Заседание № 253
О проекте федерального закона "О внесении дополнения в пункт 6 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (о праве республик в составе Российской Федерации своими законами устанавливать требования о владении кандидатами на должность президента республики в составе Российской Федерации государственными языками республик в составе Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Депутат Цику предложил пункт 30 рассмотреть в 16 часов. Это постановление, да? Законопроект. Сейчас, коллеги, секундочку... А Аслан Алиевич будет? Он своего московского представителя присылает. Хотя он-то мог бы прийти в любое время. Ну, все же депутат Цику настаивает, чтобы в 16 часов рассмотреть вопрос под номером 30. Это законопроект, который рекомендуется, как я понял, к отклонению комитетом. Да. Пожалуйста, по сроку: депутат просит рассмотреть в 16 часов. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 40 мин. 16 сек.) Проголосовало за 109 чел. 100,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 109 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Принято.
Пункт 30 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении дополнения в пункт 6 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Аслан Алиевич Джаримов, докладчик, представил нам в письменном виде доверенность, где поручает доклад по этому вопросу сделать своему представителю Шевоцукову. Нет возражений у палаты? Я прошу Шевоцукова пройти на трибуну и сделать доклад по этому вопросу. Пожалуйста. Виктор Леонидович Шейнис, подготовьтесь к содокладу. Пункт 30 повестки дня. По решению палаты, принятому утром. Пожалуйста. ШЕВОЦУКОВ П.А., постоянный представитель Республики Адыгея при Президенте Российской Федерации. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Президент Республики Адыгея член Совета Федерации Джаримов Аслан Алиевич как субъект права законодательной инициативы выносит на ваше рассмотрение проект федерального закона, поддержанный Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея, "О внесении дополнения в пункт 6 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Суть законопроекта заключается в том, чтобы в федеральном законодательстве предусмотреть правовые основы, дающие реальную возможность использования языков, признанных государственными в республиках Российской Федерации. Это соответствует части 2 статьи 68 Конституции Российской Федерации, где записано, что республики вправе устанавливать свои государственные языки, и части 2 статьи 5 Конституции, где республика признается государством со своей конституцией и законодательством. Из этого следует, что на территории республики государственный язык Российской Федерации и государственный язык республики в составе Российской Федерации являются равноправными и должны обладать равными правовыми статусами. В связи с этим можно... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я прошу вести себя в зале потише. Олег Викторович Морозов, я просил бы вас мини-совещание закрыть. Пожалуйста, успокойтесь и слушайте докладчика. Мы идем по повестке дня. Пожалуйста. ШЕВОЦУКОВ П.А. В связи с этим можно вспомнить и Декларацию о языках народов России от 25 октября 1991 года, по которой была провозглашена желательность и необходимость овладения языками народов России гражданами, проживающими на одной территории. Более того, парламент России призвал граждан страны способствовать воспитанию уважительного и бережного отношения к языкам всех народов России, всемерному развитию культуры языкового общения и констатировал высокое предназначение языка в исторической судьбе каждого народа. Поэтому требование о свободном владении кандидатом в Президенты республики государственными языками республики органически вытекает из вышесказанного. Знание государственных языков кандидатами на высший государственный пост республики, на наш взгляд, не является ограничением прав граждан. Напротив, знание государственных языков свидетельствует о проявлении уважительного отношения к истории, культуре, традициям народов, чьи языки признаны государственными на той или иной территории. Отрицательное заключение Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе, на наш взгляд, свидетельствует только об одностороннем, чисто юридическом подходе к данной проблеме без учета исторических и социально-политических аспектов. Этот вопрос непростой, неоднозначный. Об этом, кстати, говорил и председатель комитета Анатолий Иванович Лукьянов, об этом говорила Елена Борисовна Мизулина во время обсуждения этой проблемы. Здесь, на наш взгляд, свое слово должны сказать комитеты, возглавляемые Зориным Владимиром Юрьевичем и Иванченко Леонидом Андреевичем. Поддержка депутатами предлагаемого проекта соответствовала бы и постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля прошлого года по Башкортостану, где подтверждено конституционное право республик устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в органах государственной власти республик, наряду с государственным языком Российской Федерации. И это, по мнению Конституционного Суда, обусловлено государственной целостностью России, единством системы государственной власти, особенностями федеративного устройства России (шум в зале), а также служит интересам сохранения двуязычия, а в некоторых субъектах многоязычия их многонациональных народов. Более того, данный законопроект поддержан 13 субъектами права законодательной инициативы. Среди них Правовое управление Аппарата Совета Федерации, органы законодательной власти Пензенской, Курской, Оренбургской, Владимирской областей, Краснодарского края, республик Башкортостан, Марий Эл, Калмыкия, Саха (Якутия) и других. Вот некоторые из отзывов. Орловские законодатели пишут: "Выражаем поддержку инициативе внесения соответствующих дополнений в федеральный закон от 19 сентября 1997 года". Тульская областная Дума считает, что принятие данного закона целесообразно, так как он учитывает особенности федеративного устройства России и служит интересам сохранения многоязычия многонациональных народов. И наконец, в законодательной инициативе члена Совета Федерации Джаримова речь идет о предоставлении права органам законодательной власти республик самим решать вопрос. Здесь надо исходить из особенностей каждой республики. Что касается Республики Адыгея, то знание адыгейского и русского языков позволяет ее лидерам успешно общаться не только с жителями горных аулов, но и с представителями многочисленной (я бы сказал, многомиллионной) диаспоры, которые сумели сохранить на чужбине свой язык, культуру и традиции. Таким образом, внося на ваше рассмотрение данный законопроект, уважаемые депутаты, субъект права законодательной инициативы преследует цель: создание правовой возможности для установления в законодательствах республик дополнительного требования к кандидатам на самую высокую должность - президента республики. Просьба поддержать данный проект федерального закона и проект постановления, который выносится на ваше рассмотрение. Благодарю за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы Г.Н.Селезнев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, давайте мы предоставим слово содокладчику - Виктору Леонидовичу Шейнису. Пожалуйста. ШЕЙНИС В.Л., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые коллеги, мне хотелось бы прежде всего подчеркнуть, что в ходе обсуждения в Комитете по законодательству и судебно-правовой реформе не все выступавшие выразили заинтересованность в развитии национальных культур, в развитии национальных особенностей многочисленных народов, населяющих нашу страну, высокое уважение к правам всех народов, в том числе, разумеется, и к правам народа Адыгеи. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Простите, Виктор Леонидович. Уважаемые депутаты, очень шумно в зале. Уважаемые депутаты, пожалуйста, поспокойнее, потише. Пожалуйста. ШЕЙНИС В.Л. Вместе с тем комитет единогласно (я подчеркиваю это обстоятельство: единогласно) рекомендовал Государственной Думе отклонить данный законопроект. Дело в том, что этот законопроект, что бы там ни говорилось, противоречит ряду положений Конституции Российской Федерации. Речь идет не о юридических тонкостях, не о подробностях, не о формальном подходе к юридическому тексту, а о существе конституционных положений. Я позволю себе напомнить. Часть 2 статьи 6 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Часть 2 статьи 19 устанавливает, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам языковой принадлежности. Именно ограничением права граждан, не владеющих тем или иным языком, является отстранение от участия в выборах хотя бы в качестве кандидата, лишение пассивного избирательного права. Часть 2 статьи 32 устанавливает, что все граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти. Что касается четко записанных в Конституции ограничений, то эти ограничения касаются лишь лиц, осужденных судом или признанных судом недееспособными. Часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека. Правда, в части 3 той же статьи говорится, что права и свободы гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако свободные выборы прямо отнесены Конституцией к основам конституционного строя. Таким образом, нельзя, опираясь на часть 3 статьи 55, в которой нет ни одного положения, которое бы подкрепляло позицию уважаемых оппонентов, нельзя на основании этой статьи ставить под сомнение часть 2 статьи 23. Ни единым основанием из части 3 статьи 55 (этот перечень носит исчерпывающий характер) не мотивировано данное ограничение. Кроме того, я должен сказать, что в постановлении Конституционного Суда, на которое ссылался глубокоуважаемый мною Пшимаф Аскарбиевич, по поводу коллизии, возникшей в связи с законодательством Республики Башкортостан, прямо сказано, что в ходе избирательного