Заседание № 94
О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (по вопросу регулирования права собственности религиозных организаций; в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Блок отклоненных федеральных законов. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Докладывает председатель Комитета по законодательству Павел Владимирович Крашенинников. С места. Микрофон включите. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, мы неоднократно, вернее, Государственная Дума неоднократно рассматривала этот вопрос. Первый раз данный закон был отклонен Президентом в 1999 году. Затем, несмотря на заключение Комитета по законодательству, все-таки этот закон был принят. Я напомню, что речь идет о том, чтобы религиозным объединениям разрешить создавать унитарные предприятия и учреждения. Сейчас тот закон, который был принят, ветирован Президентом в связи с тем, что он не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации. И мы полагаем, что, конечно же, не стоит создавать никакую группу, а нужно просто принять это к сведению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович.
Заседание № 237
О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части регулирования права собственности религиозных организаций).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
МИЗУЛИНА Е.Б., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые депутаты! В декабре в первом чтении мы приняли небольшой проект закона - поправку к части первой Гражданского кодекса и к закону о порядке введения в действие части первой ГК. Необходимость принятия этого законопроекта была связана с тем, что в соответствии с ныне действующим Гражданским кодексом предприятия, принадлежащие на праве собственности религиозным организациям, должны пройти перерегистрацию до 1 июля этого года, после которой имущество, принадлежащее сегодня на праве собственности религиозным организациям, перестает им принадлежать и становится собственностью предприятий, которые в соответствии с ныне действующим Гражданским кодексом приобретут статус юридического лица частного права. К законопроекту, который вам сегодня предложен, поступили поправки. Все поправки учтены, поэтому у нас имеется только одна таблица - учтенных поправок. Но вместе с тем в пакете документов вы найдете заключение Правового управления. Правовое управление вновь, как и при первом чтении, повторяет один аргумент, состоящий в том, что данный законопроект не соответствует концепции Гражданского кодекса. Я хотела бы по этому поводу заметить, что, мягко говоря, данное утверждение Правового управления несправедливо. В Гражданском кодексе предусмотрено, что почти все предприятия действуют теперь в России на правах юридических лиц частного права, - мы же в рынок вступили. Но даже авторы Гражданского кодекса, принимая его, признали, что невозможно абсолютно все связать с частным интересом. В СССР, кстати, существовали юридические лица публичного права или основанные на общественной и государственной собственности. С чем мы столкнулись? Государственные предприятия можно отнести к юридическому лицу частного права? Нет. А предприятия религиозных организаций? Тоже нет. Ведь здесь преследуется не частный интерес, а интерес общественный, интерес публичный. Поэтому авторы Гражданского кодекса (и с этим согласились законодатели) наряду с юридическими лицами частного права предусмотрели и такую разновидность, как унитарные предприятия, являющиеся коммерческими, но для которых прибыль не является целью, а прибыль получается для того, чтобы осуществлять какие-то публичные, общественные интересы. И Гражданский кодекс отнес к этим унитарным предприятиям муниципальные и государственные предприятия. Мы с вами, принимая законопроект в первом чтении, проголосовали за то, чтобы включить в этот перечень еще и предприятия религиозных организаций, которые тоже существуют не для того, чтобы получать прибыль, а для того, чтобы обеспечивать отправление религиозного культа. Этих предприятий не так много. В частности, они есть у Русской православной церкви, которая к нам обратилась в свое время с инициативой разработки этого законопроекта. Различие между унитарными предприятиями и коммерческими предприятиями, куда сейчас хотят "откинуть" все предприятия православной церкви, заключается в том, что унитарные предприятия находятся в собственности государства или муниципалитета. Здесь предприятие будет оставаться в собственности религиозной организации. Если же мы не примем этот законопроект, то тогда эта собственность изымается у религиозной организации и имущество, которым обладает предприятие, становится собственностью этого предприятия, ну или людей, которые его возглавляют. Кроме того, унитарные предприятия нельзя приватизировать. Вы представьте абсурдную ситуацию, если сегодня, например, "Софрино", единственное предприятие Русской православной церкви, которое изготавливает всю религиозную утварь, будет приватизировано. Ну что это? Это будет такой удар по церкви, что просто даже страшно себе представить. На унитарные предприятия не распространяется процедура банкротства. То есть это защитные механизмы, сохраняющие