в    
первом чтении? Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться голосованием.    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за               72 чел.             16,0%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                     76 чел.                                          
Не голосовало                 374 чел.             83,1%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                

Заседание № 249

31.03.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" (в части нормализации финансово-экономического положения и обеспечения устойчивого функционирования предприятий ядерно-оружейного комплекса).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 703 по 719 из 4839
НИКИТЧУК И.И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Спасибо, Геннадий Николаевич.                                                   
                                                                                
Геннадий Николаевич, я прошу вас: третий месяц кочует в повестке дня            
законопроект "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О закрытом    
административно-территориальном образовании". Пока мы здесь вот дискутируем и   
кулаками размахиваем, продолжает разрушаться наш ядерный комплекс, по многим    
причинам.                                                                       
                                                                                
Я прошу вас перенести его хотя бы на 12-е место и обязательно сегодня           
рассмотреть этот вопрос. Обложили пенями и штрафами наши ядерные центры. Ну,    
что мы, к чему мы... Когда голову отрежут, тогда начнем плакать...              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой номер закона вы предлагаете на 12-е?                
                                                                                
НИКИТЧУК И.И. С 15-го места на 12-е.                                            
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1262 по 1284 из 4839
Депутат Никитчук Иван Игнатьевич предложил пункт 15 перенести на 12-е место.    
                                                                                
Единственное, что, Иван Игнатьевич, мы уже туда перенесли пункты 17 и 18,       
поэтому там что получается: 12-й, 13-й, 14-й... Может, оставим все на своем     
месте? Дойдем, ну, на одну позицию подвижка. (Шум в зале.)                      
                                                                                
Хорошо. Ставлю на голосование предложение депутата Никитчука: с 15-го на        
14-е. Ну, настаивает, чтобы успеть рассмотреть.                                 
                                                                                
Так, Кулика на когда же мы тогда пригласим? (Шум в зале.) А что побыстрей -     
23-го апреля. Вот вам и побыстрей!                                              
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              178 чел.            100,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    178 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2417 по 2663 из 4839
Тогда сейчас пункт 15 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении   
дополнений в Закон Российской Федерации "О закрытом                             
административно-территориальном образовании". Докладчик - Иван Игнатьевич       
Никитчук.                                                                       
                                                                                
Слышатся возгласы: "Почему пункт 15?" Отвечаю: палата проголосовала за          
перенос пунктов 17, 18 и 15 как первоочередных законопроектов первого чтения.   
                                                                                
Пожалуйста, Иван Игнатьевич.                                                    
                                                                                
НИКИТЧУК И.И. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! Россию пока что не    
бомбят натовские силы только потому, что у нее есть ядерное оружие. Отсюда      
вытекают те особая роль и значение, которые государство должно придавать        
развитию и укреплению ядерно-оружейного комплекса страны. А каково на самом     
деле положение в этом вопросе? Напомню, что статья 2 Федерального закона "О     
финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и         
объектов" предписывает деятельность особо опасных объектов финансировать из     
федерального бюджета на принципах гарантированности, достаточности,             
своевременности предоставления ассигнований из федерального бюджета,            
обеспечивающих безопасное и устойчивое функционирование указанных объектов. К   
сожалению, эти положения закона остаются в основном благими пожеланиями, и      
из-за несвоевременного и неполного финансирования государственного оборонного   
заказа предприятия ядерно-оружейного комплекса Российской Федерации оказались   
в тяжелейшем финансово-экономическом положении, образовались огромные           
задолженности по заработной плате, налогам в местный бюджет и еще большие       
суммы штрафов и пеней. Дело доходит до того, что блокируются счета этих         
предприятий, арестовывается имущество предприятий по судебным искам.            
                                                                                
Ситуация для этих предприятий осложняется еще и тем, что в соответствии со      
статьей 5 Федерального закона "О закрытом административно-территориальном       
образовании" все налоговые платежи перечисляются в местный бюджет. Таким        
образом, все налоги как бы переведены на уровень местных налогов. Решения об    
отсрочке или рассрочке уплаты этих налогов и других обязательных платежей,      
естественно, принимаются органами местного самоуправления.                      
                                                                                
К сожалению, механизма обязательности предоставления таких льгот - отсрочек и   
рассрочек - для предприятий ядерно-оружейного комплекса, расположенных в        
закрытых образованиях, на сегодня не существует. Кроме всего прочего, именно    
по этой причине эти предприятия не могут воспользоваться напрямую               
возможностями по списанию пеней и штрафов, которые предоставляются              
федеральным законом о бюджете и постановлениями Правительства.                  
                                                                                
Вот именно для разрешения указанной коллизии и предлагаются данные дополнения   
в закон "О закрытом административно-территориальном образовании".               
                                                                                