процесса должна обеспечиваться реализация избирательных прав граждан вне зависимости от требований к знанию языка. Я должен также сообщить уважаемым депутатам, что на момент рассмотрения в комитете данного законопроекта поступило в общей сложности 30 отзывов, три из них были процитированы уважаемым докладчиком. Однако среди этих 30 было 13 положительных отзывов и 17 отрицательных, в том числе отзывы, полученные от Президента и Правительства Российской Федерации. В заключение мне хотелось бы сказать: и я лично, и члены нашего комитета глубоко убеждены в том, что с точки зрения нормальной человеческой морали, с точки зрения укрепления и развития межнациональных отношений чрезвычайно желательно, чтобы президент республики, которая носит имя того или иного народа, знал язык этого народа. Я полагаю, что очень мощным обстоятельством в поддержку, в защиту кандидатуры того кандидата, который обладает знанием национального языка, а также русского языка, являлась бы его способность разговаривать с людьми также и на родном языке коренного народа. Однако мы полагаем, что этот вопрос не может регулироваться законом до тех пор, покуда действуют определенные статьи Конституции. Мы полагаем, что избиратели примут решение. И на их суд должно быть отнесено, кто именно из кандидатов в наибольшей степени заслуживает высокого поста президента республики. В связи с этим комитет рекомендует данный законопроект отклонить, что отнюдь не является (я заканчиваю тем, с чего начал) выражением неуважения и к уважаемому автору законопроекта, и к тому маленькому, но достойному и уважаемому народу, который он представляет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Леонидович, останьтесь... Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчикам? Депутат Никитчук, потом - депутат Бугера и вы, Любовь Васильевна. Пожалуйста. НИКИТЧУК И.И. У меня вопрос к Пшимафу Аскарбиевичу. Скажите, пожалуйста, что такое свободное владение языком? Каков критерий свободного владения? Кто эти критерии будет устанавливать? И кто будет проверять, насколько кандидат или претендент соответствует этим критериям? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон Николая Николаевича Савельева. Пожалуйста. ШЕВОЦУКОВ П.А. Уважаемые депутаты, речь идет о том, что законодательный орган власти субъекта, в данном случае Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея, в своем законе сможет предусмотреть все технические вопросы, связанные с определением свободного владения языком. Это не проблема. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Бугера - по карточке Шохина. Микрофон Шохина Александра Николаевича включите. БУГЕРА М.Е., фракция "Наш дом - Россия". Уважаемый Виктор Леонидович, вы цитировали постановление Конституционного Суда годичной давности. Пожалуйста, прочитайте всю фразу полностью, от начала и до конца, а не только ее вторую половину. ШЕЙНИС В.Л. У меня в данный момент нет этого текста, но я охотно вам предоставлю этот текст. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Олейник Любовь Васильевна. ОЛЕЙНИК Л.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к Пшимафу Аскарбиевичу. Скажите, пожалуйста, вот вы говорите о том, что требование знания адыгейского языка в данном случае будет служить лучшему удовлетворению прав граждан. У меня в связи с этим возникает вопрос: почему требование знания адыгейского языка распространяется только на президента и не распространяется на выборных лиц и чиновников местных органов, которые гораздо ближе к гражданину и его правам? Это с одной стороны. И с другой стороны. Можете ли вы сказать мне и всем нам, какой процент граждан в каждой из наций, народностей, которые проживают на территории Адыгеи, в достаточной мере знает адыгейский язык? И сколько граждан потеряет право быть избранными президентом из-за незнания языка? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Савельева Николая Николаевича. Пожалуйста. ШЕВОЦУКОВ П.А. Что касается того, почему только к президенту такие требования предъявляются. Ну, во-первых, это человек, который претендует быть лидером многонациональной республики, где установлены два государственных языка. Ко всем остальным пока еще нет необходимости, может, даже и предъявлять. Почему? Потому, что через 10-15 лет эта проблема вообще исчезнет, по нашему мнению. Сегодня добровольно в школах или факультативно более 4000 детей русской национальности изъявили желание изучать язык того народа, с которым они живут много лет. У нас в республике нет проблем с этим. Тем более, что в парламенте Адыгеи заседает большинство русской части населения, и они приняли такое предложение, которое сегодня выносится вам. То есть на месте виднее. И нет у нас проблем с общением. Сегодня многие, даже и государственные чиновники Адыгеи, знают адыгейский язык, являясь русскими. Даже такой пример можно привести: за пределами Адыгеи глава администрации Краснодара Самойленко в совершенстве владеет адыгейским языком. Разве это плохо? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мартюшов. МАРТЮШОВ С.Н., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемый Пшимаф Аскарбиевич, представляется, что вопрос о знании национального языка главой республики, скорее, вопрос приличия, поскольку это само собой разумеющаяся норма для нормальных государственных отношений. Стоит ли регулировать все это законодательно? Многие вещи должен глава национального образования и знать, и делать. Вот еще другой вопрос. Почему в вашем законопроекте предусмотрены только республики? Почему остальные национальные образования - национальные округа, автономные области - исключаются из этого законопроекта? ШЕВОЦУКОВ П.А. Ну во-первых, речь идет о том, что республики по Конституции являются государствами. Во-вторых, Конституцией дается право устанавливать в этих государственных образованиях государственные языки, что и сделано у нас. По сути дела, это во благо, я считаю, руководителю республики, что предъявляется такое требование. Никому, ни одному человеку любой национальности не запрещается изучить оба государственных языка и претендовать на самую высшую должность. Люди, занимающие остальные должности, могут и не знать второго государственного языка Адыгеи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Свинин. Подготовиться депутату Пузановскому. СВИНИН С.В., Аграрная депутатская группа. У меня вопрос к Виктору Леонидовичу. Виктор Леонидович, вы сказали, что 13 положительных отзывов пришло на данный законопроект. Скажите, пожалуйста, какие субъекты законодательной инициативы выразили положительное мнение по этому законопроекту? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутату Шейнису включите микрофон. ШЕЙНИС В.Л. Уважаемый коллега, у меня нет сейчас под рукой полного перечня. Это в основном представители национальных республик, но не только они, некоторые края и области также поддержали этот законопроект. Точно так же, как среди приславших отрицательные отзывы, имеются и те и другие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Пшимаф Аскарбиевич готов зачитать список. Включите микрофон Савельева. Николая Савельева. ШЕВОЦУКОВ П.А. За выступили: Тульская, Курская области, Чувашская Республика, Оренбургская область, Кабардино-Балкарская Республика, Северо-Осетинская Республика, Адыгея, Башкортостан, Калмыкия, Саха (Якутия), Владимирская область, Пензенская область, Краснодарский край. Против выступили: Президент Российской Федерации, Правительство, Алтайский край, Саратов, Курган и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Депутат Пузановский. Пожалуйста, Адриан Георгиевич. ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Докладчик исчерпывающим образом показал, что данное законодательное предложение входит в полное противоречие с конституционными нормами. Поэтому полагаю, что дальнейшая дискуссия является некорректной. Предлагаю ее прекратить и приступить к голосованию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Депутат Чехоев. ЧЕХОЕВ А.Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Геннадий Николаевич, проблема эта намного шире, и я бы просил дать время для выступления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вообще, если такой, как говорится, вынесен приговор нашим Правовым управлением - противоречие Конституции Российской Федерации, - мы вообще, по идее, не имели права выносить законопроект на обсуждение, но коль обсуждение началось, мы должны процедуру довести до конца. Я вижу много рук, поэтому давайте хотя бы по одному представителю от фракций предоставим возможность выступить. Так, от фракции КПРФ - Чехоев. Пожалуйста, Анатолий Георгиевич. ЧЕХОЕВ А.Г. Уважаемые коллеги, я бы начал с того, что когда наши уважаемые друзья из Адыгеи говорят о том, что у каждого есть право изучать язык, то это право (я сам из национальной республики, я хорошо это знаю) не должно быть насильственным. И если мы декларируем, что должны защитить права языка, права населения, права граждан, то мы не должны забывать о том, что когда мы насильственно вводим такой порядок, при котором кандидат в президенты, кандидат в депутаты должен обязательно знать еще и другой язык, местный язык, то мы сразу же этого человека в его правах ущемляем. У нас есть государственный язык Российской Федерации - русский. Его обязаны знать абсолютно все на территории Российского государства. Я коснусь этого вопроса вот в каком аспекте. Недавно у нас на базе комитета по связям с общественными организациями (это комитет Зоркальцева) проводился "круглый стол" по проблемам и перспективам Российской Федерации. И мы там, обсуждая этот вопрос, пришли к мнению, что если в бывшем Советском Союзе мы наделили субъекты правом выхода из состава СССР и по сегодняшний день считаем, что это была бомба, заложенная в 1922 году, то в 1991 году мы prime>льшую