в данном случае в собственности религиозной организации предприятие, которое нельзя закрыть помимо нее, помимо собственника, нельзя приватизировать, распределить между частными лицами. Да, конечно, есть особенности налогообложения, потому что здесь вся хозяйственная деятельность этой организации направлена на то, чтобы обеспечить цели религиозной организации. Так вот, противоречит ли концепции ГК предложенный законопроект? Да нет. Ведь в действующем Гражданском кодексе есть понятие "юридические лица частного права" и есть понятие "унитарные предприятия", которые таковыми не являются. И мы предлагаем отнести предприятия религиозных организаций именно к унитарным предприятиям. Причем обращаю ваше внимание: сегодня все предприятия религиозных организаций действуют по правилам унитарных предприятий. Так записано в ГК. Они не являются ни акционерными обществами, ни товариществами с ограниченной ответственностью, они приравнены по статусу к унитарным предприятиям. И мы лишь предлагаем сохранить этот статус и впредь, а не только до 1 июля. При обсуждении данного законопроекта, вот в кулуарах, мне ряд депутатов высказывали опасения, и я полагаю, что нужно их оговорить, коль скоро у нас нет отклоненных поправок. Одно опасение: не будут ли под видом предприятий религиозных организаций создаваться разные коммерческие структуры, которые будут служить не религиозной организации, не целям религиозной организации, а целям коммерции? Так вот, уважаемые депутаты, хочу обратить ваше внимание на то, что этот законопроект, который мы сегодня принимаем, напрямую не предусматривает создания унитарных предприятий. Следом мы будем принимать закон об унитарных предприятиях, где будет расписан порядок создания унитарных предприятий, в том числе для религиозных организаций. В частности, наш комитет по законодательству туда будет предлагать (и мы с коллегой депутатом Арефьевым, который ведет данный законопроект, уже об этом договорились) и такую норму, что перечень унитарных предприятий, в том числе религиозных организаций федерального уровня, утверждается федеральным законом. Мы такой прием уже применяли по отношению к перечням месторождений по закону "О соглашениях о разделе продукции", по отношению к культурным ценностям. Наверное, это будет выходом из ситуации, чтобы не допустить подмены. Что же касается предложения о распространении статуса унитарных предприятий, например, на предприятия общественных организаций, этот вопрос мы будем обсуждать, но не в рамках данного законопроекта, ограничимся только им. Итак, от имени комитета по законодательству мы просим вас поддержать во втором чтении законопроект. Таблица поправок, принятых комитетом, у вас на руках имеется. Я готова ответить на вопросы. Правда, их вроде нет по данному законопроекту во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас посмотрим, есть или нет. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к Елене Борисовне? Есть, вот видите. Жанна Михайловна Лозинская. Только по таблицам поправок вопросы могут быть. ЛОЗИНСКАЯ Ж.М., депутатская группа "Народовластие". Нет, поскольку Елена Борисовна в информации сама затронула более широкий аспект, я хотела уточнить: а мнение комитета нашего по делам религиозных организаций каково? МИЗУЛИНА Е.Б. Этот законопроект разрабатывали два комитета - по законодательству и по религиозным организациям. Виктор Ильич Зоркальцев здесь, он подтвердит. Заключение от их комитета положительное, законопроект поддержан также единогласно. Это готовили два комитета Государственной Думы. Благодарю, что вы напомнили, потому что я забыла сказать о том, что это вносится от имени двух комитетов. И два заключения у вас есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть еще вопросы к Елене Борисовне? Есть еще вопрос, да. Депутат Рыбаков. РЫБАКОВ Ю.А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Елена Борисовна, вы уже озвучивали вот то опасение, о котором шла речь у нас в комитете, - о возможности, так сказать, криминальной агрессии по отношению к таким унитарным религиозным предприятиям. Но мы с вами говорили тогда в комитете о том, что вы введете в текст закона указание, ссылку на то, что порядок создания подобных унитарных предприятий религиозными организациями будет оговорен специальным законом. Я не нашел этого в тексте. МИЗУЛИНА Е.Б. Юлий Андреевич, ссылка на то, что порядок создания предусматривается законом об унитарных предприятиях, содержится прямо в Гражданском кодексе. Мы только лишь записали, дополнили статью Гражданского кодекса, что не только государственные и муниципальные, но в том числе и предприятия религиозных организаций. Вы посмотрите, здесь это есть, по предложению Правового управления мы внесли поправку и в эту статью. Это статья 114 или 115. Посмотрите, пожалуйста, здесь все есть, отсылка есть к этому закону. Новые предприятия могут впредь создаваться, если мы сегодня принимаем этот закон, на что комитеты надеются, но только после вступления в силу нового закона об унитарных предприятиях. Он разрабатывается, текст его первичный есть в комитете по собственности. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вижу, сейчас я предоставлю вам возможность задать вопрос. Уважаемые коллеги, я должна поставить вас в известность о том, что на рассмотрении этого вопроса у нас присутствует архиепископ Солнечногорский Сергий, Управляющий делами Московской патриархии. Если будут к нему вопросы, вы тоже вправе воспользоваться его присутствием. Депутат Учитель. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Может, может, Владимир Владимирович, вы плохо знаете Регламент. Пожалуйста. УЧИТЕЛЬ В.А., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемая Елена Борисовна, сейчас вы сказали о том, что после того, как будет принят закон о религиозных унитарных предприятиях, после внесения поправок в Гражданский кодекс, будет разработан новый закон, где будет утвержден конкретный перечень предприятий, которые можно будет признавать унитарными или нельзя. Не думаете ли вы, что тут могут возникнуть некие политические факторы, когда одно предприятие будет подпадать под закон, а другое нет? МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Виктор Александрович, не совсем точно вы воспроизвели то, что я сказала. Я сказала, что такая норма - о том, что перечень унитарных предприятий утверждается федеральным законом, - предполагается к включению в законопроект, который будет предложен Государственной Думе для рассмотрения. То есть процедура создания и правовое положение унитарных предприятий будут детально прописаны в специальном законе. Если Государственная Дума не согласится с вариантом утверждения законом перечня, а предложит просто требования, которым должно при создании отвечать предприятие религиозной организации, значит, будет тот вариант. Пока еще это то, что будет обсуждаться здесь же, в Государственной Думе. И вне обсуждения предприятия религиозных организаций впредь создаваться не будут, как и любые другие предприятия. Это, конечно, будет политическое обсуждение, как все обсуждения в Думе. Кстати, я хотела бы заметить, Жанна Михайловна, по поводу ваших опасений: а вы можете утверждать, что государственные и муниципальные предприятия, которые создаются в виде унитарных, это не всегда "Рога и копыта"? Тоже нет. Поэтому, когда мы будем принимать закон об унитарных предприятиях применительно и к муниципальным, и к государственным, и к религиозным организациям, конечно, нужно будет рассмотреть процедуру их создания и правовое положение, чтобы не было сокрытия под видом их коммерческих организаций. Но это реально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть вопросы еще, коллеги? Кажется нет, да? Депутат Мартюшов, пожалуйста. МАРТЮШОВ С.Н., фракция "ЯБЛОКО". Елена Борисовна, как бы поточнее сформулировать... У нас все-таки имеется положение о свободе совести, то есть свободе как исповедовать религию, так и быть атеистом. Поэтому скажите, почему религиозные организации получают право на такие унитарные предприятия, а общественные организации атеистического плана лишены такого права? Нет ли в этом дискриминации? МИЗУЛИНА Е.Б. Во-первых, предприятия религиозных организаций уже существуют, и существуют сейчас в соответствии с Гражданским кодексом на правах унитарных предприятий, но до 1 июля этого года, то есть это реальность, с которой мы должны считаться и эту дилемму надо разрешить. Что же касается предприятий общественных организаций атеистического свойства, к нам такие не обращались. А здесь к нам обратились наши избиратели. Второе. Относительно свободы вероисповедания. Спасибо вам за этот вопрос. Свобода вероисповедания предусматривает в соответствии с законом, что гражданину государство, а значит, и Государственная Дума обеспечит возможность, если он исповедует какую-то религию, отправлять обряды. А это значит, надо, чтобы были церкви, чтобы была там соответствующая утварь, чтобы можно было приобрести свечку в соответствии со своими доходами и так далее. Вот именно на это - на материальное обеспечение свободы вероисповедания - и направлен настоящий закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросов нет больше, уважаемые коллеги? Хорошо. Спасибо, Елена Борисовна, присаживайтесь. Таблица поправок одна только, да. Хорошо. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли желающие высказаться по таблице поправок? Нет. У представителя Правительства есть предложения или замечания? У представителя Президента? Нет. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять таблицу поправок, рекомендуемых комитетом для принятия? Кто без карточки? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 36 сек.) Проголосовало за 296 чел. 65,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 296 чел. Не голосовало 154 чел. Результат: принято Принимается. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас я вам дам слово. Нет, я вам дам слово. Так, уважаемые коллеги, я ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 17 сек.) Проголосовало за 311 чел. 69,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел. Результат: принято Принимается. Елена Борисовна Мизулина просила слова. Пожалуйста, включите микрофон. МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые депутаты! По этому законопроекту полностью проведена лингвистическая и правовая экспертиза. И от имени двух комитетов мы убедительно просим проголосовать в третьем чтении, учитывая, что очень маленький срок, до 1 июля немного осталось, а еще Совет Федерации и Президент. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, не будет возражающих? Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять проект закона в третьем чтении? Кто без карточки? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 17 сек.) Проголосовало за 320 чел. 71,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 225