Что предлагается? Первое: установить, что предприятиям, расположенным в         
закрытых административно-территориальных образованиях, за просрочку платежей    
по налогам в федеральный и местные бюджеты, образовавшуюся в результате         
несвоевременной оплаты указанным предприятиям государственного оборонного       
заказа, пени не начисляются.                                                    
                                                                                
Второе: Пенсионному фонду Российской Федерации, региональным и центральным      
отраслевым отделениям Фонда социального страхования Российской Федерации и      
Федеральной службе занятости населения Российской Федерации не начислять пени   
за просрочку платежей предприятиям, расположенным в закрытых                    
административно-территориальных образованиях, обеспечивающим выполнение         
государственного оборонного заказа и имеющим задолженность государственных      
заказчиков по оплате поставок продукции (работ, услуг) в соответствии с         
условиями государственного контракта.                                           
                                                                                
Третье. Предлагается: налоговые платежи, установленные законодательством,       
предприятия, обеспечивающие выполнение государственного оборонного заказа,      
расположенные в закрытых образованиях, производят по мере поступления           
бюджетных средств по государственному оборонному заказу.                        
                                                                                
И наконец, четвертое. В случае несвоевременной или неполной оплаты              
государственного оборонного заказа органы местного самоуправления обязаны       
предоставлять указанным предприятиям рассрочку по платежам до шести месяцев.    
                                                                                
По данному законопроекту не получено ни одного отрицательного отзыва.           
Правительство поддерживает предлагаемые дополнения в закон о закрытых           
образованиях. Мы учли в тексте замечания Правительства и основные замечания     
нашего Правового управления и предлагаем принять эти поправки.                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать этот законопроект, который чрезвычайно      
важен для восстановления стабильного функционирования предприятий,              
расположенных в закрытых образованиях вообще и предприятий ядерно-оружейного    
комплекса страны в частности.                                                   
                                                                                
Я благодарю вас за внимание. Прошу поддержки. Спасибо.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Доклад окончен. Законопроект первого чтения. Какие есть   
вопросы к докладчику? Есть желающие задать вопросы? Я не вижу таких желающих.   
Кто хотел бы выступить по концепции законопроекта, по вопросу о его             
необходимости, актуальности и внести конкретные предложения? Депутаты?          
Представитель Президента?                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков.                                      
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной       
Думы! Безусловно, вопрос, затронутый в этом законопроекте, актуален. Не         
вызывает сомнения тот факт, что если предприятие, фактически содержащееся за    
счет средств федерального бюджета, не получило средств из бюджета, то,          
видимо, наказывать его за это нецелесообразно.                                  
                                                                                
Но здесь есть вопрос, который, к сожалению, вступает в противоречие с           
Конституцией. И если законопроект будет принят в первом чтении, я прошу,        
чтобы ко второму чтению здесь было найдено решение. Речь идет об                
обязательности отсрочки поступления соответствующих платежей в местные          
бюджеты. Я напоминаю, что согласно статьям 132 и 133 Конституции Российской     
Федерации в случае принятия федеральными органами государственной власти        
решений, влекущих дополнительные расходы или, как в данном случае,              
недопоступление средств в бюджеты местного самоуправления, данные               
недопоступления или расходы должны быть компенсированы за счет средств          
федерального бюджета. Здесь, к сожалению, не указан механизм того, как это      
должно быть произведено.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Николаевич Батанов, представитель                
Правительства.                                                                  
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Я полностью           
поддерживаю Александра Алексеевича Котенкова. Здесь нужно найти развязку,       
найти механизм того, как это сделать. Это первое.                               
                                                                                
И второе. Как бы там ни было, в соответствии с законом о ЗАТО предоставляется   
отсрочка или компенсируются эти потери за счет федерального бюджета все-таки,   
за счет субвенций, дотаций, которые должны перечисляться из федерального        
бюджета. Закон не так прост, как сказал докладчик. Мы должны найти развязку     
здесь. Если мы найдем ее во втором чтении, то можно будет согласиться.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Еще желающие высказаться есть?                                                  
                                                                                
Депутат Макашов Альберт Михайлович.                                             
                                                                                
МАКАШОВ А.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Работал в Арзамасе-16. Ученые, руководители предприятий стонут от того, что     
исполнительная власть не заботится о ядерном щите государства. Нужно            
принимать закон. Будет другое время, внесем изменения, подправим во втором      
чтении, но закон нужно принимать как можно быстрее. Все.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Морозов Олег Викторович.                                                
                                                                                
МОРОЗОВ О.В., председатель депутатской группы "Российские регионы".             
                                                                                
Правильно ли я понимаю? Я прошу прощения, может быть, я прослушал. В статье     
5, подпункт 5, речь идет о том, что предприятиям, расположенным в ЗАТО, за      
просрочку платежей и так далее пени не начисляются.                             
                                                                                