бомбу заложили под Российскую Федерацию, когда сказали: ешьте этого суверенитета сколько хотите. Даже субъекты федерации СССР не обладали теми правами, какие сегодня присвоили себе субъекты Российской Федерации, в первую очередь национально-территориальные формирования в составе Российской Федерации. Мы получили обширный материал по анализу конституций субъектов Российской Федерации и Конституции Российской Федерации. Я должен доложить нашим коллегам, моим коллегам, что количество этих расхождений составляет около 4000, а принципиальных расхождений в конституциях субъектов Российской Федерации с Конституцией Российской Федерации - 1200! Мы сегодня можем однозначно говорить о том, что Российская Федерация как федерация уже не существует. Я бы хотел сказать еще вот о чем. Мы сейчас говорим о развитии языков и всего остального, но ведь у нас была хорошая практика. Дело в том, что, по официальным данным ЮНЕСКО, в ХХ веке в мире утеряно около 20 процентов языков. На территории Советского Союза 165 национальностей, 122 языка. И вот эти 122 языка за ХХ век полностью сохранились. И еще хочу сделать одно предупреждение. Сегодня, когда мы говорим о том, что наши национально-территориальные формирования должны добиваться суверенитета, независимости, - это очень опасная игра. И я бы обратился ко всем и сказал: остановитесь! Когда развалился Советский Союз, по крайней мере, он развалился на государства. Если начнет разваливаться Российская Федерация, это будет лоскутное одеяло, никто не будет знать, что делать. И страдать, кстати, в первую очередь будут как раз вот эти малые республики. И последнее, наверное, и самое главное. Те центробежные процессы, которые идут сегодня у нас в Российской Федерации (а процессы очень сильные) - это отсутствие центральной жесткой власти, отсутствие исполнительной вертикали, отсутствие, а вернее, присутствие многочисленных конституций. 22 президента на территории одного государства! И хочу сказать, что наши субъекты Федерации пока являются субъектами Федерации и Российская Федерация пока официально не является конфедерацией. Так вот я хочу сказать, что если эти процессы будут и дальше набирать силу, то в 2000 году в лучшем случае в России будет избираться президент Московии, а не Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По порядку ведения - депутат Семаго. СЕМАГО В.В. Уважаемые коллеги и Геннадий Николаевич! Я думаю, что, наверное, предложение, которое я сейчас хочу вам предложить (извините за тавтологию), наверное, разумное. Ну, понятная схема сегодня, понятна схема обсуждения. Давайте перейдем к голосованию. И второе, что я хотел бы вам сказать. В ваше отсутствие, Геннадий Николаевич, выяснилось, что 15 апреля - мы вообще такую дату никогда не ставили. И поэтому я предлагаю лишить аккредитации те лживые средства массовой информации, которые ввели в заблуждение народ. Я считаю, что нужно так сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вы подчинитесь партийной дисциплине. Да? СЕМАГО В.В. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, поступило предложение прекратить прения. По ведению - депутат Бугера, по карточке Шохина. А потом я поставлю на голосование предложение Владимира Владимировича Семаго. БУГЕРА М.Е. Геннадий Николаевич, вот потому, что вы так быстро прекращаете прения, всякая дезинформация по поводу 15-го и другое здесь проходит. Здесь в содокладе депутата Шейниса прозвучала дезинформация по поводу решения Конституционного Суда по запросу, связанному с Республикой Башкортостан. Я в своем выступлении, на которое меня уполномочила фракция на своем совещании, хотел как раз дать точную информацию, а вы хотите прекращать прения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, зачитайте. Поступило предложение, я хочу его поставить на голосование, а не прекращать прения. Пожалуйста, зачитайте, как точно статья звучала. Виктор Леонидович не смог зачитать. БУГЕРА М.Е. Тогда немного напомню обстановку. В Конституции Республики Башкортостан есть требование к кандидатам на пост Президента Республики знать два языка: башкирский и русский. Закона о государственных языках год назад в Республике Башкортостан не было. Конституционный Суд рассматривал в апреле прошлого года, в марте-апреле прошлого года, этот вопрос, исходя из наличия вот этой ситуации, и принял такое решение: "Исходя из нерешенности вопроса о правовом статусе государственного языка Республики Башкортостан, прекратить производство по делу в части, касающейся проверки конституционности названных положений". И дальше: "До урегулирования вопроса о правовом статусе государственных языков в Республике Башкортостан правоприменительные органы должны обеспечивать в ходе избирательного процесса реализацию избирательных прав вне зависимости от требований к знанию языка". То есть это решение о знании языка относилось только к одной избирательной кампании - по выборам Президента прошлого года. Конституционный Суд, по сути дела, указал на то, что в республике должен быть закон о государственных языках, где будут урегулированы все технические моменты, о которых здесь уже говорилось, и тогда претензий у Конституционного Суда не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По порядку ведения - Шейнис. (Шум в зале.) Подождите, коллеги. ШЕЙНИС В.