Включить в повестку дня проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Гражданского кодекса РФ и в ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ", рассмотреть в 16.00 с участием Владыки Сергия
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты! Этот вопрос давно был согласован с патриархией, был известен день и время, когда будет рассматриваться этот законопроект, но вчера на Совете Думы произошло недоразумение. Официальное подтверждение о направлении своего представителя на обсуждение этого законопроекта в Думе Патриарх Московский и всея Руси Алексий прислал в Государственную Думу вчера где-то в 12 часов дня, когда шло заседание Совета. Поэтому у Виктора Ильича Зоркальцева, который предложил отложить рассмотрение этого вопроса, просто не было достоверной информации о позиции патриархии. Она есть на сегодня, рассмотрение этого вопроса нельзя откладывать, он связан со вступлением в силу первой части Гражданского кодекса. Наши религиозные организации просто лишатся собственности, которая традиционно существует в России. Поэтому просьба поддержать и включить вопрос так, как это было заранее определено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Ильич Зоркальцев. Ваше мнение, профильного комитета, а потом - Анатолий Иванович. ЗОРКАЛЬЦЕВ В.И., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Мы согласны с позицией Елены Борисовны Мизулиной. Действительно, здесь были некоторые организационные неувязки, они сняты, есть подтверждение официальной позиции и нашего комитета, и патриархии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Иванович Лукьянов, ваше мнение. ЛУКЬЯНОВ А.И., председатель Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе, фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня на руках представление Патриарха, поэтому я считаю, что комитет правильно поступил, когда внес вопрос на рассмотрение Думы. Вместе с комитетом мы просим включить его в повестку дня. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рита Васильевна, дайте мне, пожалуйста, работать дальше. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть предложение комитета по общественным организациям включить в сегодняшнюю повестку дня в фиксированное время, в 16.00, вопрос с участием, как я понимаю, Патриарха всея Руси Алексия... Владыка Сергий, уточняют, владыка Сергий. Это вопрос по изменениям в Гражданский кодекс. Прошу определиться голосованием: на 16.00, на фиксированное время. Владыка Сергий, сказали, содокладчик. Конечно, нарушение, кто спорит... Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 53 сек.) Проголосовало за 268 чел. 59,6% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 270 чел. Не голосовало 180 чел. Результат: принято Принимается.
Уважаемые депутаты, сегодня при обсуждении повестки дня было решено, что дополнительный вопрос - проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" - мы также рассмотрим в 16 часов. Так, Елена Борисовна? Елена Борисовна, вы докладчица, пожалуйста, на трибуну. На обсуждении проекта этого федерального закона присутствует управляющий делами Московской патриархии владыка Сергий. Он здесь. Пожалуйста. МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Гражданского кодекса и в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса...". Этот законопроект подготовлен Виктором Ильичом Зоркальцевым, Анатолием Ивановичем Лукьяновым и мною по просьбе представителей нашей патриархии. Суть закона состоит в следующем. Когда мы с вами приняли новый Гражданский кодекс, то мы в нем записали, что отныне все предприятия всех организаций, в том числе и религиозных, и общественных, могут существовать только в форме хозяйственных товариществ, обществ, кооперативов и с правами юридического лица. Религиозные организации, в числе которых была и православная церковь, имели и пока еще имеют, потому что срок введения в действие этой статьи ГК - 1 июля 1999 года, предприятия, находящиеся в собственности религиозных организаций. Что стоит за такого рода юридическим статусом предприятия, находящегося в собственности религиозной организации? Я думаю, вам понятно, что, во-первых, оно остается в собственности именно религиозной организации, только она учредитель, распорядитель, владелец, пользователь и контролер этого предприятия, находящегося в ее собственности. Во-вторых, такое предприятие, естественно, никак не может быть причислено к коммерческим предприятиям, со всеми выходящими отсюда последствиями. Зачем нужны такой статус предприятиям религиозных организаций и сохранение такого статуса? Во-первых, потому, что