Речь идет о всех предприятиях, которые зарегистрированы в ЗАТО? Потому что мы   
говорим о ядерном щите, мы говорим, так сказать, о высоких материях. Нет ли     
здесь подвоха, что те, кто держит там, скажем так, водочные заводы,             
зарегистрированные соответственно, тоже не будут платить эти пени?              
                                                                                
НИКИТЧУК И.И. Я могу на этот вопрос ответить. Нет здесь никаких подвохов. Как   
видите, этот закон распространяется только на те предприятия, которые           
выполняют гособоронзаказ. Гособоронзаказ!                                       
                                                                                
И второй момент. Я хочу сказать, мне очень странно слышать от представителя     
Президента, от представителя Правительства, что вот, дескать, предприятия,      
которые выполняют гособоронзаказ, должны делать платежи в местный бюджет и,     
дескать, если оно этого не делает, то Правительство или государство должно      
компенсировать.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мальцев...                                        
                                                                                
НИКИТЧУК И.И. Я продолжу. Просто для меня это удивительно, понимаете? Как       
развязать эту проблему? Развязка существует. Надо полностью оплачивать          
гособоронзаказ и не ставить предприятия в идиотское положение, когда по суду    
отбирают имущество, когда блокируются счета, когда растаскивается оборонка.     
Что предлагается-то, какой выход? Выход в одном. Или содержать эти              
предприятия, я прежде всего имею в виду предприятия оборонного, вернее,         
ядерно-оружейного комплекса. Нужно ядерное оружие государству, России, или не   
нужно? Надо определиться и Президенту, и Правительству, а потом задавать        
подобные вопросы.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мальцев, ваши предложения.                        
                                                                                
МАЛЬЦЕВ А.Н., Аграрная депутатская группа.                                      
                                                                                
Поскольку я работаю заместителем председателя Комитета по вопросам местного     
самоуправления, та проблема, которую обозначил Александр Алексеевич Котенков,   
весьма четко нас касается. И я думаю, что мы с помощью экспертов нашего         
комитета найдем развязку этого вопроса ко второму чтению. Я очень прошу         
коллег поддержать этот законопроект.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, кто еще?                                             
                                                                                
Депутат Кибирев Борис Григорьевич.                                              
                                                                                
КИБИРЕВ Б.Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Я поддерживаю этот законопроект.                                                
                                                                                
Уважаемый Иван Игнатьевич! В качестве реплики: мы с вами в прошлом году         
приняли, и вступила в действие первая часть Налогового кодекса. Так вот, если   
мне не изменяет память, там есть статья 64, которая уже предусматривает, так    
сказать, невыплату пеней и штрафов за выполнение государственного заказа, то    
есть за те заказы, которые финансируются из бюджета. Мне кажется, надо          
посмотреть вот эти вещи, может быть, тогда и коллизии не будет.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все желающие высказались?                                 
                                                                                
Иван Игнатьевич, вы потом получите слово для заключения.                        
                                                                                
Кузнецов Александр Владимирович. Потом - Мартюшов.                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А.В. Иван Игнатьевич, все-таки проблема-то есть. И это вопрос          
больше, может быть, к нам, депутатам, к Правительству. При утверждении          
федерального бюджета необходимо добиваться защищенной строки по                 
финансированию ЗАТО. А иначе получается то, о чем совершенно справедливо        
говорили представители Президента и Правительства: мы эти суммы не фиксируем,   
правительство их своевременно не выплачивает, а ответственность в результате    
ложится на граждан, проживающих в ЗАТО. Это неправильный подход.                
                                                                                
И я думаю, что ко второму чтению законопроект необходимо доработать.            
Получается так: мы делаем нормальное дело по финансированию военных заказов,    
а в случае нефинансирования ответственность почему-то ложится на граждан,       
проживающих в ЗАТО. Мне кажется совершенно справедливым, что надо доработать    
этот вопрос.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, осталось две минуты до перерыва. Или мы          
законопроект проголосуем, или он перейдет на время после 16 часов. Мое          
предложение - сейчас все-таки проголосовать.                                    
                                                                                
Депутат Мартюшов, может быть, вы снимете ваше предложение? Согласен.            
                                                                                
Иван Игнатьевич, коротко - заключительное слово.                                
                                                                                
НИКИТЧУК И.И. Я хочу сказать, что я согласен с многими высказанными здесь       
предложениями, но давайте готовиться ко второму чтению. Тем не менее я и к      
Правительству еще раз хотел бы обратиться: давайте решать проблему              
кардинально, давайте финансировать как следует, а не на 20-25 процентов, и      
тогда проблем не будет. Я прошу поддержать законопроект в первом чтении.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект "О внесении          
дополнений в Закон Российской Федерации "О закрытом                             
административно-территориальном образовании", пункт 15 нашей повестки дня.      
Прошу проголосовать.                                                            
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              325 чел.             72,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    325 чел.                                          
Не голосовало                 125 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.