Л. Уважаемые коллеги, я решительным образом протестую против определения "дезинформация" в мой адрес. То, что сказал депутат Бугера, ни в коей мере не противоречит тому, что сказал я. А в дополнение к этому могу сказать, что Конституционный Суд, рассматривая данный вопрос, действительно по соображениям, которые здесь были упомянуты, отклонил рассмотрение данного вопроса. Но Конституционный Суд вовсе не высказывался в пользу того, что требование знания языка может соответствовать Конституции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, подождите. Казбек Асланбечевич, по вам будет отдельно голосование, если вы настаиваете. Сначала я голосую предложение депутата Семаго о прекращении прений. Пожалуйста, голосуйте. (Выкрики из зала.) Это ваш вопрос. Возбудите процедуру лишения аккредитации, Владимир Владимирович. Кто без карточки, уважаемые депутаты? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 48 мин. 28 сек.) Проголосовало за 218 чел. 96,5% Проголосовало против 8 чел. 3,5% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 226 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Прения прекращены. Уважаемые депутаты, на выступлении настаивает наш депутат Казбек Асланбечевич Цику. (Выкрики из зала.) Нет, я ставлю на голосование, чтобы дать ему слово. Он настаивает. (Выкрики из зала.) Я понимаю, что вы оттуда, но решает палата, Казбек Асланбечевич. Кто за то, чтобы дать слово для выступления, потому что мы прения прекратили голосованием? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 49 мин. 10 сек.) Проголосовало за 94 чел. 61,4% Проголосовало против 56 чел. 36,6% Воздержалось 3 чел. 2,0% Голосовало 153 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Пожалуйста, включите микрофон депутату Цику. После этого будем голосовать. ЦИКУ К.А. Уважаемые депутаты, я один из представителей этого народа, который сегодня могут лишить того, чтобы его президент был представителем родной Адыгеи. (Шум в зале.) Прошу прощения, пожалуйста, выслушайте меня. Дело в том, что в прошлом веке произошла трагедия из-за политики царского самодержавия: из 5 миллионов народа, проживавшего на территории Северо-Западного Кавказа, осталось 46 тысяч адыгов. Благодаря заботе (как бы вы это ни оценивали) советского государства сохранился этот народ, и сегодня он составляет в Российской Федерации 110 тысяч человек. За пределами России проживает сегодня более 4 миллионов адыгов, в том числе и в дальнем зарубежье. Поэтому, когда приезжают оттуда люди с желанием непосредственно с первым лицом республики поговорить на родном языке, а им говорят: он не знает вашего языка, переводчик будет сидеть, - это омрачает их настроение и они уходят. (Выкрики из зала.) Владимир Владимирович, молчи, пожалуйста. Не надо так! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тише, тише, тише. Не мешайте! ЦИКУ К.А. Не оскорбляй меня и мой народ. Я прошу выслушать меня внимательно. Никого сегодня в Адыгее не понуждают к необходимости знать наш адыгейский язык. Добровольно все изучают адыгейский язык, может быть, не из желания стать президентами, а из уважения к этому народу. Когда в 1964 году я после аспирантуры приехал и начал работать в пединституте, тогда там не изучали историю Адыгеи. Под влиянием времени и факторов различных стали изучать историю Адыгеи в Адыгейском пединституте. Многие питомцы из Адыгейского пединститута работают в самых различных субъектах Российской Федерации и бывшего Советского Союза. И они, естественно, доносят до народов, среди которых проживают, культуру этого народа, моего народа. Это тысячелетняя культура. Многие из вас знают те экспонаты, которые находятся в музеях Российской Федерации. Они обошли практически весь мир, и весь мир рукоплескал тем находкам, которые нашли под землей Адыгеи. Я не ставлю под сомнение... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте несколько секунд. Пожалуйста, Казбек Асланбечевич. ЦИКУ К.А. ...то, что многие депутаты поддержат этот закон. Конституция Российской Федерации, в частности часть 2 статьи 5 Конституции, содержит положение о том, что это суверенное государство, дает право законодательному... Президент имеет право законодательной инициативы, ему дают возможность выйти с этим предложением. Поэтому прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать проект вынесенного постановления и принять этот законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Правительства хотел бы выступить по данному закону? Нет. Представитель Президента? Нет. Заключительное слово. Пожалуйста, докладчик, на трибуну. Пожалуйста, Пшимаф Аскарбиевич. ШЕВОЦУКОВ П.