если исходить из конституционного принципа, что ни один закон без необходимости не должен ухудшать конституционные права граждан, то эти предприятия просто автоматически выбыть из собственности религиозных организаций не должны. Но самое главное, если только мы пойдем на вариант изменения собственности религиозных организаций и изымем у них предприятия, которые сегодня находятся в их собственности, то мы с вами сразу создадим основания для нарушения конституционного права граждан на свободу совести и вероисповедания, потому что предприятия религиозных организаций имеют своей целью только одно - изготовление предметов религиозного культа, без которых отправление свободы совести и вероисповедания невозможно. Вы знаете, любая религия предусматривает, что ни в коем случае церковь не может наживаться на предметах религиозного культа, что свечи и другие предметы религиозного культа, которые необходимы при реализации этого конституционного права на свободу вероисповедания, должны быть по карману простому гражданину, что именно простые люди идут в церковь. И поэтому, естественно, если только мы изымаем эти предприятия из собственности религиозных организаций и бросаем их в общий перечень хозяйственных товариществ, кооперативов, то есть ставим в одни и те же условия, что и коммерческие предприятия, мы ударяем не только по религиозным организациям - прежде всего мы ударяем по миллионам наших сограждан, которые верят в Бога, ходят в церковь, используя конституционное право на свободу вероисповедания. Поэтому мы пришли к тому, что нужно срочно внести поправки в Гражданский кодекс. Они небольшие, и суть их состоит в том, что мы расширяем понятие "унитарные предприятия". Сегодня это муниципальные и государственные и добавляются еще предприятия, созданные религиозными организациями, то есть где единственный учредитель - это религиозная организация. То есть мы предлагаем сохранить тот статус этих предприятий, который они имеют сегодня и имели в течение десятилетий в России. Мы убедительно просим поддержать законопроект и обращаем внимание на то, что этот закон касается всех религиозных организаций, традиционно и в соответствии с федеральным законом существующих на территории Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, проект закона рассматривается в первом чтении. Какие будут вопросы к докладчице? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет. Несколько слов хотел сказал Владыка Сергий. Можно прямо от микрофона. ВЛАДЫКА СЕРГИЙ, Архиепископ Солнечногорский, управляющий делами Московской патриархии. Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты, дорогие друзья! Я прежде всего хотел бы передать всем вам сердечное приветствие от Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и благодарность за ваш труд на благо нашей Родины - России и пожелать вам успехов в новом, наступающем 1999 году! Чтобы он был счастливым и для нашей страны, и благословенным для каждого из вас. Для церкви небезразлично то, что депутаты Государственной Думы заботятся о благосостоянии и единстве нашего государства. Мне хотелось бы только поблагодарить Елену Борисовну за ее выступление, и со своей стороны мне нечего, наверное, добавить. Я хотел бы действительно обратить ваше внимание на то, что понятие "церковь" включает не только лишь иерархию. Понятие любой религиозной организации нигде не включает только лишь служителей того или иного культа - это прежде всего народ. И церковь исходит в эти трудные времена прежде всего только из заботы о благосостоянии народа. Мы не можем бесконечно повышать цены на товары, которые выпускает наше производство. Это не только предприятие в Софрине, это также свечные заводы, которые есть в епархиях, это также гостиничный комплекс "Даниловский", который служит приютом для многих и многих малоимущих паломников, которые совершают паломничество или к святыням Москвы, или по пути из Москвы в другие страны. Я хотел бы поблагодарить вас за внимание. И хотел бы попросить вас, чтобы вы отнеслись с полным пониманием и доверием не только к представителям Русской православной церкви, но и к представителям всех религий, потому что эти поправки важны не только для нашей Церкви, но и для всех религий, которые действуют на территории России. И чтобы действительно нас бы не делили, как наши предприятия, как акционерные общества, но чтобы мы действительно могли бы отвечать и перед законом, и перед народом, и перед вами за то, как мы оправдываем то доверие, которое сегодня, надеюсь, вы нам окажете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, могу я поставить на голосование: принять законопроект в первом чтении? Ставлю на голосование: принять в первом чтении данный законопроект. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 05 сек.) Проголосовало за 351 чел. 78,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел. Результат: принято Принимается. Елена Борисовна, о введении в действие вы также несколько слов скажете, да? МИЗУЛИНА Е.Б. Это все в одном. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А-а, нет, это все вместе, да. Все, спасибо, спасибо. Это я просто другой документ читаю.