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я понимаю, что проблема, которая вынесена сегодня, не простая, она очень сложная, и с ходу ее трудно решить. Поэтому и предложен проект постановления, который предполагает принятие в первом чтении и доработку этого материала. Но убедительная просьба - сразу не отвергать, ибо это проблема и политическая, а не только юридическая. Еще раз хотел бы подчеркнуть (как мне показалось, у некоторых депутатов есть непонимание): никакого ущемления прав у нас нет в республике. Напротив, еще раз хочу сказать, что это во благо любому кандидату - знание языка того народа, лидером которого он хочет стать. И это очень важно. А что касается технических проблем - изучения языка или, допустим, определения степени знания языка, - это все надо доверить вашим коллегам, депутатам местных парламентов. Уверяю вас, даже не все республики примут такое положительное решение. А только те, где созданы такие условия, где позволяют особенности и обстоятельства, события, происходящие в данном субъекте Российской Федерации. Поэтому опасения, которые здесь высказывали, - что якобы, получив такое право, та или иная республика, и в частности Республика Адыгея, может вдруг претендовать на развал Российской Федерации, - на мой взгляд, беспочвенны, потому что никогда ни адыгский народ, ни тем более нынешняя Республика Адыгея не видели себя вне Российской Федерации. Более того, мы первые готовы и стремимся к тому, чтобы укреплять Российскую Федерацию. Посмотрите, пожалуйста, все законы, которые принимаются нашим парламентом. Ну и наконец, в парламенте Республики Адыгея преобладают русские. В Республике Адыгея преобладают русские - 78 процентов. И между тем мы находим общий язык. Сегодня государственный флаг республики - это бывший национальный флаг наших предков, адыгов, двухвековой давности. В гербе отражены символика, традиции и исторические факты из истории адыгов. То есть мы находим прекрасно общий язык. И что касается знания русского языка адыгами - уверяю вас, адыгейцы знают русский язык не хуже, чем многие русские. Поэтому убедительная просьба... Здесь не идет речь ни о каком ущемлении прав. Убедительная просьба поддержать данную инициативу и проголосовать за проект постановления, который роздан вам. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Леонидович Шейнис, заключительное слово, пожалуйста. Включите микрофон Виктору Леонидовичу Шейнису. ШЕЙНИС В.Л. Уважаемые коллеги, мне менее всего хотелось бы здесь противопоставлять интересы общего порядка интересам адыгского народа. Я подчеркивал и подчеркну еще раз, что в этом зале, как я полагаю, не найдется ни одного депутата, который склонен был бы с неуважением относиться к тому или иному народу нашей страны. Но любые прагматические соображения, любые соображения исторического порядка в данном случае не работают. Есть Конституция. Если вы хотите изменить ее положения, надо вносить в предусмотренном Конституцией порядке предложения по изменению Конституции. Не может, с моей точки зрения и с точки зрения комитета по законодательству, наша палата проголосовать за положение, которое прямо противоречит целому ряду статей Конституции Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Уважаемые депутаты... (Шум в зале.) Что, коллеги? Заключительное слово прозвучало, все. Я ставлю на голосование. По мотивам - депутат Бугера. БУГЕРА М.Е. После короткой дискуссии, которая здесь прошла у нас с Виктором Леонидовичем Шейнисом, я теперь понял, почему депутат, единственный член фракции "ЯБЛОКО" - представитель титульной нации одной из республик Российской Федерации, вышел из фракции "ЯБЛОКО". И сейчас там нет людей с фамилиями типа Султанов, Чехоев, Цику или какими-то другими. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это интересно для фракции "ЯБЛОКО"... Так, хорошо. По мотивам - Вишняков Виктор Григорьевич. ВИШНЯКОВ В.Г. Уважаемые депутаты, вы доверили мне в 1996 году выступать в Конституционном Суде по этой же проблеме, когда в Верховный Совет Республики Марий-Эл избирался представитель ЛДПР Маркелов. И его ограничили по этой статье. И тогда Конституционный Суд положительно решил этот вопрос, в плане того, что не может быть вот такого ограничения в отношении русских, которые претендуют на президентский пост. Поэтому я не понимаю... И противоречие Конституции есть, и дважды решал Конституционный Суд (и положительно решал) этот вопрос, в плане соблюдения Конституции. Ну зачем мы снова возвращаемся к этому вопросу? И время отнимаем, и лишний раз с Цику я начинаю ссориться из-за этого. Мой ближайший друг, товарищ, а он сейчас ко мне подойдет и скажет: опять ты против адыгейского народа. Да люблю я этот народ, но Конституция-то выше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, по мотивам... Нет. Коллеги, что же вы все... Депутат Митрохин, пожалуйста, по мотивам. Потом депутат - Рыбаков. МИТРОХИН С.С., фракция "ЯБЛОКО". Я бы хотел сделать замечание и хотел бы, чтобы председательствующий делал замечания в подобных случаях. В частности, прозвучала некорректная реплика депутата Бугеры о внутренней ситуации во фракции "ЯБЛОКО". В ответ на эту реплику я могу сказать, что движение "Наш дом - Россия" не смогло защитить своего собственного члена, Аринина, от жесточайшего произвола лидера Башкирии. И вместо того, чтобы защитить права члена собственной фракции, лидер "Нашего дома - России" поехал целоваться с Рахимовым. Впредь любые реплики такого рода будут встречать соответствующий отпор фракции "ЯБЛОКО". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно, каждая фракция должна защищать свою честь и достоинство. Депутат Рыбаков. По мотивам только, пожалуйста, коллеги. РЫБАКОВ Ю.А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемое собрание, совершенно очевидно, что человек, который будет претендовать на роль лидера той или иной национальной республики, почти не будет иметь шансов на избрание, если не знает языка этой республики или обычаев и не уважает их. Поэтому никакие запреты или требования на самом деле отнюдь не являются необходимыми. Сама по себе ситуация, очевидно, расставит, так сказать, результаты по местам. Этот законопроект является откровенным способом фильтрации кандидатов. Здесь правильно задавали вопрос: а кто будет судить о качестве знания языка? И фильтрация эта будет отнюдь не по языковому принципу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юлий Андреевич, это выступление, это не по мотивам голосования. Коллеги, ставлю на голосование: принять закон в первом чтении. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Депутат Ковалев - против. Кто еще? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 32 сек.) Проголосовало за 36 чел. 8,0% Проголосовало против 65 чел. 14,4% Воздержалось 6 чел. 1,3% Голосовало 107 чел. Не голосовало 343 чел. Результат: не принято Так, не принято.
Заседание № 246
О проекте федерального закона "О внесении дополнения в пункт 6 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (о праве республик в составе Российской Федерации своими законами устанавливать требования о владении кандидатами на должность президента республики в составе Российской Федерации государственными языками республик в составе Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
По пункту 7 повестки дня докладчик - Александр Владимирович Кузнецов. Вы не готовы? Пункт 7 повестки дня, который мы обещали начать рассматривать сразу после перерыва, по сообщению депутата Пашуто, пока не готов. Мы тогда продолжаем работу в соответствии с нашим порядком. Пункт 9 повестки дня. Докладчик Аслан Алиевич Джаримов перепоручил Юрию Моссовичу Наатыжу, но и тот и другой... Как, Виктор Леонидович? Пройдите на трибуну, поясните ситуацию, и примем решение. Виктор Леонидович Шейнис - содокладчик по пункту 9, но основных докладчиков нет. ШЕЙНИС В.Л., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые коллеги, сейчас подходит Анатолий Иванович Лукьянов, в руках у которого телефонограмма с таким содержанием: Джаримов отзывает данный законопроект. Однако ради юридической чистоты, поскольку это только телефонограмма, я бы предложил обсудить данный законопроект и принять то решение, которое рекомендует комитет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Иванович Лукьянов. ЛУКЬЯНОВ А.И., председатель Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе, фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Да, действительно только что связался с нами заместитель постоянного представителя Республики Адыгея при Президенте Российской Федерации и сообщил, что Президентом Республики Адыгея Джаримовым принято решение отозвать внесенный им проект федерального закона в связи с отрицательной позицией комитета по законодательству. Сейчас готовится по этом вопросу письмо. Письма у нас нет, но, поскольку этот законопроект противоречит Конституции, он так и будет висеть все время на нас. Надо просто решить по этому вопросу, и все: принять к сведению и снять его с обсуждения решением Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, в связи с предложением Анатолия Ивановича Лукьянова... Сейчас голосовать как будем, Анатолий Иванович, какой вопрос ставить на голосование? ЛУКЬЯНОВ А.И. Снять с обсуждения в связи... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В связи с отзывом законопроекта докладчиком. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект (пункт 9 повестки дня) в связи с тем, что он отозван докладчиком, с рассмотрения снять? Прошу голосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 38 мин. 59 сек.) Проголосовало за 283 чел. 62,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 283 чел. Не голосовало 167 чел. Результат: принято 283 голоса. Принимается.